Формирование и приобретение новых навыков, необходимых для профессиональной деятельности

Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.

Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).

К сожалению, непосредственного ответа на то, что из себя представляет «профиль педагогической деятельности», в Российском законодательстве не содержится. Однако с опорой на другие нормативные правовые акты и материалы судебной практики можно ответить на вопрос о том, как именно педагогические работники могут реализовывать их право на дополнительное профессиональное образование, закрепленное в п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании».

В первую очередь, можно обратиться к тексту статьи 76 ФЗ «Об образовании». Так, в ч. 2 ст. 76 данного закона указано, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В соответствии с ч. 4 ст. 76 ФЗ «Об образовании», программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Согласно ч. 5 ст. 76 ФЗ «Об образовании», программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное профессиональное образование педагогических работников может быть направлено на повышение уровня их квалификации по уже освоенным навыкам/компетенциям (например, преподаваемый предмет), или же может заключаться в изучении лицом совершенного нового для него направления. Этот вывод также подтверждается положениями Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 01. 2013 N 499 «Об утверждении порядка и организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», в котором приводятся ссылки на упомянутые выше положения ФЗ «Об образовании».

Теперь стоит более подробно рассмотреть вопрос содержания дополнительных образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников. Так, в ч. 9 ст. 76 ФЗ «Об образовании» указано, что содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Соответственно, для того, чтобы выяснить какую направленность должно иметь дополнительное профессиональное образование в целях соответствия профилю педагогической деятельности, необходимо обратиться к квалификационным требованиям, установленным к педагогическим работникам. Существует Приказ Минздравсоцразвития от 26. 2010 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в который включен раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В данном нормативном правовом акте закреплены должностные обязанности и требования к квалификации следующих категорий педагогических работников: учитель, преподаватель, педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре. Полный перечень должностей Вы можете посмотреть в указанном Приказе.

Можно в качестве примера рассмотреть квалификационные характеристики должности «Учитель». Так, учитель, в соответствии со своими должностными обязанностями, осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. И это далеко не полный перечень обязанностей учителя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в профиль педагогической деятельности включаются те функции и обязанности, которые содержатся в квалификационных характеристиках для конкретных педагогических должностей. Соответственно, по перечисленным в указанных характеристиках направлениях деятельности педагогический работник и может получать дополнительное профессиональное образование.

Непосредственного ответа на то, что подразумевается под определением «профиль педагогической деятельности», в Российском законодательстве не содержится. Однако ответить на вопрос о том, как именно педагогические работники могут реализовывать их право на дополнительное профессиональное образование, закрепленное в п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании» можно путем анализа нормативно-правовых актов.

Согласно ч. 2 ст. 76 ФЗ «Об образовании», дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В соответствии с ч. 4, программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Согласно ч. 5, программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Касательно вопроса содержания дополнительных образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников. Так, в ч. 9 ст. 76 ФЗ «Об образовании» указано, что содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ Лосева Сергея Леонидовича

Вы здесьДополнительное профобразование 29. 2022 – Часто задаваемые вопросы – Дополнительное профобразованиеУниверситет и допобразование
Вопрос – ответСначала представим некоторые сведения об Университете, которые необходимы для ответа на вопросы:
• Лицензия № от __. ____ г. выдана индивидуальному предпринимателю ФИО (далее – ИП ФИО) “основателю” Университета. • Лицензия выдана на осуществление дополнительного образования детей и взрослых. • Согласно пункту «Положения о приеме, отчислении Слушателей и Обучающихся в Организации» (далее – Положение) Университет оказывает слушателям платные образовательные услуги в форме дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки. • Согласно пункту «Положения», к освоению программы допускаются только слушатели, имеющие среднее или высшее профессиональное образование, а также слушатели, получающие среднее или высшее профессиональное образование. • Согласно пункту «Положения» на основании п. 8 ст. 108 Федерального закона об образовании РФ № 273-ФЗ Организация обязана при успешном прохождении итоговой аттестации по программе повышения квалификации выдать слушателю удостоверение установленного образца о повышении квалификации, а при успешном прохождении итоговой аттестации по программе профессиональной переподготовки – диплом установленного образца о профессиональной переподготовке. 2021 – Часто задаваемые вопросы – Дополнительное профобразованиеПрисвоение квалификации
Вопрос – ответВ соответствии с ч. 5 ст. 76 Закона об образовании программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В ч. 15 ст. 76 Закона об образовании указано, что лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. 10 ст. 60 Закона об образовании указывает, что документ о квалификации (диплом) подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования. Из этого следует, что каждая программа профессиональной переподготовки подразумевает присвоение квалификации. Более того, п. 3 ст. 60 ФЗ об образовании устанавливает, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Следовательно, государственные организации дополнительного образования вправе самостоятельно устанавливать образец диплома о профессиональной переподготовке, и указание в дипломе термина «компетенция» не означает отсутствие квалификации. В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» через понятие «компетенция» Закон об образовании определяет результаты обучения, а также подразумевает описание с помощью компетенций квалификаций. 2020 – Часто задаваемые вопросы – Дополнительное профобразованиеДПО и иностранные граждане
Вопрос – ответЧасть 1 статьи 78 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29. 2012 N 273-ФЗ гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Согласно части 3 статьи 78 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29. 2012 N 273-ФЗ иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации (далее – квота), а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг. Помимо этого, часть 5 статьи устанавливает ряд дополнительных прав и социальных гарантий для иностранцев, обучающихся в пределах квоты: обучение за счёт ассигнований федерального бюджета, выплату академических стипендий, в течении всего периода обучения вне зависимости от успехов в учёбе, предоставление мест в общежитии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 установлена ежегодная квота на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, не превышающая 15 тысяч человек. 2020 – Часто задаваемые вопросы – Дополнительное профобразованиеДополнительное профессиональное образование
Вопрос – ответПорядок получения дополнительного профессионального образования закрепляется в ст. 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», более детально регламентируется в ПриказеМинистерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». В п. 6 ст. 76 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», закреплено, что содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено. Кроме того, в ч. 7 ст. 76 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», закреплено, что Типовые дополнительные профессиональные программы могут разрабатываться соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Федеральным законодательством не регламентирован единый порядок зачисления слушателей на программы дополнительного профессионального образования. Однако такие требования могут быть установлены конкретными образовательными программами. Учитывая вышесказанное, при зачислении студента на конкретную образовательную программу, можно ссылаться на образовательную программу, разработанную и утвержденную организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В ч 13 ст. 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закреплено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. То же регламентируется и приказом Министерства образования «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». Таким образом, общей регламентации численности студентов в группах на федеральном уровне не предусмотрено. 2020 – Часто задаваемые вопросы – Дополнительное профобразованиеДополнительное профессиональное образование
Вопрос – ответОбучение по программе дополнительного профессионального образования не является получением второго высшего или среднего профессионального образования. Во-первых, в соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона «Об образовании» (от 29. 2012 № 273-ФЗ) получением второго или последующего высшего образования является обучение по следующим программам:
1) по программам бакалавриата или программам специалитета – лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
2) по программам магистратуры – лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;
3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки – лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;
4) по программам подготовки научно-педагогических кадров – лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук. То есть, учитывая, что указанный список способов получения второго и последующего высшего образования является закрытым, не предполагающим расширительного толкования, и в нем отсутствует указание на программы профессиональной подготовки, данная форма образования (в том числе, при наличии высшего образования по иной специальности) не может выступать способом получения второго и последующего высшего образования. При этом, в Приказе Министерства образования и науки “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40. 01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)” (от 01. 2016 № 1511) указывается, что срок получения образования по данной программе бакалавриата составляет:
1. в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий – 4 года. 2020 – Часто задаваемые вопросы – Дополнительное профобразованиеПрограмма повышения квалификации “Технология продукции и организация общественного питания”
Вопрос – ответСогласно п. 2 ст. 76 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее Закон об образовании): “Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). ”
Также, согласно п. 4 ст. 76 Закона об образовании, программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации относятся к Дополнительному профессиональному образованию (ДПО). Соответственно, программа повышения квалификации “Технология продукции и организация общественного питания” является ДПО. Что касается программ профессионального обучения, то тут, необходимо обозначить следующее: согласно п. 7 ст. 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: “Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования”. Таким документом является Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513 “Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение”, где на 147 страницах изложен перечень программ профессионального обучения в Российской Федерации. “Технология продукции и организация общественного питания” в данном перечне отсутствует. Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Бузылева Александра Тимуровича

14. 2019 – Часто задаваемые вопросы – Статус организации, Сотрудники организации, Допобразование, Дополнительное профобразованиеНаша организация (частное образовательное учреждение допобразования) занимается переоформлением лицензии в связи с добавлением программ дополнительного профессионального образования. Специфика – обучение английскому. Пришло распоряжение о проведении внепл
Вопрос – ответ1. Относительно допустимости проведения внеплановой проверкиВ соответствии со статьей 93 Федерального закона от 29. 2012 N 273-ФЗ (ред. от 07. 2018) «Об образовании в Российской Федерации», государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Под контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам определенных мер. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вы указали, что Вам пришло распоряжение о проведении внеплановой проверки, однако, в соответствии с ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, основаниями для проведения внеплановых проверок являются:1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования. 2019 – Вопросы работников дополнительного образования – Общие положения, Дополнительное профобразованиеДополнительное образование педагогов
Вопрос – ответК сожалению, непосредственного ответа на то, что из себя представляет «профиль педагогической деятельности», в Российском законодательстве не содержится. Однако с опорой на другие нормативные правовые акты и материалы судебной практики можно ответить на вопрос о том, как именно педагогические работники могут реализовывать их право на дополнительное профессиональное образование, закрепленное в п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании». В первую очередь, можно обратиться к тексту статьи 76 ФЗ «Об образовании». Так, в ч. 2 ст. 76 данного закона указано, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В соответствии с ч. 4 ст. 76 ФЗ «Об образовании», программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Согласно ч. 5 ст. 76 ФЗ «Об образовании», программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное профессиональное образование педагогических работников может быть направлено на повышение уровня их квалификации по уже освоенным навыкам/компетенциям (например, преподаваемый предмет), или же может заключаться в изучении лицом совершенного нового для него направления. Этот вывод также подтверждается положениями Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 01. 2013 N 499 «Об утверждении порядка и организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», в котором приводятся ссылки на упомянутые выше положения ФЗ «Об образовании». 2013 – Дополнительное профобразование, Спецкатегории программ и учащихсяК какому виду образовательных программ относятся курсы подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы? Лицензируется ли такая образовательная деятельность?
Вопрос – ответПроведение  курсов подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, предусматривается приказом Министерства транспорта. 2013
– Дополнительное профобразование, Госуправление и регламентацияДолжна ли образовательная организация, имеющая лицензию на дополнительное профессиональное образование по конкретным программам повышения квалификации, выданную до 1 сентября 2013 года, дополнительно лицензировать новые дополнительные образовательные про
Вопрос – ответСогласно ч. 7 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют. Страницы
Поделиться:

Классификация и модель профессиональной компетенции консультанта

В зависимости от специализации бизнес-консультанты подраз­деляются на консультантов-предметников, тренингистов и управ­ленческих консультантов (или консультантов-системщиков).

Консультанты-предметники специализируются на каком-то одном аспекте деятельности фирмы, например на оптимизации финансо­вых потоков и документооборота или на отладке технологии произ­водства товара. Являясь специалистами в области «лечения» именно /тих систем бизнес-организма, они, как правило, игнорируют все, что остается за рамками их специализации. Таким образом, в случае, если клиент точно знает, что «поломалось» в фирме, ему следует об­ратиться за помощью именно к такому консультанту.

Тренингисты «лечат» проблему действиями (в отличие от кон­сультантов-предметников), например обучают менеджеров искусст­ву ведения переговоров. Однако если клиент не можете определить, какой аспект деятельности фирмы нуждается в усовершенствова­нии, то никакие тренинги ему не помогут; такое «обучение» будет походить на тренировку дилетанта в спортзале, надеющегося дос­тичь гармонии, тренируя лишь одну группу мышц.

Управленческие консультанты (или консультанты-системщики) способны видеть всю проблему в целом. При этом состояние от­дельных систем рассматривается ими как следствие общей органи->ации бизнеса.

Консультанты в области управления могут быть разделены как минимум на две группы1; специалисты и универсалы (джералисты).

Специалисты предлагают новшества, поскольку интересуются всеми новинками в конкретной области знаний. Они осуществляют нормативное либо «ценностное» консультирование.

Чаще всего руководители сталкиваются со специалистами в нор­мативном консультировании — это экономические, юридические, ор­ганизационно-технические консультации, когда эксперты, аудиторы, разработчики, советники, преподаватели или инноваторы передают клиенту рекомендации по конкретным изменениям, используя такие методы работы, как аудиторские и другие специальные проверки, разработки, документирование, обучение, расчеты.

В «ценностном» консультировании консультанты-специалисты (идео­логи, инноваторы, тренеры) «прививают» организации-клиенту но­вые ценностные ориентации через обучение, социально-психоло­гические тренинги, переговорные технологии, работу в группах. Это консультирование характерно при участии консультантов в работе над «тотальным» качеством в управлении, над ориентацией организации на клиента.

Универсалы предлагают разработанные, испытанные методы и имеют дело с несколькими областями управления, уделяя основное внимание их взаимодействию, координации и интеграции.

Универсалы осуществляют проблемное консультирование про­цесса либо проекта. Они обычно занимаются предварительной ор­ганизационной диагностикой, переговорами с клиентами, планиро­ванием и координацией выполнения заданий, выработкой заключе­ний, представлением окончательных предложений клиентам и т. Универсалы выполняют контролирующие и управленческие функ­ции. При консультировании проекта консультант проводит диагно­стику проблем и предлагает свои решения.

С крылатой фразой «Организация может достичь только того что может достичь ее персонал» работают в основном консультант по процессу, которые проводят диагностику организации-клиента предлагают методы совместного с ней выявления и решения орга низационных проблем. Универсалы проводят консультирование п следующим основным направлениям:

• цели организации;

• стратегия организации;

• организационная структура;

• организационная культура;

• тип развития организации;

• конфликты. В управленческом консультировании универсал создает та

ситуацию для персонала организации, чтобы тот сам выявил ев состояние, а осознав его, понял проблему, нашел пути ее решения открыл новые идеи.

Однако суть не в противопоставлении универсалов и специали­стов, а в комбинировании их навыков и умений для достижения большего суммарного эффекта. В многих консультационных фир­мах имеются как специалисты, так и универсалы, между которыми имеется определенное разделение труда.

Процесс профессионального развития консультанта предполага­ет, что все консультанты и другие лица, в должностные обязанно­сти которых входит консультирование, будут непрерывно стараться развить и повысить мотивацию и личностные свойства, связанные с профессиональным консалтингом. Следовательно, эти мотивы и свойства будут служить как бы призмой, сквозь которую будут рас­сматриваться все их действия, направленные на профессиональное совершенствование.

Большая часть работников интеллектуального труда проводит определенную часть рабочего времени, консультируясь с коллегами или предоставляя консультации. Сотрудники, работающие над ре­шением одной задачи, консультируются друг с другом. Специали­сты в области информационных технологий, посвящающие некото­рый процент рабочего времени разработке систем или созданию кодов, консультируются с клиентами, которых они обслуживают. Специалисты по работе с кадрами часто консультируются с менед­жерами или группами сотрудников. В этом смысле любой человек, который предоставляет рекомендации или советы другим сотрудни­кам, занимается консультациями, или «консалтингом». Данный термин употребляется даже по отношению к стилю продаж, когда продавец непосредственно консультирует потенциального покупа­теля, помогая ему сделать выбор.

Если понятие «консалтинг» является настолько широким, что же тогда означает слово «консультант»? Можно ли любого человека, предоставляющего консультации, считать консультантом? Консуль­тант — это специалист в области бизнеса или другой сфере дея­тельности, чьей основной функцией в данной организации является помощь другим людям (клиентам) в достижении определенных це­лей в рамках общей стратегии деятельности данного предприятия. Консультанты помогают клиентам выполнять работу, но не выпол­няют работу сами. Задача консультанта — помочь клиенту (предпри­ятию) эффективно работать. В этом смысле консультант обычно не предоставляет клиенту непосредственных услуг, как, например, создание компьютерной программы, подбор квалифицированных претендентов на должность или регулярное предоставление отчетов о текущей деятельности предприятия.

Поскольку все специалисты в той или иной степени консульти­руются друг с другом, невозможно провести четкое разграничение между «консультантом» и другими специалистами, которым по роду своей деятельности приходится предоставлять или получать консуль­тации. В данном случае можно представить себе горизонтальную непрерывную линию (горизонтальный континуум), с одной сторо­ны которой находится непосредственное предоставление отдельных услуг, а с противоположной стороны — предоставление разнопла­новой помощи: от квалифицированных консультаций до содействия в решении проблем.

Одним из принципов эффективного предоставления консульта­ционных услуг является интерес к клиенту как к человеку (или груп­пе людей). Эффективно работающие консультанты уделяют боль­шое внимание уровню благосостояния и успеху клиентов, получают искреннее удовольствие от контактов и взаимодействия с ним. Ис­кренний интерес к клиенту служит причиной основанных на взаи­мопонимании, нередко длительных отношений с ним. Эта причина позволяет консультанту взглянуть на проблему глазами клиента. Ин­терес к клиенту побуждает консультанта рассматривать проблемы с точки зрения интересов организации в целом.

Хотя организация представляет собой совокупность индивидов, консультант должен рассматривать компанию саму по себе, как еди­ного «клиента», в ходе всего многообразия отношений и взаимодей­ствий. Профессиональный консультант должен заботиться как об от­дельных клиентах, так и о благополучии компании в целом.

Забота о клиенте служит стимулом к тому, чтобы стремиться как можно больше узнать о положении дел у клиента. Профессиональ­ные консультанты стараются заблаговременно получить как можно больше информации о бизнесе данной компании в целом, об опреде­ленных проблемах, с которыми сталкиваются отдельные внутренние клиенты в ходе осуществления своей деятельности.

Высокопрофессиональный консультант всегда стремится к тому, чтобы оказать положительное влияние на клиента, ситуацию, в кото­рой находится клиент, или корпорацию. Используя терминологию теории мотивации Д. Макклеланда, можно сказать, что у высоко­профессиональных консультантов имеется большая потребность воздействии на окружающих («socialized power»). В стремлении ока­зать положительное влияние они активно занимаются решением вопросов развития способностей к управлению, а также стратегиче­ским аспектом своей деятельности и помогают клиентам сконцен­трировать свое внимание на данных вопросах. Профессиональные консультанты должны осознавать тот факт, что не на всех людей можно воздействовать одинаково, приводя фактическую информа­цию или используя финансовые стимулы. Желание повлиять на клиента стимулирует развитие целого ряда навыков воздействия.

Консультанты-профессионалы должны действовать продуманно, соизмеряя свое стремление к совершенству и желание быть непре­взойденными в своей области с реальными обстоятельствами. Они не должны пытаться использовать идеальное, с их точки зрения, техническое решение, если фактическая ситуация на предприятии клиента или другие аспекты действительности накладывают непре­одолимые ограничения на использование данного решения.

Профессиональный консультант уделяет должное внимание равноправию всех сторон, задействованных в проекте, и гарантирует принятие наиболее правильного с этической точки зрения решения но отношению ко всем участникам. В общении с клиентом не до­пускаются двусмысленности, стиль общения в целом должен быть прямым и открытым. При этом консультант должен делать все от него зависящее, чтобы избежать даже непреднамеренной дезин­формации или пренебрежения интересами клиента или коллеги. Взгляды консультантов должны быть в равной степени известны клиентам и коллегам. Консультант должен обладать способностью взглянуть на проблему беспристрастно. Нельзя, чтобы его воспри­нимали как человека, заинтересованного в поддержке одной из конфликтующих сторон. Он должен производить на окружающих впечатление человека, всегда стремящегося к лучшему, отличающе­юся честностью и порядочностью.

Профессиональные консультанты проявляют большую силу воли, добиваясь своей цели. Они никогда с легкостью не отказываются от попыток достигнуть поставленной цели и рассматривают проблему с различных точек зрения. Консультант должен быть внимателен к деталям и проявлять основательность в процессе подготовки к вы­полнению задач.

Одним из свойств консультанта-профессионала является живой ум и способность мыслить одновременно на нескольких уровнях: на со­держательном уровне и уровне процессов в ситуациях группового взаимодействия, на уровне стратегии и тактики при планировании, а также на техническом и политическом уровнях при проведении первоначального анализа ситуации. Профессионалы в области кон­салтинга должны обладать достаточной гибкостью мышления и восприятия реальности, которая позволяет им понять, оценить и использовать модели мышления других людей. В речи целесообраз­но часто использовать стилистический прием метафоры или анало­гии, чтобы помочь собеседникам проследить неявные связи между явлениями и ситуациями.

Консультанты-профессионалы обладают способностью анализи­ровать ситуацию в организации или в обществе, определять сущест­вующие общественные модели, проследить связи, которые могут быть не очевидными для других людей. Они имеют целостное представле-

Одной из особенностей поведения консультантов должна быть ненавязчивая, но очевидная уверенность в себе. Это свойство повышает авторитет консультанта в среде коллег и клиентов. Его уверенность в себе стимулирует у коллег и клиентов желание пойти на риск, иссле­довать сложные задачи и ни в коей мере не имеет целью создать или утвердить образ собственного величия в глазах окружающих.

В табл. 4 (по Д. Майстеру) представлены различия между пло­хим и хорошим консультантами в процессе коммуникации при по­даче предложений.

Плохой консультант
Хороший консультант

2
Спрашивает Вас о тех фактах и си­туациях, о которых он мог бы узнать предварительно
Изучает предварительно факты, связанные с деятельностью Вашей фирмы, и если задает вопросы, то типа: «Как мне известно, недавно Вы объявили о выпуске новой мо­дели вашей продукции. Что это дает Вашей фирме?»
Подает предложения в форме, близ­кой к стандартным рекламным бук­летам своей консалтинговой фирмы
Подает предложения в форме, спе­циально подготовленной для Вас
Говорит о своих достижениях и ста­рается на этой основе доказать, что именно он лучше других сможет ре­шить Вашу проблему
Старается помочь Вам с самого на­чала, высказывая новые идеи и да­вая практические советы, т. ведет себя так, как будто Вы уже являе­тесь его клиентом

Осторожен в высказьшании новых идей
Не боится высказывать рискован­ные идеи
Прямо сообщает Вам о своем опыте работы в Вашей отрасли или по Ва­шей проблеме
Задает вопросы и высказывает суж­дения, которые показывают знание им ключевой терминологии, фактов, цифр или событий, связанных с Ва­шей сферой
Высказывает свои суждения в без­апелляционной форме
Высказывает суждения в вопроси­тельной форме, интересуется Вашим мнением о них
Не интересуется Вашей ролью в фирме
Интересуется не только фирмой в целом, но и Вашим личным положе­нием в ней, суждениями о ее про­блемах
Больше говорит, чем слушает
Умеет выслушать, но не устраивает при этом допроса
Всегда задает вопросы «в лоб»
Старается избежать «лобовых» во­просов, если они могут поставить Вас в неловкое положение (напри­мер, вместо вопроса «Что у вас не в порядке?» спрашивает: «На что у вас не хватает времени?»
Говорит только о самой проблеме
Говорит о тех положительных ре­зультатах, к которым приведет ре­шение проблемы
Предлагает Вам только один вариант организации консультационной ра­боты с Вами
Предлагает несколько вариантов организации консультационной ра­боты, помощь в определении их преимуществ и недостатков и предоставляет право выбора (разовые консультации, консалтинговый проект, абонементное обслуживание и т. )
Предпочитает письменное общение
Всегда готов встретиться с Вами лично
Во время своего выступления перед Вами или Вашими сотрудниками строго придерживается заранее заго­товленного текста
Охотно отвечает на все вопросы, возникающие по ходу дела, даже если они прерывают его заранее за­готовленную речь
Не запоминает Ваших высказываний и комментариев
Интересуется Вашими суждениями и вспоминает о них в нужный момент
Не реагирует на Ваши возражения или реагирует формально
Отвечает на Ваши возражения по существу
4.

Существует классическое разделение консультантов на внешних и внутренних.

Внешний консультант. Профессия консультанта предполагает владение двумя основными навыками. Первым из них является умение проводить анализ, вторым — умение на основе этого анали­за вырабатывать рекомендации, которые будут потом реализованы в компании. Привлечение консультантов извне дает предприятию возможность получить новые идеи в результате свежего взгляда на проблемы. Кроме того, с помощью консультантов можно усилить аналитические отделы предприятий или даже поручить им времен­ное управление аналитическими работами. Хороший внешний кон­сультант — это хороший аналитик, который обладает рядом значи­тельных преимуществ.

Преимущества внешнего консультанта

Наличие методологической базы, которая обеспечивает сис­темный подход к проведению аналитических работ; владение мето­дикой, позволяющей сделать анализ всесторонним, выделив наибо­лее значимые для компании вопросы; умение выявить ключевые проблемы клиента. Это дает возможность сделать развитие пред­приятия наиболее эффективным и быстрым, добившись ощутимого успеха за меньший промежуток времени.

Беспристрастность анализа как следствие взгляда со стороны: консультант не зависит от руководителя предприятия и не находит­ся у него в подчинении. Он должен стремиться дать объективную оценку ситуации, а не пытаться угодить кому-либо в организации.

Большой опыт в проведении аналитических работ на различ­ных объектах, относящихся не только к данной отрасли, но и к смежным с ней отраслям.

Способность не только описывать происходящее, но и выра­батывать рекомендации, причем они должны быть такими, чтобы клиент мог их реально выполнить. Таким образом, аналитическая работа консультанта всегда практически ориентирована.

Недостатки внешних консультантов

Отсутствие гарантии качества оказываемых услуг. Этот риск можно минимизировать, используя систему выбора консультантов. При этом следует обращать внимание на сертификацию и наличие! рекомендаций от предыдущих заказчиков.

Недостаточное количество информации о компании. Этот минус может быть устранен при умении консультанта эффективно проводить организационную диагностику и устанавливать плодо­творные взаимоотношения с сотрудниками фирмы. При этом сле­дует четко рассчитать время проведения организационной диагно­стики. Она не должна быть слишком быстрой, так не удастся со­брать достаточное количество данных. Ее не стоит затягивать, что­бы полученные сведения не устарели.

Использование стандартных, не адаптированных с учетом особенностей конкретной компании схем, что ухудшает качество анализа ситуации. Для эффективной работы с внешними консуль­тантами необходимо уметь грамотно их выбирать и квалифициро­ванно взаимодействовать с ними.

Внутренние консультанты. Они являются штатными специали­стами по экономике и управлению той или иной организации. Са­ми по себе внутренние консультанты фактически есть в любой фирме. Преимущества внутреннего консультанта в том, что он от­лично знает организационное устройство фирмы, ее проблемы, зна­ет отрасль, в которой занято предприятие, клиентуру. Недостатки заключаются в том, что даже при самых хороших отношениях с ру­ководством внутренний, «штатный», консультант больше всего до­рожит (сам того не осознавая) своим местом в компании. Он вы­нужден себя ограничивать. Опыт его ограничен — это видение из­нутри, искаженное всеми сложившимися в компании стереотипа­ми, привычками, традициями.

Итак, любая российская организация, столкнувшись с опреде­ленной проблемой и решившая прибегнуть к помощи консультан­тов, будет делать выбор, чтобы получить самую лучшую консульта­ционную услугу. На этот выбор существенно оказывают влияние характеристики каждого типа консультантов.

• преимущества — наиболее индивидуальный подход к пробле­ме заказчика; относительно низкие гонорары (до 0,7% гоно­раров агентств); возможность работы в штате предприятия;

• недостатки — невозможность использования режима горячей линии, поскольку независимый консультант работает как со своими заказчиками, так и с агентствами, и его свободное время непредсказуемо; для реструктуризации корпораций и объединений нужна единая команда, которую трудно соста­вить из независимых консультантов, ранее не работавших вместе.

Российское консультационное агентство:

• преимущества — возможность параллельного осуществления работ по всему комплексу проблем с привлечением несколь-

ких консультантов одновременно; предоставление заказчику дополнительных гарантий (финансовая ответственность);

• недостатки — более высокие гонорары, включающие гонора­ ры штатных или привлеченных независимых консультантов, издержки и прибыль агентства; более стандартизованный под­ ход к проблеме заказчика.

Иностранное консультационное агентство:

• преимущества — международный авторитет (членство в неко­торых международных организациях невозможно без предвари­тельного аудита известной иностранной компанией; получение иностранных инвестиций может ставиться в зависимость от проведения консультирования иностранным агентством); мак­симальная проработка теории и значительный практический опыт консультирования предприятий многих стран;

• недостатки — недостаточный учет российской специфики; еще более высокие гонорары; максимальное применение «до­машних заготовок»; широкое использование стажеров.

В чем основные причины возникновения рынка консультаци­онных услуг и каковы основные этапы его формирования?

Каковы цели и задачи управленческого консультирования?

В чем различия экспертного, процессного и обучающего кон­сультирования?

Приведите примеры экспертно-обучающего, процессно-обучаю-щего консультирования, консультирования через рефлексию.

Каковы причины привлечения консультантов к решению кли­ентами своих проблем в России?

Назовите примеры крупной консультационной фирмы в России.

Какие существуют виды бизнес-консультантов?

Опишите модель профессиональной компетенции консультанта.

В чем преимущества и недостатки внешних и внутренних кон­сультантов?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *