1 1 НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вопросы и ответы к аттестации педагогических работников на сайте диагностика.сдпк.рф.

1. Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере образования?

2. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является?

3. В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?

4. Сторонами трудового договора в образовательной организации являются:

5. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:

6. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального образования:

7. Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской Федерации на языке других народов?

8. С какими из перечисленных документов администрация образовательной организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей) при приеме?

9. Что является предметом педагогики?

10. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?

11. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

12. Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

13. Ведущим в становлении человека как личности является:

14. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?

15. Методы формирования сознания личности включают:

16. Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного процесса?

17. Что такое дидактика?

18. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется:

19. В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися складываются отношения:

21. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

22. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?

23. Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является предметом:

25. Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:

26. Для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия:

27. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

28. По И. П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:

32. Ведущим видом деятельности подростка является:

34. Кто является автором теории поэтапного формирования умственных действий?

35. Кто одним из первых в нашей стране разработал психолого-педагогическую концепцию проблемного обучения?

37. Средством невербального общения не является:

38. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:

39. Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в другого человека – это:

41. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:

42. Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и объяснение педагогических явлений, называется:

44. Главной организационной формой обучения является:

45. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:

46. Профессиональная компетентность педагога – это:

47. Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным усложнением и углублением знания, определяется как:

48. В примерной программе среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования предусмотрены следующие типы расчетных задач:

49. Приемы могут носить следующий характер:

50. Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные организационно-методические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как:

51. Разновидность словесного метода, применяемая на уроке при знакомстве обучающихся с историей открытий в области химии, биографией ученого, с описанием каких-либо химических явлений:

53. Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации и инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как:

55. Проблемное обучение раскрывается через:

56. Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом

57. Уважение личности ребенка, доверие к нему, создание в школе благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований детей означает реализацию принципа:

58. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений является:

59. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

60. Вариативная составляющая содержания образования:

61. Ценностные ориентации – это:

63. Содержание курса химии, достаточное для продолжения образования по химическим специальностям, определяется государственным стандартом:

64. Каково назначение лабораторного опыта на уроке

65. Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность, называются:

66. Каково назначение демонстрационного эксперимента?

67. Инновации в образовании – это:

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

а) круга государственных органов, организаций, учреждений;

б) круга должностных лиц;

в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);

г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

– законов РФ о поправках к Конституции РФ;

– федеральных конституционных законов;

– федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ в форме постановления и распоряжения. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ (ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ).

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор Российской Федерации – международный правовой акт, означающий международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (пп. “а” ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации”).

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Дополнительно см. Порядок подготовки текстов международных договоров Российской Федерации.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории “Сириус”, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее – законодательство об образовании).

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра “Сколково”, на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров, на территории Военного инновационного технополиса “Эра” Министерства обороны Российской Федерации и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

8.1. Нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории “Сириус” может устанавливаться специальное регулирование осуществления образовательной деятельности, в том числе в части государственной регламентации образовательной деятельности, в федеральной территории “Сириус”. Требования нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории “Сириус” по вопросам осуществления образовательной деятельности не могут быть ниже соответствующих требований, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы публичной власти федеральной территории “Сириус” вправе вводить экспериментальный правовой режим в федеральной территории “Сириус”, направленный на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных программ, образовательных технологий, образовательных ресурсов, средств обучения и воспитания, на основании принимаемой такими органами программы экспериментального правового режима, порядок разработки которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.06.2023 N 264-ФЗ)

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее “автором”, то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная правовая информация

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты – это индивидуально – правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации” нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только “в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается”.

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 “О положении Банка России “О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России” (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации” нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в “Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 – 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально – правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

Информация индивидуально – правового характера,имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально – правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

Общие черты этих актов:

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *