Формирование профессиональных компетенций студентов это

Каждый выпускник университета должен покинуть учебное заведение не только с дипломом о высшем образовании, но и с набором ключевых знаний, умений и навыков. В современных стандартах они называются компетенциями студентов вузов, и сегодня мы расскажем о них подробнее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше интересных фактов о мире образования вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в акционной группе мы делимся с подписчиками скидками и бонусами.

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного, так как оно, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образо­вания, во-вторых, в нем заключена идея о том, что основной целью обучения становится не сам процесс, а достижение учащимися определенного результата. Понятие «профессиональная компетентность» отражает результат профессиональной подготовки. Обладая интегрированной природой, данная характеристика опре­деляет степень профессионализма, способность специалиста решать сложные задачи, возникающие в реаль­ных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненно­го опыта, а также эффективных стратегий принятия решений.

Профессиональные и общие компетенции студента

Существует несколько классификаций видов компетенций студентов. Остановимся на самой распространённой, согласно которой выделяют:

  • общие компетенции студентов;
  • профессиональные компетенции студента;
  • социальные компетенции студентов;
  • универсальные компетенции студента.

Процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов обычно определяется образовательными стандартами, развитие других категорий зависит от опыта студента и его личностного развития.

Не следует путать компетенцию и компетентность: первое — это инструмент, постоянное применение которого приводит к тому, что человек становится компетентным в той или иной области.

Формирование общих компетенций студентов

Общая компетенция — способность человека применять полученные знания и усвоенные умения, использовать обобщённые методы выполнения действий.

Простыми словами, это способность качественно выполнять работу по полученной специальности, понимание её сути и своей социальной ответственности. Эту основную компетенцию студенты формируют на протяжении всей учёбы, когда изучат и общие, и специальные дисциплины, проходят практику, готовят учебные и научные работы.

Формирование профессиональных компетенций студентов

К этой группе относятся компетенции, сформированные студентом при прохождении практики и во время изучения специализированных предметов.

Эти компетенции будут отличаться в зависимости от выбранного студентами направления: журналисты должны уметь создавать информационные материалы, экономисты — заниматься финансовыми операциями и т.

Оценка сформированности компетенций у студента зависит от нескольких факторов: содержания образовательного стандарта, академической успешности учащегося, его социальной активности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Формирование профессиональных компетенций студентов это

Компетенция студента — итог обучения и сознательной деятельности по развитию личности

НОУ СПО “Старооскольский кооперативный техникум Белгородского облпотребсоюза”

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я  РАЗРАБОТКА

на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов

при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин

(из опыта работы)»

А Н Н О Т А Ц И Я

Стояновой Л. «Формирование профессиональных компетенций студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин (из опыта работы)».

Предлагаемая методическая разработка представляет собой обобщенный опыт методики формирование профессиональных компетенций студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения и анализа публикаций по данной теме в специальной литературе,  практического опыта преподавателя.

В данной работе излагаются:

  • методологические основы разработки профессиональных компетенций;
  • формирование управленческих навыков студентов в процессе практического обучения;
  • использование информационных технологий и их влияние на формирование профессиональных и общих компетенций (на уроках специальных дисциплин).

В работе изучены основные понятия, определения и классификация компетенций, даны общие подходы к построению средств оценки компетенций, позволяющих закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении курса.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Раздел I. Методологические основы разработки профессиональных компетенций81. Основные понятия и определения82. Классификация компетенций93. Общие подходы к построению средств оценки компетенций11Раздел II. Формирование управленческих навыков студентов в процессе практического обучения13Раздел III. Использование информационных технологий и их влияние на формирование профессиональных и общих компетенций (на уроках специальных дисциплин)18Список литературы23

Рецензия на методическую разработку

преподавателя экономических дисциплин и менеджмента Стояновой Л.

на тему: «Формирование профессиональных компетенций студентов

Данная методическая разработка является актуальной, поскольку в последние годы сформировалась новая образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования будет определяться тем, насколько у выпускников техникума развиты компетенции – способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять знания адекватно решаемым проблемам. Конкурентоспособная личность должна обладать многими развитыми качествами, такими, как самостоятельность, организованность, умение решать творческие задачи, проектировать собственную деятельность, быть готовой к ускоренной адаптации, к изменениям в производстве и социальном пространстве.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения уделяет особое внимание компетенциям, которыми должны овладеть обучающиеся.

Настоящая работа посвящена методам и формам обучения, позволяющим развивать у обучающихся способность совершать осознанный выбор из нескольких вариантов развития событий, разрешать проблемные ситуации как прикладного, так и абстрактного характера, принимать ответственные решения.

Уделено внимание роли и значению использования  в учебном процессе информационных  компьютерных технологий при изучении предметов специальных дисциплин.

Работа может быть использована как методическое пособие и преподавателями других дисциплин.

и менеджмента                                                 Е. Васильева

При разработке профессиональных компетенций используются следующие базовые понятия и определения.

Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования.

Квалификация – уровень подготовки выпускников профессиональных учебных заведений, степень годности к выполнению трудовых функций определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности.

Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для решения задач профессиональной деятельности, социального участия и достижения личного успеха.

Компетентностная модель выпускника (КМB) – упорядоченная по группам и кластерам система 1) компетенций, 2) требований к уровню их формирования и 3) средств оценки уровня формирования компетенций.

Компентностный подход – подход к построению образовательной системы, характеризующийся 1) отражением ожидаемых результатов образования через КМВ; 2) построением ООП (основных образовательных программ) на основе и в соответствии с КМВ по данному направлению и уровню подготовки.

Компетентностный профиль – это совокупность измеренных или требуемых значений по всем компетенциям, входящим в КМВ. Совокупность минимальных требований к уровню формирования компетенций выпускника в рамках определенной КМВ определяется как нормативный компетентностный профиль (НКП).

Модуль – часть образовательной программы или учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. Целью любого модуля является формирование одной или нескольких компетенций выпускника.

Направление подготовки – совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки.

Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом проявлении.

Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие.

Основная образовательная программа (ООП) – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса  по данному  направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.

Для систематизации компетенций используется следующая их классификация.

Таблица 1. Классификация компетенций

мировоззренческиенормативныеинструментальныеобщекультурныемировоззренческие общекультурныенормативные общекультурныеинструментальныеобщекультурныепрофессиональныемировоззренческие профессиональныенормативные профессиональныеинструментальныепрофессиональные

Все компетенции в соответствии со ФГОС третьего поколения разделены на две группы  – общекультурные и профессиональные.

Общекультурные компетенции – это компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач, задач социального участия и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции – компетенции, обеспечивающие успех и карьерный рост в конкретной сфере профессиональной деятельности.

И общекультурная, и профессиональная группы делятся на три кластера: мировоззренческий, нормативный и инструментальный.

В мировоззренческий кластер входят компетенции, отражающие способность выпускника использовать научные знания о природе, человеке и обществе в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.

Мировоззренческий кластер общекультурной группы компетенций включает в себя компетенции по использованию общих знаний о мире, человеке и обществе.

Мировоззренческий кластер профессиональной группы компетенций включает в себя компетенции по использованию на практике знаний из областей, составляющих фундаментальную основу определенного направления подготовки.

В нормативный кластер входят компетенции, позволяющие выпускнику давать оценку ситуации, личности, поступка, формировать собственное отношение с точки  зрения определенных социальных норм (права, морали) и руководствоваться ими в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.

Нормативный кластер общекультурной группы компетенций включает в себя компетенции, позволяющие дать оценку ситуации, личности, поступка с точки зрения общих правовых и этических норм.

Нормативный кластер профессиональной группы компетенций включает в себя компетенции, позволяющие дать оценку ситуации, личности или поступка с точки зрения специальных разделов права и норм профессиональной этики, которые характерны для определенного вида профессиональной деятельности.

Инструментальный кластер составляют компетенции, отражающие способности использовать сложившиеся умения и навыки в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.

Инструментальный кластер общекультурной группы компетенций включает в себя инструментальные компетенции, проявляющиеся вне зависимости от конкретной сферы профессиональной деятельности (например, способность планировать свою работу, ответственность, инициативность и т.

Инструментальный кластер профессиональных компетенций включает в себя инструментальные компетенции, которые позволяют эффективно решать задачи определенного вида профессиональной деятельности.

В группе общекультурных компетенций кластеры также подразделяются на виды компетенций.

Мировоззренческий  кластер  делится на:

  • естественнонаучные компетенции;
  • антропологические компетенции;
  • культурно-исторические компетенции;
  • обществоведческие компетенции.
  • правовые компетенции;
  • этические компетенции.
  • коммуникативные;
  • научно-исследовательские;
  • валеологические;
  • андрагогические;
  • организационно – управленческие;
  • информационно-технологические.

Общекультурный блок компетенций является общей составной частью для всех КМВ.

Традиционные академические формы обучения (лекции, семинары, дискуссии) являются более адекватными для формирования мировоззренческих компетенций, в то время как инструментальные компетенции скорее отрабатываются через профессиональные и квазипрофессиональные формы (тренинги, деловые и ролевые игры, анализ кейсов, проектные задания и т.

Главным требованием к средству оценки является валидность, то есть способность данного средства оценки измерять именно ту компетенцию, которую оно призвано измерять. К дополнительным универсальным требованиям относятся точность и надежность.

Методологическим ключом к построению банка заданий является отмеченная ранее связь между компетенциями и успешным решением задач профессиональной деятельности, социальным участием и личным ростом.

Способность решать те или иные задачи в свою очередь может быть инструментально измерена через способность выпускника (студента, слушателя) результативно выполнять учебные задания, моделирующие комплексное решение реальных задач, либо отдельные аспекты их решения. Таким образом, образом связь между компетенциями и задачами может быть развернута в трехзвенную модель.

Рис. Связь между компетенциями, задачами и заданиями

При разработке средств оценки необходимо учитывать тот факт, что каждому компетентностному кластеру должны соответствовать свои задания и методики их проведения.

Так, компетенции мировоззренческого кластера удобно измерять посредством пяти видов заданий, выявляющих:

  • знание фактов;
  • знание связей;
  • прагматическое использование (на данном уровне необходимо оценить то, как студентом используются знания в целях профессиональной деятельности – здесь уместно использовать анализ ситуации, тесты кейсового типа);
  • владение методами исследований в конкретной области;
  • творческий уровень (самостоятельное получение нового знания, новых связей, нового качества).

При выявлении уровня формирования нормативных компетенций необходимо оценивать:

  • знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей;
  • способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение;
  • способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии  с личностно принятыми нормами.

Инструментальные компетенции могут быть измерены с помощью нескольких шкал (многие компетенции будут иметь более одного измерения). Наиболее универсальные показатели:

  • интенсивность или завершенность действия. С помощью такой шкалы можно измерить задействованную интенсивность намерения (или личного качества человека) и завершенность действий, принятых для реализации данного намерения.
  • Масштабность воздействия. Данная шкала отражает количество объектов, на которые оказывается воздействие при решении той или иной профессиональной задачи, круг задействованных ресурсов, масштабы последствия принятого решения, размер проблемы, к которой обратились.
  • Количество усилий – количество дополнительных усилий или времени, затраченного на решение проблемы.
  • Уникальность принятого решения или действия – в рамках данной шкалы оценивается, насколько творческим или, напротив, стандартным, типичным, было принятое решение.

Конкретные методики создания средств оценки формируются соответствующими рабочими группами.

Задания по оценке степени сформированности каждой из компетенций должны быть разделены на три уровня сложности (базовые, продвинутые, сложные). Оценка степени сформированности компетенции и соответствия ее НКП оценивается как доля успешно выполненных заданий каждого уровня сложности.

В период, когда экономика живёт в режиме периодического технологического и организационного обновления, постоянного совершенствования методов производства и принципов управления, к работнику предъявляют совершенно новые требования. Работодатели отдают предпочтение творчески активным людям, владеющим передовыми технологиями, способным практически применять свои знания. Ценится способность обеспечить высокое качество быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически всё более сложной продукции, удержать низкую себестоимость изделий путём постоянного совершенствования методов производства, стремление к совершенствованию и расширению своих знаний, способность постоянно учиться.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения уделяет особое внимание компетенциям, которыми должны овладеть обучающиеся. В связи с этим на первый план выходят такие приоритеты личности как социальная активность, свободная ориентация в окружающем социуме, владение информационными технологиями, толерантность по отношению к окружающим и способность продолжать образование в течение всей жизни. Компетентностно – ориентированный образовательный процесс позволяет развивать у обучающихся способность совершать осознанный выбор из нескольких вариантов развития событий, разрешать проблемные ситуации как прикладного, так и абстрактного характера, принимать ответственные решения.

Качество подготовки специалистов может быть повышено, если одной из главных составляющих компетентности будущего специалиста считать управленческую компетентность.

Использование в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций позволяет формировать у студентов умения и навыки решения профессиональных задач. Однако давно замечено, что эффективность труда руководителя даже в большей степени зависит от умения руководить людьми, чем решать профессиональные задачи. Соотношение между этими сторонами деятельности составляет 2:1. До 40% всех вопросов, решаемых руководителем, относится к управлению коллективом, а эффективность его работы в среднем на три четверти зависит от способности взаимодействовать с другими людьми.

Специалисты выделяют восемь основных групп качеств специалиста, составляющих мастерство управления:

  • умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;
  • умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;
  • умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;
  • умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать, усваивать ее;
  • умение принимать решения в неопределенных ситуациях;
  • умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;
  • умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия,
  • умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

Возникает потребность и в методах обучения, основывающихся на моделях двух подсистем управляющей системы: модели системы общения и модели системы совместной деятельности. Такими методами являются ролевые и имитационные игры.

Процесс формирования управленческой культуры у студентов требует системного подхода. Необходимо  реализуем систему формирования управленческой культуры средствами профессиональных дисциплин.

При изучении специальных дисциплин для целей подготовки будущих специалистов применяю деловые игры (например, дисциплина «Менеджмент» «Принятие управленческих решений», дисциплина «Управление персоналом» «Куда мы двигаемся?» (на основе анкеты по планированию кадров), «Подбор и отбор персонала», «Анализ состава личностных качеств, не желательных для конкретных должностей и профессий» и др

Данная игровая форма может рассматриваться как профессиональный модуль, дающий возможность студенту освоить профессиональные компетенции, необходимые специалисту, и проявить их в условиях, имитирующих профессиональную деятельность. Она позволяет развивать:

  • навыки сводного пользования накопленными теоретическими знаниями, а также профессиональным практическим опытом;
  • навыки понимания профессиональных проблем и поиска подходов к их решению;
  • умение самостоятельно или в команде пользоваться имеющимися знаниями для решения проблемных ситуаций в условиях, моделирующих профессиональную деятельность.

Кроме того, игра активизирует мыслительную деятельность студентов, направляет их творческий потенциал на решение профессиональных ситуаций, способствует адаптации к будущей профессии, так как перед студентами ставится общая задача, которая требует применения профессиональных компетенций. Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:

  • уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;
  • наличие тактического и (или) стратегического мышления;
  • скорость адаптации в новых условиях;
  • способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;
  • стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн.др.

Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя.

Анализ опыта применения данной формы обучения показал, что в ходе деловой игры у студентов наряду с профессиональными формируются сквозные компетенции. Они приобретают умения эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, клиентами, используя различные средства общения.

Анкетирование, которое проводится ежегодно по результатам деловой игры и после прохождения стажировки, показало, что большая часть опрошенных студентов (95%) положительно отзывается о деловой игре как средстве приобретения профессиональных компетенций.

Построенная на принципах модульно-компетентностного подхода, игра стала ключевым профессиональным модулем в подготовке специалиста.

Система компетентностно-ориентированных задач, в зависимости от функционального назначения задач по этапам изучения учебных дисциплин профессиональных циклов включает предметно-ориентированные, практико-ориентированные и профессиональные задачи.

Предметно-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов совокупности знаний по учебным дисциплинам (модулям) профессионального цикла, необходимых и достаточных для освоения умений и навыков специалиста в составе конкретных профессиональных компетенций, развитие у студентов познавательной активности. Такие задачи строятся на основе рассмотрения производственных ситуаций, направленных на усвоение студентами знаний по темам (разделам) учебной дисциплины (модуля), умений их применять. Они предлагаются студентам в виде устного или тестового задания, в виде практической или лабораторной работы. При этом предлагаемые задания могут содержать научное противоречие, представленное в виде познавательной проблемы и тем самым способствовать приобретению студентами творческого или эмоционально-ценностного опыта.

Практико-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций специалиста. Такие задачи строятся путем отбора производственных ситуаций, в которых умения и навыки студентов по учебным дисциплинам (модулям) профессионального цикла являются необходимым условием подготовки студентов к решению профессиональных задач, входящих в компетенции специалиста. В зависимости от конкретных профессиональных задач производственной деятельности, практико-ориентированные задачи могут быть построены:

  • на основе отбора ситуаций, обеспечивающих освоение технологических аспектов производственной деятельности, требующих применения специальных умений и навыков, специфических для данной профессии и специальности;
  • на основе создания ситуаций производственной деятельности, в которых наряду с собственно технологическими, ставятся проблемы организации деятельности, выбора ее оптимальной структуры, вопросы управления производственной деятельностью;
  • на основе создания личностно-ориентированных ситуаций, требующих от студента умения находить нестандартные способы решения производственных вопросов, обоснованного выбора той или иной позиции в производственной деятельности или производственных отношениях, преодоления нравственных противоречий, принятия решений по выбору и коррекции путей повышения качества труда.

В зависимости от степени охвата областей предметных знаний практико-ориентированные задачи могут быть дисциплинарные, междисциплинарные и метадисциплинарные. Такие задачи могут быть предложены студентам в виде лабораторного или практического задания.

Практико-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций специалиста.

Профессиональные задачи выступают средством формирования у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач по видам и уровням производственной деятельности.

Эти задачи строятся на основе рассмотрения ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления производственной деятельности, и формулируются в виде производственных заданий (поручений). Алгоритм решения профессиональных задач должен предусматривать логически завершенный порядок действий, обеспечивающий выполнение заданий (поручений) на соответствующем уровне осуществления производственной деятельности: операционном, функциональном, квалификационном.

В зависимости от видов будущей производственной деятельности профессиональные задачи могут быть ориентированы на решение технологических, организационно-управленческих и других вопросов, а порядок их выполнения может носить репродуктивный или проблемно-поисковый характер. По степени охвата областей предметных знаний такие задачи могут иметь дисциплинарный или междисциплинарный характер, а по уровню осуществления производственной деятельности могут быть квалификационными, функциональными или операционными:

  • квалификационные задачи разрабатываются на основе требований образовательного стандарта к основным видам направления деятельности специалиста, охватывают содержание одного или нескольких профессиональных модулей и служат для разработки функциональных и операционных профессиональных задач. Данные задачи могут предлагаться выпускникам в виде задания выпускной квалификационной работы. Применение данного типа задач необходимо для освоения квалификационных профессиональных компетенций специалиста;
  • функциональные задачи разрабатываются на основе содержания учебных дисциплин (модулей), задействованных в формировании профессиональных компетенций на уровне функций специалиста. Предлагаются студентам на практическом занятии или курсовом проектировании. Применение данного вида задач необходимо для освоения функциональных профессиональных компетенций специалиста;
  • операционные задачи разрабатываются на основе содержания учебных дисциплин (модулей), задействованных в формировании профессиональных компетенций специалиста на уровне производственной операции. Предлагаются студентам на практическом или семинарском занятии. Применение данного вида задач необходимо для освоения операционных профессиональных компетенций.

Обеспечить качественно новую профессиональную подготовку выпускников способны технологии личностно-ориентированного обучения. Одной из таких технологий является технология модульно-компетентностного обучения с использованием информационных  компьютерных технологий.

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью, профессией занимает студент, так как знания, полученные в готовом виде, как правило,  вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками требует организации  деятельностной  формы обучения учащихся.

Образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование профессиональных и общих компетенций обучаемых. В связи с этим возрастает роль и значение использования  в учебном процессе информационных  компьютерных технологий при изучении предметов специальных дисциплин.

Разрабатываются и используются на уроках теоретического обучения  такая продукция, как:

  • мультимедийные презентации;
  • фотоматериалы;
  • сканированные из литературы графические схемы и виды оборудования;
  • Интернет – ресурсы.

Информационные технологии с использованием компьютера, дающие возможность перевести обучение на качественно новый уровень, отвечают основным принципам педагогической технологии:

  • предварительному проектированию;
  • воспроизводимости;
  • целеобразованию

и служат средством подготовки  и передачи информации обучаемому.

Что дает использование информационных компьютерных технологий?

Для студентовДля преподавателяАктивизируется зрительная память и эмоциональное восприятие. Повышается интерес и степень     мотивации. Постоянно вовлекаются учащиеся в процесс освоения материала. Применяется индивидуальный и дифференцированный подход. Развивается умение работать с потоком информации. Вырабатывается самостоятельность принятия решений. Совершенствуется рефлексивная самоорганизация деятельности учащегося и преподавателя в совместной работе. Снижается психоэмоциональное   напряжение и физическая нагрузка. Систематизируется и сжатие учебного материала. Совершенствуется дифференцированное обучение. Взаимодействуют учащиеся и преподаватель в процессе диалогической формы организации урока Своевременно (по мере необходимости) изменяется содержание учебного материала. Экономится время  преподавателя. Формируются  навыки использования компьютера. Повышается уровень обучения учащихся за счет  использования оперативной информации. Появляется возможность: отслеживать индивидуальный процесс формирования умений и навыков и своевременная корректировка. Объективная оценка  успехов учащихся. оперативное получение нужной информации.

Одним из путей реализации задачи по использованию информационных технологий является разработка мультимедийной презентации для уроков специальных дисциплин. Преподаватель работает в программе PowerPoint. Прежде чем проектировать компьютерную презентацию уроков, педагог разбивает весь курс дисциплины на модули, что дает возможность показать, из каких учебных элементов он  состоит, как они взаимосвязаны между собой. Любой модуль должен заканчивается контрольной акцией.

После изучения данного модуля у  студентов формируются профессиональные  и ключевые компетенции.

С помощью компьютерной презентации педагог транслирует  весь объем материала в сжатом виде и демонстрирует  наглядно тесные взаимосвязи содержания учебных дисциплин между собой. Представление текста учебного материала на слайдах  сопровождается видеоматериалами, анимацией, что позволяет учащимся более глубоко проникнуть в суть какого-либо процесса.

Использование различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционной формой обучения:

  • в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для учащихся;
  • осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
  • гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
  • с помощью тестов и направления траектории изучения материала на основе моделирования учебного материала становится возможным отслеживание обучения каждого студента и  осуществление  обратной  связи.

Любая деятельность в обучении предполагает наличие цели. Прежде чем начинать что-то делать, мы должны ответить на вопрос «Зачем мы это делаем». Это в равной мере относится как к преподавателю, так и к студентам.

При наличии цели появляется желание  добиться ее выполнения и получить практический результат. Цель ставится таким образом, чтобы студенты участвовали в ее постановке.

Преподаватель уделяет большое внимание проблемным ситуациям, которые способствуют развитию творческого мышления, профессионального интереса  к предмету и побуждают учащихся к самостоятельному решению проблем на основе анализа, обобщений, систематизации и конкретизации прежних знаний.

  • Что произойдет, если отбор персонала пройдет без предварительного расчета потребности в кадрах?
  • За счет чего во время  отбора можно повысить эффективность кадровых мероприятий?

В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. Среди них фреймовая модель, с помощью которой  информация систематизируется в определенные таблицы.

Фрейм проблемы способствует глубокому погружению в технологический процесс, осознанному изучению и усвоению материала и позволяет вовлекать в процесс самого студента не как личность, пассивно воспринимающую предлагаемую информацию, а строить этот процесс как личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и учащегося. У студентов развиваются  такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, практичность, ответственность.

Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ  перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых. Компьютеризация позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя и эффективно  осуществлять обратную  связь от ученика к учителю. Тем самым педагог может мобильно и гибко управлять качеством обучения на уроке.

В практике тестирования применяются контролирующие системы, состоящие из подсистем следующего  назначения:

  • создание тестов (формирование банка вопросов и заданий, стратегий ведения опроса и оценивания)
  • проведение тестирования (предъявление вопросов, обработка ответов)
  • мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения модуля или учебной дисциплины.

Для повышения мотивации к более глубокому освоению профессиональных компетенций студентов при разработке курсовых работ по специальности «Менеджмент» по дисциплинам «Менеджмент», «Управление персоналом» предлагается использовать мультимедийную презентацию и защиту сопровождать ею.

Следует отметить, что работа студента на уроке значительно меняет роль и функции преподавателя, превращая его из транслятора знаний в консультанта, руководителя учебным процессом.

Таким образом, применение мультимедийной презентации способствует разностороннему развитию студентов, и педагог способен обеспечить полноценный урок, текущий контроль и управление деятельностью обучающихся. Они же  получают возможность собственного творческого самовыражения, самостоятельного варьирования уровня и глубины изучаемого материала, осуществляют самоконтроль.

К несомненным плюсам мультимедиа-аудитории относится возможность показа учебных фильмов, чередования в определенной последовательности их фрагментов с другими видами учебной деятельности. Для качественного проведения уроков по специальных дисциплинам используются графические схемы и фотообъекты.

Эти материалы применяются:

  • во время проведения практических занятий для воспроизводства теоретического материала;
  • при устном и письменном опросе, с использованием проблемных фреймов, при тестировании.

Работа с этими графическими редакторами развивает у учащихся  объемное представление о предметном  мире.

На уроках эффективно используются ресурсы Интернета. Они помогают обеспечить углубленное изучение программного материала и позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс.

Специфика технологий Интернета заключается в том, что они представляют обучаемым и педагогам громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе.

Педагог и студенты применяют эту информацию:

  • при выполнении домашнего задания  или контрольной работы;
  • при самостоятельной работе во время изучении нового материала;
  • при разработке электронных учебников;
  • при трансляции учебной информации

При использовании Интернет – ресурсов развиваются такие общие компетенции, как профессиональная память, мышление, мобильность, владение информацией, готовность к сотрудничеству, взаимопомощь, взаимовыручка.

Как показывает практика, использование информационных компьютерных технологий при преподавании специальных дисциплин значительно усиливает у  учащихся   интерес к обучению,  повышает качество усвоения учебного материала, активизирует мыслительную и познавательную  деятельность, актуализирует зрительную и логическую память.

Позволяет гарантированно получить нужное количество выпускников, способных к решению профессиональных задач  с использованием профессиональных знаний, умений, навыков в стандартных и нестандартных ситуациях.

Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2009. – №10. – С. 51-55.

Кучугурова Н. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М. , 2010. – С. 360-362.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М. , «Когито-Центр», 2008. – 396 с.

Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М. : «Когито-Центр», 2009. – 142 с.

Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2010. – № 2. – С. 58-64

Другие компетенции, сформированные студентом

Среди социальных и универсальных компетенций, наибольшее внимание уделяют развитию социокультурной, исследовательской, предпринимательской и блоку личностных.

Развитие социокультурной компетенции у студентов

Эта компетенция связана с общим культурным уровнем учащегося. Она определяет их способность понимать произведения искусства, культурные основы семейных и общественных явлений. Развить её можно с помощью знакомства с литературой и другими видами искусства: живописью, классической музыкой, театром.

Также очень важно формирование межкультурной компетенции студентов, которая позволяет им понимать не только культуру своего народа и страны, но и других наций и государств.

Исследовательская компетенция студентов

Эта компетенция формируется в ходе самостоятельной научной работы студента: в процессе подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. Также важное значение для развития компетенции имеет участие в научных конференциях, написание тезисов и статей.

Предпринимательские компетенции студентов

Эти компетенции важны для любого современного специалиста: современный выпускник вуза должен уметь проявлять качества организатора, а не быть лишь исполнителем поручений.

Сформировать эти компетенции поможет участие в профсоюзной работе, конкурсах стартапов и т.

Личностные компетенции студентов

Это большой блок универсальных компетенций, который направлен на освоение средств и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для формирования этих компетенций нужна комплексная работа над собой, использование передовых методик.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы имеете общее представление о модели компетенций студентов. На их становление влияют как учёба и прохождение практики, так и личный студенческий опыт: участие в общественной жизни, самостоятельная работа, личностное развитие. На помощь учащимся всегда готовы прийти эксперты образовательного сервиса: они позаботятся о том, чтобы учебных проблем в вашей жизни было меньше, а времени на саморазвитие — больше.

«Формирование профессиональных компетенций на занятиях производственной практики»

В конце концов от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.

Под профессиональными  компетенциями понимается способность  действовать  на  основе  имеющихся   умений,    знаний     и     практического    опыта в определенной   профессиональной  деятельности.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно  не только то, что  студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить  на практике.

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества  в  конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также общих компетенций.

Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:

в период введения в профессию;

в период овладения профессией;

в период производственной практики на предприятиях.

Производственная практика призвана обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой  студентов, дать им первоначальный опыт практической  деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций.

Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:

  • Способ формирования профессиональной подготовки,
  • Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,
  • Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,
  • Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика.

Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Практическое обучение студентов нашего колледжа по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.

Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов колледжа является учебная практика, которая  направлена на:

  • Приобретение первоначального практического опыта,
  • Формирование у студентов практических профессиональных умений,
  • Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.

Производственная практика направлена на:

Углубление студентом первоначального профессионального опыта,

  • Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,
  • Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе

В колледже уделяется большое внимание организации и проведению занятий производственной практики. В колледже разработано «Положение о производственной практике студентов», разработаны  рабочие программы производственных практик по профессии  « Машинист крана металлургического производства» Все программы согласованы с работодателями, которые привлекаются к разработке учебно-программной документации. Работодатели принимают участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик, являются членами государственной аттестационной комиссии на выпуске.

Студенты  проходят практику по направлению колледжа на основе договоров с организациями. Издается приказ о выходе на практику, проходится медкомиссия, прослушивается инструктаж по охране труда  и распределяются студенты на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на предприятиях.

Каждый студент в течение производственной практики ведёт дневник производственного обучения, где ежедневно прописывает все виды деятельности. Руководитель практики характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По окончании практики  студенты  выполняют отчет по производственной практике.

Совместная работа коллектива  колледжа и предприятий обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.

По моему мнению, сформировать профессиональные компетенции у студентов в полном объеме без организации производственной практики просто невозможно.

Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях.

Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:

При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в учебных мастерских, и новый опыт, приобретённый  на предприятиях, в ходе производственной практики.

Профессиональные компетенции по профессии тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются  в рамках каждого профессионального модуля.

Рассмотрим пример формирования профессиональных компетенций по профессии «Машинист крана металлургического производства» на примере модуля ПМ. Управление грузоподъемными кранами на металлургическом производстве

КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 1. Осуществлять операции по обслуживанию производственного процесса в доменных, сталеплавильных, ферросплавных, прокатных и трубных цехах, специализированных цехах по производству изложниц. – умение управлять краном на различных участках в цехах ОАО  ММК- умение определять приблизительный вес поднимаемого груза- умение заполнять журнал приема сдачи смен-  осматривать кран перед началом смена и определять исправность составных частей крана – уметь управлять электромагнитным  и грейферным краном – уметь перемещать длинномерный, негабаритный и предельный груз- уметь перемещать груз двумя кранами-уметь кантовать груз -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в соответствии со схемами строповкиумение поднимать и перемещать груз, погашая раскачивание груза- умение складировать груз-  уметь производит погрузку выгрузку автомобильного и железнодорожного транспорта-экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Выполнять требования нормативных актов по охране труда и промышленной безопасности- определять исправность составных частей крана –  определять зону безопасности при  транспортировке груза и кантовании груза-  уметь оказывать первую помощь при поражении электрическим током, обмороках, отравлениях, ранениях, ушибах, ожогах. – уметь останавливать кровотечение-экспертная оценка выполнения практического задания

Ремонтно-профилактическое обслуживание механизмов кранов металлургического производства

КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 2. Контролировать состояние тормозных и предохранительных устройств, правильность крепления тросов грузозахватных приспособлений- выполнение контроля состояния тормозных и предохранительных устройств, правильности крепления тросов грузозахватных приспособлений в соответствии с правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией   -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Выполнять профилактические  осмотры механического и электрического оборудования крана  – выполнение профилактических осмотров механического и электрического оборудования крана в соответствии с нормативно-технической документацией   -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Осуществлять браковку канатов в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации крана- выполнение браковки канатов в соответствии с  правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией     -экспертная оценка выполнения практического задания

Формой итоговой аттестации по каждому профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом этого экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

Практическое обучение и, в частности, производственная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов СПО. Без неё невозможно знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков рабочей профессии.

Расширение роли производственной практики как этапа индивидуальной целевой подготовки студента СПО в интересах реального производства можно рассматривать как источник профессиональных компетенций и, одновременно, как стимул для их формирования.

Список использованной литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *