Формирование профессиональной компетенции при обучении рки в профессиональном образовании

Каждый выпускник университета должен покинуть учебное заведение не только с дипломом о высшем образовании, но и с набором ключевых знаний, умений и навыков. В современных стандартах они называются компетенциями студентов вузов, и сегодня мы расскажем о них подробнее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше интересных фактов о мире образования вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в акционной группе мы делимся с подписчиками скидками и бонусами.

Профессиональные и общие компетенции студента

Существует несколько классификаций видов компетенций студентов. Остановимся на самой распространённой, согласно которой выделяют:

  • общие компетенции студентов;
  • профессиональные компетенции студента;
  • социальные компетенции студентов;
  • универсальные компетенции студента.

Процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов обычно определяется образовательными стандартами, развитие других категорий зависит от опыта студента и его личностного развития.

Не следует путать компетенцию и компетентность: первое — это инструмент, постоянное применение которого приводит к тому, что человек становится компетентным в той или иной области.

Формирование общих компетенций студентов

Общая компетенция — способность человека применять полученные знания и усвоенные умения, использовать обобщённые методы выполнения действий.

Простыми словами, это способность качественно выполнять работу по полученной специальности, понимание её сути и своей социальной ответственности. Эту основную компетенцию студенты формируют на протяжении всей учёбы, когда изучат и общие, и специальные дисциплины, проходят практику, готовят учебные и научные работы.

Формирование профессиональных компетенций студентов

К этой группе относятся компетенции, сформированные студентом при прохождении практики и во время изучения специализированных предметов.

Эти компетенции будут отличаться в зависимости от выбранного студентами направления: журналисты должны уметь создавать информационные материалы, экономисты — заниматься финансовыми операциями и т.

Оценка сформированности компетенций у студента зависит от нескольких факторов: содержания образовательного стандарта, академической успешности учащегося, его социальной активности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Формирование профессиональной компетенции при обучении рки в профессиональном образовании

Компетенция студента — итог обучения и сознательной деятельности по развитию личности

Формирование профессиональной компетенции при обучении рки в профессиональном образовании

Библиографическое описание

Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта показал, что обучающиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями.

Общие компетенции — универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Среди общих компетенций в содержании ФГОС выделяются следующие:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, приниматьрешения, нести за них ответственность.

ОК 4. Использовать информационно — коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 5. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами и руководством;

Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами.

Профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников, освоивших основную образовательную программу по специальности, стандартом описываются с учётом особенностей профессий.

Формирование профессиональной компетенции при обучении рки в профессиональном образовании

Рис. Формирование конкурентоспособного специалиста в свете современных тенденций развития профессионального образования

Итак, именно компетентность выпускника является основой конкурентоспособности работника. В связи с этим основной тенденцией развития среднего профессионального образования на сегодняшний день является реализация компетентностного подхода, направленного на развитие общих ипрофессиональных компетенций студентов колледжа.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. : 2010. — 71 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, профессиональное образование, компетенция.

Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только на производстве, но и в сфере жизни в целом.

Введение новых образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся профессиональных компетенций в учреждениях СПО.

Новые стандарты предлагают принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.

Сейчас не используется понятие «профессионализма», для оценки деловых качеств будущего работника, а при этом мы все чаще слышим такое понятие как «компетентность». Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению.

В СПО приходят обучающиеся недостаточно мотивированные, которые не имеют общего представления о содержании будущей профессии. Поэтому с первых курсов необходимо привлекать обучающихся к участию в предметных кружках, на старших курсах проведение творческих выставок, проведение дней открытых дверей, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Процесс обучения организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли активно участвовать в учебном процессе. На занятиях применяются технические средства, повышающие эффективность учебного процесса, при изложении учебного материала у обучающихся были задействованы все виды памяти. При изучении специальных дисциплин основной целью является научить обучающихся совмещать теоретические знания с практикой, для этого применяются активные методы, формы обучения, нестандартные задания, такие как «разбор производственных ситуаций».

Хорошей традицией нашего техникума стало проведение дня открытых дверей специальности с участием школьников и обручающихся техникума. Перед проведение «Профориентационного мероприятия» для школьников составляется план мероприятия. Школьники знакомятся с администрацией техникума, посещают учебные мастерские, кабинеты специальных дисциплин. Составляется профессиография (описание специальности) которая содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или не успешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью. Профпробы позволяют каждому школьнику попробовать выполнять работы, выполняемые электромехаником сигнализации, централизации и блокировки.

Школьник подробно знакомятся со специальностью, которую представляют обучающиеся старших курсов техникума, с правилами приема, материально-технической базой специальности, преподавательским составов, получают возможность самостоятельно выполнить некоторые работы по специальности. Затем школьники делятся на группы и им дается возможность самим выполнить наиболее просты виды работ. Основными кураторами при выполнении работ выступают преподаватели специальности, а обучающиеся старших курсов техникума помогают и направляют школьников при выполнении работ.

Каждый год в техникуме, в рамки недели специальности проводится конкурс профессионального мастерства, для обучающихся которые прошли производственную практику (по профилю специальности). Конкурсы профессионального мастерства развивают у обучающихся уважение к труду, соблюдения производственной дисциплины и техники безопасности при выполнении работ, бережное отношение к оборудованию, развитие навыков работы в команде, развитие чувства уверенности в своих силах, приобретение и накопление профессионального опыта. В этих конкурсах обучающиеся могут показать свое мастерство, которое они достигли при прохождении практики на производстве.

Члены конкурсной комиссии постоянно присутствуют во время выполнения задания для более объективной оценки каждого конкурсанта. По окончании практического задания ребята выставляют свои работы на заранее подготовленные места для оценки жюри.

Жюри подводит итоги, определяет победителей, и программа конкурса заканчивается награждением победителей, вручением призов. Звучат добрые слова в адрес всех участников, благодарственные слова мастерам, подготовившим призеров. Мероприятие заканчивается в теплой дружественной обстановке.

В результате всех проводимых мероприятий из техникума выходят специалисты, компетентность которых не вызывает сомнения. В учреждениях, где получают профессиональное образование, все усилия должны быть направлены на привитие любви к профессии, гордости за результаты своего труда и вся воспитательная работа учреждения должна строиться с учётом этих целей.

  • Т. А. Сдободянюк. Формирование профессиональной компетентности учащихся.
  • Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Журнал» Педагогическое образование в России», № 6. – 2012 г.
  • Богданова Н. А. Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО.
  • Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С. 45–52.
  • Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика– 2003. — № 10. — С. 8–14.
  • Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Высшее образование в России. 2006 — № 1. — С. 45–52.
  • Образцов П. Новый тип обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование В России. — 2001. — № 6. – С. 54–58.
  • Дмитриенко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. — 2004. — № 2. — С. 54–59.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ, профессиональное мастерство, дисциплина, научно-практическая конференция, обучающийся старший курсов, практико-ориентированное образование, учебный процесс.

Обучать – значит вдвойне учиться.

В настоящее время одной из тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности преподавателя русского языка как иностранного (РКИ). Это связано с тем, что ежегодно растут требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.

Давайте разберемся, что же подчеркивает степень профессионализма преподавателя РКИ. Определенно, только постоянно совершенствуя профессиональные навыки и умения, он может соответствовать требованиям своей профессии. Еще древнекитайский учитель Конфуций писал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Нужно отметить тот факт, что иногда преподавателями РКИ становятся те, кто не имеет даже филологического образования (в основном данная тенденция наблюдается за пределами Российской Федерации), или те, кто имеет филологическое образование, но не прослушал методику РКИ, и поэтому не знает, как преподавать русский язык иностранцам.

Как нам кажется, преподаватель РКИ должен обладать следующими знаниями:   а) знаниями преподаваемого предмета (то есть знаниями того, чему учить); б) знаниями методики, то есть знать, как применять имеющиеся знания; какими средствами лучше обучать в зависимости от ситуации, возраста, желаний, целей изучающих русский язык, какие приемы, методы использовать, чтобы донести информацию до иностранных обучающихся; в) знаниями национально-культурных особенностей иностранных обучающихся – в процессе педагогического взаимодействия важно научиться диалогу культур, который приводит к сотрудничеству и компромиссу, поскольку в разных странах свои принятые взаимоотношения между преподавателем и студентами, особенно это касается студентов из восточных стран, в которых преподаватель ведет себя более закрыто, нежели в странах Европы и Америки; г) знаниями об индивидуальных особенностях обучающихся – внимание к внутреннему миру студента, его желаниям, потребностям, ориентация на развитие его личности посредством обучения и общения. Вместе взятые эти знания соответствуют понятию профессиональной компетенции преподавателя РКИ, и как следствие – могут обеспечивать высокую результативность обучения иностранных граждан.

Как же организовать деятельность преподавателей, направленную на развитие профессиональной компетентности? Во-первых, преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием: читать разную методическую литературу, использовать современные методики, средства обучения, новые технологии, в том числе интерактивные, без которых в настоящее время не обойтись (например, использование интерактивной доски). Многие преподаватели сейчас с целью вовлечения в учебный процесс студентов стараются устанавливать разные приложения, программы на компьютеры, планшеты, смартфоны и с помощью этих приложений задают увлекательные домашние задания. Современный преподаватель должен уметь пользоваться Интернетом, программами-оболочками для создания упражнений, живых презентаций, программами, такими, как Word, Power Point и другими, необходимыми для организации учебного процесса. Все больше появляется образовательных порталов, обучающих сайтов. Популярными становятся и уроки по скайпу. Преподавателю просто необходимо следить за появлением всего этого многообразия, чтобы разнообразить учебный процесс и в глазах обучающихся выглядеть современным, «продвинутым».

Во-вторых, преподавателю необходимо принимать участие в работе семинаров, методических объединений, мастер-классов, конференций с целью обмена опытом с коллегами; в-третьих, вести научную и научно-методическую деятельность: написание статей, издание методических пособий поможет преподавателю, как провести самоанализ, увидеть то, что он уже накопил за годы работы в аудитории, так и поделиться накопленным материалом. А самое главное – преподавателю РКИ просто необходимо регулярно проходить курсы повышения квалификации.

На последнем пункте остановимся подробнее. Считаем необходимым условием организовывать курсы для тех, кто преподает русский язык в иностранной аудитории, не имея специального образования, и проводить постоянные курсы повышения квалификации для преподавателей РКИ.

Так, в Международном институте экономики и лингвистики Иркутского государственного университета есть программа профессиональной переподготовки «Методика преподавания русского языка как иностранного», которую разработали преподаватели РКИ, работающие в настоящее время в МИЭЛ ИГУ, но уже долгие годы преподававшие русский язык в иностранной аудитории как в разных уголках России, так и за рубежом. Эта программа привлекательна тем, что предназначена для всех желающих преподавать русский язык иностранцам, а именно: для российских и иностранных преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Цель такой программы – ознакомить с традиционными подходами к обучению РКИ и новейшими исследованиями проблем преподавания РКИ. С помощью преподавателей, имеющих большой опыт работы с иностранными обучающимися, будут рассмотрены темы, которые могут вызывать определенные трудности у будущих преподавателей РКИ. Перечислим некоторые из них: методическое содержание современного урока РКИ, практическая методика русского языка как иностранного, принципы, методы и приемы обучения русскому языку как иностранному, средства обучения РКИ, межкультурная коммуникация на уроках РКИ.

Полученные теоретические знания слушатели курсов могут использовать в своей практике. Они приобретают знания о системе РКИ; учатся реализовывать практическую цель обучения, ориентироваться на иностранного обучающегося как активного субъекта учебного процесса в результате выполнения собственных ситуативно-обусловленных действий; учатся воспринимать информацию, а затем отбирать нужную, преобразовывать и  передавать ее обучающимся. И, на наш взгляд, самое главное – слушатели курсов учатся осознавать свою роль и свою деятельность в процессе обучения, правильно оценивать и регулировать свои профессиональные действия.

Часть выше упомянутых тем рассматривается и на ежегодно проходящих курсах повышения квалификации «Методика преподавания русского как иностранного» для преподавателей РКИ здесь же – в Международном институте экономики и лингвистики ИГУ.

Чем хороши эти курсы? На наш взгляд, самое главное – они учат  профессиональному самовоспитанию и самообразованию, на курсах можно обменяться опытом, мнениями, поделиться наработками.

В связи с развитием компьютерной техники, WEB-технологий и международной компьютерной сети Интернет все активнее используется дистанционное обучение – обучение на расстоянии: по переписке (в разное время) и в режиме реального времени (on-line). Над проблемами дистанционного обучения русскому языку как иностранному активно работают многие учёные. К тому же, недавно стали популярны дистанционные курсы по русскому языку и  курсы дистанционного обучения в системе повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного. Дистанционные курсы, которые предполагают большую самостоятельную работу слушателей и хорошую организацию обучения, способствуют за сравнительно короткий срок формированию разных видов компетенций преподавателя РКИ.

Благодаря разным курсам формируется профессионализм преподавателя РКИ. И в результате этого перед нами уже не просто специалист, владеющий некоторыми педагогическими навыками и обладающий знаниями русского языка, а творческая, неординарная личность.

Таким образом, все способы повышения квалификации  будут эффективны только тогда, когда они нацеливают преподавателя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности.

И для совершенствования профессиональной компетенции, как говорилось выше, возможны разные пути. Поэтому сегодня каждый преподаватель РКИ сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. В заключение хочется отметить, что все формы повышения педагогической квалификации имеют одну цель – повысить эффективность и качество обучения студентов.

Другие компетенции, сформированные студентом

Среди социальных и универсальных компетенций, наибольшее внимание уделяют развитию социокультурной, исследовательской, предпринимательской и блоку личностных.

Развитие социокультурной компетенции у студентов

Эта компетенция связана с общим культурным уровнем учащегося. Она определяет их способность понимать произведения искусства, культурные основы семейных и общественных явлений. Развить её можно с помощью знакомства с литературой и другими видами искусства: живописью, классической музыкой, театром.

Также очень важно формирование межкультурной компетенции студентов, которая позволяет им понимать не только культуру своего народа и страны, но и других наций и государств.

Исследовательская компетенция студентов

Эта компетенция формируется в ходе самостоятельной научной работы студента: в процессе подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. Также важное значение для развития компетенции имеет участие в научных конференциях, написание тезисов и статей.

Предпринимательские компетенции студентов

Эти компетенции важны для любого современного специалиста: современный выпускник вуза должен уметь проявлять качества организатора, а не быть лишь исполнителем поручений.

Сформировать эти компетенции поможет участие в профсоюзной работе, конкурсах стартапов и т.

Личностные компетенции студентов

Это большой блок универсальных компетенций, который направлен на освоение средств и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для формирования этих компетенций нужна комплексная работа над собой, использование передовых методик.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы имеете общее представление о модели компетенций студентов. На их становление влияют как учёба и прохождение практики, так и личный студенческий опыт: участие в общественной жизни, самостоятельная работа, личностное развитие. На помощь учащимся всегда готовы прийти эксперты образовательного сервиса: они позаботятся о том, чтобы учебных проблем в вашей жизни было меньше, а времени на саморазвитие — больше.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Формирование общекультурных компетенций студентов как средство формирования личностных качеств будущих специалистов в области сетевых информационных технологий

Насейкина Л.

Оренбургский государственный университет (ОГУ), Оренбург

В настоящее время идёт разработка ФГОС ВПО как совокупности требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки. По каждому направлению даётся полная характеристика профессиональной деятельности, включающая область, объекты, виды, задачи профессиональной деятельности, а также представлены требования к результатам освоения образовательных программ, в соответствии с которыми выпускник должен обладать определённым набором общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Результатом обучения выпускника являются усвоенные знания, умения, навыки и приобретенные компетенции.

В ФГОС отмечается, что “вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности”. Каковы же возможности технического университета в развитии общекультурных и профессиональных компетенций студентов. К примеру, при подготовке бакалавров по направлению 230100 – “Информатика и вычислительная техника”.

Подавляющее большинство технических вузов страны осуществляют подготовку студентов по данному направлению. Содержание программ обучения по фундаментальным дисциплинам и дисциплинам специализаций направлено в первую очередь на формирование блока профессиональных компетенций. Но каков педагогический механизм формирования таких общекультурных компетенций, как, например, умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчинять личные интересы общей цели, способность порождать новые идеи, инициативность и стремление к лидерству, способность быстро адаптироваться к любым ситуациям, умение планировать и организовывать собственную работу и работу коллектива?

Это в частности касается и выпускников направления 230100 – “Информатика и вычислительная техника”. Область профессиональной деятельности бакалавров данного направления включает:

– ЭВМ, системы и сети,

– автоматизированные системы обработки информации и управления,

– системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки изделий,

– программное обеспечение автоматизированных систем.

При этом, основными объектами профессиональной деятельности бакалавров данного направления являются:

– вычислительные машины, комплексы, системы и сети,

– системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий,

– программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы),

– математические, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

В тоже время, современный этап развития нашего общества ознаменован бурным развитием и внедрением в различные сферы жизнедеятельности технологий вычислительных сетей (Интернет, Wi-Fi, Ethernet и др. На сегодняшний день практически любая организация имеет локальную сеть с возможность выхода в глобальную сеть, использует для хранения корпоративной информации базы данных, размещенные на серверах вычислительных сетей, а также сетевые приложения, для обращения к этим базам данных.

При этом возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах в области сетевых информационных технологий – программистах, системных администраторах, программных инженеров, способных реализовать проектирование вычислительной сети, настройку оборудования, написания клиент-серверных приложений, к которым предъявляются достаточно высокие требования. В частности, они должны быть компетентными в области сетевых информационных технологий.

Следовательно, требуется такая организация учебного процесса, при подготовке бакалавров направления 230100, которая будет способствовать формированию у студентов-программистов компетентности в области сетевых информационных технологий, чтобы при окончании вуза они имели возможность реализовать профессиональную деятельность в вычислительных сетях.

В ходе нашего исследования нами было определено, что “компетентность в области сетевых информационных технологий” определяется как “интегративное качество личности, определяющее способность решать профессиональные проблемы и типичные задачи в области сетевых информационных технологий, возникающие в реальных ситуациях при осуществлении профессиональной деятельности по работе с вычислительными сетями, включающее дав основных компонента (профессиональные компетенции и общекультурные компетенции).

Рисунок 1 – Компоненты компетентности в области сетевых информационных технологий

С целью формирования профессиональных компетенций, при подготовке бакалавров по направлению 230100 “Информатика и вычислительная техника”, нами была разработана автоматизированная система, используемая при изучении дисциплины “Сети и телекоммуникации” и применяемая как для организации аудиторных занятий, так и для самостоятельной подготовки студентов.

Формирование общекультурных компетенций организуется преподавателем непосредственно во время аудиторных занятий и реализуется при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, естественнонаучного цикла, а также профессионального цикла.

Наиболее перспективным направлением формировании общекультурных компетенций, на наш взгляд, является использование интерактивных методов и технологий обучения при организации аудиторных занятий. образовательный стандарт профессиональный компетенция

Интерактивные методы и технологии обучения предусматривают такую организацию учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя различные методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую деятельность.

В частности, при проведении аудиторных занятий по дисциплине “Сети и телекоммуникации” можно использовать следующие формы организации учебного процесса: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-диалог, лекция – пресс-конференция, технология проблемного обучения, проблемно-модульная технология, групповая работа, технология развивающейся кооперации, технология коллективного взаимодействия, проектная технология, технологии анализа ситуаций для активного обучения, Case-study, баскет-технология, ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, технология развития креативности на основе решения, тренинг, мозговой штурм, технология развития критического мышления, технология модерации, ролевая игра, мастер-класс и многие другие.

В результате, нами были определены общекультурные компетенции, формирование которых в процессе обучения студентов в вузе будет способствовать развитию определенных личностных качеств студентов. Причем, развитию определенных качеств личности выпускника способствуют определенные компетенции. Другими словами, определенные личностные качества выпускника составляют основу определенных общекультурных компетенций.

В таблице 1 приведено соответствие личностных качеств студентов, которыми они должны обладать, согласно требованиям профессионального стандарта в области ИТ-технологий общекультурным компетенциям, которые должны быть сформированы при обучении студентов направления 230100 – “Информатика и вычислительная техника” в вузе.

Таблица 1 – Соответствие личностных качеств студентов общекультурным компетенциям

Личностные качества студентов
Общекультурные компетенции

Аналитическое, логическое, системное мышление,Целеустремленность,Самостоятельность. Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Умение убеждать. Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Толерантность,Коммуникабельность,Дисциплинированность,Доброжелательность,Общительность. Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе. Стрессоустойчивость,Адаптация к изменяющимся ситуациям. Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность. Ответственность,Внимательность. Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности. Креативность,Самостоятельность,Организованность,Исполнительность. Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации мастерства. Ответственность
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Обучаемость. Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Следует отметить, что при проведении аудиторных занятий нами были использованы различные интерактивные формы организации учебного процесса при изучении дисциплины “Сети и телекоммуникации”, в том числе ролевая игра. Далее представлено описание хода проведения ролевой игры.

Необходимо разработать интерактивный Web-сайт, реализующий продажу товаров через Интернет. Для оформления заказов товаров пользователей следует создать PHP-скипт, позволяющий сохранять данные пользователя в текстовый файл.

1 Пользователи, которые имеют возможность перехода на различные разделы Интернет-магазина, регистрации, оформления заказов, просмотр собственной корзины заказов.

2 Администратор сайта, который имеет возможность работы с каталогом товаров (добавление нового товара, корректировка информации о существующем), также имеется возможность работы с данными пользователей (просмотр и корректировка файла, хранящего регистрационные данные покупателя, а также его корзину).

3 Программист, который реализует написание кода программы и поддержку в программы в актуальном состоянии.

4 Менеджер Интернет-магазина, который имеет возможность просмотра данных о продажах товарах и формирование соответствующих отчетов (отчет о продажа товаров за месяц, отчет о продажах определенного товара, корзина определенного покупателя).

Студенты разбиваются на 4 группы (пользователь, администратор сайта, программист, менеджер). Перед разработкой сайта, менеджер (как представитель заказчика) предъявляет требования к будущему Интренет-магазину. Программист выслушивает требования заказчика и разрабатывает требуемый сайт. Пользователи работая с сайтом, реализуют заказ товаров. В результате менеджер просматривает отчеты по реализации товара с помощью данного сайта.

По итогам заказчики (менеджер) и пользователи сайта оценивают успешность данного проекта, с точки зрения получения прибыли, а также с точки зрения удобства навигации и оформления доставки товаров. Следующим этапом является обязательная смена ролей.

оценка “отлично” выставляется студентам, разработавших Интернет-магазин, полностью удовлетворивший требованиям, как заказчиков, так и конечных пользователей. Помимо этого студенты, при коллективном обсуждении требованиям к проекту, проявили сформированные на высоком уровне коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления.

оценка “хорошо” выставляется студентам, разработавших Интернет-магазин, удовлетворивший требования, как заказчиков, так и конечных пользователей, однако у этих пользователей имеются замечания, которые возможно исправить. Помимо этого студенты, при коллективном обсуждении требованиям к проекту, проявили сформированные на среднем уровне коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления.

оценка “удовлетворительно” выставляется студентам, разработавших Интернет-магазин, не совсем удовлетворивший требования, как заказчиков, так и конечных пользователей и у этих пользователей имеются замечания, исправление которых приведет к полной переделке структуры сайта. Помимо этого студенты, при коллективном обсуждении требованиям к проекту, должны проявить сформированные на низком уровне коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления.

оценка “неудовлетворительно”, если не выполнены требования на оценку удовлетворительно.

Следовательно, в ходе исследования было доказано, что формирование общекультурных компетенций студентов-программистов направлено на формирование и развитие личностных качеств будущих специалистов, компетентных в области сетевых информационных технологий, которые им пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

1 Сальников Н. , Бурухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. 3-11.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *