ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ КЛАССОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Формирование социальной компетенции
студентов на занятиях
по иностранному языку
в СПО педагогического профиля

Организация: ГБПОУ «Макеевский педагогический колледж»

Населенный пункт: Донецкая Народная Республика, г. Макеевка

Одной из ведущих целей системы образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности. Современное общество характеризуется быстрыми изменениями во всех сферах жизни. Реформирование образования предполагает обновление содержания обучения с ориентацией на ключевые компетентности, овладение которыми позволит студентам решить различные проблемы в профессиональной, социальной, повседневной, жизни. На современном этапе главным в работе учителя должно стать создание условий для организации целостной учебной деятельности, что в конечном итоге не просто даст человеку комплекс знаний, умений и навыков, но и сформирует ее компетентность.

Ключевые компетентности способствуют достижению успехов, повышению качества общественных институтов, отвечают разнообразным сферам жизни.

Проблема формирования социальной компетентности аккумулирует в себе много значительных и весомых вопросов, которые являются актуальными при подготовке будущих специалистов.

Цель статьи – раскрыть сущность, структуру и значение социальной компетенции, а также продемонстрировать возможности дисциплины «Иностранный язык» для ее формирования.

Различные аспекты проблемы социальной компетентности привлекали внимание многих исследователей. Учеными исследовались модель социальной компетенции (В. Слот, Х. Спанярд), структура и содержание социальной зрелости (А. Михайлов, В. Радул), профессиональная и коммуникативная компетентности (И. Бех, С. Демченко, М. Элькин, С. Козак, А. Онкович и т.д.), социально-психологическая компетентность (Л. Лепихова) социальная компетентность (И. Ермаков, Л. Сохань, И. Ящук и др.); социальная компетентность дошкольников и младших школьников (М. Гончарова-Горская и др.), структура социальной компетентности (В. Масленникова). Категория «социальная компетентность» широко трактуется учеными и исследователями и соотносится с другими понятиями.

Социальная компетентность – одна из ключевых компетенций, которыми должен обладать будущий специалист. Проанализировав современные педагогические и методические исследования, можно сделать вывод, что социальная компетенция – это система знаний, умений, представлений, ценностных ориентаций и поведенческих компонентов (соответствующего стиля общения), необходимых для жизни в социуме. Это интегрированная способность личности, которая содержит разнообразные подкомпетентности, такие как духовную и гражданскую компетентности, профессиональную зрелость; коммуникативную, языковую, бытовую, экстремальную компетентность и тому подобное. Таким образом, социальная компетентность интегрирует также другие виды компетенций.


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ КЛАССОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допускать ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с обществом.

В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена ​​как понимание и налаживание отношений «я» – «общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами.

Социальная компетентность – это преобразованный личностью социальный опыт, который соответствует определенной системе социальных отношений и обеспечивает человеку возможности для самореализации в этой системе. Она характеризуется интеграцией знаний, умений и действий, ориентированных на социальную реальность, среду обитания и ситуации повседневности, отражает отношения в системах «человек – человек», «человек – группа», «человек – общество», «человек – мир» в личном опыте индивида через присущие им нормы, ценности, правила, традиции и обычаи.

Социальная компетентность – это способность достигать личных целей в социальном взаимодействии, а также находить поддержку других людей во всех ситуациях.

В основе этой компетентности заложены такие способности личности:

• продуктивно сотрудничать с различными партнерами в группе и команде, проявлять инициативу.

• совместно определять цели деятельности, реализовывать социальные проекты.

• применять технологии конструктивного разрешения конфликтов.

• анализировать механизмы функционирования социальных институтов общества, определять в них свое место.

Приобретение молодежью знаний, умений и навыков, направленное на совершенствование социальной компетентности, способствует интеллектуальному и культурному развитию личности, а также способности быстро реагировать на запросы времени. Социальная компетентность связана с готовностью брать на себя ответственность, быть активным в принятии решений.

Социальная компетенция студентов формируется при изучении предметов математического, естественного, гуманитарного циклов. Весомые возможности для формирования социальной компетентности дает дисциплина «Иностранный язык». Усваивая учебный материал, развивая и совершенствуя иноязычную коммуникативную компетенцию, студенты учатся сотрудничать друг с другом, определять цели своей деятельности, анализировать поведение, находить общий язык, оценивать полученные результаты.

Опыт практической деятельности позволил выделить тематику занятий, учебный материал которых позволяет сформировать у студентов качества необходимые для социально активной личности. Это: «Ценности жизни», «Важность и необходимость образования», «Отцы и дети», «Системы образования в разных странах».

Эффективными для формирования социальной компетенции является использование упражнений и задач проблемной направленности. Приведем примеры использования некоторых из них.

Упражнение «Неправильная последовательность», которое побуждает к осмыслению информации и создает комфортные условия для обучения, когда в виде игры преподаватель может проверить уровень владения содержанием текста. Тексты для чтения выбираются согласно тематике занятия. Например, при работе с текстом «Schools in the Future», будущие специалисты знакомились с содержанием текста дома. Целью задания было проверить уровень понимания текста, учитывая последовательность событий. На отдельных листах предварительно было описано отдельные события из ряда событий, указанных в тексте. Группа студентов была разделена на подгруппы в соответствии с набором карточек с событиями. Студентам было предложено читать события и складывать их в правильном порядке. На следующем занятии, с целью закрепления материала студенты выполняют данное задание на скорость. Используя групповую форму работу, студенты учатся работать в команде. Ведь широко известно, что умение сотрудничать и понимать друг друга необходимо для существования личности в обществе.

Одной из целей учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже является формирование ответственного отношения у будущих учителей к собственной педагогической деятельности. Упражнение «Взаимное обучение» позволяет приблизиться к достижению этой цели. Работая по теме «Система образования в Великобритании», текст был разделен на части: дошкольное звено образования, начальное и среднее образование, высшее образование. Студентам было предложено почувствовать себя в роли учителя, который представил новый материал, контролируя при этом уровень внимания и понимания услышанного. Остальные студенты исполняла роли учеников. Использование упражнения «Взаимное обучение» способствует осмыслению новой информации и учит строить конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Внедряя предложенные упражнения, мы способствуем формированию социальной компетентности студентов, формируем грамотного, творческого и мобильного учителя.

Таким образом, формируя социальную компетентность студентов, стоит практиковать как традиционные, так и инновационные технологии. Социальная компетентность формируется, если регулярно ставить перед студентами проблемные вопросы, для ответа на которые нужно активизировать не только полученные знания, но и привлечь собственный жизненный опыт, примеры из художественной литературы.

Социальная компетентность обуславливается: умением ориентироваться в социальных ситуациях; правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других; умением выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия. Социальная компетентность проявляется в различных формах – как духовная, гражданская, профессиональная и др. Но во всех видах она всегда выступает как ориентация личности на взаимодействие, на кооперацию усилий, на гармоничное, справедливое согласование интересов.

Опубликовано

В статье рассматриваются значимость и формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В данных определениях представляется интересным соотнесение компетенции с успешным действием в профессиональных ситуациях. Компетенция выступает фактором, определяющим поведение или действие выпускника.

Ключевые компетенции

Ключевые
квалификации являются важным условием
развития ключевых компетенций
специа­листов. Понятие «ключевые
компетенции» было введено в начале
1990-х гг. Международной орга­низацией
труда в квалификационные требования
к специалистам в системе последипломного
образо­вания, повышения квалификации
и переподготов­ки управленческих
кадров. В середине 1990-х гг. это понятие
уже начинает определять требования к
подготовке специалистов в профессиональной
школе.

С.
Е. Шишов, ориентируясь на материалы
симпо­зиума «Ключевые компетенции
для Европы», состо­явшегося в Берне
в 1996 г., определяет компетенцию как
общую способность специалиста
мобилизовать в профессиональной
деятельности свои знания, уме­ния, а
также обобщенные способы выполнения
дей­ствий. Ключевые компетенции
обеспечивают уни­версальность
специалиста и поэтому не могут быть
слишком специализированными. Специалист
про­являет свои компетенции только
в деятельности, в конкретной ситуации.
Непроявленная компетенция представляет
собой скрытую возможность8.

Социально-экономический
анализ развития со­временных
профессиональных технологий позволяет
выделить основные факторы, обусловливающие
не­обходимость внедрения понятия
ключевых компетен­ций в практику
подготовки и оценки специалистов:

Приведем
пять ключевых компетенций, которым
придается особое значение в профессиональном
об­разовании Европейского сообщества:

Конкретизируем
наше понимание ключевых ком­петенций
на примере профессии
ремесленни­ка-предпринимателя.
Основываясь на работе А. Шелтена, можно
выделить три группы ключевых компетенций9:

• социальную
компетенцию – способность ориен­тироваться
в социально-экономических условиях
реги­она, взаимодействовать с людьми
разных социаль­но-профессиональных
групп, этнической и религи­озной
принадлежности;

Как
соотносятся квалификация, ключевые
квали­фикации и ключевые компетенции?
Чтобы ответить на этот вопрос, приведем
их определения.

Квалификация
— это
степень и вид профессиональ­ной
подготовленности работника, наличие
у него знаний, умений и навыков,
необходимых для выпол­нения им
определенной работы.

Ключевые
квалификации —
общепрофессиональные знания, умения
и навыки, а также способности и ка­чества
личности, необходимые для выполнения
ра­боты по определенной группе
профессий.

Ключевые
компетенции — это
межкультурные и межот­раслевые
знания, умения и способности, необходимые
для адаптации и продуктивной деятельности
в различных про­фессиональных
сообществах. Ключевые компетенции
имеют экстрафункциональный характер.

Наглядно
соотношение этих трех видов
социаль­но-профессиональной
подготовленности представ­лено на
рис. 5.

Профессиональная
квалификация определяет успешную
деятельность по специальности и присуща
специалистам. Ключевые квалификации
обусловли­вают продуктивное
осуществление интегративных видов
деятельности и характерны для
профессиона­лов. Ключевые профессиональные
компетенции определяют
социально-профессиональную мобиль­ность
специалистов и профессионалов и
позволяют

ций
и компетенций — прерогатива личностно
ориен­тированного образования.

В
заключение отметим, что введение в
теорию и практику профессионального
обучения новых кон­цептуальных
понятий — «ключевые квалификации» и
«ключевые компетенции» — существенно
обогатит его, станет основой образовательных
инноваций и будет способствовать
преодолению обозначившегося в середине
1990-х гг. кризиса начального и среднего
профессионального образования. В
наибольшей мере проблема развития
ключевых квалификаций может быть решена
в процессе реализации личност­но
ориентированного профессионального
образо­вания.

им
успешно адаптироваться в разных
социальных и профессиональных
сообществах10.

Формирование
профессиональной квалифика­ции в
учебных заведениях осуществляется в
основ­ном путем использования
традиционных форм и ме­тодов обучения,
отражающих когнитивно ориенти­рованный
подход в профессиональном образовании.
Главной задачей считается освоение
системы про­фессиональных знаний,
умений и навыков.

Развитие
ключевых квалификаций и компетен­ций
в рамках когнитивно ориентированного
образо­вания затруднено. Из определения
ключевых квали­фикаций и компетенций,
а также из их структурных характеристик
следует, что помимо знаний, умений и
навыков в их состав входят когнитивные
способно­сти, качества личности и
формы профессионального поведения.
Развитие этих составляющих квалифика-

Другие компетенции, сформированные студентом

Среди социальных и универсальных компетенций, наибольшее внимание уделяют развитию социокультурной, исследовательской, предпринимательской и блоку личностных.

Развитие социокультурной компетенции у студентов

Эта компетенция связана с общим культурным уровнем учащегося. Она определяет их способность понимать произведения искусства, культурные основы семейных и общественных явлений. Развить её можно с помощью знакомства с литературой и другими видами искусства: живописью, классической музыкой, театром.

Также очень важно формирование межкультурной компетенции студентов, которая позволяет им понимать не только культуру своего народа и страны, но и других наций и государств.

Исследовательская компетенция студентов

Эта компетенция формируется в ходе самостоятельной научной работы студента: в процессе подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. Также важное значение для развития компетенции имеет участие в научных конференциях, написание тезисов и статей.

Предпринимательские компетенции студентов

Эти компетенции важны для любого современного специалиста: современный выпускник вуза должен уметь проявлять качества организатора, а не быть лишь исполнителем поручений.

Сформировать эти компетенции поможет участие в профсоюзной работе, конкурсах стартапов и т.

Личностные компетенции студентов

Это большой блок универсальных компетенций, который направлен на освоение средств и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для формирования этих компетенций нужна комплексная работа над собой, использование передовых методик.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы имеете общее представление о модели компетенций студентов. На их становление влияют как учёба и прохождение практики, так и личный студенческий опыт: участие в общественной жизни, самостоятельная работа, личностное развитие. На помощь учащимся всегда готовы прийти эксперты образовательного сервиса: они позаботятся о том, чтобы учебных проблем в вашей жизни было меньше, а времени на саморазвитие — больше.

Ключевые слова

КОМПЕТЕНЦИЯ, ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Компетенции, уровень которых гарантирует ПСКК

«Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм формирования общих компетенций»

Панфилова Татьяна Борисовна, преподаватель ПЦК информационных и офисных технологий ГБПОУ «СПЭТ»

Аннотация: данная статья посвящена технологии организации самостоятельной внеаудиторной в условиях реализации требований ФГОС в части освоения общих компетенций, содержит предложения по использованию ресурсов глобальной сети Интернет, для обеспечения эффективности и автоматизации этой работы с точки зрения подготовки контента, организации взаимодействия преподавателя и студента, а также своевременного контроля.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, общая компетенция, интернет-ресурс, самостоятельная внеаудиторная работа.

Главная задача среднего профессионального образования – подготовка конкурентно-способного специалиста среднего звена для экономики региона, страны. Сегодня, в свете успешного внедрения в профессиональном образовании новых федеральных государственных образовательных стандартов, в обучении специалистов используется компетентностный подход.

В Сахалинском промышленно-экономическом техникуме обучаются студенты по следующим специальностям:

01 Компьютерные системы и комплексы

11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

01 Право и организация социального обеспечения

01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Если рассматривать профессиональные стандарты подготовки специалистов среднего звена, по вышеперечисленным специальностям, можно выделить перечень общих компетенций, которыми должен обладать профессионал любой специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Помимо указанных общих компетенций, для обучающихся по специальности 40. 01 «Право и организация социального обеспечения», в силу специфики будущей профессиональной деятельности выделены дополнительно еще несколько общих компетенций:

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

С учетом вышесказанного встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций? Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Прежде всего, при проектировании траектории изучения дисциплины, преподавателем составляется учебно – программная документация. Данная деятельность позволяет преподавателю определить какие темы необходимо освоить, какие знания, умения, практический опыт студенты должны получить в результате освоения тем, какие виды самостоятельной внеаудиторной работы будут наиболее удачно помогать студенту в освоении дисциплины, междисциплинарного комплекса, профессионального модуля. Уже на этом этапе необходимо четко представлять, какую цель будет преследовать задание выданное студенту в рамках самостоятельной внеаудиторной работы. И задача преподавателя учитывать не только профессиональные компетенции, осваиваемые в рамках темы, но общие компетенции формирующие личность, необходимые студенту в достижении цели.

При рассмотрении процесса работы преподавателя над планированием самостоятельной внеаудиторной работы студента, необходимо обратить внимание на то, что внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением, так как данный вид деятельности студенту придется выполнить самостоятельно без участия преподавателя. Таким образом, методическое сопровождение, приобретает первостепенную задачу, так как именно через него, преподаватель может повлиять на освоение знаний, умений студента по изучаемой теме, предусмотреть успешность развития общих компетенций. Перейдем к методическому сопровождению.

Для успешности самостоятельной внеаудиторной работы, необходимо предоставить студенту:

список основной и дополнительной литературы по дисциплине;

доступ к электронной библиотеке;

список аудио- и видеоматериалов по различным разделам дисциплины;

методические указания по организации и выполнению самостоятельной внеаудиторной работы при изучении дисциплин;

методические указания по выполнению практических и лабораторных работ;

методические пособия, указания и рекомендации по выполнению контрольных работ, курсовых проектов (работ), а также методическими указаниями и рекомендациями по выполнению дипломных проектов (работ), выпускных квалификационных работ;

Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся, должны быть обеспечены доступом к современным профессиональным базам данных, к информационным ресурсам сети Интернет.

Итак, перейдем к планированию видов заданий самостоятельной внеаудиторной работы, с учетом развития общих компетенций, предусмотренных новым федеральным государственным образовательным стандартом.

Виды заданий самостоятельной внеаудиторной работы и соответствующие им общие компетенции

Возможные виды заданий самостоятельной внеаудиторной работы Планируемые результаты в формировании общих компетенций Цель: овладение знаниями   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) и составление конспекта;  ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 8 работа со словарями и справочниками, с нормативными документами; ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 8 работа с электронно-информационными ресурсами и ресурсами сети Internet; ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8 Цель: закрепление и систематизация знаний   работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);  ОК 1, ОК 2 составление плана и тезисов ответа;  ОК 4 оставление таблиц для систематизации учебного материала; ОК 4 изучение нормативных материалов; ОК 2, ОК 4, ОК 5 подготовка ответов на контрольные вопросы; ОК 4, ОК 5 аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др. ); ОК 2, ОК 4, ОК 5 подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; ОК 8 составление библиографии, глоссариев, тематических кроссвордов, списка интернет – ресурсов и др. ; ОК 4, ОК 5 выполненение тестовых заданий ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5 Цель: формирование умений   решение задач и упражнений по образцу ОК 2, ОК 4 решение вариативных задач и упражнений; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 выполнение схем; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 составление алгоритмов; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 решение ситуационных (профессиональных) задач; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 подготовка к деловым играм; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 работа с компьютерными программами по подготовке документов, презентаций, аудио-видео материалов; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 Цель: Приобретение практического опыта   участие в проектной деятельности ОК 1 – ОК 9 участие в деловых играх ОК 6, ОК 7, ОК 9 участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т. О К 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9 выпуск газеты, телепередачи, организация выставки ОК 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9 создание проектов, моделей ОК 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9 повышение квалификации (семинары, вебинары, курсы и т. ) ОК 1, ОК 8 подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); ОК 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9

Как видно из представленной таблицы, самостоятельная внеаудиторная деятельность студента, точно так же как и аудиторная, позволяет развивать общие компетенции.

В рамках данного вопроса, приведем примеры конкретных заданий и пути организации работы со студентом, для достижения цели не только формирования знаний, умений и опыта, но и общих компетенций делающих будущего специалиста развитой, гармоничной личностью, способной развиваться в дальнейшем и без преподавателя.

Например, очень часто, для закрепления и систематизации знаний, преподаватель, в качестве самостоятельной внеаудиторной работы, дает задание подготовить тематический кроссворд. Данный вид задания позволяет не только систематизировать знания студентов в области терминологии, но и привлечь внимание, заинтересовать в силу творческого характера данного задания. Ориентирование студента, на использование различных методов решения задачи, использование разных источников информации, в том числе и сервисов интернета, позволяет не только достичь целей систематизации и закрепления знаний, но и способствовать развитию общих компетенций, таких как ОК 2, ОК 4, ОК 5 (рис.

Рисунок 1 Формирование ОК при составлении кроссворда

Еще один пример, очень часто, в качестве самостоятельной внеаудиторной работы дается задание по написанию реферата на заданную тему. Данное задание, с точки зрения освоения дисциплины позволяет закрепить изученный материал или самостоятельно получать новые знания. А вот при выборе технологии и методов выполнения, мы так же позволяем студенту развивать общие компетенции, делающие его более мобильным и способным ориентироваться самостоятельно в различных ситуациях (рис.

Рисунок 2 Формирование ОК при написании реферата

В таком контексте можно рассматривать практически любой вид заданий, в рамках самостоятельной внеаудиторной работы, но особое внимание, хочется привлечь к тому, что использование информационно-коммуникационных технологий при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы, позволяет студенту более полно раскрыть имеющийся потенциал, двигаться по своей индивидуальной траектории обучения. Роль преподавателя, в этом процессе, заключается в своевременной корректировке и управлении данным процессом.

Попробуем посмотреть, как, используя механизм самостоятельной внеаудиторной работы студента, преподаватель может способствовать активному развитию общих компетенций в процессе обучения:

Задачи преподавателя при организации самостоятельной внеаудиторной работы с учетом развития общих компетенций

Общая компетенция Задача преподавателя в процессе организации самостоятельной внеаудиторной работы студента ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Ориентировать студента на участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, семинарах, вебинарах. О К 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Практически любой вид заданий самостоятельной внеаудиторной работы, позволяет варьировать методы и способы выполнения, именно это необходимо подчеркивать при организации самостоятельной внеаудиторной работы, учитывать при составлении методических указаний к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и демонстрировать в критериях оценки выданных студенту заданий. О К 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. В рамках заданий самостоятельной внеаудиторной работы, необходимо давать не только задачи, которые требуют использования стандартных методов решения, но и творческие работы, позволяющие студенту проявить себя, найти свой путь решения задачи, продемонстрировать преподавателю свои умения, знания, своё видение решения проблемы. О К 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Для формирования данной компетенции необходимо ориентировать студента на использование различных источников информации, в том числе и на интернет источники. Но задача преподавателя контролировать данную работу так, чтобы научить студента работать с достоверными источниками, такими как справочно-правовые системы, интернет библиотеки, публикации известных авторов. В начале такой работы, студенту обязательно необходимо предоставлять список рекомендованных источников, иначе есть риск, что за основу студент будет брать вторичную информацию, иногда не достоверную и ошибочную. О К 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. О К 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Данные компетенции, можно развивать не только в рамках аудиторной деятельности. Организация самостоятельной внеаудиторной работы, с помощью интернет – сервисов, ориентированных на коллективное общение, так же может способствовать развитию таких компетенций. К примеру, организация общения студентов и преподавателя по решению профессиональной задачи в виде чатов, форумов, блогов, ЖЖ, позволяет решать такую образовательную задачу. Такое общение возможно не только по принципу личного участия, но и объединив студентов в команды, определив роли в рамках решения профессиональной задачи. О К 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. О К 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. В рамках освоения данной компетенции, от студента требуется осознанный выбор, направленный на выстраивание личной траектории дальнейшего профессионального развития и задача преподавателя мотивировать студента к профессиональному росту. Первостепенная задача преподавателя, предоставить студенту возможность увидеть различные направления собственного развития в зависимости от способностей. Для этого при организации самостоятельной внеаудиторной работы необходимо варьировать виды заданий, направления изучения тем, способы и методы достижения цели для каждого студента. Например, студента можно ориентировать на то, чтобы в рамках изучения дисциплины, он самостоятельно по собственному желанию прошел обучение на дистанционных курсах, которые сегодня существуют в огромном количестве в глобальной сети, но такой вид деятельности нужно мотивировать. Например, желающий закончить курсы, может быть освобожден от более мелких задач с точки зрения затрат времени на выполнение. студент должен видеть различные направления собственного развития, выбирать в зависимости от своих склонностей и возможностей, а преподаватель – мотивировать, направлять, создавать условия. О К 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Данная компетенция дает возможность будущему специалисту быть более мобильным в условиях постоянного развития технологий в современном обществе. Задача преподавателя научить студента использовать для достижения решения задачи различные технологии, ориентироваться в тенденциях развития новых технологий. Для этого сам преподаватель должен постоянно совершенствоваться, владеть новыми технологиями решения профессиональных задач в рамках преподаваемой и смежных дисциплин.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современному преподавателю необходимо очень тщательно подходить к организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Большое внимание уделять методическому сопровождению, так как именно методические рекомендации по выполнению такой работы, позволят направлять студента в этой деятельности, получить именно тот результат, который ожидает преподаватель. Помимо этого, для эффективности данной работы большое значение имеет своевременный контроль самостоятельной учебной деятельности студента и своевременная корректировка полученных результатов. В качестве инструмента, позволяющего организовать такую работу, можно использовать различные информационно-коммуникационные ресурсы глобальной сети, которые предназначены для коллективной работы со студентом в удаленном режиме. Рассмотрим некоторые из них:

Onlinetestpad – ресурс, позволяющий преподавателю использовать готовые тестовые задания по различным школьным предметам, разрабатывать собственные тесты, формировать банк тестовых вопросов для дальнейшего конструирования тестовых материалов. Помимо этого, данный ресурс позволяет разрабатывать интерактивные задания в виде кроссвордов, викторин, опросов, которые успешно можно использовать в организации самостоятельной внеаудиторной работе студента. Дополнительный бонус ресурса, который заключается в контроле преподавателя за активностью студентов, степенью и успешностью выполнения выданных заданий, позволяет автоматизировать контроль выполнения самостоятельной внеаудиторной работы и учет по каждому студенту.

Еще один ресурс, широко используемый сегодня в образовании – это сервис learningapps предоставляющий преподавателю возможность создавать интерактивные упражнения в виде заданий, содержащих: задачи на определения соответствий, классификаций, упорядочивания, выстраивания хронологии, сортировки, разработки видео-контената. Данный ресурс содержит готовые шаблоны для разработки интерактивных игр (найди пару, кто хочет стать миллионером, различных викторин, пазлов, «найди на карте», «заполни пропуски», «виселица», «скачки». Помимо этого, ресурс содержит инструменты для групповой работы: голосование, чат, календарь, блокнот для заметок, доска объявлений, есть возможность совместной работы со студентами, объединенными в группы.

Оба ресурса onlinetestpad и learningapps предоставляют возможность публикации разработанного интерактивного контента на личном сайте преподавателя.

Список on-line web-ресурсов для использования в учебных целях при организации самостоятельной внеаудиторной работы студента/

Выступление на школьном методическом объединении

Тема «Формирование профессиональных компетенций педагога с целью повышения качества образования»

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов. Великий русский педагог К. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности.

«Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся». Маркова)

Современный педагог должен быть, готов к включению в деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ним профессиональные проблемы. Это зависит от дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования.

А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

– Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

– Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

– Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

– Рефлексивная компетенция, т. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

– Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

– Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности :

–          компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

–          компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

–          компетентность в целеполагании учебной деятельности,

–          компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

–          компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

–          компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

–          компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

–          компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

–          компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

–          компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

–          компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Какими умениями должен владеть компетентный педагог?

–          Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

–          ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

–          видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

–          проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

–          чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

–          связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

–          закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

–          планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

–          ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

–          в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

–          привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

–          привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

–          оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

–          оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

–          видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Что должен пронимать педагог :

–          нужно быть готовым к постоянным переменам;

–          строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

–          главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

–          любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Какие могут быть риски:

–          по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

–          передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

–          придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

–          следовать мелочным правилам и инструкциям.

Итак, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

В СОВРЕМЕННОЙ школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

–          как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

–          как повысить мотивацию обучащихся;

–          как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;

–          как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

«Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». Ларошфуко)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *