ДЛЯ ВОЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕБУЮТСЯ ДЕЙСТВИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НЕОСОЗНАННЫЕ

Волевая регуляция. Структура
и содержание волевого действия:

В большинстве случаев принятие решения
и волевое поведение в целом связаны с
большим внутренним напряжением,
приобретающим иногда и стрессовый
характер. Наличие волевого усилия,
переживаемого субъектом как его
психическая реальность, является очень
характерной особенностью волевого
акта.

Волевая регуляция – это прижизненное
образование. Волевая регуляция связанна
с проявлением усилий, реализующих
активность личности, направленную на
сознательную мобилизацию её психических
и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой
регуляции, средство мобилизации субъектом
своих психических и физических
возможностей.

Волевое действие – действие осознанное
и целенаправленное, принятое по решению
самого субъекта. Ситуация преодоление
трудностей как внешних, так и внутренних,
детерминированных дополнительными
побуждениями, связями с изменениями
смысла действия (нельзя с одного раза
решить проблему, нужно приложить какие-то
усилие).

Волевое поведение – целенаправленное
поведение личности, проявляется в умении
управлять собой, своими действиями и
поступками на основе стремления к
достижению определенной цели, путем
реализации специальных действий.
Специфика волевого регулирования.

Воля
и ее сила проявляются в волевых действиях
(поступках человека). Волевые действия,
как и вся психическая деятельность,
согласно И. П. Павлову, связаны с
функционированием мозга. Важную роль
при осуществлении волевых действий
выполняют лобные доли мозга, в которых,
как показывают исследования, происходит
сличение достигнутого каждый раз
результата с предварительно составленной
программой цели.

Воля
обеспечивает две взаимосвязанные
функции — побудительную и тормозную,
проявляясь в них в виде волевого действия.
В связи с этим воля подразделяется на
активизирующую (побудительную,
стимулирующую) и тормозящую. Побудительная
функция способствует активности человека
не по факту (как реактивная), а на основе
специфики внутренних состояний,
обнаруживающихся в момент самого
действия. Тормозная функция воли
проявляется в сдерживании нежелательных
проявлений активности. Побудительная
и тормозная функция составляют
“содержательную” основу процесса
волевой регуляции.

Волевая
регуляция поведения человека в ее
наиболее развитом виде — это сознательное
управление собственными мыслями,
чувствами, желаниями и поведением.

Среди
уровней психической регуляции выделяются
следующие:

1.
непроизвольная регуляция (допсихические
непроизвольные реакции; образная
(сенсорная) и перцептивная регуляция);

2.
произвольная регуляция (речемыслительный
уровень регулирования);

3.
волевая регуляция (высший уровень
произвольной регуляции деятельности,
обеспечивающий преодоление трудностей
при достижении цели).

В
результате волевой регуляции возникает
волевой акт. Элементарный волевой акт
возникает только тогда, когда в голове
человека одновременно с мыслью о
совершении какого-либо действия не
появляется другая мысль, мешающая его
осуществлению. Таким актом можно,
например, считать идеомоторный акт:
способность одной мысли о движении
вызвать само движение. Более сложный
волевой акт связан с преодолением так
называемой “конкурирующей” идеи,
при наличии которой у человека возникает
специфическое ощущение прилагаемого
усилия, которое связано с проявлением
силы воли.

Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

2. Произвольная регуляция:

3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

Воля, процесс психически – целенаправленной и сознательной регуляции поведения и действий для достижения поставленной цели.

Вся деятельность, совершенная благодаря усилиям сознания, и имеющая направление на регуляцию собственного поведения, представлена волевой регуляцией. То есть способность превзойти собственные сложности и внешние обстоятельства в процессе целеустремленных действий.


ДЛЯ ВОЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕБУЮТСЯ ДЕЙСТВИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НЕОСОЗНАННЫЕ

Первостепенные признаки волевого поступка – приложение некоторых усилий для его выполнения. Бывает так, что сила воли направлена на преодоление человеком прежде всего, самого себя, когда происходит соперничество разных мотивов. А волевое решение, как правило, принимается при условии конкуренции абсолютно разных желаний.

Присутствие обдуманного плана осуществления. Еще один критерий наличия воли в характере деятельности, это разумный план. Если действие выполнено, не имея заранее намеченного плана, оно не является волевым. Волевое действие всегда осознанно и целенаправленно, посредством которого человек осуществляет движение к своей цели. Подчиняя при этом свои стимулы осознаваемому контролю и изменяет окружающую действительность в соответствии с задуманным.


ДЛЯ ВОЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕБУЮТСЯ ДЕЙСТВИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НЕОСОЗНАННЫЕ

Основным признаком любой волевой деятельности является пристальное внимание к ней и отсутствие удовольствия. То есть, волевая деятельность сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения.

В обычной жизни воля предполагает некоторое самоограничение, которое сдерживает влечения человека, и сознательно подчиняет другим, более важным целям. А также умение подавлять возникающие желания и импульсы в требующих этого ситуациях.

В зависимости от возраста волевые качества могут быть сформированы неоднородно и проявляться в поведении неоднозначно.


ДЛЯ ВОЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕБУЮТСЯ ДЕЙСТВИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НЕОСОЗНАННЫЕ

Так как волевая регуляция, это необходимое условие для эффективной деятельности, существуют специальные обстоятельства, которые требуют проявления волевой регуляции. Внешние – обязанности, характер деятельности, наличие препятствий.

Внутренние – личностные, которые появляются при сравнении, ожидании успеха и неудачи, уверенность в себе, осознание собственных возможностей

На более высоких уровнях проявления, воля опирается на нравственные ценности, духовные цели, идеалы и убеждения. А чтобы добиться серьезных успехов необходимо обладать огромной силой воли.

Воля и регуляция деятельности.

Традиционно считается, что главное для
возникновения волевого регулирования
– наличие преград, препятствий при
достижении цели. Л. М. Веккер считает,
что волевое регулирование начинается
там, где имеется как минимум двухуровневая
иерархия программ деятельности, где
необходимо соотнести уровни этих
программ и выбрать среди них тот уровень,
который отвечает критериям интеллектуальной,
эмоционально- нравственной и общесоциальной
ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие
воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля
– это деятельная сторона разума и
моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя
следующие компоненты:

В структуру волевого акта включаются
следующие составляющие:

Волевое действие связано с потребностями,
но не вытекает из них непосредственно.
Оно опосредовано осознанием побуждений
к действию как мотивов и его результата
как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен
к рефлексии собственных влечений, может
как-то отнестись к ним. Воля неразрывно
связана с наличным планом действий.
Посредством волевого действия человек
планово осуществляет стоящую перед ним
цель, подчиняя свои импульсы сознательному
контролю и изменяя окружающую
действительность в соответствии со
своим замыслом.

Основные характеристики воли. Волевая
регуляция поведения. Понятие воли одно
из самых древних, его пытался изучить
Аристотель. Декарт. Оно было введено
как понятие объяснительное. По мнению
Аристотеля, понятие воли было необходимым
для объяснения порождения действия,
основанного не на желаниях человека, а
на разумном решении о его существовании.
Понимая, что само по себе знание не
обладает побудительностью, но постоянно
сталкиваясь с реальностью этических
поступков человека, когда действие
осуществляется не потому, что так
хочется, а потому, что так надо, Аристотель
был вынужден искать силу, способную
инициировать такое поведение.

Проблема воли, по Аристотелю, есть
проблема придания предмету действия
побудительной силы и тем самым обеспечение
побуждения к действию (или торможение
при необходимости снижение побудительной
силы предмета действия).

Раньше воля рассматривалась как
надприродная сила, которая имеет
приоритет над другими психическими
процессами. Абсолютной воли нет. О воле
мы можем говорить тогда, когда возникает
побуждение:

Т.о., первой парадигмой, в рамках которой
была поставлена проблема воли, было
порождение действия человека, идущего
от него самого. Рассмотрение воли в
контексте порождения действия предполагает
прежде всего побудительную функцию
воли, а такой подход можно условно
обозначить как мотивационный, он является
самым мощным в исследовании воли.

Он характеризуется тем, что воля
анализируется как способность к инициации
действий, или к усилению побуждения к
действию при его дефиците, вследствие
внешних или внутренних препятствий,
отсутствия актуально переживаемого
желания к действию, наличия конкурирующих
с выполняемым действием мотивов . В
зависимости от представлений о механизмах
такой способности воля понимается:

Позже был сформулирован второй подход
к исследованию воли, подход «Свободного
выбора». В рамках этого подхода воля
наделяется функцией выбора мотивов,
целей и действий. Одной из тенденций
развития этого подхода является перевод
исследований выбора и, более широко,
принятия решений в такие направления
исследований, которые прямо не связаны
с проблемой воли и имеют свой концептуальный
аппарат. Поэтому актуальными задачами
подхода «свободного выбора» являются
вычленение волевых аспектов проблемы
выбора и разработка адекватных методов
их экспериментального исследования.

В рамках этого подхода можно выделить
два варианта представлений о воле:

Т.о., в современной психологии проблема
воли представлена двумя вариантами:
как проблема самодетерминации
(мотивационный подход и подход «свободного
выбора») и как проблема саморегуляции
(регуляционный подход).

Когда человек добровольно принимает
нравственные нормы, высший нравственный
закон и руководствуется им в своих
поступках, мы можем говорить о том, что
человек нравственно свободен. Быть
свободным – это значит повиноваться
разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

В психологии свобода выбора понимается,
когда человек в результате борьбы
мотивов выбирает тот, который более
силен. Современными исследователями
воли являются Селиванова, Иванников,
Платонов, Воля определяется ими как
сознательная регуляция человеком своего
поведения в результате преодоления
внутренних и внешних препятствий на
пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень
притязания; Волевое усилие; Борьба
мотивов; Принятие решения; Выполнение.

Волевое усилие может быть на любом этапе
волевого действия, связанного с
преодолением преград. Волевое усилие
– форма эмоционального стресса,
мобилизующего все внутренние ресурсы
человека, создающего дополнительные
мотивы к действию и переживаемые
психические состояния значительного
напряжения (Иванников). Психологическим
механизмом волевого усилия является
привлечение нового мотива, тем самым
изменение смысла действия с целью
усиления первичного побуждения.

Функции воли.

В западной психологии:

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю. Палайма считает, что «сила воли» – это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли – это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу – но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других – незначительную.

Поэтому справедливо положение А. Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. « Сила воли» как общеличностный конструкт – либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Характеристика малых групп и их классификаций

(эта
лекция есть в тетради)

Есть
разные основания для классификации
малых групп.

По
порядку возникновения: первичные и
вторичные.

Первичные:
в них существуют непосредственные
контакты.

Вторичные:
члены группы не связаны интимностью
отношений.

Впервые
такое деление групп было предложено Ч.
Кули. Практического значения эта
классификация сейчас не имеет. В
социальной психологии есть другая
трактовка малых групп как первичных и
вторичных. Первичные
— ограниченные группы типа семьи,
компании друзей, ближайших соседей. Для
них характерна непосредственность
контактов, в них происходит культуризация
индивида, с очень тесными межличностными
отношениями и взаимодействиями. Вторичные
— большие по размеру группы, отношения
в которых формализованы.

По
общественному статусу:
формальные (официальные) и неформальные
(неофициальные).

Официальные,
формальные —
реальные или условные социальные
общности, имеющие юридически фиксированный
статус; члены их в условиях общественного
разделения труда объединены социально
заданной деятельностью. Обычно такие
группы порождаются официальной
структурой, в них четко заданы все
позиции членов, предписанные групповыми
нормами, строго распределены все роли
в соответствии с подчинением в структуре
власти в группе.

Неофициальные,
неформальные
— реальные социальные общности, не
имеющие юридически фиксированного
статуса, добровольно объединенные на
основе интересов, дружбы и симпатий
либо на прагматической основе. Обычно
это группы общения — они возникают и
складываются стихийно. Здесь ни статусы,
ни роли не предписаны, нет заданной
системы взаимоотношений по вертикали.

Практически
установлено, что в действительности
очень трудно вычленить строго формальные
и строго неформальные группы, особенно
в тех случаях, когда неформальные группы
возникаю! в рамках формальных, или когда
в стихийно образовавшейся группе вдруг
возникает совместная деятельность.
Впервые деление групп на формальные и
неформальные предложил Э. Мэйо.

По
непосредственности взаимосвязей:
реальные (контактные) и условные.

Реальные
(контактные)
— ограниченные в размерах коллективы
людей, существующие в общем пространстве
и времени и объединенные реальными
отношениями. Пример: учебный класс,
производственная бригада.

Условные
— объединенные по определенному признаку
общности людей, включающие субъектов,
не имеющих прямых или косвенных
объективных взаимоотношений. Люди,
составляющие эти общности, могут вообще
ничего не знать друг о друге и при этом
находиться в определенных, более или
менее одинаковых, отношениях с другими
членами своих групп, уже реальных. Эти
общности объединяются по различным
основаниям: роду деятельности, полу,
возрасту, уровню образования, национальности
и др.

По
уровню развития: низкого уровня и
высокого развития.

Уровень
группового развития — характеристика
сформированности межличностных
отношений, выражающаяся в группообразовании.

В
зарубежной социальной психологии
параметрами группообразования считаются:
время существования группы, наличие
отношений власти и подчинения, количество
групповых коммуникаций, число взаимных
выборов.

В
отечественной социальной психологии
для характеристики уровня группового
развития принимают во внимание два
фактора: степень опосредованности
межличностных отношений содержанием
совместной деятельности, т.е. целями,
ценностями, организацией, и социальный
характер этих целей и ценностей, т.е.
степень соответствия их
общественно-историческому процессу —
прогрессу, стагнации или регрессу.

Низкого
уровня развития
— группы, основанные на асоциальных
факторах, отсутствии общих целей и
интересов, конформности или нонконформности
ее членов.

Среди
групп низкого развития: выделяют
следующие виды.

Ассоциации
— группы, в которых взаимоотношения
опосредуются только личностно значимыми
целями. В них отсутствуют совместная
деятельность, организация и управление,
ценностные ориентации проявляются при
групповом общении. Ассоциации могут
быть просоциальными и асоциальными, в
зависимости от тога, общественный или
антиобщественный характер имеют
ценностные ориентации группы.

Корпорации
— организованные
группы, характерные своей замк­нутостью,
максимальной централизацией и
авторитарностью руковод­ства; на
основе своих узкоиндивидуалистических
интересов противопоставляют себя другим
социальным общностям. Межличностные
отношения опосредуются асоциальными
и нередко антисоциальными ценностными
ориентациями. Персонализация одних
индивидов в корпорации осуществляется
за счет деперсонализации других.

Диффузные
группы —
общности, в которых нет сплоченности и
ценностно – ориентационного единства,
нет совмести ой деятельности, способной
опосредовать межличностные отношения
ее участников. В этих группах взаимоотношения
опосредуются только симпатиями и
антипатиями.

Высокого
развития —
группы, основанные на социальных целях
и ценностях, на общих интересах.
Взаимоотношения в них опосредуются
личностной значимостью и общественно
ценным содержанием групповой деятельности.
Примером группы высокого развития может
служить коллектив. Подробнее об этом —
в теме «Психология организованных
социальных групп: психология
производственного коллектива».

По
значимости: референтные и группы
членства.

Референтные
(эталонные) —
труппы, определяемые по степени
сознательности отношения к ним
индивидов. Это реальная или условная
социальная общность, с которой индивид
соотносит себя как с эталоном и на чьи
нормы, мнения, ценности и оценки
ориентируется в своем поведении и
самооценке.

Референтная
группа выполняет две важные функции.

Нормативная
функция проявляется в мотивационных
процессах. Референтная группа выступает
при этом как источник норм поведе­ния,
социальных установок и ценностных
ориентации индивида.

Сравнительная
функция проявляется в процессах
социального восприятия (социальной
перцепции). Референтная группа выступает
здесь как эталон, посредством которого
индивид оценивает себя и других

Референтные
группы могут быть в представлении
индивида как «положительными», так и
«отрицательными».

К
«положительным» относятся те, с которыми
индивид идентифи­цирует себя и членом
которых он хотел бы стать.

К
«отрицательным» референтным группам
относятся те, которые вызывают у индивида
неприятие.

У
каждого индивида может быть различное
число референтных групп в зависимости
от видов отношений и деятельности.
Возможны ситуации, когда референтные
для индивида группы имеют противоположно
направленные ценности, что может привести
к образованию у него серьезных
внутриличностных конфликтов, требующих
психологического или психотерапевтического
консультиро­вания.

Экспериментально
было установлено, что некоторые члены
малых групп разделяют нормы поведения
не своих групп, а других, на которые они
ориентируются, хотя своим членством в
них и не представлены. Впервые деление
групп на референтные и группы членства
ввел Г. Хаймен.

Группы
членства —
это группы, в которых индивид не
противо­поставлен самой группе, и где
он соотносит себя со всеми другими
членами группы, а они себя — с ним.

Кроме
перечисленных, можно выделить множество
других социально-психологических
критериев для дифференцирования малых
групп, например:

— подобия
(психологического, экономического и
идеологическо­го): классы, партии,
секты, движения;

— по
общности профессиональных или любительских
интересов клубы;

— организованные
и стихийные;

— долговременные
и кратковременные;

— устойчивые
и нестабильные;

— открытые
и закрытые;

— развивающиеся
и уже сложившиеся;

— психотренинга,
психокоррекционные и психотерапевтические.

— степени
подчиненности личности;

— типу
контроля за групповой деятельностью;

— характеру
распределения ролей в группе;

— характеру
коммуникаций в группе.

В
современных условиях образование и
формирование малых групп имеет, как
минимум, три источника:

1)
разделение труда, производственная
необходимость: бригады, участки, цеха,
отделы, классы, курсы;

2)
потребности человека в общении,
принадлежности, помощи другим и самому
себе: клубы по интересам, группы общения;

3)
вынужденное сосуществование: воинские
подразделения, осуж­денные к лишению
свободы, детские дома, больницы, группы
не крат­ковременного (более недели)
отдыха и др.

Соседние файлы в предмете Психология

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели. Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным – это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *