Формирование профессиональной компетенции учителя математики в условиях ФГОС.
Статья о формировании профессиональной компетенции учителя математики в условиях внедрения национального проекта Российской Федерации “Образование” и требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Формирование профессиональной компетенции учителя математики в условиях ФГОС.
С 01. 2019 по 31. 2024 в Российской Федерации реализуется Национальный проект «Образование». Он направлен на достижение двух важных задач. Первая – обеспечение конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе исторических и культурных традиций.
Из этих двух больших целей указа Президента России вытекает 10 задач, которые легли в основу федеральных проектов нацпроекта «Образование». Это проекты, посвященные школе, родителям, волонтёрству, ранней профориентации, непрерывному образованию, экспорту образования, социальной активности, цифровой образовательной среде, и все это подчинено развитию образовательного пространства на территории нашей большой страны.
Одними из задач являются внедрение в школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Все это невозможно без личности учителя, главным профессиональным качеством которого, становится умение учиться.
Учителя должны вести вперёд, не заставляя, и участвовать, не подавляя» – (С. Неблетте).
Изучая профессиональный стандарт учителя каждый педагог, видит точки соприкосновения своей педагогической деятельности и стандарта. Стандарт для учителя помогает ответить на вопросы «Чего я уже достиг?», «Над, чем нужно поработать?», «Чему я должен научиться еще?».
Перед учителем математики профессиональный стандарт учителя выдвигает особые задачи:
Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность;
Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств;
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики;
Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ);
Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример;
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий;
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления);
Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики;
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно;
Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам;
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики;
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях;
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся;
Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей;
Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности;
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.
Поставленные задачи предполагают определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя.
Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инновации, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя:
Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих способностей обучающихся;
Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;
Совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;
Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;
Формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ТРИЗ и ИКТ;
Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных универсальных учебных действий.
Необходимы изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в направлении сотрудничества, научить обучающихся разрешать конфликты, повышение уровня владения монологической и диалогической формами речи, которые свидетельствуют о сформированности коммуникативной компетентности.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.
Изменились требования к современному уроку. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как – интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя. Учитель может сделать только одно — указать дорогу». (Ричард Одилгтон).
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, который позволяет реализовать Национальный проект «Образование», требования ФГОС.
Министерство просвещения Российской Федерации Национальный проект «Образование».
Министерство просвещения Российской ФедерацииПрофессиональный стандарт педагога.
СоветоваЕ. В Эффективные образовательные технологии, 2016г
Зверева,Н. И Психологическое сопровождение педагога на этапе подготовке к работе по ФГОС НОО,2012г,с46-48
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
С праздником, дорогие учителя! Желаем Вам радости от плодотворного труда, благодарных учеников, интересных проектов и вдохновения от каждого дня!
Категории конкурсов для педагогов и воспитателей
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти
обучение
Международная педагогическая олимпиада «Профессиональная компетентность учителя математики»
Вопросы олимпиады позволят выявить уровень профессиональной компетенции учителя математики (алгебры, геометрии) основного и среднего общего образования в отношении образовательной функции учителя, методов, технологий и форм обучения, нормативно-правовой документации и ФГОС ООО от 31 мая 2021 года.
Задания состоят из вопросов закрытого типа (с вариантами ответов).
Участие в олимпиаде бесплатное, по желанию вы можете оформить пакет наградных документов: Диплом победителя (Сертификат участника олимпиады) и Диплом за использование ИКТ-технологий. Стоимость оформления документов – 100 рублей.
Участники: педагогические работники ОУ любых типов и видов (лица, имеющие или получающие высшее и (или) среднее профессиональное образование).
Работы оцениваются только жюри соответствующего конкурса. Оно определяет победителей, занявших I, II, III места и участников конкурса. Результат участника доступен сразу при одобрении работы. Участие в конкурсе бесплатное. Пакет наградных документов можно оформить в личном кабинете сразу после публикации работы и получения результата. Стоимость оформления – 100 руб.
- Обязательно заполнить ВСЕ поля Бланка ответов, в том числе информацию об участнике.
- Бланк ответов может быть заполнен в электронном виде (текстовый редактор word).
- Бланк ответов может быть распечатан и заполнен вручную. В таком случае, к заявке прикрепляется скан-копия или фотография заполненного Бланка.
Качество изображения должно быть читабельным. - Объем файла с заполненным Бланком ответов не должен превышать 10 Мб.
Вам также может понравиться:
Любовь Казакова
Профессиональная компетенция учителя, как условие повышения качества образования обучающихся
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технологических систем, применяемые не только на производстве, в быту, сфере досуга человека, но и в образовании.
Система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его творческого потенциала, общекультурной подготовки и профессиональной компетентности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетентность», «компетенция», соответствующие пониманию современных целей образования.
Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании) педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов :
• умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои “образовательные дыры”;
• уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
• уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
• уметь “инсценировать” учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;
• владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;
• использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;
• уметь организовать понятийную работу детей.
• воспитание учащихся.
И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся. Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Профессиональные компетенции педагога являются необходимым условием, ресурсом качественного образования.
Профессиональная компетенция педагога :
· активная жизненная позиция;
· профессиональные знания и умения;
· профессиональные личностные качества;
· творческие умения.
Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.
Педагог начальной школы должен:
Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
А профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен – эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.
Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.
Век живи – век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А он, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций :
• Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.
• Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.
• Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.
• Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.
Необходимо учитывать и условия педагогического творчества:
• Способность к самоанализу, к само размышлению.
• Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.
• Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ.
• Восприимчивость к новаторам.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.
Рассмотрим основные направления повышения профессионального уровня педагога :
самостоятельное изучение методической литературы;
работа в методических объединениях, творческих группах, педсообществах.
инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, методов и приемов;
системная подготовка и/ или переподготовка;
посещение проблемных семинаров и вебинаров.
Обобщение и распространение опыта:
конкурсы/ проекты (очные, дистанционные);
обобщение собственного педагогического опыта, через активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, семинарах, конференциях.
Профессиональный рост педагога осуществляется в различных формах обучения : очные, заочные, дистанционные курсы, вебинары, самообразование.
Не последнюю роль в повышении профессиональной компетенции играет стажировка. Она должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Особое место в системе совершенствования педагога занимает организация методической помощи начинающему педагогу, то есть наставничество.
Из всех компетенций, необходимых учителю в профессионально – педагогической деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.
-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
– Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
– Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
– Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
-Управленческая компетенция, т. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
– Рефлексивная компетенция, т. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности
– Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
– Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
-Креативная компетенция, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Педагог должен понимать, что:
– нужно быть готовым к постоянным переменам;
– строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
– главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
– любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.
Современный учитель должен успешно владеть новыми компетенциями в образовании :
– работа с одарёнными воспитанниками;
– работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
– обучение детей, для которых русский язык не является родным;
– работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
– работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющие серьёзные отклонения в поведении и др.
Какие компетенции формирую я у учащихся на своих уроках и внеурочной деятельности?
Компетенции Виды деятельности
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
Участие в проектах.
Проведение социологического опроса, интервьюирование.
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Проведение экспериментов.
Работа с учебником.
Фотографирование объектов.
Работа над рефератом.
Участие в экскурсии.
Изготовление приборов.
Информационные компетенции (ИКТ).
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио – видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Поиск информации в библиотеке.
Поиск информации в электронных энциклопедиях.
Поиск информации в школьной медиатеке.
Использование информации из Интернета.
Создание презентации.
Создание буклета.
Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само поддержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
Из профессиональных компетенций я хочу выделить психолого-педагогическую компетенцию. Основными компонентами являются :
• грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными);
• умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания педагогической деятельности, в организации взаимодействия;
• профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность сегодня предполагает обмен опытом с коллегами, для этого созданы образовательные сайты, можно и нужно иметь и свой сайт. Учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал. Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит он должен иметь высокие личностные качества : социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы. Это не администратор, а скорее инноватор. Он не поручает то-то сделать так-то, а вдохновляет людей. Основа его действий не план, а видение перспективы. Он доверяет людям, полагается на них, верит в способности каждого. Это энтузиаст, не только принимающий решения, но и превращающий решения в реальность. Это человек инициативный, творческий, гибкий, умеющий изменять себя. Он энергичен и работоспособен.
Для современного учителя его профессия – это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Валентина Анисимова
Технология и методика оценки профессиональных компетенций педагогов
Хочу начать своё выступление словами Константина Ушинского «В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову педагога».
Тема моего сообщения «Технология и методики оценки профессиональных компетенций педагогов».
Мы живём в век перемен, которые затронули и дошкольное образование.
Изменения содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной базой: Федеральным законом от 29. 2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, в котором говорится о высоком уровне профессионализма педагога.
Стандарт устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые должны выполнять педагоги дошкольного учреждения.
Таким образом, ключевым фактором успешной реализации очередного новшества в системе дошкольного образования под названием “ФГОС дошкольного образования» по-прежнему является педагог.
Для того чтобы спланировать методическую работу в дошкольной образовательной организации так, чтобы она служила средством развития педагогов, способствуя успешной реализации ФГОС дошкольного образования, необходимо определить индивидуальные профессиональные затруднения у педагогов дошкольной образовательной организации при реализации ФГОС дошкольного образования.
Помочь в решении этой проблемы поможет методика оценки профессиональных компетенций «Квадрат функций».
Данная методика не является новой в системе образования. Наиболее известен ее вариант для педагогических работников школ, а также ее модификация для администрации образовательных организаций. Для системы дошкольного образования, в условиях реализации Стандарта, она предлагается впервые. Методика “Квадрат функций” апробирована на базе дошкольных образовательных организаций, являющихся региональными инновационными площадками Ивановской области.
Функции в нашем случае – это пять образовательных областей согласно ФГОС дошкольного образования. Их содержание приводится в Стандарте п.
Содержание образовательных областей перепроектировано в деятельносную основу – что должен делать педагог в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми.
ШАГ 1. В предложенной «Матрице функций» по вертикали – столбцы воспитатель ранжирует от 1 до 5 (не повторяясь) свои профессиональные умения «Что у меня получается лучше всего?». Результат записывается цифрой в левом нижнем углу.
ШАГ 2. То же самое предлагается воспитателю выполнить по горизонтали – строки, результат записывается ею в правом верхнем углу.
ШАГ 3. Таким образом, в каждом квадрате будет по две цифры. Они суммируются для каждого квадрата, сумма вписывается в соответствующие ячейки таблицы 1, которая является «ключом» предлагаемой методики.
ШАГ 4. По этой же таблице считается сумма (общее количество баллов) предложенных функций (по диагоналям, результаты заносятся в соответствующие ячейки таблицы 2. Если работа выполнена правильно, сумма в строке «Количество баллов» будет равна 150. Если сумма получилась другая, то работа выполнена некачественно и ее стоит переделать.
ШАГ 5. По сумме полученных баллов в таблице 2 определяется место (от 1 до 5) по значению каждой функции. Функция, набравшая наибольшее количество баллов, получает первое место, наименьшее – пятое.
Расшифровывается содержательная часть функций.
В итоге, у каждого педагога выявлены сильные и слабые стороны в реализации 5 образовательных областей.
Работа с педагогами ведется в двух направлениях:
Наименьший результат баллов – выбирается тема по самообразования.
Наивысший результат баллов – педагог будет консультантом по данному вопросу для педагога, у которого возникают затруднения в данной области (наименьший бал).
На основе данной методики в нашем учреждении выстроена модель внутреннего взаимодействия, которая помогает каждому педагогу в совершенствовании своего мастерства – в повышении своей квалификации.
В области социально-коммуникативного развития коллектив набрал наивысшие баллы и занимает первые места – это значит, что компетенция в вопросах этой области у педагогов высокая. Так же эти результаты нам показывают, что в детском саду действительно реализовывается приоритетное направление по социально-личностному развитию детей.
В области познавательного и речевого развития набраны средние баллы и занимают второе и третье место. Необходимо выявить конкретные вопросы, где есть затруднения.
В области художественно-эстетического и физического развития коллектив набрал меньше всего баллов и находится на четвёртом и пятом месте.
Анкетирование проводится только с воспитателями, а в детском саду работают специалисты, то этому получены такие результаты.
Специалисты в своих областях набрали наивысшие баллы.
Специалистам необходимо проводить работу (консультации, семинары, мастер-классы) с воспитателями по деятельностным аспектам данной области.
Проведя детальный анализ результатов по компетенциям ФГОС, мы увидели, что затруднения есть:
в области Познавательного развития – необходимо уделить внимание вопросу о развитии воображения и творческой активности детей.
в области Речевого развития – развитие речевого творчества.
в области Художественно-эстетического развития:
реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
в области Физическое развитие – формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
Определена задачи и методическая работа на следующий учебный год.
Проводя данную диагностику, нужно объяснить воспитателям, что если баллы будут проставлены не в соответствии с их компетенцией, то результаты могут показать их не компетентность в тех вопросах, в которых они, на самом деле, очень компетентны. Результаты диагностики не буду соответствовать действительности. А это не даст возможность правильно спланировать методическую работу с ними.
Данной методикой мы выявили лишь затруднения в реализации задач ФГОС, а профессиональная компетентность педагога включает в себя и другие аспекты. Обратимся к Профессиональному стандарту педагога :
Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.
Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др. ) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.
Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Владеть ИКТ-компетенциями.
Для анализа этих компетенций можно использовать методику
Третьякова и К. Белой «Уровень сформированности профессиональных умений» (диагностические, проектировочные, организаторские, коммуникативные, методические и т.
На данном слайде представлен список литературы.
Наталья Куркова
Профессиональная компетентность педагога
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. его профессиональной компетентности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.
Классификация, содержащаяся в едином квалификационном справочнике
Коммуникативные компетенции.
качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Информационные компетентности.
качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т. , методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:
-желание педагога познавать и самореализовываться;
– постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;
– организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;
– организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;
– мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;
– открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;
– самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
– прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
– проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.
Конечно же, компетентность связана с опытом. Однако эта связь неоднозначная: нет оснований утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог. Как учил в свое время К. Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Образно говоря, «компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться». Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
- Компетентностный подход в педагогике
- Классификация и перечень компетенций педагога
- Профессиональные компетенции педагога согласно новому профстандарту
- Новшества, связанные с развитием цифровых технологий
Что это такое? Профессиональные компетенции педагога в современной школе представляют собой те качества, которые помогут учителю реализовать свой потенциал и выполнить основные функции, связанные с воспитанием детей, в связи с переходом на новый ФГОС.
Зачем нужны? Представление о современном учителе в нашу эпоху меняется. Теперь он должен не только владеть методикой преподавания своего предмета. Функции его расширяются, так как подрастающее поколение детей требует нового подхода. Поэтому о педагогических компетенциях нужно знать всем, кто продолжает работать в школах.
Компетентностный подход в педагогике
По сложившейся традиции перед школьным образованием ставилась цель выпустить ученика с определенным перечнем знаний, умений и навыков. На сегодняшний день такой подход зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Обществу требуются не просто люди с нужной информацией в голове и способностью ее излагать, а думающие, включенные в жизнедеятельность, самостоятельно находящие пути решения рабочих и личных задач члены социума.
А для достижения этого нужны не только полученные ЗУНы, но и дополнительные умения учителя, которые можно определить, как «компетенции» и «компетентности», отвечающие вызовам современного образовательного процесса.
Чтобы внедрить такие понятия в повседневную деятельность средней школы, нужно множество изменений: в содержании и методиках образования, уточнение видов деятельности, необходимых для изучения в рамках отдельных предметов. В компетентностном подходе выпускника оценивают именно по компетенциям, то есть тому, что он способен сделать, какими видами деятельности владеет, к чему он подготовлен.
Суть компетентностного подхода в последовательном изменении главенствующей парадигмы образования с превалирующей трансляцией знаний, обучения навыкам, на создание условий для получения комплекса компетенций, в которые вложен потенциал, приспособленность выпускника к жизненным условиям и устойчивости в современном мире, с его сложным социально-политическим, рыночно-экономическим, информационно и коммуникационно-насыщенным пространством.
Наравне с термином «профессиональная компетенция педагога» можно встретить и синонимичное понятие «компетентность». В эти относительно недавно появившиеся в лексиконе российской педагогики термины вкладывают разную смысловую нагрузку.
Сами слова «компетенция» и «компетентность» несколько отличаются в ключевом значении. В толковом словаре русского языка Д. Ушакова дается определение компетенции как круга вопросов и явлений, в которых человек обладает познанием, является авторитетным и опытным. Компетентный в этом словаре это осведомленный, являющийся признанным авторитетом в какой-либо области знаний и умений.
В словаре иностранных слов понятие «компетентный» объясняется как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Во французском языке есть слово competent, что в переводе означает «компетентный, правомочный». Оно, как правило, применяется в юридическом контексте.
В значении английского competence доминирует смысл качества личности, то есть компетенция приравнивается, по сути, к способности. Если не брать во внимание юридическую терминологию, то понятия «компетенция» и «компетентность» практически синонимы. Вот контексты, в которых чаще используют понятие «профессиональные компетенции педагога»:
- Для обозначения определенного образовательного результата, который наглядно отображен в степени подготовки, самостоятельности выпускника, в практическом овладении методами, средствами деятельности и возможности решать поставленные задачи.
- Для выражения такого сочетания знаний, умений и навыков, которое делает возможным ставить цели и добиваться результатов по изменению окружающей действительности. В русском языке добавление суффикса «-ность» имеет значение степени овладения каким-либо качеством, по этой причине понятием «компетентность» обычно обозначают профессиональные качества и уровень владения ими.
Под компетентностью чаще всего понимают такие личностные характеристики, которые заметны по общей способности и готовности человека к деятельности, основываясь на собственных знаниях и наработках, приобретенных в процессе обучения и интеграции в социум и ориентированных на самостоятельное и положительное участие в общественных процессах.
Из этого можно сделать заключение, что понятия компетенций и компетентности существенно объемнее понятий знаний, умений и навыков, так как в первые включены также такие факторы, как особенность личности, ее способность ломать стереотипы, вникать в суть проблем, быть проницательным и гибко мыслить.
Сюда входит и характер человека – его самостоятельность, целеустремленность, сила воли. Компетентностью также можно назвать наличие у индивида соответствующей компетенции, которое включает его субъективное отношение к ней и предмету работы.
Значения слов «компетенция» и «компетентность» системные и состоят из множества компонентов. Ими определяется некий круг предметов и процессов со своей классификацией и иерархией, реализация которых проходит на различных уровнях, таких как умственные операции, практические действия, логика.