Что является профессиональным показателем тренера

Пандемия дала еще больший толчок развитию онлайн–обучения, поэтому сегодня есть много продуктов, которые позволяют учиться онлайн и получить необходимый диплом. Например, в World Class University есть онлайн-обучение по направлениям «Тренер тренажерного зала», «Тренер групповых программ», «Тренер детского фитнеса».

При выборе онлайн-обучения важно понимать, какой уровень подготовки у вас уже есть. Если вы действующий тренер, имеете хорошую практику работы с клиентами и вам нужно обучиться, чтобы получить диплом, соответствующий требованиям профстандарта, то часто онлайн-формат — оптимальное решение.

Но если вы новичок и только осваивайте профессию фитнес-тренера, обратите внимание, позволяет ли выбранный онлайн-продукт получить хорошую практику. Без нее быстро стать профессионалом не получится.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышения квалификации) работников образования Учебно-методический Центр г. Чехов Московской области

Итоговый практико-значимый проект

учителя физической культуры»

по курсу вариативного  модуля

«Основы профессионально-педагогической компетентности»

Ковалёва Марина Николаевна,

учитель физической культуры

МБОУ СОШ  №3

Научный руководитель проекта:

Воробьева Алла Васильевна,

заведующий отделом УМЦ

Педагогической цивилизации к цивилизации креативно-педагогической) связывает цели образования с изменением качества человека, который в реально обозримом будущем должен воплощать идеал подлинного единства его духовных и физических сил, быть творцом самого себя. Это в одинаковой степени относится и к общему образованию, и к профессиональному. Содержание подготовки любой профессии, в том числе и учителя физической культуры, определяется в первую очередь объективными требованиями общества к учителю, которые на современном этапе его развития (переход на государственном уровне к личностно ориентированной парадигме образования) состоят в следующем:

– иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

– проявлять гуманную педагогическую позицию;

– заботиться об экологии детства, сохранении физического и духовного здоровья детей;

– уметь создавать и постоянно обогащать культурно информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

– уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;

– владеть разнообразными технологиями, в том числе инновационными, уметь придать им личностно-развивающую направленность;

– готовность осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

– готовность использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;

– готовность содействовать социализации, формированию общей и физической культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

– готовность обеспечить уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям ГОС-та;

– осознание необходимости соблюдения прав и свобод обучающихся, предусмотренных различными государственными и международными законами и соглашениями;

– готовность систематически повышать свою профессиональную ква лификацию, участвовать в методической работе;

– готовность осуществлять связь с родителями;

– готовность выполнять требования охраны труда, техники безопасности;

– готовность обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Актуальность данной темы очевидна: Учитель физической культуры, в своем роде, «педагог действия». Профессиональное своеобразие труда учителя физической культуры состоит в том, что в процессе его учебно-педагогической деятельности наравне с общепедагогическими способностями развиваются и совершенству ются двигательные способности, переходящие по выражению Л. Спирина, в «действия-навыки» и в «действия-умения». Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

– рассмотреть  сущность   определения «педагогической профессиональной компетентности»;

–    компетентностный подход в области физической культуры.

Одними из главных квалификационных требований при подготовке специалистов по ФК, являются также требования знаний и умений основ информационно-технологического обеспечения образования, науки и техники; дидактических закономерностей в физическом воспитании и спорте; методов организации и проведения научно-исследовательской работы; владения технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий.

Так как целью физического воспитания (а, следовательно, и деятельности учителя ФК) является оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно-активную личность и обеспечение на этой основе подготовленности каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности , то соответственно решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач и определяет основные функции педагога данного профиля. По сравнению с учителями других специальностей, учитель физической культуры работает в специфических условиях – это условия психологической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами. В силу этого, педагогическое взаимодействие в двигательном воплощении является основным обучающим и воспитательным инструментом психолого-педагогической структуры деятельности учителя физической культуры, компоненты которой необходимо рассматривать в динамике, как двигательно- конструктивный,двигательно-организаторский,двигательно-коммуникативный, двигательно-гностический.

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей или, в более отдаленную эпоху, к понятиям веры и убеждений.

В соответствии с Концепцией и стратегией модернизации российского образования, основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В числе важнейших направлений деятельности является необходимость в качественно иной профессиональной подготовке учителя на уровне вуза и далее – его профессионального совершенствования в системе дополнительного профессионального образования, позволяющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления, практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Современное общество рассматривает специалиста не как человека обладающего знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но как способного эффективно действовать в сложных, подчас не стандартных ситуациях, т. компетентного. В этих условиях все большую обоснованность, как в высшем, так и в дополнительном профессиональном образовании приобретает компетентностный подход.

В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание – как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащихся, физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Преподавание физической культуры в школе требует от учителя не только владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, высокой физической и технической подготовленностью. Кроме того, современная парадигма образования основана на принципах гуманизации и демократизации, требует от учителя физической культуры высокого уровня педагогического профессионализма.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция- это то, что порождает умение, действие. Итак, компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Особенности педагогической деятельности специалиста по физической культуре, специфические задачи его работы определяют конкретное наполнение комплекса составляющих данную профессию, базовых, профессионально необходимых знаний и навыков как воспитателя. Под психолого-педагогической компетентностью понимаются знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности. Расшифровывая этот феномен ученые подчеркивают, что речь идет о специальной и профессиональной компетентности в области преподаваемой дисциплины; методической компетентности в области способов формирования знаний, умений у учащихся, социально-психологической компетентности в области процессов общения, дифференциально-психологической компетентности в области мотивов, способностей, направлений деятельности учащихся.

Деятельность педагога одновременно является преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Профессиональная компетентность педагога, выражается в единстве его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Основными компонентами профессиональной компетентности педагога являются:

•        социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с     общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения;

•        персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту, реализация себя в труде;

•        специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности (в том числе в области ФКиС);

•        аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках;

•        экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях.

•         Педагогическая культура – это специфическое проявление общей культуры в условиях педагогического процесса. Педагогическая культура в своей основе содержит мировоззренческую, нравственную, профессиональную, эмоциональную, эстетическую, физическую и гигиеническую стороны культуры. Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ежедневно словом, делом, своим внешним видом обязан прививать навыки здорового образа жизни своим ученикам. И именно поэтому, необходимость профессиональной компетентности каждого учителя-предметника в области физической культуры не вызывает сомнения.

Физическая культура  педагога – это мера и способ творческой самореализации личности в общении и разнообразных видах физкультурной, а также педагогической деятельности, направленных на освоение и создание ценностей физической культуры учеников.

Педагогическое образование предусматривает изучение комплекса дисциплин связанных с развитием профессиональной компетентности у учителей в области физической культуры. Согласно учебных планов и программ, это:

Все эти виды деятельности, при грамотном их проведении должны быть направлены на формирование непрофессионального физкультурного образования, и в том числе компетентности специалиста в вопросах здоровья, спортивной и физкультурной деятельности, здорового образа жизни.

Для того, чтобы педагог был достаточно компетентным в области физической культуры, необходимо, чтобы физическая культура стала его личной ценностью. И тем выше будет его компетентность, чем больше она будет связана с его профессиональной, общественной деятельностью, образом жизни. Каждый учитель-предметник, и в особенности учитель начальных классов, в своей профессии осуществляет деятельность по физическому воспитанию учеников.

Это: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, уроки физической культуры, внеклассные занятия физической культурой и спортом, общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, внешкольная работа по физическому воспитанию.

К сожалению, материально-техническая база оставляет желать лучшего, не хватает инвентаря и оборудования, руководители учебных заведений часто не осознают важной роли предмета «Физическое воспитание» для здоровья нации. Но, все же нельзя забывать, что только тот, кто сам здоров физически и душевно может воспитать достойную личность. Кафедры (ПЦК) физического воспитания, спортивные клубы, директора колледжей должны проявлять инициативу в модернизации учебного процесса по физическому воспитанию – дисциплине, формирующей здоровье личности.

Спорт – это искусственное создание конфликтной ситуации, это своеобразная модель, которая отражает действительность. Спортивная деятельность интересна тогда, когда она имеет практическое применение, отражается и в основной профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность педагога в области физической культуры это интегральная характеристика деловых и личностных качеств учителя, отражающая уровень его знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления деятельности, которая связана с принятием грамотных решений.

Профессиональная компетентность педагога в сфере физической культуры формируется под влиянием содержания его личных мыслей и чувств, ценностных ориентаций, степени развитости интересов и потребностей, уровня его физического развития, овладения им двигательными умениями и навыками. Для формирования данного качества педагога необходимо сформировать психологическую, научно-теоретическую, практическую, психофизиологическую и физическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области физической культуры.

Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность – ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют:  мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность  – как творческий  потенциал).

Таким образом, компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально – профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным    набором компетенции (я как педагог иностранного языка рассматривала компетенции преподавателя иностранного языка), и звучат они следующим образом:

политические и социальные компетенции;

компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе;

компетенции, определяющие владение устным и письменным общением;

компетенции, связанные с возникновением общества информации;

компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.

Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;• воспитание моральных и волевых качеств;• развитие опыта межличностного общения.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у обучающихся. Изучив педагогические труды отечественных педагогов В. Давыдова, В. Шадрикова, И. Зимней, А. Хуторского, я попыталась систематизировать проявления ключевых компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура», определив их социальную и личную значимость для обучающихся.

Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры Ключевые компетенцииСоциальная значимостьЛичностная значимость1. ОбщекультурнаяПознание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите ОтечестваОпределение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом2. Учебно-познавательнаяПознание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личностиПриобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом3. КоммуникативнаяВладение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросамУмение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии4. СоциальнаяПонимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмомУмение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха5. ЛичностнаяВладение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределениеВладение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Проделанная работа позволила создать программу деятельности учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся. В основу заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития.

Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.

Внедрение данной программы в учебный процесс поможет сформировать у обучающихся:

• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;• умение уживаться с другими;• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);• умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся Цели физического воспитанияСредства физической культуры, уменияи знания, обеспечивающие индивидуальное здоровьеФормируемые компетенции1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеванийКомплексы лечебной физической культуры. Оказание первой помощи при травмах. Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности. Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культурыЛичностная2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитанияКомплексы профессионально-прикладных физических упражнений. Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности. Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизниСоциальная,компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельностиОбщая и прикладная физическая подготовка. Владение способами двигательной деятельности. Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленностиУчебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентацииЗнание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельностиОбщекультурная, личностная

Все вышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности учащихся. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог – это не только человек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель, который учит жить.

Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание.

Можно подвести   следующие выводы:

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют:  мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль,  креативность  – как творческий  потенциал).

СПИСОК      ЛИТЕРАТУРЫ:

ЗимняяИ. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. Зимняя. – М. , 2004. – 381 с.

Кухарев И. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.

Шишов, С. Мониторинг качества образования в школе / С. Шишов, В. Кальней. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 354 с. , прил.

Тренерская компетенция – конкретно и поведенчески явно описанный стандарт эффективного выполнения тренером главных моментов его работы с группой.

Тренерской компетенцией может быть:

  • личное качество тренера (например, компетенция “харизма”, “стрессоустойчивость”, “склонность к командной работе”, “креативность” и др.),
  • профессиональный навык тренера, актуальный в работе с конкретной группой (например, компетенция “умение вести переговоры” или “самопрезентация”).

Отсутствие той или иной тренерской компетенции у человека снижает его компетентность в тренерской деятельности. Чем большее количество тренерских компетенций есть в арсенале ведущего групп, тем более профессионально и качественно он работает с людьми.

Примеры тренерских компетенций

  • Самопрезентация
  • Вчувствование в группу
  • Эмоциональный контакт с аудиторией
  • Навык формулирования мыслей
  • Способность показать на личном примере то, чему обучаешь других
  • Умение включать позицию ученика
  • Активное слушание
  • Наблюдательность и умение принимать и давать обратную связь.
  • Готовность действовать в условиях неопределенности
  • Умение находиться в Позиции Ангела

Количество пунктов может варьироваться в зависимости от задач, которые стоят перед тренером.

Профессионализм и профессиональная компетентность тренера, как основа его успешности

Уровень профессионализма тренера зависит от степени овладения им комплексом умений. В зависимости от того, как тренер овладел конкретными умениями, можно выделить пять уровней его деятельности, построенных по принципу кумулятивной шкалы:

Репродуктивный (тренер умеет рассказать другим то, что знает сам);

Адаптивный (тренер умеет приспособить свои действия к особенностям аудитории);

Локально – моделирующий (тренер владеет стратегиями обучения по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, отдаёт себе отчёт в искомом результате, создаёт систему и последовательность включения учащегося в учебно – познавательную деятельность);

Системно – моделирующий (тренер владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений по предмету в целом);

Критериями профессионализма тренера выступают психологические и функциональные результаты его труда.

Так, психологическим критерием является высокая степень сформированности у  спортсменов устойчивого интереса к спортивной деятельности; творческого отношения к спорту; глубокого знания конкретного вида спорта; умения преодолевать трудности в спортивной деятельности.

Допрофессионализм (человек не владеет нормами и правилами профессии, не обладает качествами профессионала).

Профессионализм: а) адаптация к профессии; б) самоактуализация;     в) свободное владение профессией в форме мастерства (на этом уровне усваиваются нормы и правила профессии).

Суперпрофессионализм (высший профессионализм): а) свободное владение профессией в форме творчества; б) владение рядом смежных профессий; в) творческое самопроектирование себя как личности. Особенностью этого уровня является творческое обогащение профессии личным вкладом человека.

На данном уровне выполнение труда происходит по профессионально искажённым нормам, на фоне деформации личности. Человек может совершать активную деятельность, но она лишь маскировка профессионализма. Причиной данного уровня служит недостаточное самосовершенствование, ущербные духовно – нравственные ориентиры.

Выделенные и описанные А. Марковой уровни профессионализма, в полной мере применимы и к профессиональной деятельности тренера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *