ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

Исследование станет первым этапом комплексной оценочной процедуры. Педагогическим и руководящим работникам, планирующим повышение квалификации в 2024 году, сначала предстоит участие в онлайн-анкетировании, а затем в оценке их профессиональных компетенций в форме онлайн-диагностики.

На основе выявленных в ходе оценки профессиональных дефицитов участникам будет рекомендован индивидуальный образовательный маршрут, включающий на выбор программы повышения квалификации и образовательные события.

Методическое, информационное и организационное сопровождение исследования потребностей в профессиональном развитии осуществляет Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, а техническое сопровождение – Челябинский институт развития образования.

Исследование потребностей педагогических и руководящих работников в профессиональном развитии является не новой процедурой для системы образования нашего региона и проводится с 2021 года. В этом году на вопросы анкеты ответят несколько категорий участников исследования:

с 13 по 19 февраля 2023 года – учителя по учебным предметам: биология, география, информатика и ИКТ, иностранные языки, история, литература, математика, ОБЖ, обществознание, ИЗО, музыка, предметы начальной школы, русский язык, технология, физика, физическая культура, химия.

c 20 по 28 февраля 2023 года – воспитатели дошкольных образовательных организаций, педагоги дополнительного образования директора общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, а также директора общеобразовательных организаций, организаций дошкольного образования и организаций дополнительного образования детей.

Исследование будет проходить с использованием модуля «Организация дополнительного профессионального образования» ГИС «Образование в Челябинской области» – https://dpo.edu-74.ru/. Заполнение анкеты будет проводиться педагогическими и руководящими работниками образовательных организаций после подачи заявки на участие.

Как отмечает Иван Боровых, директор Челябинского центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, перед нами стоят важные задачи:

выявить и проанализировать потребности в профессиональном развитии и определить направления и перспективы совершенствования и развития системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области

сформировать списки педагогов и руководителей, планирующих повышение квалификации в 2024 году;

создать региональную базу данных участников оценки профессиональных компетенций – второго этапа комплексной оценочной процедуры.

В 2022 году в исследовании потребностей в профессиональном развитии приняли участие 3502 педагогов из 501 общеобразовательной организации 43 муниципальных образований Челябинской области. На основе полученных результатов была проделана серьезная работа по обеспечению и сопровождению их профессионального развития. Прогнозируется, что в 2023 году в исследовании потребностей в профессиональном развитии примут участие около 14000 педагогических и руководящих работников, планирующих повышение квалификации в 2024 году.

Центр компетенций – это площадка, где студенты сначала проходят диагностику своих универсальных компетенций (soft skills), а затем работают над ними в рамках индивидуальной траектории развития. На выходе студенты получают «паспорт компетенций», а работодатель – специалистов с развитыми не только профессиональными, но и надпрофессиональными компетенциями.

Центры компетенций охватывают более 120 университетов и почти 500 средне-профессиональных образовательных учреждений во всех федеральных округах Российской Федерации. Инициатором проекта выступает президентская платформа «Россия – страна возможностей».

Чтобы присоединиться к Центру компетенций, выберите в анкете свой университет.

Не нашли свой университет в списке? Вы можете выбрать географически ближайший Центр компетенций. Но обратите внимание: чтобы присоединиться к Центру компетенций не своего университета, необходимо заполнить и подписать согласие о передаче персональных данных. Для этого обращайтесь в Центр компетенций.

Интересна только диагностика своих надпрофессиональных навыков? Выберите «Только тестирование» в поле «Центр компетенций» раздела «Прочее» анкеты.

Уже выпустились из вуза? Тогда имейте в виду, что результаты тестирования рассчитываются в сравнении с результатами тестирования обучающихся высших учебных заведений.

Что такое Центры компетенций?

Центры компетенций – место встречи студентов, работодателей и региональной власти, которые зачастую решают свои кадровые вопросы на базе университетов. В Центрах компетенций студенты проходят диагностику своих надпрофессиональных компетенций (часто их еще называют soft skills), строят индивидуальные траектории развития, занимаются «прокачкой» компетенций с целью ориентации на запросы конкретных работодателей.

Спрос на такие Центры связан с тем, что стандарты высшего образования и, соответственно, образовательные программы вузов в первую очередь предполагают усвоение профессиональных знаний, умений и навыков (hard skills). А вот с надпрофессиональными компетенциями все немного сложнее, особенно в части их оценки, развития и фиксации.

При этом многие работодатели четко формируют свой запрос к системе образования – на выходе из университетов молодые специалисты должны обладать набором важных компетенций.


ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков пояснил, о каких именно компетенциях идет речь:

«Сегодня для построения успешной карьеры недостаточно профессиональных знаний. Выпускникам вузов также требуются навыки тайм-менеджмента, умение ориентироваться на результат и проявлять лидерские качества, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и другие мягкие навыки. По поручению Президента Российской Федерации мы совместно с платформой «Россия – страна возможностей» создаем центры оценки и развития управленческих компетенций в российских университетах».

Одновременно с этим и многие студенты признают, что им на старте карьеры не хватает именно надпрофессиональных компетенций, особенно в части их практического применения.

Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров подтвердил этот факт:

«Впервые про такие Центры мы заговорили весной этого года. Разговор этот появился потому, что, опрашивая студентов и выпускников, практически подавляющее большинство говорили о том, что главная их забота – поиск первого места работы».


ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

Полностью самостоятельно выполнить задачу по развитию надпрофессиональных компетенций университетам сложно. И на то есть ряд причин:

Создание Центров компетенций на базе университетов при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» решает эти проблемы. Причем каждая заинтересованная сторона от проекта только выигрывает.

Зачем нужны Центры компетенций?

Университету: чтобы выпускать молодых специалистов, максимально адаптированных к задачам современного рынка труда.

Студенту: чтобы получить возможность эффективного социального и карьерного роста. Центры компетенций позволяют оценить свои навыки и сформировать индивидуальную траекторию их развития. На основе результатов диагностики и прохождения траектории формируется профиль студента, доступный работодателям. Это откроет обучающемуся доступ к подходящим вакансиям, стажировкам и проектам.

Работодателю: чтобы привлечь молодые кадры с требуемыми компетенциями. Работодатели получают доступ к базе студентов и недавних выпускников, прошедших диагностики валидными и надежными инструментами оценки, а также сумевших развить имеющиеся навыки и подчеркнуть сильные стороны.

Региону: деятельность Центров компетенций позволит сохранять и повышать качество человеческого ресурса, не отпуская молодые таланты за пределы территории, а предлагая максимально востребованные позиции и возможности для карьерного и социального развития внутри региона.


ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о преимуществах проекта:

«Центр предполагает системную работу, любой молодой человек может прийти, получить рекомендации, простроить индивидуальную траекторию, пройти образовательную программу и повысить свои компетенции. Что важно, в отличие от единого государственного экзамена, который жестко фиксирует результат, здесь нет плохих оценок, любой профиль хорош. Это ступенька для следующего развития. Молодые люди будут в единой базе доступны как для администрации региона, так и для ведущих работодателей. Это будет останавливать отток кадров из региона. Университет, его выпускники станут прозрачны для работодателя».

О типах Центров компетенций

В зависимости от особенностей и задач университетов можно выделить шесть типов Центров оценки компетенций:

Как проходит диагностика студентов в Центрах компетенций?

Департамент оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» разработал набор необходимых инструментов диагностики для наиболее точной и полной оценки когнитивных способностей и личностного потенциала студентов. В основе методологии лежит «конструктор компетенций». Он структурирует определенный набор компетенций, в том числе через индикаторы к ним. Это позволяет всем сторонам (работодателям, вузам, студентам) работать в одном смысловом поле, а значит – разговаривать «на одном языке».


ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

Под каждую из позиций конструктора компетенций созданы и уже прошли апробацию в рамках проектов АНО «Россия – страна возможностей» различные тесты, опросники и другие диагностические инструменты, которыми будет определяться уровень той или иной компетенции.

А чтобы у обучающихся была возможность во время обучения «закрыть пробелы» в компетенциях, развить и прокачать их, АНО «Россия – страна возможностей» в рамках проекта «Центры оценки и развития управленческих компетенций в российских образовательных организациях» совместно с ведущими преподавателями и бизнес-тренерами разработала 11 онлайн-курсов: «Саморазвитие на основе жизненных целей», «Сотрудничество в профессиональной среде», «Роль культуры правил в стабилизации процессов в организации», «Стрессоустойчивость в современном мире», «Анализ информации для принятия решений», «Коммуникативная грамотность», «Клиентоориентированность как образ мышления», «Эмоции и коммуникация», «Планирование и организация», «Ориентация на результат», «Лидерство: основы» (подробнее о курсах на официальном сайте

Онлайн-курсы сопровождаются вебинарами от авторов, которые отвечают на вопросы, возникающие у слушателей в процессе обучения и при выполнении домашних заданий, проводят разбор кейсов по теме занятия, обсуждают варианты обратной связи по типичным промежуточным и итоговым заданиям, а также выполняют совместно с участниками практические упражнения по заявленной теме.

Какие компетенции оценивают у студентов?

Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки Екатерина Степашкина поделилась перечнем компетенций, которые представляют особый интерес для заинтересованных групп – студентов, университетов, работодателей: «Во внутреннем исследовании мы хотели посмотреть, как сами студенты видят важные для себя компетенции, что видят работодатели как те, кто будет использовать результаты нашей работы, и было интересно мнение преподавателей как тех, кто взаимодействует на постоянной основе со студентами».

Наибольший общий интерес представляют компетенции:

1.    Партнерство и сотрудничество

3.    Планирование и организация

4.    Ориентация на результат

5.    Анализ информации и выработка решений

6.    Следование правилам и процедурам


ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

Конференция «На одной волне с университетами»

Ежегодно департамент методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» организует конференцию «На одной волне с университетами», посвященную вопросам развития механизмов взаимодействия между ведущими российскими университетами, заинтересованными федеральными органами государственной власти и президентской платформой «Россия — страна возможностей» по выявлению и поддержке талантливой молодежи, а также по сопровождению и развитию проектов, способствующих личностной и профессиональной самореализации молодых талантов.

Участники мероприятия – ректорское сообщество, работодатели, а также высокопотенциальные студенты и амбассадоры проекта «Центры компетенций». В конференции 2022 года на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого приняли участие представители более 130 университетов.

Какой охват Центров компетенций?

За время существования проекта создано 86 Центров компетенций, они работают в 48 субъектах нашей страны – в каждом из федеральных округов. К настоящему моменту диагностику по всем базовым компетенциям прошли более 200 тысяч студентов.

Также благодаря содействию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к проекту присоединились 53 аграрных университета России с опорным Центром компетенций в Кубанском государственном аграрном университете. На базе Российского государственного аграрного университета действует отдельный отраслевой Центр компетенций.  Такое решение позволяет охватить целую отрасль страны.

В части диагностики студентов средне-профессиональных учреждений осуществляется партнерство с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК), Институтом развития профессионального образования (ИРПО). Благодаря сотрудничеству с НАРК, ИРПО сетка Центров компетенций представлена в каждом субъекте Российской Федерации.


ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

В каких университетах открыты Центры компетенций?

В списке учебных учреждений, на базе которых действуют Центры компетенций, следующие университеты:

Центральный федеральный округ

1.     Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.

2.     Московский государственный университет пищевых производств – отраслевой Центр компетенций.

3.     Московский государственный строительный университет – отраслевой Центр компетенций.

4.     Московский политехнический университет – университетский Центр компетенций.

5.     Национальный исследовательский университет «МЭИ» – отраслевой Центр компетенций.

6.     Национальный исследовательский технологический университет МИСиС – отраслевой Центр компетенций.

7.     Национальный исследовательский ядерный институт «МИФИ» – сетевой Центр компетенций.

8.     Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.

9.     Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева – отраслевой Центр компетенций.

10.   Российский государственный гуманитарный университет – университетский Центр компетенций.

11.   Российский государственный социальный университет – отраслевой Центр компетенций.

12.   Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева – отраслевой Центр компетенций.

13.   Российский государственный университет нефти и газа НИУ имени И. М. Губкина –отраслевой Центр компетенций.

14.   Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова МЗ РФ – университетский Центр компетенций.

15.   Российский университет дружбы народов – университетский Центр компетенций.

16.   Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова – сетевой Центр компетенций.

17.   Тамбовский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

18.   Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) – университетский Центр компетенций.

19.   Тверской государственный университет – региональный Центр компетенций.

20.   Центр компетенций Национального агентства развития квалификаций.

21.   Центр компетенций «Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)».

22.  Институт развития профессионального образования – отраслевой Центр компетенций.

23.   Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых – региональный Центр компетенций.

24.   Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского – региональный Центр компетенций.

25.   Курская академия государственной и муниципальной службы – университетский Центр компетенций.

26.   Российский государственный университет туризма и сервиса – университетский Центр компетенций.

27.   Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова – региональный Центр компетенций.

28.   Юго-Западный государственный университет – университетский Центр компетенций.

29.   Костромской государственный университет – региональный Центр компетенций.

Северо-Западный федеральный округ

30.   Балтийский федеральный университет им. И. Канта – региональный Центр компетенций.

31.   Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения – университетский Центр компетенций.

32.  Санкт-Петербургский государственный экономический университет – сетевой Центр компетенций.

33.   Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – корпоративный Центр компетенций.

34.   Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого – региональный Центр компетенций.

35.   Череповецкий государственный университет – университетский Центр компетенций.

36.   Псковский государственный университет – университетский Центр компетенций.

37.   Коми республиканская академия государственной службы и управления – отраслевой Центр компетенций.

38.   Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова – региональный Центр компетенций.

Южный федеральный округ

39.   Астраханский государственный технический университет – отраслевой Центр компетенций.

40.   Астраханский государственный университет – региональный Центр компетенций.

41.   Донской государственный технический университет – сетевой Центр компетенций.

42.   Южный федеральный университет – региональный Центр компетенций.

43.   Сочинский государственный университет – отраслевой Центр компетенций.

44.   Кубанский государственный технологический университет – региональный Центр компетенций.

45.   Центр компетенций сельскохозяйственной отрасли на базе Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина – отраслевой Центр компетенций, включает в себя 53 университета, подведомственных Министерству сельского хозяйства.

46.   Волгоградский государственный технический университет – университетский Центр компетенций.

47.   Севастопольский государственный университет – отраслевой Центр компетенций.

Приволжский федеральный округ

48.   Корпоративный университет Правительства Нижегородской области – региональный Центр компетенций.

49.   Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – университетский Центр компетенций.

50.   Пермский государственный национальный исследовательский университет – региональный Центр компетенций.

51.   Самарский государственный экономический университет – региональный Центр компетенций.

52.   Удмуртский государственный университет – региональный Центр компетенций.

53.   Вятский государственный университет – университетский Центр компетенций.

54.   Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова – региональный Центр компетенций.

55.   Уфимский университет науки и технологий – региональный Центр компетенций.

56.   Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева – региональный Центр компетенций.

57.   Ульяновский государственный университет – региональный Центр компетенций.

58.   Центр компетенции на базе учебного центра министерства труда и занятости населения Оренбургской области – региональный Центр компетенций.

Уральский федеральный округ

59.   Уральский государственный медицинский университет МЗ РФ – сетевой-университетский Центр компетенций.

60.   Уральский государственный педагогический университет – отраслевой Центр компетенций.

61.   Уральский государственный экономический университет – университетский Центр компетенций.

62.   Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) – университетский Центр компетенций.

63.   Югорский государственный университет – университетский Центр компетенций.

64.   Тюменский государственный университет – университетский Центр компетенций.

65.   Тюменский индустриальный университет – университетский Центр компетенций.

66.   Тюменский государственный медицинский университет – отраслевой Центр компетенций.

67.   Сургутский государственный педагогический университет – университетский Центр компетенций.

Сибирский федеральный округ

68.   Кемеровский государственный университет – региональный Центр компетенций.

69.   Национальный исследовательский Томский государственный университет – университетский Центр компетенций.

70.   Национальный исследовательский Томский политехнический университет – сетевой Центр компетенций.

71.   Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники – университетский Центр компетенций.

72.   Центр компетенций в сфере молодёжного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

73. Омский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

74.   Сибирский федеральный университет – региональный Центр компетенций.

75.  Сибирский государственный медицинский университет – университетский Центр компетенций.

76.   Самарский государственный университет путей сообщения – отраслевой Центр компетенций.

77.   Алтайский государственный университет – региональный Центр компетенций.

Дальневосточный федеральный округ

78.   Дальневосточный федеральный университет – региональный Центр компетенций.

79.   Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова – региональный Центр компетенций.

80.   Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема – университетский Центр компетенций.

Северо-Кавказский федеральный округ

81.   Северо-Кавказский федеральный университет – региональный Центр компетенций.

82.   Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова –университетский Центр компетенций.

83.   Пятигорский государственный университет – региональный Центр компетенций.

84.   Дагестанский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

85.   Забайкальский государственный университет – региональный Центр компетенций.

86.    Тихоокеанский государственный университет – региональный Центр компетенций.

Социальные сети

На платформе Академии Минпросвещения России стартовала диагностика профессиональных компетенций педагогов.

Предлагается 3 вида диагностики: диагностика предметных, управленческих и ИКТ-компетенций.

К участию в оценке предметных компетенций приглашаются учителя математики, химии, физики, биологии, русского языка. Содержание контрольно-измерительных материалов (КИМ) определяется на основе ФГОС ООО и ФГОС СОО. Диагностика включает 19 заданий, на нее отводится 90 минут.

Исследование управленческих компетенций могут пройти руководители/заместители руководителей общеобразовательных организаций. Диагностика включает содержательные разделы: управление образовательной деятельностью, администрирование деятельности общеобразовательной организации, управление развитием, управление взаимодействием общеобразовательной организации с социальными партнерами. Всего 19 заданий, которые необходимо выполнить в течение 90 минут.

К диагностике ИКТ компетенций могут присоединиться все категории педагогических работников и управленческие кадры. Она состоит из 24 заданий, на которые отводится 40 минут. Содержательные блоки диагностики: базовое владение средствами ИКТ, современные информационные системы, базовые принципы работы с информацией, цифровая дидактика.

На прохождение диагностики дается одна попытка, но есть возможность выбрать несколько ее видов (от 1 до 3).

Обобщенный результат диагностики отобразится в личном кабинете каждого тестируемого на платформе и поможет педагогу определиться с дальнейшим направлением развития, выбрать полезные курсы повышения квалификации и другие мероприятия для профессионального роста.

Результат выполнения каждого отдельного задания будет доступен только после завершения диагностики в целом – 19 мая.

Обращаем внимание на то, что диагностика профессиональных дефицитов является неотъемлемой частью непрерывного профессионального развития педагога и участие в ней учитывается, в том числе, при проведении аттестации педагогического работника.

Региональным координатором диагностики является центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ ПР) на базе АОУ ДПО УР ИРО. Организационно-методическая поддержка – по телефону 8(3412) 37-52-55.


ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

Программа мониторинговых исследований по изучению уровня профессионального мастерства педагогов МОУ «Михайловская РВ (с) ОШ» Чебулинского района Кемеровской области

: выявление профессиональных успехов и типичных затруднений педагогов для дальнейшей коррекции.

учитель, ученический коллектив.

– соответствие образования преподавателя профилю преподаваемого предмета:

1-й показатель – % педагогов, образование которых соответствует профилю преподаваемого предмета;

2-й показатель – возраст педагогов (диаграммы по годам), наличие вакансий (с учётом перспективы 3-5 лет).

– повышение профессионального уровня педагогами школы:

1-й показатель – прохождение курсов повышения квалификации;

2-й показатель – участие педагогов в проведении районных, областных семинарах, школ передового опыта;

3-й показатель – количество (%) учителей, работающих в режиме самоконтроля.

–  результативность деятельности педагога:

1-й показатель – призовые места и участие в районных и областных олимпиадах, смотрах, конкурсах;

2-й показатель – участие обучающихся в заочных конкурсах;

3-й показатель – абсолютная и качественная успеваемость.

– степень влияния стиля и методов управления на морально – психологический климат в коллективе:

1-й показатель – стиль педагогического общения (демократический, авторитарный, либеральный);

2-й показатель – стабильность кадров (количество выбывших с указанием причин);

3-й показатель – участие и степень активности в работе временных творческих коллективов.

– эффективность образовательно – воспитательного процесса:

1-й показатель – соответствие экзаменационной и годовой отметок учащихся;

2-й показатель – повторяемость предметов при выборе учащимися экзаменов;

3-й показатель – участие учащихся в предметных неделях.

– самообразование педагогов:

1-й показатель – участие в работе методических объединений (МО);

2-й показатель – проведение открытых уроков;

3-й показатель – выступление на педагогических, районных семинарах.

– профессиональная деятельность учителя:

1-й показатель – педагогическая деятельность и личностные качества;

2-й показатель – межличностные отношения в коллективе.

Ниже представлены материалы для изучения профессиональной деятельности педагога

Методика оценки качества педагогической деятельности.

Для проведения педагогического мониторинга профессиональной компетенции педагога необходимо знать, что мы будем изучать, и по каким критериям можно оценить уровень состояния изучаемого вопроса.

Разработкой данного вопроса занимались многие исслеователи: Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, в. П. Беспалько, А. К. Макарова, Н. С. Сунцов, т. И. Шамова, В. А. Якушин и др. В работах этих исследователей раскрыты следующие аспекты педагогической деятельности:

Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».

По мнению В. А. Адольфа, « профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса».

А. П. Акимова трактует профессиональную компетентность педагога как сумму знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, – в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой – в широком.

В. Ю. Кричевский приводит основные признаки понятия компетентности:

В качестве основных элементов педагогической компетентности Н. В. Кузьмина выделяет следующие:

В. Ю. Кричевский выделяет четыре вида профессиональной компетентности:

Если представить это в виде таблицы, то можно увидеть следующее:

По мнению С. А. Дружилова, достижение профессиональной успешности связано с обеспечением необходимого уровня профессиональной компетентности. Профессиональное обучение может рассматриваться как формирование основ (предпосылок) будущей профессиональной компетентности.

В общем случае в модели обучения С. А. Дружилов выделяет четыре стадии, характеризующие процесс профессионального обучения, начиная от стадии первоначального знакомства с новым материалом (профессиональными знаниями, умениями и концепциями) и заканчивая стадией сформированной профессиональной компетентности.

Первая стадия – бессознательная некомпетентность. У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает об отсутствии или вообще о возможных требованиях к таковым для успешной деятельности. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «я не знаю, что я не знаю». Когда человек осознает недостаток знаний, умений и навыков, необходимых для данной деятельности, он переходит на вторую стадию.

Вторая стадия – сознательная некомпетентность. Человек осознает, что ему не хватает профессиональных знаний, умений и навыков. Здесь возможны два пути: а) конструктивный (как форма проявления личностной и профессиональной активности) и б) деструктивный (форма социальной пассивности). конструктивный путь означает, что осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности способствует повышению его мотивации на приобретение недостающих профессиональных знаний, умений и навыков. Деструктивный путь может привести к возникновению чувства неуверенности в своих силах, психологическому дискомфорту, повышенной тревожности и т.д., которые мешают дальнейшему профессиональному обучению. Для второй стадии характерна следующая профессиональная  рефлексия субъекта « Я знаю, что я не знаю».

Третья стадия – сознательная компетентность. Человек знает, что входит в структуру и составляет содержание его профессиональных  знаний, умений и навыков и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка субъекта в следующей форме : « Я знаю, что я знаю».

Четвертая стадия – бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является  частью личности. Бессознательная компетентность характеризует уровень мастерства. Однако, именно для этой стадии велика опасность профессиональной деформации.

Совмещая стадии профессиональной компетентности (по степени из осознания субъектом) с уровнями индивидуального профессионализма, можно построить следующую шкалу.

При компетентностном подходе усиливается внимание педагога к диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности по достижению целей субъекта. Теоретическая и практическая готовность педагога к выполнению профессиональных функций – две составляющие компетентности. Таким образом, компетентность характеризует и деятельность, и самого педагога, т.е. интегрирует его профессиональные и личностные качества.

В отечественной педагогике (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторский) принято понимать компетентность как характеристику работника (специалиста), а компетенцию как характеристику рабочего места (должности, позиции). Компетенция – это заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли; компетентность – это мера соответствия заданному требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека.

Таким образом, диагностируется компетентность, а система компетенций является нормативной моделью для диагностики.

Объектом диагностической деятельности выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношение субъектов в процессе педагогического воздействия, а также индивидуально-личностные свойства субъектов и закономерности их становления.

Существует несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя:

1. Процессуальный (Н. В. Кузьмина):

а) исследование качества подготовки к учебно-воспитательному процессу (гностический и конструктивный компоненты);

б) исследование деятельности учителя в ходе воспитательно-образовательного процесса (коммуникативный и организаторский компоненты);

в) исследование контрольно-диагностической деятельности учителя (рефлексивный).

Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса (анализ урока).

2. Личностный подход (В. С. Шувалов, Е. И. Рогов, Б. Г. Ананьев и др):

а) оценка знаний и умений педагога;

б) мотивационный компонент;

в) профессионально значимые личностные качества учителя.

Методы исследования: наблюдения, диагностика профессионально значимых качеств учителя.

Процессуально-личностный (комплексный по А. К. Марковой):

а) исследование педагогических (процессуальных) умений учителя;

б) исследование результатов труда учителя (обученность и воспитанность).

Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса, оценка и самооценка профессионально- значимых качеств личности учителя; диагностика.

Я считаю, что наиболее полный анализ педагогической деятельности учителя просматривается у А. К. Марковой. ( Приложение № 1) Профессионально компетентным, с ее точки зрения, является такой труд , в котором на достаточно высоком уровне проявляются пять сторон педагогического труда: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность, обученность (обучаемость), воспитанность (воспитуемость).

Первые три блока составляют процесс труда, а два последних – результат.

В виде схемы модель мониторинга результативности учителя можно представить следующим образом:

Взаимодействие         результаты                      принятие               взаимодействие

взаимодействия           управленческого

У конкретного учителя характеристики профессиональной компетентности складываются неравномерно в течение профессиональной жизни. Увидеть эту внутреннюю динамику  – это и  значит оценить профессиональную компетентность учителя, сделать прогноз его профессионального роста.

В качества средства выявления уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога выступают критериально ориентированные тесты.

При таком тестировании критерием служит наличие или отсутствие проверяемых знаний.

Критерии оценки качества педагогической деятельности – признаки сформированности профессиональных компетентностей, готовности к профессиональной деятельности.

бальная оценка по показателям уровня сформированности профессиональных компетентностей:

2. Формула подсчета количественной отметки качества педагогической деятельности

Характеристика показателей уровня сформированности

(готовности к профессиональной деятельности)

Обобщенная таблица уровня сформированности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *