Что это

Формирование ключевых компетенций (общекультурные и профессиональные)

В статье рассматриваются значимость и формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В данных определениях представляется интересным соотнесение компетенции с успешным действием в профессиональных ситуациях. Компетенция выступает фактором, определяющим поведение или действие выпускника.

Ключевые слова

КОМПЕТЕНЦИЯ, ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Текст научной работы

Проводимые изменения в структуре и содержании российского образования стало принятие федеральных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в вузе. Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что происходит переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций, которые потребуются выпускнику вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности. Компетенция в переводе с лат. competentia — круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Рассматриваются различные виды компетенций выпускника вуза: ключевые профессиональные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, предметно-цикловые компетенции, предметные компетенции. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых, до производственных и социальных. При этом компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. ФГОС третьего поколения прямо предусматривают в качестве конечного результата обучения на каждом уровне подготовки и направления — освоение учащимися общекультурных компетенций. Эффективному формированию общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза способствуют в значительной степени соответствующие педагогические условия, то есть сложившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС не случайно отмечается, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности». Поэтому, задача формирования общекультурных компетенций выпускника вуза должна решаться комплексно. На ее решение должны быть направлены как общая система организации воспитательной и внеучебной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методика преподавания дисциплин, включенных в программу подготовки по данному направлению, в особенности дисциплин гуманитарного блока. Общекультурные компетентности имеют двойственную природу:

  • они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности;
  • они образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться.

Общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания. Представляется необходимым активно развивать деятельностный подход к формированию личности студента. Принцип деятельности определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и через эту активность его развитие. Значимость эта определяется тем, что современный специалист должен быть не только технически грамотным, но и социально-компетентным работником: уметь организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать коллективные решения, то есть иметь качества личности, уметь применять знания и уметь работать с людьми. Развивая традиции вузовского образования, необходимо активно использовать технологии работы с молодежью, позволяющие максимально совместить обучающие и воспитательные цели, как в учебном процессе, так и за его рамками. При разработке механизмов воспитательного воздействия необходимо учитывать, что ведущим видом занятости студента вуза является участие в учебном процессе, в рамках которого возможность непосредственного общения преподавателя с каждым студентом обеспечивает значительный воспитательный потенциал. Значительный эффект имеет научно-исследовательская работа студентов, интересной и действенной формой воспитания является организация и проведение конкурсов научно-исследовательских и творческих работ студентов и аспирантов, посвященных важнейшим событиям в истории страны и жизни общества, издание сборников работ студентов по социально-политической, обществоведческой тематике. При этом высокие требования предъявляются к личности преподавателя, его морально-нравственным и этическим качествам, а также к условиям труда и быта в университете. Российские вузы осуществляют подготовку различных специалистов, обеспечивают функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства. Подготовка в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития и воспитания конкурентоспособной целостной личности. Формирование общекультурных компетенций способствует становлению профессиональных специалистов, способных к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. При подготовке бакалавров, определенно, основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, которые получают свое развитие при изучении определенной дисциплины. В свою очередь профессиональная компетенция представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности. Также, она рассматривается как общая способность и готовность студентов к деятельности, способность выявлять связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания, умения и навыки для решения проблем, которые ориентированы на самостоятельное участие личности в учебном процессе. Профессиональные компетенции — готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи (проблемные ситуации). В основе этого подхода лежит представление о работнике-специалисте как активном субъекте профессиональной деятельности, носителе совокупности профессиональных компетенций. В этом случае обобщенной, комплексной характеристикой профессиональной подготовленности специалиста рассматривается его компетентность (а не набор отдельных знаний и умений). Степень профессиональной компетентности говорит о том, насколько данный работник (студент) овладел своей специальностью. В какой мере он подготовлен к выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональные компетенции отражают эффективность, безошибочность и быстроту решения работником этих значимых задач-проблем (проблемных производственных ситуаций). Таким образом, компетенции прочно привязываются к наиболее ответственным и повторяющимся профессиональным задачам, конкретным направлениям работы специалиста. Но, знания и профессиональные компетенции нельзя отождествлять. Хотя определенные практические знания включаются в соответствующие компетенции. Умения и профессиональные компетенции также нельзя отождествлять. Хотя определенные практические умения включаются в соответствующие компетенции. Важнейшим компонентом профессиональных компетенций является понимание. Компетентным является тот специалист, кто ориентируется в какой-то конкретной профессиональной (производственной) проблеме, понимает её суть, понимает способы её успешного решения. Следовательно, компетенции характеризуют не только достигнутый уровень профессионализма, но и дают некоторую информацию о профессиональных возможностях (потенциале) работника-специалиста. Если за основу компетенций принимается решение реальных профессиональных задач-проблем, то компетентность становится в первую очередь оценкой практической подготовленности специалиста. Тогда становление специалиста можно рассматривать как процесс целенаправленного формирования его профессиональной компетентности. Специалист — это не набор, не сумма знаний, умений, навыков. Это целостный субъект профессиональной деятельности, обладающий комплексом специальных компетенций. Учебному заведению важно иметь представление о том, какова динамика формирования ведущих профессиональных компетенций будущих специалистов. Учитывая, что каждый взрослый человек является индивидуальностью, профиль компетентности данного студента (работника) всегда имеет индивидуальную окраску. Его ведущие компетенции образуют неповторимое сочетание. Индивидуальность компетентности конкретного специалиста может иметь большую ценность. Нельзя составить какой-либо единый перечень универсальных компетенций. В каждом случае эта задача решается с учётом конкретных особенностей той или иной специальности. Даже при одинаковом названии конкретное содержание (наполнение) отдельных компетенций будет существенно отличаться для различных специалистов. Например, технологические компетенции будущего инженера-строителя, программиста и менеджера будут совсем непохожими. Во время обучения в вузе у студентов должна формироваться целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной профессиональной деятельности, то есть профессиональные компетенции. В свою очередь, профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера структуры личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

  • Подготовка кадров в современном вузеСимонович Н.Н.NovaInfo 57, с.383-388, 29 декабря 2016, Педагогические науки,
  • Симонович Н.Н.
  • Стохастическая подготовка бакалавра менеджментаСинчуков А.В.NovaInfo 57, с.363-369, 29 декабря 2016, Педагогические науки,
  • Синчуков А.В.
  • Особенности развития компетенций будущего бакалавра менеджмента в процессе изучения высшей математикиСинчуков А.В.NovaInfo 57, с.346-352, 29 декабря 2016, Педагогические науки,
  • Студенческое самоуправление как средство формирования общекультурных компетенций у студентовПетрова Т.И.Хамидуллина А.Х.NovaInfo 54, с.226-230, 8 ноября 2016, Педагогические науки,
  • Петрова Т.И.
  • Хамидуллина А.Х.
  • Понятие и сущность компетенцииБаринова О.В.NovaInfo 19, 23 января 2014, Педагогические науки,
  • Баринова О.В.

Список литературы

  • Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании.- 2007.-№1.-С.10-15.
  • Гериш Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования/ Т.В. Гериш, П.И. Самойленко //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№2.-С.11-15.
  • Голуб Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г.Б Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман //Вопросы образования.-2008.-№2.-С.161-185.
  • Дьячкова Л.Г. Вуз и работодатель: практика компетентностного подхода становлению молодого специалиста/ Л.Г. Дьячкова //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№5.-С.46-50.
  • Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.
  • Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. И сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.:Изд. центр «Академия»,2000.-176с.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования/ И. Осмоловская //Директор школы.- 2006.-№8.-С.64-69.
  • Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании.-2008.-№3.-C.21-26.

Цитировать

В статье рассматриваются вопросы формирования общепрофессиональных компетенций на примере обучения математике. Предлагается авторская модель формирования общепрофессиональных компетенций посредством реализации межпредметных связей.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ЗАДАЧИ, МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

С введением в образование компетентностного подхода, как способа достижения нового качества образования, сменились его приоритеты. Знания перестали быть самоцелью, так называемым «символическим капиталом». В настоящее время их можно рассматривать как средство формирования своей индивидуальной программы деятельности, самообразования, самостоятельности, повышения уровня социально-профессиональной мобильности, конкурентноспособности. Компетентный специалист, обладая определенным багажом знаний, умений, навыков и приемов деятельности, способен реализовать их в своей профессии. Таким образом, актуальной задачей, стоящей перед высшим профессиональным образованием в контексте компетентностного подхода, является обновление содержания, форм, методов и средств обучения, а это в свою очередь невозможно без внедрения междисциплинарной интеграции. Общая концепция современных образовательных стандартов нацелена на формирование у выпускника системы компетентностей: общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК), освоение которых позволит быстро реагировать на изменения рынка труда, переходить от предметного обучения к межпредметному, обеспечивающему гибкость профессионального образования. К сущностным характеристикам компетентности, как единице измерения образованности человека, отечественные исследователи (Л. Алексеева, Н. Кузьмина, А. Маркова, Л. Митина, Л. Петровская, Н. Шаблыгина и др) относят следующие:

  • компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между её компонентами. Компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение;
  • компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях;
  • компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.

Целью образовательного процесса любого вуза является формирование профессионально компетентного выпускника, что означает воспитание в нем качеств, которые помогут ему чувствовать себя уверенно в своей будущей профессии. К ним можно отнести способности комплексного использования полученных знаний в своей профессиональной деятельности, перенос их из одной области в другую, способность к самообразованию и самообучению. Развивать эти качества необходимо уже на начальном этапе обучения посредством междисциплинарной интеграции, которая предполагает взаимопроникновение содержания различных учебных дисциплин, создание единого образовательного пространства посредством использования в учебном процессе новых педагогических и информационных технологий. Так как компетентностный подход предполагает формирование у студента владения обобщенным характером познавательной деятельности, то междисциплинарные связи играют в этом не последнюю роль. Именно они дают возможность выпускнику овладеть обобщенными способами познавательной деятельности, закладывают фундамент для комплексного видения ситуации и проблемы реальной действительности. Достижение этой цели возможно лишь за счет сознательного включения в учебный процесс междисциплинарных и межпредметных связей. Межпредметные связи при их целенаправленном формировании можно рассматривать как принцип конструирования учебного процесса. Благодаря им вычленяются главные элементы содержания образования, идеи, понятия, приемы деятельности, осуществляется синтез разнопредметных знаний и реализуется системный подход в обучении. Уровень знаний, полученных студентами на общенаучных кафедрах, должен быть достаточным для изучения специальных дисциплин. Достичь этого возможно лишь при соблюдении преемственности между общенаучными и специальными дисциплинами, которая осуществляется за счет межпредметной интеграции. В частности, усвоенные студентами физико-математические знания, должны быть приближены к получаемой ими профессии, так, чтобы при переходе к изучению технических дисциплин студент мог ими воспользоваться. Целевой компонент определяет цель обучения и должен быть отражен в квалификационной характеристике выпускника, достижение, которой даст возможность определить завершенность процесса формирования сформулированной компетентности и будет оцениваться по результатам деятельности студента, его продвижению и развитию в процессе усвоения системы знаний и овладения определенными видами деятельности. Мотивационно-ценностный компонент обеспечивает ценностное отношение к своей будущей профессии, включает в себя мотивы овладения знаниями и умениями, которые позволят выпускнику не только быть успешным в своей будущей профессиональной деятельности, но и выйти за рамки предмета своей профессии. Когнитивный компонент обеспечивает овладение интегрированной системой предметных и надпредметных знаний и представлений студента о своей будущей профессии, методологией научного познания, развитие системообразующих идей. Реализация данного компонента происходит через отбор и структурирование содержания учебного материала при этом именно межпредметные связи осуществляют комплексное применение знаний из различных предметов, являются усилителем их системности и обеспечивают единство учебно-воспитательного процесса. Отбор, структурирование и объем учебного материала производится, исходя из анализа видов профессиональной деятельности, и находит свое отражение в учебных программах, планах. Содержание образования должно быть сконструировано таким образом, чтобы осуществлялось движение от накопления знаний и применения их в привычной области, то есть внутри предмета, и решения стандартных задач к переносу их в новые условия, в другую предметную область и решению усложненных задач, требующих умения соединять сведения, полученные при изучении разных предметов и дисциплин. При этом происходит осознание сущности межпредметных связей, понимание их необходимости, установление совместимости понятий, единиц измерения. Операционно-деятельностный компонент включает в себя процедуры по достижению поставленных целей и представляет собой совокупность организационных форм, направленных на формирование ОПК и ПК. Сюда относятся виды занятий (практические, лекционные и лабораторные занятия, на которых решаются межпредметные задачи, занятия междисциплинарного характера, научно-практические междисциплинарные конференции), подходы (личностно-ориентированного, деятельностно-ориентированного, технологического и др. ), технологии обучения и контроля развития компонентов профессиональной компетентности студентов. Диагностический компонент включает в себя создание критерия и проведение мониторинга сформированности компетенций. В нем должны быть отражены такие качества личности как: знания, умения, навыки из различных дисциплин, способность применять их комплексно в других дисциплинах и в будущей профессиональной деятельности, позитивное отношение к решению межпредметных задач. Математические дисциплины занимают существенное место и лежат в основе подготовки студентов технических вузов. Чтобы выпускник был способен применять математические методы и современные информационные технологии, он должен иметь качественную подготовку по математике. Рассмотрим реализацию построенной модели на примере ОПК-8 из ФГОС ВПО 3+ по направлению подготовки «Аэронавигация». Целевой компонент отражен в формулировке самой компетенции ОПК-8: готовность использовать основные законы математических и естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, в том числе с использованием стандартных программных средств. Мотивационно-ценностный компонент предполагает осознание студентами, того что изучение математики должно помочь в понимании сущности научного подхода, специфики математики как способа познания мира и образа мышления, общности её понятий, её роль в прикладных исследованиях. Когнитивный компонент как совокупность знаний, умений, необходимых для выполнения профессиональных действий можно представить с помощью индикаторов и дескрипторов компетенции по уровням усвоения, которые нашли свое отражение в таблице 1. Таблица 1. Индикаторы и дескрипторы компетенцииНа этой основе конструируется содержание учебного курса по предмету, определяются основные разделы дисциплины и уровень сложности материала. Междисциплинарная функция математики существенно влияет на профессиональную подготовку выпускника технического вуза. Для того чтобы применять новые информационные технологии и математические методы обучаемый должен качественно, а не формально освоить содержание математического образования. Математические компетенции (совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы) предполагают не только знание математических понятий и связей, а в первую очередь это способность использовать язык математики для моделирования различных ситуаций и процессов как внутри самой математики, так и в других учебных предметах. Поэтому обучение должно быть построено так, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся возможности подготовительной работы по обеспечению качественного усвоения естественнонаучных и специальных дисциплин, и в первую очередь, физики, для которой математика является базовой наукой и которая широко использует математический аппарат и методы. Очевидно и то, что обучаемые, посвященные в подробности существующих взаимосвязей математики и физики, увидевшие и решившие реальную задачу реальной дисциплины математическими методами, должны проникнуться большим уважением и ответственностью по отношению к изучению самой математики, ощущением полезности этой науки и необходимости серьезного к ней отношения. Математика постоянно нуждается в наглядной демонстрации практической значимости рассматриваемого материала на примере физических задач, а физика для научного обоснования своих результатов не может обойтись без регулярного использования разнообразного математического аппарата, формул, фактов, правил. Решения физических задач опираются на применение основных сведений и формул линейной алгебры, аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчислений функции одной переменной, методов векторного анализа и дифференциальных уравнений. Поэтому включение в содержание курса математики системы межпредметных задач играет важную роль при формировании общепрофессиональных компетенций. Операционно-деятельностный компонент включает в себя средства реализации поставленной цели, к которым можно отнести такие математические приемы как работа с математической литературой, заучивания и воспроизведения математических формул, определений, теорем; оперирование математическими понятиями и суждениями, владение математическими методами; анализ, абстрагирование, обобщение, которые могут быть использованы на всех видах занятий, носящих междисциплинарный характер. К сожалению постоянное сокращение часов на изучение дисциплин, происходящее при переходе к каждым новым стандартам, серьезно затрудняет реализацию этой задачи. Одной из проблем педагогики является количественная оценка результата обучения. Распределение дескрипторов по уровням усвоения, представленным в таблице 1, служит критерием оценки достижения результатов обучения и позволяет дать количественную оценку выбранной компетентности выпускника.

  • Некоторые критерии оценки качества алгоритмов шифрованияПетрищев И.О.Шубович В.Г.Капитанчук В.В.Знаенко Н.С.NovaInfo 59, с.58-68, 10 февраля 2017, Технические науки,
  • Петрищев И.О.
  • Шубович В.Г.
  • Капитанчук В.В.
  • Знаенко Н.С.
  • Классификация угроз и основные типы потенциальных нарушителей безопасности складов нефтепродуктовПетрищев И.О.Шубович В.Г.Фёдорова Е.А.Знаенко Н.С.NovaInfo 59, с.107-118, 4 февраля 2017, Технические науки,
  • Фёдорова Е.А.
  • Применение учебной модели ЭВМ в образовательном процессе вуза на основе принципов фон НейманаПетрищев И.О.Фёдорова Е.А.Шубович В.Г.Знаенко Н.С.NovaInfo 58, с.1-8, 21 января 2017, Физико-математические науки,
  • Профессиональная подготовка полицейских в симбирской губернииШубович М.В.Знаенко Н.С.NovaInfo 58, с.505-511, 8 января 2017, Педагогические науки,
  • Шубович М.В.
  • Применение методологии idef0 в задаче моделирования процессов объектов складов нефтепродуктовПетрищев И.О.Шубович В.Г.Фёдорова Е.А.Знаенко Н.С.NovaInfo 58, с.39-45, 6 января 2017, Физико-математические науки,
  • Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста // Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Л.Д. Давыдов. – Москва, 2006. – 26 с.
  • Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению образования / Под ред. А.А. Пинского. – М.:ООО Мир книги, 2001. – 95 с.
  • Знаенко Н.С. Информационные технологии, как составляющая технологического подхода к формированию исследовательских умений // Информационные технологии в образовании Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. 2013. С. 83-87.
  • Знаенко Н.С. О месте самостоятельной работы в познавательной деятельности студентов в контексте компетентностного подхода // Информационные технологии в образовании Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. 2012. С. 64-67.
  • Знаенко Н.С., Николотов М.Б. Формирование профессиональных компетенций посредством реализации межпредметных связей // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы Межвузовский сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2013. С. 53-59.
  • Знаенко Н.С. К вопросу о формировании компетентности в сфере самостоятельной образовательной деятельности у будущих учителей // Инновационные основы университетского педагогического образования Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией З.А. Абасова. 2003. С. 82-87.
  • Знаенко Н.С. Реализация компетентностного подхода посредством использования интерактивных методов при изучении математики в вузе // Образование и информационная культура: теория и практика Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. 2015. С. 8-12.
  • Шубович В.Г., Капитанчук В.В., Петрищев И.О. Информационно-технологическое обеспечение современного инженерного образования. // Военно-научный сборник. Военная академия тыла и транспорта (филиал, г. Ульяновск). Ульяновск, 2004. С. 107-114.
  • Шубович В.Г., Полякова Т.С., Капитанчук В.В. Формирование профессиональных знаний на основе метода матричного кодирования // Информационные технологии в образовании Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. 2013. С. 241-247.

ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

ОПК-2. Способен участвовать в разработке и реализовывать основные и дополнительные образовательные программы, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ)

ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ОПК-4. Способен осуществлять контроль и оценку формирования образовательных результатов обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении

ОПК-5. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ОПК-6. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

ОПК-7. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

Перечень профессиональных компетенций выпускника основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров для системы СПО уровней образования бакалавриат по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» в рамках УГСН «Образование и педагогические науки»

ПК-1. Способен планировать и осуществлять учебный и учебно-производственный процесс в соответствии с программами профессионального обучения, профессионального образования и ДПО.

ПК-2. Используя адекватные задачам инструменты, способен провести экспертизу профессиональной деятельности студентов, в соответствии с квалификационными требованиями и профессиональными стандартами («World Skills», др.

ПК-3. Способен осваивать, для использования в образовательном процессе и в производственной деятельности, учебно-технологическое оборудование.

ПК-4. Способен планировать учебную деятельность, включая разработку и реализацию учебных программ на основе примерных образовательных программ.

ПК-5. Способен локализовать примерные основные образовательные программы подготовки, применительно к определенному уровню квалификации. Реализация этих программ осуществляется с учетом потребностей рынка труда, квалификационными характеристиками, стандартами профессиональной деятельности, уровня подготовки обучаемых, с использованием современных образовательных технологий, включая информационные.

Связь общепрофессиональных и разработанных профессиональных компетенций выпускника по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень бакалавриат) с требованиями профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (Приказ Минтруда России от 08. 2015 №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»)

Уровень
(подуровень)
квалификации
Трудовые функции по профстандарту “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО”
Обобщенные трудовые функции по профстандарту
Общепрофессиональные компетенции
Профессиональные компетенций
6. 1
 
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП
Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации А
Выпускник, освоивший программу бакалавриата
-способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1);
-способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОПК-2);
-способен осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка (ОПК-3);
-способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОПК-4);
-способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОПК-5);
-способен к когнитивной деятельности (ОПК-6);
-способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);
-готов моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);
готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);
-владеет системой эвристических методов и приемов (ОПК-10)
Выпускник, освоивший программу бакалавриата
-способен планировать и осуществлять учебный и учебно-производственный процесс в соответствии с программами профессионального обучения, профессионального образования и ДПО (ПК-1)
-используя адекватные задачам инструменты, способен провести экспертизу профессиональной деятельности студентов, в соответствии с квалификационными требованиями и профессиональными стандартами («World Skills», др. ) (ПК-2)
-способен осваивать для использования в образовательном процессе и в производственной деятельности учебно-технологическое оборудование (ПК-3). -способен планировать учебную деятельность, включая разработку и реализацию учебных программ на основе примерных образовательных программ (ПК-4). -способен локализовать примерные основные образовательные программы подготовки, применительно к определенному уровню квалификации. Реализация этих программ осуществляется с учетом потребностей рынка труда, квалификационными характеристиками, стандартами профессиональной деятельности, уровня подготовки обучаемых, с использованием современных образовательных технологий, включая информационные(ПК-5). Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и(или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности B
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся
Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО
Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО C
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии
Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам высшего образования (ВО)
Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО D
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии
Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора
Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями) E
Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)
6. 2
 
Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП
Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации A
Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса
Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности B
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и(или) ДПП
Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации H
Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и(или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификации
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения
Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик
7. 1
Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятий
Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации H
Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и(или) ДПП
7. 2
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП
Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации I
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП
7. 3
Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП
Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП G
Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП
Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и(или) ДПП
Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации I
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП
Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации J
8. 1
 
Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП
Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации I

Часть 2. Компетентностная модель выпускника основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров для системы СПО уровней образования магистратура по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» в рамках УГСН «Образование и педагогические науки».

Перечень задач профессиональной деятельности и трудовых функций, на которые должна быть ориентирована подготовка педагогических кадров для системы СПО по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» УГСН «Образование и педагогические науки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *