ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Цель педагогической диагностики выявить особенности освоения детьми 5-7-го года жизни содержания элементов национальной культуры коми.

Для выявления особенности интереса детей к национальной культуре коми.  Детям предлагаются  следующие ситуации:

– выбор орнамента (детям предлагается выбрать орнамент, узор, которым бабушка украсит варежки):

2 ситуация – выбор костюма (детям предлагается выбрать одежду для куклы):

3 ситуация  – выбор сувенира (детям предлагается купить подарок для друга, живущего в другой стране или республике):

4 ситуация  – выбор занятия (детям предлагается выбрать занятие):

– при первом выборе предметов национальной культуры коми.

– при втором выборе предметов национальной культуры коми

– при третьем выборе предметов национальной культуры коми

метод индивидуальной беседы)

Для выявления особенностей представлений детей о национальной культуре коми применяется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается  ответить на следующие вопросы:

– ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах северного народа; знает много объектов коми быта, деталей народной одежды, элементов орнамента коми, сказок, подвижных игр и называет их на двух языках (русском и коми). Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения.

– ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах культуры коми; промыслах северного народа. Стремится  аргументировать свои суждения, называя объекты коми культуры, преимущественно использует русский язык; познавательное отношение к культурному достоянию неустойчиво, связано с яркими событиями, моментами.

– у ребенка не сформированы  представления о культурном достоянии родного края, дает неправильный ответ или не отвечает даже после наводящих вопросов взрослого, не знает названия предметов на коми языке познавательное отношение к ним неустойчиво.

(метод творческих заданий)

Для выявления  особенности умений отражать национальное в практической деятельности используется метод творческих заданий.

1 задание – составить рассказ о кукле, одетой в национальную одежду (Настук и Степа).

– украсить варежку

содержание  изображения, рассказа

2 – техника исполнения, выразительность при передаче образов

3 – отношение ребенка к деятельности.

– ребенок устанавливает существенные связи; пользуется разнообразными средствами выразительности, передает черты национального образа; при выполнении деятельности проявляет инициативу, творчество.

– ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки; использует средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, выделяет некоторые элементы национальной культуры; проявляет интерес при выполнении заданий.

– ребенок не устанавливает связи, результаты деятельности не соответствуют теме;  не использует средства выразительности, навыки и умения для создания образа, национальный мотив отсутствует; при выполнении работы самостоятельности, инициативы и  творчества не проявляет.

При оценке интереса, представлений и умений отражать национальное в практической деятельности  используется следующая шкала:

– от 2,4 до 3 баллов – проявляют познавательный  интерес к ознакомлению с национальной культурой;  имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах северного народа; используют в речи много коми слов; целостно отражают национальные черты, объекты в творческой  деятельности.

– от 1,7 до 2,3 баллов – интерес к ознакомлению с  национальной культурой проявляется наряду с другими интересами, интересуют наиболее яркие моменты; иногда в речи используют коми слова; дети имеют дифференцированные представления о некоторых наиболее ярких национальных объектах; пытаются отразить их в действительности.

– от 1 до 1,6 балла – интерес к ознакомлению с национальной культурой явно отсутствует, сформированы поверхностные элементарные представления в области национального; коми слова не знают. Появляются попытки отразить черты национального в  практической деятельности.

Выявление особенностей умений детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности.

Для изучения игровых интересов и предпочтений детей в играх-драматизациях была проведена беседа с детьми по следующим вопросам:

3 балла – ответ правильный, полный, развернутый.

2 балла – ответ частичный, поверхностный, не полный.

1 балл – ответ неправильный или отсутствие ответа.

Для выявления  умений детей отражать элементы этнокультуры коми в игровой деятельности   проводится наблюдение в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей в группе детского сада. Результаты наблюдения фиксируются в таблице. В таблице фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.

изучение актерских, режиссерских и  оформительских  умений детей 7 года жизни  в играх-драматизациях.

3 балла – принятие роли сопровождается радостью, активностью, интересом; передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), возможна импровизация.

2 балла –  соглашается с любой ролью, не проявляет особого интереса; не всегда использует средства выразительности, необходима помощь взрослого.

1 балл –  не понимает эмоциональное состояние персонажа, равнодушен к роли; мимика и пантомимика не развиты.

3 балла – может организовать игру; понимает идею постановки; соединяет несколько знакомых литературных сюжетов в одну сюжетную линию; может описать образы предполагаемой постановки.

2 балла –  для организации игры необходима помощь взрослого;  не полностью уяснил основную идею постановки; затрудняется в наращивании сюжетной линии; нет логического перетекания одного сюжета в другой.

1 балл – не может организовать игру с другими детьми; не понимает замысел литературного произведения, его художественную идею; не может соединить несколько сюжетов в один.

3 балла –  принимает активное участие в создании декораций; легко подбирает необходимые атрибуты.

2 балла –   необходима помощь взрослого в подборе декораций, атрибутов и костюмов для постановки спектакля.

1 балл –  не может подобрать необходимые для постановки декорации, атрибуты и костюмы.

3 балла – использует национальную посуду, предметы мебели и домашней утвари,  интерес ярко выражен, осознан выбор.

2 балла – использует национальную посуду по подсказке взрослого, характерны правильные, но поверхностные представления о национальных предметах быта и утвари; интерес неустойчив.

1 балл – не использует предметы быта и утвари,  не проявляет интерес к предметам.

3 балла –  использует знания коми фольклора: поет национальные песни, танцует танцы, водит хороводы, знает коми сказки;  интерес ярко выражен, осознан выбор.

2 балла – характерны правильные, но поверхностные представления о фольклоре; интерес неустойчив,  необходима подсказка и помощь взрослого.

1 балл – не проявляет интереса и  не использует  коми фольклор.

3 балла – при одевании выбирает национальный костюм народа коми, самостоятельно придумывает и детализирует образ, проявляет ярко выраженный интерес, осознан выбор.

2 балла – при одевании использует элементы народного коми костюма, необходима помощь взрослого.

1 балл – не проявляет интереса и не использует народный коми костюм.

4.4. Народная кухня – блюда национальной кухни.

3 балла – использует знания о блюдах национальной кухни, осознан выбор, устойчив интерес.

2 балла – использует знания о блюдах национальной кухни по подсказке взрослого, интерес неустойчив.

1 балл – не использует знания о блюдах национальной кухни, не проявляет интереса.

3 балла –  использует знания о народном прикладном искусстве, осознан выбор, устойчив интерес.

2 балла – использует знания о народном прикладном искусстве по подсказке взрослого, интерес неустойчив.

1 балл – не использует знания о народном прикладном искусстве, не проявляет интереса.

– ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы; может организовать игру с другими детьми,  легко создает образы литературных персонажей с помощью мимики и пантомимики; легко подбирает необходимые атрибуты и декорации; хорошо развито творческое воображение, тяготеет к импровизации; использует элементы материальной и духовной культуры коми народа в игровой деятельности; умеет  сознательно использовать знания об этнокультуре и  подбирает адекватные средства выразительности.

– ребенок адекватно реагирует на героев литературного произведения, но необходима подсказка взрослого в понимании их  эмоционального состояния; организует игру с небольшой помощью взрослого;  мимика и пантомимика развиты не в достаточной степени;  затрудняется в подборе атрибутов и декораций; не всегда  использует элементы  духовной и материальной культуры в игровой деятельности, не осознан выбор, неустойчив интерес.

– ребенок не может понять замысел литературного произведения, его художественную идею; не воспринимает произведение целостно;  не может организовать игру с другими детьми; не развита мимика и пантомимика;  постоянно отвлекается, не следует сюжетной линии, театральную постановку не доводит до конца, не использует  элементы  духовной и материальной культуры в игровой деятельности, не проявляет интереса к игре-драматизации.

Для изучения профессиональной компетентности педагогов по формированию основ этнокультуры коми  у детей старшего дошкольного возраста:

Тесное сотрудничество заключается не только в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов, но и в участии родителей в подготовке и «сказывании сказки».

Для изучения роли семьи в формировании основ этнокультуры коми у детей:

3. Посещаете ли вы музеи, театры, выставки, библиотеки для ознакомления детей с этнокультурой коми?

4. Вы скорее предпочтете посмотреть по телевизору передачу о культуре и быте коми народа, чем художественный фильм, развлекательную программу?

5. Обсуждая передачу, Вы в первую очередь обращаете внимание  на игру актеров?

6. Обсуждая передачу, Вы в первую очередь обращаете внимание  на этнографическую основу сюжета? культуре коми народа, поэтому не обращают внимания на этнографическую основу сюжета.

7. Вы проявляете свою эрудицию при выборе темы беседы с ребенком по приобщению  к этнокультуре народа коми?

8. Вы знаете достаточно  много об этнокультуре  коми и хотели бы поделиться своими знаниями с окружающими?

Диагностический лист педагогического исследования по разделу: «Национально – региональный компонент»

МБОУ СОШ № 16 дошкольный блок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №16», дошкольный блок

«Краеведение в детском саду»

Пронина Э. Ф., зам. директора СОШ № 16

по дошкольному воспитанию;

Риммер В. В., воспитатель;

Терещенко А. А., воспитатель;

педагог дополнительного образования

МБУДО ДТ «Октябрьский»

«Мир животных Сибири»

Краткая аннотация проекта

Проект  предназначен  для педагогических работников детского сада по организации и проведению образовательной деятельности, направленной на  создание системы  работы в детском саду  по краеведению.

Проект является частью образовательной программы детского сада

и рассчитан на 2018–2020 учебный год.

Особенностью данного проекта является то, что, кроме плана работы, осуществляемой  в разнообразных видах и формах деятельности в течение учебного года,  в летний период планируются, в основном, современные   формы игровой технологии:  квест – игры,   виртуальные игры-путешествия, интеллектуальные игры, игры-турниры.

Одной из отправных точек планирования и организации деятельности участников проекта  является  экскурсия, определяющая последующую деятельность в группах и в детском саду по основным направлениям развития дошкольников (познавательное, эстетическое, социальное, физическое), с использованием разнообразных форм совместной деятельности: взросло-детские проекты, творческие выставки, коллекционирование, театрализация, опытно-экспериментальная деятельность, конкурсы, интеллектуальные игры для дошкольников и т.д.

Экскурсии спланированы и проводятся в тесном сотрудничестве с Новосибирским Бюро экскурсий и путешествий и Музеем Октябрьского района: музейная педагогика – эффективное средство решения задач регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

В проекте предусмотрена работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по краеведению и по сотрудничеству с родителями.

Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста (29 человек),  воспитатели  групп  и родители воспитанников.

В детском саду функционируют три  группы детей дошкольного возраста (разновозрастная группа: 3-4 года, разновозрастная группа: 4-5 лет, разновозрастная группа: 5-6 лет), которые  открыты  при МБОУ СОШ  № 16 в 1997 году, успешно решая  в тесном сотрудничестве  со школой задачи государственной образовательной политики.

Расположение групп детского сада при школе способствует наиболее эффективному решению задач преемственности дошкольного и школьного образования: дети знакомятся со школой, посещая уроки, участвуя в совместных праздниках, проводя экскурсии в школьный художественно-эстетический центр «Мечта», в военно-патриотический клуб «Виктория», знакомясь с литературой в школьной библиотеке.

Кроме того, расширены возможности в реализации задач физического развития детей: посещение бассейна в школе, проведение спортивных соревнований на стадионе. Для проведения прогулок хорошо оборудованы детские площадки.

Организация обучения и воспитания в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Комплектование групп детьми близкого, смежного возраста позволяет воспитателям максимально осуществлять воспитательно-образовательный процесс, устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп и создавать благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: открываются возможности для организации общения детей разного возраста, формируя у более младших детей самостоятельность.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формыигра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

В разновозрастных группах воспитатели используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации образовательного процесса.

Региональный компонент всегда прослеживался в деятельности дошкольных учреждений, но только с ведением ФГОС  ДО в структуре программы  он занял своё достаточно значимое место и   стал обязателен для реализации в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к этому вопросу, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых результатов. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно – исторический, и другие компоненты.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач регионального компонента, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.

Освоению воспитанниками ДОУ знаний, умений, навыков, необходимых для духовно—нравственного становления личности, успешной социализации по месту проживания, развития патриотических чувств у маленьких граждан  страны как раз и служит  региональный компонент Программы. Применительно к дошкольникам это формирование желания больше узнать о своем городе, крае, стране; это уважительное отношение и проявление симпатий к людям разных национальностей; интерес к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа, к культурным традициям и достопримечательностям родного края, а также миру природы родного края.

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: “Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др.»

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному краю, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.

В Федеральных государственных стандартах содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины».  Самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с родным краем, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Современные дошкольники намного больше путешествуют по России и за ее пределами, по сравнению со сверстниками, посещавшими детский сад 10 – 20 лет назад. Однако, выявлено, что дети, знакомясь с географией планеты, очень мало знают о своём родном крае  – Новосибирской области.

Кроме того, проблемы регионализации образования и реализации регионального компонента обусловлены разными обстоятельствами, в числе которых нередко называют недостаточную учебно-методическую обеспеченность, отсутствие специальной подготовки у педагогов, разрыв психолого-педагогической науки и педагогической практики.

Решение данной проблемы возможно при условии  постоянного повышения уровня профессионализма педагогических работников ДОУ,  учебно-методического обеспечения, поддерживать тесную связь коллективов образовательных учреждений с наукой, системы воспитательно-образовательного процесса и сотрудничества с семьями воспитанниками.

Таким образом, необходимыми  для эффективной работы ДОУ по включению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс  являются:

Всё эти условия  учтены в данном  проекте:  разработана система работы с педагогами, родителями, разными институтами детства (общественностью), непосредственно взросло-детская и самостоятельная детская деятельность.

Концепцией работы ДОУ по краеведению является идея изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью.

создание системы работы в дошкольном учреждении в решении проблемы регионального компонента, учитывая особенности работы детского сада.

Стратегия достижения поставленных целей

Реализация проекта будет осуществляться в течение 2018-2020 учебных годов в соответствии с планом работы, в котором представление о малой родине является содержательной основой  для  осуществления разнообразной  детской деятельности.

В реализации поставленных задач проекта, успешно интегрируется практически  все  разделы  всех образовательных областей Программы, например:

– правила поведения на улицах города, участие в районных спортивных соревнованиях «Весёлые старты»;

– участие в совместном с воспитателем труде на участке, подкормка птиц, социальные акции;

– выставки рисунков и поделок «Мой город, мой дом»;

– накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, составление рассказов;

– создание и реализация взросло-детских проектов экологической направленности, исследовательская деятельность на экологической тропе т.д.

Кроме того, в детском саду будут проводиться (в рамках темы проекта) традиционные коллективные детские мероприятия такие, как «День Земли», «День пожилого человека», «Профессии наших родителей», конкурс «Это мой город», «Праздник берёзки», «День защитника Отечества» и т.д.

Рабочий план реализации проекта

План работы по краеведению на летний период

Обоснование: игра – особое образовательное пространство дошкольников, в котором они в интересной и естественной форме познают новое, импровизируют, творят.

В организованной игре педагоги решают  свои поставленные задачи, однако, эта форма намного эффективней способствует сплочению детского коллектива,  формирует те или иные качества личности каждого ребёнка.

В летний период, когда в режиме дня нет непосредственно образовательной деятельности, игра становится основной формой организации жизнедеятельности детей. Игры краеведческой направленности способствуют в увлекательной форме закреплять те знания, что получили дети о родном крае в течение учебного года.

План методико-педагогической работы

Учитывая, что каждое дошкольное учреждение с многофункциональной организацией образовательного процесса нуждаются в специально разработанной и многократно выверенной системе реализации региональных функций и мероприятий,  методическая работа в детском саду  состоит из следующих компонентов в работе педагогического коллектива:

Методико-педагогическая работа будет проходить в соответствии с утвержденным на совете педагогов планом.

Данный проект  носит профессионально – деятельностную направленность, целью которой является  совершенствование работы по включению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

В ходе реализации проекта возможны корректировка плана работы,  как в деятельности педагогических работников, так и в совместной деятельности воспитателей с детьми.

План работы с родителями воспитанников

При условии  успешной реализации задач данного проекта рассчитывается получить следующие результаты:

Дети старшего дошкольного возраста будут

станут более активными участниками воспитательно-образовательного процесса в детском саду, направленного на воспитании социально-личностного развития ребёнка-дошкольника.

Практическая значимость проекта

Оценка качества реализации проекта

Оценка эффективности реализации проекта будет проводиться по двум направлениям: дети и педагогические работники ДОУ.

Оценка включенности, активности и удовлетворенности от всех запланированных в проекте видов и форм совместной деятельности, педагогической задачей которой является формирование  нравственных основ личности дошкольника и предпосылок экологического сознания  детей (безопасности окружающего мира) будет отслеживаться через наблюдения за ними во время проведения непосредственно – практической совместной  и за поведением детей в разных видах и формах совместной и самостоятельной детской деятельности, беседы дошкольников с воспитателями, диагностические задания, результаты продуктивной творческой деятельности.

Оценка качества деятельности  будет оцениваться организаторами проекта по следующим критериям:

-качество подготовки детей ко всем запланированным мероприятиям в масштабе ДОУ в рамках проекта;

-инициативность и творческий подход в решении поставленных задач;

-профессионализм в  проведении открытых мероприятий;

-привлечение родителей группы к реализации проекта

Ресурсы (бюджет проекта)

Педагогическая диагностика   по выявлению уровня знаний  детей старшего дошкольного возраста  о малой Родине(2018-2019 уч.год).

Критерии (показатели)  развития  детей:

знают  название своей страны, её государственные символы; понимают, что малая родина – часть Отечества: на начало года – 40 % детей, в конце года – 90%

проявляют интерес к городу, в котором живут, знают некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни: на начало года – 60 % детей, в конце года – 95%

активны в разных видах познавательной деятельности, с удовольствием участвуют в разных видах деятельности, касающихся малой родины: на начало года – 65 % детей, в конце года – 90%

-отражают свои чувства и впечатления в творческой деятельности, в играх и в НОД: на начало года – 70 % детей, в конце года – 96%

умеют рассуждать, выдвигать проблемы по теме «Жизнь моего города»: на начало года – 40 % детей, в конце года – 80%

проявляют устойчивый интерес к жизни людей, к природе, к истории родного края: на начало года – 60 % детей, в конце года – 90%

активно участвуют в праздниках, конкурсах, фестивалях краеведческой направленности и посвященных Всероссийским праздникам: на начало года – 50 % детей, в конце года – 85%

«Формы и методы работы с детьми в группах по реализации задач регионального компонента воспитательно-образовательного процесса»

Формы, способы, методы и средства реализации регионального содержания имеют вариативный характер, отбираются и используются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Вариативные формы реализации регионального содержания

— основная форма реализации регионального содержания при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности воспитанников. Виды игр: сюжетные народные игры, подвижные народные игры, народные игры с правилами, театрализованная игра (драматизация по народным сказкам), дидактические игры на региональную тематику.

— форма восприятия художественной литературы, произведений народного (регионального) фольклора.  Направлена на развитие познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности.

— форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. Рекомендуются мастерские по изготовлению игрушек, предметов народного быта, атрибутов к праздниками и развлечениям.

Экспериментирование и исследования – эффективные формы организации познавательно-исследовательской деятельности на основе региональных природных материалов, опытов с реальными предметами и их свойствами. Направлены на постижение многообразия окружающего мира.

— форма организации продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, которая позволяет ребенку самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать и преобразовывать.

Викторины и конкурсы — своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания регионального характера.

Приложение № 3

Модель взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников  и общественными организациями города по реализации задач проекта.

Приложение № 4

Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________

Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного края?

Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к изучению родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?_______________________________________________________

Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?______________________________________________________________

Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном крае?

Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным краем? Назовите известные источники.

Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

Приложение № 5

Сценарий познавательной командной детско-родительской игры

закрепить и обобщить представления детей об известных им диких животных Сибири через познавательную командную игру с правилами между родителями и детьми;

-познакомить родителей с правилами познавательной игры  между взрослыми и детьми

Используемые в игре методы и приемы:

(ответы  на загадки, рассказ-описание)

(показ картинок, слайды)

повадок животных, изобразительная деятельность)

Добрый день, дорогие гости, уважаемые члены жюри нашей игры, дети!

Сегодня ребята  будут впервые играть в командную познавательную игру с правилами между взрослыми и детьми.

И называется она «Мир животных Сибири». Игроки будут отвечать на вопросы,  составлять небольшие рассказы, отгадывать загадки и даже рисовать.

Но прежде, чем начать игру, я с удовольствием представлю вам участников игры! Дадим слово командам!

«Рыжий лис»   (дети)                                                                                                              Наша команда называется «Рыжий лис».

В шубе вся её краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

Команда № 2 « Бурый медведь»(родители)

Наша команда называется «Бурый медведь».

По завалам, по оврагам  ходит он хозяйским шагом,

Любит мишка сладкий мед да малину с веток рвет!

Ребята, оценивать вашу игру будут

Элика Владимировна Рехлова, заведующий детским садом

Ирина Борисовна Шендрик, старший воспитатель

-Панкова Татьяна Ильинична, воспитатель

А теперь, друзья, давайте  вспомним правила игры! ( сначала говорит ведущий, а потом дети повторяют)

– Играем тихо!

– Играем дружно!                                                                                                                                               – Играем весело!

– Не подсказываем!                                                                                                                                                                                                                                                                               – Советуемся друг с другом!                                                                                                                           – Не перебиваем друг друга!                                                                                                                         – Верим в победу!

Мы с вами, ребята, знаем, что человек часть природы, а не царь природы. Но в отличие от животных, мы умеем думать, планировать свою жизнь, говорить. И значит мы в ответе за всю природу, окружающую нас. Мы должны жить в согласии с братьями нашими меньшими – так мы называем животных. Вот о них и будет наша игра, которая состоит из нескольких заданий.

(вопросы в конвертах, открывает и зачитывает вопрос ведущий, дети и родители совещаются, затем  отвечает один  из команды). 3 вопроса каждой команде.

2 задание. « Угадай кто это?  ( ОТВЕТЫ НА ЭКРАНЕ)

Каждой команде будет загадано по три загадки, на которые нужно найти отгадки.

Команда №1 «Рыжий лис»

Кто по елкам ловко скачетИ взлетает на дубы?Кто в дупле орехи прячет,Сушит на зиму грибы?                                                                                                                                                               ( Белка)                                                                                                                                                          Летом ходит без дорогиМежду сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза пряча нос.                                                                                                                                               Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. ( Олень.)

. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы – другого цвета. ( Заяц.)

. Рога раскинув широко.

Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь,

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста

Посмотрите-ка какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. ( Лиса.)

3  задание « Литература о животных»по 2 вопроса каждой команде).

О каком  животном говорится в произведении. ( Произведение и его автор называется, а затем читается отрывок с пропусками в тексте.  Дети должны ответить, о ком идет речь

4  задание « Это нужно знать( лось, медведь, белка)

Воспитатель:  Один из членов команды берет конверт, в котором лежит  фотография одного из животных –  лося, медведя, белки

Посовещавшись между собой, один человек из каждой команды должен рассказать об этом животном.

5 задание     «Третий лишний» ( изображение животных – на экране  Посмотрите и скажите, как животное здесь лишнее.  Объясните –  почему?

-Волк, белка, лиса, кошка                                                                                                                                                -Еж, комар ,олень, белка

-Лиса, медведь, заяц, дятел

-Бельчонок, зайчонок, лисенок, медведица                                                                                         -Олень, собака, лошадь, заяц

6  задание  « Нарисуй животное»  предлагается нарисовать на мольберте  животное. Первой команде – медведя, второй -зайца.

: Ребята, на листке бумаги изображена одна  часть какого-то животного. Вы должны дорисовать всё  остальное. Интересно, какое животное  же вы нарисуете?

7 задание  «Интересное из жизни животных»

: А сейчас, игроки,  для вас будет даже и не задание, а небольшие рассказы об интересных фактах из жизни животных. Начну я, а вы, если знаете что-то интересное о животных, поделитесь с нами своими знаниями.

-Знаете ли вы, что у животных есть правило «Не убей своего».  Лось бьет  врага рогами в бок, а своего сородича – только по рогам, заставляя его просто уйти со своей территории.

-Вы все знаете хомячков. Но знаете ли вы, что дикие хомячки запасают на зиму 30 килограммов картошки и зерна.

-Самые умные из всех грызунов – крысы. Они могут перехитрить даже человека.

-Бобры живут не стаями, а парами, как люди. И сохраняют верность друг другу на всю жизнь.

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей-

Все что зовется Родиной твоей!

А теперь подведем итоги нашей игры и проведем награждение.

Ну, а пока наше жюри подводит итог игры, мы с вами послушаем замечательное стихотворение «Земля – наш общий дом»

Спасибо всем игрокам!  Сейчас команды получат дипломы участника интеллектуальной игры и , конечно, сладкий приз.

– Диплом за оригинальное выполнение заданий.

– Диплом за умение работать в команде.

– Диплом за хорошие знания о мире животных

Диагностика освоения программы «Региональный компонент»

Елена Чуканова Диагностика освоения программы «Региональный компонент»

Диагностика освоения содержания Программы воспитанниками старшей группы № 4 (декабрь)

Ф. И. ребенка

Может рассказ. о своем родн. городе (селе, поселке, о его достопр-стях, назвать улицу, на которой живет. Знает, что РМ – часть огромной страны России Саранск –столица Мордовии. Имеет предст-ния о гербе, гимне, флаге Мордовии; о народах, населяющих РМ Знает имена олимп. чемпионов – уроженцев Мордовии. Умеет самост-но организ-ать знакомые мордов. п/и, проявляя инициативу и творчество. Проявляет уважит-ное отношение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям, традициям. Имеет представ – ния об эколо. ситуации в Мордовии, о погодных явлен. и правилах поведения на улице, на дороге, в лесу и т. д. Имеет представления о промышленности Мордовии. Знает несколько

Публикация «Диагностика освоения программы „Региональный компонент“» размещена в разделах

мордовских пословиц и поговорок о труде. Знает цвета, харак-ные для мордов. вышивки. Разл-ет и назыв. объем. геомет. элементы мордов. орнамента. Имеет предст. о народ. промыслах мордвы Называет неск-ко городов, рек, озер, распол-ных на террит. Мордовии. Владеет элемен. предст-ниями об истории происх. мордвы Назыв. животных и растения, наибол. часто встреч-хся на террит. морд. края. Имеет предс-ния о Красной книге. Понимает мордов. речь в рамках предусмотрен. программой языкового материала. знает 1-2 стихот., песенки, считалки, загадки и другие небольш. произвед. из устно-поэтич-ого творчества мордовского народа. Рисует узоры по мотивам мордовс. орнамента. Умеет лепить из целого комка глины и по частям, передает в лепке выразительность образа, характерные особенности мордовской народной игрушки Владеет технич. навыками при создании композ. по мотивам мордов. орнамента, умеет вырезать элементы узора по готовой разметке, состов-ять узоры, наклеивать полученные геомет. формы. Проявляет композ. умения, умеет ритмично располагать элементы узора на листе бумаги, выделяет центр, стороны и углы.

Публикации по теме:

Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал»
Цель: продолжение знакомства с родным краем, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству.

Сценарий окружного конкурса «Воспитатель года — 2019» региональный компонент
Звучат фанфары. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие гости! Давайте поприветствуем друг друга на самом творческом мероприятии,.

Военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Региональный компонент. 2 часть
Региональный компонент как средство патриотического воспитания. Уважаемые коллеги, сегодня я Вам хочу представить вторую часть рассказа.

Расскажите коллегам и друзьям!

Всего комментариев: 3.

Для просмотра комментариев

Как быть, если нет регионального компонента? Обязательно его наличие в вариативной части программы?

Во ФГОС ДО нет прямого требования выделять в вариативной части региональный компонент.

Нужно ли рецензировать разработанную коллективом ДОО программу на основе регионального компонента?

Программы, разработанные педагогами ДОО, являются авторскими, их структура должна соответствовать требованиям к структуре программ, изложенным в разделе 2 ФГОС ДО. Согласно пункту 2.9 ФГОС ДО эти программы могут быть представлены в части, формируемой участниками образовательных отношений ОП ДОО. Ответственность за их содержание и соответствие ФГОС ДО несут авторы и ДОО, утвердившая авторские программы.

Где брать региональный компонент?

Согласно пункту 2.12 ФГОС ДО Часть, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. П. 2.11.2 данная часть, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Обязательности включать в ОП региональный компонент нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *