акмеологическое развитие профессиональных компетенций

Предмет новой психолого-педагогической науки – акмеологии (ее представители А. Рыбников, Б. Ананьев, Н. Кузьмина, А. Деркач и др. ) – это наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерности психического развития личности в период расцвета (акме); многовершинность процесса восхождения к профессионализму.

Понятие «акмеология» (от греч. акте – высшая степень чего-либо, высшая точка, расцвет, зрелость) в научную терминологию ввел в 1928 г. профессор Н. Рыбников, обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости.

Предметом акмеологии также являются субъективные и объективные факторы, способствующие: достижению вершин профессионализма, творческого долголетия специалистов; организации обучения будущих специалистов профессионализму, совершенствованию и коррекции их деятельности. К объективным факторам относят качество полученного образования. К субъективным – талант и способности человека, его ответственность, компетентность, умение эффективно решать производственные задачи. Важнейшими факторами достижения вершин профессионализма являются задатки, одаренность, способности, талант, условия семейного воспитания, качество учебных заведений, самосовершенствование.

Первичность акмеологии по отношению к уже сложившимся наукам о человеке заключается в том, что она исследует весь жизненный и профессиональный путь человека. При этом весьма важно

то, что акмеология изучает проблемы совершенствования и коррекции профессиональной деятельности (способы разрушения отрицательных стереотипов и формирование положительных, обеспечение творческих решений производственных задач). Акмеология исходит из того, что вершин профессионализма человек достигает сам.

Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности. Профессионализм личности формируют потребность в его достижении, анализ меры продвижения в направлении к нему, поиск причин, содействующих и препятствующих его получению (А. Деркач, Н. Кузьмина).

Акмеология, изучая соотношение профессионализма и творчества, выделяет следующие категории: творческую индивидуальность, процесс саморазвития и самосовершенствования, креативный опыт, созидание как результат самообновления.

Все эти категории акмеологии составляют базисные основы профессиональной педагогики. Кратко охарактеризуем основные ее категориальные направления.

Профессиональная деятельность – личностная категория, созидательный процесс и результат творческой деятельности. Это дает возможность создать систему взглядов на целостное изучение этого вида деятельности в русле акмеологии. В системно-ориентированных исследованиях профессиональная деятельность более ярко и профессионально раскрывается в анализе личностной, регулятивно-коммуникативной и результативной подсистем креативной парадигмы*. Система психических явлений, многоуровневая и иерархическая, включает ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами (Б. Ломов). Можно выделить три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, в которой реализуется функция познания;регулятивную, обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в процессе общения человека с другими людьми.

* Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – исходная модель постановки проблем и их решения. – Примеч. ред.

Будущий специалист, используя свои знания и способности в профессиональной деятельности, обязательно включится в творческий процесс, добиваясь положительного результата, который выражается не только в материальных и духовных ценностях, но и в преобразовании личности этого специалиста в ходе создания нового продукта. Учитывая это, можно предположить, что профессиональная деятельность образует трехуровневую структуру, где основанием служит рефлексия – осмысление своей поисково-творческой деятельности личностью; созидательно-преобразовательная деятельность и сотворчество.

Большое значение структуры профессиональной деятельности для рефлексии имеет рассмотрение соотношения творчества и профессионализма. Профессионализм несет в себе скрытое противоречие. С одной стороны, дифференциальные признаки, отличающие одну профессию от других, ведут к системе требований, несоблюдение которых лишает человека имиджа профессиональности. С другой стороны, чем выше уровень сложности задач, чем ближе к акмеологической характеристике мастерства, тем чаще проявляется стремление к инновациям, к нарушению старых норм и к созданию новых продуктов и способов работы, не совпадающих с общепринятыми. Инновационная устремленность ведет за собой творческое самовыражение, не умещающееся в привычных рамках. Чем более близка вершина достижений, которую превосходит творец-новатор, тем больше несоблюдений нормы он демонстрирует, вовлекает в это игнорирование все больше других людей. Выход за пределы сложившихся стереотипов, норм, установок осуществляется во взаимодействии с другими людьми.

Первоначально сравнение опирается на критерии, специфичные для данного профиля, для всей профессии. Но более совершенная саморегуляция выходит за пределы профессии, привлекает общекультурные средства и способы, когда включаются интеллектуальные и духовно-ценностные культурные критерии наряду с индивидуальными и личностными качествами специалиста.

Следует остановиться также и на формах выражения индивидуальности в профессиональной деятельности. Возрастное психическое развитие характеризуется возрастающей индивидуализацией по мере взросления человека. Индивидуализация – это специфическая форма развития, которая может в труде иметь разные выражения:

индивидуальные различия как фрагментарные или эпизодические проявления непохожести в профессиональном поведении и деятельности;

индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности в труде. Если индивидуальные различия устойчиво захватывают сферу личности, то тогда говорят о наличии индивидуальности.

Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех компонентах профессиональной деятельности. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции учащегося в профессиональную среду, сравнения себя с другими. Для одних профессиональная деятельность – это путь самореализации, другие самовыражают себя в непрофессиональной сфере. Приобретая устойчивый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля профессиональной деятельности, т. обусловленной природными особенностями устойчивой системы способов и средств деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к достижению наилучшего результата (Климов Е. , 1967).

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности определяется природными, врожденными особенностями человека (состояние организма, нервной системы, высшей нервной деятельности), а также качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Механизмами становления индивидуального стиля профессиональной деятельности являются адаптация, компенсация, коррекция (Е. Климов). Адаптация – это использование человеком (осознанно или неосознанно) тех своих благоприятных природных качеств, которые способствуют успеху в деятельности. Компенсация – это выбор таких условий труда, которые помогают избегать те ситуации, в которых могут проявиться неблагоприятные качества специалиста. Коррекция – это обеспечение выполнения работы оптимальным, наилучшим образом.

В процессах адаптации, компенсации, коррекции поведение человека определяется логикой профессиональной деятельности и его психического развития. Однако на достаточно высоком уровне профессионализма человек может преодолеть границы нормативных требований профессии, осуществляя тем самым реконструкцию профессиональной деятельности, опережая требования профессии, внося творческий вклад в ее развитие, выходя при этом за пределы своих возможностей, исчерпав свои резервы. Можно предположить, что здесь процесс развития специалиста не ограничивается механизмами адаптации, компенсации и коррекции, а включает новые, пока мало изученные механизмы, которые приводят к появлению творческого стиля деятельности.

На определенном этапе выполнения своей профессиональной деятельности специалист становится в ней индивидуальностью. Это самое позднее образование. Выделяют несколько признаков индивидуальности: неповторимость, целостность, относительную закрытость и автономность, непроницаемость для внешней среды, самость и самобытность, активность, творчество. В этой связи и появляется термин «творческая индивидуальность». Индивидуальность складывается в результате уникального индивидуально неповторимого сочетания обстоятельств жизни человека, в которых он реализует и развивает свои возможности и способности.

Становление индивидуальности означает самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию, самоотдаче своих способностей для других. Человек строит свою индивидуальность непосредственно для себя, но вместе с тем и для других. Он индивидуализируется не для того, чтобы окончательно замкнуться в себе, а для того, чтобы утверждать себя в обществе. Индивидуальность, целостность профессионала наиболее ярко проявляется тогда, когда она сочетается с высокой духовностью, гуманистической направленностью.

Творческая индивидуальность проявляется как высшая характеристика профессионального творчества. Она является личностной категорией, которая включает: интеллектуально-творческую инициативу; интеллектуальные способности, широту и глубину знаний; чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу; информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, профессионализме, жажду познания.

Основные функции реализации творческой индивидуальности можно определить следующим образом: обогащение культуры, определяющейся критерием общественной значимости; преобразование педагогического процесса и личности; нахождение новых технологий, определяющихся по критериям продуктивности и значимости; саморазвитие на основе самоопределения, самовыражения личности.

Формирование творческой индивидуальности учителя – это динамический инновационный процесс преобразования и саморазвития личности. Ядром творческой индивидуальности является продуктивное самосознание, подразумевающее: осознание неповторимости личности при сравнении себя с другими; совокупность креативных проявлений и представлений о себе; целостность и гармоничность, внутреннее единство индивидуальных особенностей творческой работы; динамичность и непрерывность процесса собственного саморазвития личности и становления ее как творца; самоутверждение личности и осознание собственной компетентности; самореализация творца и осознание собственной значимости в личностном и социальном аспектах.

Франкл отмечал, что неповторимость каждого человека и своеобразие всей его жизни являются неотъемлемыми составляющими смысла человеческого бытия. Следует отличать своеобразие, о котором идет речь, от чисто внешней непохожести на других, ибо последняя сама по себе ценности не представляет. Тот факт, что один человек отличается от другого по рисунку отпечатков пальцев, еще не выделяет его как личность. Уникальность – однако, это качество не только ситуации, но и жизни как целого, поскольку жизнь – это вереница уникальных ситуаций. Человек уникален как в сущности, так и в существовании.

В длительном пути изменений и развития личностные механизмы появляются раньше, чем наступает акмеологически значимый период. Важное значение здесь имеют отношение человека к будущему и настоящему, его исследовательская активность. Часто он стоит перед выбором: продолжить действовать так же, как всегда, или изменить траекторию движения, строить новое поведение. Сущность нового лежит в отчуждении от части своего поведения, в согласии на его изменение. В новой логике происходит рассогласование с самим собой и его преодоление.

Личностный тип поведения опирается на способность к субъектному поведению и превосходит его в связи с иным отношением к затруднениям в действии. Если будущий специалист предрасположен к принятию нормы, к тщательному ее пониманию и выработке способа реализации, к использованию рефлексии для нахождения способа коррекции поведения, если появились отклонения от нормы, то можно предположить, что личность предрасположена к нахождению более совершенных форм и методов деятельности, к глубокому пониманию содержания. Поэтому в основе инновационного поведения лежат идеал и ценности совершенства, реализуемые в условиях профессиональной практики. Такое поведение проявляется в общении, выполнении профессиональных действий, в самоопределении, в протекании рефлексивных процессов и др. При ориентированности на изменение нормы и деятельности учащийся опирается на свою творческую потребность в новом.

Однако сама по себе эта потребность может быть ограничена безудержной инновационностью, постоянным введением нового содержания, ведущим к деструкции профессиональной деятельности. Такое поведение предопределяется манифестированием индивидуальных склонностей.

Личностный тип реагирования начинается с модификации нормы, что требует от человека творческих способностей. Личность только начинает демонстрировать новые возможности, открывающиеся благодаря трансформации норм и своих способностей. Она быстро переходит к новой проблематизации, к новым возможностям в инновационном процессе.

Сосредоточенность на поиске предопределена самодвижением потребности, неудовлетворенностью достигнутым. Риск усиливает поисковую направленность при предварительном прогнозе степени неопределенности и опасности зоны поиска. Мотивация творческой личности проявляется в большей степени именно в тенденции к риску, основанной на желании достичь и проверить свои предельные возможности, развить творческую индивидуальность.

Более специфическим звеном становится проблематизация, в которой концептуальное представление рассматривается как средство для выявления возможного несовершенства нормы и выработки удачной стратегии. Сама ориентация на новизну, наличие социокультурных ценностей вызывают максимальное развитие сознания и самосознания, что в своем применении концентрируется в постановке главных задач. Вовлечение мыслительной культуры, базирующейся на правильном оперировании понятиями и категориями, на их специальном конструировании, обеспечивает личности максимальную интеллектуальную мощь в проблематизации. Формирование же в себе собственных систем ценностей как средств максимального самоопределения, умения правильно ими пользоваться обеспечивает личности максимальный результат в профессионально-личностном становлении будущего специалиста.

Осознание недостаточности самоорганизации в процессе самоизменения ведет к необходимости регулярного самообразования, повышения квалификации. Рефлексия, осознание самообновления перестает быть случайным явлением. Если обучающийся попадает в условия, моделирующие эту рефлексию, он переводит образцы попыток в модели, в пределах которых сосредоточивается это осознание.

В деятельности специалиста всегда может наступить такой момент, когда обычные способы, процедуры не ведут на новый уровень решения профессиональных задач и проблем. В таком случае он прибегает к новым приемам и способам, включая механизмы анализа, прогноза возможных последствий, самооценки и др. Объективность анализа и самооценки обеспечивается соответствующим уровнем компетентности, корректности в использовании данных. Успешность получения результата во многом предопределяется личностными качествами:организованностью, работоспособностью, умением ограничивать возможную тревожность, приходить в определенных случаях к компромиссу, осторожностью в выдвижении категорических утверждений, умением уйти от конфликта, определенной совместимостью с другими участниками инновационного процесса. Эти и другие качества могут быть полезными лишь тогда, когда ситуация тщательно продумана, проанализирована.

Акмеологический анализ осуществляется в процессе жизнедеятельности человека и позволяет понять, как достигаются, удерживаются и преодолеваются вершины («акме») будущими специалистами, выявить роль специфических факторов, обусловивших движение вперед. Это особенно очевидно при анализе профессиональной деятельности, в которой индивидуальное творческое самовыражение подчинено критериям социокультурной среды. Имеющий большое практическое значение интегральный характер акмеологической науки стимулирует появление множества технологий, исследовательских методик.

Таким образом, акмеологический подход к анализу сущности профессионально-личностного развития специалиста позволяет осмыслить закономерности развития его личности в период профессиональной подготовки, соотнести индивидуальное и творческое начала, стимулировать осознанное выполнение им своей работы.

Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека.

Структура целей и задач акмеологической службы.

Направления деятельности и функции акмеологической службы.

Технологическое оснащение акмеологической службы.

Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе.

Ключевые слова: акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития, акмеологическая служба, акмеологический подход, личностно-профессиональное развитие, субъектно-профессиональная структура, успешность профессиональной деятельности, акмеолог.

– акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития – система средств воздействия на развитие человека, функционирующая в параметрах целевого, технологического и результирующего компонентов процесса развития личности как субъекта профессиональной деятельности;

– акмеологическая служба – структура, обеспечивающая с помощью различных средств успешность профессиональной деятельности и развития ее субъекта за счет актуализации личностного потенциала, сохранения и пополнения резервных возможностей субъекта деятельности в единстве с активизацией потенциала среды, направленного на создание психологически комфортных условий деятельности;

– акмеологический подход – основополагающий принцип целостного интегративного исследования личности в единстве с внутренними и внешними факторами ее развития: наследственностью, социальной средой, деятельностью, социальной субъектностью, предполагающий рассмотрение акмеологических механизмов, закономерностей, траекторий движения личности к вершинам своего развития;

– акмеолог – специалист психологического профиля подготовки, реализующий себя в деятельности по акмеологическому обеспечению личностного и профессионального развития человека; субъект деятельности акмеологической службы;

– личностно-профессионалъное развитие – количественное, качественное и структурное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности;

– субъектно-профессиональная структура – совокупность взаимосвязанных компонентов личности профессионала, обеспечивающих сохранение целостности, тождественности профессии и субъектности в ней личности при различных внешних и внутренних изменениях;

– успешность профессиональной деятельности – качественная характеристика деятельности специалиста в аспекте соответствия социально значимых результатов его профессиональной деятельности степени личной удовлетворенности ее процессом и результатами.

Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионалыюго развития человека

Акмеологическая служба входит в качестве составной части в систему акметехнологического обеспечения личностно-профессионального развития человека. Представляет собой особым образом организованную и структурированную совокупность средств, направленных на развитие личности как субъекта профессиональной деятельности.

Правовая основа деятельности акмеологической службы обеспечивается Кодексом законов о труде РФ, федеральными законами и законодательными актами того ведомства, в котором создана и функционирует данная акмеологическая служба (например, в системе образования – Законом РФ “Об образовании” и т. ), уставом учреждения, организации, в структуре которых находится служба, а также всеми их нормативными документами, и, наконец, Положением о акмеологической службе.

Акмеологическая служба может быть создана на различных уровнях функционирования ведомства: федеральном (в рамках деятельности различных структур федерального управления); региональном (в структуре учреждений регионального уровня); муниципальном (при самих муниципалитетах или их функциональных подразделениях); и первичном (непосредственно в учреждениях и организациях).

Акмеологическая служба, таким образом, может быть рассмотрена как структура, обеспечивающая с помощью различных средств успешность профессиональной деятельности и развития ее субъекта за счет актуализации личностного потенциала, сохранения и пополнения резервных возможностей субъекта деятельности в единстве с активизацией потенциала среды, направленного на создание психологически комфортных условий деятельности.

Основная цель службы: акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека.

Опосредованной целью службы является создание психологически комфортных условий для достижения успеха в профессиональной деятельности, а, следовательно, вытекающий из этого более широкий социальный контекст – социокультурное преобразование среды жизнедеятельности человека.

Более частными целями акмеологической службы являются:

– оказание психолого-акмеологической поддержки в личностно-профессиональном развитии;

– психологизация и педагогизация среды как фактора успешности профессиональной деятельности специалиста;

– психолого-акмеологическое обеспечение системы подбора, расстановки, аттестации и повышения квалификации кадров.

Цели акмеологической службы конкретизируются в ее задачах, к которым относятся:

– определение психологического содержания деятельности специалистов применительно к конкретной профессиональной области.

– изучение условий и факторов среды, влиящих на успешность профессиональной деятельности (рассмотрение среды возможно в широком и узком смысле этого понятия применительно к деятельности специалиста);

– исследование процесса и результатов успешности профессиональной деятельности госслужащего (по объективному и субъективному критерию: экспертное оценивание соответствия выполняемых функциональных обязанностей должностным и личностным особенностям специалиста, выявление проблемного психологического поля);

– определение особенностей личностно-профессионального развития конкретного специалиста, его личностно-профессионального профиля;

– выявление резервных возможностей личности в целях активизации личностно-профессионального потенциала;

– технологическое обеспечение личностно-профессионального развития;

– разработка акмеограмм и составление на их основе программ личностно-профессионального самосовершенствования;

– проведение мониторинга личностно-профессионального развития кадров;

– анализ получаемых данных, их теоретическое осмысление с целью выявления закономерностей движения личности к “акме”, ступени “акме” и зоны ближайшего и отдаленного развития.

Основы деятельности акмеологической службы базируются на трех компонентах: научном, прикладном и собственно-процессуальном.

Первый состоит в разработке теоретических и методических основ развития личности в процессе профессиональной деятельности на уровне психолого-акмеологического знания, моделировании успешной профессиональной деятельности специалиста в зависимости от специфики профессиональной деятельности, ее психологического содержания.

Второй компонент связан с отбором, разработкой технологий изучения и развития личности в процессе деятельности, составлением программ, рекомендаций личностно-профессионального развития специалиста, его профессиональной карьеры.

Третий заключается в реализации всех перечисленных выше функций и направлений деятельности в практике работы службы.

Акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития специалистов в рамках службы предполагает реализацию в ее работе следующих направлений:

– Информационно-аналитического, включающего целевые социологические и социально-психологические исследования факторов и условий, влияющих извне на успешность профессиональной деятельности специалистов; систематическое изучение проблемных ситуаций, сопровождающих профессиональную деятельность специалистов; анализ получаемых данных, их теоретическое осмысление с целью выявления закономерностей движения личности к “акме”, ступени “акме” и зоны ближайшего и отдаленного развития.

– Программно-целевого моделирования профессиональной деятельности кадров: разработка и апробация нормативной и прогностический модели профессиональной деятельности; акмеологических закономерностей достижения профессионального мастерства; выявление критериев, показателей и уровней успешности профессиональной деятельности; выработка акмеологически значимых эталонов деятельности (индивидуальной и групповой); разработка и обоснование психологического алгоритма продуктивного решения профессиональных задач в системе работы кадров администрации региона; разработка концепции оптимизации профессиональной деятельности специалистов данного ведомства, структуры, организации, учреждения; создание психологически обоснованной системы профессионально-нормативных требований к существующим на сегодняшний день специальностям и должностям, если таковые отсутствуют; исследование функциональных требований и условий деятельности; выяснение профессионально важных для этих специальностей, квалификации личностно-профессиональных характеристик.

– Мониторинг личностно-профессионального развития специалиста: разработка экспертных процедур психологического анализа и прогнозирования успешности профессиональной деятельности специалистов, оценки их компетентности; отбор и разработка инструментария личностно-профессиональной диагностики; методик прогноза индивидуальной служебной перспективы с учетом личностного потенциала работника; разработка психолого-акмеологических основ подбора, отбора, расстановки и аттестации сотрудников; психолого-акмеологическое обеспечение таких процедур; отслеживание процессов профессиональной адаптации, профессионального роста и создание банка данных о личностно-профессиональном развитии специалистов; разработка научно-практических рекомендаций по проведению психолого-акмеологической экспертизы для различных профессиональных сфер деятельности кадров.

– Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития специалистов (психоконсультационная, коррекционная и тренинговая работа): оказание психологической поддержки руководителю в решении его профессиональных и личностных проблем; психологическое обеспечение принятия и реализации управленческих решений; формирование и коррекция имиджа руководителя; проведение акмеологических тренингов по выработке оптимальной стратегии и алгоритма успешной профессиональной деятельности; формирование “команды” руководителя по критериям психологической совместимости; проведение индивидуальных психотерапевтических консультаций, занятий по релаксации и психотерапии с целью гармонизации самооценки и межличностных отношений; отбор, разработка и использование технологий регулирования межличностных отношений; акмеологическое консультирование по результатам комплексного диагностического обследования; разработка акмеограмм и составление совместно с сотрудником на их основе программы личностно-профессио-нального самосовершенствования последнего.

– Кадровое развитие (организационно-методическая работа): определение целесообразности для каждого специалиста того или иного вида обучения и выявление его временных параметров; психолого-акмеологическое обеспечение процесса обучения специалистов непосредственно по месту работы; пропаганда психолого-акмеологических знаний; психопрофилактическая работа.

В деятельности акмеологической службы реализуются функции: обратной связи; диагностическая; оценочная; психотерапевтическая; коммуникативная; прогностическая; стимулирующая; конструктивная; профилактическая; пропедевтическая; просветительская; информативная.

Использование полученных в результате работы акмеологической службы данных предполагается в областях:

– разработки профессиограмм и акмеограмм специалистов – обоснование функциональных психолого-профессиональных требований к личности специалиста данной сферы;

– подборе, отборе и аттестации кадров – разработка системы критериев, показателей и уровней продуктивности профессиональной деятельности специалистов;

– ротации кадров – выявление ролевых позиций кадров различных уровней, мониторинг личностно-профессионального развития;

– преобразовании профессиональной среды, оптимизации условий профессиональной деятельности.

Технологии, применяемые в работе акмеологической службы можно разделить на два вида: диагностические инструментарии изучения личностно-профессионального развития и акмеразвивающие технологии.

Диагностические инструментарии включают традиционные методы диагностики: наблюдение (включенное, опосредованное), позволяющее провести первичный анализ и оценку особенностей личностно-профессионального развития специалиста или особенностей коллектива, группы; экспертный опрос, беседа, позволяющие выявить проблемное психологическое поле деятельности специалиста. Особую значимость имеет психобиографический метод, использование которого дает возможность установить предопределенность особенностей личностно-профессионального развития и проблем такого развития. Наиболее часто применяемым является метод психологического тестирования, позволяющий получить данные на основе самооценки испытуемого. Данный метод имеет как позитивные, так и негативные стороны. Последнее в определенной степени снимается за счет использования батареи тестов, позволяющей оценить личность многоаспектно, а также перепроверить данные, полученные с помощью одного теста, данными другого.

Исходными при отборе психодиагностических инструментариев для работы акмеологической службы являются следующие положения:

– наличие концептуального подхода к оценке личности специалиста;

– направленность методов на получение информации для составления акмеологического диагноза и прогноза;

– четкость критериев и показателей успешного специалиста в данной деятельности (основой может служить профессиограмма специалиста);

– учет основных (типичных) для данной профессиональной деятельности профессиональных деформаций личности;

Главное назначение диагностического инструментария, используемого в работе акмеологической службы – единство оценки психологической готовности личности к достижению успеха в деятельности и стимулирования рефлексивно-оценочной сферы ее самосознания, побуждения к саморазвитию в процессе деятельности.

Подбор диагностического инструментария осуществляется на основе концепции оценки личностно-профессионального развития специалиста той или иной сферы, разрабатываемой акмеологами или принимаемой ими из числа разработанных психолого-акмеологической наукой.

Концепция служит основой для разработки программы диагностического оценивания личностно-профессионального развития специалиста, включающей в себя описание используемых диагностических инструментариев, этапы акмедиагностического обследования от его начала до завершения.

Развивающие акметехнологии также разнообразны. В основу отбора таких технологий могут быть положены субъектно-профессиональные подструктуры личности: мотивационно-смысловая, эмоционально-чувственная, социально-перцептивная, когнитивная, организационно-коммуникативная, операционально-технологическая, антиципации, ауторегулятивная. Соответственно развивающие акметехнологии должны быть направлены на формирование дефицита параметров каждой подструктуры. Вместе с тем с учетом интегративности компонентов подструктур могут быть использованы комплексные акметехнологии, способствующие наряду с развитием, например, социально-перцептивной подструктуры, параметров когнитивной и операционально-технологической подструктур.

К числу развивающих акметехнологии относятся различные виды тренингов, направленных на актуализацию личностного потенциала, самосбережение, психоэмоциональную саморегуляцию, рефлетренинги, интеллектуальные задачи, проблемные ситуации, анализ результатов профессиональной деятельности, деловые игры и т.

Рассмотрение акмеолога как субъекта деятельности в рамках акмеологической службы предполагает обращение к его обязанностям, ответственности, правам, а также личностно-про-фессиональным характеристикам.

В своей профессиональной деятельности акмеолог обязан:

– руководствоваться Конституцией РФ, правительственными и нормативными документами, регулирующими деятельность соответствующих структур, в рамках которых функционирует акмеологическая служба;

– рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;

– работать на уровне последних достижений акмеологической науки, кадроведения; применять современные научно-обоснованные методы; постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;

– препятствовать проведению психолого-акмеологической работы некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;

– выполнять указания и рекомендации по работе со стороны специалистов вышестоящих управлений своего профессионального профиля;

– учитывать конкретные обстоятельства в решении всех вопросов, вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству человека;

– хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления практической работы по личностно-профессиональному развитию и может нанести ущерб тому, ради которого такая работа проводится;

– проводить эксперимент, опытную работу только на основе валидных методик и концептуально обоснованной программы:

– вести запись и регистрацию всех видов работ.

Акмеолог имеет право:

– самостоятельно формулировать конкретные задачи работы, соответствующие профессиональной компетенции, выбирать формы и методы их осуществления, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ и выделении приоритетных направлений;

– требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

– отказаться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат гуманным принципам акмеологической науки и практики;

– ознакомиться с необходимой документацией;

– обращаться с запросами в различные государственные организации для получения информации, относящейся к его области деятельности;

– участвовать в разработке новых методов, используемых во всех направлениях работы службы, оценке их эффективности;

– проводить исследовательскую, в том числе опытно-экспериментальную работу;

– выступать с анализом и обобщениями опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах, радио и телевидении;

– вести пропаганду психолого-акмеологических знаний.

Акмеолог несет ответственность:

– за правильность акмеологического и психологического диагноза, прогноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность выдаваемых рекомендаций;

– за сохранение документации и материалов службы, оформление их в установленном порядке;

– за качественное и своевременное выполнение указаний вышестоящих психолого-акмеологических структур и предоставление предусмотренной отчетности.

Для организации работы акмеолога создается акмеологический кабинет, который должен обеспечивать необходимые условия для проведения основных видов деятельности специалиста рассматриваемого профиля. Для этого он должен быть оснащен соответствующим оборудованием: набором диагностических методик, бланками, аппаратурой для психодиагностики, обработки результатов исследований, видео- и аудиотехникой.

Акмеологическая служба является формой акметехнологи-ческого обеспечения личностно-профессионального развития человека, Она может быть создана на различных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и первичном.

Основная цель службы: акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека реализуется посредством оказания психолого-акмеологической поддержки в личностно-профессиональном развитии; психологизации и педагогизации среды как фактора успешности профессиональной деятельности специалиста; психолого-акмеологического обеспечения системы подбора, расстановки, аттестации и повышения квалификации кадров.

Деятельность акмеологической службы базируется на научном, прикладном и собственно-процессуальном компонентах».

Акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития специалистов в рамках службы предполагает реализацию в ее работе информационно-аналитического, программно-целевого моделирования профессиональной деятельности кадров, мониторинга личностно-профессионального развития, акметехнологического обеспечения личностно-профессионального развития специалистов.

Акмеологическая служба использует в своей работе как диагностические, так и развивающие акметехнологии. Основой для подбора диагностического инструментария является концепция оценки личностно-профессионального развития специалиста той или иной сферы. В основу отбора развивающих акметехнологии могут быть положены субъектно-профессиональные подструктуры личности.

Результаты, полученные в процессе работы акмеологической службы, могут быть использованы в разработке профессиограмм и акмеограмм специалистов, обосновании функциональных психолого-профессиональных требований к личности специалиста данной сферы, подборе, отборе и аттестации кадров, разработке системы критериев, показателей и уровней продуктивности профессиональной деятельности специалистов, ротации кадров, преобразовании профессиональной среды, оптимизации условий профессиональной деятельности, определении психологических условий и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие специалиста.

Рассмотрение акмеолога как субъекта деятельности в рамках акмеологической службы предполагает обращение к его обязанностям, ответственности, правам, а также личностно-профессиональным характеристикам.

Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие. : Изд-во РАГС,2001 / Общая ред. Деркач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *