Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 ноября 2020 года; проверки требуют 14 правок.
В
сфере обучения присутствует та или
иная восприимчивость, чувствительность
к усвоению знаний, способность к
дальнейшему обучению, восприимчивость
к обучающим воздействиям извне. Это
явление принято называть обучаемостью.
Обучаемость
в широком смысле слова – способность
к усвоению знаний и способов действий,
готовность к переходу на новые уровни
обученности.
В этом случае она выступает как проявление
общих способностей учащегося, отражающих
познавательную активность субъекта и
его возможности к усвоению новых знаний,
действий, сложных форм деятельности.
Выражая общие способности,
обучаемость выступает как общая
возможность психического развития,
достижения более обобщенных систем
знаний, общих способов действий.
Обучаемость характеризуется
индивидуальными показателями скорости
и качества усвоения человеком знаний,
умений и навыков
в процессе обучения. Способность к
обучению не совпадает и с развитостью
ребенка, соответственно в диагностике
должна быть выделена особо. Обучаемость
формируется с раннего детства. Особенно
важное значение имеет формирование
возможностей к обучению на сенситивных
периодах
обучения человека – при переходе от
дошкольного детства к систематическому
обучению в школе, от школьного обучения
к специальному обучению, предполагающему
овладение различными видами
профессиональной деятельности.
В
психологии рассматриваются разные
виды обучаемости.
Обычно различаются: а) обучаемость
общая
– способность усвоения любого материала;
б) обучаемость
специальная
– способность усвоения отдельных видов
материала: различных сфер науки,
искусства, направлений практической
деятельности. Первая – показатель общей,
вторая специальной одаренности индивида.
Обучаемость
определяется не только уровнем развития
познания активного, но и уровнем познания
“рецептивного”. Поэтому обучаемость
как способность к учению
и усвоению
отличается от способности к самостоятельному
познанию и не может полностью оцениваться
лишь показателями его развития.
Максимальный уровень развития обучаемости
определяется возможностями самостоятельного
познания.
Обучаемость
– это умственное развитие в динамике,
поэтому ее наличие является надежным
показателем поступательного характера
развития.
Обучаемость, это важная способность, порой одарённость и талант, проявляемые при обучении.
Обучаемость, это лёгкость, с которой можно чему-то научиться.
Все стараются понять вашу обучаемость, да и мы сами хотим узнать как быстро нам удаётся чему-то научиться.
Даже, когда вы не знаете или не уверены в своём правильном ответе, ваши рассуждения – также определяют уровень обучаемости. Как быстро вы улавливаете нить темы и умеете раскрутить клубок вопросов, определить правильное направление в действиях.
Мотивация играет важную роль в обучении, поскольку она побуждает человека учиться.
Мы можем дать счастью шанс: счастью можно научиться.
Мотивационные статьи и цитаты
Акмеология изучает профессиональную О. в связи с различной степенью упражняемости психических функций у разных людей, а также соотношение профессиональной О. (податливости) и самообучаемости в процессе восхождения человека к профессионализму.
* * *— сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов(восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. О. зависит также от возраста человека, ценностных ориентации, личностных установок субъекта, уровня его активности, степени владения средствами познания, особенностей предшествующего обучения этого человека. Различают общую и специальную О., коррелирующую с показателями общей и специальной одаренности. Первый вид О. обозначает легкость и глубину усвоения в процессе обучения и самообразования любого социального опыта, второй — какого-либо конкретного его вида в сфере науки, производства, искусства и т.п. Термин О. стал широко использоваться Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, Г. С. Костюком, Н. А. Менчинской и др. как синоним способности к приобретению новых знаний в связи с принятием отечественными психологами позиции Л. С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, создавая зону ближайшего развития. Считается, что об умственных способностях к учению можно судить по результатам самостоятельного познания при решении новых проблем, осуществляемого посредством продуктивного мышления, которое составляет основу О. ( З. И. Калмыкова). В структуру О. входят индивидуальные особенности продуктивного мышления человека, определяющие выбор существенных для решения проблемы признаков и уровень их обобщенности, легкость усвоения и применения новых знаний, темп продвижения в обучении, широту переноса усвоенных умений и навыков. О. формируется в онтогенезе, в процессе которого под влиянием обучения некоторые индивидуальные особенности мышления ребенка закрепляются, начинают устойчиво проявляться при выполнении требующей мышления деятельности, связанной с усвоением содержания различных учебных предметов, и становятся свойствами личности, качествами ума. А.А. Вербицкий
* * *— способность человека к усвоению новых знаний и одновременно — уровень его интеллектуального развития.
индивидуальная способность, выражающиеся в скорости и качестве усвоения человеком определенных знаний, навыков, умений в процессе обучения.
* * *эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей обучаемого к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач (в т. ч. и практических), выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. О. в широком смысле слова выступает как проявление способностей человека, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая характеристика психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Как эмпирическая характеристика возможности человека к обучению О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи); особенности личности— мотивации, характера, эмоциональных проявлений; отношение обучаемого к учебному материалу, к учебной группе и преподавателям (инструкторам). Наиболее существенными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению, являются: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения. Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками — более высокими познавательными возможностями к самоконтролю — включает и некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Понятие О. оператора включает в себя и многие специальные (профессиональные) навыки.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
.
Педагогический процесс может достичь наилучших результатов, когда образовательные задачи способны затрагивать и развивать возможности ребенка, которые он не может реализовать самостоятельно. В своих научных работах Л. С. Выготский писал: «Педагогическая психология исходит из того, что познавательные возможности обучаемых не являются врожденными, а формируются в процессе обучения. Задача науки — выявить условия, обеспечивающие формирование познавательных способностей». Развитие обучаемости позволяет раскрыть потенциальные умения детей, улучшить восприимчивость к овладению новыми знаниями, что позволяет назвать ее ведущим показателем умственной деятельности.
Понимание термина «обучаемость»
Однако в настоящее время термин «обучаемость» не имеет однозначного определения, поскольку был рассмотрен многими исследователями.
Обучаемость как индивидуальная способность к учению
Со временем мнение ученых о происхождении феномена обучаемости изменилось. Первоначально они полагали, что это задатки самого человека, однако позже стали преобладать когнитивные взгляды, предполагающие становление и развитие данной способности в процессе жизни человека.
Обучаемость как готовность к учению, к учебной деятельности
Советские и позже российские психологи больше придерживаются мнения, что всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта. Поэтому важной задачей являлась организация обучения, которое способствовало бы формированию нужных качеств в человеке. А также огромное внимание уделялось процессу усвоения знаний и обеспечению оптимального развивающего эффекта.
- Абрамова Г. С. Психология человеческой жизни : Исслед. геронтопсихологии : Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов / — М.: Academia, 2002.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М., 1968.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М., 1996.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / -Изд. второе, доп., испр. И перераб. — М.: Университетская книга; Логос, 2009
- Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986.
- Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики//Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
- Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — М., 2003.
Проблема обучения обсуждалась не только в педагогической психологии, но и во многих других: в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии и психологии труда. « Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом общественного опыта, считают, что обучение — процесс, внешний по отношению к психическому развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида».
Обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, в то время как уровень умственного развития повышается с возрастом. Для определения уровня обучаемости необходимо рассмотреть не только результаты, но и сам процесс формирования и овладения новыми знаниями. Зачастую он может не совпадать с успеваемостью, поскольку на это влияет множество факторов.
- Торндайк, Э. Л. Принципы обучения, основанные на психологии. / Э. Л. Торндайк.— М.: Работник просвещения, 1930
- Ильясов И. И. Структура процесса учения. — 1986.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. — 2009.
— индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала, и специальную О. как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе О. – уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. О. определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем “рецептивного” познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека.
(Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175)
— способность индивида усваивать общие и специальные знания, умения и навыки в процессе обучения с разной скоростью и полнотой. Общая обучаемость проявляется в способности усваивать любой материал, специальная – материал, относящийся к отдельным видам практической деятельности, различных наук, видов искусств.
(Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. – М., 2004. С. 34)
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
.
Смотреть что такое “Обучаемость” в других словарях
— индивидуальные показатели скорости и качества человеком знаний, и в процессе . Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как сиособность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной индивида. О. как к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
.
.
— индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.
1) обучаемость общая — способность усвоения любого материала;
2) обучаемость специальная — способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности.
Первая — показатель общей, вторая — специальной одаренности индивида.
В основе обучаемости лежат:
1) уровень развития процессов познавательных субъекта-восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
2) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;
3) развитие производных от них компонент деятельности учебной: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.
Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
.
Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности).
Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование – на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, – метакогнитивных навыков. К ним относятся управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).
(англ. docility, educational ability, learning ability) — эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. ( Об использовании термина «обучаемость» в применении к организациям см. Обучающаяся организация. — Ред.)
О. в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. п.).
Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), особенности личности — мотивации, характера, эмоциональных проявлений; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. являются качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).
О. формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые сензитивные периоды — при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающие возможность к обучению: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования.
Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками — более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач — включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника — возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента — возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.
О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки, в т. ч. навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. см. Обучающий эксперимент.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
.