Анна Дергунова
Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог» как средство повышения мотивации педагогов»
Цель: создание условий для перехода на профессиональный стандарт педагога, определение наиболее значимых профессиональных компетенций для педагогического коллектива как инструмента повышения качества образования и реализации стратегии образования и развития мотивации к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
– Систематизировать знания педагогов об основных документах по обновлению дошкольного образования – ФГОС ДО и Профессиональном стандарте «Педагог»;
– Сформировать у педагогов интерес к новому документу – профессиональному стандарту педагога;
-Сформировать компетенции в вопросе педагогического стандарта педагога;
-Стимулировать развитие инициативы, творчества, развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
-Воспитать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней). Инновационная деятельность педагога. Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Аттестация педагогов, повышение квалификацииРазвитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами. Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба. Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы. Методический совет школы – коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)Основные пути развития профессиональнойАктивное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер – классов. Владение современными образовательными технологиями. Овладение информационно – коммуникативными технологиями. Участие в конкурсах, исследовательских работах. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимопосещение уроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока. Поэтому в школе создан банк анализа посещенных уроков. обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного оборудования,принятие идеологии ГОС общего образования,овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ГОС. Качество образовательного процесса зависит от профессионализма, творческого подхода к своей деятельности. Задачами управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов являются:анализ полученной информации;регулирование управления развития профессиональной компетентности учителя. С введением ФГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическими объединениями, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях, во внеклассной работе. В создании системы методической работы важную роль играет диагностика. Следующий важный момент в методической работе – организация методической учебы, цель которой – информационное и методическое сопровождение. Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Этому в полной мере способствует стабильность педагогического коллектива, высокий уровень квалификации кадров, эффективная управленческая поддержка инновационных процессов в школе, достаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов школы по вопросам инновационной деятельности. Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи:
– создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов;
– обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации. Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет более широкую структуру.
Ия Владимировна Кудрина
Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности
Профессиональный стандарт педагога
как способ повышения его профессиональной компетентности.
«20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным стандартам Минтруда России был одобрен профессиональный стандарт педагога (учителя и воспитателя). В настоящее время стандарт проходит серьезную апробацию для того, чтобы впоследствии оценка труда педагогов и школы, и детского сада проводилась с учётом единых требований на всей территории Российской Федерации. Это еще один важнейший ориентир в нашей работе. Ориентир качества. Профессиональный стандарт должен создать ясные критерии высокого профессионализма учителя и воспитателя, помочь профессиональному росту и качеству нашей работы
В условиях нового ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации, перехода на ФГОС дошкольного образования, появление профессионального стандарта «Педагог» закономерно и необходимо для дальнейшего развития образования.
Педагог должен соответствовать требованиям времени, поколению детей, перспективам развития общества, страны. У педагога появились новые профессиональные компетенции, базовые функции тоже изменяются в связи с современными условиями. Воспитателю сложно всему соответствовать. Но мне кажется, что главным умением педагога во все времена является умение слушать и слышать ребенка. Педагог должен строить отношения с современным ребенком с позиции уважения его интересов, учета уровня развития его коммуникационных умений, индивидуальных особенностей развития, индивидуальных потребностей и многого другого.
Профессиональный стандарт должен, на мой взгляд, установить формальные, внешние, измеряемые (наблюдаемые) функции и действия и не предполагать выявление внутренних нравственных взаимоотношений, позиций воспитателя. Профессия педагога особенная, и никто с этим не спорит. Но это не означает, что все документы должны прописывать содержание «духовно-нравственного внутреннего мира педагога». Для этого должны быть другие механизмы: общественное мнение, открытость и публичность деятельности педагога, мнение родителей, атмосфера жизненного уклада детского сада, правила профессиональной этики. Я понимаю, что сейчас ситуация с введением профессионального стандарта не изменится, но сейчас важно выработать свои решения на основе анализа документа с позиции его практической реализации.
Педагоги – категория людей, всегда открытых к нововведениям. Получив задания, с большим чувством ответственности быстро погружаешься в процесс инноваций. Практики понимают, что в стандарте представлены требования к идеальному воспитателю, в чем-то даже, на мой взгляд, нереальному. Педагоги должны уметь работать с разными категориями обучающихся: с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидами, с социально-запущенными детьми. Одних курсов повышения квалификации для этого недостаточно, нужна целая система переподготовки специалистов, на которую может уйти не один год. Мне думается, что профессиональный стандарт – это «рамочный» документ, набор необходимых базовых функций, которые всегда можно развивать, улучшать, расширять.
Профстандарт пришел на смену единым квалификационным справочникам, должностным инструкциям, которые в эпоху рыночных отношений уже устарели. Профстандарт – это результат трехстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих работников, необходимый для решения жизненно важных задач в трудовой сфере. Во-первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации. Во-вторых, становится новой базой для формирования систем аттестации персонала и оплаты труда. В-третьих, профстандарт, если говорить о конкретной педагогической деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд педагога, – с образовательными стандартами и, соответственно, гибко реагировать на изменения в них.
Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся :
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, обучающихся, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
Готовность решать профессиональные педагогические задачи.
Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Браже, Т. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление/ Т. Браже. – Л. , 1990. – 237 с.
Майер А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007. – № 1
Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание).
Справка по вопросу «О проекте концепции непрерывного образования». 22 февраля 2011. Режим доступа: www. mon. gov
Шадриков В. Базовые компетенции педагогической деятельности. // Сибирский учитель. – 2007. – N 6. – С. 5-15.
Халзакова Л. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка/ Л. Халзакова // Молодой ученый. – 2012. – №3 (том 3). – С. 423-427.
09 Июня 2017
Введение профессионального стандарта педагога
Нужен ли этот стандарт педагогу, что он даст: проблемы или развитие? В стремительно меняющемся современном обществе главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, – умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Я более 25 лет работаю в учреждении дополнительного образования. В нашей сфере пока не введен профессиональный стандарт, но многие педагоги готовятся к этому. Что же означает профессиональный стандарт педагога дополнительного образования? Что можно изменить в работе и нужно ли?
«Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» – так трактует нам Статья 195. 1 ТК РФ. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта. Основными задачами дополнительного образования были и остаются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости. Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка. А главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности. Сегодня педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:
- быть чутким и доброжелательным;
- понимать потребности и интересы детей;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- обладать широким кругом интересов и умений;
- быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
- обладать чувством юмора;
- располагать творческим потенциалом;
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.
Если раньше у педагога было право отбора детей, то современное общество требует от дополнительного образования включение в образовательный процесс всех, разрабатывая под каждую группу учащихся общеобразовательную общеразвивающую программу. Сегодня педагоги дополнительного образования должны включать в свою работу:
- работу с одаренными учащимися;
- работу в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- работу с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
- работу с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении и так далее.
Согласно профессиональному стандарту педагог проводит систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению, разрабатывает (совместно с другими специалистами) и реализует совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального обучения и развития ребенка, осуществляет психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ, составляет психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося, оценивает образовательные результаты (формирование предметных и метапредметных компетенций), осуществляет мониторинг личностных характеристик учащихся, определяет совместно с учащимся, его родителями (законными представителями) наиболее продуктивный путь его ближайшего творческого развития, разрабатывает и реализует (при необходимости) индивидуальные образовательные маршруты.
Как мы видим, педагог дополнительного образования обязан не только организовывать образовательную деятельность учащихся, но и организовывать досуговую деятельность учащихся, обеспечивать взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осуществлять педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, разрабатывать программно-методическое обеспечениереализации дополнительной общеобразовательной программы, организовывать и проводить массовые досуговые мероприятия. Сегодня педагог не только образовывает, но и воспитывает и развивает каждого ребенка, а для этого педагог должен быть на волне новых требований, должен сам искать новые методы и формы, а главное – учиться и самообразовываться.
Современный педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию для включения в образовательный процесс любых учеников. Готовы ли все педагоги работать с любыми учениками? Опять-таки, нет. Современный педагог должен вовремя распознать педагогические, и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у учащихся, должен уметь взаимодействовать с другими специалистами (психологами, дефектологами, медиками). В процессе взаимодействия будет проходить взаимное развитие.
Квалификационные требования к педагогам сегодня включают в себя много вещей, которые превратили учреждения дополнительного образования в те учреждения, где дети «мешают» учителям работать с документацией. И это проблема! Основная же задача стандартов – «вернуться к профессиональным компетенциям педагога, освободив его от всего того, что мешает работать». Это уже развитие!
Введение нового профессионального стандарта задает высокие требования к профессиональной компетентности педагога, что неизбежно влечет за собой изменение стандартов его профессиональной подготовки, в том числе повышения квалификации. Педагог будет сам заинтересован в повышении квалификации, будет сам выступать инициатором прохождения курсов, посещения семинаров, тренингов, прохождения дистанционного обучения, и это развитие.
Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста.
Профстандарт станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профессиональный стандарт в подробностях отображает его трудовые действия. Все эти мероприятия должны способствовать развитию образования в целом. Введение чего-то нового не бывает без проблем. Повсеместное введение профстандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Главная проблема – отсутствие условий:
– недостаточность материальной базы, неприспособленность учреждения для обучения детей с разными физическими возможностями;
– дефицит узких специалистов (психологов, тьюторов, сурдопереводчиков, дефектологов и медицинских работников);
– нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий;
– слабая база подготовки и переподготовки педагогов разных направленностей;
– отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост;
– перегруженность педагогов (работа на полторы-две ставки, а для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю).
В настоящее время профессиональный стандарт педагога требует корректировки, которая исключит все проблемы и направит образование на развитие учащихся, педагогов, всего образования.
Ход педсовета.
Организационная часть.
Все участники педсовета размещаются за столами, расположенными по кругу.
К педсовету готовится слайдовая презентация, индивидуальный пакет материалом для каждого педагога.
Вступительное слово: Сегодня я хочу начать наш педсовет с некоторых размышлений. Сначала немного подумаем, кто такой педагог? Ведь воспитатель – не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой – формирование личности маленького человека.
«Педагог – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где ему взять силы ддя каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, педагогу.
Сценарий первый – скептический Введение стандарта ничего не даст. Как работали, так и будем работать Станет гораздо хуже, чем было.
Сценарий второй – пессиместический. Станет гораздо хуже, чем было.
Сценарий третий – сдержанно оптимистический. Новый стандарт профессиональной деятельности вернт нас к сути педагогической деятельности. Овладение новыми профессиональными компетенциями поможет педагогу адекватно ответить на новые вызовы.
– Какого сценария придерживайтесь Вы, уважаемые педагоги?
Также были опрошены и другие педагоги. Данный опрос свидетельствует о неверии значительной части профессионального сообщества, включая и практиков, теоретиков, в возможность выхода отечественного образования из углубляющегося кризиса.
Изменилось время, изменились дети, вместе с тем реальные потребности системы требуют от педагогов, обладать новыми профессиональными качествами и компетенциями – это основные причины принятия и введения стандарта педагога. И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога
Профстандарт педагога призван заменить Единый квалификационный справочник должностей. Он охватит все уровни общего образования, существующие в РФ: дошкольное, начальное, основное, среднее. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию всех педагогическихработников к труду и качеству образования.
Предполагается, что применяться профстандарт будет : – при приеме на работу в ОУ на должность «педагог»; – при проведении аттестации педагогических работников.
Итак, уважаемые педагоги, хотим мы этого или нет, перемены неотвратимы. Они уже наступили. И все-таки более конструктивной и профессиональной представляется позиция тех коллег, кто готов идти навстречу переменам, осознавая при этом, каким тернистым будет путь.
Сейчас я предлагаю вам принять участие в деловой игре, попробовать свои силы в решении профессиональных задач.
Итак, попробуем ответить на несколько вопросов. Вас ждет Блиц-опрос «Знатоки профстандарта». Каждый из вас сейчас получит опросник, я предлагаю сначало самостоятельно ответить на вопросы в течении 2 минут. По истечению времени мы сверим ваши ответы, посмотрев на слайд презентации.
1) Новый профессиональный стандарт разрабатывался последние годы по поручению :
А) президента. (верный ответ)
Б) министра образования;
В) министра труда и социальной защиты)
2)Когда вышел Приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»?
А)18 октября 2015г
Б) Ответ: 18 октября 2013 года 544н
В)18 октября 2017 года
3) Профессиональный стандарт педагога вступит в силу
А) с 01 января 2019г.
Б) Ответ: с 01 сентября 2019 года.
В) уже действует.
4) Новый документ «Профессиональный стандарт» утвержден приказом
А) Министерства науки и образования
Б) Ответ:Министерства труда и социальной защиты РФ 18 октября 2013 года № 544н.
5) Уважаемые педагоги, попытайтесь сформулировать свое понимание, что такое «профессиональный стандарт педагога»?
Ответ: Профессиональный стандарт документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.
6) Что входит в Структура профстандарта педагога?
Д) исследовательская деятельность
7) Стандарт включает 6 основных компетенций педагога, назовите их, исключая 2 лишних
ФГОС и Профессиональный стандарт это один и тот же документ или разные документы?
( Правильный ответ: Итак, мы понимаем, что профессиональный стандарт педагога – это не одно и то же с ФГОС
• Сейчас мы попробуем определить в чем разница?
• Я предлагаю вам сравнить цели применения ФГОС и Профстандарта педагога. (Ст. воспитатель предлагает педагогам листок с заданием для индивидуального выполнения)Посмотрите внимательно на свои листочки. Цели перемешаны. Попробуйте определить цели ФГОС и цели профстандарта, соотнесите их, раставив правильно стрелочки
• Цель применения профстандарта педагога :
Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.
Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.
Содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.
• Цель применения ФГОС :
Повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства для каждого ребенка в получении качественного образования;
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
• Продолжаем погружение в 2 основных документа. У вас на столе лежат листочки. Вы должны прочитать выдержки из ФГОС и выдержки из Профстандарта и попробовать определить разницу требований ФГОС и Профстандарта
• Ответ : ФГОС – предъявляет три группы требовани
– к структуре Программы и ее объему;
– к условиям реализации Программы;
-к результатам образования
– ТРЕБОВАНИЯ (Задание для педагогов)
1)Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода. Обеспечивая развитие детей во всех 5 образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках (далее парциональные программы0, методики, формы организации образовательной работы. Объем образовательной части Программы рекомендуется не менеее 60% от ее общего объема ; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. ЭТО ТРЕБОВАНИЯ (к структуре Программы и ее объему)
Профстандарт педагога – требования к профессионализму и личности воспитателя. (предлагаются выдержки из Профстандарта)Мы с Вами чуть- чуть попозже еще раз остановимся на этих качествах
• Кто-нибудь может сказать, как предполагается в стандарте оценивать соответствие требованиям, предъявляемым к воспитателю, учителю? Посредством т. внутреннего и внешнего аудита. Что это такое на Ваш взгляд?
Оба вида включают в себя анализ планов и отчтов, посещение проводимых уроков, сбор данных для оценивания осуществляется путм опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных. Внутренний аудит – это аудит, осуществляемый самой организацией для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований. В стандарте подчркивается, что, оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре. Внешним аудитом в проекте стандарта называется проведение аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования. Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся, которые зависят далеко не только от педагога. «Соавторами» учителя и воспитателя выступает природа и общество, равно как и обстоятельства жизни. Мы опасаемся, что и сами требования, и оценка степени удовлетворения этим требованиям, превратят стандарт в инструмент формализации деятельности педагога. По мысли авторов, стандарт заменяет собой существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции. На наш взгляд, предлагаемый стандарт не преодолевает технократический подход в оценке труда педагога. В стандарте содержится утверждение, не вызывающее протеста и сомнения. Это тезис о том, что требовать от учителя можно только то, чему учителя научили. «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил». Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно следовать за изменением стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации
Мы с вами уточнили, что в состав Профстандарта входят определенные функции: Обучение, Воспитание ; Развивающая функция. Подскажите пожалуйста, что именно относится к обучению, что к воспитанию, а что к развитию.
Я буду зачитывать некоторые умения и знания педагога, а Вы должны подумать и поднять карточку с буквой О- функция обучение, функция В-воспитание, Р- развивающая функция. Например
1 (Обучение)Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
2) (Развивающая) Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
3 (Обучение) Планирование и проведение учебных занятий
4) (Воспитание) Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
5 (Обучение) Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
Мы на последнем семинаре сделали бусы ручной работы, собрали в виде бусинок качества педагога – личные и профессиональные. У нас произошла в тот раз небольшая путаница в этих качествах. Еще раз попробуем разобраться в личных и профессиональных качествах педагога.
Я буду перечислять качества, которые необходимы современному педагогу – Личные и профессиональные, но только вперемешку. Как только Вы услышите профессиональное качество педагога, так Вы хлопните в ладоши.
Старший воспитатель зачитывает: умение слушать, аккуратность, воспитанность, владение искусством стихосложения. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, гуманность и понимание детей, развитое чувство юмора, артистические умения, владение методиками воспитания и обучения, умение организовать детские виды деятельности, проведение занятий и досуговых мероприятий, пунктуальность. Ответственность, умение устанавливать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса (родителями, детьми, другими педагогами, щедрость, выдержка и самообладание, обладать ясной и убедительной речью.
Мы с вами назвали качества, необходимые воспитателю 21 века. А что же думают дети 21 века о воспитателях, а хотите узнать, что думают именно наши дети о своих воспитателях, какие мы в их глазах?
• Предлагаю вашему внимания видеоролик с интервью детей «Рассуждения детей старшей и подготовительной группы о воспитателях» – показ видеоролика.
• Вот мы и создали вместе образ идеального педагога.
• Итак, я подвожу итог. Воспитатель 21 века это:
– Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
– Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
– Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
– Давайте вместе определим параметры продвижения к образу идеального педагога.
• Профессиональная деятельность в контексте ФГОС ДО определяет параметры современного педагога-дошкольника, к достижениям которых необходимо стремиться:
• мотивационная осознанная готовность к инновационным преобразованиям
• понимание современных приоритетов дошкольного образования
• стремление к личностному и профессиональному развитию
• активизация рефлексии собственной профессиональной деятельности;
• самореализация педагогов в профессиональной деятельности
• Успешность профессиональной деятельности на современном этапе зависит, прежде всего, от внутреннего самосознания и потенциала самого педагога.
– А теперь мы определим направление продвижения к идеалу.
Давайте попробуем перечислить мероприятия, способствующие продвижению педагога к идеалу. (Высказывания педагогов)
Итак. мы с вами провели самоанализ профессионального уровня и поняли, что надо совершенствоваться и развиваться дальше перечислили основные направления развития профессионализма и поняли, что очень важно педагогу заниматься самообразованием.
– Но самое главное для чего нам это надо?
(итак 3 важных аргумента, для чего надо заниматься самообразованием:
1) Чтобы быть интересным детям,
2) Отвечать требованиям родителей,
3) чувствовать себя уверенным в профессиональной среде среди коллег
• Давайте попробуем ответить на некоторые важные вопросы.
-Каким образом следует организовать работу над повышением собственного профессионального уровня, чтобы она была оптимальной?
–Где можно получить информацию по теме самообразования? (в метод. кабинете можно взять необходимую книгу, изучить периодическую печать, участвовать в метод. объединениях, тренингах, семинарах и вебинарах, конскльтироваться с другими педагогами). Подумайте и ответьте для себя на вопрос, как часто вы обращаетесь к выше перечисленным источникам.
Сейчас мы с Вами попробуем назвать и распределить содержание работы, которое вы отражаете в плане по самообразованию. А делать мы будем так. На 2 мольбертах прикреплены 4 карточки (схематическеое изображение детей, родителей, колег, Я-педагог.
Мы будем сейчас подбирать и прикреплять мероприятия для всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей, но есть и работа, которая направленна конкретно на повышение Вашего профессионального мастерства
провести педагогическую диагностику детей; проанализировать результаты диагностики; провести цикл бесед, ООД с детьми; оформить выставку детских работ; организовать совместное мероприятие для детей и родителей;
провести консультацию с родителями; провести анкетирование родителей; проанализировать результаты анкетирования ; – выступить на родительском собрании; Привлечь родителей к изготовлению дидактический материал, игровое оборудование; оформить выставку литературы и наглядного материала для родителей; – разработать рекомендации для родителей; организовать совместное мероприятие для детей и родителей; – провести открытый показ ООД для родителей (итоговое занятие, выступить с отчетом на родительском собрании,
Педагоги :
оформить папку-передвижку для педагогов; провести открытый показ ООД для педагогов; посетить ООД с детьми других педагогов ДОО (взаимопосещение; разработать рекомендации для педагогов; оформить выставку литературы и наглядного материала для педагогов; провести мастер-класс для педагогов; – выступить с отчетом на итоговом педсовете.
Я сама, Я-педагог. составить перспективный план работы по самообразованию;- спрогнозировать результаты самообразования;изучить нормативные акты в сфере дошкольного образования; -подобрать и изучить методическую литературу; – изучить публикации в периодических изданиях по теме самообразования; разработать конспекты ООД; – принять участие в семинаре, вебинаре, конкурсе; -оформить уголок в группе по теме самообразования; подготовить материалы для проведения мастер-класса; провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию, обобщить результаты самообразования, написать самоотчет, – подготовить презентацию, видео- или фотоотчет, подготовить материалы для публикации на своей странице и сайте ДОО, подготовить материалы для публикации в профессиональном журнале.
воспитатекль подводит итог игры, в заключении мне хочется подарить вам небольшие памятки – Чек листы по самообразованию, который поможет вам в вашей работе правильно распределить работа на учебный год.
Затем ст. воспитатель предлагает педагогам показ видеоролика с НОД, участвующих в смотре-конкурсе педагогического мастерства по использованию ИКТ в образовательной деятельности.
воспитатель в заключении задала и предложила педагогам вопрос и предложила его к обсуждению педагогам.
Как введение профессионального стандарта будет способствовать повышению качества образования?
• Во-первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов;
• Во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста;
• В третьих, профессиональный стандарт педагога повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.
Вывод: Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС ДО и Законом об образовании
«В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить минуя голову учителя» К. Ушинский
Ход педагогического совета
Вступительное слово -10 мин.
Участие в деловой игре –«Знатоки Профстандарта»
Показ педагогам видеоролика с НОД, участвующих в смотре-конкурсе педагогического мастерства по использованию ИКТ в образовательной деятельности с последующим обсуждением.
Ознакомление педагогов с аналитической справкой по результатам тематического контроля.
Принятие решения педсовета – 15 мин. Продолжительность педсовета – 75 минут.