формирование профессиональной компетенции экономиста

Хоружий К. 11 Национальный педагогический университет им. ДрагомановаВ данной статье исследуется сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность экономиста» как одной из наиболее важных целей управления качеством экономического образования, сформулировано авторское определение этого феномена. В результате исследования данного понятия были рассмотрены значения понятий «компетентности» и «компетенции», а также их роль в формировании феномена профессиональной компетентности экономиста. На основе проведенного ретроспективного и структурного анализа были представлены основные составные характеристики профессиональной компетентности экономиста в контексте систематизации и системного подчинения обозначенных понятий. Было определено научное обобщение характерных особенностей профессиональной компетентности экономиста как интегрированной личностной характеристики, которая включает комплекс экономических знаний, интегрированных компетентностей низшего порядка, а также мотивационной целеустремленности личности. профессиональная компетентность экономиста1. Словарь для начинающего психолога. 2-е изд. / Под ред. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2006. – 160 с. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. Лехина и Ф. Петрова. – М. , 1952. – 191 с. Селезнева Н. Размышления о качестве образования: международный аспект. // Высшее образование сегодня – № 4. 2004 – с. 35-44. Пономаренко В. Проблеми підготовки компетентних економістів та менеджерів в Україні: монографія / В. Пономаренко. – Х. : ВД «ІНЖЕК», 2012. – 327 с. Злобин 3. Управление качеством в образовательной организации / З. Злобин, С. Мищенко, Б. Герасимов – Тамбов, 2004. – 88 с. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997. –160 с. Зимняя И. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа комптентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с. Равен Джон. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М. : Когито-Центр, 2002. – 396 с. Hutmacher, W. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. Burke, John W. , ed. Competency based education and training. Psychology Press, 1989. – 204 р. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А. Хуторской // Ученик в общеобразовательной школе. – М. : ИОСО РАО, 2002. – с. 135–157. Болюбаш Н. «Теоретичні засади формування професійної компетентності майбутніх економістів. » Наукові праці: науково-методичний журнал, 2009. – Вип. – С. 88-95. Назарова О. Экономическая компетентность выпускников учреждений начального профессионального образования: структура и содержание / О. Назарова // Известия российского государственного педагогического университета им. Герцена. – 2008. – №74-2. – С. 200-203. Грама Н. Теоретико-методичні засади фахової підготовки педагога-вихователя дошкільного закладу до економічного виховання дітей: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13. 04 / Н. Грама; Харк. держ. пед. ун-т ім. Сковороди. – Х. , 2004. – 45 с.

В современных условиях повышенного внимания общества и государства к результативности и конкурентности экономического образования на постсоветском пространстве проблема формирования профессиональной компетентности будущих экономистов приобретает приоритетное значение. Реформирование системы высшего экономического образования направлено на подготовку новой генерации профессионалов-экономистов, обладающих творческим потенциалом и высоким уровнем IQ, способных построить открытое информационное общество, ориентированное на обеспечение материальных и духовных потребностей людей.

Поскольку для каждого развитого государства в современном открытом мировом сообществе постоянно возрастает роль подготовки такой генерации профессионалов-экономистов, готовых к креативной реализации экономического потенциала своей страны, то именно поэтому актуальность проблемы формирования и развития профессиональной компетентности будущих экономистов постоянно возрастает.

Цель исследования: выяснить сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность будущего экономиста» и сформулировать авторское определение этого феномена.

К методам исследования целесообразно отнести: анализ научно-теоретической литературы, раскрывающей проблему профессиональной компетентности будущих экономистов; конкретизация понятий, связанных с этой проблемой, к которым относятся понятия «компетентность», «компетенция», «компетентный», «компетентностный подход» и т. ; сравнение содержания и сущности понятий «компетентность» и «компетенция»; научно-теоретическое обобщение проанализированного материала в процессе формулирования авторского определения феномена «профессиональная компетентность будущих экономистов».

Тематика по проблемам компетентности, компетенций, компетентностного подхода интересовала многих зарубежных и отечественных исследователей, среди которых В. Байденко, Г. Белицкая, Л. Берестова, С. Гончаренко, Н. Гришанова, И. Зимняя, И. Зязюн, Н. Кузьмина, В. Леднев, А. Маркова, М. Никандров, В. Пономаренко, Дж. Равен, В. Сергиенко, Р. Уайт, Н. Хомский, В. Хутмахер и др.

Соглашаясь с мнением В. Пономаренко о важности применения компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов, следует отметить, что эффективное управление качеством образования предполагает такое построение профессиональной подготовки экономистов, которая направляет указанный процесс в контексте этого подхода на формирование у студентов компетенций в области экономической теории, истории экономических учений, экономической информатики, финансов, банковского дела, бухгалтерского учета, аудита, функционирования бирж ценных бумаг и тому подобное.

Проблема профессиональной компетентности исследовалась Л. Выготским, А. Дубасенюк, Д. Элькониным, Н. Кузьминой, Ю. Кулюткиным, А. Леонтьевым, Н. Ничкало, В. Сериковым и др. Анализ научной литературы по проблемам исследования профессиональной компетентности показывает, что до сегодняшнего дня у исследователей нет согласованной позиции относительно содержания профессиональной компетентности в целом и профессиональной компетентности будущих экономистов в частности.

Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов, являясь одной из целей управления качеством образования, включает формирование ряда компетенций студентов высших учебных заведений экономического направления – экономических университетов, институтов экономики, экономических факультетов педагогических университетов и тому подобное. Это обуславливает необходимость планирования высшими учебными заведениями соответствующего перечня экономических учебных дисциплин, обязательных к изучению студентами экономических специальностей, полноценное комплексное усвоение которых обеспечивает формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Анализ научно-теоретической литературы, касающейся данной проблематики, позволили нам конкретизировать содержание профессиональной компетентности будущих экономистов, в состав которой входят следующие составные: когнитивная, деятельностно-практическая и коммуникативная. В свою очередь, каждая из приведенных компетенций содержит ряд ключевых компетенций.

Когнитивная компетентность включает совокупность определенных компетенций, которые формируются в процессе познавательной учебной деятельности, а именно: в процессе усвоения знаний и умений в сфере академических учебных курсов, социально-экономических законов и теорий, сущности, структуры и тенденций развития экономических систем; методов экономического анализа хозяйственных процессов на микро- и макро-уровне и т. Когнитивная компетентность включает также мотивацию по приобретению указанных знаний и умений.

Деятельностно-практическая компетентность включает совокупность компетенций по применению в практической специализированной экономической деятельности приобретенных в процессе профессиональной подготовки знаний, умений и навыков.

Коммуникативная компетентность включает совокупность компетенций для достижения творческого взаимодействия при осуществлении экономической деятельности, развитие умений диалогического общения, умений совместной работы «в команде».

Обосновывая содержание профессиональной компетентности экономистов, мы соглашаемся с научной позицией Ж. Делора относительно наукоёмкости и широты содержания этого понятия. Ученый включает в содержание этого понятия не только ряд сугубо профессиональных компетенций, сформированных на основе усвоения знаний по экономической теории, экономической истории, экономической информатики, финансам, банковскому делу, бухгалтерскому учету, аудиту, функционированию бирж ценных бумаг и т. , но и личностно-смысловые, жизнедеятельностные компетенции.

Проанализировав научно-теоретическую литературу по проблемам компетентности в целом и профессиональной компетентности будущих экономистов в частности, мы разработали авторское определение этого феномена на основе системного, компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

Результатом данного исследования является научное обобщение характерных особенностей феномена профессиональной компетентности экономиста, а именно: профессиональную компетентность экономиста целесообразно определять как интегрированную качественную характеристику личности, которая представляет собой комплекс приобретенных в результате профессиональной подготовки, самообучения, собственного профессионального опыта, знаний, умений и навыков в сферах экономической теории, истории экономических учений, экономической информатики и информационно-коммуникационных технологий, финансов, банковского дела, экономического права, бухгалтерского учета, аудита, функционирования бирж ценных бумаг и т. , а также деловой коммуникации, партнерства, основ менеджмента, администрирования и др. , способность к свободному оперированию ими, эффективного их применения в процессе практической экономической деятельности; способность к творческому, нестандартному решению проблемных экономических ситуаций, выработки оригинальных экономических идей на основе мотивационной целеустремленности личности к успешной экономической деятельности.

Содержание профессиональной компетентности как интегрированной личностной характеристики экономиста является достаточно широким и наукоемким, которое включает совокупность когнитивной, деятельностно-практической и коммуникативной компетентностей; комплекс специальных профессионально-экономических знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессиональной подготовки, а также соответствующую мотивацию – профессиональные потребности, интересы, установки и готовность к профессиональной экономической деятельности.

В заключение следует отметить, что формирование профессиональной компетентности будущих экономистов как одной из наиболее важных целей управления качеством экономического образования, требует постоянного усовершенствования, соответствующего научно-теоретического и инновационно-методического обеспечения, что отвечает современным требованиям высшей школы.

Сергиенко В. , д. , профессор НПУ имени М. Драгоманова, г. Киев;

Козырь А. , д. , профессор НПУ имени М. Драгоманова, г. Киев.

Библиографическая ссылка

формирование профессиональной компетенции экономиста

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Хахонова Н. 11 ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» РГЭУ (РИНХ)Разработка в 2005 г. национального проекта «Образование», признавшего приоритетной задачу реорганизации качества российского образования, а также Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. определила необходимость внедрения компетентностно-ориентированного подхода к обучению в вузах. В составе компетенций, осваиваемых студентами в процессе обучения в вузах, профессиональные компетенции занимают особое место, поскольку основной проблемой выпускника является его трудоустройство. В статье рассматриваются особенности формирования профессиональных компетенций (на примере подготовки экономистов) в России. Анализ требований работодателей к выпускникам экономических вузов позволил выявить проблемы, с которыми сталкиваются выпускники при трудоустройстве, и в свою очередь способствовал определению проблем современного высшего образования. Исследование было проведено применительно к подготовке студентов по направлению «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». По мнению автора, основной причиной имеющихся проблем является разрыв ожиданий наличия и качества профессиональных компетенций, полученных студентами в результате обучения в высшей школе, с фактически освоенными студентами компетенциями. По результатам исследования были выявлены три группы проблем и выработаны авторские предложения по их решению. Гетьман В. Резервы повышения уровня профессиональной подготовки студентов-бухгалтеров в вузах России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 9. 37-40. Каморджанова Н. , Солоненко А. Тенденции развития бухгалтерской профессии в мире нестабильной экономики // Аудиторские ведомости. 2017. № 1-2. 120-133. Соколов Я. Квалификация и (или) компетенция? // Бухгалтерский учет. 2010. № 3. 96-97. Хахонова Н. Формирование профессиональных компетенций в системе вузовского образования // Всероссийский научно-методический журнал «Современный педагогический взгляд». 2018. № 4 (17). 6-18.

Одной из важнейших проблем не только России, но и мирового сообщества является проблема кадрового обеспечения, соответствующего требованиям современной экономики. Следует признать, что в нашей стране этот вопрос был признан актуальным почти 15 лет назад. Так, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. , разработанной с целью реализации национального проекта «Образование», указывалось, что успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее несоответствие между качеством образования и предъявляемыми к нему требованиями работодателей. Данное отставание в первую очередь выражается в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда.

Решению поставленной задачи должна была также содействовать формируемая в стране система профессиональных стандартов (ПС), получивших официальный статус в конце 2012 г. К настоящему времени разработано и утверждено более 1260 профессиональных стандартов, в том числе 37 ПС по экономике и финансам, содержащих состав и характеристику трудовых функций и необходимых для их осуществления профессиональных компетенций (знаний, умений и действий).

Меняющиеся условия жизни и ведения бизнеса, внедрение цифровизации не только экономической, но и частной жизни ставят перед руководством хозяйствующих субъектов ряд вопросов (в частности, как обеспечить профессиональное соответствие работников уровню возникающих задач, требующих своего решения). В этих условиях вполне ожидаем интерес работодателей к выпускникам вузов. На первый взгляд кажется, что именно вчерашние студенты – сегодняшние претенденты на имеющиеся вакансии не должны иметь проблем с трудоустройством. Именно у них как выпускников вузов должны быть актуальные, полные, современные знания по выбранной профессии. Именно от них работодатели вправе ожидать внедрения в практику передовых технологий цифровой экономики, использования IT-технологий, владения современными программами обработки информации и оптимизации бизнеса.

В действительности же именно выпускникам вузов очень сложно найти работу. Именно по этой причине в Указе Президента от 07. 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из важнейших задач вновь была определена необходимость формирования эффективной системы подготовки кадров, в том числе через цифровые технологии. Для выполнения задач, определенных в Указе Президента РФ, Правительство РФ разработало ряд национальных проектов, посвященных решению проблем высшей школы, в их составе проекты «Образование» и «Наука».

Целью исследования являются выявление и анализ проблем формирования профессиональных компетенций студентов экономических специальностей в процессе реформирования системы высшего образования.

В ходе исследования использовались теоретические методы (анализ, синтез, классификация) и эмпирические методы (наблюдение, сравнение, анкетирование).

Объектом исследования является процесс формирования профессиональных компетенций у студентов экономических специальностей на примере направления подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Результаты исследования и их обсуждение. Непосредственно занимаясь аттестацией профессиональных бухгалтеров на получение аттестата ИПБ России, мы на протяжении 2016–2018 гг. проводили анкетирование главных бухгалтеров хозяйствующих субъектов в г. Ростове-на-Дону по вопросам возможности трудоустройства выпускников учетно-экономического факультета РГЭУ (РИНХ). В результате анализа данных анкет было установлено, что в условиях внедрения в практику требований профессионального стандарта «Бухгалтер» работодатели ожидают от выпускников не только наличия теоретических знаний в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения и внутреннего контроля (проверяемых путем тестирования или собеседования), но и демонстрации практических навыков заполнения первичных документов, ведения учетных регистров, формирования показателей бухгалтерской и налоговой отчетности (деклараций) с использованием соответствующих программ автоматизации.

Рассмотрим состав и содержание профессиональных компетенций, определенных в ПС «Бухгалтер», для функции: принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта, которые должен продемонстрировать претендент на занимаемую должность (табл.

В ПС «Бухгалтер» содержится аналогичная расшифровка по всем 8 трудовым функциям. На первый взгляд, представленный комплект действий, умений и знаний, требуемых от бухгалтера по данной трудовой функции, кажется вполне логичным. Казалось бы, берем требования ПС «Бухгалтер» за основу и разрабатываем соответствующий учебный план, который сможет обеспечить выполнение выпускником всех трудовых функций, предусмотренных стандартом, но поступить таким образом оказывается невозможно, поскольку порядок подготовки экономиста и состав формируемых компетенций определяются образовательными стандартами, разрабатываемыми Министерством науки и высшего образования.

На наш взгляд, постоянная разработка новых поколений федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ВО) и высшего профессионального образования (ВПО); жесткий контроль за соблюдением указанных в них компетенций и невозможность изменения их формулировок в целях приведения их в соответствие с требованиями ПС, разработка и постоянное изменение требований к фондам оценочных средств, описываемых преподавателями по каждой рабочей программе дисциплин, и иное – все это не нацелено на реальное формирование профессиональных компетенций у студентов.

Подтвердить данный вывод может информация, приведенная в таблице 3, содержащая выявленные нами три группы проблем во взаимодействии рынка труда и сферы образования.

Проблемы взаимодействия рынка труда, выпускников и сферы образования, связанные с формированием профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Анализ выделенных нами проблем в сфере труда и сфере образования позволяет сделать вывод, что отсутствие прямого взаимодействия между ними отрицательно сказывается на судьбах молодых специалистов. Невозможность работать по полученной специальности из-за несоответствия полученных знаний и опыта требованиям профессиональных стандартов после окончания вуза по данной специальности, необходимость прохождения дополнительного экзамена в центрах оценки квалификации (ЦОК) для получения свидетельства о квалификации и подтверждения профессионального соответствия, несомненно, подрывают престиж высшего профессионального образования.

В целях решения поставленной задачи на основе проведенного исследования проблем формирования профессиональных навыков в процессе обучения студентов-экономистов считаем возможным выделить ряд проблем, требующих скорейшего разрешения.

  • Продекларированный курс на обязательное формирование профессиональных компетенций никак не просматривается в учебных планах (УП) бакалавриата и магистратуры в области подготовки бухгалтера, которые содержат повторяющиеся дисциплины (микроэкономика, макроэкономика, эконометрика и др.), причем эти дисциплины включены в базовую часть УП; более того, количество профессиональных дисциплин в УП лишь незначительно превышает количество общеобразовательных дисциплин; жесткое определение периодичности прохождения практики не позволяет эффективно использовать ее возможности. Необходимо расширить права образовательных учреждений в формировании базовой и вариативных составляющих УП, сроков и форм прохождения практик, позволив вузам самостоятельно определять перечень и состав профессиональных компетенций, осваиваемых студентами в бакалавриате и магистратуре, исходя из требований соответствующих профессиональных стандартов.
  • Для обеспечения требуемого уровня освоения профессиональных компетенций студентами необходимо расширение состава практикующих преподавателей, по этой причине следует отказаться от установления в ФГОС каких-либо рамок по соотношению количества преподавателей, состоящих в штате вуза, и совместителей.
  • Чрезмерное увлечение внедрением онлайн и офлайн технологий в учебный процесс не всегда оправданно. Электронный курс, вебинар, круглый стол не всегда может заменить «живое» профессиональное общение между преподавателем и студентом, что активно способствует профессиональному развитию.

Заключение. Формирование профессиональных компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов, у студентов в процессе обучения в вузе должно стать обязательным результатом реформирования системы профессионального образования. Несомненно, этот процесс может стать успешным лишь при объединении всех усилий со стороны Министерства науки и высшего образования РФ, руководства вузов, а также практиков и при непосредственном участии преподавателей профильных кафедр.

Профессиональные компетенции экономистов,

необходимые для развития во время обучения.

Значительные преобразования в социальной и профессиональной сфере, развитие технологий, на протяжении последних десятилетий потребовали новых подходов к системе образования, в том числе при формировании и развитии профессиональных компетенций у студентов во время обучения экономической направленности, что способствует подготовке конкурентоспособного специалиста для внутреннего рынка труда.

Компетенции экономиста можно разграничить на три раздела: первостепенные компетенции, основные профессиональные компетенции и взаимосвязанные профессиональные компетенции.

Первостепенные компетенции выражают умение специалиста приспосабливаться и успешно действовать в разного рода социально-профессиональных объединениях.

Основные профессиональные компетенции продиктованы следующими видами профессиональной деятельности: финансово-экономической, организационно-управленческой, аналитической, внешнеэкономической, планово-экономической, предпринимательской, научно-исследовательской и образовательной компетенции.

Взаимосвязанные профессиональные компетенции отражают внутренний ресурс и ранее полученные навыки человека, дающие возможность достигать успеха в профессиональной деятельности, формирующиеся в ходе познания специализации, факультативов и дополнительного образования.

Таким образом, изучение иностранного языка с углублением в культурный пласт является взаимосвязанной профессиональной компетенцией, повышающей профессиональные навыки обучающегося.

Психологи относят к профессионально значимым качествам психологические качества индивида, которые формируются в процессе деятельности организованной соответствующим образом.

Разграничение этих качеств, определение их структуры можно осуществить, проведя лишь анализ определенных видов деятельности. В нашем случае, экономическая деятельность демонстрирует единство естественнонаучной, экономической и социальной типов деятельности.

Экономическая деятельность обусловлена как предметно-практическим вектором, так и социальным, обусловленным исполнением потребностей общества.

Превалирующими видами деятельности являются:

– изучение экономических межличностных отношений;

– получение, анализ, систематизирование данных об экономических явлениях и течений;

– анализ процесса и итогов экономической деятельности и оценка ее результативности;

– совершенствование процесса экономической деятельности;

– составление плана функционирования предприятия;

– установление порядка оплаты труда и преференций для всех сотрудников предприятия;

– распределение затрат, расходования ресурсов, дебет и кредит предприятия;

– пристальное наблюдение за ходом осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

– анализ нуждаемости предприятия в новых сотрудниках;

– изучение причин высоких растрат фонда заработной платы;

– действия, связанные с расчетами и обработкой больших данных, выраженных в числовых показателях;

– формирование экономических обоснований, справок, отчетности.

Успешность выполнения профессиональной деятельности определяют следующие характеристики:

– умение концентрироваться и быстро переключать внимание;

– большой потенциал развития памяти;

– математический склад умственных способностей;

– умение работать при ограниченных ресурсах времени и информации;

– способность выполнять многочасовую однообразную работу;

– аналитическое мышление;

– ответственность и аккуратность;

– усидчивость и обязательность;

– честность и порядочность;

– предприимчивость, деловая хватка;

– уверенность в себе.

Для развития этих качеств у будущих специалистов требуется создание квазипрофессионального и профессионально-творческого процесса обучения, которое позволит определить пути саморазвития, профессионального роста студентов, а также заняться самоактуализацией.

Уровень подготовленности экономиста к профессиональной деятельности определяется следующими факторами:

– определенность профессиональной мотивации и профессиональные качества специалиста;

– степень базовой подготовки;

– уровень знаний и навыков в планируемой сфере деятельности;

– степень приверженности к самообразованию.

Успешная профессиональная деятельность специалистов состоит из комплекса следующих качеств

1) профессиональные знания и умения, 2) профессиональная направленность, 3) ответственность, 4) активность, 5) адаптивность, 6) психологическая устойчивость и 7) коммуникативность.

Повышение планки профессиональной компетенции специалистов экономистов возможно путем ориентации на личностных направлениях развития каждого отдельного студента с помощью коучеров, которые способствуют активному использованию информационного, организационно-методического, социально-психологического потенциала учебного заведения. Такая система подготовки эффективно используется во многих западных странах. Более того, интеграция в образовательный процесс факультативных занятий, консультаций по личному общению с преподавателем и потенциальными работодателями синтезирует профессиональные знания студентов, помогая трансформировать их в умения и навыки.

Под компетентностью понимается качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок, позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.

Термин «компетентность» в переводе с латинского означает – круг вопросов, относительно которых человек хорошо осведомлен, обладает умениями, знаниями и опытом.

Профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции. Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.

Таким образом, можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

На  мой взгляд,  на уроках профессионального цикла,   очень важен личностно-ориентированный подход, потому что к  нам приходят обучающиеся, часто выбравшие свою профессию еще не вполне осознанно. Влияет и возраст, и не устоявшиеся взгляды на свое будущее. Одной из своих главных задач, считаю заинтересовать их предметом, стремлюсь к тому, чтобы они полюбили свою профессию.

Новая нормативно – правовая база российского образования, а именно новое поколение ФГОС, дали дополнительные свободы в решении задач по формированию содержания профессионального образования, организации учебного процесса, а также предоставили возможность построения индивидуальных траекторий профессионального образования. Также в настоящее время профессия «Повар, кондитер» претерпела коренные изменения: из «серых» общепитовских  стен она «выходит» в привлекательные, комфортабельные кафе и рестораны с богатейшим набором  изысканных блюд. Развитие туризма, проникновение мировых кухонь в страну,  открытие новых кафе и ресторанов заставляет развивать и совершенствовать национальную кухню с включением блюд  мирового распространения, подключая их названия на иностранном языке.

Учитывая требования и запросы работодателей в программу профессиональных модулей, в качестве вариативной части, были введены дополнительные компетенции по приготовлению пищи, учитывающие традиции казачества.

Чтобы выпускники были успешными и востребованными на современном рынке труда, мы должны научить их учиться. Поэтому в своей педагогической деятельности  мною используются  элементы различных технологий: дифференцированное обучение (задания различного уровня сложности), личностно-ориентированное   обучение,  информационно-коммуникативные технологии  (применение учебных электронных ресурсов по профессии, ресурсов сети Интернет, разработка презентаций к урокам), интегрированные уроки, технология игровых методов, технология проектного обучения (исследовательские работы), здоровьесберегающие технологии, а также  педагогику сотрудничества.

В рамках перечисленных образовательных технологий использую нетрадиционные формы уроков: уроки самостоятельной деятельности, исследовательские, проблемные, уроки-тренинги, уроки-семинары.

Считаю, что уроки самостоятельной работы  формируют и развивают механизмы независимости обучающихся, развивают  самостоятельные качества личности.

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование общих и профессиональных компетенций на занятиях дисциплин по профессии “Повар, кондитер”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *