Что такое профессиональные компетенции повара

Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»

В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования выступает профессиональная компетентность, компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование профессиональных компетенций.

Современная профессиональная школа испытывает острую необходимость в обосновании и разработке с теоретико-методологических аспектов и адекватного технологического обеспечения процесса развития творческого потенциала личности, как фактора ее успешной социально-производственной интеграции, ресурсы профессиональной мобильности и конкурентноспособности. Речь идет об овладении обучающимися целостной профессиональной деятельностью от целеполагания до самоанализа.

Именно перечень профессиональных компетенций для конкретной профессии или специальности отражен в новом макете ФГОС СПО.

Например, при разработке структуры профессиональной образовательной программы СПО для работников индустрии питания определено, что в соответствии с требованиями профессионального стандарта специалист должен демонстрировать способность и готовность, во-первых, планировать, организовывать и контролировать производственные процессы на отдельных участках (подразделениях) предприятия питания и, во-вторых, готовить и оформлять сложные блюда, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия с учетом требований качества и безопасности процесса приготовления и готовой продукции для различных категорий потребителей.

Для освоения этих профессиональных компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций.

Теоретические основы профессиональной компетентности

Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т.

Освоение совокупности профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и составляющих модули обучения, становится целью образовательной программы. Таким образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют традиционные специальные дисциплины.

Модульный подход к обучению, базирующийся на компетенциях, предусматривает разработку модульной профессиональной образовательной программы на основе отражения требований профессионального стандарта в целях и содержании образовательной программы, что предполагает изменение целей, содержания обучения и способов управления деятельностью по освоению компетенций.

Реализация модульных образовательных программ, основанных на компетенциях, требует принципиально иного подхода к организации учебного процесса, основной особенностью которого становится практикоориентированное обучение и самостоятельная работа обучающихся.

1 Самостоятельная работа обучающихся в модульных программах

Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.

Профессиональная карьера – это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:

– профессиональная самостоятельность;

– профессиональная мобильность;

– способность работать в коллективе.

Под самостоятельной учебной работой следует понимать любую организованную мастером производственного обучения активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленных целей в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённых целей. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами задания на учебной практике, которое, в конечном счёте, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

– в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задаче;

– формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;

– вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач;

Самостоятельная работа обучающихся – составная часть обучения, деятельность обучающихся в процессе обучения, выполняемая по заданию мастера п/о, но без непосредственного его участия. Самостоятельная работа имеет целью проработку пройденного материала во время учебной практики.

Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у обучающихся, особенно на первом курсе, когда необходимо научить обучающихся правильно ставить учебные цели. Обучающимся необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания, нового на базе старого. Например, они знают теоретические основы приготовления блюда, а практическому приготовлению их нужно научить.

В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, мастеру п/о следует акцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики.

Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся на современном этапе развития педагогики выступает как важнее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация учащихся, его целенаправленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. Все эти характеристики соответствуют требованиям, которые выдвигают работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их; профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские и коммуникативные способности.

Необходимо отметить, что под «профессиональными компетенциями» понимается способность применять знания, умения для успешной деятельности: способность работать самостоятельно, способность брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, умение анализировать новые ситуации и применять знания для такого анализа. Однако следует отметить наличие многообразных определений понятия профессиональной компетенции»:

2 Определения понятия «профессиональная компетенция»

Освоение профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Повар, кондитер» невозможно без с соблюдением следующих условий:

  • правильно подобранных методов обучения, таких как:
  • репродуктивных демонстрациях;
  • проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных задач);
  • имитационных методов (анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе практики; обсуждение разработанных вариантов).
  • необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение целей, (например, наличие учебных пособий по ФГОС, профессия «Повар, кондитер», документация, необходимая для уроков учебной практики, инструкционные карты, тесты);
  • материально-технического обеспечения уроков учебной практики по профессии «Повар, кондитер».

Материально-техническая база профессионального образования имеет первостепенное значение для формирования профессиональных компетенций выпускников, востребованным работодателем. Так, в учебном кулинарном цехе рабочие места обучающихся отвечают требованиям правил безопасности труда, санитарии, гигиены и пожарной безопасности. Создан и систематизирован методический и дидактический материал по всем разделам профессионального модуля. При прохождении учебной практики все обучающиеся обеспечиваются индивидуальными рабочими местами. Учебный кулинарный цех укомплектован необходимым оборудованием, инструментами, посудой, инвентарем: электрическими печами, электрическими плитами, холодильным оборудованием, весовым оборудованием и т. Наличие продуктов в соответствии с перечнем учебных работ для отработки трудовых приемов. Учебный кулинарный цех укомплектован специальной поварской мебелью: шкафами, столами, мойками. Оснащенность рабочих мест для проведения учебной практики предусматривает возможность приобретения профессиональных умений и навыков в соответствии с профессиональными компетенциями.

  • Прохождение учебной практики;
  • Организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях учебной практики;
  • Компетентность мастера производственного обучения.

Только мастер производственного обучения может обеспечить формирование данных компетенций на достаточном уровне. В связи с этим особое значение имеет компетентностная модель мастера производственного обучения профессии «Повар, кондитер», включающая следующие уровни:

  • на 1 уровне задаются составляющие ценностного потенциала личности мастера п/о, он готов научить всем умениям;
  • 2 уровень представлен профессиональными и общими компетенциями мастера производственного обучения:
  • ориентация на профессиональную деятельность;
  • самообразование, повышение квалификации;
  • мотивационно-организаторская направленность взаимодействия мастера с обучающимися.
  • 3 уровень модели необходим для реализации профессиональной деятельности
  • Организация учебно-производственного процесса;
  • Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
  • Методическое обеспечение учебно-производственного процесса;
  • Участие в организации производственной деятельности. Участвовать в разработке и внедрении технологических процессов, разрабатывать и оформлять технологическую документацию.
  • Выполнение работ по профессии «Повар, кондитер».

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно прийти к следующему выводу:

  • среди педагогического сообщества отсутствует единое мнение на вопрос о понятии профессиональных компетенций;
  • основными условиями формирования профессиональных компетенций являются: правильно подобранные методы обучения, средства обучения, материально-техническое обеспечение уроков учебной практики.

Практические основы формирования профессиональной компетентности

Становлению профессиональной компетентности по профессии, на производственной практике в течение 3-х лет обучения, другими словами, это любые формы обучения, связанные с вовлечением обучающихся в производственную деятельность.

Обучающиеся нашего техникума во главе с мастерами производственного обучения организуют работу техникумовского буфета, для этого нужно рано утром приготовить различные виды теста (дрожжевое, бисквитное, песочное), приготовить разнообразные начинки (капуста, картофель, рис с фаршем, повидло), сформовать изделия, дать расстояться и выпечь в жарочном шкафу эти изделия. На плечи обучающихся также ложится реализация всей выпеченной продукции. В процессе  такой производственной деятельности обучающиеся очень хорошо ориентируются во всех образовательных услугах: хорошо знают технологию приготовления различных видов теста, аккуратно формуют изделия из дрожжевого теста, знают температурные режимы выпекания дрожжевых изделий, бисквитного теста, песочного теста, проявляют гибкость и конкурентоспособность

После окончания техникума наши выпускники самостоятельно работают на предприятиях по выпеканию хлебобулочных изделий:

на предприятиях Сурского района;

на предприятиях Ульяновской области;

за пределами области;

Профессиональная самостоятельность – способность разбираться в требованиях, предъявляемых к деятельности по профессии, умение самостоятельно планировать, выполнять, принимать решения и контролировать выполненную работу.

Профессиональная мобильность. А мобильность как исходное понятие (от лат. mobiles – «подвижный» означает подвижность, готовность к быстрому выполнению заданий. Из этого следует, что профессиональная мобильность – это готовность и способность к быстрой смене выполняемых функций, а также специальностей в рамках одной профессии (повар, кондитер, составитель калькуляции на блюда, официант), способность быстро осваивать новые профессии или изменения в них, возникающих под влиянием технических преобразований. В психологическом словаре она определяется так же, как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.

Для самораскрытия и самореализации внутренних потенциальных возможностей у обучающихся имеется обширная дополнительная литература, которая способствует самораскрытию и самореализации:

литература по практическому приготовлению «Русских национальных блюд» в цветных иллюстрациях;

литература по банкетной тематической (юбилей, новый год, торжество, 8 Марта, детский стол и т. ) сервировке столов. С необходимыми скатертями, посудой и столовыми приборами;

фуршетное оформление стола – с посудой, столовыми приборами и скатертями;

имеется в наличии: стол круглый, стол квадратный, стол фуршетный, с удлиненными ножками для сервировки;

развиты способности к сотрудничеству (обучающийся – мастер производственного обучения, обучающийся – обучающийся, где обучающиеся учатся друг у друга, перенимают опыт опытных мастеров п/о).

Что должен уметь обучающийся, работая с мастером

№п/п1. Профессиональные качества:1. Знание всех технологических операций2. Умение выполнить технологический процесс3. Профессиональная компетентность4. Творческая работа2. Распределение времени:1. Планирование времени по операциям2. Распределение времени на технологический процесс приготовления блюд3. Время на творческий поиск3. Коммуникативные качества1. Умение активно работать2. Пользоваться рабочей документацией3. Устранять неполадки в работе4. Добиваться своего признания5. Слушать и убеждать в своей правоте

Учебная практика играет решающую роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся, которая заключается в его специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения.

приоритетным для учебной практики является формирование профессиональных умений обучающихся перед формированием профессиональных знаний;

ведущим методом учебной практики остается упражнение;

основным средством учебной практики является производительный труд обучающихся;

осуществляется неразрывная связь теории и практики;

происходит сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального производства.

Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей учебной практики в формировании профессиональных компетенций обучающихся:

профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);

профессиональной мобильности.

Основной формой организации учебной практики является занятие. Характерная особенность учебной практики – это целенаправленная учебно-производственная деятельность обучающихся на протяжении всего занятия. Для этого до мельчайших подробностей продумывается весь ход урока, разрабатывается его план, подготавливаются необходимые приспособления, проверяется комплектность и исправность необходимого технического оборудования, определяется и конкретизируется деятельность обучающихся на каждом этапе учебного занятия. Целесообразна разработка и применение инструкционно-технологических карт, тестовых заданий. Эти задания побуждают обучающихся проверить свои знания, приучают к самоконтролю, указывают им на пробелы, заставляют обращаться к технической литературе, к мастеру производственного обучения, к более сильному в учебе товарищу.

Практически показываю приемы выполнения заданий в рабочем и замедленном темпе, показ сопровождаю исчерпывающим объяснением. Рассказывая и показывая, я учу своих воспитанников правильно выполнять трудовые приемы и операции, соблюдаю при этом правила техники безопасности, производственной санитарии, санитарии и гигиены, знакомлю их с опытом передовиков, с новой техникой, прививаю любовь к избранной профессии, показываю элементы творческой работы. Понятное, доступное, располагающее объяснение, четкий показ приемов выполнения рабочих операций по приготовлению блюд, посильные задания – все это позволяет обучающимся успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобрести уверенность в собственных силах и возможностях. Это имеет важное значение для хорошего психологического и эмоционального состояния воспитанников, для развития самостоятельности, мобильности, творческих способностей. В целом все это работает на профессиональную компетентность.

Профессия «Повар, кондитер» в настоящее время относится к числу востребованных профессий по стране, потому как развивается индивидуальное предпринимательство общественного питания, частный бизнес, ресторанный, придорожный бизнес, открывается большое количество точек общественного питания: кафе, мини-рестораны, закусочные, столовые, пельменные, пиццерии, бистро и т. Повсюду нужны квалифицированные специалисты своего дела, конкурентно-способные на современном рынке труда, отвечающие требованиям работодателей, быть мобильными, коммуникабельными, умеющими адаптироваться во всех условиях, быть профессионально компетентными.

60% выпускников устраиваются на работу по своему профессиональному назначению;

17% выпускников поступают учиться дальше по своему профилю;

5% выпускников занимаются частным индивидуальным предпринимательством (открыли цеха и занимаются выпеканием и продажей дрожжевых и кондитерских изделий);

10 % выпускников устраиваются работать не по профилю;

ежедневно идет выпекание продукции из дрожжевого теста и кондитерских изделий для буфета, где от продажи всего выпеченного зарабатываются деньги, которые сдаются в кассу бухгалтерии;

Участие в ежегодных конкурсах профессионального мастерства по профессии «Повар, кондитер», как мастер производственного обучения, так и обучающийся;

Арт профи слет и т.

Управляю жизнью ученического коллектива, обучающиеся приобретают колоссальный опыт общения, исследовательской поисковой деятельности, опыт творческого решения задач, относящихся к профессиональной подготовке, формируют профессиональную культуру и компетентность.

Для качественного осуществления управленческих функций я владею практическими умениями профессиональных компетенции

Проблемные вопросы профессиональной компетентности, они создают фундамент творческого мышления:

Что нужно сделать, если цвет у борща получился не насыщенным, не ярким?

Если сильно пересолено при приготовлении картофельное пюре?

Если очень пережарены котлеты? И т.

Эти влияния обеспечиваются созданием в процессе обучения ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций и их разрешения. Они являются необходимым условием развития мышления обучающихся и эмоциональным средством в процессе обучения.

Принцип создания проблемных ситуаций:

Подведение обучающих к противоречию, с предложением самим найти способ его разрешения (если бисквит при выпекании получился осевшим, плотным);

Изложение точек зрения на один и тот же вопрос (разведение бульоном горячей, мучной пассеровки 1 обучающийся медленно разводит, 2 обучающийся разводит быстро и сразу);

Предложение обучающим рассмотреть блюдо с различных позиций (клиент, повар, кондитер, составитель калькуляции, директор кафе);

Побуждения обучающих делать сравнения, обобщения, выводы из сложившихся ситуаций (готовить блюда из качественных продуктов и что будет если некоторые продукту будут не совсем доброкачественными).

В данном случае уделяется большое внимание на профессиональную мыслительную деятельность обучающихся.

Существует направленное создание специальных ситуаций на поиск ошибок. На этой идее построен метод опоры на ошибки.

Ошибки познавательного характера совершаемые в процессе эволюции знаний, они объективно обусловлены неполнотой и ограниченностью знаний:

Например, в инструкционно-технологической карте специально предусмотрена одна незначительная ошибка, по ходу технологического процесса при приготовлении щей из квашеной капусты не указана закладка сахара, обучающиеся должны это заметить и по ходу деятельности справиться с этой операцией в нужном месте;

Познавательные ошибки группируются в специальную группу и используются в дальнейшем в качестве одного из средств обучения. Например, при приготовлении дрожжевого теста нельзя допускать такие ошибки:

Чтоб процесс брожения шел более 3,5 – 4 часа;

Нельзя делать в процессе брожения теста 4 – 5 обминок;

Нельзя добавлять масло со всеми другими компонентами одновременно;

При приготовлении песочного теста тоже имеется целая группа недопустимых ошибок;

Почему нельзя замешивать тесто в помещении с высокой температурой;

Что произойдет, если процесс замеса теста будет идти длительное время и т.

Особый интерес среди ошибок, вызывают ошибки, допущенные в профессиональной деятельности, разбор которых позволяет организовать более глубокое и осознанное усвоение профессионального обучения.

Творческая деятельность обучающихся, как главная форма профессиональной компетентности

В нашей работе творческое отношение ко всему происходящему, это неотъемлемая часть учебного процесса.

Творчество должно начинаться с первых уроков учебной практики. Правильная нарезка овощей это уже начало творчества. Приучаю обучающихся видеть разницу:

В правильных и не правильных размерах овощей;

Видеть разваренность овощей;

Показываю блюдо с правильной и неправильной технологией приготовления, делаю акцент на культуру и эстетику приготовления, обучающиеся видят разницу и что очень важно соглашаются со мной в этом направлении.

При приготовлении первых блюд учу обучающихся правильности и соблюдении технологии приготовления, а когда этот процесс будет пройден, здесь уже можно переходить к творческой инициативе. Для оригинальности и неповторимости вкуса можно добавить что-то свое, от себя, например,

– корицу, гвоздику;

– щавель, калину;

– дикий лук;

– апельсиновую и лимонную цедру;

– свежие ягоды.

Для фантазии и творчества предлагаю неограниченные возможности, конечно в рамках разумного того, что можно добавить для приготовления 1 блюд. Делаю акцент на то, что это уже начало вашего творчества, возможно это будет ваше именное блюдо, возможно ваши друзья и родные смогут оценить его по достоинству. Показываю, как эстетично должно быть оформлено 1 блюдо – строго в середину тарелки кладется ровным кружочком сметана, на нее посыпается аккуратно нарезанная зелень, такое блюдо выглядит очень эстетично и аппетитно.

Творчески можно подойти и к приготовлению самого простого блюда. Суп молочный, многие не едят молочных супов, предлагаю такое творчество при приготовлении этого супа:

Мелкая вермишель подкаливается на сковороде до слегка коричневатого оттенка;

Во время варки ее в молоке вкус и аромат становится специфическим;

При подаче в середину кладутся ягоды клубники, малины или размягченной кураги.

Это простое молочное блюдо превращается с ягодами в – десертное. Обучающиеся в свою очередь предлагают свои варианты приготовления молочного супа, мне очень нравится такое направление обучающихся, когда они становятся на творческий поиск, это начало, но оно важное, оно постепенно будет переходить в профессионализм и творчество.

Требования работодателей к подготовке специалистов в сфере общественного питания

Анализируя развитие сферы общественного питания, выявлено, что сегодня успех ресторатора зависит от наличия хорошего менеджмента, безукоризненного сервиса, интересного интерьера и разумных цен, повысились требования к производственному и обслуживающему персоналу предприятий общественного питания, среди них усилилась конкуренция, появились новые критерии оценки качества кулинарной продукции. В связи с этим возникла необходимость постепенно совершенствовать и расширять знания о национальной кухне, винах, способов приготовления кофе и напитков.

Базовая теоретическая и практическая подготовка позволяет самостоятельно применять умения и навыки в профессиональной деятельности;

Владение навыками делового общения;

Умение осваивать новые технологии;

Умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях;

Проявлять готовность к изменению характера и содержания труда;

Создание модели выпускника образовательного учреждения в соответствии с требованиями работодателя;

Формирование внутренний мотивации профессионального обучения;

Построение обучения на рефлексивной основе.

В исследованиях А. Жохова, Н. Спирина, Р. Перловой, В. Темкина рассматриваются в отдельности такие диагностические показатели профессиональной компетентности как вопросы формирования интереса к выбранной профессии, профессиональной самостоятельности, коллективизма, толерантности, творческого мышления и др. Меня же интересует проблема развития в комплексе, со всеми ее показателями у обучающихся в соответствии с тем определением, которое выбрано, как целевой ориентир в деятельности педагогических работников.

На мой взгляд, в условиях рыночной экономики качественное решение задач развития профессиональной компетентности будущих рабочих и специалистов обеспечит их успешную и профессиональную социальную адаптацию. Вот в чем вызван интерес к проблеме развития профессиональной компетентности обучающихся:

Сущность и структура понятия профессиональной компетентности, дано ее рабочее определение применительно к категории обучающихся в учреждении среднего профессионального образования;

Описывается процесс развития показателей профессиональной компетентности: интереса к профессии, профессионализма, профессиональной самостоятельности и мобильности;

Рассмотрены организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности обучающихся в образовательных учреждениях СПО.

Таким образом, анализируя показатели своей деятельности за 5 предыдущих лет, можно сделать вывод, что занятия учебной практики в формировании профессиональной компетентности обучающихся имеют огромное значение, поскольку на занятиях учебной практики они приобретают практические навыки, столь необходимые для конкурентно-способного профессионала в современных условиях, когда работодателям выгодно иметь в своем штате высококвалифицированного, мобильного, воспитанного, адаптированного работника, со знанием технологического процесса, умеющего принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, владеющего современными технология.

Список используемой литературы

Базаров Т. Авторские технологии разработки моделей компетенций —Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании Безюлева Г. Профессиональная компетентность специалиста. Беспалов Б. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» в деятельностной психологии человека Гайнеев Э. Компонентностный подход в реализации ФГОС //Методист. — №8. — 2013. — С.

Анфимова Н. , Татарская Л. Кулинария «повар, кондитер» учебник профессионального образования, 2006 г.

Безрукова В. Словарь нового педагогического мышления (текст) Екатеринбург.

Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии (текст)/ Беспалько В. – М , Педагогика, 1989 г – 190 с.

Воспитательная деятельность педагога (Текст): учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. , И. Колесникова, Н. Борытко, С. Полянов, Н. Селиванова. – Академия, 2005. – 336 с.

Концепция модернизации российского образования до 2020 года, 6. Новые педагогические исследования (Текст),

Маленкова Л. Воспитание в современной школе (Текст) – Педагогическое общество России: Ноосфера,

Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, библиотека федеральной программы развития образования, «Издательский дом Новый учебник», 2004 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *