БАЗОВАЯ ИНВАРИАНТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ A ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЩЕКУЛЬТУРНЫМ И НАЦИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫМ ЦЕННОСТЯМ B ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОДГОТОВКУ УЧАЩИХСЯ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ C ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В МАЛЫХ ГРУППАХ D СПОСОБСТВУЕТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Что представляет собой новый учебный план?

Пул предметов и варианты на выбор у классов разные. Один учебный план разработан для 1-4 классов, другой – для 5-9 и третий – для 10-11.

В учебном плане написано, что для школьников 1-4 классов родители дополнительно могут выбрать секцию для своего ребёнка. Это могут быть секции как спортивного, так и творческого направления.

Для 5-9 классов в дополнении к предметам инвариантного компонента родители выбирают три предмета из вариативного компонента. Для 10-11 классов предусмотрены обязательные предметы и предметы по выбору.

Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие современной школы

Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднёв).

Основные причины стандартизации содержания образования в стране заключаются в том, что:

– необходимо обеспечить единый уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений России (имеется в виду минимально допустимый уровень);

– необходимо учесть тенденции развития образования в мире (в масштабах целой страны рациональней это делать централизованно, пользуясь новейшими научными данными).

В государственном стандарте общего среднего образования выделяется три компонента содержания образования:

1) федеральный – единый для всех школ России;

2) национально-региональный – единый для всех школ отдельного региона (области, края, республики, национального округа и т. д.) и отражающий его специфику;

3) школьный – отражающий специфику конкретной школы.

В образовательном стандарте определяется:

– содержание образования для каждой ступени (начального, основного, среднего);

– требования к минимально необходимой подготовленности учащихся в рамках указанного содержания образования;

– максимально допустимый объём учебной нагрузки на школьников.

Государственный образовательный стандарт выполняет ряд важных функций, среди которых выделяются:

– функция социального регулирования – обеспечение эквивалентности образования во всех образовательных учреждениях одного уровня (например, минимальный уровень образования для выпускника основной школы одинаков, независимо от того, учился он в селе или городе, в обычной школе или в гимназии);

– функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности: образовательный стандарт регламентирует только минимальный образовательный уровень, то образование, которое выше этого уровня, может дифференцироваться в зависимости от особенностей, потребностей, способностей личности учащихся;

– функция управления заключается в том, что стандартизация содержания образования позволяет упорядочить образовательные системы, использовать единые критерии качества образования, унифицировать оценки и т. д.;

– функция повышения качества образования осуществляется в масштабе целой страны благодаря возможности устанавливать нижнюю границу уровня образования и постоянной модернизации образовательного стандарта с целью повышения минимального образовательного уровня.

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования – это 1) учебные планы; 2) учебные программы; 3) учебная литература.

Учебный план обычно имеет форму таблицы, в которой для каждого учебного предмета указано количество уроков в неделю для каждого года обучения. Существует три основных вида учебных планов:

– базисный учебный план школы (БУП) – основной нормативный документ, утверждённый Государственной Думой (для основных школ) и Министерством образования (для средних школ);

– типовые учебные планы – варианты БУПа, утверждённые Министерством образования или региональным управлением образования (для национально-регионального компонента) и рекомендуемые в качестве основы планирования для школ;

– учебный план образовательного учреждения – учебный план, по которому работает конкретная школа, составленный на основе одного из типовых планов с соблюдением нормативов БУПа.

Учебный план школы включает все три компонента содержания образования и подразделяется на две части: инвариантную («ядро» учебного плана, обязательное для всех учеников и обеспечивающее формирование у учащихся базовой культуры личности) и вариативную (учитывающую личностные особенности, интересы и склонности учащихся). В результате такого разделения содержания образования в школах выделяется три типа учебных занятий: обязательные (для всех учащихся), обязательные по выбору (выбрав предмет, ученик обязан посещать занятия) и факультативные (те, которые посещаются учащимися по желанию).

Учебные программы подразделяются на типовые и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством образования и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает школа. Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом школы.

Особую группу учебных программ составляют авторские программы. Авторские программы учитывают требования образовательного стандарта, однако могут содержать иную логику построения учебного материала, быть направлены не прикладное использование изучаемых наук, носить интегративный, межпредметный характер (объединять, связывать несколько учебных предметов). Чаще всего авторские программы создаются для факультативных курсов или предметов обязательных по выбору. Авторские программы утверждаются педагогическим советом школы и (или) программно-экспертным советом при педагогическом вузе, управлении образования.

Учебные программы состоят из трёх основных элементов: 1) пояснительной записки, в которой определяются основные цели и задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, а также главные идеи, лежащие в основе его построения; 2) содержание образования (тематический план, содержание тем, основные понятия и т. д.; 3) некоторые методические указания. Учебные программы содержат требования к обученности, к необходимому уровню усвоения учебного материала. Основными критериями обученности являются знания, умения и навыки (ЗУНы).

Содержание учебных программ конкретизируется в учебной литературе.

Учебная литература – это учебники, учебные и учебно-методические пособия, рекомендованные Министерством образования или Главным управлением образования региона (для регионального компонента).

Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине, в которой излагается система базовых знаний в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей возрастного развития детей и особенностей методики преподавания данного предмета в школе. Содержание учебника должно полностью раскрывать типовую программу, а его название – соответствовать названию предмета.

Учебное пособие – учебная книга, являющаяся дополнением к учебнику. В отличие от учебника, учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь её часть, включать не только общепризнанные знания и положения, но и пока не подтверждённые гипотезы, различные мнения. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы и т. п.

Учебно-методическое пособие – учебное издание по методике преподавания какой-либо дисциплины или её части. Эта учебная литература адресована учителям.

Школьный учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют школьникам усвоить основные исходные положения науки. В педагогике учебный предмет определяют как основу науки в том смысле, что содержание учебного предмета позволяет овладеть современной наукой.

Учебный предмет отражает определенную часть опыта человечества и формирует соответствующие знания, умения, навыки.

В Уставе средней общеобразовательной школы говорится, что средняя общеобразовательная школа является единой трудовой политехнической школой. Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и принципами организации учебно-воспитательной работы.

Учебный план – это государственный документ, утвержденный министерствами просвещения, обязательный для выполнения учителями и администрацией школ, органами народного образования. Основой составления учебного плана являются цели и задачи воспитания, идея всестороннего развития личности, современный уровень педагогической науки.

Вариативный эксперимент – варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики.

В структуре учебного плана выделяют: 1) инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

2) вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.

В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.

В школе учебная программа – это государственный документ, который утверждается Министерством просвещения России и подлежит обязательному выполнению.

Каждый учебный предмет в системе школьного образования имеет утвержденную учебную программу. Это следует из принципа единства и государственности школ в нашей стране. Единая цель воспитания – всестороннее гармоническое развитие личности – обеспечивается в школе единым содержанием обучения, одинаковыми учебными программами.

Выполнение учебных программ – это забота не только о качестве знаний младшего школьника, но и о формируемых полноценных качествах его личности.

Поиск на сайте:

Учебная программа, учебники и учебные пособия. Их функции и структура.

Учебная
программа— это документ, в котором
кратко изложено систематизированное
содержание, объем знаний, умений и
навыков, подлежащих усвоению учащимися.
Материал систематизирован: разбит на
разделы, темы; Программу утверждает
Министерство образования. Значит, это
тоже документ государственный. Его
выполнение учебным заведением становится
обязательным требованием соответствующих
органов и администрации школы. По степени
ее усвоенности аттестуют учащихся,
переводят в следующий класс и выпускают
из школы. На вступительных экзаменах в
вузы и техникумы знания абитуриентов
также проверяются применительно к
программе: в какой мере они владеют ею.

Традиционная
структура программы такова. В начале
дается объяснительная записка. В ней
формулируются цель и задачи обучения
учащихся данному предмету, его особенности,
принципы построения курса, предмета.
Затем по разделам и темам вводятся
важнейшие понятия, принципы, законы
наук, входящие в учебный предмет, основные
факты и выводы, которые должен усвоить
школьник. Кроме теоретического материала,
в программе устанавливается минимум
практических и лабораторных работ,
экскурсий, контрольных работ. В ряде
программ указывается и примерное
распределение часов на изучение отдельных
разделов, тем. Предлагаются и критерии
отметок: какие знания, умения и навыки
заслуживают соответствующих баллов.
Этот норматив ориентирует преподавателя
на единообразную оценку уровня знаний
учащихся в разных классах и школах.

Программа
является основой для учителя при
перспективном планировании учебных
занятий на учебный год, четверть, а также
при подготовке системы (блока) уроков
и очередных занятий. Именно программа
задает систему содержания образования
и минимум объема знаний, умений и навыков.

Традиционно
существует два принципа построения
программ: линейный и концентрический.
При линейном
построении содержания учебного материала,
не возвращаясь к ранее изученному
(предполагается, что учащиеся уже знают
пройденное), располагается тема за
темой. В особенности это относится к
таким предметам, как физика, химия; часто
— математика. При линейном расположении
материала его изучение идет быстрее,
чем при концентрическом. Но сложность
здесь в следующем: если какая-либо тема
не усвоена школьником, то дальнейшее
продвижение будет невозможным, потому
что все последующее строится на
предыдущем, из него вытекает.

При
концентрическом расположении программы
одно и то же содержание со временем
повторяется, возвращаясь к ранее
изученному материалу. На новом витке
содержание расширяется и углубляется.

Составители
программ не могут отказаться от
концентрического принципа ее построения
особенно для начальных классов. Многое
младшим школьникам невозможно дать
линейно, приходится неизбежно повторяться
с расширением и углублением нового
содержания уже изученной ранее темы.

Программа
обучения затем развертывается в
учебниках. Учебник — это книга для
учащихся (и студентов), в котором изложен
систематизированный материал, составляющий
развернутое конкретное содержание
учебного предмета. В нем даются основы
научных знаний на современном уровне
в том объеме, который предусмотрен
учебной программой. В учебнике материал
излагается по главам, параграфам, темам.
Учебным целям служат хрестоматии,
сборники задач, упражнений, атласы по
географии, истории, анатомии человека,
словари, справочники. В последние годы
в помощь учащимся, кроме учебников,
выпускаются учебные диа-, кино-,
видеофильмы, которые можно использовать
как на классных занятиях, так и дома.
Они значительно дополняют материал
учебников, делают его содержание
наглядным, динамичным, концентрированным.

№12. Как это работает в других странах?

В частных школах США школьники могут выбрать к основным предметам ещё несколько дополнительных. Также дети с родителями сами выбирают, сколько часов в неделю хотят уделять тому или иному предмету.

В старших классах государственных и частных школ Канады дети самостоятельно выбирают предметы, но только в 10-13 классах. Ещё несколько предметов можно взять на себя по усложнённой программе (The advanced placement program). Хорошие оценки по выбранным дисциплинам будут преимуществом при поступлении в вуз.

В средних классах школ Сингапура, Таиланда и Филиппин предметы разделили на гуманитарное и математическое направления. В каждом свой пул. Дополнительно школьники могут выбрать занятия спортом или компьютерные курсы. На особом месте языковые курсы.

В школах Украины дети тоже могут выбрать несколько предметов для углублённого изучения. Обычно это те из них, которые необходимы для Внешнего независимого оценивания (аналог казахстанского ЕНТ).

Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1)обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, разработка и реализация совместно с врачом и родителями комплекса мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организация охвата учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности);

2)развитие позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и ведущими в классе учителями, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, поддержка благоприятного психологического климата в классе, выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогической службы).

3)содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования учащихся класса, планирование и реализации работы с одаренными и неуспевающими учащимися).

4)осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формировании опыта гражданского поведения в рамках ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, планомерное развитие сценического

самоуправления, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).

Вариативный компонент деятельности классного руководителя включает:

5)определение целей воспитания учащихся класса и планирование работы с классом (комплексное изучение проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и всероссийского уровня в соответствии с профильной – системообразующей деятельностью класса).

6)определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).

В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут рассматриваться:

деятельность педагогов и педагогических коллективов;

программы воспитания и методическое обеспечение воспитательной деятельности;

сотрудничество с родителями учащихся;

СМИ, деятельность социальных организаций и учреждений культуры;

социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация

В данной статье рассматриваются постоянные (инвариантные) и вариативные этапы в структуре урока английского языка.

Как разделили учебную программу в школах?

Разделение на инвариантный и вариативный компоненты программы действует с начала учебного года 2018/2019. Теперь родители школьников могут выбрать для детей дополнительные предметы для углублённого изучения.

Соответствующий приказ министра образования вышел в сентябре 2018 года.

Базовый учебный план, учебный предмет как носители содержания образования. Образовательный стандарт (инвариантный и вариативный компоненты учебного плана).

Учебный
план — это документ, определяющий состав
учебных предметов, последовательность
их изучения и общий объем отводимого
на это времени. Типовой учебный план
включает:

·    Перечень учебных
предметов.

·    Распределение
по годам обучения.

·    Количество
часов на предмет в неделю.

·  
 Максимальная учебная нагрузка на
одного ученика.

·    Общее
число часов, оплата.

В учебном плане
средних специальных и высших учебных
заведений определяется количество
часов не на неделю, а на семестр и на все
время обучения (4—6 лет). В нем уточняются
виды занятий по учебным предметам:
количество лекций, семинарских,
практических и лабораторных занятий,
практикумов.

Учебный
план упорядочивает структуру учебного
года и определяет общий порядок занятий.

Учебный
план называется базовым. Этим
подчеркивается, что учебные предметы,
включенные в него, составляют базу
общего образования. Они подразделены
по ступеням обучения: а) для подготовительных
и I классов; б) для II—IV; в) для V-IX и г) для
X-XI классов. В последующем, очевидно,
учебный план подготовительного класса
станет составной частью начального
обучения. Учебный план содержит
и школьный компонент. Школьный компонент
позволяет дополнительно дать учебные
предметы с учетом пожеланий учащихся,
наличия преподавательских кадров
соответствующей специализации и
материально-технической базы школы.

Единица
учебного плана – учебный предмет . 3
группы учебных предметов:

1.  
 Обязательные.

2.    По
выбору.

3.    Школьный компонент
– предметы, определяемые советом школы
(запросы учащихся, возможности
школы).

Циклы:

1.  
 Естественно-математический.

2.  
 Гуманитарный.

3.  
 Художественный.

4.  
 Трудовой.

5.  
 Физкультурно-оздоровительный.

В
Беларуси, как уже сказано, учебный план
имеет школьный компонент. Его конкретные
учебные предметы определяет педагогический
или методический совет школы. Обязательных
условий выбора нет. Это может быть
увеличенное число уроков по предметам
базового компонента, а могут быть
самостоятельные учебные предметы, в
которых учитываются национальные и
местные (региональные) условия

Учебный
план состоит из инвариантной и вариативной
частей.

Инвариантная
часть (базовый компонент)
учебного плана школы обеспечивает
реализацию федерального и регионального
компонентов государственного
образовательного стандарта, включает
в себя перечень образовательных
компонентов (учебных дисциплин, курсов,
дисциплин, в том числе интегрированных)
и минимальное количество часов на их
изучение.

Вариативная
часть учебного плана
обеспечивает реализацию регионального
и школьного компонента. Часы вариативной
части используются для усиления изучения
предметов, обозначенных в образовательных
областях учебного плана, изучения курсов
по выбору, элективных курсов, факультативов,
проведения индивидуальных и групповых
занятий, а так же проведения зачетов
при заочной форме обучения.

Учебная программа— это документ, в котором кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Материал систематизирован: разбит на разделы, темы; Программу утверждает Министерство образования. Значит, это тоже документ государственный. Его выполнение учебным заведением становится обязательным требованием соответствующих органов и администрации школы. По степени ее усвоенности аттестуют учащихся, переводят в следующий класс и выпускают из школы. На вступительных экзаменах в вузы и техникумы знания абитуриентов также проверяются применительно к программе: в какой мере они владеют ею.

Традиционная структура программы такова. В начале дается объяснительная записка. В ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета. Затем по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник. Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ. В ряде программ указывается и примерное распределение часов на изучение отдельных разделов, тем. Предлагаются и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов. Этот норматив ориентирует преподавателя на единообразную оценку уровня знаний учащихся в разных классах и школах.

Программа является основой для учителя при перспективном планировании учебных занятий на учебный год, четверть, а также при подготовке системы (блока) уроков и очередных занятий. Именно программа задает систему содержания образования и минимум объема знаний, умений и навыков.

Традиционно существует два принципа построения программ: линейный и концентрический. При линейном построении содержания учебного материала, не возвращаясь к ранее изученному (предполагается, что учащиеся уже знают пройденное), располагается тема за темой. В особенности это относится к таким предметам, как физика, химия; часто — математика. При линейном расположении материала его изучение идет быстрее, чем при концентрическом. Но сложность здесь в следующем: если какая-либо тема не усвоена школьником, то дальнейшее продвижение будет невозможным, потому что все последующее строится на предыдущем, из него вытекает.

При концентрическом расположении программы одно и то же содержание со временем повторяется, возвращаясь к ранее изученному материалу. На новом витке содержание расширяется и углубляется.

Составители программ не могут отказаться от концентрического принципа ее построения особенно для начальных классов. Многое младшим школьникам невозможно дать линейно, приходится неизбежно повторяться с расширением и углублением нового содержания уже изученной ранее темы.

Программа обучения затем развертывается в учебниках. Учебник — это книга для учащихся (и студентов), в котором изложен систематизированный материал, составляющий развернутое конкретное содержание учебного предмета. В нем даются основы научных знаний на современном уровне в том объеме, который предусмотрен учебной программой. В учебнике материал излагается по главам, параграфам, темам. Учебным целям служат хрестоматии, сборники задач, упражнений, атласы по географии, истории, анатомии человека, словари, справочники. В последние годы в помощь учащимся, кроме учебников, выпускаются учебные диа-, кино-, видеофильмы, которые можно использовать как на классных занятиях, так и дома. Они значительно дополняют материал учебников, делают его содержание наглядным, динамичным, концентрированным.


БАЗОВАЯ ИНВАРИАНТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ A ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЩЕКУЛЬТУРНЫМ И НАЦИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫМ ЦЕННОСТЯМ B ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОДГОТОВКУ УЧАЩИХСЯ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ C ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В МАЛЫХ ГРУППАХ D СПОСОБСТВУЕТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Иллюстрация Дины Ли специально для informburo.kz

В Казахстане уже с пятого класса дети будут определяться с тем, что им больше всего нравится учить. В дальнейшем это должно помочь с выбором профессии.

По сути ранняя профилизация идёт уже в начальных классах, но углублённая подготовка стартует в среднем звене. Предметы родители и их дети смогут выбирать сами. Informburo.kz разобрался, какие это дисциплины и как нововведение поможет школьникам.

Какие предметы обязательны для учеников 5-9 классов?

Это предметы инвариантного компонента. 10-12 часов в неделю выделяется языковым предметам:

4-6 часов в неделю предусмотрено для математики и информатики. В этот сегмент входят математика (для 5-6 классов), алгебра (7-9 классы), геометрия (7-9 классы) и информатика (для 5-9 классов).

1-4 часа для естествознания: естествознание для 5-6 классов, а также физика, химия, биология и география для 7-9 классов.

3-4 часа на изучение предметов из категории “Человек и общество”. Это история Казахстана, всемирная история, основы права (для 9 классов) и самопознание.

1-3 часа выделено для категории “Технологии и искусства”: музыка и художественный труд – для 5 классов.

Есть категория физической культуры, куда включён одноимённый предмет для всех классов по два часа в неделю.

Предварительный просмотр

Сергеева А. Н., учитель английского языка

ГБОУ школа №640 Приморского района

ИНВАРИАНТНЫЕ И ВАРИАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Принципиальная характеристика урока иностранного языка может быть дана в трех понятиях: типы, структура и методика проведения занятия.

1. Под типами понимаются инвариантные (устойчивые) свойства различных учебных занятий. Типология обычно проводится по основной цели урока. Однако согласованного решения пока не существует. Одни авторы различают два типа урока (Б. Д. Лемперт), другие – три (Е. И. Пассов), третьи – семь (Л. С. Андреевская-Лэвенстерн и О. Э. Михайлова) и т.п. В соответствии с логикой формирования знаний и развития навыков и умений более оправданным представляется выделение пяти типов уроков:

б) уроки формирования языковых и речевых навыков;

в) уроки развития речевых умений (по устной речи, чтению и письменной речи),

г) комбинированные уроки

д) контрольно-отчетные (нетрадиционные) уроки.

Типы уроков выполняют двойную функцию:

а) служат основой для создания циклов уроков по изучаемой теме,

б) предопределяют структуру отдельного учебного занятия.

2. Структура урока содержит следующие компоненты (этапы): начало урока, объяснение нового материала, формирование языковых и речевых навыков, развитие речевых умений и завершение урока. Постоянными (инвариантными) этапами любого урока являются: начало урока и его завершение. Что касается остальных частей урока – объяснение материала, развитие языковых и речевых навыков, формирование речевых умений, то они являются вариативными в зависимости от типа урока: на некоторых уроках представлены (уроки комбинированного типа) все переменные компоненты, на других – только некоторые из них.

3. Методика проведения начала урока, его центральной и завершающей частей качественно отличаются.

Начало урока решает три основные задачи: а) создание положительного эмоционального фона (музыкальное оформление, песни, игры, занимательные рассказы и пр.); б) постановка цели и ее мотивация (результатом, новизной содержания, своеобразием работы и пр.); в) формирование ориентировочной основы урока: выбор стратегий проведения занятия (коллективная, групповая и индивидуальная работа), использование языковых и неязыковых опор (ключевые слова, схемы, таблицы, картинки и др.), привлечение необходимых технических средств (фрагменты видеофильмов, компьютерные задания и др.).

Центральная часть урока выполняет главную роль в учебном процессе.

Типология уроков иностранного языка.

Типология уроков – классификация уроков в зависимости от этапа формирования речевого умения и ведущего вида речевой деятельности.

В процессе обучения иноязычной речевой деятельности материал усваивается всегда определенными дозами. Владение каждой такой дозой должно быть доведено до уровня умения. Чтобы достичь этого уровня нужно пройти определенные этапы овладения материалом; процесс овладения не может уложиться в один урок, как правило, он занимает не менее 3 – 5 уроков, т.е. целый цикл. Следовательно, на каждом из уроков имеет место тот или иной этап. Поскольку циклы овладения дозой материала периодически повторяются, повторяются и этапы. Учитывая, что каждый этап специфичен по своей цели, то критерием выделения типов уроков можно считать цель данного этапа становления речевого умения.

Процесс усвоения (его цели и этапы обусловлен прежде всего целью обучения – умением общаться, которое основано на речевых умениях: говорить, читать, писать. Способность управлять своей речевой деятельностью нужно планомерно и целесообразно развивать. Умение, в свою очередь, основано на речевых навыках. Это навыки лексические, грамматические, произносительные (способность произносить речевые единицы правильно фонетически и интонационно; для чтения – владения техникой чтения). Разумеется, все три вида навыков в процессе речевой деятельности слиты воедино. Чтобы добиться их неразрывности, необходимо одну из сторон попеременно выдвигать на первый план и овладевать ею.

Целесообразно выделить три этапа работы над речевым материалом:

1. этап формирования навыков

2. этап совершенствования навыков

3. этап развития собственного умения

На основе данных этапов выделяются типы уроков.

I тип – уроки формирования первичных речевых умений и навыков

II тип – урок совершенствования речевых навыков

III тип – урок развития речевых умений

Но поскольку умения развиваются на уроках комплексно, тот или иной вид речевой деятельности должен на разных уроках неизбежно преобладать. Поэтому уроки формирования навыков могут быть уроками формирования навыков говорения, чтения, аудирования, навыков письма (на начальной стадии обучения); Уроки совершенствования навыков – уроками совершенствования навыков устной речи (говорение и аудирование), навыков письменной речи (чтение и письмо), речевых навыков (синтетические уроки на начальной стадии обучения); уроки развития речевого умения – уроками развития умения говорить, умения читать, умения аудировать, умения писать.

Но выделение лишь типов урока не может удовлетворить нужд учебного процесса. Существуют факторы, влияющие на построение разного типа урока, не учитывать которые невозможно:

1. Сторона речевой деятельности – грамматическая либо лексическая (следовательно, правомерны уроки формирования грамматических – уроки формирования лексических, а на начальной ступени и уроки формирования произносительных навыков).

2. Форма речи – монологическая либо диалогическая (следовательно, правомерны виды уроков, где ведется работа либо по развитию монологической речи, либо диалогической речи).

3. Форма урока – отсюда такие виды уроков: развитие умения говорить, как киноурок, видео-урок, урок-экскурсия, урок-дискуссия и т.п.)

Вполне понятно, что никакая типология не может предусмотреть все возможные варианты обучения, а следовательно, и варианты урока. Соотношение предлагаемых видов с условиями обучения и есть предмет творчества каждого учителя.

Базисный УП РФ и настоящий учебный план определяет максимально допустимый объем учебной нагрузки обучающихся, распределяют время, отводимое на освоение федерального, регионального и индивидуального компонентов.

. Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе образования учитывались следующие принципы:

оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов

непрерывности и поступательности

Представленные в учебном плане образовательные области и компоненты содержат учебный материал, изучение

которого способствует формированию выпускника основной школы .

Базисный учебный план состоит из двух основных частей: инвариантной и вариативной.

В инвариантной части УП полностью реализуется Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства на территории РФ и гарантирует овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни выпускниками школы III ступени, а также:

интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию школьников

становлению их субъективности и индивидуальности

формированию умений и навыков познания

познание самих себя и окружающей действительности

Базовое биологическое образование обеспечивает высокую биологическую и, прежде всего экологическую грамотность.

За счет часов школьного компонента введены отдельные элективные курсы:

4.6 Ожидаемый результат

успешное освоение дисциплин учебного плана;

достижение оптимального для каждого учащегося уровня функциональной грамотности, соответствующего региональному

сформированность потребностей к продолжению образования по индивидуальному маршруту для личностного и

формирование исследовательских способностей учащихся как условий получения образования на уровне общекультурной

формирование культуры умственного труда:

умение разного вида обобщения;

получение навыков самообразования;

формирование экономической грамотности уважения к закону, правопорядку;

готовность к адаптации в современном обществе;

диагностирование развития интеллектуальных и личностных особенностей с целью создания условий для выбора

дальнейшего профессионального образовательного маршрута;

свободное владение обще учебными умениями и навыками для последующего формирования системы знаний.

использование в образовательном процессе педагогических технологий, ориентированных на формирование общей

культуры личности, самостоятельности и креативности мышления, исследовательской и коммуникативной культуры.

4.7 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

контрольные работы (вводные, текущие, итоговые)

промежуточная аттестация , итоговая аттестация выпускников 11 класса в форме ЕГЭ.

4.8 Технологии, используемые в образовательном процессе формы, методы и приемы.

Технологический арсенал педагогической деятельности учителей составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:

устремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;

направленность на поддержку развития субъективных качеств и индивидуальности учащегося;

предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора.

В процессе обучения старшеклассников используются следующие приемы и методы:

приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

методы диалога и полилога;

приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;

методы диагностики и самодиагностики.

Основные формы организации уроков:

На III ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Интеллектуальные игры и конкурсы, предметы олимпиады, недели, вечера – основные формы организации процесса воспитания учащихся 11 класса. Значительно расширяется пространство для проявления творческой активности учащихся 11 класса в жизнедеятельности школы. Свою субъектность, креативность и индивидуальность они могут проявлять в жизни не только класса, но и всего школьного сообщества.

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.

Ориентация на создание в школе творческой атмосферы развития всех участников образовательного процесса, их особенностей внутреннего мира, для сотрудничества педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей определили цели и задачи воспитательной системы школы:

Цель воспитательной системы школы:

Создание условий для максимального развития личности ученика и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на такие ценностные ориентиры как физическое и психическое ЗДОРОВЬЕ, ОТЕЧЕСТВО, КУЛЬТУРА, СЕМЬЯ.

Объединить все звенья воспитательной работы в воспитательную систему школы.

Обновить и расширить формы, приемы и методы организации внеурочной жизнедеятельности воспитанника, способствующей формированию личности обучающегося, а именно:

повышение культуры личности школьника;

воспитание уважения к закону и порядку;

развитие способности к творческому выражению в образовательной и досуговой деятельности;

развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, методов и средств научного познания, компьютерной грамотности.

Расширить образовательное пространство школы за счет взаимодействия с родителями обучающихся, социальными партнерами, общественными организациями, культурными учреждениями.

Совершенствовать работу по организации качественного дополнительного образования обучающихся.

В результате целенаправленной работы по реализации поставленных задач педагогическим коллективом были внедрены и разработаны следующие программы:

Личностно-ориентированная организация воспитательного процесса опирается на ведущие принципы воспитания:

Основные виды деятельности, обеспечивающие условия для развивающейся личности:

В школе создана система работы органов ученического самоуправления :

Основные формы работы- КТД. Цель- пропустить каждого ученика школы через все виды деятельности. Проходя через них, обучающийся развивается как бы по спирали:

-обучающиеся 1-4 классов выступают в роли исполнителей и частично творцов;

-обучающиеся 5-9 классов – исполнители и творцы в большей степени;

-обучающиеся 10-11 классов – творцы, которые стоят на одной ступени с учителем, осуществляют анализ своей работы и анализ классного коллектива.

Организация дополнительного образования осуществляется через работу кружков и секций следующих направленностей:

Воспитательная система сильна своими традициями :

Линейка ко Дню знаний

Выборы нового состава органов ученического самоуправления.

День пожилых людей.

Проведение театрализованных новогодних праздников.

Проведение школьных предметных недель. Олимпиад.

Парад больших и малых звезд.

День защитника Отечества.

Осенний кросс памяти Тихонова П. Т., комиссара 2-ой дивизии народного ополчения.

Неделя памяти в годовщину освобождения г. Кингисеппа.

Сбор макулатуры каждую четверть.

Участие в спортивной спартакиаде.

Традиционное шествие к братским захоронениям д. Мануйлово в День Победы.

День профилактики (работа с учащимися по предупреждению неуспеваемости и пропусков занятий).

Летние кампании: трудоустройство старшеклассников на летние работы, походы, экскурсии.

Воспитательное пространство, создаваемое школой, органично входит в мир деревни. В школе создаются условия для появления субъективной позиции каждого ребенка, педагога, сельского жителя. Пустомержкое воспитательное пространство – живой развивающийся организм, основанный на открытости сельскому социуму.

У школы есть свой гимн и заповедь.

Формирование жизнеспособной и конкурентно способной личности, готовой к самостоятельному самоопределению, к трудовой деятельности.

Совершенствование системы дополнительного образования.

Повышение престижа школы на основе разнообразия качества образовательных услуг.

Создание условий для творческого самовыражения обучающихся.

Создание единого образовательного пространства на территории Пустомержского поселения.

Школа живёт своей сложной жизнью, приходят новые ученики, появляются новые связи школьного коллектива с социумом. Но главное сегодня то, что школьный коллектив становится одним целым, творческим содружеством детей и взрослых, объединёнными не только общими целями и деятельностью, но и общей ответственностью. Ученики школы – активные созидатели, движущая сила всего, что происходит в деревне. Анализируя деятельность школьного коллектива, можно сказать о том, что воспитательное пространство, создаваемое школой, органично входит в мир села, здесь в школе создаются условия для проявления позиции каждого ребёнка, педагога, сельского жителя. Младшие школьники заботятся о пришкольном участке, ученики среднего звена эстетизируют парковую зону. Старшие имеют возможность принятия собственного решения в Совете Активистов, формирование собственной точки зрения на проблему жизнедеятельности деревни в общественных организациях, разработку собственного образовательного маршрута – в клубах, кружках, факультативах. Дети из неблагополучных семей активно включены в деятельность клубов и систему дополнительного образования.

Пустомержское воспитательное пространство – живой развивающийся организм. Его нынешняя модель основана на открытости сельскому социуму. В нём формируются те множественные связи, которые позволяют ему быть событийными. А нём источник решения проблем сельской школы. Находящейся на большом расстоянии от Санкт-Петербурга. В нём гарантия жизнеспособности школьного коллектива и фактор влияния на личностное развитие и социализацию каждого ребёнка.

Служба психолого-педагогического сопровождения классов 1, II и III ступени

создана для обеспечения благоприятного микроклимата, выявления индивидуальных особенностей личности каждого учащегося, помощи в решении учебных проблем, в выборе индивидуального образовательного материала.

Служба психолого-педагогического сопровождения осуществляет:

– социальную диагностику (1 раз в год)

– медицинскую диагностику (1 раз в год)

– психологическую диагностику (1 раз в год):

личностно-мотивационной сферы учащихся;

личностных достижений учащихся (развития внимания, уровень сформированности навыков построения варианта плана действий и т.д.);

социальной активности подростка;

динамики развития личностных качеств;

изучение психологического климата в классном коллективе;

степень сформированности навыков построения алгоритмов действии в учебном процессе на новом качественном уровне

навыков обобщения, систематизации, классификации, установления причинно-следственных связей и т.д.;

– педагогическую диагностику (2 раза в год):

сформированности показателей системы качества знаний;

уровня усвоения учебного материала (распознания, репродукции, умений трансформации);

актуальных достижений учащихся в рамках образовательного стандарта;

– психологическое и социально-психологическое просвещение педагогов и родителей.

Диагностическое отслеживание носит комплексный характер и проводится на уровне всего класса 1 раз в год с согласия родителей. Результаты достижений за время обучения в основной школе отражают динамику продвижения учащегося по реализуемой образовательной программе и является основанием выбора образовательной программы на третьей ступени обучения.

Похожие документы

. : СМИРНОВА Г. Г. _________________________ ПОДСТРЕШНАЯ А. К. О СНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИКОННИКОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ .

Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения мбоу экономико-математического лицея №29

. М БОУ ЭМЛи №29 _____________ Э. Г. Щиголева Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ экономико-математического лицея №29 .

. Р результат реализуемой образовательной программы IX1Х модуль. Управление реализацией образовательной программы Пояснительная записка Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя обобщеобразовательная .

Характеристика процесса обучения

Процесс
– это смена состояний системы деятельности.
Эта система реализуется, прежде всего,
самими людьми и не существует отдельно
от них. Процесс обучения понимается в
совокупности с содержанием образования.
Педагогическая теория должна выявлять
разнообразные закономерности, присущие
тем явлениям, которые она изучает.

Дидактика
рассматривает обучение как единый
динамический процесс, но в его структуре
возможно выделение нескольких составных
частей.

1. Четкая
постановка целей обучения. Известно,
что обучение строится намного эффективнее,
если цели сформулированы педагогом
таким образом, чтобы ученик мог ясно
видеть перспективу обучения.

2. Развитие
наблюдательности и воображения учащихся.
Дидактика разработала ряд способов, с
помощью которых возможно активизировать
деятельность ученика и усилить степень
восприятия новой информации.

3. Обучение
анализу и осмыслению закономерностей.
Для эффективного усвоения знаний перед
учеником должна стоять цель сравнить,
обобщить, проанализировать пройденное.
В зависимости от уровня достижения этой
цели будет зависеть качество восприятия
учебного материала.

4. Формирование
знаний, умений и навыков (ЗУН), развитие
памяти. Одним из свойств человеческой
памяти является забывание. Сведения,
заложенные в мозг ребенка, должны быть
упрочены. Это достигается путем двух
стадий закрепления.

Первичное
закрепление. Это действие проводится
сразу после объяснения нового учебного
материала. Процесс закрепления может
проходить путем простого воспроизведения
материала (в этом случае рекомендуется
разбить тему на несколько подпунктов)
либо при помощи анализа пройденного по
окончании объяснения.

Обобщающее
повторение. Данный вид деятельности
выступает как закрепление материала и
связан с самостоятельной работой
ученика.

Очень
важно, чтобы материал для повторения
был тщательно отобран и проанализирован.
Интерес к пройденному материалу
характеризует и качество его закрепления.

5. Употребление
ЗУН на практике. Самым надежным способом
закрепления нового материала является
максимально частое использование
полученных знаний в ходе выполнения
как бытовых, так и учебных задач.

6. Проверка
и анализ прочности усвоения ЗУН.

Для
успешного проведения образовательного
процесса необходим постоянный анализ
изученных на предыдущих стадиях знаний.

Гармоничное
сочетание всех вышерассмотренных
компонентов процесса обучения позволяет
достичь успеха в учебе.

Зачем ввели разделение?

В приложении к учебному плану указано, что это необходимо для ранней профилизации школьников. Это должно облегчить детям задачу по выбору предмета для сдачи ЕНТ, а также позволит им сделать максимально верный выбор по будущей профессии.

№11. Можно ли отказаться от необходимости выбирать предметы?

В пресс-службе Министерства образования и науки РК пояснили, что отказаться от такого формата нельзя. Учебная программа подразумевает определённое количество часов нагрузки, которое школьники должны пройти. В противном случае, отметили в МОН РК, полученное среднее образование будет неполным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *