ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛИЧНОСТИ ПОНИМАНИЕ ЕЕ В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Вы замечали, как неинтересно бывает ученикам идти только по общему курсу? Каким скучным может казаться учебник, если учитель не адаптирует его и не дополняет базовые задания интересными фишками?

Как персонализировать материалы для конкретного студента? Сколько времени занимает такая персонализация? Какой эффект дает индивидуальный подход? Разбираемся в этой статье!

О чем речь? В современной российской системе образования реализация индивидуального подхода в обучении возможна в отношении двух категорий учащихся: дети с различными ОВЗ, требующими особых образовательных условий, и одаренные ученики.

На что обратить внимание? Но перед внедрением такой методики педагог должен провести специальную диагностику, которая определит особенности каждого ребенка. Это позволит выбрать или же подготовить специальную программу обучения.

Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой

Основные технологии индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья построена на особых коррекционно-развивающих педагогических технологиях. Благодаря им у ребёнка быстро формируется положительная динамика в обучении и воспитании.

Рассмотрим самые эффективные приёмы коррекционно-развивающих педагогических технологий:

Что такое индивидуальный подход

Индивидуальный подход — это подход, при котором каждый человек рассматривается как уникальный и неповторимый, со своими потребностями, целями и способностями. Этот подход используется в разных сферах жизни, в том числе в образовании. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко был одним из первых, кто озвучил, что реализация индивидуального подхода немыслима без глубокого изучения целостной личности воспитанника.

Цель индивидуального подхода:

Какие преимущества в обучении дает индивидуальный подход к каждому учащемуся?

Это эффективный метод повышения качества обучения. Учитель настолько понимает, чувствует и знает каждого учащегося, его сильные и слабые стороны, что может самостоятельно выстраивать учебный трек и персонализировать общую программу, чтобы повысить уровень знаний и способностей студента.

Ученик проходит трек в своем темпе, не соревнуясь с другими учащимися и не конкурируя за оценки, а с интересом погружаясь в материал и познавая окружающий мир.

Возможно, вам будет интересно прочитать и эти статьи:

Преподавайте английский взрослым ученикам!

Вам предстоит пройти 4 шага отбора, первый из которых — рассказ о себе в формате записи голосовых сообщений.

Мы очень ждем вас в команде Skyeng!


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛИЧНОСТИ ПОНИМАНИЕ ЕЕ В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

Цели индивидуального подхода в обучении учащихся

Эффективность образовательного процесса зависит от целей индивидуального подхода:

Индивидуальный подход в обучении развивает интересы и специфические способности ребёнка. Важно помнить, что учитель, в данном случае, должен опираться не только на уже имеющиеся познавательные интересы, а побуждать ученика к изучению нового материала.

Индивидуализация необходима для того, чтобы ребёнок испытывал положительные эмоции во время образовательного процесса, при этом должны сохраняться и развиваться его характерные поведенческие особенности. Благодаря этому, у подопечного появляется мотивация к учёбе и формируется ответственное отношение к выполнению заданий. Происходит усовершенствование человека и превращение его в неповторимую уникальную личность.

Из этого можно сделать вывод, что применение индивидуального подхода не только улучшает ведение учебного процесса и деятельности ребёнка, но и создает условия, при которых развиваются качества, формирующие успешность самой деятельности. Педагоги, в свою очередь, могут эффективно осуществлять свою работу, которая проходит в рамках государственных образовательных стандартов.

Вопрос школьника

Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:

Ответ от учителя

Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, представляет собой философскую и психологическую концепцию, которая утверждает, что каждый человек является уникальным и неповторимым существом, которое не может быть полностью понято и объяснено с помощью общих закономерностей и шаблонов.

Суть этого подхода заключается в том, что каждый человек имеет свою собственную систему ценностей, убеждений, мотиваций, потребностей и жизненных целей, которые определяют его поведение и взаимодействие с окружающим миром. При этом, эти системы могут быть очень разнообразными и индивидуальными, и не могут быть объяснены с помощью общих закономерностей.

Индивидуальный подход к человеку также учитывает, что каждый человек имеет свою собственную историю жизни, которая влияет на его психическое состояние и поведение. Эта история может включать в себя такие факторы, как семейное воспитание, образование, культурный и социальный контекст, опыт работы и т.д.

В рамках индивидуального подхода к человеку, психологи и другие специалисты стремятся понять и уважать уникальность каждого человека, а также помочь ему реализовать свой потенциал и достичь жизненных целей. Для этого используются различные методы и техники, которые учитывают индивидуальные особенности каждого человека и помогают ему развиваться и расти как личность.

Таким образом, индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, является важной концепцией в психологии и философии, которая помогает понять и уважать уникальность каждого человека и помочь ему достичь жизненных целей.

Почему индивидуального подхода нет в обычной школе

На сегодняшний день в традиционных школах редко встречается такое понятие, как «индивидуальный подход». Тому есть свои причины.

Переполненность классов

Чаще всего в одном классе учится до 30 человек. На одном уроке, который длится всего 45 минут, у загруженного преподавателя просто не остаётся свободного времени, чтобы проработать материал с каждым персонально. Мало времени и для того, чтобы в короткий промежуток времени применить новые форматы и ресурсы для обучения.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛИЧНОСТИ ПОНИМАНИЕ ЕЕ В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

Шаблонность

Современное образование не предусматривает вольного изучения материала. Ученик даже сочинение должен написать, опираясь на определённую структуру и наставления учителя.

То, насколько ребёнок достиг прогресса, оценивается по критериям Федеральных государственных образовательных стандартов, которые направлены больше не на объединение разнообразных программ, а на приведение их в единую систему. Стандарты часто обновляются, однако внедрение новых форматов чаще всего не приветствуется.

Отсутствие финансирования

В образование ребёнка, требующего индивидуальный подход, часто включается тьюторское сопровождение. Это значит, что за конкретным школьником закрепляется персональный наставник, который помогает ему в трудных ситуациях и мотивирует к учёбе.

Проблема заключается в том, что учителя не могут брать на себя дополнительную нагрузку, а администрация школы не заинтересована в найме дополнительного персонала, чтобы решить задачу с наставничеством.

Этическая сторона вопроса

К сожалению, современное общество до сих пор не готово к тому, что некоторым школьникам требуется индивидуальный подход. Традиционные учебные заведения стараются не замечать существующие различия между учениками.

Это проявляется во всём, начиная от школьной формы и заканчивая едиными требованиями к детям с разными физическими и умственными способностями.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛИЧНОСТИ ПОНИМАНИЕ ЕЕ В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

Принято считать, что школа – это оплот общепринятых норм и правил, которых нужно придерживаться. А индивидуальный подход к детям нарушает сложившуюся систему и формирует зависть и соперничество.

Достоинства индивидуального педагогического подхода

Индивидуальный подход является одним из вариантов организации учебно-воспитательного процесса, который используется не как отдельное направление, а в качестве дополнения ко всем разновидностям прямого и косвенного воспитательного воздействия.

Индивидуальный подход предполагает непрерывное включение в образовательную деятельность, поскольку без него невозможно организовать эффективную учебно-воспитательную систему и достичь высокого качества обучения и воспитания.

Данный подход имеет следующие достоинства:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ

Методы индивидуального подхода в обучении предусмотрены для детей, имеющие различные особенности развития. Исходя из этого, педагог, прежде всего, должен осуществить диагностику состояния ребёнка, а уже потом организовать процесс обучения.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛИЧНОСТИ ПОНИМАНИЕ ЕЕ В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

Комплексный анализ помогает выявить не только фактический уровень развития ребёнка, но и понять, в каких условиях он прибывал в дошкольный период. Также оценивается характер, интересы, наклонности подопечного, особенности его психического и физического состояния и так далее.

В системе общеобразовательных традиционных школ принято принимать трудности в обучении за особенности развития ребёнка и низкий уровень усвоения им учебного материала. В школах с коррекционной направленностью трудности в обучении чаще всего связывают с проблемами здоровья, такими как: недостаток слуха, плохое зрение, неразвитость речи и другое.

Учебный процесс с детьми, требующих индивидуальный подход, не должен ограничиваться только лишь работой в классе. Организация перемен – одна из важнейших составляющих взаимодействия с ребёнком. На уроке отследить некоторые поведенческие особенности ученика бывает крайне трудно, ведь занимаясь, он ведёт себя сдержанно.

На перемене же дети раскрепощены и без пристального внимания взрослых перестают стесняться. Именно поэтому, контроль над ребёнком должен происходить не только во время учебного процесса, но и на перемене.

Используя данный метод, преподаватель может собрать информацию о характере и личностных качествах каждого ученика по отдельности, а также выяснить причины неуспеваемости в учёбе. Благодаря проведённому анализу и педагогическому мастерству у учителя появляется возможность предотвратить негативные факторы, влияющие на учебный процесс.

Примеры использования индивидуального подхода в обучении

1. Practical usage of lessons

Продемонстрируйте связь между реальной жизнью и уроком. Если это HR-менеджер, вместо объявления темы «А теперь мы выучим конструкцию вопросительных предложений» мы скажем «А теперь мы научимся правильно задавать вопросы соискателям на собеседовании».

2. Personalize speaking activities

Давайте рассмотрим урок Public speaking и подумаем, как можно адаптировать его для студента, который работает менеджером по продажам. Зачем? Студенту будет интереснее говорить о себе и своем опыте, чем об абстрактных людях. Персонализированные вопросы:

Как использовать индивидуальный подход? После прослушивания подкаста, задавая вопросы, интересуйтесь точкой зрения студента, его мнением по данному вопросу, согласен или нет, почему.

– What about your personal experience? What about your opinion?

Еще помогут наши подборки упражнений и ресурсов:

Personalizing grammar exercises to the student’s goals

Персонализировать упражнения по грамматике и лексике не сложно. Представим того же менеджера по продажам с уровнем Elementary, который отрабатывает Present Perfect. Какие вопросы можно задать такому студенту, чтобы персонализировать упражнение?

Не следует искать специальные списки вопросов для менеджеров, таким простым образом можно скорректировать любой вопрос и отработать грамматику в формате semi-controlled exercises, а после и free practice.

На чем основана программа
онлайн-школы Skyeng?

Отвечаем в подробностях на частый вопрос студентов и учителей.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛИЧНОСТИ ПОНИМАНИЕ ЕЕ В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

5. Personalizing vocabulary exercises

Разберемся, как персонализировать лексические упражнения. Например, задача описать внешность, характер человека. Попросите студента описать последнего клиента, своего начальника, нелюбимого коллегу на работе. Таким образом вы покажете студенту, что не идете строго по книге как робот и не переключаете слайды урока на онлайн-платформе, не задавая дополнительных вопросов и не предоставляя новой информации.

6. Personalization is impossible if you are not genuinely interested in your student

Невозможно персонализировать урок, если вы действительно не заинтересованы в своем студенте, его хобби, делах, целях, эмоциях, опыте. Задавайте вопросы, запоминайте информацию о студентах, обращайте внимание на их эмоции, настроение, получайте обратную связь. Студенты могут потерять мотивацию, если не будут чувствовать интереса учителя.

Такой вид персонализации называется сквозным (integrated personalized teaching). Он не требует дополнительной подготовки и поиска материалов, не отнимает много времени, а студенты остаются удовлетворены проявленным интересом преподавателя, вовлечены в работу и мотивированны.

Примеры использования индивидуального подхода при работе с детьми с особыми потребностями

Сейчас набирает обороты развитие инклюзивного образования. Дети с особыми потребностями могут учиться онлайн, что иногда доступнее и (из-за специфики здоровья) удобнее для них. Инклюзивное образование предполагает индивидуальный подход к преподаванию, более гибкий и удовлетворяющий различные потребности особых детей.

Обучая ребенка-инвалида, в обстановке обычного класса преподаватель иностранного языка сталкивается с рядом методических и педагогических проблем. В связи с наличием в классе ребенка-инвалида педагог вынужден выстраивать свою работу с учетом неоднородного контингента учащихся.

В первую очередь следует создать благоприятную обстановку и дружественную атмосферу в классе, научиться быть терпеливее.

В этой статье мы не будем рассказывать обо всех нюансах преподавания английского языка детям с особыми потребностями. Скажем лишь, что в онлайн-школе несложно обеспечить таких детей материалами, адаптированными с учетом особых потребностей. Современные технологии позволяют сменять деятельность, так как особые дети быстро устают от монотонных упражнений и им рекомендуется переключаться. Правильно подобранные иллюстративный и интерактивный материалы вызовут положительные эмоции, а то, что впечатлило, останется в памяти. На основе этого следует дальше формировать лексические и грамматические умения. Сложнее всего — придерживаться коммуникативного подхода. Чаще всего особенные дети — интроверты, есть большой процент аутистов или с диагнозом ЗРР. Научить здоровых учеников вести диалог с такими детьми — непростая задача.

Делимся полезными статьями:

Case study

Приведем пример участия особенного ребенка в разговорном клубе онлайн-школы Skyeng. Стандартный клуб, не адаптированный специально под таких детей. Присоединяются люди разных национальностей, возраста, уровня, способностей. Учитель видит их по видеосвязи, слушает их представление, поддерживает small talk, чтобы понять, как лучше объединить их в пары для обсуждения тем.

В классе оказывается ребенок с ДЦП, речь нечеткая и медленная. Все участники клуба терпеливо ждут, выслушивают. Очень важную роль играет мастерство учителя, благоприятная обстановка, дружелюбность. Реакция людей может быть разной. Идея клуба — разговорная практика. Поэтому преподаватель может постепенно ввести в курс дела такого особенного ученика. Например, взять его на себя и стать ему собеседником в отдельной breakout room, где можно дать больше времени выговориться. Необходимо, чтобы ученик почувствовал радость от общения, от диалога. Преподаватель формирует ситуацию успеха, ведь такой ученик преодолевает себя, страх и множество других факторов, когда приходит в разговорный клуб.

В результате грамотного индивидуального подхода ученица стала постоянной гостьей здесь, ее знают все педагоги и студенты, часто посещающие клубы, она уже взаимодействует со всеми участниками, а не только с преподавателем. А еще она нашла себе друзей и (в результате посещения клубов) ее английский стал более беглым, сформировались разговорные навыки.

Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития. Требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа. Педагоги должны иметь четкое представление о том, как и чему его учить, как относиться к его поведению и трудностям во время занятий, как учитывать его возможности, сглаживать особенности его состояния, вызванные болезнью, и т. д.

Мы проанализировали множество моделей поведения студентов, учеников с особенностями развития, а также специалистов с узкими запросами к курсу. Исходя из проведенного нами анализа, можно сделать вывод, что каждый человек может развиваться в любой интересующей его области, если педагог грамотно применит индивидуальный подход и составит индивидуальную программу обучения.

Индивидуальный подход в обучении и воспитании

Психолого-педагогический принцип, в котором система работы преподавателя построена на анализе личностных особенностей и жизненных обстоятельствах каждого ученика, называется – индивидуальный подход. Его главным критерием является гуманное отношение к человеку и пониманию его как исключительной ценности.

Осуществляя индивидуальный подход, важно учитывать успехи, трудности, ошибки и недостатки каждого ученика. Подход, основанный на индивидуальном отношении, построен на уважительно-активном, целеустремлённом и наиболее целесообразном применении различных воздействий. Преподаватель, который поддерживает в подопечном стремление к самовыражению, помогает ему развивать необходимые личностные качества, навыки, умения, а также стимулирует его к овладению знаниями.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛИЧНОСТИ ПОНИМАНИЕ ЕЕ В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

Индивидуальный подход в обучении основан на увеличении и закреплении положительных качеств, а также на устранении недостатков. Умелое и своевременное вмешательство педагога позволяет избежать нежелательных и болезненных процессов перевоспитания. Особенно это касается тех детей, в период обучения которых долгое время закреплялась отрицательная сторона поведения и характера.

Образование школьников и дошкольников строится на индивидуальном и дифференцированном подходе в обучении. Он включает в себя следующие задачи: создать коллектив, научить ребёнка подчинять свои личные желания и интересы общим, оказывать помощь в выборе направления деятельности, регулировать поведение каждого ребёнка в отдельности.

Если ученик находится вне группы, то некоторые его личностные качества не могут раскрыться в полной мере. Например, организованность, коллективизм, уважение к товарищам, желание помогать друг другу, умение дружить – все эти качества формируется внутри коллектива. А такие отрицательные проявления, как эгоизм, своеволие и зазнайство, наоборот, искореняются.

Как использовать индивидуальный подход в обучении

К сожалению, по некоторым причинам в современных школах индивидуальный подход не может быть полностью реализован. Есть государственная программа, которой строго придерживается учитель. В этой системе есть план, рассчитанное количество часов на определенные темы, выделены учебники. Учитель не может позволить себе отступить от требований из-за отсутствия времени. Классы, как правило, переполнены: в коллективе может быть от 25 до 40 человек. Педагог загружен организационными вопросами и просто физически не успевает поработать с каждым учащимся. По этой причине в онлайн-школах и домашних лицеях появились тьюторы-наставники, бадди и коучи-менторы, которые работают вместе с педагогом, и учебный процесс сконцентрирован исключительно на конкретном ученике, его целях, нуждах и интересах.

Учет индивидуальных потребностей и способностей

Когда ваши студенты чувствуют, что у них есть прогресс? Обычно это происходит, когда материалы соответствуют их целям. Что такое прогресс и как почувствовать, есть ли он?

Прогресс бывает разным. У каждого ученика свой темп достижения цели. Поэтому эффективным будет создание индивидуального учебного плана. До того как составить подобный маршрут, следует провести вводный урок.

Для чего нужны вводные уроки?

Зависит ли учебный прогресс от индивидуального подхода? Конечно! По мнению многих преподавателей и экспертов, индивидуальный подход и личный трек роста напрямую влияют на прогресс ученика. Любой предмет, даже самый, казалось бы, нелюбимый, может быть освоен таким образом.

Например, английский язык. Если это IT-специалист, которому трудно вести совещания и озвучивать agenda, можно создать для него среду, где он сможет потренироваться говорить о выполненных или запланированных задачах. Учитель не должен просто объявить, что это Present Simple. Следует показать на жизненных ситуациях, в каком конкретно контексте будет использоваться Present Simple.

Могут пригодиться эти материалы:

Адаптация методов обучения под каждого ученика

ESP — что это? Английский для особых целей (ESP).

Обычно это относится к преподаванию английского языка студентам университетов или людям, уже работающим по найму, с учетом их словарного запаса и навыков, которые им необходимы.

Подход ESP учитывает реальные языковые и речевые потребности учащихся, а также контекст, в котором будет нужно использовать изучаемый язык.

Каждый курс ESP должен быть адаптирован под нужды и интересы конкретного ученика. Например, если это урок для биолога, следует подобрать спецлексику, тексты, отвечающие этому запросу. Если студент — инженер, то поэзия и анализ романа ему ни к чему. Со студентами низких уровней спецкурс (научный, медицинский, юридический, экономический) организовать сложно, поэтому рекомендуется общий курс, но следует адаптировать его под запросы своих студентов.

Предположим, у вас есть студент QA-инженер. Как персонализировать общий курс под него? Обычно такие специалисты пишут bug reports, в которых описывают ошибки или неполадки. Если у студента низкий уровень и вам нужно практиковать Present Simple, говорите о ежедневных задачах, составлении bug reports, попросите примеры таких докладов и сообщений об ошибках, чтобы проанализировать, какую грамматику они содержат. Там могут быть модальные глаголы, базовые времена, 1 Conditional. На основе этих знаний вы сможете полностью выстроить курс под запросы ученика.

Особенности организации индивидуального подхода

Индивидуальный подход в воспитании осуществляется, как правило, в коллективных условиях, посредством применения индивидуальных форм работы.

Воспитательная работа организуется при опоре на такие показатели:

Воспитание организуется таким образом, чтобы максимально предотвратить негативные факторы, затрудняющие оптимальную организацию воспитательного процесса.

Индивидуальный подход имеет специфические принципы организации, в зависимости от направлений воспитательной деятельности.

В процессе трудового воспитания, принцип индивидуального подхода приобретает особо важную роль. Это обусловлено важностью и значимостью трудового воспитания молодого поколения. Трудовое развития необходимо для гармоничного и всестороннего развития личности. Недостаток трудового воспитания оказывает отрицательное воздействие на нравственные качества личности, развитие его воли. Поэтому трудовое воспитание должно быть основано на индивидуальном подходе, чтобы создать устойчивую базу для дальнейшего развития ребенка.

Чтобы успешно применять индивидуальный подход в трудовом воспитании, необходимо изучить особенности практических умений и способностей каждого учащегося и его нравственные качества.

При наличии знаний об индивидуальных способностях и специфике развития каждого ребенка, процесс организации коллективного труда значительно упрощается, повышается его качество и эффективность.

Индивидуальный подход в игровой деятельности предполагает определение отношения воспитанников к игре, их заинтересованности в ней и проявления активности. Индивидуализация требует развития доброжелательности, уважения к другим участникам игры, желание быть полезным и значимым для коллектива, игры.

В игре следует акцентировать внимание на индивидуальных свойствах каждого ребенка и использовать их, чтобы каждый ребенок занял свое значимое место в игровом процессе.

Организация воспитательных мероприятий на базе индивидуального подхода ориентирована на выявление особых наклонностей и способностей каждого ребенка. Воспитатель должен понимать, что все дети не могут развиваться идентично. Путь успеха у всех разный. Кто-то развивается успешнее в интеллектуальном направлении, а кто-то наделен творческими качествами. Для нормального развития и поддержания оптимального состояния психических процессов, необходимо предоставить возможности для развития каждого ребенка в том направлении, которое отвечает его потребностям и возможностям.

Значение индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе

Каждый человек наделен специфическими свойствами, отличающими его от других людей. Это обуславливает необходимость организации воспитательного процесса по принципу индивидуальности.

Любое воспитательное воздействие на ребенка и его восприятие связано с индивидуальными особенностями его развития. Только учет внутренних показателей развития личности помогает организовать реально действенный процесс воспитания.

Индивидуальный подход важен. Он дает возможности применения особых воспитательных методик, которые соответствуют потребностям личностного развития конкретного ребенка и, тем самым, повышают продуктивность воспитательных мероприятий. С его помощью удается выявить уникальность качеств каждого ребенка и подобрать к нему особый воспитательный подход.

Целевое назначение индивидуального подхода сводится к формированию и закреплению положительных свойств личности, ликвидации недостатков развития. Это упрощает и облегчает воспитательный процесс и предотвращает необходимость последующего перевоспитания.

В современным реалиях общественного развития, вся педагогическая система, организация образования и воспитания базируется на индивидуальном подходе. Он является формирующим и развивающим принципом обучения. Его применение требует от педагога высокой квалификационной подготовки и учета некоторых показателей при дифференцированном воспитательном подходе:

«Индивидуальный подход в педагогике» 👇

Основным показателем индивидуализации учебно-воспитательного процесса является учет типа темперамента ребенка. Он зависит от генетических особенностей развития и определяет темп деятельности ребенка, но не берет в расчет его социальную ценность.

Принцип индивидуального подхода охватывает все сферы воспитательной и образовательной работы с детьми разных возрастных групп.

Основная функциональная роль индивидуального подхода в обучении сводится к его личностному ориентированию и воспитанию в развивающем режиме.

6 принципов индивидуализации обучения учащихся с ОВЗ


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛИЧНОСТИ ПОНИМАНИЕ ЕЕ В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

Личностно ориентированный подход к учащимся

Для
воспитания свободной и активной личности
необходимо гуманизировать и одухотворить
всю учебно-воспитательную систему,
разработать пути привнесения духовных
приоритетов как в сознание каждого
человека, так и общества, определить
критерии формирования духовной личности.
Но невозможно извне одухотворить
человека, он сам должен прийти к осознанию,
что духовное саморазвитие,
самоусовершенствование является
важнейшим условием не только выживания,
но и дальнейшей эволюции человека и
движения человечества. Для этого
необходимо осознанное принятие каждой
личностью вечных духовных ценностей
(свидетелями которых является
художественная литература) и идеалов.
Необходимо в процессе изучения литературы
в школе сформировать
у молодого поколения внутреннюю
потребность, стремление к постоянному
духовному самовоспитанию, вооружить
современную молодежь знаниями относительно
духовного самопознания и
самоусовершенствования.

В
теории гуманистической педагогики, где
личность ребенка представляется как
общечеловеческая ценность, правомерны
понятия «личностно ориентированное
образование», «личностно ориентированное
воспитание», «личностно ориентированное
обучение», «личностный подход».

Личностно
ориентированное непрерывное образование
предполагает постоянное удовлетворение
образовательных запросов человека,
создание условий проектирования и
реализации индивидуальной образовательной
программы, позволяющей выбрать и овладеть
разнообразным образовательным уровнем.

Личностно
ориентированное образование
в школе направлено на развитие и
саморазвитие ученика, становление его
как личности с учетом индивидуальных
особенностей, интересов и способностей.

Личностно
ориентированное обучение
предоставляет возможность каждому
школьнику реализовывать себя в познании,
в учебной деятельности с опорой на его
склонности и интересы, возможности и
способности, ценностные ориентации и
субъективный опыт.

Личностно
ориентированное воспитание
– это развитие и саморазвитие личностных
качеств на основе общечеловеческих
ценностей. Гуманистическое личностно
ориентированное воспитание – это
развитие и саморазвитие личностных
качеств на основе общечеловеческих
ценностей. Гуманистическое личностно
ориентированное воспитание – это
педагогический управляемый процесс
культурной идентификации, социальной
адаптации и творческой самореализации
личности, в ходе которого происходит
вхождение ребенка в культуру, в жизнь
социума, развитие всех его творческих
способностей и возможностей.

Личностный
подход –
это важнейший принцип психологической
науки, предусматривающий учет своеобразия
индивидуальной личности ребенка.
Именно этот подход определяет положение
ребенка в воспитательном процессе,
означает признание его активным субъектом
этого процесса, а, следовательно, означает
становление субъект-субъектных отношений.
Личностный подход – это индивидуальный
подход к человеку как к личности с
пониманием ее как системы, определяющей
все другие психические явления.

Важно
в центр преподавания литературы поставить
личностно
ориентированный подход к учащимся.
Так как
формирование полноценного читателя,
способного отбирать, читать и понимать
художественные тексты, творчески
осмысливать их, невозможно без отношения
к ребенку любого возраста как к уникальной
и неповторимой личности (И. Бех, Е.
Бондаревская,

Е.
Ильин, Е. Исаева, Л. Мирошниченко, Г.
Токмань, И. Якиманская и др.).

Признание
ребенка полноценной человеческой
личностью, обладающей такими же, как и
взрослый человек, качествами самобытности,
богатством желаний и возможностей,
означает уважение и поддержку личности
в ее развитии, веру в ее творческие силы
и способности, выявление и стимулирование
ее лучших качеств.

Личностный
подход является ведущим в организации
учебно-воспитательного процесса. В
отличие от индивидуального подхода он
требует знания структуры личности и ее
элементов, их связи как между собой, так
и целостной личностью. В связи с этим
следует выделить идею личностного
подхода, суть которой в том, что в школу
приходят не просто ученики, а
ученики-личности со своим миром чувств
и переживаний. Это и следует в первую
очередь учитывать учителю в своей
работе. Он должен знать и использовать
такие приемы (их выработала педагогика
сотрудничества), в которых каждый ученик
чувствует себя личностью, ощущает
внимание учителя только к нему, он
уважаем, никто не может его оскорбить.
Все ученики защищены в своем классе и
в своей школе. Вместе с тем не только
теория, но и современная школьная
практика доказывают, что личностный
подход реализуется при наличии гуманной
системы воспитания, индивидуального
подхода к учащимся.

Индивидуальная
работа при личностно ориентированном
подходе
– это
деятельность учителя, осуществляемая
с учетом особенностей развития личности
каждого ребенка, которая всегда
индивидуальна, с неповторимым сочетанием
умственных, физических и психологических
особенностей, присущих только конкретному
человеку и отличающих его от других
людей. Учитывая эти особенности, учитель
определяет методы и формы воздействия
на личность каждого ребенка.

В
индивидуальной работе с детьми учителю
важно


устанавливать и развивать деловые и
межличностные контакты на уровне учитель
– ученик – класс;


уважать самооценку личности ученика;


вовлекать ученика во все виды деятельности
для выявления его способностей и качеств
его характера;


постоянно усложнять и повышать
требовательность к ученику в ходе
избранной деятельности;


создавать психологическую почву и
стимулировать самообучение и
самовоспитание, что является наиболее
эффективным средством реализации
программы обучения и воспитания.

Таким
образом, личностно
ориентированное образование обеспечивает
развитие личности ребенка, поддержку
его индивидуальности, предоставляет
свободу способов самореализации личности
в культурно-образовательном пространстве.
Развитие
ребенка здесь рассматривается не в
узко-интеллектуальном, а в личностно-смысловом
значении.

Это
возможно в атмосфере интеллектуальных,
нравственных, эстетических переживаний,
столкновения различных мнений, взглядов,
позиций, творчества учителя и учащихся.
«Творчество, исследовательский поиск
является основным
способом существования ребенка в
пространстве личностно ориентированного
образования» (Е. В. Бондаревская).

Специфика
личностно развивающего образования
отражена в самоценных формах активности,
познавательных, волевых, эмоциональных
устремлениях личности.

Личностно
ориентированное общение
– стержень стимулирования учебного
труда, оно не может быть направлено на
абстрактного ученика. Его цель –
учитывать не только актуальные потребности
данного возраста, но и как можно полнее
соответствовать индивидуальному
своеобразию данного класса.

Одна
из важнейших потребностей ребенка,
которую стремится удовлетворить гуманный
учитель, – потребность личного контакта
с учителем на уроке, стремление заработать
похвалу, получить поддержку. Если на
уроке учитель уважительно относится к
ученику, то последний не боится высказать
свое мнение по поводу прочитанного
произведения, даже если оно не совпадает
с мнением учителя, реализует свое право
быть мыслящей личностью. Гуманный
учитель стремится не пропустить момент,
когда школьнику нужна помощь, его
интересует душевное состояние ученика
в момент разговора, он создает благоприятную
атмосферу для работы на уроке.

Личностно
ориентированное обучение – это
развивающее обучение, которое основывается
на интеллектуальной активности ребенка.
Оно должно
опираться на механизмы сознания и
самосознания.

Идеи
развивающего обучения базируются на
принципах:


принципе ведущей роли теоретических
знаний в обучении,


принципе обучения на высоком уровне
трудности,


принципе обучения быстрым темпом,


принципе осознания школьниками процесса
учения.


принципе целенаправленной и систематической
работы над общим развитием всех учащихся,
в том числе более слабых.

В
качестве ведущих
принципов обучения рассматриваются
принципы самостоятельной активности
и осознанности познания.
Поэтому в массовой практике должны
использоваться активные формы и методы
обучения. Это


поворот от обучения в условиях класса
к обучению в малых группах;


поворот от сообщения знаний к поиску и
кооперированию усилий;


поворот от работы с отдельными учащимися
к работе со всеми учащимися;


поворот к значительному увеличению
активности школьников;


поворот от овладения всеми учащимися
одного и того же материала к овладению
разными учениками разного материала.

Личностно
ориентированное обучение предполагает


новый взгляд на личность как на цель
образования, на идею личностной
направленности учебного процесса;


идею гуманизации, демократизации,
толерантности педагогических
взаимоотношений, отказ от диктата как
метода, который не дает результата в
современных условиях;


формирование положительной «Я-концепции»
учащегося (И. Д. Бех).

1. Что такое индивидуальный подход

2. Как использовать индивидуальный подход в обучении

– Создание индивидуальных учебных планов– Учет индивидуальных потребностей и способностей– Адаптация методов обучения под каждого ученика

3. Примеры использования индивидуального подхода в обучении

– Примеры использования индивидуального подхода при обучении взрослых– Примеры использования индивидуального подхода при работе с детьми с особыми потребностями

Открыт набор преподавателей английского на направление Adults!

Ищем онлайн-репетиторов с опытом преподавания, высшим образованием и уровнем языка от Intermediate.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛИЧНОСТИ ПОНИМАНИЕ ЕЕ В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

Рекомендации для педагогов


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛИЧНОСТИ ПОНИМАНИЕ ЕЕ В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛИЧНОСТИ ПОНИМАНИЕ ЕЕ В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

Внедрение индивидуального подхода в обучении позволяет сформировать эффективный учебно-воспитательный процесс. Дифференцированный подход построен на том, что учитель должен учитывать личные качества ученика: его потребности, склонности, возможности, интересы, мотивы, особенности темперамента, мышление и память.

Преподаватель создаёт для каждого отдельного школьника такие условия, при которых он сможет осуществлять учебную деятельность, соответствующую его развитию. Важно обеспечить ребёнку вероятность самостоятельного усвоения учебного материала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *