В условиях внедрения ФГОС нового
поколения, построенных на компетентностной основе изменились подходы к
подготовке специалистов среднего звена. Наличие у
выпускника практического опыта – это принципиально
новая составляющая результата образования, которая четко отражена в стандартах.
Требования к результатам освоения программы
представлены общими и профессиональными компетенциями, которые тесно
взаимосвязаны. Общие компетенции во многом определяют эффективность и качество
сформированности профессиональных компетенций.
Необходимым
условием допуска к государственной итоговой аттестации является(пункт 8. ФГОС СПО) представление документов, подтверждающих освоение
студентом компетенций при изучении
теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов
профессиональной деятельности.
В ФГОС нового поколения, реализацию
которых мы осуществляем с 1. 2014 г. внесены изменения по общим компетенциям.
Инвариантный перечень представлен следующими
компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в
профессиональной деятельности
Общие компетенции формируются в процессе учебной и
внеучебной деятельности при изучении учебных
дисциплин и профессиональных модулей. При этом приоритетным средством их
формирования является способ
деятельности.
Проблема выбора
методов формирования ОК является не просто актуальной, а необходимой для
эффективной организации учебной деятельности.
Общие компетенции базируются на личностных и
метапредметных результатах обучения в общеобразовательной школе, уровень
которых у выпускников школы очень разный. Поэтому отбор методов обучения зависит,
прежде всего, от предшествующего опыта обучающихся, который выявляется
посредством диагностики на начальном этапе обучения в учебной группе.
Выбор методов формирования общих компетенций также
во многом зависит от тех приоритетных функций, которые выполняет каждая из них
в профессиональном образовании: обучающая, развивающая, воспитательная,
информационная, аналитическая, коммуникативная, организационная, технологическая,
прогностическая, когнитивная.
Примечательно, что один и тот же набор методов обучения
может способствовать формированию одновременно нескольких общих компетенций,
так как весь перечень общих компетенций формируется непоследовательно, а одновременно.
В колледже в процессе работы
творческой проблемной группы разработан перечень показателей оценки результатов
сформированности общих компетенций у
студентов.
Приведу примеры выбора методов из опыта работы:
Для формирования ОК 1. Понимание студентами сущности и социальной значимости своей будущей
профессии, проявление к ней устойчивого интереса (мотивационная) на учебных занятиях применяются такие методы как: рассказ,
демонстрация учебных фильмов, наблюдение
за профессиональной деятельностью на производстве, обсуждение с участием группы специалистов, проблемный
метод, дискуссия, метод проектов, исследовательский метод. Проведение в
процессе внеаудиторной деятельности творческих встреч, профессиональных
соревнований, конкурсов, стимулирование студентов к участию в профессиональных
кружках, творческих выставках профессиональной направленности, профориентации
среди школьников являются дополнительными способами формирования мотивационной
компетентности.
Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2. ) студенты учатся в результате использования сочетания названных выше
методов с такими способами как действие
по инструкции, тренировочные, имитационные, творческие упражнения, имитационные
ситуации. Все виды самостоятельной работы на учебных занятиях, лабораторные
и практические работы, мини-проекты, деловые, игры, компьютерные симуляции
позволяют приобрести практический опыт организационно-деятельностной
компетенции. Индивидуальный опыт организации собственной деятельности,
выбора типовых способов выполнения профессиональных задач, оценки их
эффективности и качества формируются при систематическом
выполнении домашнего задания любого типа, подготовке докладов, рефератов,
исследовательских и проектных работ любого типа, создании профессионального
портфолио, работе по индивидуальному заданию.
Для формирования ОК
3. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность используются методы
и приемы проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная
ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент); метод проб и ошибок;
учебных задач с избыточным условием; учебных задач с недостаточным условием,
требующих поиска дополнительной информации; метод кейсов, любых видов проектной
деятельности (прежде всего исследовательских и практико-ориентированных
проектов); практических работ поискового и исследовательского характера,
имеющих жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст; заданий с
ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках занятия.
В целях
формирования ОК 4. Осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития используются
следующие группы методов:
–поиск и сбор информации (задания на поиск информации в
справочной литературе, сети Интернет
–обработка информации (подготовка вопросов к тексту,
составление планов к тексту; задания на упорядочение информации – выстраивание логических,
причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование;
составление диаграмм, схем, графиков, таблиц);
–передача информации (подготовка докладов, сообщений
по теме; подготовка стендов, стенгазет; подготовка плакатов, презентаций к
учебному материалу; подготовка учебных пособий по теме);
–комплексные методы (составление и защита рефератов;
информационные учебные проекты; учебно-исследовательская работа, предполагающая
различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение,
эксперимент, а также грамотное представление полученных результатов в форме
текста, оформление выводов).
В ФГОС третьего поколения красной нитью проходит
необходимость использования активных и интерактивных методов обучения, методов
самостоятельной работы студентов для формирования и развития
общих и профессиональных компетенций обучающихся.
При реализации МДК 01. 04 Техническое регулирование и контроль
качества электрического и электромеханического оборудования в рамках ПМ. 01 Организация технического обслуживания и
ремонта электрического и электромеханического оборудования мною используются активные и интерактивные технологии обучения. Разработана
технологическая карта, использования педагогических технологий, в которой
подобраны различные сочетания методов и приемов, направленных на формирование
элементов ОК и ПК.
В зависимости от цели занятия, учебной группы мною используются
различные методы и приемы.
Целесообразность выбранных методов при формировании
ОК и ПК позволяет студентам не только обрести опыт практической деятельности в
процессе освоения программы подготовки
специалистов среднего звена, но и овладеть способами непрерывного профессионального
и личностного самосовершенствования.
Технологическая
карта применения педагогических технологий по
профессиональному модулю специальности 140448 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Библиографическое описание
Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только на производстве, но и в сфере жизни в целом.
Введение новых образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся профессиональных компетенций в учреждениях СПО.
Новые стандарты предлагают принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.
Сейчас не используется понятие «профессионализма», для оценки деловых качеств будущего работника, а при этом мы все чаще слышим такое понятие как «компетентность». Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению.
В СПО приходят обучающиеся недостаточно мотивированные, которые не имеют общего представления о содержании будущей профессии. Поэтому с первых курсов необходимо привлекать обучающихся к участию в предметных кружках, на старших курсах проведение творческих выставок, проведение дней открытых дверей, участие в конкурсах профессионального мастерства.
Процесс обучения организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли активно участвовать в учебном процессе. На занятиях применяются технические средства, повышающие эффективность учебного процесса, при изложении учебного материала у обучающихся были задействованы все виды памяти. При изучении специальных дисциплин основной целью является научить обучающихся совмещать теоретические знания с практикой, для этого применяются активные методы, формы обучения, нестандартные задания, такие как «разбор производственных ситуаций».
Хорошей традицией нашего техникума стало проведение дня открытых дверей специальности с участием школьников и обручающихся техникума. Перед проведение «Профориентационного мероприятия» для школьников составляется план мероприятия. Школьники знакомятся с администрацией техникума, посещают учебные мастерские, кабинеты специальных дисциплин. Составляется профессиография (описание специальности) которая содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или не успешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью. Профпробы позволяют каждому школьнику попробовать выполнять работы, выполняемые электромехаником сигнализации, централизации и блокировки.
Школьник подробно знакомятся со специальностью, которую представляют обучающиеся старших курсов техникума, с правилами приема, материально-технической базой специальности, преподавательским составов, получают возможность самостоятельно выполнить некоторые работы по специальности. Затем школьники делятся на группы и им дается возможность самим выполнить наиболее просты виды работ. Основными кураторами при выполнении работ выступают преподаватели специальности, а обучающиеся старших курсов техникума помогают и направляют школьников при выполнении работ.
Каждый год в техникуме, в рамки недели специальности проводится конкурс профессионального мастерства, для обучающихся которые прошли производственную практику (по профилю специальности). Конкурсы профессионального мастерства развивают у обучающихся уважение к труду, соблюдения производственной дисциплины и техники безопасности при выполнении работ, бережное отношение к оборудованию, развитие навыков работы в команде, развитие чувства уверенности в своих силах, приобретение и накопление профессионального опыта. В этих конкурсах обучающиеся могут показать свое мастерство, которое они достигли при прохождении практики на производстве.
Члены конкурсной комиссии постоянно присутствуют во время выполнения задания для более объективной оценки каждого конкурсанта. По окончании практического задания ребята выставляют свои работы на заранее подготовленные места для оценки жюри.
Жюри подводит итоги, определяет победителей, и программа конкурса заканчивается награждением победителей, вручением призов. Звучат добрые слова в адрес всех участников, благодарственные слова мастерам, подготовившим призеров. Мероприятие заканчивается в теплой дружественной обстановке.
В результате всех проводимых мероприятий из техникума выходят специалисты, компетентность которых не вызывает сомнения. В учреждениях, где получают профессиональное образование, все усилия должны быть направлены на привитие любви к профессии, гордости за результаты своего труда и вся воспитательная работа учреждения должна строиться с учётом этих целей.
- Т. А. Сдободянюк. Формирование профессиональной компетентности учащихся.
- Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Журнал» Педагогическое образование в России», № 6. – 2012 г.
- Богданова Н. А. Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО.
- Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С. 45–52.
- Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика– 2003. — № 10. — С. 8–14.
- Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Высшее образование в России. 2006 — № 1. — С. 45–52.
- Образцов П. Новый тип обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование В России. — 2001. — № 6. – С. 54–58.
- Дмитриенко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. — 2004. — № 2. — С. 54–59.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ, профессиональное мастерство, дисциплина, научно-практическая конференция, обучающийся старший курсов, практико-ориентированное образование, учебный процесс.
Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО 3+) нового поколения по специальности 38. 01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусматривает формирование принципиально новых профессиональных и общих компетенций у специалистов среднего звена, на базе освоения, закрепленных за каждым профессиональным модулем и дисциплиной, знаний и умений.
Формирование общих и профессиональных компетенций у специалистов в области экономики и бухгалтерского учета (по отраслям), на основе приобретенных умений и знаний, говорит, прежде всего, об эффективности профессиональной подготовки. Профессиональные компетенции формируются при изучении профессиональных модулей, а общие компетенции – при изучении дисциплин и профессиональных модулей.
Федеральный стандарт специальности 38. 01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусматривает изучение пяти профессиональных модулей базовой подготовки и шести профессиональных модулей углубленной подготовки обучения.
Каждый модуль направлен на приобретение своих профессиональных компетенций. Формирование профессиональных компетенций происходит на нескольких этапах:
на первом этапе – в ходе изучения теоретического и практического материала,
на втором этапе – при прохождении учебной практики, согласно изученному материалу,
и на третьем этапе – происходит закрепление полученных профессиональных компетенций – их применение в ходе прохождения производственной практики.
Практика является обязательным разделом программы подготовки специалистов среднего звена СПО.
Практическая подготовка обучающихся является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям СПО.
Целью практической подготовки обучающихся является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у них общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, а также приобретения практического опыта по специальности.
Программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 38. 01 в нашем колледже предусмотрены следующие виды практики:
учебная практика, которая направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта;
производственная практика по профилю специальности, которая направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППССЗ СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС по специальности;
преддипломная практика, которая направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.
Все виды практики выполняют образовательную, развивающую и воспитательную функции и направлены на формирование специалистов, которые будут способны к инновационной деятельности, самостоятельной работе, быстрой адаптации к условиям профессиональной деятельности.
Содержание рабочих программ профессиональных модулей, включающих в себя разделы учебной практики и производственной практики, определяется федеральными требованиями к результатам подготовки по каждому из профессиональных модулей ППССЗ СПО, составленными в соответствии с ФГОС, а также требованиями работодателей.
Важным звеном в профессиональной подготовке по профессиям СПО экономического профиля является учебная практика, которая направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта по основным видам деятельности для последующего полного освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии, а также на освоение рабочей профессии по специальности с получением квалификации по рабочей профессии.
В ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии. Студенты получают:
1)возможность реализовать свои профессиональные знания и умения;
2) активно включиться в целостный процесс, а также, учатся умению владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса, так как на сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения выбрать рациональный способ, обосновать свое решение.
Специфика формирования профессиональных компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда обучающейся сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.
Реализовать эти задачи помогает внедрение на учебной практике элементов технологии критического мышления. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая практический характер, сама становится предметом усвоения.
При отборе содержания практических работ по учебной практике преподаватели колледжа руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста.
В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности в нашем колледже широко используются анализ и решение ситуационных задач.
Большое место в нашей педагогической практике занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения – неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализа ситуаций и решения ситуационных задач позволяют формировать данные компетенции.
Как правило, задачи могут быть сложные, так называемые комплексные. Поэтому необходимо научить обучающихся решать сначала простые задачи и, постепенно усложнять их. Среди сложных задач можно выделить:
– сквозные задачи, проходящие через весь курс.
– комплексные – охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин;
-целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.
Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики – один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у обучающегося первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.
Учебная практика организуется в стенах колледжа под руководством преподавателей учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла. Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков по специальности 38. 01 проходит в образовательном учреждении в специализированных кабинетах оснащенных современным оборудованием, необходимым раздаточным материалом, содержащим задания для выполнения практических работ.
В начале практики студенты знакомятся с перечнем умений, которыми они должны овладеть. Также обучающиеся знакомятся с критериями при оценке учебной практики.
Итоговой формой контроля по каждому виду и этапу учебной практики является дифференцированный зачет, который проставляется каждому обучающему по учебной практике в аттестационном листе.
Модернизация образования, затронула все сферы образовательного процесса, и также коснулась и средств обучения. Изменение целей образования требует пересмотра всего учебно-методического комплекса. Поэтому в нашем колледже преподавателями отделения 38. 01 был разработан комплекс ситуационных задач по учебным практикам профессиональных модулей в виде рабочей тетради.
Рабочая тетрадь, как специфическое средство развития познавательной активности студентов, позволяет индивидуализировать процесс познания знаний.
За время учебной практики студент выполняет задания, предусмотренные программами практик, которые формируются с учетом видов работ, указанных в рабочих программах профессиональных модулей.
Опыт использования рабочей тетради на учебной практике, на наш взгляд, является наиболее эффективным инструментом обучения; позволяет организовать самостоятельную работу студентов, способствует формированию комплекса практических навыков, знаний и умений.
Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени обучающегося за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач.
Внедрение такого пособия в практику учебного процесса позволяет решать многие задачи, такие как:
более прочное усвоение теоретического материала, приобретение практических умений и навыков решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач;
овладеть алгоритмами решения основополагающих задач профессионального цикла;
контроль за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине, модуля и формирование у них умений и навыков самоконтроля.
В заключении хотелось бы отметить, что за время проведения учебной практики у студентов был отмечен значительный прогресс, как в формировании позитивного отношения к процессу обучения в целом и осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, так и значительный рост в развитии их практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.
Роль учебной практики по профессиональным модулям в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов в рамках ФГОС
Известно, что перечень общих и профессиональных компетенций для конкретной профессии или специальности отражен в новом ФГОС СПО.
Для освоения этих компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций и универсальных учебных действий.
Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т.
Освоение совокупности общих и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и социализации студентов становится целью образовательной программы. Таким образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют традиционные специальные дисциплины.
Реализация модульных образовательных программ, основанных на компетенциях, требует принципиально иного подхода к организации учебного процесса, основной особенностью которого становится практикоориентированное обучение и самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа студентов в модульных программах
Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности студентов, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.
Профессиональная карьера – это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:
способность работать в коллективе.
Под самостоятельной работой следует понимать любую организованную мастером производственного обучения активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленных целей в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой , с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определенных целей. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами задания по учебной практике, которое, в конечном счете, приводит его либо к получению совершенно нового , ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
– в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задаче;
– формирует у студентов необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенных познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;
– вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач.
Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у обучающихся, особенно на первом курсе, когда необходимо научить студентов правильно ставить учебные цели. Студентам необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания нового на базе старого. Например: они знают теоретические основы кладки кирпича, а практическому выполнению этих работ их нужно научить.
В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, мастеру п/о следует акцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на современном этапе развития педагогики выступает как важное средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация студентов , их направленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. В се эти характеристики соответствуют требованиям , которые выдвигают работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их; профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские способности.
Учебная практика играет решающую роль в формировании общих и профессиональных компетенций студентов, которая заключается в его специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения. Приоритетным для учебной практики является формирование профессиональных умений студентов перед формированием профессиональных знаний; ведущим методом учебной практики остается упражнение; основным средством учебной практики является производительный труд студентов осуществляется неразрывная связь теории и практики; происходит сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального производства
Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций студентов:
- профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);
- профессиональной самостоятельности;
- профессиональной мобильности.
Одновременно с учебной практикой становлению общих и профессиональных компетенций по профессии способствует производственная практика.
По учебному плану производственная практика по профессии «Мастер общестроительных работ» организуется и проводится на 2 и 3 курсах.
Нашими социальными партнерами являются ЗАО «Флагман», МУП «Водоканал», ООО «Каспий-строй», ПТП «Поршень», где студенты выполняют различные виды работ в составе производственных бригад – выполняют каменную кладку различной сложности при возведении зданий, выполняют различные ремонтные работы, выполняют монтажные работы при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных и металлоконструкций , выполняют сварку и монтаж труб и трубопроводов т. В своей работе- мастер п/о для более качественного освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по профессии «Мастер общестроительных работ» я ориентирую своих студентов на выполнение портфолио, т. считаю, что это одна из самых результативных и востребованных форм систематизации достижений общественной и образовательной деятельности студентов.
В результате составления портфолио происходит:
– отслеживание персональных достижений студентов в соответствии с поэтапными требованиями реализации учебных планов и программ в соответствии с ФГОС по профессии «Мастер общестроительных работ» (каменщик, электросварщик)
– оценивание сформированности ОК
– оценивание сформированности ПК по ПМ. 03 и ПМ
-формирование и совершенствование мотивации у студентов училища к образовательным и профессиональным достижениям.
Работу по выполнению студентами портфолио мы начали в 2011г. , на тот момент портфолио представляло документ, состоящий из титульного листа, документов представляющих достижения студента в освоении образовательной программы, грамот, сертификатов, фотографий.
При выполнении портфолио студентами происходит самооценка и систематическое отслеживание результатов своей деятельности , анализируется , оценивается общественная и учебная деятельность, свое развитие как личности, намечаются пути своего развития и планируется дальнейшая трудовая деятельность.
Выполнение студентами портфолио не самоцель, а лишь средство для достижения лучших результатов в освоении образовательных программ, при этом повышается мотивация практически у всех студентов, происходит творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности : учебной, научно-иссследовательской, спортивной, творческой, социальной.
Большинство студентов раскрывается для окружающих совершенно новых сторон, участвуя в различных мероприятиях: декадах общеобразовательных дисциплин, конкурсах профессионального мастерства, конкурсах художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях различного уровня, участвуя в работе различных общественных организаций, военно-патриотического клуба «Громада».
Контингент студентов в моей группе в большинстве своем это ребята из сельской местности, дети из неблагополучных семей, которым раскрыть свои потенциалы в различных видах деятельности не представлялось возможным, с поступлением в наше училище у молодых людей открылись новые перспективы. Участвуя в различных общеобразовательных предметных олимпиадах, конкурсах, декадах многие студенты повысили свой общеобразовательный уровень, подготовились качественно к сдаче ЕГЭ, поступили в ВУЗы и техникумы. Участвуя в конкурсах профессионального мастерства, повысили свой профессиональный уровень, получили высокие разряды по осваиваемым профессиям и сертификаты на трудоустройство от работодателей. Участвуя в спортивных соревнованиях, получили спортивные разряды по многим видам спорта. Участие в конкурсах художественной самодеятельности послужило трамплином для дальнейшей творческой деятельности для многих студентов. Все эти этапы отражаются студентами в портфолио в виде различных документов: грамот, сертификатов, благодарностей, характеристик, отзывов преподавателей, фотографий и влияют в итоге на главную цель- выпуск квалифицированного, конкурентоспособного специалиста и воспитание человека с высокими моральными качествами.
Выполнение портфолио возлагается на студента. Я как руководитель группы направляю работу студентов по ведению портфолио, консультирую, помогаю, даю советы, объясняю правила ведения и заполнения портфолио, совместно со студентами отслеживаю динамику индивидуального роста, поддерживаю образовательную, профессиональную и творческую активность и самостоятельность. Мне приходится выступать в роли посредника между студентами, преподавателями, обеспечивать постоянное сотрудничество и взаимодействие, осуществлять контроль за заполнением соответствующих разделов портфолио.
В настоящее время я рекомендую студентам не перегружать портфолио лишними бумагами. Разделы должны быть конкретными, перекликающимися с учебой и практикой. Можно определить следующие блоки для студенческого творческого портфолио:
Личная информация (визитная карточка)
Официальные документы (свидетельства, грамоты, дипломы или их копии и т
Уровень профессиональных и общеобразовательных знаний (описание исследовательской деятельности, защита курсовых проектов и результаты)
Подтверждение профессиональных навыков студента (отчеты с практики)
Социально-значимая деятельность студента (участие в конкурсах, спортивных мероприятиях и т
Выполняя портфолио, студент накапливает и сохраняет документальное подтверждение собственных достижений в процессе обучения в училище, что способствует мотивации к образовательным достижениям, приобретению опыта в деловой конкуренции; обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей; выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей; повышение конкурентоспособности будущего специалиста.