диагностика формирования профессиональных компетенций

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«БАЛАШОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

по формированию портфолио УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК обучающегося по профессии: 15. 05 Сварщик

(ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

мастер по первой категории

по профессии: Сварщик (ручной

и частично механизированной

Лаврентьева Ирина Остаповна

Балашов 2019 г.

Методические рекомендации по формированию портфолио предназначены для мастеров производственного обучения и для обучающихся по профессии «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)),

В рекомендациях определены цели и задачи формирования портфолио в процессе обучения обучающегося, содержание, принципы и структура его формирования, даны подробные разъяснения по оформлению и заполнению. В приложении включены образцы некоторых документов портфолио.

Портфолио обучающегося – это комплект документов, подтверждающий сформированность общих и профессиональных компетенций обучающегося. На рынке труда конкурентоспособность и востребованность выпускника лицея определяется не только полученными знаниями и практическими умениями, но и способностью представить в лучшем свете результаты своей деятельности. При устройстве на работу или при продолжении обучения в организациях высшего профессионального образования важно продемонстрировать активность, умение мыслить, творить и действовать самостоятельно, решать различные задачи. Для представления своих способностей, талантов, возможностей используют технологию портфолио. Портфолио является не только современной эффективной формой самопрезентации и самооценивания результатов образовательной деятельности обучающегося, но и способствует повышению мотивации к учебной, научно – исследовательской, творческой, социальной деятельности. Формирование портфолио является обязательным для обучающихся, начиная с первого года обучения в течение всего периода. Поэтому с первых дней учёбы обучающийся должен быть осведомлён о том, что наличие портфолио является обязательным условием для допуска к квалификационному экзамену, государственной итоговой аттестации. Для успешного формирования портфолио рядом с обучающимся должны быть мастера производственного обучения, которые помогут ему в этой работе.

Цель формирования портфолио:

– документальное подтверждение освоения общих и профессиональных компетенций.

Задачи формирования портфолио:

– совершенствовать навыки планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития;

– служить дополнением к результатам других форм аттестации для получения подтверждения индивидуальных образовательных профессиональных достижений обучающегося;

– свидетельствовать о динамике творческой, социально-значимой активности, о направленности других интересов обучающегося;

– отслеживать индивидуальные достижения обучающегося, динамику развития профессионально-значимых качеств, успешность овладения общими компетенциями на основе накопления и систематизации подтверждающих документов;

– мотивировать активность и самостоятельность обучающихся, расширяя при этом возможности для их самореализации;

– формировать личную ответственность обучающегося за результаты учебно-профессиональной деятельности и личностного самосовершенствования.

Принципы формирования портфолио:

– системность, полнота, конкретность и достоверность предоставляемых сведений;

– объективность и презентабельность информации;

– сочетание работы мастера п/о и обучающегося;

– возможность выбора вида деятельности, способа предъявления результата.

Портфолио обучающегося должно включать:

Титульный лист (содержит следующую информацию: название образовательного учреждения; фамилия, имя, отчество обучающегося, год рождения; название профессии, группа указание периода, за который представлены документы и материалы. в правом (левом) верхнем углу титульного листа размещается фотография обучающегося произвольных размеров и характера.

Документы, подтверждающие сформированность общих и профессиональных компетенций (далее – см. таблицу «Алгорим»):

Алгоритм составления и работы с портфолио обучающегося

Работа мастера п/о

Отчет о прохождении практики

Результаты профессионального обучения обучающегося

Мониторинговая карта (сбор данных для индивидуального перспективного плана)

Грамоты, сертификаты, дипломы и пр.

Конкурсы и олимпиады по дисциплинам профессионального и общепрофессионального циклов; недели/декады по профессиональному мастерству; защита проектов и исследовательских работ;

Художественно – прикладное творчество по профессии (поделки)

Олимпиады по дисциплинам профессионального и общепрофессионального циклов, (в т. и онлайн); защита проектов и исследовательских работ;

Художественно – прикладное творчество по профессии (поделки) конкурс World Skills

Олимпиады по дисциплинам профессионального и общепрофессионального циклов; защита проектов и исследовательских работ;

Благодарственные письма от руководителей предприятий по результатам прохождения производственной практики

Составление индивидуального перспективного плана

Общая работа мастера п/о и обучающегося

Документы, обозначенные в приведенной таблице содержатся в Приложении.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
по профессии 15. 05 Сварщик

01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль

качества сварных швов после сварки»

02 « Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся

05 «Газовая сварка (наплавка)»

Год поступления_________ Год окончания_________

по учебной практике ПМ 01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»

об-ся гр. №_– по профессии «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

профессионального модуля ПМ, междисциплинарных

курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала

Раздел Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки.

-Дифференцированный зачет

Мастер п/о—————– _________________________

Характеристика профессиональной деятельности обучающегося во время учебной практики ____________________________________________________группа№ __«Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» по квалификации сварщик ручной дуговой сварки покрытыми электродами, газосварщик

Время проведения учебной практики с «__» __года по «__» ___года

Виды работ, выполненные обучающимся во время практики:

ПМ 01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки.

Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.

Проверять оснащённость, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки.

Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки.

Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.

Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.

Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла.

Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки.

Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.

Качество выполнения работ в соответствии с требованиями организации, в которой проходила практика.

– Качество выполнения работ соответствует требованиям ФГОС.

ответственного лица организации

П ______________

ГБПОУ СО «Балашовский политехнический лицей» и предприятия

о прохождении обучающимися ГБПОУ СО «БПЛ» производственной практики

ГБПОУ СО «Балашовский политехнический лицей» г. Балашова Саратовской области,
именуемое в дальнейшем «Лицей», в лице директора ______________ с одной стороны и ___________________________________________________________________________ именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице руководителя _______________________________________________, с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:

Производить на предприятии производственную практику по следующим профессиям:

Производственная практика обучающихся проводится под руководством мастеров п/о лицея по учебным группам установленного численного состава или в составе лучших производственных бригад в полном соответствии с учебными программами.

Создавать условия для высококачественного овладения обучающимися производственными знаниями и умениями.

Предоставлять обучающимся подготовленные рабочие места, обеспечив их работой по профессии на время производственной практики.

Предприятие обеспечивает безопасные условия труда для производственной практики обучающихся, а также проведения инструктажа по Т/Б по соответствующей профессии.

Возникшие споры по настоящему договору разрешаются в установленном порядке по месту нахождения лицея.

Срок действия настоящего договора устанавливается:

с «__»_____ 20__ года по «__»_____ 20__ года

Договор составлен в двух экземплярах и хранится по одному экземпляру у каждой стороны.

Юридические адреса сторон:

ГБПОУ СО «БПЛ»

412307, г. Балашов,

Директор ГБПОУ СО «БПЛ»

по производственной практике ПМ 01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»

Раздел : Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки.

Руководитель производственной практики___________/___________________/

(подпись) (Ф. руковод. практики)

во время производственной практики

01 01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»

группы № __ по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» по квалификации сварщик ручной дуговой сварки покрытыми электродами, газосварщик.

Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес

Время проведения практики с “___”______ года по “___” ______ года

– Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

-Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.

– Проверять оснащённость, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки.

– Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки.

– Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.

– Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.

– Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла.

– Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки.

– Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.

Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика. За время практики, обучающийся проявил личностные, деловые качества и продемонстрировал способности:

Заключение о выполнении программы практики и организаторских способностях практиканта:

Мастер производственного обучения __________________/Лаврентьева И

Руководитель практики от предприятия

______________ /___________________ /

«____» _______________ года

Характеристика профессиональной деятельности обучающегося во время производственной практики ____________________________________________________группа№ __«Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» по квалификации сварщик ручной дуговой сварки покрытыми электродами, газосварщик

Время проведения производственной практики с «__» __года по «__» ___года

3Характеристика рабочего места

4Характеристика выполняемых работ

оценочная ведомость по профессиональному модулю ПМ

обучающегося по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) освоил программу профессионального модуля

01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки.

в объеме ___ часов с ____. по _____.

Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля:

(код и наименование МДК, код практик)

Формы промежуточной аттестации

МДК. Основы технологии сварки и сварочное оборудование.

МДК 01. Технология производства сварных конструкций.

МДК 01. Подготовительные и сборочные операции перед сваркой.

МДК 01. Контроль качества сварных соединений.

МДК 01. Нормативно-техническая документация и система аттестации в сварочном производстве.

МДК 01. Технический английский язык.

Итоги экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю:

Коды проверяемых компетенций

Основные показатели результата

– Чтение чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций оформленных по стандартам РФ.

– Чтение конструкторской документации на свариваемую конструкцию.

– Умение пользоваться нормативно-технической документацией, регламентирующей выбор сварочных материалов, сборку, сварку и требования к контролю качества конкретных деталей и узлов.

– Чтение производственно-технологической документации в виде технологических инструкций по сварке и карт технологического процесса сварки, регламентирующих применяемые сварочные материалы, порядок и способы сборки, технологические требования к сварке и контролю качества конкретных деталей и узлов.

– Организация рабочего места

– Соблюдение требований безопасности труда

– Знание оснащённости и проверка оснащённости сварочного поста для различных способов ручной и частично механизированной сварки

– Проверка работоспособности и исправности оборудования поста для различных способов ручной и частично механизированной сварки

– Проверка наличия заземления сварочного поста РД, РАД, МП.

– Знание правил пользования баллонов со сжатыми и сжиженными газами.

– Настройка сварочного и вспомогательного оборудования для различных способов сварки согласно требованиям инструкций по эксплуатаций по эксплуатации и технологических карт сварки.

– Организация рабочего места.

– Соблюдение требований безопасности труда.

– Подготовка и проверка сварочных материалов для ручной дуговой и частично механизированной сварки

– Подбор инструмента и оборудования.

Выполнение сборки и подготовки элементов средней сложности и сложных сварных конструкции под ручную и частично механизированную сварку с применением сборочных приспособлений.

– Выполнение сборки и подготовки элементов средней сложности и сложных сварных конструкции под ручную и частично механизированную сварку на прихватках

– Применение ручного и механизированного инструмента для зачистки поверхностей под сварку, выполнение типовых слесарных операций, применяемые при подготовке деталей перед сваркой.

– Применение предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла в соответствии с требованиями производственно-технологической документации по сварке.

– Контроль подготовки элементов конструкций под сварку.

– Контроль с применением измерительного инструмента подготовленных и собранных элементов конструкции ( изделия, узлы, детали) под сварку на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.

– Выбор способа выполнения предварительного подогрева.

– Подбор оборудования и инвентаря.

– Проведение предварительного и сопутствующего (межслойного) подогрева металла.

– Устранение поверхностных дефектов в сварных швах без последующей заварки, путём зачистки.

– Удаление поверхностных дефектов в сварных швах после сварки, с подготовкой мест удаления дефектов под последующую заварку.

– Контроль с применением измерительного инструмента сваренных различными способами сварки деталей на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.

– Контроль с применением измерительного инструмента сваренных различными способами сварки деталей на наличие поверхностных дефектов и соответствие их размеров требованиям конструкторской и производственно- технологической документации по сварке.

– качественное выполнение профессиональных задач при освоении программы профессионального модуля.

– регулярное участие в различных мероприятиях (конкурсах профмастерства, олимпиадах по тематикам профессионального модуля)

– определение цели и порядка работы

– соблюдение требований нормативных документов, алгоритмов;

– обоснованный анализ выполнения практических заданий, видов работ учебной и производственной практики;

– самостоятельное выполнение профессиональных задач, определенных руководителей).

– использование в работе полученные ранее знания и умения

– рациональное распределение времени при выполнении работ

– качественное выполнение индивидуальных заданий при освоении программы профессионального модуля;

– выполнение заданий в срок;

– своевременное выявление ошибок в собственной деятельности;

– самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности

– способность принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях

– ответственность за свой труд

– использование разных источников информации при освоении программы профессионального модуля;

– отбор информации в соответствии с задачей;

– выделение главного в получаемой информации.

– грамотное использование Интернета в различных поисковых системах;

– использование приёмов технологии (прикладные программы).

– соблюдение правил работы в группе при выполнении заданий профессионального модуля;

– соблюдение инструкций по обслуживанию оборудования;

– соблюдение правил взаимодействия с другими учащимися, педагогом, с коллективом предприятия.

Решение экзаменационной комиссии:

вид профессиональной деятельности освоен с оценкой __________________________

Зам. председателя____________.

преподаватель общепрофессиональных модулей ___________________

мастер п/о. ____________________

по учебной практике ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом.

Раздел Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом.

группа № __ «Сварщик » (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

по квалификации по квалификации сварщик ручной дуговой сварки покрытыми электродами, газосварщик

ГБПОУ СО “Балашовский политехнический лицей”, г. Балашов, ул. Фестивальная, д №2.

Время проведения учебной практики с “__” ___ 20__ г. по “__” ___20 года

Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.

Выполнение ручной дуговой наплавки покрытыми электродами различных деталей.

Выполнение дуговой резки различных деталей.

Качество выполнения работ в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходил практику: выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва, выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва, выполнение ручной дуговой наплавки покрытыми электродами различных деталей, выполнение дуговой резки различных деталей. – Качество выполнения работ соответствует требованиям ФГОС.

группа № __ «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» по квалификации электрогазосварщик.

Время проведения учебной практики с “__” 20__ года по “__” 20__ года

Качество выполнения работ в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходил практику: Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва. Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва. Выполнение ручной дуговой наплавки покрытыми электродами различных деталей. Выполнять дуговую резку различных деталей. – Качество выполнения работ соответствует требованиям ФГОС.

группы № 32 по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» по квалификации электрогазосварщик.

Время проведения практики с “___”_______ 20_ года по “___” ______ 20_года

– Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

– Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.

– Выполнение ручной дуговой наплавки покрытыми электродами различных деталей.

– Выполнение дуговой резки различных деталей.

«____» _______________ 20___ г.

02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом.

в объеме ___ часов с ____. по 02 _____.

МДК. Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами

Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.

Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей.

по учебной практике ПМ 05 Газовая сварка (наплавка).

Раздел Газовая сварка (наплавка).

Выполнять газовую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

Выполнять газовую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.

Выполнять газовую наплавку.

Качество выполнения работ в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходил практику: выполнение газовой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва; выполнение газовой сварки различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва. выполнение газовой наплавки.

Время проведения производственной практики с “_” __ 20__ г. по “__” ___ 20__года

группы № __ по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» по квалификации электрогазосварщик.

Время проведения практики с “___”_______ 20__ года по “___” ______ 20__ года

– Выполнять газовую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

– Выполнять газовую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.

– Выполнять газовую наплавку.

«____» _______________ 20 ___ г.

Газовая сварка (наплавка). ____________________________________________________________________

в объеме ___ часов с ____20_г. по _____20_г.

МДК. Техника и технология газовой сварки (наплавки)

– соблюдение правил взаимодействия с другими обучающимися, педагогом, с коллективом предприятия.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

профессионального развития выпускника 20__ года

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балашовский политехнический лицей»

Фамилия Имя Отчество

Наименование получаемой профессии СПО

Сварщик ( ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Номер учебной группы

Место прохождения производственной практики

Реквизиты договора о целевой контрактной подготовке (при наличии)

Контактные данные (тел, e-mail)

Цели трудовой деятельности выпускника

Иметь практический опыт по профессии; выполнять типовые слесарные операции и сборку изделий под сварку, в том числе зачистку швов после сварки, готовить баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру; газовую, ручную дуговую, автоматизированную и механизированную сварку, наплавку и резку различной сложности деталей из черных и цветных металлов и их сплавов; читать чертежи различной сложности организации безопасного выполнения сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда; определять причины дефектов сварочных швов и соединений; предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах; выполнения горячей правки сложных конструкций;

План достижения выпускником поставленных целей (пример)

Подготовка к демонстрационному экзамену

Оформление приема на работу Работа по специальности

Мониторинг реализации плана достижения выпускником поставленных целей ( пример оформления)

1 неделя месяца

2 неделя месяца

3 неделя месяца

4 неделя месяца

Сведения о трудоустройстве выпускника

Должность (место работы)

Необходимость обучения, переподготовки

Условия трудоустройства (постоянная или временная работа)

Наименование образовательной организации

Специальность/наименование программы дополнительного профессионального образования

Сведения о продолжении образования выпускника

Выводы по результатам мониторинга достижения выпускником

Поставленные цели выполнены. Освоены все общие и профессиональные компетенции. Получена профессия «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» по квалификации Сварщик ручной дуговой сварки покрытыми электродами, газосварщик третьего разряда с последующим трудоустройством.

Наименование учебных дисциплин, профессиональных модулей

Допуски и технические измерения

Основа инженерной графики

Перспектива развития сварки

МДК 01. 01 Основы технологии сварки и сварочное оборудование

МДК 01. 02 Технология производства сварочных конструкций

МДК01. 03 Подготовительные и сборочные операции перед сваркой

МДК 01. 04 Контроль качества сварных соединений

МДК01. 05 Нормативно-техническая документация и система аттестации в сварочном производстве

МДК01. 06 Технический английский язык

УП ПМ. 01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки.

01 Дифференцированный зачет

01 Квалификационный экзамен

МДК 02. 01 Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами. Экзамен

02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом. Дифференцированный зачёт

ПП ПМ. 02 Дифференцированный. зачет

02 Квалификационный экзамен

МДК 05. 01 Техника и технология газовой сварки (наплавки). Экзамен

05 Дифференцированный. зачет

Безопасность жизнедеятельности

05 Газовая сварка (наплавка). Дифференцированный зачет

05 Квалификационный экзамен

Формирование общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей по профессии “Сварщик”

Лидия Николаевна Чечина

Эти показатели непосредственно связаны с содержанием образовательных программ и педагогических технологий их реализации. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый его элемент и составная часть способствовали формированию соответствующих компетенций.

Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения: 1. в период введения в профессию; 2. в период овладения профессией; 3. в контрольно-заключительный период.

Формирование общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей по профессии “Сварщик”

Преподаватель ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. Колычева»

Чечина Л.

В настоящее время остро стоит вопрос о подготовке конкурентноспособных специалистов, которые в современных социально-экономических условиях будут способны развивать производство, стремиться к профессионализму, чтобы сразу включиться в производственный процесс.

Период введения в профессию.

Необходимо всесторонне раскрыть перед будущим рабочим общественную значимость осваиваемой профессии, ее роли в промышленности и перспективы развития. Первоначальный интерес к профессии возникает тогда, когда обучающийся получает самые первые сведения о ней, в результате чего у него складываются понятия и представление о профессии, определенное отношение к ней. Занимательные приемы использую для первоначальной организации внимания или для того, чтобы вызвать любопытство, удивление, эмоциональное переживание. С этой целью рассказываю о применении лазерной сварки в медицине и других областях, электронно-лучевой сварки в космосе, сварке взрывом и т. Чувство гордости за свою страну, сознание причастности к профессиональной общности можно развить, обратив внимание обучающихся на то, что Россия – родина электросварки, рассказать о замечательных русских ученых, прославивших нашу страну.

Период овладения профессией.

В этом периоде формирование общих и профессиональных компетенций следует проводить путем развития интереса к профессии через активизацию познавательной деятельности по нескольким направлениям.

Связь теоретического и производственного обучения.

Принципом единства связи теории и практики в обучении и воспитании пронизана вся педагогическая система А. Макаренко. «Оказалось, что процесс обучения и производство продукции, – писал он,- крепко определяют личность, потому, что они уничтожают ту грань, которая лежит между физическим и умственным трудом». Так изучение темы «Классификация покрытых электродов» рассматриваю на конкретном примере условного обозначения электрода по ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467- 75, который обучающиеся используют в процессе производственного обучения. Далее задача усложняется: обучающимся предлагаю самостоятельно разобрать другой пример, опираясь на полученные знания. Приобретенное умение самостоятельно разбираться в многообразии современных сварочных материалов способствует формированию профессиональных компетенций.

Необходимо разъяснять обучающимся научные основы производства в трудовых процессах, составляющих содержание учебного материала и являющихся средством конкретизации изучаемых понятий, обеспечить углубленное изучение материалов по тем разделам технологии сварочных работ, которые особенно важны для более глубокого овладения профессией, для осуществления прикладной, практической (профессиональной) направленности.

Применение учебно-наглядных пособий.

Обучающиеся профессиональных колледжей с первых дней обучения имеют дело с материалами, инструментами, приспособлениями и оборудованием. Изучению этого поможет лишь применение принципа наглядности, который является одним из дидактических принципов педагогики. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным и содействует, таким образом, логическому мышлению. Слово, не подкрепленное наблюдением, зрительным восприятием или соответствующей практической деятельностью, перестает быть средством мышления. Например, при изучении темы «Типы сварных соединений» словесное описание я иллюстрирую эскизами соединений. При закреплении учебного материала демонстрирую сварные образцы, что неизменно вызывает в группе «живой интерес», активизирует работу обучающихся.

Применение продуктивных методов, ориентированных на организацию активной деятельности самих обучаемых. Такое обучение носит не чисто сообщающий, а поисковый характер, это в значительной степени должно привести к возникновению проблемной ситуации. Например, в ходе занятия по теме «Электрическая дуга» я ставлю проблемный вопрос: «Почему в столбе свободной дуги самая высокая температура, а выделяется меньше всего тепла?»Проблемную ситуацию можно создать при помощи разнообразных методических приемов. В ходе обсуждения обучающиеся получают способность к самообразованию и самооценке и дальнейшему совершенствованию знаний и методов их приобретения.

Применение коммуникативных методов, способствующих развитию коммуникабельности, которая является одним из необходимых умений и навыков при трудоустройстве. Немаловажное значение имеет посещение –экскурсия на предприятие- Самарский резервуарный завод. Кроме воспитательного значения этого мероприятия, я по возможности обсуждаю технологии, использованные при сварке резервуаров и емкостей.

Характеризуется усилением работы по становлению профессионального интереса, в результате чего он становится чертой личности современного молодого рабочего. Приоритетным в этот период является разработка тем выпускных письменных квалификационных работ, направленных на формирование умений творческого решения проблем и самостоятельного поиска путей достижения цели выпускниками ОП СПО ППКРС. Требования к подготовке творчески активной личности рабочего, который сможет быстро осваивать изменяющуюся технику, диктуют необходимость самого пристального внимания при индивидуальных консультациях в ходе написания выпускных работ и подготовке к их защите на выпускных квалификационных экзаменах. У обучающихся складывается представление о своей профессии. Поэтому «образ профессии» является важным психологическим условием формирования адекватных целей и мотивов обучения. Профессиональная и социальная компетентность выпускников является интегральным критерием качества профессионального обучения, залогом их успешного трудоустройства, личностной реализации, готовности к дальнейшему профессиональному росту и самосовершенствованию.

Федеральный государственный образовательный стандарт

по профессии 15. 05 Сварщик

Инновационные педагогические технологии

од ред. Иванова, Л. Косовой,

– СПб Изд. 000 «Полиграф-С», 2004.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *