Методы формирования сознания личности включают
б) авторитет учителя;
Укажите правильный ответ.
а) этические беседы;
Укажите неправильный ответ.
Главная –
ФГОС –
Под педагогической технологией понимают совокупность. Общее понятие о педагогической технологии. История возникновения. Методологические основы. Понятие педагогической технологии
Исходя из общей
характеристики педагогических технологий,
можно дать следующее определение:
воспитательные
технологии – это
система научно обоснованных приемов и
методик, способствующих установлению
таких отношений между воспитателем и
воспитанниками, при которых в
непосредственном контакте достигается
поставленная цель –
приобщение воспитуемых к общечеловеческим
культурным ценностям.
С другой стороны,
технология
воспитательной деятельности
руководителя –
это совокупность методологических и
организационно-методических установок,
определяющих подбор, компоновку и
порядок задействования воспитательного
инструментария. Она определяет стратегию,
тактику и технику организации процесса
воспитания.
Стратегия
воспитания
определяет общий замысел, перспективы
и план достижения целей воспитания в
процессе решения практических задач.
Она базируется на новой концепции
воспитательной деятельности и ориентирует
субъектов воспитания на овладение
эффективной воспитательной практикой,
отказ от недееспособных сложившихся
стереотипов и решительное преодоление
имеющихся противоречий, недостатков.
Тактика воспитания
в соответствии с его стратегией определяет
систему организации воспитательной
деятельности в коллективе и с каждым
конкретным человеком. Она вырабатывается
на правовой основе, в соответствии с
научными рекомендациями и с учетом
реального уровня результатов воспитания.
Эффективность избранной тактики во
многом определяется комплексностью
задействования имеющихся сил, средств
и методов воспитания.
Техника воспитания
характеризует совокупность приемов,
операций и других действий педагога по
использованию воспитательного
инструментария для решения конкретных
задач. В это понятие включен ряд
компонентов: владение своим организмом
(мимика, пантомимика), управление
эмоциями, настроением (создание
творческого самочувствия), управление
своим вниманием, техника речи. Это одна
группа умений. Вторая группа связана с
умением воздействовать на личность и
коллектив. Эти умения обеспечиваются
дидактическими, организаторскими,
конструктивными, коммуникативными
способностями педагога и выражаются в
технике предъявления требований,
управления педагогическим общением,
организации коллективных творческих
дел и пр.
г) все ответы верны.
57. Методы организации деятельности
включают:
58. Этапы воспитательных дел в школе
включают:
59. Из перечисленных утверждений
выберите то, которое не выражает
особенностей воспитательного процесса:
60. Из перечисленных утверждений
выберите то, которое выражает
особенности воспитательного процесса:
в) уважение к личности;
61. Определите признак, не выражающий
гуманного воспитания:
а) уважение прав и свобод личности;
б) полная свобода действий;
в) уважение позиции ученика;
г) поощрение добрых дел.
62. Определите наиболее полное определение
требований личностного подхода:
а) личностный подход требует учета
индивидуальных особенностей воспитанника;
б) личностный подход указывает на
необходимость учета возрастных
особенностей в воспитании;
в) личностный подход предполагает
участие воспитанников в совместном
обсуждении программы воспитания;
г) личностный подход обязывает воспитателей
строить воспитательный процесс на
основе учета главных личностных качеств
– направленности личности, ее жизненных
планов и ценностных ориентаций, опираться
на возрастные и индивидуальные особенности
воспитанников.
63. Укажите в какой позиции сформулирована
общая цель воспитания:
а) гуманизация воспитания;
б) атеистическое воспитание;
в) воспитание гражданина;
г) умственное воспитание.
64. Укажите в какой позиции сформулирована
составная часть воспитания:
а) гуманитаризация воспитания;
б) эстетическое воспитание;
в) всестороннее и гармоническое
воспитание;
г) профессиональное образование.
65. Укажите в какой позиции сформулирована
конкретная часть воспитания:
а) демократизация воспитания;
б) нравственное воспитание;
г) трудовое воспитание.
66. Оценка результативности воспитательной
работы определяется конкретными
критериями. Отметьте наиболее правильно
отражающий критерий этой оценки:
а) систематическое и последовательное
совершенствование личности ребенка;
б) уровень воспитания детей;
в) хорошо организованный коллектив;
г) умение детским коллективом совместно
решать поставленные цели.
67. Детский коллектив – это :
а) постоянная, стабильная величина;
б) развивающиеся, функционирующие связи
детей;
в) зависимости объединения детей в
определенной деятельности;
г) подчинение меньшенства большинству.
68. Укажите какая позиция не соответствует
методам стимулирования положительного:
б) общественное мнение;
в) постановка перспективного поощрения;
а) система установления благоприятных
отношений между воспитанником и
воспитателем;
б) система научно-обоснованных методов
и приемов, способствующих установлению
таких отношений между воспитателем и
воспитанником, при которых достигается
заданная цель;
в) педагогическая деятельность
воспитателя, умеющего вести воспитанников
за собой.
г) система воспитывающих ситуаций.
1984
г. – авторитарное воспитание. Метод –
это воспитательное воздействие на
учащегося, который подразумевает способы
воздействия на сознание, волю и чувства
учащихся в целях формирования у них
убеждений и навыков коммуникативного
поведения.
1986
г. – Сластенин. Под методами понимаются
способы педагогического формирования.
1989
г. Даются характеристики понятия методы
воспитания: 1) метод воспитания определяется
целями и содержанием воспитания. 2)
Сущность метода воспитания заключается
в организаторской деятельности школьников
по освоению ими содержания воспитания
по формированию свойств личности. 3)
методы проявляются в организующих
целесообразную деятельность детей и
подростков, действия педагогов и
ученических коллективов. ( Бабанский).
Методы
воспитания
– способы организации совместной
деятельности педагогов и учащихся,
направленных на взаимное развитие,
совершенствование личности учащихся
в соответствии с целями воспитания.
Методы
воспитания
–
совокупность специфических способов
и приемов воспитательной работы, которые
используются в процессе организации
разнообразной деятельности учащихся
для развития у них потребностно-мотивационной
сферы, взглядов и убеждений, выработки
навыков и привычек поведения, а также
для его коррекции и совершенствования
с целью формирования личностных свойств
и качеств.
В
качестве основных выступают следующие
методы
воспитания:
а) убеждение,
6) положительный пример, в)
упражнение
(приучение), г)
одобрение,
д)
осуждение,
е)
требование,
ж)
контроль
за поведением, з)
переключение
на другие виды деятельности.
А)
Убеждение
– это такой метод воспитания, который
выражается в эмоциональном и глубоком
разъяснении сущности социальных и
духовных отношений, норм и правил
поведения, в развитии сознания и чувств
воспитуемой личности. Только
через механизмы содержательной и
эмоционально окрашенной разъяснительной
работы этот метод находит свое
педагогическое осуществление. Конечным
же результатом этого процесса должно
быть формирование твердой, глубоко
осмысленной и эмоционально пережитой
точки зрения по различным вопросам
отношения к окружающему миру, т.е.
убеждений
как
цементирующей основы сознания и
поведения.
Б)
Сущность положительного
примера
как метода воспитания состоит в
использовании лучших образцов поведения
и деятельности других людей для
возбуждения у учащихся стремления
(потребности) к активной работе над
собой, к развитию и совершенствованию
своих личностных свойств и качеств и
преодолению имеющихся недостатков.
При использовании положительного
примера в воспитании существенное
значение имеет учет особенностей
личностного развития учащихся. С
возрастом у школьников повышается
критичность в оценке поведения товарищей
и взрослых.
В)
Метод
упражнений
(приучения). В структуре личностных
качеств важное значение имеют навыки
и привычки поведения и деятельности.
Их
формированию способствует метод
упражнений,
или приучения.
А. С. Макаренко со всей определенностью
указывал на необходимость нравственной
натренированности воспитанников,
вооружения их моральным опытом. « Нужно,
— говорил он, — стремиться к тому, чтобы
у детей как можно крепче складывались
хорошие привычки, а для этой цели наиболее
важным является постоянное упражнение
в правильном поступке. Постоянные
же рассуждения и разглагольствования
о правильном поведении могут испортить
какой угодно опыт».
Как
писал Н. И. Болдырев, под
методом упражнений (приучения) понимал
многократное повторение действий и
поступков учащихся в образования и
закрепления у них необходимых навыков
и привычек поведения.
Сущность
упражнений (приучения) как повторения
одних и тех же действий и поступков и
вызывающих их потребностей и мотивов
поведения находит свое подтверждение
в физиологии и психологии. С
физиологической точки зрения, навыки
и привычки поведения представляют собой
результат повторения и закрепления
определенного образа действий,
определенных нервных связей между
организмом и средой.
Упражнения
(приучение) как общий метод воспитания
применяется для решения самых разнообразных
задач общественного, нравственного,
эстетического и физического развития
учащихся.
Г)
Методы
одобрения и осуждения.
Одобрение
как
метод воспитания есть не что иное, как
признание, положительная оценка поведения
или качеств учащегося со стороны педагога
или коллектива товарищей, выражаемые
публично или в личной форме. В
противоположность этому осуждение
выражается в неодобрении и отрицательной
оценке действий и поступков личности,
которые противоречат нормам и правилам
поведения.
Д)
Методы
требования и контроля.
Требование есть способ непосредственного
побуждения учащихся к тем или иным
поступкам или действиям, направленным
па улучшение поведения. Педагогическими
средствами этого метода являются
просьба, тактичные указания и распоряжения
учителей, классных руководителей,
директора школы и его заместителей. Его
эффективность определяющим образом
зависит от благожелательных отношений
между учащимися и учителями, от
педагогического такта и чуткости
последних.
Под
контролем понимается такой метод
воспитания, который выражается в
наблюдении за деятельностью и поведением
учащихся с целью побуждения их к
соблюдению установленных правил
поведения, а также к выполнению
предъявляемых заданий или требований.
Средствами осуществления контроля
являются: повседневное
наблюдение за поведением и работой
учащихся, индивидуальные беседы о
выполнении полученных заданий или
общественных поручений, отчеты школьников
перед товарищами о своей работе и
дисциплине.
Весьма
действенным оказывается этот метод,
когда нужно возбудить у ученика или
коллектива новые психические переживания,
например, сгладить появившуюся обиду,
снизить угнетающее воз-действие неудачи
или плохого настроения. Педагогическая
действенность данного метода связана
с тем, что, переключая
внимание ученика или целого коллектива
на новые виды деятельности, педагог
возбуждает у них новые психические
переживания, создает новые внутренние
установки в поведении и таким образом
усиливает свое воздействие на их
сознание, чувства и волевую сферу.
Технология
воспитания
– это система разработанных наукой и
отобранных практикой способов, приемов,
процедур воспитательной деятельности,
которые позволяют ей предстать на уровне
мастерства, иными словами, гарантированно
результативно и качественно. « КАК?» –
коренной вопрос технологии в области
воспитания. Технология воспитания
включает в себя определенную
последовательность
процедур:
Эффективность
технологии воспитания должна быть
оценена по тому, насколько она меняет
отношение ребенка к самому себе, как
действует на « Я – концепцию» и как
способствует самоопределению личности.
В
современной педагогической литературе
описаны десятки вариантов классификации
технологий воспитания: В. П. Беспалько,
М. В. Кларин, Ф. А. Мустаева, Л. Е. Никитина,
И. П. Подласый, Г. К. Селевко.
Примером
технологии воспитания является технология
организации «ситуации успеха» (идеи
Н. Е. Щурковой):
Технологический
алгоритм воспитательного мероприятия:
Условия
выбора методов воспитания.
(1704-1795), Ф. И. Янкович (1741-1814). Воспитание и образование в России в ХIХ веке. Закрытые учебные заведения. Женское образование. Отечественные педагогические теории, и их воплощение в практике воспитания и образования. Модель системы образования в дореволюционной России.
Подготовьте доклады, сообщения по теме занятия (Не более 5 мин)
Воспитание, образование и педагогическая мысль в России в VI-XVII вв.
Крещение Руси и начало развития школ. Церковно-религиозная педагогика.
Семейная жизнь и воспитание детей. ( X-XVII вв). Средства народной педагогики.
Деятели просвещения XVIII века: М. В. Ломоносов (1711-1765), И. И. Бецкой (1704-
Дворянское воспитание в России.
Педагогические взгляды М. В. Ломоносова.
Труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания».
Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
Педагогические теории, и их воплощение в практике воспитания и образования (К. Д. Ушинский, Н. А. Корф, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий).
Вопросы и задания для обсуждения
Осмыслите влияние христианства на развитие отечественного образования и педагогической мысли.
духовно-нравственные ценности утверждались русской педагогической мыслью? Какие из них можно отнести к национальным ценностям непреходящего значения.
Осмыслите, в чем особенность трактовки К. Д. Ушинским педагогики и воспитания как искусства.
Сопоставьте идею народности воспитания К. Д. Ушинского с современным состоянием народного образования.
Осмыслите свои представления о концепциях свободного воспитания в отечественной педагогике. Какие идеи привлекают к ним современных педагогов и родителей?
ТЕСТ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ К РАЗДЕЛУ 1
Определите предмет педагогики.
Предметом педагогики считается воспитание и обучение человека на всех возрастных этапах его развития (как особая функция общества).
Предметом педагогики является изучение процесса образования и обучения подрастающих поколений.
Предметом педагогики является поиск новых, эффективных образовательных систем, удовлетворяющих запросы личности, общества и его экономики.
Предметом педагогики является теоретическое обоснование способов передачи знаний и их практического использования.
Определите, в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических наук.
Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология, дошкольная педагогика, история школы.
Дидактика, психология, история педагогики, теория воспитания, логопедия, военная педагогика, инженерная педагогика, производственная педагогика, медицинская педагогика, культура воспитания.
Общая педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика средней школы, педагогика
среднего специального образования, педагогика высшей школы, педагогика взрослых, педагогика молодежного движения,
Олигофренопедагогика, методики преподавания отдельных дисциплин, профессиональная педагогика, возрастная психология, педагогика клубной работы, педагогика семейного воспитания, этнопедагогика.
Укажите, в какую группу включены основные методы научно-педагогических исследований.
Обобщение педагогического опыта, тестирование, анкетирование, моделирование, алгоритмирование, изучение уровня воспитанности учащихся.
Эксперимент, педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение передового педагогического опыта, анкетирование, рейтинг, методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей.
Анализ, синтез, дедукция, эксперимент, социометрические измерения, анкетирование, метод компетентных оценок, интервьюирование.
Беседы, лабораторные работы, упражнения, изучение продуктов деятельности, анкетирование, анализ.
В какую группу включены основные категории педагогики?
Класс, учитель, воспитание, обучение.
Развитие, воспитание, умения, навыки.
Воспитание, развитие, образование, обучение.
Знания, наследственность, воспитанник, методы воспитания.
Выберите наиболее полный ответ. Развитие это:
Накопление количественных изменений в организме человека:
Становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности.
Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
Укажите среди перечисленных факторы генезиса образовательных институтов.
Политические, правовые, нравственные и иные отношения, развитие целеполагающей деятельности людей.
Преемственность социального опыта и социализация индивида, усложнение характера труда.
Развитие культуры, науки, общественной мысли, усложнение способов передачи информации.
Развитие письменности, разделение деятельности человека на умственный и физический труд, требования общественного производства, экономики, потребности прогресса
Какая античная система носила государственный, военно-физический характер и была ориентирована на подготовку воина?
Кто из названных педагогов считается основоположником европейской педагогики и теоретиком классно-урочной системы обучения?
Основоположником научной педагогики в России является:
Ф. И. Каптерев.
. Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понимается как:
Понятие «задатки» характеризует:
РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
: сформировать у студентов понятие о сущности педагогического процесса, его движущих силах и структуре; дать представление о педагогической теории как системе идей, концепций, обобщающих практический опыт .
Тема. 5. Педагогический процесс: понятие, структура, компоненты Тема 6. Педагогическая деятельность Тема 7. Объекты и субъекты педагогического процесса Тема 8. Педагогическая технология Тема 9. Педагогическая инноватика.
: процесс, целостность, целостный педагогический процесс, педагогическая теория , принципы, содержание, методы, средства, формы; педагогические взгляды, педагогическая теория (концепция), педагогическая система, деятельность, педагогическая деятельность, компетенция, технология, социальная технология, педагогическая технология, образовательная технология, процедуры, операции, алгоритм, инновация, новшество, нововведение
Авдеев В. М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей . . // Социально-гуманитарные знания, 2006, № 6.
Агафонова А. С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие. С Пб: Питер, 2003
Голуб Г. Б. и др. Парадигма актуального образования// Вопросы образования, 2007,
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения.- М., 2000.
Каменская Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2006.
Кукушкин В. С. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: – Ростов на/Д: МарТ, 2006.
Маричев И. В. Инновационная стратегия развития образовательного пространства // Высшее образование сегодня, 2007, №10, с.50-55
Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность теория и практика: учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2006
Основы педагогики: Учеб пособие / под об. Ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003
Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: “Академия”, 2002.
Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие. – М.: Академия, 2006
Подласый И. П. Педагогика. Книга 1.- М., 2003
Психология и педагогика /Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х томах. М.: НИИ школьных технологий, 2006
Смышляева Л. Г. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие, – Томск, изд-во ТПУ, 2007
Столяренко А. М. Общая педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2006
Технология социальной работы: учебник /А. А. Чернецкая и др. – Ростов на/Д: Феникс,
Тема 5. Педагогический процесс: понятие, структура, компоненты
Сущность и структура целостного педагогического процесса .
Правила реализации принципов педагогического процесса.
Вопросы и задания для обсуждения и самоконтроля
Назовите закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Приведите примеры правил реализации принципов педагогического процесса
Как проявляется взаимовлияние и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в рамках единого целостного педагогического процесса?
Установите иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, деятельность, обучение, воспитательное взаимодействие. Какое из них стоит особняком?
Что означает понятие «педагогическая система»?
Назовите функции школы и учреждений дополнительного образования в целостном
Укажите правильную последовательность осуществления педагогического процесса
a. Осуществление педагогического взаимодействия в различных видах деятельности и
b. Регулирование и корректировка совместной деятельности.
c. Выявление возникших отклонений, трудностей, ошибок и причин этого. d.Диагностика, целеполагание и планирование.
Проектирование мер по устранению ошибок, постановка новых педагогических задач.
Анализ полученных результатов.
g. Организация обратной связи в ходе совместной деятельности и общения.
1___; 2___; 3___; 4___;5___; 6___; 7___ .
Темы для самостоятельной исследовательской работы.
Органическое единство обучения и воспитания.
Педагогическая, методическая и психологическая структура педагогического процесса.
Тема 6 Объекты и субъекты педагогического процесса.
Занятие 1. Личность ребенка как объект и субъект воспитания Занятие 2. Семья, как субъект педагогического взаимодействия Занятие 3. Педагог как субъект педагогического процесса .
Понятия «личность» и «развитие личности»: междисциплинарный подход.
Антропологический подход к личности.
Возрастные и гендерные характеристики личности.
Социологический подход в рассмотрении проблем личностного развития.
От чего главным образом зависит развитие способностей, интересов и дарований школьников?
Какие факторы влияют на формирование личности ребенка.
Перечислите основные закономерности развития человека.
Целенаправленное и стихийное воздействие на личность социальной среды.
Личность ребенка, его характеристика, возрастные особенности.
В чем сущность основных концепций возраста?
Что такое акмеология?
Возможно ли развитие личности в период зрелости? Обоснуйте свои взгляды.
Определите существенные различия между понятиями «индивидуальность» и «личность». Какое значение для педагогики имеет смешение этих понятий?
В чем состоит ценностная разница между традиционным и альтернативным ему гуманистическим подходом к образованию, “жесткими” и “мягкими” педагогическими подходами?
Выделите наиболее существенные с вашей точки зрения признаки личностно ориентированной парадигмы образования.
Как вы понимаете высказывание А. Г. Асмолова и А. В. Петровского, приведенное в Российской педагогической энциклопедии: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?
Раскройте суть влияния на развитие личности следующих факторов: наследственности, деятельности; географической среды; социальной среды; общения; национальной принадлежности, воспитания
Попытайтесь проанализировать, что вы унаследовали от родителей и своих предков. С этой целью постройте генеалогическое древо своей семьи. Особенное внимание обратите на проявляющиеся в вашей семье задатки к определенным видам деятельности.
Ф. Аквинский называл женщину изуродованным мужчиной, а Ш. Летурно писал, что женщина была первым домашним животным человека. В ХХ веке наблюдалась другая крайность: общество стремилось видеть в женщине специалиста больше, чем мать или жену. Это правильно? Почему? Должна ли педагогика оставаться «бесполой»?
Исследуя причины появления способных, талантливых людей, некоторые ученые утверждают, что талантливые дети рождаются от родителей, которым в это время исполнилось 35-45 лет, и которые к этому периоду приобрели достаточный социальный опыт. По их мнению, можно предположить существование некоего биологического канала передачи информационных способностей родителей детям.
Как вы относитесь к этому утверждению?
На позициях какой теории стоят авторы подобных суждений?
В чем состоит педагогический смысл аналогии человека с хамелеоном?
В какой мере данное суждение отражает научные подходы к социализации личности?
Целью какой античной системы воспитания являлось формирование гармонически развитой личности?
Каковы возможности целенаправленного воспитания в современных условиях?
Какова роль средств массовой информации в социализации личности?
Роль самовоспитания в развитии личности.
Факторы развития личности.
Гендерные исследования возраста.
Характеристика современной семьи, ее.
Современная семья , ее функции и проблемы.
Типы современной семьи, демография семьи.
Роль семьи в развитии личности
Исторический аспект семейного воспитания;
Современное воспитание детей в семье;
Опыт российской педагогики в осуществлении семейного воспитательного процесса;
Каковы возможности и ограничения влияния семьи на ребенка (формальное, неформальное).
Каковы пути социализации личности в семье?
Как влияет стиль родительского поведения на социальное развитие ребенка?
Какие модели родительского поведения вы знаете?
Назовите типичные проблемы семейного воспитания в современной России.
Как изменяется роль и значение семьи по мере взросления ребенка?
Положительные и отрицательные стороны материально-ориентированной модели
Выберите единственно верное утверждение:
Современная семья может выполнять свои воспитательные функции лучше, чем в настоящее время;
Советы педагогов не влияют на качество семейного воспитания;
по-разному влияют на воспитание ребёнка, он растёт всесторонне развитым;
Культура семейного воспитания полностью утрачена.
Отметьте вариант, названные понятия в котором тождественно равны по смысловому
демократический и либеральный стили;
авторитарный и попустительский стили;
либеральный и попустительский стили;
авторитарный и демократический стили.
Из предложенного перечня стилей родительского отношения выберите тот, который
А. С. Макаренко называл «авторитетом любви»:
Для каких моделей семейных отношений характерны, на Ваш взгляд, приведённые ниже принципы семейного воспитания? Выберите единственно верный ответ:
для семьи, уважающей детей и для отзывчивой семьи;
для отзывчивой и материально-ориентированной семьи;
для враждебной и антисоциальной семьи;
материально-ориентированнной семьи и для семьи, уважающей детей.
Что представляет собой интеллектуальное воспитание? Из имеющихся вариантов ответов выберите один верный:
Это воспитание непреходящих моральных ценностей;
Это воспитание, призванное развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
Это заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, развитии их познавательных интересов, способностей и задатков;
Это формирование у ребёнка здорового образа жизни (соответствующего распорядка
дня, правильного питания, закаливающих процедур)
Что, исходя из вышеизложенного теоретического минимума, оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания? Выберите верный вариант.
Личный опыт родителей;
Знание родителями своих детей;
Педагогическая культура родителей;
Предпочтение совместной деятельности.
Языческая семья и ее нормативная модель.
Общехристианская модель семьи.
Современная семейная политика
Семья, как социокультурная среда воспитания и развития личности.
Интеграция воспитательных функций, возможностей семьи, школы и социальной среды
Правила семейного воспитания;
Профессионально значимые качества личности педагога.
Педагогическая деятельность и ее особенности
Структура педагогической деятельности.
Модели педагогической деятельности (принуждения, полной свободы, сотрудничества)
Какие модели педагогической деятельности вы знаете
Какова роль и место творчества в структуре профессиональной педагогической деятельности?
Каковы особенности педагогического общения у преподавателей различного уровня профессионализма?
В чем педагогический смысл эффектов общения?
Как влияют различные педагогические стили руководства на эффективность педагогической деятельности?
Какова роль эмпатии в педагогическом общении и в познании педагогом личности учащегося?
эффективность различных форм педагогической деятельности
Сопоставьте следующие высказывания.
1918. – С.30)
Ошибочно думать, что самое главное – это чтобы лектор умел преподать суть вопроса и не обращал внимания на форму преподавания. Я могу говорить самые умные речи, но если они будут скучно изложены, то вы их не воспримите (Пирогов Н. И. Правда жизни. –
М., 1960. – С.29)
Как, по-вашему, влияет на образовательную функцию речь преподавателя? Есть ли у большинства из них подобные проблемы? Проведите свое исследование. Подберите свои примеры из художественной, публицистической литературы.
Какое отношение к педагогической деятельности имеет это высказывание К. С. Станиславского?
Отбор и организация учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть _____________ педагогической функции:
какую-либо педагогическую систему (по вашему выбору, например система Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского и т.д.) и проанализируйте ее Автор. Главная идея. Цель педагогической системы. Содержание. Особенности деятельности педагога. Особенности деятельности учащегося. Особенности общения в рамках системы. Особенности взаимодействия с окружающей средой.
Педагогическая культура учителя, преподавателя.
Сущность и структура педагогической деятельности
Критерии профессионализма педагогической деятельности.
образование и подготовка педагогических кадров.
Возникновение педагогической профессии.
Педагогические традиции и авторские педагогические системы
1. Понятие педагогической технологии.
2. Научные основы педагогической технологии
Раскройте сущность педагогической технологии.
Приведите классификацию технологий обучения.
Назовите последовательность разработки технологии обучения, основные шаги.
Проектирование содержания дисциплины, форм, методов и средств обучения.
Дайте характеристику принципов проектирования и тенденций развития современныхобразовательных технологий.
Открытая система интенсивного обучения и ее преимущества.
В приведенном ниже перечне отметьте критерии технологичности:
научность; 2) последовательность; 3) активность; 4) концептуальность; 5) доступность; 6) идейность; 7) сознательность; 8) управляемость; 9) обучаемость; 10) эффективность;; 11) закономерность; 12) воспроизводимость; 13) прочность; 14) планомерность; 15) действенность; 16) тройственность; 17) эмоциональность; 18) системность.
Вставьте ключевые слова.
Педагогическая технология – это _______________ выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем общения с детьми, производимый в целях ________________ как субъекта окружающей действительности Воспитаниеэто ________________процесс, который совершается в ___________независимо от воли и желания педагога.
Оценить – значит «установить __________________ чего-нибудь».
Педагогическое требование – это __________________ ребенку в процессе воспитания
_____________________ и поведения
Проведите анализ любой педагогической технологии по предложенной схеме:
Идентификация. 2. Название технологии. 3. Концептуальная часть (описание идей, гипотез, принципов технологии) целевые установки и ориентации; основные идеи и принципы; позиция ребенка в образовательном процессе. 4. Особенности содержания образования: ориентация на личностные структуры; объем и характер содержания образования; дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения. 5. Процессуальная характеристика: особенности методики, применения методов и средств обучения; мотивационная характеристика; организационные формы образовательного процесса; управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция); категория учащихся, на которых рассчитана технология. 6. Программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы; учебные и методические пособия; дидактические материалы; наглядные технические средства обучения; диагностический инструментарий. 7. Критерии оценки педагогической технологии: эффективность; результативность.
Теоретические основы педагогической технологии.
Классификация педагогических технологий
Структурные компоненты воспитательной технологии
Воспитательные
технологии включают следующие
системообразующие компоненты:
диагностирование, целеполагание,
проектирование, конструирование,
организационно-деятельностный
(содержательный) и контрольно-управленческий
компоненты.
Так же, как для
технологии обучения, для технологии
процесса воспитания имеет огромное
значение диагностично поставленная
цель. Это главный компонент деятельности
педагога, определяющий успех воспитательной
технологии. Диагностично поставленные
цели воспитания предполагают их
формулировку через результаты, которые
ожидает педагог.
В формулировке
диагностичных целей должно содержаться
действие – понимает, знает, умеет,
проявляет интерес.
Когда цель определена
и сформулирована, проводится предварительная
оценка уровня воспитанности или уровня
сформированности определенного качества
личности (например, дисциплинированности,
аккуратности) или целого комплекса
качеств и умений (например, умения
устанавливать отношения с людьми в
коллективе, умения самовоспитания,
саморазвития).
Следующим шагом
является разделение педагогического
процесса на компоненты (элементы, звенья,
составные части), которые позволяют
осуществлять воспитание на технологическом
уровне. Этот этап включает в себя отбор
содержания, форм, приемов и методов
воспитания. В этом процессе реализуются
опыт и мастерство педагога, его
профессионализм, педагогическая интуиция
и знание психологических особенностей
детей.
Содержательный
компонент наряду с правильно поставленной
диагностичной целью определяет успешность
и характер воспитательной технологии.
От них зависит, будет ли воспитательная
технология информационной или развивающей,
традиционной или личностно-ориентированной,
продуктивной или малоэффективной. В
основном эффективность воспитательной
технологии зависит от того, насколько
концептуально увязаны между собой цели
и содержание деятельности.
Так же, как и для
технологии обучения, характерной
особенностью воспитательной технологии
является возможность воспроизведения
воспитательной цепочки и ее пошаговый
анализ. Хорошо разработанная воспитательная
технология характеризуется тем, что
при отсутствии хотя бы одного звена вся
технология «перестает работать». Таким
образом, «воспроизведение» воспитательного
процесса, его пошаговый анализ становятся
возможными при технологическом подходе
и необходимыми при каких-либо «сбоях»
в технологии.
Рассмотрим
пример воспитательной технологии –
технологии организации и проведения
группового воспитательного дела (по
Н. Е. Щурковой).
Общая воспитательная
цель любого группового дела – формирование
ценностных отношений к миру, к людям, к
труду и к себе. На основе диагностики и
учета возрастных и индивидуальных
особенностей детей эта цель конкретизируется.
Технологическая
цепочка любого воспитательного дела
следующая:
Эта логическая
цепочка практически не отличается от
традиционного подхода к проведению
воспитательного мероприятия. Но для
осуществления воспитательной технологии
необходимо выполнение следующих правил
или условий, которые будут определять
характер, работоспособность и эффективность
воспитательной технологии:
Успешность
воспитательных технологий в определенной
степени зависит от специфики ситуативных
условий, причем количество этих переменных
весьма велико и включает в себя возраст
и индивидуальные особенности детей,
характер и мастерство педагога, их
взаимоотношения, психологический климат
в школе и классе, наличие коллектива и
уровень его развития, а также многое
другое, вплоть до природно-погодных
условий, не говоря уже о самочувствии
и психическом состоянии детей и взрослых
на данный момент.