Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Введение

При необходимости можно упомянуть следующие второстепенные, внутренние условия, способствующие распространению информационных технологий (ИТ): потребность в оптимизации учебного процесса, улучшение внутрикорпоративных связей, способствующие повышению эффективности педагогической и научной работы. Стоит уточнить, что уровень компетенции студентов не должен снижаться под давлением перечисленных выше факторов, так как именно он отражает востребованность выпускаемых специалистов на рынке труда.

Цифровизация образования диктуется актуальностью рассматриваемых при этом проблем: ЦТ в образовании поддерживаются как на государственном уровне, так и в общественной среде; ЦТ являются инструментом эффективной доставки информации и знаний до студентов, создания востребованных учебных материалов, эффективного компетентностного подхода преподавания; средством построения новой образовательной среды.

Развитие цифровизации приведёт к глубоким изменениям на рынке труда, и, как следствие, к появлению новых компетенций, улучшению кооперации среди членов научного и образовательного сообщества, повышению ответственности граждан. В свою очередь, это является поводом для дальнейшей реорганизации образовательного процесса, в основном с использованием технологий искусственного интеллекта.

Формулировка научной проблематики

Невозможно сформировать компетенции студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в условиях цифровизации дистанционного обучения.

История возникновения вопроса и степень его разработки

На данный момент перед всеми образовательными организациями встал вопрос о предоставлении студентам качественного образования в условиях пандемии COVID-19. Использование ДОТ обусловлено требованием непрерывности образовательного процесса и направлено на формирование компетенций студентов на достойном уровне; для достижения этого уровня необходимо развивать и ускорять протекающий процесс цифровизации.

Формы организации учебной работы на занятии

Типы уроков производственного обучения:

вводныеуроки (первичное практическое ознакомление с  новой областью в профессиональной деятельности);

урокиосвоения новых профессиональных умений;

уроки упражнений (используются в тренировочный период; преобладающим элементом на них является повторное выполнение учащимися упражнений в производственных действиях и  операциях);

уроки формирования навыков (по выполнению комплексных работ);

уроки формирования сложных умений (выполнение работ по методу новатора);

уроки развития творческих умений, навыков (профессиональных компетенций);

уроки самостоятельного выполнение учебно-производственных заданий;

уроки по изучению типовых приемов и операций

уроки по выполнению простых комплексных работ

уроки по выполнению сложных комплексных работ

совмещенный (бинарный урок)

Виды уроков теоретического и производственного обучения

Урок – викторина. Викторина составляется так, чтобы ученики показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач,  законов, норм, правил, дат, фамилий, биографических сведений. Вопросы могут быть розданы заранее или держатся втайне.

Урок – лекция.

Урок – поиск. В начале урока педагог ставит проблему, знакомит учащихся, если это необходимо с известными образцами и решениями, идет поиск новых идей, в конце урока проходит анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.

Урок – экспедиция

Урок взаимообучения. Учащиеся и преподаватель во время беседы или круглого стола делятся своими знаниями по предложенной теме.

Урок пресс- конференция.

Проблемно-обучающий зачет как форма урока.

Конкурс знаний, умений и навыков.

Деловые, ролевые, ситуационные игры. Важно при проведении этих уроков применять активный поиск знаний, умение анализировать, принимать решения, общаться.

Урок – документальный практикум. Каждому учащемуся дается строго сформулированное задание, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Задача учащихся – на основе изучения материалов провести глубокий анализ этих материалов, разработать технологи решения проблемы.

Урок – игра. Игра со всеми атрибутами, переодеваниями, костюмами. Фантазированием, актерством.

Урок – конференция. За месяц до урока учащиеся получают для обдумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл преподавателя – познакомить учащихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Докладчики должны отвечать на поставленные перед ними вопросы. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений.

Урок-поход. В классе или мастерской моделируются станции преодоления, группа делится на подгруппы, движение осуществляется от станции до станции.

Урок самостоятельного поиска знаний. Во всех случаях проведения  урока самостоятельного поиска знаний рассматривается не только поиск знаний, но и активное применение их.

Урок – переговоры. Этот урок проводится в форме имитационной игры с целью выяснения сложных обстоятельств и причин, породивших то или иное явление

Урок – соревнование. За несколько дней до урока группа делится на две команды. Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. В команде роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается 30 секунд на обсуждение.

Урок – экзамен

Урок – тестирование. Проводится с помощью компьютера или обычным способом. Каждый учащийся получает задачи или иные задания с вариантами решений или ответов, необходимо выбрать правильные ответы и обосновать свой выбор.

Урок – отчет. Учащийся объясняет, как он выполнял задание, с какими трудностями встретился, что помогало в работе, какая была поставлена задача.

Урок-семинар. Учащиеся ищут после изучения темы доказательства и опровержения по предложенным педагогом проблемам и выписывают интересные и необходимые цитаты. Необходимо определить проблемно-поисковый характер, создать научную ученическую группу, чтобы все учащиеся были охвачены учебной деятельностью.

Инструктивный урок.

Урок изучения рационализаторских предложений Учащиеся, предварительно изучив опыт передовиков производства, практически анализируют рационализаторские предложения, определяют обусловленность выбора способов решения, эффективность реализации.

Контрольная, практическая, лабораторная работа

Неурочные формы обучения:

Выполнение учащимися домашних заданий

Консультации, групповые и индивидуальные занятия

Кружки технического творчества

Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим

Обучение учащихся в составе ученических бригад

Обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих

Обучение учащихся на штатных рабочих местах и др.

Постановка целей урока

Наиболее важнейшим элементом при составлении плана урока, при проведении самого урока является правильная постановка целей урока:

Цели – это    контролирующая сила урока, направляющая деятельность педагога и учащихся на конечный результат урока.

Если цели урока определены правильно и восприняты каждым учащимся, то они способствуют активизации мыслительной деятельности, обусловливают организацию учебной работы в строго определенном русле, т. цели урока  служат опорной точкой для  отбора содержания форм, методов и средств обучения.

Предложенные варианты формулировок помогут мастеру п/о правильно сформулировать такую цель урока, которая будет полностью соответствовать его содержанию и задачам.

При составлении плана урока необходимо определять три цели урока: обучающую, развивающую, воспитательную.

Таблица примерных формулировок целей урока п/о

Методы обучения, используемые в работе мастера производственного обучения:

Устное изложение материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция)

Работа с технической литературой

Демонстрация наглядных пособий

Показ трудовых приемов и операций

Самостоятельное наблюдение учащихся

Использование технических средств обучения

Упражнения на тренажерах

Упражнения на учебном оборудовании и технике

Виды самостоятельной работы на уроке

Для заполнения этой графы перспективно-тематического плана и плана урока необходимо перечислить те виды самостоятельной работы, которые планируется использовать на данном уроке:

Решение задач творческого характера

Работа с технической, справочной и др. литературой

Разработка технологической схемы

Разработка инструкционных или инструкционно-технологических карт

Работа с текстом, первоисточниками, словарем

Сборка, разборка узлов или агрегатов

Выполнение схем, чертежей, эскизов, рисунков

Самостоятельная работа по выявлению неисправностей оборудования

Анализ (самоанализ) ошибок в выполненной работе

Работа с раздаточным материалом и др.

Содержание вводного инструктажа мастера может быть примерно следующим:

ознакомление учащихся с темой и целью предстоящего занятия,

ознакомление учащихся с содержанием учебного задания предстоящей работы, с чертежами, технологическими картами и техническими требованиями;

показ необходимых материалов, инструмента и приспособлений,

показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения задания, готовых изделий;

объяснения методов контроля качества работы,

объяснение правил техники безопасности,

проведение пробного выполнения учащимися показанных новых приемов, повторные показы и объяснения приемов работы, в выполнении которых большинство учащихся допускает ошибки;

проверка усвоения учащимися изложенного материала путем привлечения нескольких учащихся для демонстрации приемов работы и объяснения способов выполнения задания.

На некоторых занятиях (например, по вождению тракторов, комбайнов и автомобилей) следует объяснить и место занятия, маршрут движения.

После окончания вводного инструктажа, получив задание, учащиеся приступают к самостоятельному выполнению запланированных работ.

Эта часть урока является основной. Цель текущего инструктажа – контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ. Как правило, во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест учащихся.

Примерные цели обходов:

проверка правильности организации рабочих мест и соблюдения правил техники безопасности;

проверка правильности выполнения учащимися трудовых приемов и технологического процесса выполнения работы;

проверка правильности пользования чертежами, инструкционными и технологическими картами;

оказание помощи учащимся при наладке и пуске оборудования;

проверка хода выполнения работ (межоперационный контроль) и оказание помощи учащимся;

проведение индивидуальных инструктажей, если учащийся начал допускать ошибки;

проверка умения пользоваться технической и справочной литературой;

Каждый урок в производственном обучении заканчивается заключительным инструктажем.

Основная цель заключительного инструктажа – подведение итогов урока. На заключительном инструктаже проводится:

сообщение и достижение цели урока;

разбор совместно с учащимися типичных ошибок и характерных недостатков, допущенных при выполнении работ, организации рабочих мест, указание путей их предупреждения и устранения, рабочих мест, указание путей их предупреждения и устранения, анализ соблюдения правил техники безопасности;

рассмотрение случаев потерь рабочего времени, допущения брака и анализ их причин;

сообщение оценок за выполнение работы;

показ лучших учебно-производственных работ учащихся и анализ их работы;

сообщение учащимися темы следующего урока и выдача домашнего задания.

Домашнее задание мастер ведет в зависимости от содержания предстоящего учебного материала, и вида, и периода обучения.

Во время изучения операционных тем домашнее задания могут включать следующие моменты:

– изучение предстоящего учебного материала по учебнику, конспекту и другим пособиям;

– выполнение рабочего чертежа той детали, которую предстоит учащемуся изготовить на очередном уроке;

– составление операционной карты и т.

В период выполнения комплексных работ тематика домашних заданий может быть такой:

– выполнение рабочего чертежа изделия, которое предстоит изготовить на очередных занятиях;

– составление технологии выполнения работы;

– дополнение недостающих данных в технологической карте и т.

Критерии оценки комплексной работы:

Показатели оценкиБаллы5 (отлично)4 (хорошо)3 (удовлетворительно)2 (неудовлетворительно)1. Качество работы (выполнение технических требований). Отличное, в соответствии с установленными техническими условиями. Хорошее, в соответствии с техническими условиями. Удовлетворительное выполнение работы в пределах технических условий, но после исправлений по указанию мастера. Нарушения основных технических условий (брак в работе).

Выполнение нормы времени. Выполнение и перевыполнение установленной нормы. Выполнение установленной нормы. Выполнение установленной нормы. Выполнение установленной нормы. Организация труда и рабочего места. Правильная организация труда и рабочего места; твердое усвоение и свободное применение рациональных приемов труда при выполнении производственных операций и безошибочное применение их в разнообразных видах работ; полная самостоятельность в планировании и выполнении задания. Самостоятельное планирование и выполнение задания при несущественной помощи мастера, достаточно прочное усвоение приемов выполнения производственных работ и использование их в разнообразных условиях; правильная организация труда и рабочего места. Отдельные нарушения в организации труда или рабочего места; усвоение основных приемов выполнения производственных операций или работ и применение их в разнообразных условиях; недостаточная самостоятельность в планировании и выполнении работыСлабое усвоение основных приемов, систематическое нарушение организации труда и рабочего места; неумение самостоятельно планировать и выполнять работу; нарушение правил техники безопасности.

  • Специальная компетентность как результат профессиональной подготовки бакалавров педагогического образованияШилова Л.А.NovaInfo 54, с.276-280, 15 ноября 2016, Педагогические науки,
  • Шилова Л.А.
  • Развитие внимательности и наблюдательности у сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовкиБаранов А.М.Шипицин В.А.NovaInfo 53, с.263-267, 17 октября 2016, Педагогические науки,
  • Баранов А.М.
  • Шипицин В.А.
  • Формы и методы интерактивного обучения в системе профессионально-технического образованияБеляев А.В.NovaInfo 52, с.203-206, 15 октября 2016, Педагогические науки,
  • Беляев А.В.
  • Технологии организации самостоятельной работы студентов в колледжеСангаева Н.А.NovaInfo 43, с.253-258, 5 апреля 2016, Педагогические науки,
  • Сангаева Н.А.
  • Развитие профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания и гиперактивностьюШагиева Е.С.NovaInfo 25, 26 августа 2014, Педагогические науки,
  • Шагиева Е.С.

Список литературы

  • Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом об¬разовании: Коллективная монография / Под ред. Проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 392 с.
  • Симонов, А.С. Экономика на уроках математики / А.С. Симонов. – М., Школа-Пресс, 2011. – 168 с.

Цитировать

Цель исследования: оценить уровень формирования компетенций студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в условиях цифровизации ДО.

Обсуждение известных позиций и точек зрения

Развитие цифровизации в сфере образования обеспечивает оптимизацию образовательного процесса, делает его более персонализированным. Уровень компетенций студентов повышается в соответствии с введением новых программ, техник и методов обучения.

ДО не способно полностью заменить очную форму обучения, ведь ничто не заменит очное выполнение практических навыков и общение с преподавателями. Однако цифровизация — другой вопрос. Обогащение системы очного обучения различными инновационными ИТ будут только способствовать повышению компетенций студентов.

Анализ фактов и доказательного материала

Нами было проведено анкетирование лиц 19 – 23 лет, учащихся УрФУ и УГМУ. С помощью специального анонимного анкетирования с использованием Google Form было опрошено по 100 человек из каждого ВУЗа. Анкета состояла из 9 закрытых и 11 полуоткрытых вопросов. Согласно условиям анкеты, участникам предлагалось ответить на вопросы, выбрав один или несколько из предложенных вариантов ответа (см. приложение 1). Смысл вопросов, представленных в анкете, направлен на оценку уровня цифровизации во время ДО в сравнении с очным, на определение взаимосвязи между трансформацией образования и повышению компетентностей студентов при корпоративном взаимодействии с профессорско-преподавательским составом. Статистическую обработку результатов проводили на базе пакета стандартных программ Windows (Excel, Word) и Statistica.

При статистическом анализе использовался анализ произвольных таблиц сопряженности с использованием критерия χ2 и описательная статистика. Различия считали достоверными при р <0,05.

Полученные результаты анкетирования позволили нам оценить влияние цифровизации в условиях ДО на компетентностный подход и на уровень компетенций студентов. По итогам анкетирования респондентов, для удобства восприятия информации, данные были представлены в виде рисунков (диаграмм и графиков).

На рис. приведены данные анкетирования на вопрос: «Какими цифровыми технологиями вы пользовались во время очного/дистанционного обучения?».

Исходя из данных опроса, в основном во время очного обучения студенты УГМУ использовали внутривузовые информационные ресурсы (официальный сайт), электронную почту. Международные образовательные платформы, широко не использовались. Однако во время ДО частота использования международных ИТ значительно повысилась. Различия значимы, достоверными критериями различия являются: Zoom, WhatsApp, Microsoft Teams, Google Classroom, Skype, Mail.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Оценка использования ИР студентами УГМУ во время очного обучения и ДО

Как можно увидеть по рис. , список используемых ЦТ в условиях ДО  значительно расширился в УрФУ в сравнении с очным обучением. Различия значимы, достоверными критериями различия являются: Zoom, Microsoft Teams, Google Classroom. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень цифровизации в обоих ВУЗах значительно вырос.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Оценка использования ИР студентами УрФУ во время очного обучения и ДО

На рис. представлено сравнение частоты использования смежных ИТ, используемых обоими ВУЗами во время ДО. Обнаружены достоверные различия по следующим критериям: Moodle, WhatsApp Microsoft teams, официальные сайты.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Сравнение ИТ, используемых УГМУ и УрФУ во время ДО

Аналогичный ответам на первый вопрос (рис. 1) оказался перечень информационных ресурсов, используемых во время практических/семинарских занятий в условиях очного обучения: международные платформы широкого распространения не получили как в УрФУ, так и в УГМУ.

При проведении этих же занятий в дистанционном формате, частота использования ИТ повысилась: студенты активно пользуются разными информационными ресурсами. На рис. приведены данные анкетирования на вопрос: «С применением каких цифровых технологий проходят дистанционные семинарские и практические занятия?». в УрФУ и УГМУ студенты с разной частотой используют схожие ИТ, что зависит от методов обучения и степени внедрения разных ИР.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Использование ИТ во время проведения практических занятий в условиях ДО

В связи с данными опроса, курс лекций при очной форме обучения проходил без применения ДОТ.

С введением ДО в обоих ВУЗах лекционный курс стал зачитываться с применением ДОТ, что говорит о внедрении цифровизации в образовательную программу (рис. Обнаружены достоверные различия по следующим критериям: Microsoft teams, ИР с сайтов университета, Skype.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Использование ЦТ при проведении лекций в условиях ДО

На рис. приведены данные анкетирования на вопрос: «Каким образом была осуществлена методическая, техническая помощь по работе с данными информационными ресурсами?»

При внедрении в образовательный процесс большого количества информационных ресурсов необходимо осуществить помощь студентам и преподавателям в работе с ними, чтобы не допустить снижения уровня компетенций в силу незнания или неумения работать с новыми ЦТ. Обучение навыкам по работе с ИТ осуществлялось с помощью коммуникаций внутри группы и с преподавателем или самостоятельно, техническая поддержка значительного влияния не оказала как в одном, так и во втором ВУЗе.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Виды помощи при работе с новыми ЦТ

По мнению студентов (рис. ), часто происходят неполадки в своевременной доставке информации относительно сроков и форм проведения учебных занятий на базе новых ИТ. Небольшой процент студентов не в состоянии самостоятельно справиться с этой проблемой, что говорит о проблеме относительно введения инноваций со стороны руководства.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Доступность информации о сроках и формах проведения учебной деятельности на базе новых ИТ

При ответе на закрытый вопрос о сложности освоения новых ИТ большинство студентов ответило, что у них нет проблем (89% и 81% УрФУ и УГМУ соответственно). Связь между принадлежностью к определённому ВУЗу и отсутствием проблем с освоением не выявлена (p=0, 114).

На рис. приведены данные обоих ВУЗов по поводу анкетирования на вопрос: «Отвечает ли стратегия работы преподавателей с вашей группой Вашим целям обучения?» для обоснования повышения компетенций в условиях ДО.

Стратегия работы преподавателя в условиях ДО частично или полностью совпадает с целями обучения студентов, что повышает уровень компетентности последних.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Соответствие стратегии работы преподавателя целям обучения студентов

Значительную роль в формировании высокого уровня компетенций студентов играет их мотивация. Студенты отвечали на вопрос, способствует ли преподаватель повышению мотивации при выполнении учебной и научной деятельности. Были получены следующие ответы: 63% студентов УГМУ ответили «Да», УрФУ — только 44%. Была найдена статистическая значимость между принадлежностью к ВУЗу и уровнем мотивации студентов (p=0,006).

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Предпочтительные способы мотивации студентов

На вопрос: «Помогает ли БРС достичь поставленных вами целей?» 41% студентов УГМУ ответил положительно, УрФУ-50% (уровень значимости p=0,202, значение критерия χ2 составляет 1,633). Балльно-рейтинговая система (БРС) является критерием оценки уровня компетентности студентов, организация учебной деятельности с адекватной БРС способствует формированию компетенций на достойном уровне.

Если говорить о модернизации научной деятельности в условиях цифровизации обучения, то студенты могут выполнять все виды научной деятельности, предлагаемые их ВУЗами.

Один из ключевых вопросов в данной работе — способствует ли ДО развитию профессиональных компетенций студентов (рис. 10). Большая часть студентов обоих ВУЗов ответила отрицательно или сопоставила значимость ДО для компетенций с очным форматом обучения.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Роль ДО в развитии профессиональных компетенций

Во время ДО профессиональные компетенции развиваются в основном посредством посещения вебинаров лекций и практически занятий с использованием ДОТ (рис. 11)

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Способы развития профессиональных компетенций в условиях ДО

При очном формате обучения развитию профессиональных компетенций, наоборот, способствуют посещение учебных мероприятий и прохождение практики (рис.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Способы развития профессиональных компетенций в условиях очного обучения

При аналогичном вопросе о роли ДО в формировании общепрофессиональных компетенций студенты ответили в большинстве своём отрицательно: ДО не способствует развитию общепрофессиональных компетенций (p=0,141).

Также студентами была оценена роль цифровизации образования в формировании компетенций студентов посредством ответа на вопрос: «Способствует ли внедрение цифровых технологий развитию компетенций студентов?». Абсолютное большинство считает, что цифровизация положительно влияет на уровень компетенций студентов (рис.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Роль ЦТ в развитии компетенций

Аналогичный ответ был дан о развитии компетенций студентов через взаимодействие с преподавателями посредством использования информационных образовательных технологий (рис.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Рис. Оценка развития компетенций студентов через взаимодействие с профессорско-преподавательским составом посредством ИТ

Выдвижение собственных гипотез

Цифровизация ДО способствует формированию компетенций студентов.

Взаимодействие профессорско-преподавательского состава со студентами в условиях цифровизации ДО способствует формированию компетенций последних.

Обоснование и изложения результатов

Уровень цифровизации образования во время ДО значительно повысился – были внедрены и освоены международные образовательные ресурсы, частота использования внутривузовых ИТ возросла в сравнении с очным обучением. Существует проблема внедрения ИТ в образовательную среду: не всегда студенты могут получить информацию относительно форм и сроков проведения учебной деятельности, коммуникация службы технической поддержки со студентами налажена слабо — они вынуждены сами искать нужную информацию, хотя должны получать услуги достойного качества от образовательной организации. Уровень компетенций студентов напрямую зависит от стратегии работы преподавателя и БРС, относительно которых были даны неоднозначные ответы — примерно половина опрошенных считает, что они лишь частично соответствую их целям.

Заключение

Переход образования на дистанционный формат с использованием дистанционных образовательных технологий не сможет обеспечить достаточный уровень компетенций студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в сравнении с совокупным эффектом очного обучения и цифровизации.

Недостаточно ввести новую ИТ в образовательное учреждение – необходимо помочь студентам и преподавателям в её освоении. Компетенции строятся не только за счет получения какой-либо информации, но и при коммуникации с преподавателями, которые являются основным внешним мотивирующим звеном при выполнении учебной и научной деятельности.

Разумеется, компетенции могут формироваться посредством ИТ. Этот процесс ускоряется цифровизацией ДО, однако ДОТ могут предоставить только опосредованный контакт студента с преподавателем, как следствие снижается уровень социализации, коммуникативных функций студента, не проводится должная отработка практических навыков. Из этого можно сделать вывод, что ДО формирует компетенции в пределах строго ограниченной области в отличии от очного обучения. Большинство студентов обоих ВУЗов считает, что невозможно сформировать компетенции в условиях ДО. Частично они правы, сформированный посредством ДО компетенции нельзя считать полноценными. Однако если говорить про цифровизацию в целом (опираясь на ответы студентов на последние вопросы анкетирования), при совместном действии с методиками очного образования, поспособствует расширению круга формируемых компетенций.

Проблема выстраивания коммуникации внутри научных и образовательных организаций обострилась в связи с переходом большей части деятельности на дистанционный формат. Необходимость оперативного взаимодействия руководителей организаций, сотрудников и студентов между собой обусловлена выполнением общих целей и задач. Если была обнаружена проблема несостоятельности организации или внедрения коммуникативных связей в образовательное или научное учреждение, временно снижающее уровень формируемых компетенций, можно предположить следующие её решения: на первом месте стоит создание и внедрение собственных внутриорганизационных систем коммуникации, которые будут доступны и понятны всем членам организации. Создание единого сайта/приложения с собственной системой сбора баз данных, их хранения и обработки отвечает этой задаче. Во-вторых, следует создать информационную структуру, которая будет отвечать на вопросы относительно сроков и форм проведения конкретных коммуникаций. Все сотрудники и студенты должны четко понимать, каким образом будет осуществляться их деятельность — в какое время и на какой платформе будут проходить конференции, семинары и оперативные совещания.

Важной чертой любой современной организации является адаптация. Она позволяет нивелировать уровень создаваемой внешней или внутренней угрозы. Способность устройства организации изменяться в соответствии со сложившимися условиями позволяет только не допустить снижения уровня компетенций студентов. Скорость введения в практику новых технологий, форм проведения занятий, методик преподавания, достижений науки и техники, в большой степени зависит от человеческого фактора. Камнем преткновения является реакция сотрудников и студентов на введение инновационных технологий: во-первых, на уровне подкорковых структур головного мозга у людей возникает ненавязчивый страх по отношению к тому, с чем они никогда не сталкивались, во-вторых, появляется понимание того, что для освоения новых трудовых функций, технологий им придётся затрачивать собственные временные, интеллектуальные и психофизические ресурсы, что может негативно сказаться на продуктивности текущей работы. Процесс выведения людей из описанных состояний может занять некоторое время, поэтому предпочтительнее перед продвижением инновационных технологий, новых форм поведения ввести сотрудников в курс дела: детально объяснить причины усовершенствований, их цель и пользу для рабочего процесса, основные задачи, которые сотрудник должен будет решать. Второй способ снижения сопротивления — обучение людей новым технологиям, помощь в освоении новых систем ценностей, норм поведения, что позволит снизить степень страха сотрудников перед «новым».

Какие потребности и соответственно способы мотивации для повышения компетенций есть у студентов? Нематериальные (победа в олимпиаде, повышение рейтинга); материальные (повышение стипендии, гранты); уважение, лояльность и заинтересованность со стороны руководителя. Таким образом, появляется необходимость в создании новой системы управления-MBV, дополняющей остальные (по целям и инструкциям).

Несогласие студента с целями работы и системой ценностей организации, в которой он работает, приводит к снижению эффективности работы, снижению формирования компетенций внутреннему конфликту и как следствие выгоранию человека. Состояние устойчивого конформизма, которое еще несколько десятилетий назад приводило к перевыполнению установленных норм, сейчас утратило свою роль в развитии компетенций. Время, характеризующееся скачкообразными и значительными переменами и нововведениями, требует значительных инноваций, в том числе в системе управления, а именно: интеграция и использование в различной степени разных видов управления, соотношение которых будет коррелироваться в зависимости от внешних и внутренних условий. Уровень компетенций, таким образом, зависит и от индивидуализации образования и подходов к преподаванию.

Как мы видим по результатам проведенного исследования, не все эти задачи выполняются, есть погрешности во внедрении технологий, нехватке практических занятий и живого общения с преподавателем. Цифровизация системы образования способствует повышению уровню компетенцию, расширению спектра получаемой информации и умений, но переход на ДО не способен заменить вышеперечисленные черты современной организации образования, оно – лишь временная мера по сохранению компетенций на уровне в связи с невозможностью проведения очного формата обучения.

Уровень сформированных в условиях ДО компетенций и предоставляемых учебной организацией услуг зависит от удовлетворённости студентов БРС, методиками и стратегиями преподавания, цифровизацией учебного процесса. Образовательные услуги, предоставляемые ВУЗами, должны отвечать некоторым требованиям: федеральным государственным образовательным стандартам, информация относительно сроков и форм проведения учебной деятельности должна быть доступна, необходимо осуществить методическую помощь студентам и преподавателям при внедрении новых информационных ресурсов, стратегия преподавания и отношение преподавателя должны способствовать повышению мотивации студентов для получения необходимых компетенций.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *