Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов

Информация о материале

Обновлено: 15. 2020, 07:06

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В рекомендациях рассматривается организация наставничества как эффективного инструмента персонифицированного сопровождения учителей, оптимизированного на преодоление выявленных компетентностных дефицитов, проблем и затруднений учителей с учетом специфики учебного заведения. Приложения к рекомендациям содержат не только научно-методический и теоретический материал, но и конкретные образцы локальных актов, диагностических методик, памяток, глоссарий.

Методические рекомендации адресованы директорам и руководителям подразделений общеобразовательных школ, а также школьным психологам и учителям, выполняющим функции наставников.

Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

  • Прил. 1. Глоссарий
  • Прил. 2. Понятие “наставничество”
  • Прил. 3. Положение о наставничестве
  • Прил. 4. “Школа наставничества”
  • Прил. 5. Проект приказа
  • Прил. 6. Кодекс
  • Прил. 7. Памятка наставнику
  • Прил. 8. План работы
  • Прил. 9, 10, 11. Отчеты
  • Прил. 12. Отзыв об итогах
  • Прил. 13. Самооценка
  • Прил. 14. Анкета учителя
  • Прил. 15. Самооценка урока
  • Прил. 16, 17. Памятки по анализу
  • Прил. 18. ПУБЛИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

ПредисловиеСетевая экспериментальная площадка ФИРО РАНХиГС «Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций в условиях введения профессионального стандарта» объединила 37 образовательных организаций из 10 регионов Российской Федерации. На этапе проведения научно-теоретического анализа проблемы исследования участниками СЭП были проведены теоретические семинары, педагогические советы, диагностические исследования профессиональных затруднений педагогов в реализации ФГОС ОО и их готовности работать в условиях введения профессионального стандарта. Выводы, полученные в итоге анализа результатов теоретического и диагностического исследования, были подведены на онлайн-научно-практической конференции «Модели наставничества и индивидуальных программ развития педагога для персонифицированной поддержки профессионального роста педагога». Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС на этой конференции представил анализ потребности учителей в персонифицированном методическом сопровождении. Участники конференции ознакомились с различными моделями организации наставничества, созданными образовательными организациями в ходе эксперимента, которые затем были опубликованы в Приложении к журналу «Среднее профессиональное образование» № 7 и № 8 в рубрике «Наставничество в образовании» (Приложение 18). Научное обоснование гуманитарно-педагогических компетенций наставника сделано О. Репиной, директором центра компетенций «Академия менеджмента» в статье, опубликованной в №7 журнала «Среднее профессиональное образование». На основании материалов теоретического и экспериментального исследования для руководящих и педагогических работников образовательных организаций, являющихся членами сетевой экспериментальной площадки подготовлены данные рекомендации по применению инструментария персонифицированного сопровождения учителей. Рекомендации прошли экспертную оценку и предлагаются к апробации и внедрению в рамках системы методической работы общеобразовательных школ. Надеемся на включение в дальнейшую исследовательскую деятельность и желаем успехов в реализации всех Ваших планов.

Развитие профессиональных компетенций молодого педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

В современном обществе происходят стремительные обновления во всех областях профессиональной деятельности; предъявляются новые, более высокие требования к профессиональному развитию молодых специалистов. В Концепции модернизации российского образования акцентируется внимание на том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые молодые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В школе должен быть не просто учитель-предметник, а креативный организатор, творчески развитый человек, способный не просто образовывать и воспитывать ребёнка, но и развивать его как личность.

Определение профессиональной компетентности педагога в нашем образовании появилось сравнительно недавно. Сейчас вопрос формирования профессиональной компетентности педагога как никогда актуален в педагогической общественности.

В педагогическом словаре профессиональная компетентность определяется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

Таким образом, ответственность за приобретение опыта практической работы возлагается на образовательное учреждение и наставника, который обычно «прикрепляется» к молодому специалисту. Качество зависит от уровня наставника и педагогического коллектива, в который попадает молодой специалист. Основными способами формирования профессиональной компетентности на данном этапе являются Школа молодого учителя и наставничество. Формируются ли профессиональные компетенции у молодого педагога, которые, несомненно, очень важны для дальнейшей педагогической работы, неясно, если не знать планов работы администрации конкретной школы по работе с молодыми специалистами.

На пути совершенствования и развития профессиональной компетентности молодому педагогу придется пройти следующие этапы:

Работа в методических объединениях, творческих группах

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

Активное участие в педагогических конкурсах, научно-практических конференциях

Трансляция собственного опыта

Однако ни один из перечисленных этапов не будет эффективным, если педагог не испытывает потребности в повышении собственной профессиональной компетентности. Отсюда следует, что необходимо обеспечить создание благоприятных условий для педагогического роста и стимулировать внутреннюю мотивацию молодых педагогов. Проблема управленческого содействия молодым педагогам является сегодня достаточно актуальной.

Начиная профессиональную деятельность в образовательном учреждении, молодой педагог должен свободно владеть педагогическими технологиями такого типа, как диагностика, целеполагание, прогнозирование, владеть методами и средствами педагогического воздействия, навыками организации различных видов деятельности учащихся, умением связывать личностный, дифференцированный и индивидуальный подходы в учебно-воспитательном процессе, а также преодолевать трудности в общении с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией.

Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители.

Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий.

Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Сегодняшний младший школьник, конечно, не похож на сверстников 80-90-х годов ХХ в. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».

В связи с этим к системе российского образования стали предъявляться другие требования. Так, в начальном образовании важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий – способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л. Выготского, А. Леонтьева, П. Гальперина, Д. Эльконина, А. Запорожца, В. Давыдова. Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.

Этапы урока, способствующие формированию вышеперечисленных УУД:

1 этап – актуализация опорных знаний

2 этап – постановка учебной проблемы

3 этап – формулирование проблемы, планирование;

4 этап – открытие нового знания;

5 этап – применение нового знания

6 этап – рефлексия

Проектируя любой урок учитель должен спланировать формирование УУД: должен научить детей ставить цели и искать пути их достижения; показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; привлекать учащихся к открытию новых знаний; обучать приемам работы в группах; обучать самопроверке; знакомить с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учить самостоятельно выбирать критерии для оценки; учить отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; учить сотрудничеству между учениками и учителем. Учитель должен помнить, что обучение, в соответствии с ФГОС, должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы требовать от него усилия, размышления, поиска.

Итак, ученик должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для того, чтобы справиться с любой задачей, ученик овладевает универсальными учебными действиями.

Новый Стандарт ориентирован на результат. Теперь будут учитываться не только знания, умения и навыки по предметам, но и межпредметные результаты и личностные, то есть развитие конкретного ученика с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей, ученик становится активным участником образовательного процесса и не просто слушает учителя, который рассказывает новый материал, а учится сам добывать знания.

Если изменениями не управлять, они все равно произойдут, независимо от того, хотим мы этого или нет. Вот только совсем не факт, что они будут именно такими, как нам хочется. Управление предназначено именно для того, чтобы перевести систему в желательное для нас состояние. Чтобы работать в таких условиях, которые нам подходят. Чтобы делать то, что нам нравится. Чтобы получать от своей работы удовлетворение, а не изматывающую усталость и раздражение.

Шевченко Елена
Консультация для педагогов «Самообразование педагогов как фактор повышения профессиональной компетентности»

Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности

Старший воспитатель МДБОУ «Детский сад №34»

Шевченко Е.

Оборудование: компьютер, проектор, маркерная доска, маркеры, стикеры, плоскостное изображение современного педагога.

1 этап.

воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам послушать одну притчу, а потом ответить на вопрос: в чем ее смысл? В чем мораль притчи?

(Трансляция ролика «Крылья» Ш. Амонашвили

2 этап.

(Присутствующие озвучивают ответы на вопрос

воспитатель: Вы совершенно правы, для того, чтобы научить чему-то другого, нужно сначала научиться самому.

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств. Давайте, мы вместе перечислим профессиональные и личностные качества, которые необходимы современному педагогу?

(Участники на стикерах пишут названия качеств современного педагога : системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость и

Социализация – стикеры передают, их зачитывают вслух и наклеивают на изображение «Современного педагога».

3 этап.

воспитатель: вот какой портрет современного педагога у нас получился. Что нужно педагогу, чтобы всегда соответствовать своему времени?

воспитатель: Внимание к проблеме повышения квалификации объясняется многими факторами : нарастающим объемом научной информации, прогрессом в области техники и технологии, интеграцией образования, наук и производства. Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего педагога требует от него целенаправленной работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствования владения социально – педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику. постоянно повышать свою профессиональную компетентность педагога. Уважаемые коллеги, А как Вы понимаете термин «Профессиональная компетентность педагога»?

Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. его профессиональной компетентности. На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных. Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, проектах;

Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

4 этап.

Как же мы, уважаемые коллеги, можем мотивировать себя на саморазвитие?

воспитатель: Вы совершенно правы, коллеги! Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Какие 3 основных этапа формирования профессиональной компетентности мы с Вами можем выделить?

• самоанализ и осознание необходимости;

• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

• самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

5 этап.

Советы по организации самообразования

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего педагога – оказать помощь конкретному педагога в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

• ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

• изучение учебной и научно-методической литературы;

• ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

• изучение новых программ и педагогических технологий;

• ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• повышение общекультурного уровня.

воспитатель: А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам составить алгоритм составления плана по самообразованию. С чего должен начать каждый уважающий себя педагог?

( Ответ: выбрать тему. Затем проговаривается каждый этап составления плана по самообразованию

Алгоритм работы над темой самообразования :

• подбор темы;

• определение целей и задач;

• дата начала работы над темой;

• подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой;

• подбор источников самообразования;

• результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, районном, региональном уровне.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

• название темы,

• предполагаемый результат,

• этапы работы,

• сроки выполнения каждого этапа,

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,

• способ демонстрации результата проделанной работы,

• форма отчета по проделанной работе.

6 этап.

воспитатель: В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение.

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др

• Интернет.

• Видео, аудио информация на различных носителях.

• Вебинары.

• Семинары и конференции.

• Мастер-классы.

• Мероприятия по обмену опытом.

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

• Курсы повышения квалификации.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

7 этап.

Результат самообразования :

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования на некотором этапе? (Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно

• Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).

• Диссеминация педагогического опыта, публикация или издание методических разработок.

• Разработка новых форм, методов и приемов обучения.

• Разработка дидактических материалов, развивающих игр, пособий.

• Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.

• Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.

• Создание комплектов педагогических разработок.

• Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

8 этап.

воспитатель: Уважаемые коллеги, давайте теперь перечислим параметры успешной реализации плана по самообразованию педагога.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.

Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Воспитатель обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Чем педагогическая мастерская была полезна для Вас? Что изменилось в вашем представлении о формировании профессиональной компетенции педагога? Остались ли у Вас еще вопросы по данной теме?

Екатерина Нестеренко
Презентация «Опыт работы по повышению профессиональной компетенции и и педагогического мастерства педагогов»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Теперь образование в детском саду рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребенка на пути непрерывного образования в жизни человека.

Так же ФГОС дает возможность педагогическому коллективу самостоятельно создавать свою модель педагогического процесса, следовательно педагоги свободны в выборе технологий, форм, средств, методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования.

Получается что профессиональная компетентность и педагогическое мастерство являются условием эффективности организации воспитательно -образовательного процесса.

Профессиональная компетентность предполагает владение теоритическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, профессионально значимыми установками и личностными качествами, которыми должен владеть каждый педагог.

В связи с этим возникает потребность в организации методической работы по трем компонентам профессиональной компетенции.

Гносеологический компонент профессиональной компетентности педагога включает знания теоритических методических основ, знание современных информационных технологий, знание требований, предъявляемых к современному педагогу, знание нормативных документов. По данному направлению мы в своем детском саду проводим различные мероприятия: конечно же никто не отменял педагогический совет, консультации, семинары, курсы повышения квалификации, вебинары.

Следующий компонент это ценностно-смысловой (личностный) компонент профессиональной компетенции, который включает готовность к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к профессии, готовность работать в коллективе. По данному направлению организовываются совместные мероприятия педагогов : мастер-классы, показ открытой образовательной деятельности, семинары-практикумы, тренинги.

Деятельностный компонент, который включает в себя гностические, проектировочные, коммуникативные, информационные, творческие, аналитические, организаторские умения. Данный компонент реализуется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. В данном направлении ведется работа с педагогами в выборе своей темы по самообразованию, организация работы по данному направлению, проектирование и информационное сопровождение и переход педагога на более высокий уровень профессионализма.

Для формирования педагогического мастерства система методической работы выстроена по трем направлениям:

Первое направление направлено на работу с конкретным педагогом, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской системы педагогической деятельности. Для этого разработаны индивидуальные маршруты для педагогов.

Второе направление направлено на работу с коллективом. Методическая работа направленна на выявление, обобщение и распространение педагогического опыта.

Третье направление направлено на систему непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.

Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но любовь к своей профессии, к детям, хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности и педагогическая техника, постоянная работа над своим развитием- необходимое условие для достижения педагогом профессионального мастерства.

Таким образом профессиональная компетентность и педагогическое мастерство зависит от различных свойств личности, характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению новых знаний и умений, готовностью к постоянному повышению квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность ребенка. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом. Ну а нам остается только помочь педагогу в выборе своего направления работы и постоянно сопровождать его, только тогда все учреждение достигнет педагогического мастерства.

1

Профессиональная компетентность педагога как условие внедрения и реализации ФГОС Семинар для заместителей руководителей ОУ МБОУ НГО «ООШ 11»

2

Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В.

3

« Наша новая школа» «Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. » Слайд 25

4

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

5

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. !!! профессионально компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность.

6

Что должен уметь компетентный педагог? Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность; ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха; видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

7

связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся; закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике; планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов; ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

8

в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»; привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат; привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой; оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств; видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

9

Педагог должен понимать, что: нужно быть готовым к постоянным переменам; строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно; главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя; любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

10

Педагог должен остерегаться: по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний; передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам; придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем; следовать мелочным правилам и инструкциям.

11

Компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

12

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы: как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума; как повысить мотивацию обучающихся; как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе; как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.

14

Выявление уровня профессиональной компетентности учителя: 1 этап. диагностирования, тестирование; определение путей совершенствования профессиональной компетентности.

15

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога 2 этап. Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др. Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады. Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях. Участие в различных конкурсах. Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

16

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога Обобщение и распространение опыта. Аттестация. Творческий отчет. Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий. Самообразование. Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

17

Анализ деятельности учителя 3 этап. Обобщение опыта. Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. Самоанализ деятельности.

18

Определение уровня профессиональной компетентности учителя Рабочая карта для проведения самооценки Критерии оценки профессиональных компетенций учителя

19

Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (ИППК) С целью выявления уровня ИППК разработан комплект анкет для учителей: Анкета: «Оценка потребности педагогов в развитии и саморазвитии» Анкета: «Восприимчивость педагогов к новому» Анкета: «Информационная готовность педагогического коллектива»

20

Анкета: «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» Анкета: «Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций» Анкета: «Уровень новаторства учителей в школьном коллективе».

21

Перспективой работы по данному направлению является решение следующих проблем: планирование методической работы на основе диагностики уровня профессиональной компетентности учителя; изучение уровня развития креативной компетенции, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

22

повышение уровня сформированности управленческой компетенции, то есть владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. совершенствование рефлексивной компетенции учителей – умения самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад.

23

Спасибо, уважаемые коллеги! Учитель – это человек, который учиться всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В.

Бахарева Алёна Александровна
Самообразование педагогов  как фактор повышения профессиональной компетентности

вытекает наша тема Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности

Начнем с того что современный мир требует от педагога новых профессиональных и личностных качеств.

Вопрос: Давайте, мы вместе перечислим профессиональные и личностные качества, которые необходимы современному педагогу?

(Ответы участников. ) (системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, стрессоустойчивость)

Вопрос: Что нужно педагогу, чтобы всегда соответствовать своему времени?

Педагогу нужно постоянно повышать свою профессиональную компетентность, что бы идти в ногу со временем. Таким образом, внимание к проблеме повышения квалификации объясняется многими факторами : нарастающим объемом научной информации, прогрессом в области техники и технологии, интеграцией образования, наук и производства.

Вопрос: Уважаемые коллеги, А как Вы понимаете термин «Профессиональная компетентность педагога»?

(Ответы присутствующих. ) Давайте себя проверим и обратимся к термину.

Вопрос: Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

В нашем детском саду проходит работа в методических объединениях, так же созданы творческие группы, которые разработали региональную программу детского сада, программу на летний оздоровительный период;

исследовательская деятельность бывает спланированная, а иногда по желанию и интересам детей, эти исследования мы включаем в проектную деятельность;

инновационная деятельность – мы работаем в инновационном режиме и как инновационная площадка при АКИПКРО делимся своим опытом с другими педагогами, освоение новых педагогических технологий реализуется через своевременное прохождение курсов повышения квалификации всеми педагогами детского сада, а так же все педагоги, не имеющие дошкольного образования, прошли профессиональную переподготовку;

различные формы педагогической поддержки – так в саду регулярно проходит «Школа молодого педагога», разработаны и реализуются программы наставничества, где опытные педагоги обучают молодых педагогов;

активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, так в нашем саду каждый месяц проходят конкурсы, педагоги участвуют в краевых и всероссийских конкурсах и фестивалях;

трансляция собственного педагогического опыта и др. в нашем коллективе есть педагоги которые публикуют свой опыт в периодической литературе и на сайтах АКИПКРО и Министерства Образования Алтайского края.

Вопрос: Как же мы, уважаемые коллеги, можем мотивировать себя на саморазвитие?

Вопрос: Какие 3 основных этапа формирования профессиональной компетентности мы с Вами можем выделить?

Можно сделать вывод что: формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

Чем еще мы можем дополнить эти направления?

Я предлагаю Вам посмотреть Алгоритм составления плана по самообразованию нашего детского сада.

Вопрос: Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Вопрос: Каковы могут быть результаты самообразования на некотором этапе? (Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно

Давайте теперь перечислим параметры успешной реализации плана по самообразовнию педагога.

Слайды и текст этой онлайн презентации

Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

Профессиональная компетентность педагога ДОУ. Круглый стол. Цель: обмен опытом педагогов ДОУ по проблеме осуществления работы над повышением личной профессиональной компетентности.

Слайд 2

Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

Основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога. Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. (из методических материалов к аттестации педагогов)
Компетентность (от англ. competence) – совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

Слайд 3

Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

Компетентностный профиль работников различных квалификационных категорий должен содержать как качественный состав компетенций, так и меру их выраженности. Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональное образование, профессиональный опыт, мотивацию, профессиональную компетентность и другие профессиональные характеристики. Профессиональная квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, она обеспечивает готовность выполнения профессиональных задач соответствующего уровня. Профессиональный стандарт педагогической деятельности – система требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности. Эти качества не сводятся к знаниям, умениям, способностям и личностным характеристикам работника, которые в своих интегральных проявлениях лежат в основе профессиональной компетентности. Аттестация – выявление соответствия работника определенному уровню квалификации – готовности и способности решать функциональные задачи определенной сложности.

Слайд 4

Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство. Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся. Педагогическое мастерство – высокая степень совершенства учебной и воспитательной умелости, обеспечивающая высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Педагогическое новаторство -высший уровень профессиональной деятельности Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

Слайд 5

Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:
1. Компетентность в области личностных качеств. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. Компетентность в организации педагогической деятельности.

Слайд 6

Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

Слайд 7

Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

Компетентность в области личностных качеств
1. Эмпатийность и социорефлексия
1. Самоорганизованность
1. Общая культура
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся
2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
2. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
3. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
4. Компетентность в методах преподавания
4. Компетентность в предмете преподавания
4. Компетентность в субъективных условиях деятельности
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
5. Умение выбрать и реализовать образовательную программу
5. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы
5. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
6. Компетентность в области организации учебной деятельности
6. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
6. Умение организовать учебную деятельность обучающихся
6. Умение реализовать педагогическое оценивание

Слайд 8

Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

План работы по повышению профессиональной компетентностиЗадача Содержание деятельности Формы повышения квалификации Научиться разрабатывать собственную программу Изучить периодические издания. Изучить методические требования к подготовке программ. Познакомиться с опытом коллег. Подготовить проект программы по предмету « « Обмен опытом. Курсы. Семинар-практикум
Консультация методиста УОАГ Ожидаемый результат:
Проект программы по предмету

Слайд 9

Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

Возможные формы повышения квалификации. Учеба на комплексных курсах повышения квалификации в ПИППКРО, дистанционных курсах. Учеба на проблемных курсах повышения квалификации в ПИППКРО для решения каких-либо проблем обучения
3. Самообразование
4. Творческие мастерские
5. Городские методические объединения ( указать какие)
6. Форум образовательных инициатив (в городе, крае)
7. Тематические педсоветы
8. Методические недели
9. Открытые занятия опытных, интересных педагогов
10. Семинары-практикумы в ДОУ
11. Участие в работе творческой группы
12. Консультации
13. Обмен опытом в порядке личной инициативы
14. Общение с коллегами из других ДОУ нашего города, других городов.

Слайд 10

Что является основой профессиональной компетенции молодых учителей

«Сводная таблица показателей развития уровня компетентностей у педагогов ДОУ» Наименование компетентностей Высокий уровень владения Низкий уровень владения 1. Компетентность в области личностных качеств 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. Компетентность в организации педагогической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *