ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Что это? Педагогическая психология – область знаний, которая изучает психологические процессы и явления, связанные с обучением и воспитанием. Она находит применение в школьной и внешкольной практике.

В чем преимущества? Педагогическая психология помогает правильно выбирать методы обучения и воспитания, а также эффективно взаимодействовать с каждым учеником с учетом его особенностей. Это незаменимый инструмент для создания комфортной и поддерживающей среды для ребенка без потери качества образования.

Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мотивирующие цитаты для учебы

Порой нам не хватает мотивации (Как мотивировать ребенка на учебу), чтобы начать заниматься, делать домашнее задание, постоянно отвлекаемся на другие дела и совсем не хочется браться за учебники. В такой ситуации нам нужен какой-то толчек, чтобы вспомнить о важности учебы, который побудит нас двигаться к своей цели. Ниже мы собрали 460 мотивирующих цитат и выссказываний, которые помогут осознать важность обучения и развития на протяжении всей жизни.

Цитаты про учебу. Часть 1


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цитаты про учебу. Часть 2


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цитаты про учебу. Часть 4


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цитаты про учебу. Часть 5


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цитаты про учебу. Часть 6


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цитаты про учебу. Часть 7


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цитаты про учебу. Часть 8


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цитаты про учебу. Часть 9

Как справиться со стрессом перед экзаменом

Наши курсы

Руководитель направления Инновационной деятельности

Зябликова Марина Георгиевна

Место нахождения: 192238, г. Санкт-Петербург, ул. Пражская д.25. лит. А

Инновацией является не всякое новшество или нововведение, а лишь такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Вопреки распространённому мнению, инновации отличаются от изобретений.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Шумпетер был одним из первых учёных, кто в 1900-х гг. ввёл в научное употребление данного термина в экономике.

Тестовые материалы для учителей (преподавателей) русского языка, проходящих аттестационные процедуры (экзамен в форме компьютерного тестирования)

4. эпитет 45. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

5. кухОнный Ответ запишите цифрой. 46. В морфологической характеристике какого выделенного слова допущена ошибка?

1. (обошёл) ВОКРУГ (дома) – производный предлог

2. Д ЕЛАВШИЙ (задание) − страдательное причастие прошедшего времени

3. В ТОРОПЯХ (Саша забыл закрыть дверь) – наречие со значением причины

4. З АКОНЧИВ (работу) – деепричастие совершенного вида Ответ запишите цифрой. 47. Какое из выделенных слов образовано приставочно-суффиксальным способом?

1. С ВЕРХСКОРОСТНОЙ двигатель

2. нагреть ДОКРАСНА

3. народный ПОСЛАНЕЦ

4. С ПРЯТАТЬСЯ за дерево Ответ запишите цифрой. 48. Укажите слово, которое имеет следующий состав: ПРИСТАВКА − КОРЕНЬ − СУФФИКС − СУФФИКС − ОКОНЧАНИЕ.

1. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

2. Н.В. Гоголь «Ревизор»

3. С.Пушкин «Моцарт и Сальери»

4. М.Ю. Лермонтов «Маскарад» Ответ запишите цифрой. 63. Какой стилистический прием использован в выделенном фрагменте текста? А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! (А. С. Грибоедов).

Что такое педагогическая психология

Педагогическая психология – это прикладная отрасль психологии, возникшая в связи с запросами теоретической педагогики и образовательной практики.

Образование играет очень важную роль в жизни каждого из нас, так как образованный человек имеет больше возможностей реализовать себя и достигнуть успеха. Нет необходимости доказывать важность психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

Эта отрасль психологии изучает механизмы, определяющие и объясняющие развитие человека в условиях обучения и воспитания, опора на них позволяет совершенствовать педагогическую практику и управлять развитием.


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Поскольку педагогическая психология направлена на исследование структуры и динамики психологического образа в процессе обучения и воспитания, выделяют следующие предметы изучения: различные явления, их закономерности, механизмы психики субъектов образования. Под субъектами следует понимать: обучающихся, студентов, слушателей, учителей и преподавателей.

Перед педагогической психологией ставится немало задач, обусловленных особенностями образования и воспитания. Чтобы понять, почему психология рассматривается именно в контексте образовательного процесса, необходимо обратиться к терминологии.

Образование рассматривается как процесс целенаправленного воспитательного и учебного воздействия на личность, ориентированный на приобретение знаний, умений, навыков, ценностных установок, компетенций и опыта деятельности.

Образование в широком смысле – это созидание человека, становление его как личности. Кого можно назвать образованным?  В процессе обучения и воспитания происходит качественное изменение, переоснащение психики и личности. Педагогическое воздействие способствует не только личностному развитию, но и ее самореализации.

Образованность не определяется возрастными рамками и количеством времени, потраченным на учебу. Полученные знания в совокупности с воспитанием меняют сознание индивида, его мировоззрение. Образованный человек обладает большим запасом знаний, проявляет воспитанность, высокий уровень культуры, начитанность, эрудированность, он сам выстраивает образ своей личности и хорошо усваивает приемлемые в обществе модели социального и профессионального поведения.

В отечественной системе различают следующие ступени образования: начальное, среднее, средне-специальное, высшее. Но необходимо отметить, что эти градации довольно условны. Важен результат, которым является образованность, не зависящая от аттестатов, дипломов, сертификатов и т. д. Образовательный процесс должен быть комплексным, гармонично сочетающим два процесса – учебный и воспитательный.

Казалось бы, данный аргумент очевиден. Однако если обратиться к истории российского образования, можно узнать, что еще совсем недавно активно выдвигались идеи исключения воспитательного компонента из образовательного процесса.

На самом деле, как показывает практика, обучение и воспитание неразрывно связаны, оба этих процесса невозможно осуществлять раздельно. Для эффективной организации единого воспитательно-образовательного пространства необходимы особые педагогические и социальные условия – государственная образовательная система и профессиональная подготовка учителей.

Все без исключения родители замечают, что их малыш с самого раннего возраста, как только у него начинает получаться управлять ручками, ножками, мимикой, тут же начинает повторять за взрослыми их жесты и слова, старается “заняться” тем же делом, что и любимая мама.

Приходя в этот мир, любой из нас усваивает модель поведения от своих родителей, воспитателей и системы общества в целом. Впрочем, точно так же, как и предыдущее поколение получало клише для своего мировоззрения, изменяя впоследствии его на свой лад.

ШколаЖизни.ру – уникальные секреты, хитрости и премудрости

Как получить работу, познакомиться с девушкой, договориться с милицией или ГИБДД. Хитрости делового этикета, человеческой психологии, починки и вождения автомобиля, домашнего ремонта, а также многое другое. Уловки на все случаи жизни+

Я думаю, многим в детстве родители читали на ночь сказки: сказки Пушкина, русские народные сказки про бабу Ягу, про Кащея Бессмертного, про Ивана-дурака. Благодаря этим сказкам в нас формировалось в детстве отношение к добру и злу, к чести и справедливости, к мужественности и отваге.

Деточка: для разумных родителей

Дети – это естественно! Никто не может снять с воспитателя ответственность за его действия, но каждый может поделиться своим опытом и размышлениями.

Ничто не усваивается и не запоминается так же быстро, как интересное! Чтобы обучить ребенка счету и важнейшим математическим понятиям, не нужны ни учебники, ни классы – ведь математика это прикладная наука. Специальных занятий с малышом не потребуется: ее можно изучать между делом.

Роды являются кульминационным моментом любой беременности, вместе с тем они же выступают точкой отсчёта для совершенно нового этапа в жизни большого количества людей, прежде всего, главных участников этого процесса – матери и ребёнка.

Родители хотят для своего ребенка самого лучшего. Но знают ли они меру в погоне за кажущимся благополучием, способны ли трезво оценить реальные нужды чада? Или все сводится только к собственным потребностям – тому, чего так не хватало в нашем детстве?

Лингвисты считают малышей настоящими полиглотами, которые с лёгкостью способны освоить структуру любого иностранного языка, до малейших деталей воспроизводить его фонетические особенности и на подсознательном уровне проникнуть в хитросплетения иностранной грамматики.

Не всякое обучение является эффективным, а лишь то, которое опережает развитие, ведёт его за собой. Дети под руководством старших усваивают достижения человеческой культуры, что определяет их движение вперёд.

В рассылке самая полная и подробная информация о детях с сайта pervenez.ru. Вы узнаете о развитии, кормлении, воспитании, гигиене, психологии, здоровье и заболеваниях детей. Получите множество советов, рекомендаций и консультаций.

Ребенок в трехмесячном возрасте хорошо реагирует на звук: может определить от куда он идет, поворачивается на него. Малыш слушает маму, когда она с ним разговаривает. Малыш уже может улыбаться, узнает голос мамы, звуками может выразить свои эмоции, желания и недовольства.

В каждой семье свои ритуалы. Когда моему первенцу исполнилось полтора года, появился ритуал – чтение сказки на ночь. Мы укладывались в постель и открывали книжку. Первые книжки были тоненькие, в мягком переплете. Каждая книжка – отдельная сказка.

Основные принципы педагогической психологии

Рассмотрим основные принципы.

Принцип социальной целесообразности

Социальная целесообразность – это уровень адаптации и степень преобразования себя и общества. Основным фактором развития педагогической психологии является принятая в обществе система социальных ценностей и ожиданий, в соответствии с которой определяется целесообразность тех или иных действий образовательной теории и практики.

В настоящее время безусловный приоритет отдается системам образования, которые направлены на формирование самостоятельной, автономной, социально активной личности, способной к самоопределению и самореализации в рамках процессов общественного развития.


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Любой предмет изучения педагогической психологии (система или явление) следует рассматривать с позиции социальной целесообразности на двух уровнях:

Принцип единства теории и практики

Единство теории и практики – это ответ на три главных вопроса: «зачем?», «что?», «как?». Практическая образовательная деятельность является главным проблемным полем для теоретических и экспериментальных исследований, которыми занимается педагогическая психология.

Основное направление научных исследований в данной области – определить, как психолого-педагогическая теория и практика влияют друг на друга, проанализировать соотношение обучения, воспитания и развития, определить критерии для оценки их результативности.


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

При организации взаимодействия теории и практики педагогической психологии делается акцент на трех фундаментальных вопросах:

Принцип развития

Развитие – это гармоничное сочетание роста и созревания, формирования, преобразования. Любое явление или процесс следует изучать не как уже сформированную систему, а в процессе зарождения, становления и развития. Педагогическая психология тоже основывается на принципе развития.

Целью ее теоретического и практического воздействия является развитие всех участников образовательного процесса и системы образования в целом. Современная система воспитания и образования включает в себя три типа развития:


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Принцип детерминации

Детерминация – это определение перспективы объекта. Следуя этому принципу, устанавливается взаимная связь между предметом исследования и определенным воздействием среды, отношениями или событиями (предыдущими/последующими) его жизни. На основании этого формируется дальнейший прогноз поведения ребенка и планируется его воспитание. Педагогическая психология выделяет два типа детерминации:

Между психическими явлениями формируется такая связь, при которой события и отношения прошлого опыта неизбежно приводит к развитию у человека определенного психического качества. Например, можно предположить, что причиной отклоняющегося (девиантного) поведения ребенка стали неблагоприятные факторы его семейного воспитания и разработать программу их коррекции.

Следует отметить основные недостатки интерпретации, выполненной на основе каузальной детерминации: привязанность к прошлому опыту, влияние стереотипов, отсутствие возможности рассмотреть индивидуальные ресурсы и потенциал субъекта в преодолении проблем.


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Между психическими явлениями устанавливаются такие отношения, когда направляющей силой жизнедеятельности субъекта являются его цели и ценности. Например, в этом случае программа психологической коррекции отклоняющегося поведения будет основываться на выявленных жизненных целях и ценностях ребенка, с учетом его умения самостоятельно достигать желаемого результата.

Принцип системности

Системность – это набор взаимосвязанных компонентов, которые сочетаются как единое целое: индивидуальный, социальный, духовный. Предмет исследования рассматривают как элемент целостной системы, который имеет собственную цель функционирования. В педагогической психологии цель любой системы – это прежде всего развитие ее участников, которое осуществляется на разных уровнях:


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Когда определены компоненты всех уровней системы, выполняется анализ взаимоотношений между ними, выявляет педагогическая психология закономерности их функционирования, исследуется генезис системы и системные характеристики изучаемого предмета.

Страх — это сильная неприятная эмоция, производящая весьма существенное воздействие на организм: пульс и дыхание учащаются, а мышцы напрягаются. Мы довольно редко испытываем сильный страх, однако можем регулярно волноваться, нервничать и тревожиться. Как правило, эти переживания выполняют полезную функцию. Перед важной встречей страх побуждает нас подготовиться, вооружиться ответами на возможные вопросы и постараться не опоздать. Во время встречи страх помогает сосредоточиться и повышает эффективность действий. Благодаря страху мы стараемся избегать ситуаций, которые могут причинить вред. Между страхом и любопытством существует тесная взаимосвязь, противоречия между этими двумя эмоциями способны приводить к интенсивным приятным переживаниям, например восторгу и ликованию.

В иных ситуациях страх может превратиться в огромную проблему. Порой люди боятся обычных вещей, испытывают страх постоянно или легко приходят в смятение и теряют контроль над собой — все эти переживания могут быть крайне неприятными и приводить к значительным сложностям. Именно в таких обстоятельствах на переживание страха наклеивают ярлык «тревожность» и ставят диагноз «тревожное расстройство».

Мы начнем эту главу с попытки понять, что такое страх, каковы его причины, как мы учимся бояться и что происходит с нашим разумом и телом, когда мы напуганы. Мы поговорим о важности страха для нашей безопасности, а также о его противоречиях с любопытством и восторгом. Затем мы разберем, как можно справляться со страхом и реагировать на него конструктивно, используя практические приемы, которые способны в этом помочь.

Далее в главе изучается ловушка страха: что происходит, когда наш страх слишком силен или когда мы боимся вещей, которых бояться не следует. Мы коснемся проблем, относимых к тревожным расстройствам, включая паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, фобии (например, боязнь животных и других существ, боязнь природных явлений, полетов, зубных врачей и крови), генерализованное тревожное расстройство, социальное тревожное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство. Мы увидим, как ловушка действует при различных видах страха, и узнаем, как из нее можно выбраться.

Как понять и принять страх

Как и все другие эмоции, страх помогает нам реагировать на происходящее вокруг. Если мы поймем его причины, его воздействие на пять компонентов эмоций и его функции, это поможет нам его принять и подскажет, как легче справляться со страхом, как на него реагировать и какие проблемы он способен вызывать. Первое упражнение этой главы (упражнение 1.1) позволит вам поразмышлять о том, чтó вас пугает.

Что вас пугает?

Составьте список пяти своих главных страхов. Чего или кого бы вы испугались, увидев рядом с собой? Какие действия вам было бы страшно выполнять? Чего вы пытаетесь избежать в своей жизни?

Теперь вспомните детство. Чего боялись взрослые, которые вас окружали?

Посмотрите на получившийся список. Стоит ли бояться всего, что вы перечислили? Так ли все это опасно, как вам кажется?

Откуда берется страх?

Самыми частыми причинами страха у наших предков были хищники и опасность нападения врагов. В наши дни мы все еще сталкиваемся с разнообразными угрозами выживанию, и многие боятся террористических атак, войн и смерти. Однако современные условия жизни и легкий доступ к информации породили целый ряд новых потенциальных страхов: страх нехватки денег, недостаточного социального успеха, близости и страх перед будущим. Нередко люди боятся пауков, высоты, змей и клоунов. Иногда мы боимся вещей, с которыми приходится иметь дело ежедневно: нам страшно принимать решения, отвечать на телефонные звонки или выходить из дома. Страх может быть связан практически с чем угодно.

Естественные страхи

Причины большинства страхов можно отнести к четырем крупным категориям.

Взгляните на свои страхи из упражнения 1.1. Можно ли их отнести к одной из этих четырех категорий? Есть ли такие, которые не попадают ни в одну из них? Как правило, 90% всех страхов укладываются в какую-то из четырех категорий, и это дает основания полагать, что биологически люди предрасположены к одним страхам больше, чем к другим. В эволюционном прошлом некоторые страхи, вероятно, помогали нам выжить.

Выученные страхи

Не все люди испытывают вышеупомянутые страхи, а это значит, что в их формировании важную роль играют научение и опыт.

Одна из самых ярких ситуаций, которая учит нас бояться, — это переживание физической боли. Вспомните, когда вам в последний раз было очень больно. А теперь подумайте, что вы чувствовали в похожих ситуациях впоследствии. Типичный пример — освоение езды на велосипеде. Упав, мы испытываем боль, поэтому после падения катание на велосипеде ассоциируется у нас с болью. В результате, когда мы садимся на велосипед снова, нам становится страшно.

Боязнь ситуаций, в которых мы когда-то испытали боль, — это пример обучения на собственном опыте, однако не всякое обучение носит настолько непосредственный характер. Обезьяны, выросшие в дикой природе, пугаются змей, а обезьяны, которые росли в неволе, — нет. Когда обезьяны, выросшие в неволе, видят, что обезьяны, росшие в дикой природе, боятся змей, они тоже учатся их бояться и продолжают демонстрировать этот страх даже спустя несколько месяцев. Точно так же маленькие дети учатся бояться игрушечной змеи, когда видят, что ее пугается их мать. Получается, что мы учимся страхам не только на собственном опыте, но и на чужом.

Есть ли среди страхов, упомянутых вами в упражнении 1.1, те, которым вы, возможно, научились от окружающих, когда были ребенком? Есть ли среди них страхи, которые испытывают члены вашей семьи?

Оправданность страхов

Мы все чего-то боимся. Скорее всего, мы научились этому на собственном опыте или наблюдая за окружающими. По всей видимости, одних вещей мы боимся сильнее, чем других, и это связано с эволюционным развитием и борьбой за выживание.

Важно отметить, что наши страхи не обязательно оправданны или рациональны. Вспомните вопрос о том, насколько обоснованны ваши страхи, из упражнения . Наверняка хотя бы один из ваших страхов несколько преувеличен (катастрофизирован).

Большинство людей боятся вещей, которые менее опасны, чем кажется, и многие столкнутся с тем, что сильные, иррациональные страхи будут осложнять нам жизнь. На самом деле, если учитывать, насколько важное значение страх имеет для выживания, люди склонны осторожничать. Если не заметить реальную угрозу, последствия могут оказаться весьма плачевными, в то время как неоправданная реакция на мнимую угрозу будет всего лишь пустой тратой энергии.

Мы склонны к катастрофизации угроз.

Чаще всего мы знаем, чего боимся. Однако временами — или слишком часто — мы испытываем страх или нервничаем, не понимая причины. Когда так происходит, как правило, мы боимся чего-то более абстрактного, например неопределенности или потери контроля. Мы вернемся к этому моменту в разделе, посвященном беспокойству.

Вспомните, когда в последний раз вас что-то напугало. Обычно в памяти легче всплывают более сильные переживания.

Как бы вы описали свои ощущения?

На что вы обратили внимание / что осознавали сильнее всего?

Что вас напугало?

Как вы отреагировали / что вы сделали?

Что произошло потом?

Что происходит, когда нам страшно?

Обратитесь к упражнению 1.2, которое поможет вам задуматься о том, что происходит, когда мы пугаемся. Во введении были перечислены пять компонентов эмоций. Далее мы убедимся, что страх, как и остальные эмоции, возникает, когда с этими компонентами начинают происходить перемены.

Чувства

Интенсивность страха может быть различной. Когда мы слегка побаиваемся, то чувствуем настороженность, озабоченность или нервозность. Если страх сильнее, мы ощущаем испуг или тревогу, а при страхе самой высокой интенсивности нас охватывает паника, ужас или оцепенение. Большинство из нас пугается нечасто, но когда это происходит, ощущения можно описать как будоражащие и лихорадочные.

Говоря о своем испуге, люди используют такие слова, как «тревога», «стресс» и «беспокойство». Каждое из них описывает чувства, немного отличные от страха, и о них мы поговорим в конце этого раздела.

Реакция организма

Страх запускает в организме серьезные изменения, активизируя симпатическую и подавляя парасимпатическую нервную систему. При активизации симпатической системы (педали газа, запускающей реакцию «бей или беги») ритм сердца учащается, дыхание становится глубже, а мышцы напрягаются.

Когда мы напуганы, именно эти физиологические проявления заметны больше всего. Однако происходят и другие важные перемены. Обостряются чувства: зрачки расширяются, чтобы пропускать больше света, слух становится более чутким, осязание — более тонким. Поэтому, когда мы переживаем испуг в людном месте, нам кажется, что всё вокруг становится громче и ярче. Симпатическая система оказывает сильное влияние и на внимание, сужая его и фокусируя на источнике угрозы. Вот почему так сложно на чем-то сконцентрироваться, когда нам страшно.

Страх ускоряет сердечный ритм, учащает дыхание, заставляет мышцы напрячься и концентрирует внимание на источнике угрозы.

Когда мы испытываем страх, парасимпатическая система (наш тормоз, запускающий реакцию «отдыхай и переваривай») подавляется. Пищеварение затормаживается, и мы чувствуем сухость во рту и неприятные ощущения в животе. В особо серьезных ситуациях организм избавляется от еды либо посредством рвоты, либо запуская позывы к дефекации. Парасимпатическая система также контролирует иммунитет и либидо, поэтому длительное ее подавление (см. раздел, посвященный стрессу) может привести к снижению иммунитета (и, следовательно, частым вирусным инфекциям) и ослаблению сексуального влечения.

Все эти реакции возникают быстро и резко: иногда люди говорят о «выбросе» или «всплеске» адреналина. Их интенсивность быстро снижается, однако , если этого не происходит достаточно долго, ощущения могут быть весьма неприятными.

Часто задаваемые вопросы о педагогической психологии

Отвечаем на популярные вопросы.

Какие методы и подходы используются в педагогической психологии для успешного обучения?

Педагогическая психология допускает использование разнообразных методов и подходов. С целью повышения успешности обучения проводится диагностика психологических особенностей обучающихся, на основе полученных диагностических данных разрабатываются индивидуальные учебные планы, создаются благоприятные образовательные условия с применением новейших эффективных технологий, повышающих активность и учебную мотивацию школьников.


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Как психологические факторы влияют на образовательный процесс?

Память, внимание, мотивация, эмоции – это факторы, несомненно влияющие на образовательный процесс. От уровня их сформированности зависит степень восприятия ребенком учебного материала, качество запоминания нужной информации с последующим применением ее на практике.

Какова роль педагогической психологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями?

Специальная педагогическая психология занимается проблемами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Прежде всего определяются их индивидуальные особенности, обучение осуществляется по специально разработанным образовательным программам, с учетом уровня подготовки обучающихся, а также их возможностей и потребностей.

Материал основан на следующих источниках:

5 проблем педагогической психологии

Педагогическая психология, как и любая другая научная отрасль, нацелена на решение определенных задач, имеющих огромную теоретическую и практическую значимость. Ниже мы детально рассмотрим пять основных проблем.


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Соотношение обучения и развития

Эту проблему можно назвать одной из главнейших в педагогической психологии, так как предметом ее исследования является связь генетических источников психологии и поведения человека.

И хотя перед исследователями прежде всего ставятся общенаучные вопросы (соотношение биологического и социального в человеке, генотипическая и средовая обусловленность психики и поведения индивида), от полученного результата зависит перспектива обучения и воспитания ребенка.

Результаты современных научных исследований показали, что прямое воздействие через обучение и воспитание на генетический аппарат неосуществимо, поэтому то, что заложено в человеке на генетическом уровне перевоспитанию не поддается.

Но если рассмотреть этот вопрос с другой стороны, то станет очевидным, что процесс обучения и воспитания сам по себе имеет большие развивающие возможности, даже если отсутствует воздействие на генотип и органические процессы.

В нашей стране проблему соотношения обучения и развития в начале 30-х годов ХХ века впервые сформулировал Л. С. Выготский. В своих научных трудах он обосновал ведущую роль обучения в развитии индивида и подчеркнул, что обучение является источником развития.


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Возникают вполне закономерные вопросы:


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Соотношение обучения и воспитания

Еще одна проблема, которую решает педагогическая психология, тесно связана с предыдущей. Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс – воспитательно-образовательный, который протекает только при взаимодействии двух его участников, находящихся в определенной среде и жизненных условиях: взрослого и ребенка, учителя и ученика, воспитателя и воспитанника.

Общей целью обучения и воспитания является качественное образование, всестороннее развитие и формирование личности.

Проблема соотношения обучения и воспитания связана с рядом вопросов:

Поиск и учет сенситивных периодов развития в обучении

Сенситивный период в психологии – это определенный отрезок жизни индивида, когда развивающийся организм наиболее чувствителен к определенного рода влиянию окружающей среды. В педагогической психологии развитие и обучение детей требует точного определения и использования по максимуму наивысших возможностей для наиболее эффективного формирования тех или иных сторон психики, ее процессов и свойств.

Например, в пятилетнем возрасте дошкольники особенно чувствительны к развитию исключительного слуха, с возрастом эта восприимчивость снижается. Следует знать, что очень раннее или довольно позднее начало обучения чаще всего оказывает неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка – все хорошо в свое время.

Проблема заключается в том, что, как правило, не известны все сенситивные периоды интеллектуального и личностного развития ребенка, время их начала, длительность и завершение. Обучение и воспитание детей требует индивидуального подхода и умения прогнозировать наступление сенcитивных периодов.


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Детская одаренность

В России проблема одаренности детей стала активно изучаться лишь в последнее десятилетие. Для начала следует разобраться, что принято понимать под термином «общая одаренность». В педагогической психологии одаренность – это развитие общих способностей, которые определяют сферу деятельности, где индивид может достичь невероятных успехов.

Одаренный ребенок выделяется среди сверстников яркими, очевидными достижениями в конкретном виде деятельности или имеет предпосылки для этого.

Суть рассматриваемой проблемы составляют вопросы, связанные с выявлением и обучением одаренных детей:


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Готовность детей к обучению в школе

Готовность детей к школьному обучению – это сочетание морфологических (физических) и психологических характеристик старшего дошкольника, необходимых для обеспечения успешной адаптации к систематическому организованному обучению в образовательном учреждении.

Педагогическая психология и общая психология наряду с термином «готовность к обучению в школе» использует название «школьная зрелость», которое очень близко по значению, но все же в большей степени отражает психофизиологическую сторону органического созревания.


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проблема готовности детей к школьному обучению характеризуется следующими вопросами:

Решение обозначенных психолого-педагогических вопросов требует от педагогов высокого профессионализма, который невозможно достичь без психологической компетентности.

Ключевые задачи педагогической психологии

В рамках процессов образования и воспитания педагогическая психология решает пять основных взаимосвязанных задач:


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Под комплексным изучением психики обучающегося следует понимать специально организованное исследование, которое проводят, с целью оптимизации и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, а также организации грамотного психологического сопровождения.

Для определения психологических особенностей каждого обучающегося требуется провести исследование с применением методов, которыми располагает педагогическая психология. Структура личности объединяет множество взаимосвязанных компонентов, которые подлежат изучению: устойчивые свойства индивида (характер), темперамент, способности, потребности, самосознание, особенности протекания психических процессов, личностный опыт.

Психологическое обоснование и отбор учебного материала, предназначенного для усвоения школьниками, отвечает на вопрос: «чему учить?». Прежде всего следует обратить внимание на содержательную сторону и объем учебной информации, а также на предпочтение дисциплин: обязательных, избирательных, элективных.

Так как образовательные организации должны подготовить будущего выпускника к трудовой деятельности и жизни в обществе, выбор учебного материала и дисциплин во многом обусловлен государственной образовательной политикой, культурой и традициями.

К образованию тоже предъявляются определенные требования – оно должно быть всесторонним и развивающим. Человека невозможно научить всему, но способствовать его личностному развитию нужно обязательно.

Чтобы ответить на вопрос: «как учить?», разрабатываются, апробируются и внедряются в образовательную практику эффективные педагогические технологии обучения и воспитания.

Изучение психики и профессиональной деятельности педагога поможет ответить на вопросы: «кто обучает?», «каждый ли может стать педагогом?», «каким должен быть статус учителя?», «что необходимо для самореализации и повышения профессионального мастерства?». Изучению подлежат не только психологические, но и социальные проблемы.

Разработка теоретических и практических вопросов осуществляется в соответствии с учебными, образовательными и воспитательными целями. Решая эту задачу, исследователи могут ответить на вопрос: «для чего обучать?». Четко сформулированная цель определяет те характеристики личности, которые предполагается сформировать в ходе школьного обучения, это необходимо для управления процессом образования, прогнозирования, отслеживания и оценки результатов.

Вопрос: «для чего обучать?» выходит далеко за рамки педагогической психологии. Структура этой прикладной науки объединяет несколько направлений, при рассмотрении любого вопроса прежде всего следует учитывать человеческий фактор и реализацию социальной концепции «человеческих отношений».

Решение этих и других задач образования осуществляется посредством выделенных в педагогической психологии направлений:

Первые два научных направления нацелены на изучение психики обучаемого субъекта, причем наибольшее развитие получила психология обучения. В каждом разделе основополагающим является формирование и интерпретация теоретических понятий и категорий.

Нередко современные ученые выдают за инновации психолого-педагогические концепции, технологии и методики, однако все это разработано на основе научно-понятийного аппарата, очень часто за конструкциями и схемами теряется личностная индивидуальность, психологическая уникальность каждого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *