Эта страница посвящена основным положениям по независимым экзаменам по цифровым компетенциям (далее — экзамены ), которые регламентируются Приложением 17 к Положению об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ.
Каждый выпускник университета должен покинуть учебное заведение не только с дипломом о высшем образовании, но и с набором ключевых знаний, умений и навыков. В современных стандартах они называются компетенциями студентов вузов, и сегодня мы расскажем о них подробнее.
Больше интересных фактов о мире образования вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в акционной группе мы делимся с подписчиками скидками и бонусами.
Портфолио студента – нечто вроде резюме: здесь указываются данные, которые могут повлиять на профессиональное будущее учащегося.
Этот документ напоминает творческую папку, о которой мы уже рассказывали на нашем телеграм-канале. Тут можно найти много и других полезных материалов, а в группе – полезную информацию о скидках и акциях.
А теперь давайте подробнее рассмотрим, что же такое портфолио, как его составить и оформить, чтобы оно приносило пользу студенту.
Кому нужно портфолио студента
Портфолио студента чаще всего необходимо для творческих специальностей: художников, архитекторов, дизайнеров и т.д. И вести его лучше с самого начала обучения. Так у вас будет шанс показать прогресс будущему работодателю и отследить собственные успехи.
Портфолио могут вести не только студенты, но и преподаватели: они включают в него успехи учащихся, количество наград и грамот своих подопечных
А вот секретарям, бухгалтерам и представителям других специальностей, связанных с соблюдением инструкций, заводить портфолио необязательно. Резюме будет вполне достаточно.
Во время практики студент знакомится с будущей профессией и выполняет первые рабочие задачи.
Это обязательная часть всех программ высшего образования. По ее окончании студенты сдают отчет, дневник и характеристику от руководителя организации, принимавшей стажера.
Расскажу, как правильно заполнять документы и что написать в отчете и дневнике. В статье речь пойдет об учебной и производственной практиках студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Аспиранты проходят педагогическую и научно-исследовательскую практики, у которых другие задачи — например, провести семинар или принять зачет у студентов, поэтому их в статье мы рассматривать не будем.
О чем расскажу
В Законе об образовании и ФГОС говорится, что портфолио – это папка личных достижений студента, которая помогает объективно оценить результаты учащегося в ходе учебной деятельности.
Еще одна функция студенческого портфолио – накопить профессиональный авторский материал для знакомства с будущим работодателем.
Цель портфолио студента – собрать в одном месте весь необходимый материал для максимально полного отображения личных качеств и достижений. Делать его можно и первокурсникам, и выпускникам. Документ позволит продемонстрировать преподавателям и будущим работодателям основные положительные качества, на основании чего можно принять объективное решение.
Профессиональные и общие компетенции студента
Существует несколько классификаций видов компетенций студентов. Остановимся на самой распространённой, согласно которой выделяют:
Процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов обычно определяется образовательными стандартами, развитие других категорий зависит от опыта студента и его личностного развития.
Не следует путать компетенцию и компетентность: первое — это инструмент, постоянное применение которого приводит к тому, что человек становится компетентным в той или иной области.
Формирование общих компетенций студентов
Общая компетенция — способность человека применять полученные знания и усвоенные умения, использовать обобщённые методы выполнения действий.
Простыми словами, это способность качественно выполнять работу по полученной специальности, понимание её сути и своей социальной ответственности. Эту основную компетенцию студенты формируют на протяжении всей учёбы, когда изучат и общие, и специальные дисциплины, проходят практику, готовят учебные и научные работы.
Формирование профессиональных компетенций студентов
К этой группе относятся компетенции, сформированные студентом при прохождении практики и во время изучения специализированных предметов.
Эти компетенции будут отличаться в зависимости от выбранного студентами направления: журналисты должны уметь создавать информационные материалы, экономисты — заниматься финансовыми операциями и т. д.
Оценка сформированности компетенций у студента зависит от нескольких факторов: содержания образовательного стандарта, академической успешности учащегося, его социальной активности.
Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Компетенция студента — итог обучения и сознательной деятельности по развитию личности
Что такое студенческая практика
Виды практики. Вузы отправляют студентов на практику, чтобы те приобрели опыт работы по специальности, закрепили теоретические знания и развили профессиональные навыки. На программах специалитета, бакалавриата и магистратуры проходят учебную, производственную и преддипломные практики.
Учебную, или ознакомительную, практику устраивают на первом или втором курсе. Как правило, на этом этапе студенты получают начальное представление о сфере деятельности — иногда сугубо теоретическое. Например, их могут отправить на экскурсию по предприятию или попросить провести анализ рынка, подготовить исследование или презентацию основных методов работы.
На первом курсе факультета аналитической экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова студенты изучали курсы акций разных компаний
Студентка факультета аналитического контроля качества химических соединений в томском вузе прописывала технологический процесс производства меда
Производственная практика похожа на работу по специальности. Студент может стажироваться в организации — партнере вуза или договориться с предприятием или компанией сам. Чаще всего ее проводят на третьем курсе, и студенты выполняют профессиональные задачи.
МГИМО предлагает студентам стажироваться у одного из партнеров из перечня
Преддипломная практика проходит во втором семестре последнего курса, перед защитой выпускной квалификационной работы. Студентам дают задания, которые требуют анализа, исследования и самостоятельных решений.
Программу, длительность, цели и перечень навыков, которые должен освоить студент, каждый вуз определяет сам. Обычно учебная практика длится недели, а производственная и преддипломная — месяц.
Руководитель практики. Освоение программы ознакомительной практики курирует преподаватель вуза, а на производственной и преддипломной у студента будут два руководителя:
Документы. Прохождение практики и ее защита — способ промежуточной аттестации студента, как сдача зачетов, экзаменов и курсовых работ. Это значит, что за нее могут ставить оценки, а за незакрытые вовремя долги — отчислить.
В конце студент обязан представить вузу набор документов:
Разберем подробно, как заполнить каждый документ.
Перенос экзаменов
Перенос экзамена после закрытия слотов на запись возможен только по уважительной причине. Для переноса студент должен до начала экзамена подать заявление в свободной форме на имя менеджера учебного офиса с обязательным указанием причин переноса по электронной почте.
Перенос даты и/или времени проведения экзамена осуществляется не более двух раз в период проведения независимых экзаменов.
Отдельные случаи
1. Студент не освоил дисциплины, запланированные в учебном плане образовательной программы для подготовки к независимому экзамену по цифровым компетенциям. Студент может подать заявление на повторное включение этих дисциплин в ИУП. Тогда независимый экзамен по цифровой компетенции переносится на следующий год и перенос не считается академической задолженностью.
2. Если студент пропустил сдачу независимого экзамена по цифровым компетенциям, находясь в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком. Студент последовательно изучает дисциплины, предусмотренные учебным планом образовательной программы для подготовки к независимому экзамену по цифровым компетенциям, и сдает экзамен после их завершения.
Правила оформления отчета по практике
Можно выделять заголовки разделов жирным шрифтом, но нельзя подчеркивать текст и использовать два и больше типов выделения в заголовках, например ставить одновременно и курсив, и жирный шрифт.
Объем отчета вуз устанавливает сам. Например, на факультете телевидения МГУ надо написать , а для МГСУ — не более 20. Точное количество страниц уточните у руководителя практики от вуза.
Какие ключевые компетенции указать в резюме студенту
Студенты еще не имеют достаточного опыта работы, но это не означает, что они не обладают никакими компетенциями.
При составлении резюме для отклика на привлекательную вакансию молодые парни и девушки могут сделать акцент на ключевых личных качествах, которые будут полезны при выполнении функциональных обязанностей и привлекут внимание рекрутера.
эксперт по найму
Также в графе со своими ключевыми компетенциями студенты могут указать знания, полученные в ходе обучения, или общие навыки: владение иностранным языком, уверенное пользование определенными компьютерными программами и т. д.
Дневник по практике
Во время практики студент должен регулярно вносить записи о ходе выполнения задач в дневник, который присылает вуз. В этом документе нужно не только описывать ход работы, но и анализировать то, как вы справлялись с задачами, преодолевали трудности. Важно, чтобы описания соответствовали плану производственной практики — графику работ, который утвердил руководитель от вуза.
Структура дневника чаще всего делится на четыре части:
Заполненный документ подписывают руководители практики от организации и вуза.
Титульный лист — первая страница, где указаны ФИО, даты стажировки и имена руководителей практики от кафедры и от организации.
Пример титульного листа моего дневника
План производственной практики. Здесь по дням расписывают задачи, которые должен выполнить студент. Как правило, план составляет руководитель от вуза и утверждает его с руководителем от организации.
Если вас направили в государственные учреждения — в суд, министерство или администрацию, скорее всего, этот раздел заполнит представитель организации.
Бывает, что руководитель практики от вуза дает студенту индивидуальные задания устно, а график их выполнения гибкий: например, сдать три опубликованные новостные заметки до конца стажировки. Тогда студент сам описывает, когда выполнял задачи.
План моей производственной практики в журналистском издании
Запись о работах, выполненных на практике. В этот раздел дневника вы записываете, в какие даты, сколько часов и чем вы занимались, в каком отделе организации. Можно отталкиваться от графика работ, утвержденного преподавателем.
Задача будет указана в плане производственной практики, а все свои действия он перечислит в разделе с записями о работе.
В этой таблице можно продублировать информацию из предыдущей, добавив подробности о работе, которую вы проделали, чтобы выполнить задачу
Коды компетенций — это таблица с кодами компетенций, их содержанием, индикаторами достижения и перечнем планируемых результатов обучения по дисциплине. Студенты не вносят этот блок сами — это готовый раздел, который создает и присылает вуз. Стажерам надо только скопировать его и прикрепить к документу.
Коды компетенций различаются на всех специальностях, они указаны в специальных перечнях от университетов и означают то, какими навыками должен овладеть выпускник.
Язык проведения экзаменов
Язык проведения экзаменов зависит от языка реализации программы:
Распространенные ошибки при заполнении компетенций в резюме
Чтобы резюме кандидата поспособствовало приглашению на собеседование и дальнейшее трудоустройство, описывать ключевые компетенции в нем необходимо правильно.
Чаще всего соискатели допускают следующие ошибки:
Также часто кандидаты перечисляют те ключевые компетенции, которыми не обладают на самом деле. Но это ошибочная стратегия. Как правило, обман раскрывается уже на этапе собеседования или во время прохождения стажировки.
Структура студенческого портфолио + образец
Папка достижений должна подчиняться строгой последовательности и может иметь следующую структуру:
Далее информация о том, как оформить титульный лист портфолио студента и образец титульника:
Пример оформления титульного листа портфолио студента вуза (образец):
А еще приводим вам шаблон портфолио студента для заполнения и образец в ворде.
И если все еще плохо понятно, как это должно выглядеть на практике, вот образец заполненного портфолио студента в виде презентации.
Как видите, документ вовсе не обязательный для студента, но крайне полезный. Ведь в некоторых случаях он сможет повлиять на будущую профессиональную деятельность.
А если у вас большие сложности с оформлением или составлением, обращайтесь в сервис студенческой помощи. Они помогут и тогда, когда у вас завал в учебе, в то время как сами вы занимаетесь составлением портфолио.
Защита отчета по практике
Каждое учебное заведение само определяет форму аттестации: презентация с результатами, утверждение отчета, зачет. Требования могут меняться в зависимости от образовательной программы и курса.
Чаще всего достаточно просто принести отчет, характеристику и дневник руководителю практики от кафедры. Он подписывает и утверждает отчет, а также ставит в ведомость зачет или оценку.
Другие компетенции, сформированные студентом
Среди социальных и универсальных компетенций, наибольшее внимание уделяют развитию социокультурной, исследовательской, предпринимательской и блоку личностных.
Развитие социокультурной компетенции у студентов
Эта компетенция связана с общим культурным уровнем учащегося. Она определяет их способность понимать произведения искусства, культурные основы семейных и общественных явлений. Развить её можно с помощью знакомства с литературой и другими видами искусства: живописью, классической музыкой, театром.
Также очень важно формирование межкультурной компетенции студентов, которая позволяет им понимать не только культуру своего народа и страны, но и других наций и государств.
Исследовательская компетенция студентов
Эта компетенция формируется в ходе самостоятельной научной работы студента: в процессе подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. Также важное значение для развития компетенции имеет участие в научных конференциях, написание тезисов и статей.
Предпринимательские компетенции студентов
Эти компетенции важны для любого современного специалиста: современный выпускник вуза должен уметь проявлять качества организатора, а не быть лишь исполнителем поручений.
Сформировать эти компетенции поможет участие в профсоюзной работе, конкурсах стартапов и т. д.
Личностные компетенции студентов
Это большой блок универсальных компетенций, который направлен на освоение средств и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для формирования этих компетенций нужна комплексная работа над собой, использование передовых методик.
Теперь вы имеете общее представление о модели компетенций студентов. На их становление влияют как учёба и прохождение практики, так и личный студенческий опыт: участие в общественной жизни, самостоятельная работа, личностное развитие. На помощь учащимся всегда готовы прийти эксперты образовательного сервиса: они позаботятся о том, чтобы учебных проблем в вашей жизни было меньше, а времени на саморазвитие — больше.
Что должно быть в портфолио
Перед тем как сделать портфолио студента колледжа или вуза, нужно знать, что должно быть в папке. Портфолио можно отнести к правовым документам, которые должны иметь особую структуру и оформление. И важно не пренебрегать этими правилами.
Вот основные требования к составлению портфолио:
Структура отчета по практике
В отчете нужно описать впечатления о трудовом процессе и его результаты. Требования к отчету, в том числе и к его содержанию, каждый вуз утверждает сам. Как правило, кафедра заранее присылает студенту шаблон и методичку по заполнению документов.
В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенную структуру отчета по производственной и преддипломной практикам:
Отчет по учебной практике состоит из пунктов, но в его содержании нет рабочих задач, а в конце указывают список литературы. По оформлению он больше похож на курсовую. Вы можете взять за основу отчет по производственной практике, но адаптировать его под свои исследовательские задачи или теоретические изыскания.
Титульный лист оформляется по шаблону учебного заведения: в нем указывают название вуза, ФИО студента, место и срок прохождения практики, ФИО руководителей практики от кафедры и от организации. Может потребоваться подпись студента и руководителей.
Введение должно быть кратким и содержать основную информацию: ФИО студента, курс, направление подготовки и вуз, место прохождения.
Во введении нужно указать цели и задачи практики. Цели — это то, чего хочется достичь: например, развить навыки, разобраться в рабочих процессах. Задачи — это конкретные действия, с которыми студент столкнется в работе.
Если сложно определить цели и задачи самостоятельно, можно изучить методические рекомендации от кафедры: там должны быть прописаны реализуемые компетенции и перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, можно взять эти формулировки за основу.
Еще во введении можно добавить, почему стажировка важна для вашего обучения и будущей карьеры.
Основная часть отчета по производственной практике состоит из описания организации, где стажировался студент, перечисления рабочих задач и презентации их результатов.
Сначала напишите характеристику места прохождения практики. Можно перечислить:
После того как дадите характеристику организации, опишите, как проходил рабочий процесс: по какому расписанию работали, какую роль в команде вам отвели, какие задачи поручали, в каких проектах вы участвовали и какие процессы наблюдали.
Важно описать свой вклад, поэтому подойдут любые успешно выполненные задания: от заполнения документов в «Экселе» до обсуждения графика публикаций.
В основной части отчета по учебной практике описывают теорию, обзор рынка, методику применения технологии — в зависимости от поставленной вузом задачи.
Заключение. В свободной форме подведите итог проделанной работы, расскажите, вам достичь поставленных целей.
Проанализируйте полученный опыт и напишите, что было наиболее значимым и полезным. Возможно, вы допустили ошибку или не успели сдать задание вовремя, а может быть, наоборот, — попробовали себя в новой профессиональной области и хотите дальше развиваться в ней.
Никто не ждет от студентов сверхъестественных показателей или быстрого карьерного роста, главное — показать, что вы научились выполнять рабочие задачи и критически оценивать свои действия, сильные и слабые стороны.
Приложения. Если у вас есть материалы, подтверждающие выполненные задания — например, отчеты, графики, фотографии, ссылки на опубликованные статьи — приложите их к отчету.
Заключение из моего отчета о стажировке в редакции
Из заключения в отчете студента РУТ МИИТ
Виды портфолио студента
В зависимости от специализации существуют разные виды портфолио:
Организация экзаменов
Учебный офис публикует график проведения экзаменов за 10 дней до начала периода проведения экзаменов на сайте образовательной программы, а также дополнительно оповещает студентов о дате, платформе и времени проведения каждого экзамена за 3 рабочих дня до даты проведения экзамена.
Если студент имеет медицинские показания для создания ему особых условий при проведении экзаменов, он должен не позднее, чем за месяц до начала проведения экзаменов, предоставить в Учебный офис заявление на имя проректора С. Ю. Рощина, в котором должно содержаться описание необходимых условий, и медицинские документы, являющиеся основанием для их создания.
Что включать в портфолио
В этом документе может быть следующее:
Универсальные профессиональные компетенции
Некоторые ключевые компетенции подходят для специалистов любых профессий. Как правило, они отражают те качества, которые высоко ценятся на любом месте работы.
Заполнить свое резюме можно следующими из них:
Что портфолио даст студенту
Портфолио студента — это автобиография, только не с личными, а с профессиональными данными: творческими наработками, научными достижениями за годы учебы.
Чем более подробным вы его сделаете, тем проще будет искать работу, а работодателям будет легче найти вас и выделить из толпы. И на собеседовании портфолио пригодится — когда есть наработки, чувствуешь себя гораздо увереннее.
А еще портфолио демонстрирует, что вы настроены серьезно, показывает вашу целеустремленность и сосредоточенность.
Недостоверная или умышленно неправдивая информация, внесенная в творческую папку, расценивается как подделка документов и может быть основанием для обращения в суд.
Оценка за экзамены
Оценки объявляются не позднее чем через три недели после окончания периода проведения экзаменов. Оценки вносятся в приложение к диплому и выставляются по десятибалльной шкале.
Оценка за каждый отдельный экзамен идет в текущий рейтинг с кредитным весом 3 и входит в рейтинг определенных годов обучения в соответствии с учебным планом образовательной программы.
Правила округления оценки: — выше 4 баллов действуют правила арифметического округления. Пример: оценка 4,5 округляется до 5; 6,4 округляется до 6. — ниже 4 баллов оценка округляется с отбрасыванием целого числа. Пример: 3,9 округляется до 3.
Если студент получил за любой из экзаменов по цифровым компетенциям неудовлетворительную оценку (ниже 4 баллов), то у студента образуется академическая задолженность, которую необходимо устранить до конца обучения.
О важности компетенций в резюме
Описание своих ключевых компетенций в анкете является крайне важным пунктом и существенно повышает шансы кандидата на успех. С их помощью работодатель оценивает то, насколько ваша кандидатура подходит для конкретной должности и соответствует ожиданиям и требованиям компании.
Перечень необходимых компетенций зависит не только от рабочих обязанностей, но и от корпоративных ценностей компании. Поэтому требования к сотрудникам, занимающим одну и ту же должность, в разных организациях будут различаться.
Что это такое
Основной целью перечисления ключевых компетенций в анкете является демонстрация потенциальному работодателю не только своих умений, но и способности влиться в коллектив и работать на благо компании. Именно поэтому в списке компетенций сотрудника часто можно увидеть такие пункты, как «Нацеленность на результат» и «Умение работать в команде».
Правила заполнения анкеты
Для создания идеального резюме недостаточно определить необходимые ключевые компетенции, их нужно также правильно указать в своей анкете, чтобы HR-менеджер смог с легкостью оценить ваши преимущества перед другими претендентами.
При перечислении компетенций рекомендую воспользоваться следующими советами:
В какой графе указывать компетенции
Написать про компетенции в резюме можно в следующих разделах:
Рассказать о своих умениях более подробно можно в блоке или в сопроводительном письме, приложенном к резюме.
Проведение экзаменов
Экзамены по цифровым компетенциям в 2021/2022 учебном году проводятся в онлайн-формате с синхронным прокторингом на платформе edu.hse.ru
Перед началом экзамена необходимо:
1. на платформе edu.hse.ru ознакомиться с правилами поведения на экзамене,
2. пройти идентификацию личности (с помощью паспорта, заграничного паспорта, водительских прав, временного удостоверения личности гражданина РФ).
Во время экзамена:
Выход из помещения во время экзамена:
Если студент отсутствует более 5 минут, проктор имеет право отстранить студента. В этом случае работа студента аннулируется.
При обнаружении запрещенных предметов или при нарушении студентом правил поведения во время экзамена проктор имеет право удалить студента с экзамена.
При возникновении технических вопросов во время экзамена студент может в чате системы прокторинга задать вопрос проктору.
Правила проведения независимого экзамена по «Цифровой грамотности» доступны по ссылке.
Доступна регистрация* на следующие независимые экзамены по цифровым компетенциям в 3 модуле 2022-2023 учебного года:
Цифровая грамотность (на русском языке)
Цифровая грамотность (на английском языке)
Программирование. Начальный уровень (на русском языке)
Программирование. Базовый уровень (на русском языке)
Программирование. Базовый уровень (на английском языке)
Программирование. Продвинутый уровень (на русском языке)
Анализ данных. Начальный уровень (на русском языке)
Анализ данных. Базовый уровень (на русском языке)
Анализ данных. Базовый уровень (на английском языке)
*с 31 января 2023 г. доступна регистрация на НЭ по цифровой грамотности, с 14 февраля 2023 г. откроется регистрация на НЭ по программированию и анализу данных (согласно уровням)
Пересдачи
Пересдача экзаменов по цифровым компетенциям проходит в осенний период пересдач.
Дата второй пересдачи назначается на весенний период того же учебного года, в котором проводилась первая пересдача, либо на осенний период пересдач следующего учебного года по решению рабочей группы.
Студенты, пропустившие экзамен по уважительной причине, могут сдать экзамен в резервный день. Если студент не может по уважительной причине сдать экзамен в резервный день, то учебный офис может назначить сдачу экзамена на осенний период пересдач.
Если до 1 апреля последнего курса обучения академическая задолженность по независимым экзаменам по цифровым компетенциям не ликвидирована, студент не допускается к государственной итоговой аттестации.
Апелляции
Образец мотивированного заявления
Не рассматриваются следующие заявления:
Влияние оценки за экзамены на стипендии, скидки и т.
Оценки, полученные студентом по независимым экзаменам по цифровым компетенциям, учитываются в текущем рейтинге и при назначении стипендий и скидок в соответствии с локальными нормативными актами НИУ ВШЭ.
Кратко об отчете по практике
Каждая профессия имеет свои ключевые компетенции, которые следует указать в резюме. Давайте рассмотрим, что могут написать в данном разделе сотрудники различных сфер деятельности.
Автомеханик
В конце руководитель практики от организации или ответственный сотрудник пишет отзыв-характеристику на стажера. Обычно в этом документе в свободной форме описывают, как студент проявил себя в работе, а в конце рекомендуют ему оценку. Часто студенты пишут их на себя сами, а руководитель только подписывает.
В конце характеристики руководитель от организации должен указать рекомендуемую оценку