Это способ развития профессионализма

1 «Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»

Россия, Волгоградская область. Михайловка

ГБОУ СПО “Волгоградский медицинский колледж”

Черникова Елена Васильевна

В результате прохождения Учебной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения и компетенции:

Общекультурные компетенции (ОК):

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

– способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

– способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

– имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

– стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

– способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

Работать над формированием профессиональных компетенций (ПК):

в нормотворческой деятельности:

– способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

– способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

– способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

– способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

– способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

– способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

– владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

– готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

– способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

– способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

– способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

– способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

– способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

– готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

– способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

– способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

– способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

– способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

– способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе прохождения учебной практики должен:

– научные основы учебных дисциплин в образовательных учреждениях;

– основные способы обработки информации;

– основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

– ценностные основы профессиональной деятельности;

– методологию научных исследований и проблем юриспруденции;

– теории и технологии обучения и воспитания студента;

– содержание преподаваемых дисциплин;

– способы профессионального самопознания и саморазвития.

– системно анализировать и выбирать образовательные компетенции;

– использовать диагностические методы для решения различных профессиональных задач;

– проектировать профессиональный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям развития личности;

– использовать в профессиональной деятельности разнообразные ресурсы, включая потенциал учебных дисциплин;

– использовать теоретические знания для генерации новых идей в области юриспруденции

– способами ориентации в профессиональных источниках информации (СПС, журналы, сайты, юридические порталы и т

– различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;

– способами проектной и инновационной деятельности;

– способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды;

– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных, экономических и профессиональных знаний;

– навыками самооценки и самоконтроля;

– различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

– основными методами обработки информации;

– навыками работы с программными средствами.

Это способ развития профессионализма

ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж

Педагогический проект Роль производственной практики при формировании профессиональных компетенций студентов на примере профессии СПО 1501. 05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Максимова Ольга Александровна мастер производственного обучения 2015год

Это способ развития профессионализма

вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиях.

способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами , характером и результатами труда.

Блинов В. , Волошина И. ,Есенина Е. , Лейбович А

Новиков П. – Выпуск 1.  М. : ФИРО, 2010.

Это способ развития профессионализма

Виды профессиональной деятельности ПП. 00 1501. 05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Подготовительно-сварочные работы.

Сварка и резка деталей из различных

сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов

во всех пространственных положениях.

Наплавка дефектов деталей и узлов машин,

механизмов конструкций и отливок под

механическую обработку и пробное давление.

Дефектация сварных швов и контроль качества

сварных соединений.

Это способ развития профессионализма

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: роль производственной практики на формирование профессиональных компетенций.

  • анализ педагогической и методической литературы о профессиональных компетенциях на производственной практике;
  • вовлечение студентов в профессиональную деятельность;
  • закрепление практических навыков;
  • повышение уровня успеваемости и качества обучения.

Это способ развития профессионализма

Формирование практических навыков и компетенций является одним из приоритетных ценностных ориентаций в условиях профессиональной деятельности.

Это способ развития профессионализма

Это способ развития профессионализма

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Это способ развития профессионализма

ЭТАПЫ ПРОЕКТА 1 этап – подготовительный

Аналитический, обобщающий.

Это способ развития профессионализма

ЭТАПЫ ПРОЕКТА 2 этап – практический

  • вовлечение студентов в профессиональную деятельность;
  • закрепление практических навыков;
  • повышение уровня успеваемости и качества обучения.
  • Методы и средства:

анализ, сравнение, обобщение

Это способ развития профессионализма

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПРИМЕНЯЕМЫЕ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • Применение проблемного обучения.
  • Развитие самостоятельности студентов в процессе обучения в условиях производства.
  • Применение коллективных способов обучения.

Это способ развития профессионализма

ОАО «Завод КПД-2»

ЗАО «Завод ЖБИ- 4»

ЗАО «МСУ-14» г. Ульяновск

Это способ развития профессионализма

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Структура звеньевой формы организации производственной практики в условиях производства

Это способ развития профессионализма

Это способ развития профессионализма

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Отзывы и благодарности от социальных партнеров

Это способ развития профессионализма

ЭТАПЫ ПРОЕКТА 3 этап – аналитический

определить уровень сформированности профессиональных компетенций;

определить качество обучения и успеваемости

анализ, самооценка.

Это способ развития профессионализма

Это способ развития профессионализма

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ анализ базы практик

Это способ развития профессионализма

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Профессиональных компетенций ПМ

ПК 2. 1 Выполнять газовую сварку средней сложности и

сложных узлов, деталей и трубопроводов из

углеродистых и конструкционных сталей и простых

деталей из цветных металлов и сплавов.

ПК 2. 2 Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней

сложности и сложных деталей аппаратов, узлов

конструкций и трубопроводов из конструкционных

и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.

ПК 2. 3 Выполнять автоматическую и механизированную сварку с

использованием плазмотрона средней сложности и сложных

аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из

углеродистых и конструкционных сталей.

ПК 2. 4 Выполнять кислородную, воздушно-плазменную резку

металлов прямолинейной и сложной конфигурации

ПК 2. 5 Читать чертежи средней сложности и сложных сварных

ПК 2. 6 Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на

рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими

требованиями и требованиями охраны труда.

Это способ развития профессионализма

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВПД ПМ. 02ПК 2. 1-2

ОЦЕНИВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ (в %)

  • 90%-100% – В полной мере присутствует (ярко выражено)
  • 70%-80% – Не в полной мере присутствует (хорошо выражено)
  • 50%-60% – Недостаточно присутствует (удовлетворительно выражено)
  • 30%-40% – Слабо присутствует (недостаточно выражено)
  • 0% – 20% – Отсутствует (не выражено)

Это способ развития профессионализма

ПК 3. 1 Наплавлять детали и узлы простых и средней сложности конструкций твердыми сплавами.

ПК 3. 2 Наплавлять сложные детали и узлы сложных инструментов.

ПК 3. 3 Наплавлять изношенные простые инструменты, детали из углеродистых и конструкционных сталей.

ПК 3. 4 Наплавлять нагретые баллоны и трубы, дефекты деталей машин, механизмов и конструкций.

ПК 3. 5 Выполнять наплавку для устранения дефектов крупных чугунных и алюминиевых отливках под

ПК 3. 6 Выполнять наплавку для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности.

Это способ развития профессионализма

ПК 4. 1 Выполнять зачистку швов после сварки.

ПК 4. 2 Определять причины дефектов сварочных швов и соединений.

ПК 4. 3 Предупреждать и устранять различные виды дефектов в

сварных швах.

ПК 4. 4 Выполнять горячую правку сложных конструкций.

Это способ развития профессионализма

Это способ развития профессионализма

Волну встречают грудью корабли

Гудят мосты под ветрами натужено

Уходят в космос спутники Земли

И всюду, сварщик, есть твой труд заслуженный!

Гордишься ты профессией своей

И если надо, не считаясь с отдыхом

Творишь и мир, и счастье для людей

Горячим сердцем, сварки жарким сполохом!

Это способ развития профессионализма

Спасибо за внимание

Роль учебной практики в формировании профессиональных компетенций

МУРАДОВ МАШРАП АРАШБАЕВИЧ

Бухарский колледж нефти и газа, Узбекистан

Заведующий кафедрой общих дисциплин

В современной системе образования компетенциям педагога отводится важная роль. Теория компетенций была разработана американскими психологами как ответ на вопросы: почему сотрудники, имеющие престижные дипломы, шикарный послужной список, прошедшие отборочные тесты на уровень, зачастую так неэффективно выполняют свою работу? На основе чего можно спрогнозировать эффективное выполнение работы сотрудником?

После многолетних исследований психологи сделали следующий вывод: ни опыт работы, ни дипломы, ни рекомендации коллег на самом деле не могут гарантировать, что сотрудник будет достаточно хорошо выполнять ту или иную работу. Оказалось, что возможность наиболее точно спрогнозировать качество выполнения работы сотрудником, дают его компетенции. Так что же такое компетенция?

Компетенция, по данным Википедии – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

В области профессионального образования в процессе обучения студенты формируют общие и профессиональные компетенции.

Общими или универсальными называют базовые компетенции широкого спектра использования, то есть, компетенции многофункциональные, надпредметные и междисциплинарные. К ним относят способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования, работать в команде, ставить цели, задачи и строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Профессиональные компетенции различаются по профессиональным уровням:

Профессиональные – компетенции, которые поддерживают провоз­глашенную миссию и ценности коллектива. Включают в себя профессиональные и личностные качества, которые должны быть присущи каждому учителю.

Управленческие – компетенции, применяемые в отношении руководящих должностей всех уровней управления. Включают в себя способности и личностные качества, составляющие совокупность умений и навыков, необходимых учителю для успешного достижения высоких достижений профессионального уровня.

В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят способность:

  • оценивать ситуацию и свои возможности;
  • принимать решения и нести за них ответственность;
  • адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
  • вырабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации;
  • определять цели и задачи, планировать свою деятельность;
  • осуществлять контроль, оценивать процесс и результаты своей деятельности;
  • повышать свою квалификацию или «переквалификацию».

Для повышения профессионального уровня существует несколько направлений деятельности:

Углубление научных знаний. Научная мысль непрерывно развивается, и учитель независимо от своего стажа чаще всего вынужден самостоятельно осваивать новое содержание обучения, не дожидаясь, корректив свыше. Надо мотивировать и стимулировать такую деятельность специалиста.

Повышение психолого-педагогического уровня. Знание психологии и педагогики, как и основ других наук, составляет содержание учебных предметов.

Повышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если все студентов закончат учебное заведение с «красным дипломом».

Развитие способностей работать в коллективе. Это умение приобретает особое значение. Эффективность учебного процесса зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности профессиональных организаций.

Освоение методиками научно-исследовательской деятельности. Новые методики и технологии требуют от учителя умения находить, анализировать и обобщать научную информацию, экспериментально проверять эффективность нововведений.

Формирование профессиональных компетенций может быть осуществлено путем углубления теоретических знаний, увеличения самостоятельности, формирования целеполагания и применения полученных знаний на практике.

Практика– это одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.

Организация учебной практики направлена на:

  • выполнение государственных образовательных стандартов в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией;
  • непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики.

В процессе осуществления практики решались следующие задачи:

  • Овладение студентами общими и профессиональными компетенциями, позволяющими решать задачи организации внеурочной деятельности
  • Становление целостных представлений студента
  • Развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности в условиях учебной (по профилю специальности) практики.

С целью овладения профессиональной деятельностью и профессиональными компетенциями студент в ходе практики должен был сформировать практический опыт и сформировать профессиональные умения.

Практический опыт состоит:

  • в научно- познавательной деятельности;
  • в определении целей и задач, планировании, в избранной области деятельности;
  • в наблюдении, анализе и самоанализе, обсуждении отдельных мероприятий и занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики;
  • в разработке предложений по их совершенствованию и коррекции наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;
  • в ведении документации.

Профессиональные умения заключаются в способности:

  • находить методическую литературу и другие источники информации, в области научно-познавательной деятельности;
  • использовать методическую литературу,
  • определять цели и задачи;
  • составлять планы с учетом особенностей избранной области деятельности, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения;
  • подбирать и использовать материалы;
  • использовать различные методы и приемы;
  • осуществлять самоанализ и самоконтроль

К концу практики большинству студентов удается решить текущие проблемы, и по данным опроса практика закрепляет у 94% студентов интерес к профессии.

Представленный в данной статье краткий обзор формирования профессиональных компетенций позволяет сделать вывод о необходимости активизировать работу в осуществлении учебной практики, особенно в поиске эффективных способов ее реализации.

Это способ развития профессионализма

Библиографическое описание

В данной статье рассматриваются профессиональные компетенции, которые нам диктует ФГОС ВПО, затрагиваются вопросы сформированности данных компетенций у выпускников вуза. Ищется взаимосвязь между качеством и количеством производственной практики и сформированностью профессиональных компетенций у выпускника ВУЗа.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, производственная практика, профессиональная компетентность, ВУЗ, студент, компетенции, выпускник, ФГОС, ВПО.

Одной из проблем современного образования является подготовка выпускников с низким уровнем сформированности профессиональных компетенций. Выпускник, получивший диплом ВУЗа сталкивается с проблемой трудоустройства на ранке труда.

Развитие информационных технологий, а также промышленности, внедрение современных методов управления и организации производства, систем автоматизации требует от выпускника (молодого специалиста) высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.

В связи с этим Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет ряд требований к уровню подготовки выпускника: «способностью использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-1); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах (ПК-2); способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-3); способностью формировать комплекс мер по информационной безопасности с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности (ПК-4) и др».

Данные компетенции выпускника ВУЗа являются основополагающими при устройстве на работу. Весте с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи. Поэтому особую значимость приобретает ориентация высшего профессионального образования на взаимодействие с работодателями по рациональной организации производственной практики студентов ВУЗа для формирования их профессиональной компетентности.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется следующим противоречием:

                    Между количеством часов, выделенных на производственную практику и требованиями ФГОС к выпускнику.

                    Между острой потребностью современного производства в кадрах с высокой профессиональной компетентностью и недостаточным уровнем их готовности решать типовые и нестандартные практические профессиональные задачи.

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему: «Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа».

Объект исследования: формирование профессиональной компетентности студентов ВУЗа.

Предмет исследования: производственная практика студентов ВУЗа.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на формирование профессиональной компетентности студентов ВУЗа в процессе производственной практики.

Гипотеза исследования: производственная практика станет фактором формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа в том случае, если:

                    Высшие учебные заведения будут напрямую сотрудничать с рынком труда.

                    Работодатель предоставляет возможность студенту ВУЗа неоднократно пройти производственную практику на конкретном рабочем месте, закрепив за ним наставника-профессионала.

                    После прохождения производственной практики у студента ВУЗа накоплен достаточный фонд знаний и сформированы необходимые компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО).

                    Компетенции в дальнейшем будут применяться самостоятельно выпускником ВУЗа на конкретном рабочем месте.

Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:

                    Обосновать понятие производственной практики, как фактора формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа.

                    Выявить и обосновать профессиональные компетентности студентов ВУЗа.

                    Разработать и апробировать методики формирования профессиональных компетенций студентов ВУЗа.

                    Проанализировать результаты использования разработанных методик и оценить сформированность компетенций выпускника ВУЗа.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись методы теоретического анализа, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование и статистическая обработка полученных результатов.

Опытно-поисковая база исследования. Исследование проходило в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

В исследовании участвовало 100 выпускников ВУЗа. Были опрошены выпускники 2015 года специальности 050100 «Педагогическое образование».

Усвоенность профессиональных компетенций до и после изменения производственной практики

ПК

Процент усвоенности компетенции у выпускника в настоящее время

Планируемый результат освоения компетенции при увеличении производственной практики

ПК — 1

72 %

100 %

ПК — 2

90 %

100 %

ПК — 3

45 %

100 %

ПК — 4

60 %

100 %

ПК — 5

63 %

100 %

ПК — 6

55 %

100 %

ПК — 7

80 %

100 %

ПК — 8

78 %

100 %

ПК — 9

40 %

100 %

ПК — 10

41 %

100 %

ПК — 11

49 %

100 %

Результаты исследования показали, что выходя из стен высшего учебного заведения, выпускник нуждается в улучшении качества и увеличении количества производственной практики во время образовательного процесса.

Это способ развития профессионализма

Рис. Влияние практики на компетентность выпускника

  • Арзуманова Н. В., Зенкина C. B. Роль инфокоммуникационных технологий в формировании качеств современного специалиста // Труды V-й Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 5. Часть 2. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. С. 8–12.
  • Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.

Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, профессиональная компетентность студентов ВУЗа, выпускник ВУЗа, компетенция, выпускник, компетенция выпускника ВУЗа, производственная практика студентов ВУЗа, профессиональная компетентность, рабочее место, студент ВУЗа.

Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО 3+) нового поколения по специальности 38. 01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусматривает формирование принципиально новых профессиональных и общих компетенций у специалистов среднего звена, на базе освоения, закрепленных за каждым профессиональным модулем и дисциплиной, знаний и умений.

Формирование общих и профессиональных компетенций у специалистов в области экономики и бухгалтерского учета (по отраслям), на основе приобретенных умений и знаний, говорит, прежде всего, об эффективности профессиональной подготовки. Профессиональные компетенции формируются при изучении профессиональных модулей, а общие компетенции – при изучении дисциплин и профессиональных модулей.

Федеральный стандарт специальности 38. 01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусматривает изучение пяти профессиональных модулей базовой подготовки и шести профессиональных модулей углубленной подготовки обучения.

Каждый модуль направлен на приобретение своих профессиональных компетенций. Формирование профессиональных компетенций происходит на нескольких этапах:

на первом этапе – в ходе изучения теоретического и практического материала,

на втором этапе – при прохождении учебной практики, согласно изученному материалу,

и на третьем этапе – происходит закрепление полученных профессиональных компетенций – их применение в ходе прохождения производственной практики.

Практика является обязательным разделом программы подготовки специалистов среднего звена СПО.

Практическая подготовка обучающихся является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям СПО.

Целью практической подготовки обучающихся является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у них общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, а также приобретения практического опыта по специальности.

Программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 38. 01 в нашем колледже предусмотрены следующие виды практики:

учебная практика, которая направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта;

производственная практика по профилю специальности, которая направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППССЗ СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС по специальности;

преддипломная практика, которая направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Все виды практики выполняют образовательную, развивающую и воспитательную функции и направлены на формирование специалистов, которые будут способны к инновационной деятельности, самостоятельной работе, быстрой адаптации к условиям профессиональной деятельности.

Содержание рабочих программ профессиональных модулей, включающих в себя разделы учебной практики и производственной практики, определяется федеральными требованиями к результатам подготовки по каждому из профессиональных модулей ППССЗ СПО, составленными в соответствии с ФГОС, а также требованиями работодателей.

Важным звеном в профессиональной подготовке по профессиям СПО экономического профиля является учебная практика, которая направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта по основным видам деятельности для последующего полного освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии, а также на освоение рабочей профессии по специальности с получением квалификации по рабочей профессии.

В ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии. Студенты получают:

1)возможность реализовать свои профессиональные знания и умения;

2) активно включиться в целостный процесс, а также, учатся умению владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса, так как на сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения выбрать рациональный способ, обосновать свое решение.

Специфика формирования профессиональных компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда обучающейся сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

Реализовать эти задачи помогает внедрение на учебной практике элементов технологии критического мышления. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая практический характер, сама становится предметом усвоения.

При отборе содержания практических работ по учебной практике преподаватели колледжа руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста.

В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности в нашем колледже широко используются анализ и решение ситуационных задач.

Большое место в нашей педагогической практике занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения – неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализа ситуаций и решения ситуационных задач позволяют формировать данные компетенции.

Как правило, задачи могут быть сложные, так называемые комплексные. Поэтому необходимо научить обучающихся решать сначала простые задачи и, постепенно усложнять их. Среди сложных задач можно выделить:

– сквозные задачи, проходящие через весь курс.

– комплексные – охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин;

-целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.

Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики – один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у обучающегося первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.

Учебная практика организуется в стенах колледжа под руководством преподавателей учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла. Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков по специальности 38. 01 проходит в образовательном учреждении в специализированных кабинетах оснащенных современным оборудованием, необходимым раздаточным материалом, содержащим задания для выполнения практических работ.

В начале практики студенты знакомятся с перечнем умений, которыми они должны овладеть. Также обучающиеся знакомятся с критериями при оценке учебной практики.

Итоговой формой контроля по каждому виду и этапу учебной практики является дифференцированный зачет, который проставляется каждому обучающему по учебной практике в аттестационном листе.

Модернизация образования, затронула все сферы образовательного процесса, и также коснулась и средств обучения. Изменение целей образования требует пересмотра всего учебно-методического комплекса. Поэтому в нашем колледже преподавателями отделения 38. 01 был разработан комплекс ситуационных задач по учебным практикам профессиональных модулей в виде рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, как специфическое средство развития познавательной активности студентов, позволяет индивидуализировать процесс познания знаний.

За время учебной практики студент выполняет задания, предусмотренные программами практик, которые формируются с учетом видов работ, указанных в рабочих программах профессиональных модулей.

Опыт использования рабочей тетради на учебной практике, на наш взгляд, является наиболее эффективным инструментом обучения; позволяет организовать самостоятельную работу студентов, способствует формированию комплекса практических навыков, знаний и умений.

Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени обучающегося за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач.

Внедрение такого пособия в практику учебного процесса позволяет решать многие задачи, такие как:

более прочное усвоение теоретического материала, приобретение практических умений и навыков решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач;

овладеть алгоритмами решения основополагающих задач профессионального цикла;

контроль за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине, модуля и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

В заключении хотелось бы отметить, что за время проведения учебной практики у студентов был отмечен значительный прогресс, как в формировании позитивного отношения к процессу обучения в целом и осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, так и значительный рост в развитии их практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.

Роль учебной практики по профессиональным модулям в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов в рамках ФГОС

Профессиональной компетентности будущего специалиста»

В конце концов от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике

В педагогической науке и практике профессионального образования России сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентноспособного специалиста: модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования.

Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается  как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизиции, интеллектуализиции и социализации труда будущих специалистов.

«Компетентность» – это обладание специалистом определенными знаниями и умениями, навыками, то есть обладание определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету  деятельности.

Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:

  • Способ формирования профессиональной подготовки,
  • Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,
  • Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,
  • Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика. Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Практическое обучение студентов медицинских колледжей по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.

Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов колледжа является учебная практика, которая направлена на:

  • Приобретение первоначального практического опыта,
  • Формирование у студентов практических профессиональных умений,
  • Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности,

Производственная практика включает следующие этапы:

Практика по профилю специальности (технологическая) – направлена на:

  • Углубление студентом первоначального профессионального опыта,
  • Дальнейшее формирование  общих и профессиональных компетенций и реализуется в рамках   модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Практика преддипломная направлена на:

  • Дальнейшее углубление студентом приобретенного профессионального опыта,
  • Развитие общих и профессиональных компетенций,
  • Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,
  • Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе (дипломной работы) в различных ЛПУ.

В филиале нашего колледжа практическому обучению уделяется большое внимание, т. подавляющая часть выпускников (около 80%) после окончания его идут работать в различные подразделения лечебно-профилакические учреждения.

В филиале разработано «Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», «Положение о проведении практических и лабораторных работ», «Положение о смотре-конкурсе кабинетов и лабораторий колледжа».

Учебно-методические объединения готовят рабочие программы учебных и производственных практик по соответствующим специальностям, которые проводятся в ЛПУ г. Михайловка и Михайловского района на основе прямых договоров, заключаемых между филиалом колледжи Москвы и лечебно-профилактическими учреждениями.

Михайловский филиал ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж» готовит специалистов среднего звена по двум специальностям: Лечебное дело, Сестринское дело и активно поддерживает связи с учреждениями здравоохранения. Социальное партнерство между учебным заведением и учреждениями здравоохранения является необходимым и обязательным условием повышения качества практического обучения студентов, предполагает учет современных требований к оказанию медицинских услуг, повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста, воспитание профессионально и личностно значимых качеств, развитие творческого потенциала в профессиональном обучении.

Колледж, еще будучи самостоятельным образовательным учреждением,  с 2006 года занимается вопросами трудоустройства выпускников. Работу по трудоустройству планирует, организует и проводит служба содействия трудоустройства выпускников. Главными задачами службы являются: информирование выпускников о вакансиях, мониторинг вакансий для выпускников и их трудоустройства, проведение работы со студентами в целях улучшения их ориентации на рынке труда, взаимодействие с социальными партнерами.

Уже много лет ГБУЗ «Михайловская ЦРБ», ГБУЗ «Михайловская городская детская больница», ГБУЗ «Родильный дом г. Михайловка», ГБУЗ «Михайловская городская станция скорой медицинской помощи» являются основными клиническими базами для подготовки специалистов сестринского и лечебного  дела.

Специалисты больниц привлекаются к разработке учебно-программной документации по производственной практике, принимают участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик, в том числе преддипломной, являются членами государственной аттестационной комиссии на специальностях «Сестринское дело» и «Лечебное дело». Общими руководителями производственной практики назначаются главные медицинские сестры и главные врачи ЛПУ, а непосредственными руководителями – старшие медицинские сестры и ординаторы отделений. Стало традиционным в конце каждого учебного года  проведение общего собрания  студентов по результатам производственной практики с приглашением общих и непосредственных руководителей. Совместная работа коллектива филиала колледжа и лечебно-профилактических учреждений обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.

Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях. Компетентностный подход предполагает формирование профессиональных компетенций (практический опыт, знание, умение)   и овладение способами действий в различных ситуациях жизни и деятельности, что составляет социальную компетентность.

В связи с переходом на ФГОС СПО, которые предусматривают реализацию компетентностного подхода, меняются основные направления всех видов производственных практик и, соответственно, цели работы руководителей практики:

  • На учебной практике – это формирование готовности к усвоению студентами общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта;
  • На практике по профилю специальности – развитие общих и профессиональных компетенций при изучении профессиональных модулей;
  • На преддипломной – дальнейшее развитие общих и профессиональных компетенций, проверка готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности.

Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:

При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в кабинетах доклинической практики и учебных лабораториях, и новый опыт, приобретённый в лечебно-профилактических учреждениях, в ходе производственной практики.

Основным заказчиком компетентностного подхода являются прежде всего работодатели.

Каким же хотят видеть выпускника колледжа наши работодатели сегодня?

Нами были проанализированы отзывы руководителей производственной практики и стажировки 3 базовых ЛПУ. Результаты показали, что, помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования, были обозначены позиции, непосредственно касающиеся проявлений ключевых компетенций, а именно:

  • коммуникативной (коммуникабельность, умение общаться с пациентом);
  • проблемной (нацеленность на результат, умение принимать решения в зависимости от ситуации);
  • кооперативной (умение работать в команде);
  • информационной (умение представить результат деятельности).

Нами разработаны оценочные критерии сформированности общих и профессиональных компетенций студентов и выпускников по итогам профессиональной практики.

Мы предлагаем рейтинговую систему оценки за  производственную практику, которая складывается из оценок за конкретные результаты основного процесса (максимальная оценка 10 баллов). Перечень практических навыков 1, 2 и 3 уровня представляется в дневнике в виде таблицы. Дополнительные  баллы назначаются студенту за работу сверх установленного стандарта – творческий рейтинг.

Документация, заполняемая студентами во время производственной практики:

  • Характеристики (непосредственного и методического руководителя) (приложение 1,2)
  • Дневник  практики
  • Оценочный лист
  • Лист учета манипуляции (навыков)
  • Лист самооценки (Приложение 3).

Уровни усвоения практических навыков:

  • Знать теоретически, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению.
  • Знать теоретически, оценить, выполнять на муляжах и пациентах.
  • Знать теоретически, выполнять самостоятельно.

Предлагаемые варианты творческих работ:

  • Составление презентационного выступления,
  • Создание рекомендаций для пациента и членов его семьи,
  • Макет информационного бюллетеня

Критерии рейтинговой оценки за производственную практику представлены в таблице (приложение 1). В состав рейтинговой оценки входит ведение студентами портфолио.

Наряду с обязательными профессиональными компетенциями более половины общих руководителей производственной практики отметили, как необходимое требование к нашему выпускнику умение находить контакт с пациентом и готовность самостоятельно решать возникающие проблемы делового характера; 30 % непосредственных руководителей отметили, как необходимое требование способность работать в команде и готовность к постоянному самообразованию, умение планировать свою работу.

Позитивный итог практики появляется тогда, когда её итоги сопоставляются с персональной деятельностью студентов в качестве специалистов. Общий уровень практической подготовки выпускников выявляется через совокупность реализации профессионально-служебных функций при выполнении различных индивидуальных заданий на различных этапах производственной практики.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

(составляет методический руководитель практики)

  • Студент _____курса _______ группы ______ специальности ________________________
  • Фамилия ___________________________ имя ____________ отчество ________________
  • Наименование практики:
  • по получению первичных профессиональных навыков
  • по профилю специальности
  • стажировка

Общий руководитель практики ___________________________________ подпись _____________

Дата  « _______ « __________________ 20 ___ г.

на студента МФ ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»

специальность ________________________ курс ____________группа ______

  • Фамилия, имя, отчество __________________________________________________________
  • Место прохождениия практики _____________________________________________
  • Прибыл ___________________           Выбыл ____________________________
  • Функциональные подразделения КДЛ

а )___________________                                       с ________________ по __________________

б)____________________________________     с ________________ по __________________

в) _____________________________________  с ________________ по __________________

г) _____________________________________  с ________________ по __________________

д) _____________________________________  с ________________ по __________________

  • Работал по программе или нет ( подчеркнуть)
  • Теоретическая подготовка, умение применять теорию на практике
  • Соответствие теоретических знаний практическим навыкам ( недостаточный, соответствующий, высокий – подчеркнуть).
  • Внешний вид студента __________________________________________________________
  • Проявление интереса к специальности  ____________________________________________
  • Регулярно ли ведет дневник и выполняет минимум практических навыков ( да, нет).
  • Степень усовершенствования практических навыков за время практики                                   ( неудовлетворительное, удовлетворительное, хорошее, отличное).
  • Умет ли заполнять медицинскую документацию ( да. Нет).
  • Индивидуальные особенности: честность, инициатива, выдержка, отношение к пациентам

худ. самодеятельность, санбюллетень, беседа, субботник – нужное подчеркнуть

  • Недочеты в выполнении практических навыков _____________________________________
  • Оценка по пятибалльной системе _________________________________________________

« ________ « _____________________ 20 ____ г.

Общий руководитель ______________________________________________________________

Непосредственные руководители ____________________________________________________

Лист самооценки студента

  • Студент(ка)_____ курса_________ группы специальности ________________________________
  • Фамилия __________________ Имя _________________ Отчество _________________________
  • Наименование учреждения __________________________________________________________
  • Сроки прохождения практики с «____» ___________________ г. по ______________________ г.

в том числе:

в ____________________________________ отделении _________ дней

  • Причины изменения срока практики (в случае болезни к отчету прилагаются соответствующие документы) ______________________________________________________________________
  • Положительные стороны практики:
  • Отрицательные стороны практики ___________________________________________________ выполняли работу не соответствующую требованиям программы ________________________ не было возможности выполнить следующие манипуляции ______________________________
  • Узнали _______________________________________________________________________
  • Увидели ______________________________________________________________________
  • Научились ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________ указать причины.

  • Дневник
  • Характеристика
  • График прохождения практики
  • Манипуляционный лист
  • Индивидуальное задание _________________________________________________________

Подпись студента _____________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *