ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ

Диагностика профдефицитов

На современном этапе нарастающие темпы научно-технического прогресса, цифровизации общества и преобразований в системе образования обуславливают потребность в непрерывном профессиональном развитии.

Чтобы это развитие было результативным, важно в начале определить его ориентиры путем диагностики.

Диагностика профессиональных компетенций рассматривается как комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями.

Диагностика может включать два аспекта: самоанализ и внешняя оценка. Результаты диагностики включают как достижения, так и выявленные профессиональные дефициты.

Профессиональные дефициты – это осознанные или неосознанные ограничения в профессиональной компетентности, которые создают препятствия к эффективному осуществлению профессиональных действий.

Существуют разные возможности для прохождения диагностики профессионального развития.

ПОЛОЖЕНИЕ О ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕНТРЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

На федеральном уровне:

– диагностика федерального уровня;

Оценка компетенций учителей (далее ОКУ) проводится организованно во всех субъектах Российской Федерации и строго в период, указанный в графике, необходима запись через регионального координатора.

В 2022 году диагностику предметных и методических компетенций проходили учителя по следующим учебным предметам: русскому языку, литературе, математике, физике, химии, биологии, истории, обществознанию, географии, информатике, претендующие на вхождение в региональные методические активы и слушатели дополнительных профессиональных программ, реализуемых ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

– диагностика Академии Минпросвещения России;

С 4 апреля по 19 мая 2023 года на платформе Академии Минпросвещения России Цифровая экосистема ДПО проводилась диагностика, нацеленная на определение уровня предметных компетенций педагогов (математика, русский язык, химия, биология, физика), ИКТ-компетенций, а также управленческих компетенций руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций.

Участие в диагностике было добровольным, каждый желающий педагог мог пройти диагностику в личном кабинете, предварительно зарегистрировавшись на сайте https://education.apkpro.ru/.

Результат диагностики доступен в личном кабинете каждого тестируемого на платформе и поможет педагогу определиться с дальнейшим направлением развития, выбрать полезные курсы повышения квалификации и другие мероприятия для профессионального роста.

После обработки и анализа Академией Минпросвещения итоги диагностики в обезличенном виде были направлены в регион.

Всего от Рязанской области в диагностике всех видов приняли участие 341 педагог.

Аналитическая справка по результатам диагностики профессиональных компетенций педагогических работников Рязанской области на платформе Академии Минпросвещения Цифровая экосистема ДПО

На региональном уровне:

– региональная диагностика на портале цнппм62.рф;

Диагностика проводится организованно для слушателей, зачисленных на курсы с построением индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ) по заявкам от муниципальных органов управления образования. Заявки на участие принимаются централизованно в феврале-марте, диагностика и построение ИОМ на учебный год производится в сентябре – октябре. В соответствии с конкретными текущими задачами могут планироваться и другие виды и сроки проведения ИОМ.

Диагностика включает в себя 10 предметных заданий, 10 методических заданий, 10 заданий – психолого-педагогического и коммуникативного содержания, 5 – нормативно-правового содержания и 5 заданий по ИКТ.

Полученные результаты диагностики используются при проектировании индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Полный (расширенный) ИОМ включает в себя несколько этапов:

1. Входная диагностика, анализ дефицитов, выдача рекомендаций на платформе.

2. Прохождение курсов повышения квалификации по модульной оптимизированной программе.

3. Промежуточная диагностика по остаточным знаниям, анализ дефицитов, выдача рекомендаций на платформе.

4. Сравнение и анализ результатов входной и промежуточной диагностики.

5. Рекомендации по участию в вебинарах по тематике, соответствующей выявленным дефицитам (размещаются в личном кабинете на платформе).

6. Участие в дополнительных образовательных мероприятиях по тематике выявленных дефицитов на уровне ОУ.

7. Получение сертификата о полном прохождении ИОМ (формируется на платформе и доступен в личном кабинете слушателя).

– локальная входная диагностика на курсах повышения квалификации;

Входная диагностика на курсах повышения квалификации проводится с целью анализа уровня подготовленности группы к изучению материалов конкретной программы. Предназначена для оптимизации содержания изучаемого материала, деления слушателей на группы и подгруппы по уровню и направлению подготовки и профессиональных компетенций. Результаты входной диагностики помогают педагогу – слушателю курсов определить дальнейшие пути развития профессиональных компетенций.

Аналитический отчет о результатах диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров и реализации ИОМ на платформе «Успех учителя» цнппм62.рф

Другие возможности прохождения профессиональной диагностики:

Интенсив «Я Учитель» Интенсив «Я Учитель» 3.0 (yandex.ru)
– это бесплатные онлайн-диагностики компетенций учителей 1–11 классов.

Диагностика включает 4 онлайн-теста по гибким компетенциям:

– цифровые компетенции педагога (владение цифровыми технологиями и методиками их применения, умение формировать цифровую образовательную среду, навыки цифровой коммуникация и умение ее организовать, понимание, что такое информационная безопасность и цифровая этика)

– компетенции успешного современного учителя (ориентация на результат, анализ своих действий, индивидуальный подход к каждому ученику, умение создавать в классе здоровую атмосферу, умение сотрудничать с коллегами, умение формировать развивающую среду)

– умение формировать у учеников функциональную грамотность (компоненты функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции)

– работа с трудным поведением (выявление трудного поведения, реагирование на проявления трудного поведения, анализ причин трудного поведения, выстраивание стратегии работы с трудным поведением, анализ своей работы с трудным поведением)

Тесты разработаны Яндексом совместно с ведущими экспертами (МГПУ, ЭКОПСИ), задания представлены в виде практических кейсов.

По итогам диагностики выдаются рекомендации и материалы (курсы повышения квалификации по данной теме, вебинары и видеоролики, статьи).

Ключевые направления деятельности

Разработка и проведение курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей высшей школы по темам, связанным с формированием функциональной грамотности, профессиональным наставничеством и коммуникацией в образовательном процессе.

Оказание экспертно-аналитического сопровождения олимпиады «Я — профессионал».

Мероприятия в рамках деятельности

Организация и проведение конкурса педагогических команд «Многогранник».

Цитировать

Зачем мне становиться экспертом?

Кто может стать экспертом:

— стаж работы в образовательной организации не менее 3х лет

— опыт экспертной оценки компетенций в профессиональных конкурсах и олимпиадах

— дополнительное профессиональное образование по профилю оценки

Эксперты могут принять участие в следующих оценочных мероприятиях:

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (ЦОПМКП) — субъект региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края (РСНМС). Задача ЦОПМКП — диагностика профессиональных компетенций и выявление профессиональных дефицитов педагогических работников через комплекс оценочных процедур:Федеральные оценочные процедурыОценка предметных и методических компетенций учителей 2022 г. Оценка предметных и методических компетенций учителей 2021 г. Апробация модели оценки ИКТ-компетенций учителей 2022 г. Региональные оценочные процедурыДиагностика профессиональных компетенций учителей по формированию функциональной грамотности учеников  15 ноября-10 декабря 2021 годаЯ Учитель. Интенсив 3. 0 Письмо  министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 8. 2021г № 47-01-13-25153/21Результаты оценки предметных и методических компетенций учителей в 2021 годуРезультаты апробации оценки ИКТ компетенций учителей в 2022 году.

Исследование профессиональных компетенций педагогических работников

Очное ИКУ проводится каждую 1-ую неделю месяца (03. 2022-11. 2022).

Очное ИКУ проходит на базах ЦНППМ

Форма для подачи заявки на сентябрьское тестирование будет открыта с 08 сентября 2022 по 20 сентября 2022 до 18.

Для обработки поданных заявок форма будет закрыта 20 сентября 2022 в 18. Письмо-приглашение на очное тестирование придёт на Ваш эл. адрес с 21 сентября по 30 сентября 2022.

Напоминаем, тестирование можно пройти 1 раз в учебный год.

Тестирование на договорной основе

ЗАЯВКА НА ПРОХОЖДЕНИЕ ИКУ

Московский центр сертификации квалификаций в образовании МГПУ — это специально созданное, современное технически оснащенное пространство, позволяющее не только проводить оценочные процедуры в области образования на высоком уровне, но и выступать площадкой для развития профессиональных качеств педагога. Работа осуществляется за счет методически отработанной системы, которая показала свою эффективность за 3 года реализации проекта Сертификат «Московский учитель».

Проект «Сертификат «Московский учитель» существует с 2017 года. За это время в нем приняло участие более 2000 студентов, более 250 экспертов, более 100 образовательных организаций.

Центр осуществляет работу по следующим направлениям:

Россия, Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 43, корп

Национальная система учительского роста (НСУР), разработанная и утвержденная Правительством по поручению Президента РФ, предполагает реализацию мероприятий непрерывного профессионального развития педагогических работников. Одним из таких мероприятий являются исследования компетенций учителей (ИКУ), в ходе которых оценивается уровень знаний и умений,  установленных требованиями профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта. И КУ, как программа мониторинга уровня профессиональной подготовки учителей школ, начата в 2015 году по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В разные годы исследования проводились разными федеральными операторами ( ФГАОУ ДПО «Академия Мипросвещения России», ФГБУ ФИОКО, «Издательство «Просвещение», Ассоциация «Российское историческое общество» и др), в разных формах и по разным предметам. В общей сложности в ИКУ приняли участие около 70 тыс учителей и 3,5 тыс руководителей образовательных организаций. Исследования позволили провести апробацию  единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), структура которых предусматривает оценку 4 групп профессиональных компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных. Результаты ИКУ, в том числе с использованием ЕФОМ, необходимы для выстраивания непрерывного повышения квалификации как единой системы, объединяющей организации дополнительного профессионального образования, методические объединения и службы, в том числе муниципального уровня, общеобразовательные организации. Предлагаем вниманию коллег демонстрационные варианты диагностических оценочных материалов разных лет. Это хорошая возможность попробовать свои силы и дать оценку собственным профессиональным компетенциям.

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа.

На основе анализа литературы обоснована необходимость создания организационно-педагогических условий, направленных на развитие профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа.

Для  достижения  поставленной  цели  подобраны диагностические методики и проведено исследование уровня развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов.

Методики исследования: для исследования коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа использовалась методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» и тестовая карта коммуникативной деятельности А. Леонтьева, которая заполнялась экспертной группой в процессе наблюдения за студентами на практике.

Базой исследования является художественно-графическое отделение Филиала «Братского педагогического колледжа» в г. Тулун, детская художественная школа и средняя общеобразовательная школа № 25 г. Тулуна Иркутской области.

Практическая значимость исследования:

Разработана система занятий учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» с использованием интерактивных методов обучения, направленных на развитие профессионально – ориентированной коммуникативной компетенции студентов  педагогического колледжа (деловая игра, ролевая игра, педагогический тренинг, дискуссия).

Подобранный диагностический инструментарий, включающий выявление уровня коммуникативных и организаторских склонностей, определение содержательного аспекта коммуникативной деятельности, применяется для диагностики уровня сформированности профессионально – ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа.

Работа состоит из введения, двух глав, 9 таблиц,  6 рисунков, заключения, списка литературы и приложения.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, компетенция, модель педагогической компетентности, стадии формирования компетентности

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся  в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную деятельность.

Компетенция – это  норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей.


ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ

Можно выделить 4 стадии формирования компетентности.

Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей  компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.

Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог  работает не автоматически, а постоянно продумывает  свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.

Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.

Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования педагогов внутри колледжа, вне него, а также  самообразование

Хотелось бы, чтобы у всех педагогов была сформирована неосознанная компетентность. Но  не у всех педагогов есть большой опыт и желание  постоянно анализировать свою деятельность и постоянно ее совершенствовать. Но ,тем не менее,  у нас есть такие педагоги и  мы видим, что  их число растет.

Функции Корпоративного университета как центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников:

– обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;

– обеспечивает формирование и заполнение городского паспорта дополнительного профессионального педагогического образования (далее — ДППО) в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее — ДПО);

– определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;

– обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;

– разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения педагогических работников;

– создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;

– способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;

– обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра);

– организует адресную методическую поддержку/консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;

– обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта «Образование»;

– осуществляет проведение стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

– обеспечивает разработку ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных у педагогических работников дефицитов;

– обеспечивает федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;

– обеспечивает региональный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;

– предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДПО;

– осуществляет анализ показателей эффективности функционирования CHMCгM;

– организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;

– обеспечивает проведение городских конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;

– обеспечивает изучение запросов и оказывает практическую помощь педагогическим работникам;

– координирует работу и формирует необходимую инфраструктуру городской системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;

– выполняет иные задачи и функции, возложенные Департаментом образования и науки города Москвы.


ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ

Современные технологии дополнительного профессионального образования позволяют делать обучение более доступным и вариативным. Однако новые технологические возможности не могут быть достаточно эффективными, если они не сопровождаются помощью учителям в выявлении их профессиональных дефицитов, поиске компенсирующих программ и модулей повышения квалификации, определении индивидуальной траектории обучения, учитывающей специфику индивидуального опыта учителя и его профессиональные достижения.

В рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» эксперты МГПУ приступили к разработке комплектов диагностических материалов для выявления уровня профессиональных компетенций современного педагога с опорой на его практическую деятельность.

Основными задачами проекта стали:

В обсуждении и апробации диагностических материалов приняли участие 1800 педагогов из 11 пилотных регионов: Московская область, Тюменская область,  Нижегородская область, Воронежская область, Тульская область, Вологодская область, Республика Мордовия, Астраханская область, Новгородская область, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика.

В ходе реализации проекта была разработана  система действенной и квалифицированной помощи педагогу в выявлении его профессиональных дефицитов, разработки программ повышения квалификации с учетом его имеющихся потребностей и проблемных зон  включающая:

Уже не первый год тема профессионального стандарта «Педагог» – одна из самых обсуждаемых в профессиональном педагогическом сообществе. Введение добровольной независимой оценки профессиональной квалификации педагогических работников – это и одна из сущностных задач федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Региональный Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников предлагает всем представителям такого социально значимого вида профессиональной деятельности как педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании принять участие в масштабном обсуждении наименований квалификаций и требований к ним в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог». Проекты наименования квалификаций и требований к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации педагогов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, размещены на официальном сайте Российского общества «Знание» (базовой организации Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования). Там же размещена форма для сбора экспертных мнений. Предлагаемые к обсуждению проекты вносят важные дополнения в содержание профстандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”. Профессиональный стандарт предъявляет одинаковые требования к квалификации педагога начального общего образования (учитель), основного и среднего общего образования (учитель) без разделения на трудовые функции и трудовые действия. Организация независимой оценки профессиональных компетенций педагогов требует также внести соответствующие изменения в систему непрерывного профессионального образования, которые способствовали бы мотивации каждого участника к профессиональному росту и решали актуальную задачу по научно-методологическому обоснованию и созданию условий для выстраивания индивидуальных путей (траекторий) профессионального развития педагогов. Эффективность введения процедуры независимой оценки профессиональных компетенций педагогов предполагает наличие трех сущностных элементов: концептуально-методологического обоснования оценки профессиональных компетенций педагогов, модели профессионального экзамена и модели проектирования индивидуальных образовательных программ повышения квалификации педагогов по результатам профессионального экзамена. Согласно положению о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации (утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 декабря 2016 г. № 726н), обязательным этапом разработки является проведение обсуждения проекта квалификаций с представителями организаций, в которых реализуется вид профессиональной деятельности или его отдельная трудовая функция, а также с представителями других общероссийских профессиональных союзов и других организаций, заинтересованных в реализации и развитии вида профессиональной деятельности. Однако для оценки качества профессиональной педагогической деятельности, что предполагает и независимая оценка квалификаций, необходима дифференциация квалификационных требований к педагогам и выстраивание системы квалификационных уровней, включающей:- разные уровни квалификации (5 и 6) в содержании обобщенных трудовых функций: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования (код А); педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (код В);- внесение корректировок в содержание трудовых функций, позволяющих выстроить шкалу критериальных отличий в деятельности педагога, работающего на 5 и на 6 квалификационных уровнях. – уточнение квалификационных требований, с учетом задач привлечения в профессию лиц, не имеющих опыта педагогической деятельности. Процедура добровольной независимой оценки квалификации работника на соответствие профстандарту предусмотрена Федеральным законом от 03. 2016 N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”, постановлением Правительства РФ от 16. 2016 N 1204 “Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена”. К 2024 году не менее 10 процентов педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей должны будут пройти эту процедуру на базе специально созданного в 2019 году Центра оценки и развития квалификаций педагогов. Данные учреждения функционируют в субъектах РФ под руководством АНО «Национальное агентство развития квалификаций» для осуществления независимой оценки квалификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Цифровизация объективно необходима современной школе, чтобы сделать процесс образования более гибким, приспособленным к реалиям сегодняшнего дня, формированию конкурентоспособных профессионалов в нарождающемся «цифровом мире».

Формирование здорового образа жизни, в том числе и культуры питания, должно начинаться уже в раннем возрасте. При этом организация воспитательного процесса должна учитывать особенности конкретной возрастной группы.

Учет и использование закономерностей обучения и воспитания, определяемых педагогической наукой, является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, образовательной организации, обществе.

Процесс выявления, обучения, развития и поддержки одаренных детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны.

Дошкольное образовательное учреждение является следующим за семьей институтом социализации ребенка. От результатов работы ДОУ во многом зависит дальнейшее поступательное развитие ребенка, адаптация к новым условиям жизнедеятельности и социализация.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде, а также динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Становление профессиональной компетентности педагога – это постоянно изменяющийся процесс. Формирование профессионализма происходит на протяжении всей жизни человека – от выбора профессии (начало профессионального образования) до окончания профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов, а также занятий по психологии. Материалы курса содержат информацию о том, каким образом может осуществляться реализация преемственности профориентационных мероприятий на всех ступенях общего обучения.

Профессиональная компетентность педагога заключается в достаточно высоком уровне осуществления педагогической деятельности, педагогического общения, достижении стабильно высоких результатов в воспитании и развитии обучающихся. Важно и умение принимать и реализовывать на практике этические принципы, а также отвечать качествам и свойствам личности, согласно профессиограмме педагога.

При организации работы с одарёнными детьми важно понимать, что в первую очередь им необходимо создать условия для интеллектуального роста в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности. Конкретные цели обучения одаренных обучающихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. В обучении таких детей эффективность использования средств обучения определяется главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью.

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

В курсе «Медиация в системе образования» рассматриваются методы работы школьных служб примирения. Метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия обучающихся.

Требования ФГОС к внеурочной деятельности делают ее полноправным участником основной образовательной программы; направляют содержание внеурочной деятельности на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, способствуют их воспитанию и достижению результатов образования, т. внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Профстандарт педагога – это документ, систематизировавший все функции, которые должен выполнять сотрудник. Кроме этого, в нем закреплены умения и навыки, которыми он должен обладать, а также уровень его образования. Обучение по данному курсу ДО в полной мере обеспечит сотрудникам понимание всех требований и основных положений «Профессионального стандарта педагога (учителя основной и средней школы)»

ФГОС СОО разработан для обучающихся последнего уровня общего образования, включающего 10 и 11 классы, и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

Основная образовательная программа среднего основного образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по количеству и качеству нововведений, сфере применения носит особенный характер.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, СТУДЕНТ-ПЕДАГОГ, КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Для образовательных организаций

Приглашаем к сотрудничеству образовательные организации. Направления сотрудничества:

Формирование у студентов-педагогов профессиональных компетенций средствами самостоятельной работы (на материале методических дисциплин)

В статье выделены виды самостоятельной работы студентов-педагогов, направленные на формирование профессиональных компетенций обучающихся на материале методических дисциплин (отбор и анализ педагогической и методической литературы, представление результата в виде реферата, доклада, сообщения, эссе и др. ; разработка и защита конспектов уроков, внеклассных предметных мероприятий, программ курсов по выбору и элективных курсов, методического и дидактического обеспечения отдельных тем школьного курса, разделов и др. ; разработка программы культурно-просветительской работы и культурно-просветительского мероприятия; написание курсовых и выпускных квалификационных работ; выступление с докладом на научно-практической конференции, публикация в сборнике научных работ), проведено их сопоставление с набором профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО; структурированы методы оценки профессиональных компетенций студентов-педагогов, разработана система критериев их оценки: сформированность мотивационно-ценностного отношения к получению профессионального образования, способность к применению профессиональных знаний и умений в трудовой деятельности, способность к оценочно-рефлекивной и коррекционной деятельности. Выделено содержание критериев и уровни сформированности профессиональных компетенций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *