Компетентностный подход в образовании
Генезис понятий «компетенция/компетентность»
Компетентностный подход — новая модель в российском образовании
Ключевые компетентности личности как предмет современной системы оценки и контроля результатов обучения
Компетенции бакалавра менеджмента — ориентир критерия качества подготовки будущего специалиста
Рыночной экономике России XXI века необходимы новые сотрудники, обладающие такими качествами, как активность, креативность, коммуникабельность, самостоятельность, мобильность, обучаемость, конкурентоспособность и др. Для удовлетворения потребности организаций в сотрудниках данного типа современные образовательные учреждения перешли на новые стандарты, так называемые стандарты нового поколения (компетентностное образование), которые предполагают развитие у учащихся определенного набора компетентностей.
Понятия «компетенция» и «компетентность» появились сравнительно недавно. Вместе с тем идея развития профессиональной компетентности существует в научной мысли достаточно давно (рис. Но несмотря на то, что изучение этого вопроса велось с античных времен, можно сказать, что точного определения терминов «компетентность» и «компетенция» на данный момент не существует. Этимология слова «компетенция» показывает, что данный термин имеет латинское происхождение: competo — добиваюсь, соответствую, подхожу; competentia — принадлежность по праву, ответственность. На сегодняшний момент количество взглядов на эти термины уже превышает десяток и варьируется в зависимости от области научного исследования автора; общим же для них является понимание «компетенции» как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения:
• образовательного результата, выражающегося в подготовленности, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справляться с поставленными задачами;
• формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды;
• совокупности характеристик (мотивы, убеждения, ценности), обеспечивающей выполнение профессиональной деятельности и достижение определенного результата;
• соответствия специалиста предъявляемым требованиям компетенции.
Компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Элементами компетентности являются:
• предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен;
• характеристика деятельности индивида, т. понимания им существа выполняемых задач и разрешаемых проблем; умения выбирать средства и способы действия, адекватные обстоятельствам места и времени; чувства ответственности за достигнутые результаты; способности учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей;
• базовая характеристика индивида, глубокая и устойчивая часть личности, по которой можно предсказать поведение человека в широком спектре жизненных и профессиональных ситуаций;
• интегрированная характеристика качества подготовки выпускника, категория результата образования;
• идеальная и нормативная характеристика, некая заранее определенная область знаний, о которой люди, объединенные одной профессией, должны быть осведомлены.
К существенным признакам компетентности относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и планировать свою работу; способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).
Компетенция и компетентность определяются во взаимосвязи друг с другом, причем уровень компетентности (квалификация) зависит от ее соответствия требованиям компетенции. Компетенция определяется постановщиком задачи (работодателем, руководителем), а компетентность формируется в процессе обучения, реализуется и развивается в профессиональной деятельности.
Вопросы для самопроверки
Определения понятий «компетенция» и «компетентность», их сходства и различия.
Основные этапы становления компетентностного подхода, их характеристика.
Основоположники становления компетентностного подхода I этапа.
II этап компетентностного подхода: период становления.
Роль и значение III этапа становления компетентностного подхода на современном этапе.
Основные составляющие понятия «компетенция». Поясните каждый из них.
Предметная область понятия «компетенция».
Основные элементы понятия «компетентность». Поясните каждый из них.
Существенные признаки компетентности.
Взаимосвязь и взаимозависимость понятий «компетенция» и «компетентность».
Компетентность есть динамическое качество специалиста, которое развивается от полученного в системе высшего профессионального образования набора профессиональных качеств начального уровня образованности к высшей форме компетентности, а именно мастерству и таланту работника (рис.
Современная система образования сложилась в эпоху нового времени и основана на передаче знания о чем-либо. Новая европейская культура — культура отраслевая, рациональная (каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций), монологичная (есть только голос разума, который глаголет истину, а истина одна на всех), утилитаристская (всё требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому всё для чего-то существует). В этой логике квалификация как результат профессиональной подготовки подразумевает наличие у выпускника определенных профессиональных умений и навыков.
С другой стороны, работодателям нужна не квалификация, которая, по их представлению, связана с дроблением производственных функций на ряд задач и видов деятельности, а компетентность как соединение навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация с социальным поведением, способностью работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия.
Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной высшей школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних студентов.
Май 1998 года — Сорбоннская декларация подписана Францией, Германией, Италией, Великобританией — «гармонизация архитектуры европейской системы высшего образования».
19 июня 1999 года в Болонье министры образования 29 государств подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования.
В октябре 2003 года в Берлине Россия присоединилась к Болонскому соглашению.
В настоящее время к Декларации присоединилось около 40 государств Европы.
Основные цели реформирования европейского образования в свете процессов глобализации были определены следующим образом:
Ввести сопоставимые системы многоуровневого высшего образования (рис.
Ввести кредитную систему учета объема изучаемых дисциплин.
Создать систему контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов.
Внедрить в вузах внутренние системы и механизмы контроля каче-ства учебного процесса с участием студентов, преподавателей и внешних экспертов. Ввести единую форму приложения к диплому о высшем образовании (повысить мобильность студентов и преподавателей).
Повысить качество высшего образования.
Рис. Система многоуровневого высшего образования
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. Тем не менее можно выделить некоторые существенные черты этого подхода.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Обнаруживаются различные подходы к рассматриваемым терминам, прежде всего по причине неоднозначного толкования базовых понятий «личность», «человек», «образование». Область высшего профессионального образования, по сравнению со средним общим образованием, ограничена более узкими, на первый взгляд, рамками задач подготовки выпускника-специалиста (а с применением нового стандарта — бакалавра и магистра). Однако и здесь уместно вспомнить о содержании образования в целом, компонентами которого являются элементы, представленные на рис.
Рис. Содержание образования
Педагогическая теория и практика накопили богатый и интересный опыт разработки педагогических технологий, которые позволили бы актуализировать все области содержания образования, в том числе в системе «школа-вуз», если иметь в виду современные тенденции высшего образования.
Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. Компетенция — это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования (рис.
Рис. Формирование компетентностной модели выпускника
Ключевые компетентности выпускника характеризуются тем, что они:
• позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);
• полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);
• переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности); требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
• сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования);
• реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).
Статика и динамика в понятии «компетентность».
Необходимость формирования и применения компетентностного подхода в современной системе образования.
Этапы развития компетентностного подхода, их характеристика.
Требования работодателей к квалификации и компетентности выпускника. Новые качества выпускника.
Основные цели реформирования европейского образования в свете процессов глобализации.
Система многоуровневого высшего образования на современном этапе.
Определения понятия «компетентностный подход» разных авторов.
Принципы компетентностного подхода. Поясните каждый из них.
Существенные компоненты системы образования. Поясните каждый из них.
Компетентностная модель выпускника. Ключевые компетенции.
Ключевые компетенции личности как предмет современной системы оценки и контроля результатов обучения
Формирование профессиональной компетентности связано с развитием ключевых компетенций личности. Многообразие компетенций можно классифицировать по различным признакам, например по уровню или виду.
Рис. Основные группы компетентностей личности
При этом, принимая во внимание, что компетенции — это некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека, — И. Зимняя выделяет в составе трех групп 10 основных компетенций (рис. 7–9).
Ирина Алексеевна Зимняя (род. 1931)
Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО, действительный член РАО, заслуженный деятель науки РФ.
Результаты теоретических и экспериментальных исследований И. 3имней представлены в многочисленных публикациях и работах, таких как «Воспитание — проблема современного образования в России», «Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки», «Исследовательская деятельность студентов и ее организация в вузе», «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» и др.
Рис. Виды компетентностей личности, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения
Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.
Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии.
Компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение приращения накопленных знаний.
Компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства (герб, флаг, гимн).
Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
Рис. Виды компетентностей личности, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы
Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность.
Компетенции в общении: устном, письменном; диалог, монолог; порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение.
Рис. Виды компетентностей личности, относящихся к деятельности человека
Компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность.
Компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности.
Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.
Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как:
а) готовность к проявлению компетентности (т. мотивационный аспект);
б) владение знанием содержания компетентности (т. когнитивный аспект);
Конец ознакомительного фрагмента.
Профессиональные компетенции (hardskills) в сфере цифрового развития — группа компетенций, связанных с функциональным использованием методов и инструментов управления процессами, проектами, продуктами цифровой трансформации и регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой среде.
В модели компетенций выделены шесть ключевых профессиональных компетенций. Как и для личностных компетенций, профессиональным компетенциям присвоен шифр, дано определение и описание знаний, умений и навыков. Важно отметить, что при разработке инструментов оценки профессиональных компетенций для каждой отдельной роли в команде цифровой трансформации будут определены уровни проявления профессиональных компетенций по таким параметрам, как минимально необходимый уровень для успешного выполнения определенных функций и задач в команде цифровой трансформации и целевой уровень (уровень высокопрофессионального специалиста). Подчеркнем, что при описании профессиональных компетенций в модели будут применены общие характеристики, которые будут проявляться на разном уровне у разных ролей (что будет отражено в соответствующем профиле роли).
Профессиональные компетенции (hard skills) в сфере цифрового развития
Управление цифровым развитием — применение методов и инструментов стратегического, тактического и оперативного управления внедрением и развитием цифровых технологий, услуг, инфраструктуры.
Основы и концептуальные положения цифровой экономики:
Особенности четвертой промышленной революции:
Целевые ориентиры технологического развития России:
Введение в цифровую экономику:
Механизмы, регулирование и оценка цифровой зрелости:
Цифровые платформы и их роль в современной экономике и развитии госуправления:
- Понятие «цифровая платформа».
- Классификация цифровых платформ.
- Типизация цифровых платформ.
- Риски и угрозы, связанные с цифровыми платформами.
- Теории государственных цифровых платформ.
- Эволюция платформ.
- Понятие «государственная цифровая платформа».
- Ключевые особенности государственных цифровых платформ. Сравнение государственных и частных цифровых платформ.
- Применение платформенного подхода в государственном управлении.
- Принципы построения процессов на платформе.
- Сервисное государство: приоритетные суперсервисы.
Регулирование цифровой экономики в России:
- Инструменты регулирования цифровой экономики.
- Процедуры и механизмы принятия регуляторных решений.
- Меры по формированию системы регулирования цифровой экономики.
- Эффективность механизмов, созданных в рамках национальной программы «Цифровая экономика».
- Федеральный закон о «цифровых песочницах».
- Определение понятия «цифровая зрелость».
- Модели оценки цифровой зрелости.
- Методология оценки уровня цифровой зрелости организации.
- Методика расчета показателя «достижение цифровой зрелости» национальной цели «цифровая трансформация».
- Матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг.
Стратегическое управление цифровым развитием:
Целевая модель цифрового развития организации:
- Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации и цифрового развития.
- Целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности цифровой трансформации и цифрового развития организации.
Планирование стратегии цифрового развития:
- Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации и цифрового развития.
- Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации и цифрового развития.
Система управления достижением стратегических целей:
- Модель управления цифровой трансформацией.
- Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации и цифрового развития.
Развитие организационной культуры (в условиях цифровой трансформации) – применение технологий формирования, управления, изменения функциональных процессов и системы цифровых ценностей, норм и правил поведения персонала, нацеленных на повышение результативности организации.
Инструменты и методы формирования и поддержания организационной культуры:
Основы теории организационной культуры:
- Понятие и свойства организационной культуры.
- Значимость организационной культуры и области ее влияния. Основные элементы организационной культуры.
- Факторы, влияющие на формирование организационной культуры.
- Типология организационных структур.
- Практическая значимость типологий организационной культуры. Показатели организационной культуры.
Принципы и этапы формирования организационной культуры:
- Принципы формирования организационной культуры.
- Этапы формирования организационной культуры.
- Роль лидера в формировании организационной культуры.
- Основные мероприятия по формированию организационной культуры.
- Подходы и технологии формирования корпоративной культуры.
Условия поддержания организационной культуры:
- Принципы управления развитием организационной культуры.
- Сущность и этапы процесса управления развитием организационной культурой.
- Методы поддержки корпоративной культуры.
- Трансляция стандартов корпоративной культуры и формирования приверженности.
- Корпоративный кодекс: этапы разработки, структура.
- Основные методы изучения организационной культуры.
Механизмы управления организационными изменениями:
Принципы и алгоритмы управления организационными изменениями
- Определение понятия «управление изменениями».
- Матрица признаков изменений по Д. Тапскотту.
- Принципы и общий алгоритм управления изменениями.
- Трансформационное лидерство: алгоритмы.
Модели управления организационными изменениями
- Подход Дж. Коттера и К. Фрайлингера/И. Фишера.
- Подход К. Левина.
- Модель управления изменениями ADKAR.
- Подход «Треугольник изменений».
- Модель органичного процесса изменений.
Методы работы с сопротивлением:
- Реакция человека на изменение.
- Типовые причины сопротивления изменениям.
- Формы проявления сопротивления.
- Модель SCARF.
- Интеллект-карта неприятия перемен.
- Методы работы с сопротивлением изменениям.
- Работа с разноуровневыми изменениями.
- Правила преодоления сопротивления.
- Эмпирические законы практики изменений.
ADKAR (англ. awareness, desire, knowledge, ability, reinforcement — осведомленность, желание, знание, умение, укрепление) — модель управления изменениями, основанная на концепции последовательного прохождения пяти ключевых этапов изменений от осведомленности о необходимости изменений до укрепления реализованных изменений.
Технологии управления кадровой политикой цифрового развития:
Организационные структуры управления цифровой трансформацией:
- Функции подразделения организации, ответственного за цифровую трансформацию.
- Типовые сложности организации работы подразделений, ответственных за цифровую трансформацию.
- Команды цифровых проектов: практики формирования.
- Команды цифровых проектов: сложности формирования и их решение.
- Ключевые роли в команде цифрового проекта в системе государственного управления.
Цифровые команды: компетенции и модели формирования:
- Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления.
- Инструменты оценки компетенций.
- Принципы работы команды.
- Жизненный цикл команды.
- Основные принципы взаимодействия в команде.
- Командная хартия.
- Модель командообразования по Р. М. Белбину.
- Модель взаимодополняющей команды по И. Адизесу (PAEI).
Принципы и алгоритмы практик регулярного менеджмента:
- Инструменты управленческого планирования: принцип Парето, метод АБВГД, матрица приоритетов Эйзенхауэра, правило 6П.
- Постановка задач, делегирование и контроль: этапы, уровни и правила.
- Обратная связь: цели, виды, форматы, методы.
- Проведение совещаний: общие подходы и эффективность.
- Кадровые решения.
- Оценка работников: уровни, цели, задачи и принципы.
- Развитие карьеры сотрудников.
- Мотивация и стимулирование персонала.
Инструменты управления — это совокупность моделей и методов, используемых для решения задач управления процессами, проектами, продуктами и их информационного, организационного и методического обеспечения.
Методы и инструменты процессного подхода:
Основы процессного управления:
- Процесс: определение, признаки, компоненты.
- Иерархия и взаимодействие процессов, типы процессов.
- Жизненный цикл процесса.
- Стандарты ISO серий 9000 и 10000.
- Модели процессов и нотации описания.
- Методология описания процессов BPMN (модель и нотация для моделирования исполняемых процессов).
Процессный подход в управлении организацией:
- Принципы процессного подхода.
- Управление процессом на основе цикла Деминга — Шухарта.
- Процессный подход в деятельности организации.
- Внедрение процессного подхода как проект.
- Функциональная модель управления и процессных подходов.
- Ролевая модель управления процессами.
- Процессный офис.
Порядок и инструменты проведения реинжиниринга и оптимизации процессов:
- Классификация процессных показателей.
- Виды потерь в процессах.
- Анализ эффективности процессов.
- Ключевые шаги по оптимизации процесса.
- Цикл DMAIC и инструменты оптимизации.
- Реинжиниринг процессов: цели, задачи, принципы, этапы.
- Технологии постоянного совершенствования.
Методы и инструменты продуктового подхода:
Основы продуктового подхода:
- Продукт и продуктовый подход.
- Продуктовая стратегия.
- Развитие потребителей.
- Методы исследования потребителей.
- Ценностное предложение.
- Создание клиентского пути.
- Постановка и проверка продуктовых гипотез.
- Продуктовые метрики.
- Организация продуктовых команд.
- Типы продуктовых команд.
- Развитие продуктовых команд в организации.
- Типовые структуры продуктовых команд.
- Роли продуктовых команд.
- Признаки успешных продуктовых команд.
Методологии и этапы разработки продукта:
- Методологии разработки продукта.
- Agile-методология разработки продукта, фреймворки Scram и Kanban.
- Этапы разработки продукта.
- Минимально жизнеспособный продукт.
- Интеграция процессов разработки и сопровождения (DevOps).
- Принципы планирования разработки продуктов.
- Управление качеством ИТ-продукта.
Методы и инструменты проектного подхода:
Основы проектного управления:
- Ключевые понятия.
- Стандарты, методологии, своды знаний по управлению проектной деятельностью.
- История развития и нормативное регулирование проектной деятельности в Российской Федерации.
- Система управления проектной деятельностью на уровне организации.
- Система управления проектной деятельностью в органах власти Российской Федерации.
- Жизненные циклы проектов.
- Управление портфелем проектов и программ.
- Автоматизация проектной деятельности.
Ролевая модель управления проектом:
- Типы организационных структур и модели управления проектами.
- Проектная команда: организационная структура, ключевые роли и их функции.
- Роль руководителя проекта в достижении целей проекта.
- Набор, развитие и управление проектной командой.
- Компетенции участников проектной деятельности.
Методы и инструменты управления проектом:
- Процессы управления проектом.
- Управление интеграцией проекта.
- Управление заинтересованными сторонами.
- Управление содержанием проекта.
- Управление ресурсами проекта.
- Управление сроками проекта.
- Управление финансами проекта.
- Управление рисками и возможностями проекта.
- Управление качеством в проекте.
- Управление закупками и поставками проекта.
- Управление коммуникациями в проекте.
Управление и использование данных — применение методов и технологий разработки, выполнения и контроля выполнения политик, программ и практик предоставления, проверки, защиты и повышения ценности данных и информационных активов на протяжении всего их жизненного цикла.
Управление данными: архитектура и моделирование:
- Цели организации по управлению данными.
- Принципы управления данными.
- Проблемы управления данными.
- Ценность данных.
- Качество данных.
- Жизненный цикл данных.
- Стратегия управления данными.
- DAMA-DMBOK2 — фреймворк управления данными.
- Понятие и цели архитектуры данных.
- Ценности архитектуры данных.
- Корпоративная архитектура данных.
- Национальная система управления данными.
Моделирование и проектирование данных:
- Определение моделирования данных.
- Виды моделируемых данных.
- Концептуальные, логические и физические схемы.
- Схемы представления данных при моделировании.
- Свойства данных.
- Процесс моделирования данных.
- Методики моделирования данных.
- Универсальное моделирование данных.
- Семантическое моделирование данных.
- Инструменты работы с данными.
Обеспечение хранения, безопасности и этичного обращения с данными:
- База данных: понятие, назначение.
- Классификации баз данных: по модели данных, по степени распределенности.
- Средства хранения данных.
- Среды баз данных.
- Общие процессы обработки данных в базах данных.
- Функции и компоненты систем управления базами данных.
- Подходы к обработке данных: ACID и BASE; теорема CAP.
- Жизненный цикл базы данных.
- Интеграция и интероперабельность данных: инструменты и руководство.
- Ключевые понятия.
- Факторы обеспечения информационной безопасности.
- Политика безопасности: актуальная документация.
- Риски информационной безопасности.
- Защита конфиденциальной информации.
Этика обращения с данными:
- Цели организации по этике данных.
- Принципы защиты данных в рамках этических вопросов.
- Неэтичное обращение с данными и риски.
- Формирование культуры этичного обращения с данными.
ACID (англ. atomicity, consistency, isolation, durability — неделимость, согласованность, изолированность, устойчивость) – подход к обработке данных, в основе которого лежит использование четырех обязательных требований, их соблюдение обеспечивает надежное выполнение транзакций в системе управления базами данных.
BASE (англ. basic availability, soft state, eventual consistency — базовая доступность, гибкое состояние, отложенное состояние) — подход к обработке больших данных, гарантирующий сохранение некоторого уровня доступности данных даже при сбое в работе части узлов, пребывание данных в состоянии постоянного изменения, их согласованность по всем узлам и во всех базах системы без гарантии непротиворечивости данных для всех транзакций и в любой момент времени.
Теорема CAP (англ. consistency, availability, partition tolerance — согласованность, доступность, устойчивость к разделению) — подход к обработке данных, основанный на поиске компромиссных решений, позволяющих сбалансировать в распределенных системах такие свойства данных, как согласованность, доступность, устойчивость к разделению.
Управление большими данными и качеством данных:
Ключевые понятия управления большими данными:
- Понятие больших данных.
- Наука о данных (data science).
- Большие данные.
- Компоненты архитектуры больших данных.
- Источники больших данных.
- Озера данных.
Техники и методы анализа больших данных:
- Машинное обучение.
- Анализ настроений.
- Интеллектуальный анализ данных и текстов.
- Предиктивная аналитика.
- Предписывающая аналитика.
- Методы анализа неструктурированных данных.
- Операционная аналитика.
- Визуализация данных.
- Объединение данных.
Управление качеством данных
- Основные понятия.
- Принципы управления качеством данных.
- Условия управления качеством основных данных.
- Измерение качества данных.
- Роль метаданных в обеспечении качества данных.
- Структура управления качеством основных данных.
- Базовые стандарты, регламентирующие управление качеством данных.
- Инструменты управления качеством данных.
- Методология оценки и повышения качества данных.
Применение цифровых технологий — использование технологий, работающих с дискретными сигналами, ускоряющих технологическое развитие и обеспечивающих конкурентоспособность разрабатываемых продуктов, и цифровых решений.
Цифровые технологии в бизнес-процессах систем:
Нейротехнологии и искусственный интеллект:
- Понятие «искусственный интеллект».
- Понятие «нейротехнологии».
- Компьютерное зрение.
- Обработка естественного языка.
- Распознавание и синтез речи.
- Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений.
- Перспективные методы и технологии в сфере искусственного интеллекта.
- Нейропротезирование.
- Нейроинтерфейсы, нейростимуляция и нейросенсинг.
Системы распределенного реестра:
- Понятие «технология распределенного реестра».
- Технологии обеспечения целостности и непротиворечивости данных.
- Технологии создания и исполнения децентрализованных приложений и смарт-контрактов.
- Понятие «квантовые технологии».
- Квантовые вычисления.
- Квантовые коммуникации.
- Квантовые сенсоры и метрология.
Новые цифровые технологии, формирующие новую инфраструктуру
Компоненты робототехники и сенсорики:
- Понятия «компоненты робототехники» и «сенсорика».
- Сенсоры и цифровые компоненты РТК (робото-технического комплекса) для человеко-машинного взаимодействия.
- Технологии сенсорно-моторной координации и пространственного позиционирования.
- Сенсоры и обработка сенсорной информации.
Технологии беспроводной связи:
- Понятие и типы технологий беспроводной связи.
- WAN (Wide Area Network).
- LPWAN (Low-power Wide-area Network).
- WLAN (Wireless Local Area Network).
- PAN (Personal Area Network).
Технологии виртуальной и дополненной реальности:
- Понятия «технология виртуальной реальности» (virtual reality, VR), «технология дополненной реальности» (augmented reality, AR).
- Интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR.
- Платформенные решения для пользователей.
- Технологии графического вывода.
- Технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии.
- Средства разработки VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика.
WAN (англ. wide area network — глобальная сеть) — сеть передачи данных, развернутая в обширном географическом пространстве.
LPWAN (англ. low-power wide-area network — энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия) — тип беспроводных сетей, разработанный для передачи данных телеметрии различных устройств, сенсоров, датчиков и приборов учета на дальние расстояния.
WLAN (англ. wireless local area network — беспроводная локальная сеть) — технология для беспроводной передачи данных, используемая в качестве альтернативы или дополнения обычных проводных локальных сетей на определенной территории.
PAN (англ. personal area network — персональная сеть) — компьютерная сеть, которая соединяет компьютеры/устройства в пределах досягаемости для отдельного человека.
Цифровые технологии проектирования и моделирования:
- Понятие «новые производственные технологии».
- Цифровое проектирование и математическое моделирование.
- Управление жизненным циклом изделия или продукции (Smart Design).
- Технологии «умного» производства (Smart Manufacturing).
Технология информационного моделирования:
- Понятие «технология информационного моделирования» (Building Information Modeling, BIM).
- Программное обеспечение BIM: непроприетарные или Open Source BIM стандарты.
Открытое программное обеспечение:
- Понятие «открытый исходный код» (Open Source).
- Модель открытого программного обеспечения в сравнении с проприетарными продуктами.
- Преимущества и недостатки использования программного обеспечения с открытым исходным кодом.
Развитие ИТ-инфраструктуры — применение методов и инструментов, направленных на развитие совокупности информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации организации.
ИТ-инфраструктура и архитектура организации: компоненты, процессы разработки, методики описания:
Общая характеристика ИТ-инфраструктуры организации
- Ключевые термины и понятия.
- Компоненты ИТ-инфраструктуры, модели зрелости.
- Структура и уровни архитектуры организации.
- Области применения архитектурного подхода.
- Взаимосвязь стратегии и архитектуры организации.
- Бизнес-архитектура организации.
- ИТ-архитектура организации: компоненты.
- Информационная архитектура (Enterprise Information Architecture, EIA).
- Архитектура прикладных решений.
- Подход к определению уровня критичности систем.
- Техническая архитектура организации (Enterprise Technical Architecture, ETA).
Процесс разработки архитектуры организации:
- Подходы к процессу построения архитектуры организации.
- Оценка эффективности архитектуры организации.
- Модель планирования архитектуры организации (С. Спивак).
- Схема архитектурного процесса.
- Универсальные архитектурные документы.
- Принципы построения архитектуры организации.
Современные методики описания архитектуры организации:
- Модель Закмана.
- Модель Gartner.
- Архитектурный фреймворк TOGAF.
- Модель «4+1» представления архитектуры.
- Стратегическая модель архитектуры SAM (Strategic Architecture Model).
- Архитектурные концепции и методики Microsoft.
TOGAF (англ. The Open Group architecture framework — архитектурный фреймворк некоммерческого объединения The Open Group) — методология, библиотечный метод описания, подход (framework) для описания архитектуры организации, который предлагает подход для проектирования, планирования, внедрения ИТ-архитектуры организации и управления ею.
Концепции и системы управления ИТ-инфраструктурой организации:
Концептуальные и методологические основы управления ИТ-инфраструктурой:
- Концепция управления ITSM (Information Technology Service Management).
- Библиотека ИТ-инфраструктуры ITIL (Information Technology Infrastructure Library).
- Управление бизнес-сервисами (Business Service Management, BSM).
- Методология управления ИТ COBIT: структура и составляющие, обзор, система принципов, цели и элементы системы корпоративного управления.
- Выгоды использования подходов и принципов ITIL и COBIT.
- Системный подход к управлению ИТ-инфраструктурой.
- Концепция «360» — новый взгляд на управление ИТ-инфраструктурой.
- Требования к средствам управления ИТ-инфраструктурой.
- Продукты BMC Software для управления ИТ-инфраструктурой.
- Программное обеспечение HPE OpenView для управления ИТ-инфраструктурой.
- Управление ИТ-инфраструктурой на базе семейства продуктов Microsoft System Center.
Организация технического обслуживания и эксплуатация информационных систем:
- Значение технического обслуживания.
- Гарантийные обязательства: особенности.
- Программы технического обслуживания.
- Схемы технического обслуживания.
ITSM (англ. IT service management — управление услугами информационных технологий) — концепция управления ИТ как набором услуг, которая фокусируется на управлении ИТ-инфраструктурой, бизнес-компонентами, приложениями и связанными процессами.
ITIL (англ. IT infrastructure library — библиотека ИТ-инфраструктуры) — библиотека лучших практик для управления ИТ-услугами, улучшения ИТ-поддержки и повышения уровня обслуживания. Одной из главных целей ITIL является обеспечение соответствия ИТ-услуг бизнес-целям даже в случае изменения последних.
Средства и методы информационной и кибербезопасности:
Цели и задачи защиты информации, типы и источники угроз:
- Систематизация понятий в области информационной безопасности.
- Основные принципы защиты информации в информационных системах.
- Основные проблемы защиты данных в информационных системах.
- Цели и методы информационной безопасности.
- Уровни формирования информационной безопасности.
- Роль информационной безопасности в современном мире.
- Виды угроз информационной безопасности.
- Модель нарушителя информационной безопасности.
Инструменты и методы управления кибербезопасностью:
- Понятие «кибербезопасность». Виды киберугроз.
- Критическая информационная инфраструктура.
- Гибридные угрозы.
- Методы киберустойчивости.
- Использование корпоративных компьютеров в личных целях.
- Политика кибербезопасности организации.
- Искусственный интеллект и машинное обучение в сфере кибербезопасности.
- Ключевые тренды в сфере кибербезопасности.
Системы управления информационной безопасностью:
- Преимущества построения системы управления информационной безопасностью.
- Ключевые положения ISO/IEC 27001:2013.
- Классы безопасности информационных систем.
- Управление информационной безопасностью в организации.
- Комплексные системы обеспечения информационной безопасности.