Семинар «Профессиональные компетенции педагогов ДОО» 2016 год Подготовила: методист Колесова Е. СП «Детский сад №42» ГБОУ ООШ №18 г. Сызрани
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей»
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи , но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.
Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте. Уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс. Знать образовательные и парциальные программы. Владеть современными образовательными технологиями. Уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка. Уметь проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования Знать цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников. Уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др. ) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями. Компетенция в ведении образовательного процесса
Методологическая (методическая) компетентность. Понимать различные подходы к образованию и выбора методов. Иметь собственную педагогическую позицию, осознавать свой опыт на уровне теории. Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы; б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов; а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания; б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете; в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др. ); а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания; б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» – знания о растениях, развитие речи и т. ); а) рассказ педагога – изучение учебного материала; б) беседа – когда у детей есть знания о предмете; в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память. Наглядные методы Практические методы Игровые методы Словесные методы
Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Уметь расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
Компетентность в организации воспитательной работы. Уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера). Уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.
Компетентность в создании развивающей предметно- пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Владеть технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. Владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Уметь организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
Компетентность в установлении контактов с родителями Знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию. Обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности. Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию. Владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Уметь выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. Владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Коммуникативная компетентность. Быть способным осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса. Практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель». Уметь сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом. Владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством. Уметь публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации. Уметь выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей. Уметь объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
Регулятивная компетентность. Уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции. Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда. Быть способным к саморегуляции. Владеть способностью к рефлексии, стрессоустойчивостью.
Игра «Прочти по лицу» “Я так устала”, “Какие сегодня неуправляемые дети”, “Что же сделать на ужин”, “Когда переведут зарплату”, “Сейчас придет лучший родитель на свете”, “У этого родителя самый необыкновенный ребенок”, “Я все умею”, “Пожалейте меня”, “Знали бы вы, что я еще не все про вашего ребенка рассказываю, жалею вас”
Социальная компетентность. Уметь выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами. Уметь работать в команде педагогов Уметь анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Владеть различными социальными ролями.
Специальная компетентность. Владеть профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне. Быть способным проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
Спасибо за внимание!
Профессиональная компетентность педагога ДО
- Понятие педагогической компетенции.
- Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО;
– Основные составляющие;
– Направления профессиональной компетенции педагога ДО;
– Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО;
– Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности;
– Шаги к успешной деятельности;
– Педагогические умения, как раскрытие структуры профессиональной компетенции педагога.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) – это личная способность педагога решать определенный класс профессиональных задач.
Ученые А. Белкин и В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».
Компетенция применительно к профессиональному образованию – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя – не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
Готовность решать профессиональные предметные задачи.
Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которого в дошкольном образовательном учреждении являются педагоги, родители, дети. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников характеризует способность педагога эффективно организовать процесс общения с родителями, с учетом актуальных образовательных потребностей и интересов родителей, современных форм и методов организации общения.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
- – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
- – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию(качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру)(сопереживание, понимание другого)
- Умение правильно общаться с родителями воспитанников- одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
– воспитательно – образовательной;
– учебно – методической;
– социально – педагогической.
Воспитательно – образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
– работа в методических объединениях, творческих группах;
– исследовательская, экспериментальная деятельность;
– инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
– различные формы педагогической поддержки;
– активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
– обобщение собственного педагогического опыта.
Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО
Для определения перспектив успешности педагога ДО необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некоего эталона профессии:
- Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
- Интерес и внимание к другим;
- Заразительная увлеченность дошкольным детством;
- Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
- Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
- Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.
Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.
Ниже рассмотрены главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности (табл.
С педагогической точки зрения успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и количества в целом.
Обозначим несколько сопутствующих шагов к успешной деятельности педагога.
- Перспектива деятельности и дела.
- Помощь и поддержка.
- Умение признавать и исправлять ошибки.
Способы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху:
- Решение педагогических ситуаций;
- Активно – игровые методы;
- Практикумы и тренинги;
- Индивидуальные и микрогрупповые педагогические исследования;
- Написание творческих работ;
- Ведение аналитического дневника;
- Часы заинтересованного информационного обмена;
- Посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом;
- Разработка и реализация профессиональных программ.
Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают:
- Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп;
- Сложившееся представление среди коллег, родителей;
- Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.
Основные же источники определения успешности педагога:
- Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности;
- Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе;
- Успешно проведенные педагогические мероприятия;
- Обобщение передового профессионального опыта;
- Публикации в местной печати, СМИ.
Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.
Структура профессиональной компетентности воспитателя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа — одна из важнейших задач обучения будущих педагогов педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие педагога ДОУ требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.
Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде “мыслить — действовать — мыслить” и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности воспитателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:
Умения “переводить” содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных воспитанников; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др. ); активизация личности дошкольника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи ДОУ со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Но ничего из вышеперечисленного не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Самое главное, по моему мнению, в профессии педагога ДОУ – это любить свою работу и своих воспитанников. Мне очень нравятся слова Л. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание – 2011 г.
Психология и педагогика: Учебное пособие. Бетина. 2006 г.
Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание – 2011 г.
Сластенин В. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М. : Издательский центр “Академия”, 2002 г.
Хохлова, О. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя – 2010 г.