центр профессиональных компетенций педагога

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (ЦОПМКП) — субъект региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края (РСНМС). Задача ЦОПМКП — диагностика профессиональных компетенций и выявление профессиональных дефицитов педагогических работников через комплекс оценочных процедур:Федеральные оценочные процедурыОценка предметных и методических компетенций учителей 2022 г. Оценка предметных и методических компетенций учителей 2021 г. Апробация модели оценки ИКТ-компетенций учителей 2022 г. Региональные оценочные процедурыДиагностика профессиональных компетенций учителей по формированию функциональной грамотности учеников  15 ноября-10 декабря 2021 годаЯ Учитель. Интенсив 3. 0Письмо  министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 8. 2021г № 47-01-13-25153/21Результаты оценки предметных и методических компетенций учителей в 2021 годуРезультаты апробации оценки ИКТ компетенций учителей в 2022 году.

Исследование профессиональных компетенций педагогических работников

Очное ИКУ проводится каждую 1-ую неделю месяца (03. 2022-11. 2022).

Очное ИКУ проходит на базах ЦНППМ

Форма для подачи заявки на сентябрьское тестирование будет открыта с 08 сентября 2022 по 20 сентября 2022 до 18.

Для обработки поданных заявок форма будет закрыта 20 сентября 2022 в 18. Письмо-приглашение на очное тестирование придёт на Ваш эл. адрес с 21 сентября по 30 сентября 2022.

Напоминаем, тестирование можно пройти 1 раз в учебный год.

Тестирование на договорной основе

ЗАЯВКА НА ПРОХОЖДЕНИЕ ИКУ

Московский центр сертификации квалификаций в образовании МГПУ — это специально созданное, современное технически оснащенное пространство, позволяющее не только проводить оценочные процедуры в области образования на высоком уровне, но и выступать площадкой для развития профессиональных качеств педагога. Работа осуществляется за счет методически отработанной системы, которая показала свою эффективность за 3 года реализации проекта Сертификат «Московский учитель».

Проект «Сертификат «Московский учитель» существует с 2017 года. За это время в нем приняло участие более 2000 студентов, более 250 экспертов, более 100 образовательных организаций.

Центр осуществляет работу по следующим направлениям:

  • Независимая оценка компетенций студентов.
    педагогических и непедагогических направлений подготовки.
  • Независимая оценка компетенций педагогических работников среднего профессионального образования Университета.
  • Ассессмент профессиональных компетенций.
  • Подготовка экспертов для последующей работы в рамках оценочных процедур, реализуемых Центром.
  • Анализ профессионального прогресса участников оценочных процедур.
  • Развитие педагогических компетенций за счет анализа и разбора продуктов профессиональной деятельности с модераторами.

Россия, Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 43, корп

Национальная система учительского роста (НСУР), разработанная и утвержденная Правительством по поручению Президента РФ, предполагает реализацию мероприятий непрерывного профессионального развития педагогических работников. Одним из таких мероприятий являются исследования компетенций учителей (ИКУ), в ходе которых оценивается уровень знаний и умений,  установленных требованиями профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта. ИКУ, как программа мониторинга уровня профессиональной подготовки учителей школ, начата в 2015 году по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В разные годы исследования проводились разными федеральными операторами ( ФГАОУ ДПО «Академия Мипросвещения России», ФГБУ ФИОКО, «Издательство «Просвещение», Ассоциация «Российское историческое общество» и др), в разных формах и по разным предметам. В общей сложности в ИКУ приняли участие около 70 тыс учителей и 3,5 тыс руководителей образовательных организаций. Исследования позволили провести апробацию  единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), структура которых предусматривает оценку 4 групп профессиональных компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных. Результаты ИКУ, в том числе с использованием ЕФОМ, необходимы для выстраивания непрерывного повышения квалификации как единой системы, объединяющей организации дополнительного профессионального образования, методические объединения и службы, в том числе муниципального уровня, общеобразовательные организации. Предлагаем вниманию коллег демонстрационные варианты диагностических оценочных материалов разных лет. Это хорошая возможность попробовать свои силы и дать оценку собственным профессиональным компетенциям.

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа.

На основе анализа литературы обоснована необходимость создания организационно-педагогических условий, направленных на развитие профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа.

Для  достижения  поставленной  цели  подобраны диагностические методики и проведено исследование уровня развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов.

Методики исследования: для исследования коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа использовалась методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» и тестовая карта коммуникативной деятельности А. Леонтьева, которая заполнялась экспертной группой в процессе наблюдения за студентами на практике.

Базой исследования является художественно-графическое отделение Филиала «Братского педагогического колледжа» в г. Тулун, детская художественная школа и средняя общеобразовательная школа № 25 г. Тулуна Иркутской области.

Практическая значимость исследования:

Разработана система занятий учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» с использованием интерактивных методов обучения, направленных на развитие профессионально – ориентированной коммуникативной компетенции студентов  педагогического колледжа (деловая игра, ролевая игра, педагогический тренинг, дискуссия).

Подобранный диагностический инструментарий, включающий выявление уровня коммуникативных и организаторских склонностей, определение содержательного аспекта коммуникативной деятельности, применяется для диагностики уровня сформированности профессионально – ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа.

Работа состоит из введения, двух глав, 9 таблиц,  6 рисунков, заключения, списка литературы и приложения.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, компетенция, модель педагогической компетентности, стадии формирования компетентности

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся  в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную деятельность.

Компетенция – это  норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей.

  • Общекультурная компетентность — уровень образованности, достаточный для самообразования.
  • Профессиональная компетентность — качество личности, которое проявляется  в способности  и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи  на основе  владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта.
  • Социальная компетентность — социальные  навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность предполагает владение видами компетентности, связанными с  системой человеческих ценностей, способами функционирования социума и своей собственной ролью в этой структуре.

центр профессиональных компетенций педагога

Можно выделить 4 стадии формирования компетентности.

Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей  компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.

Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог  работает не автоматически, а постоянно продумывает  свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.

Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.

Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования педагогов внутри колледжа, вне него, а также  самообразование

Хотелось бы, чтобы у всех педагогов была сформирована неосознанная компетентность. Но  не у всех педагогов есть большой опыт и желание  постоянно анализировать свою деятельность и постоянно ее совершенствовать. Но ,тем не менее,  у нас есть такие педагоги и  мы видим, что  их число растет.

Функции Корпоративного университета как центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников:

– обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;

– обеспечивает формирование и заполнение городского паспорта дополнительного профессионального педагогического образования (далее — ДППО) в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее — ДПО);

– определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;

– обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;

– разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения педагогических работников;

– создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;

– способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;

– обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра);

– организует адресную методическую поддержку/консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;

– обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта «Образование»;

– осуществляет проведение стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

– обеспечивает разработку ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных у педагогических работников дефицитов;

– обеспечивает федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;

– обеспечивает региональный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;

– предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДПО;

– осуществляет анализ показателей эффективности функционирования CHMCгM;

– организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;

– обеспечивает проведение городских конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;

– обеспечивает изучение запросов и оказывает практическую помощь педагогическим работникам;

– координирует работу и формирует необходимую инфраструктуру городской системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;

– выполняет иные задачи и функции, возложенные Департаментом образования и науки города Москвы.

центр профессиональных компетенций педагога

Современные технологии дополнительного профессионального образования позволяют делать обучение более доступным и вариативным. Однако новые технологические возможности не могут быть достаточно эффективными, если они не сопровождаются помощью учителям в выявлении их профессиональных дефицитов, поиске компенсирующих программ и модулей повышения квалификации, определении индивидуальной траектории обучения, учитывающей специфику индивидуального опыта учителя и его профессиональные достижения.

В рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» эксперты МГПУ приступили к разработке комплектов диагностических материалов для выявления уровня профессиональных компетенций современного педагога с опорой на его практическую деятельность.

Основными задачами проекта стали:

  • разработка концептуально-методологических основ диагностики профессиональных компетенций педагогов, модели проектирования индивидуальных образовательных программ (далее – ИОП) повышения квалификации педагога с учетом результатов диагностики его профессиональных компетенций;
  • разработка концепции, содержания и структуры независимой оценки квалификации педагогов в форме профессионального экзамена на основе квалификационных требований, модели проектирования индивидуальных образовательных программ повышения квалификации педагога с учетом результатов профессионального экзамена;
  • разработка квалификационных требований: учитель начального общего образования, учитель основного общего образования и учитель среднего общего образования для проведения независимой оценки квалификаций учителей;
  • проведение экспертного обсуждения концепции методологии диагностики профессиональных компетенций учителя-предметника; концепции независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена; модели проектирования ИОП с учетом выявленных профессиональных дефицитов; требований к квалификации: учитель начального общего образования, учитель основного общего образования и учитель среднего общего образования.
  • разработка диагностических материалов для оценивания профессиональных компетенций педагога-предметника;
  • разработка оценочных средств для проведения независимой оценки квалификаций педагога в форме профессионального экзамена;
  • подготовка экспертов в субъектах Российской Федерации для проведения процедуры диагностики профессиональных компетенций педагога-предметника и независимой оценки квалификаций в форме профессионального экзамена;
  • апробация диагностических материалов, в том числе материалов для проведения независимой оценки квалификаций в форме профессионального экзамена, а также моделей построения ИОП с учетом выявления профессиональных дефицитов педагогов-предметников;
  • обобщение и анализ результатов апробации диагностики профессиональных компетенций педагогов-предметников.

В обсуждении и апробации диагностических материалов приняли участие 1800 педагогов из 11 пилотных регионов: Московская область, Тюменская область,  Нижегородская область, Воронежская область, Тульская область, Вологодская область, Республика Мордовия, Астраханская область, Новгородская область, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика.

В ходе реализации проекта была разработана  система действенной и квалифицированной помощи педагогу в выявлении его профессиональных дефицитов, разработки программ повышения квалификации с учетом его имеющихся потребностей и проблемных зон  включающая:

  • систему диагностических материалов, определяющую уровень и прогресс профессионального развития учителя в основных областях его деятельности: предметной, методической и психолого-педагогической.;
  • гибкую среду обучения, дающую возможность учителю выбрать интересующий его модуль (программу) и организовать обучение в соответствии как с выявленными дефицитами, так и с персональными пожеланиями.

Уже не первый год тема профессионального стандарта «Педагог» – одна из самых обсуждаемых в профессиональном педагогическом сообществе. Введение добровольной независимой оценки профессиональной квалификации педагогических работников – это и одна из сущностных задач федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Региональный Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников предлагает всем представителям такого социально значимого вида профессиональной деятельности как педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании принять участие в масштабном обсуждении наименований квалификаций и требований к ним в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог». Проекты наименования квалификаций и требований к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации педагогов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, размещены на официальном сайте Российского общества «Знание» (базовой организации Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования). Там же размещена форма для сбора экспертных мнений. Предлагаемые к обсуждению проекты вносят важные дополнения в содержание профстандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”. Профессиональный стандарт предъявляет одинаковые требования к квалификации педагога начального общего образования (учитель), основного и среднего общего образования (учитель) без разделения на трудовые функции и трудовые действия. Организация независимой оценки профессиональных компетенций педагогов требует также внести соответствующие изменения в систему непрерывного профессионального образования, которые способствовали бы мотивации каждого участника к профессиональному росту и решали актуальную задачу по научно-методологическому обоснованию и созданию условий для выстраивания индивидуальных путей (траекторий) профессионального развития педагогов. Эффективность введения процедуры независимой оценки профессиональных компетенций педагогов предполагает наличие трех сущностных элементов: концептуально-методологического обоснования оценки профессиональных компетенций педагогов, модели профессионального экзамена и модели проектирования индивидуальных образовательных программ повышения квалификации педагогов по результатам профессионального экзамена. Согласно положению о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации (утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 декабря 2016 г. № 726н), обязательным этапом разработки является проведение обсуждения проекта квалификаций с представителями организаций, в которых реализуется вид профессиональной деятельности или его отдельная трудовая функция, а также с представителями других общероссийских профессиональных союзов и других организаций, заинтересованных в реализации и развитии вида профессиональной деятельности. Однако для оценки качества профессиональной педагогической деятельности, что предполагает и независимая оценка квалификаций, необходима дифференциация квалификационных требований к педагогам и выстраивание системы квалификационных уровней, включающей:- разные уровни квалификации (5 и 6) в содержании обобщенных трудовых функций: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования (код А); педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (код В);- внесение корректировок в содержание трудовых функций, позволяющих выстроить шкалу критериальных отличий в деятельности педагога, работающего на 5 и на 6 квалификационных уровнях. – уточнение квалификационных требований, с учетом задач привлечения в профессию лиц, не имеющих опыта педагогической деятельности. Процедура добровольной независимой оценки квалификации работника на соответствие профстандарту предусмотрена Федеральным законом от 03. 2016 N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”, постановлением Правительства РФ от 16. 2016 N 1204 “Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена”. К 2024 году не менее 10 процентов педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей должны будут пройти эту процедуру на базе специально созданного в 2019 году Центра оценки и развития квалификаций педагогов. Данные учреждения функционируют в субъектах РФ под руководством АНО «Национальное агентство развития квалификаций» для осуществления независимой оценки квалификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Цифровизация объективно необходима современной школе, чтобы сделать процесс образования более гибким, приспособленным к реалиям сегодняшнего дня, формированию конкурентоспособных профессионалов в нарождающемся «цифровом мире».

Формирование здорового образа жизни, в том числе и культуры питания, должно начинаться уже в раннем возрасте. При этом организация воспитательного процесса должна учитывать особенности конкретной возрастной группы.

Учет и использование закономерностей обучения и воспитания, определяемых педагогической наукой, является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, образовательной организации, обществе.

Процесс выявления, обучения, развития и поддержки одаренных детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны.

Дошкольное образовательное учреждение является следующим за семьей институтом социализации ребенка. От результатов работы ДОУ во многом зависит дальнейшее поступательное развитие ребенка, адаптация к новым условиям жизнедеятельности и социализация.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде, а также динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Становление профессиональной компетентности педагога – это постоянно изменяющийся процесс. Формирование профессионализма происходит на протяжении всей жизни человека – от выбора профессии (начало профессионального образования) до окончания профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов, а также занятий по психологии. Материалы курса содержат информацию о том, каким образом может осуществляться реализация преемственности профориентационных мероприятий на всех ступенях общего обучения.

Профессиональная компетентность педагога заключается в достаточно высоком уровне осуществления педагогической деятельности, педагогического общения, достижении стабильно высоких результатов в воспитании и развитии обучающихся. Важно и умение принимать и реализовывать на практике этические принципы, а также отвечать качествам и свойствам личности, согласно профессиограмме педагога.

При организации работы с одарёнными детьми важно понимать, что в первую очередь им необходимо создать условия для интеллектуального роста в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности. Конкретные цели обучения одаренных обучающихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. В обучении таких детей эффективность использования средств обучения определяется главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью.

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

В курсе «Медиация в системе образования» рассматриваются методы работы школьных служб примирения. Метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия обучающихся.

Требования ФГОС к внеурочной деятельности делают ее полноправным участником основной образовательной программы; направляют содержание внеурочной деятельности на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, способствуют их воспитанию и достижению результатов образования, т. внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Профстандарт педагога – это документ, систематизировавший все функции, которые должен выполнять сотрудник. Кроме этого, в нем закреплены умения и навыки, которыми он должен обладать, а также уровень его образования. Обучение по данному курсу ДО в полной мере обеспечит сотрудникам понимание всех требований и основных положений «Профессионального стандарта педагога (учителя основной и средней школы)»

ФГОС СОО разработан для обучающихся последнего уровня общего образования, включающего 10 и 11 классы, и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

Основная образовательная программа среднего основного образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по количеству и качеству нововведений, сфере применения носит особенный характер.

  • Некоторые аспекты защиты неимущественных прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей отделом опеки и попечительства на примерах материалов Омского муниципального района Омской ОбластиДанилова О.А.NovaInfo 61, с.435-442, 9 марта 2017, Педагогические науки,
  • Данилова О.А.
  • Хоровое пение как один из ведущих видов учебной музыкальной деятельности школьниковГетоева Л.К.NovaInfo 61, с.431-435, 9 марта 2017, Педагогические науки,
  • Гетоева Л.К.
  • Особенности развития слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровняЖуравлева Ю.Б.NovaInfo 61, с.427-431, 8 марта 2017, Педагогические науки,
  • Журавлева Ю.Б.
  • Классификация интерактивных методов обучения в контексте формирования профессиональных компетенций студентов вузовРихтер Т.В.NovaInfo 38, 3 ноября 2015, Педагогические науки,
  • Рихтер Т.В.
  • Интерактивные технологии взаимодействия как условие формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза при обучении информатикеРихтер Т.В.NovaInfo 23, 12 мая 2014, Педагогические науки,

Список литературы

  • Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5 – С. 98-122.
  • Котельникова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании: Учебное пособие. – Уфа: ИРО РБ, 2014. – 112 с.
  • Курлыгина О.Е. Компетентность как характеристика готовности будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.
  • Осмоловская И.М. Компетентностный подход к формированию содержания общего образования // Право и образование. – 2006. – №4. – С. 120-129.
  • Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. – М.: ФИРО, 2010. – 114 с.
  • Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-4. – С. 797-801.
  • Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А.В. Хуторской. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 195 с.

Цитировать

Зачем мне становиться экспертом?

  • участие в формировании профессиональных педагогических кадров
  • возможность найти молодых специалистов в свою образовательную организацию
  • участие в процедуре независимой оценки способствует собственному профессиональному развитию

Кто может стать экспертом:

— стаж работы в образовательной организации не менее 3х лет

— опыт экспертной оценки компетенций в профессиональных конкурсах и олимпиадах

— дополнительное профессиональное образование по профилю оценки

Эксперты могут принять участие в следующих оценочных мероприятиях:

  • оценка модельного занятия/видеоурока/дистанционного занятия
  • оценка кейсов по взаимодействию с родителями/коллегами
  • собеседование/интервью

Ключевые направления деятельности

  • планирование и проведение исследований в области психологии образования (в основном высшего профессионального образования и программ Lifelong learning);
  • изучение способов формирования профессиональной рефлексии педагогов и студентов;
  • изучение механизмов творческого мышления и способов его актуализации в образовательном процессе;
  • анализ влияния коммуникативного и общекультурного пространства Москвы на профессиональное развитие учителей;
  • исследование особенностей построения профессиональных траекторий молодых педагогов Москвы.

Разработка и проведение курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей высшей школы по темам, связанным с формированием функциональной грамотности, профессиональным наставничеством и коммуникацией в образовательном процессе.

Оказание экспертно-аналитического сопровождения олимпиады «Я — профессионал».

Мероприятия в рамках деятельности

Организация и проведение конкурса педагогических команд «Многогранник».

Для образовательных организаций

Приглашаем к сотрудничеству образовательные организации. Направления сотрудничества:

  • разработка и реализация совместных образовательных и культурно-просветительских программ, проектов и мероприятий.
  • совместная разработка технологий экспертизы и оценки качества образования в рамках процедуры независимой оценки компетенций студентов.
  • участие работников образовательных организаций в экспертизе материалов в рамках процедуры независимой оценки компетенций студентов.
  • подготовка и повышение квалификации работников образовательной организации на базе Университета в рамках процедуры независимой оценки компетенций студентов.

Формирование у студентов-педагогов профессиональных компетенций средствами самостоятельной работы (на материале методических дисциплин)

В статье выделены виды самостоятельной работы студентов-педагогов, направленные на формирование профессиональных компетенций обучающихся на материале методических дисциплин (отбор и анализ педагогической и методической литературы, представление результата в виде реферата, доклада, сообщения, эссе и др. ; разработка и защита конспектов уроков, внеклассных предметных мероприятий, программ курсов по выбору и элективных курсов, методического и дидактического обеспечения отдельных тем школьного курса, разделов и др. ; разработка программы культурно-просветительской работы и культурно-просветительского мероприятия; написание курсовых и выпускных квалификационных работ; выступление с докладом на научно-практической конференции, публикация в сборнике научных работ), проведено их сопоставление с набором профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО; структурированы методы оценки профессиональных компетенций студентов-педагогов, разработана система критериев их оценки: сформированность мотивационно-ценностного отношения к получению профессионального образования, способность к применению профессиональных знаний и умений в трудовой деятельности, способность к оценочно-рефлекивной и коррекционной деятельности. Выделено содержание критериев и уровни сформированности профессиональных компетенций.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, СТУДЕНТ-ПЕДАГОГ, КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики

В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения и навыки, необходимые для решения профессиональных задач в соответствие с профессиональной направленностью ООП и видами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности; в области научно-исследовательской деятельности; в области управленческой деятельности; в области проектной деятельности; в области методической деятельности; в области культурно-просветительской деятельности. Студенты должны быть готовы:

– осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета (истории) с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности;

– содействовать социализации, формированию общей культуры личности обучающегося,

– осуществлять широкую профессиональную деятельность, требующую исторических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории в общеобразовательных учреждениях разного типа;

– владеть теоретическими знаниями и разнообразными методами, приемами и средствами обучения истории, обеспечивающими уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

– планировать учебно-воспитательную работу с учащимися на дальнюю и ближнюю перспективу;

– стимулировать внеурочную деятельность учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к обучению, воспитанию и развитию;

– анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и определения перспектив самообразования;

– выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и другими участниками педагогического процесса;

– проектировать и проводить уроки истории, занятия курсов по выбору, внеурочные мероприятия;

– осуществлять оптимальный отбор средств, приемов, методов, форм обучения, адекватных содержанию учебного материала по истории, возрастным особенностям учащихся и собственной индивидуальности;

– участвовать в деятельности школьных методических объединений учителей и других формах методической работы;

– соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией о правах ребенка»;

– выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в общеобразовательном процессе;

У обучающихся должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

Код компетенции
Компетенция
Признак проявления
ОПК-4
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
Базовый уровень. Студент
знает:основные требования к реализации учебных программ в соответствии с нормативными документами;
умеет: применять методики анализа профессиональнойдеятельности;
владеет: навыками самоанализа своей профессиональной деятельности
ОПК-5
владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения
Базовый уровень. Студент
знает: один из иностранных языков на уровне профессионального общения;
умеет: осуществлять поиск необходимой информации в иностранных источниках;
владеет: навыками ведения диалога на иностранном языке
ПК-1
способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях
 
Базовый уровень. Студент
знает: структуру и содержание учебного предмета «История»;
умеет: проектировать и реализовывать образовательный процесс по учебным программам базовых и элективных курсов;
владеет: владеет навыками проектирования образовательного процесса по истории
ПК-2
готовприменять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения
Базовый уровень. Студент
знает: современные методики и технологии обучения истории, в том числе информационные;
умеет: проектировать уроки истории с использованием различных методик и технологий;
владеет: навыками самоанализа и анализа эффективности использования конкретной методики и технологии
ПК-3
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии
Базовый уровень. Студент
знает: современные средства и методы оценки уровня подготовки обучающихся по истории;
умеет: разрабатывать диагностические методики;
владеет: навыками анализа результатов диагностирования. ПК-4
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Базовый уровень. Студент
знает: ресурсы, необходимые для создания информационной образовательной среды;
умеет: отбирать оптимальные средства обучения истории;
владеет: навыками создания информационной образовательной среды
ПК-5
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса
 
Базовый уровень. Студент
знает: запросы потребителей и других заинтересованных лиц в обеспечении качества образовательного процесса;
умеет: проектировать взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами;
владеет: навыками самоанализа и совершенствования взаимодействия с потребителями образовательных услуг и другими заинтересованными лицами
ПК-6
способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников
 
Базовый уровень. Студент
знает: формы и приемы организации сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности по истории;
умеет: организовать продуктивное сотрудничество в режиме диалога и полилога;
владеет: методами организации сотрудничества на уроке истории и во внеурочной деятельности
ПУ-7
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
Базовый уровень. Студент
знает: правила техники безопасности в организации образовательного процесса;
умеет: реализовать основные концептуальныеподходы здоровьесберегающих технологий;
владеет: методами обеспечения охраны жизни и здоровья в образовательном процессе. ПК-8
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
Базовый уровень. Студент
знает: способы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
умеет: отбирать исторический материал в целях популяризации знаний и культурных традиций;
владеет: навыками поиска и интерпретации исторического материала с учетом различных категорий населения. ПК-9
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;
Базовый уровень. Студент
знает: формы и средства проектирования взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности;
умеет: отбирать оптимальные средства и формы взаимодействия в зависимости от запросов участников;
владеет: навыками создания продуктивного взаимодействия с участниками культурно-просветительской среды. ПК-10
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;
 
Базовый уровень. Студент
знает: отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности;
умеет: проектировать культурно-просветительскую деятельность с учетом традиций отечественного и зарубежного опыта;
владеет: навыками отбора оптимальных форм организации культурно-просветительской деятельности. ПК-11
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности. Базовый уровень. Студент
знает: традиции и особенности региональной культурной образовательной среды;
умеет: проектировать культурно-просветительскую деятельность с учетом традиций и особенностей региональной культурной образовательной среды;
владеет: навыками отбора оптимальных форм и средств организации культурно-просветительской деятельности в конкретном регионе.

Успешному проведению педагогической практики предшествует подготовительная работа: определяются базовые школы, курсовой руководитель знакомится с общеобразовательным учреждением, администрацией, учителями, осуществляется распределение студентов по школам.

Структура и содержание педагогической практики

Общая трудоемкость педагогической практики составляет 18 зачетных единиц, 648 часов (6 семестр: 6 ЗЕТ, 216 часов; 8 семестр: 12 ЗЕТ, 432 часа) – на очной и заочной формах обучения.

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *