КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Зачем нужна? Диагностика педагогов представляет собой процесс, направленный на выявление уровня профессионализма учителя. Может применяться не только к молодым специалистам, но и к тем, кто много лет отработал в школе, на предмет наличия профессионального выгорания.

Как проводится? Существуют различные методы диагностики педагогических кадров. Это может быть посещение урока, анкетирование, тесты, независимая экспертиза. Есть варианты самоанализа, при котором учитель может проверить сам себя с помощью вопросов на наличие тех или иных проблем в работе.

Тесты — универсальный метод оценки кандидатов или работающего персонала разных специальностей. Результаты тестов выявляют профессиональные навыки, сильные стороны, потенциал и «пробелы» работника, над которыми необходимо поработать. На основании такой оценки работодатель принимает решения о приеме на работу, повышении в должности и другие решения для эффективного управления персоналом и регулирования качества работы коллектива.

Тесты для оценки компетенций применяют при:

В 2023 году эмоциональная и профессиональная диагностика педагогов становится все более значимой и широко применяемой практикой. Целью такой диагностики является оценка эмоционального благополучия и профессиональной компетентности учителей.

В рамках эмоциональной диагностики проводятся измерения уровня стресса, эмоционального состояния, удовлетворенности работой и общего благополучия педагогов. Это помогает выявить факторы, которые могут влиять на эмоциональное состояние и психологическое благополучие учителей.

Профессиональная диагностика педагогов включает оценку их компетенций, навыков и знаний, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Она может осуществляться через наблюдение за работой учителя в классе, анкетирование учеников и коллег, самооценку и анализ профессиональных достижений.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Методы диагностики профессиональных компетенций учителей

Диагностика профессиональных компетенций позволяет выявить и устранить проблемы, связанные с выполнением ими своих профессиональных обязанностей. Цель такой оценки – определить уровень компетенций учителя по самым значимым аспектам профессиональной деятельности.

Виды диагностики уровня профессиональной компетенции учителя:

Для чего нужна? В работе каждого предприятия бывают сложные периоды. При стечении определенных факторов производственные показатели могут упасть до критических значений. Как в такой ситуации руководителю разобраться в причинах снижения эффективности работы персонала? Часто в кризисных ситуациях применяются неподготовленные управленческие методы, которые, в свою очередь, порождают еще большие сложности.

Что делать? Чтобы находить эффективные управленческие решения, необходимо вначале получить оперативную информацию. Данные о материальных ресурсах предоставит бухгалтерия, а где получить объективные сведения о состоянии кадрового потенциала? Существуют специальные методики для анализа трудовых ресурсов. Из нашего материала вы узнаете, как проводится оценка компетенций сотрудников.

В статье рассказывается:

Особенности тестирования профессиональных компетенций, методы оценки и диагностики

Профессиональные навыки — это знания, опыт, способности, которые позволяют человеку выполнять должностные обязанности. О профпригодности можно судить по ключевым компетенциям (Hard skills) — конкретным умениям, используемым в профессиональной деятельности.

Например, программисту важно знать языки программирования, владеть CSS, HTML, для учителя необходимо владение психо-педагогическими приемами. Soft skills дополняют профессиональный портрет кандидата/сотрудника. Мягкие навыки не связаны с конкретной работой, но помогают делать ее эффективно (например, способность общаться и находить общий язык с визави, креативность, ответственность).

Для диагностики Hard skills используют тесты профессиональных знаний. Их могут разрабатывать HR-менеджеры предприятия совместно с другими специалистами, которые хорошо знают специфику определенной профессии, особенности работы компании, и могут проверить рабочие навыки кандидата на должность или действующего персонала.

Прежде всего, разработчикам необходимо сделать хорошую модель компетенций. Затем — подобрать правильные вопросы и варианты ответов к ним. Тесты могут быть в виде кейса с заданиями или описанием ситуаций. Вопросы и задания должны быть практическими, то есть такими, которые реально нужны в работе. Их можно менять для разных кандидатов. Выполнение теста лучше ограничить по времени, чтобы респондент не мог воспользоваться шпаргалками и подсказками. Сложность тестирования зависит от должности.

Например, кандидату на управленческую позицию предлагают участвовать в ассессмент-центре. А Ц состоит из тестов на профкомпетенции, аналитических кейсов, личностных и профессиональных опросников, ситуационных тестов. Длительность испытания — от нескольких часов до 3 дней. Менеджеру по продажам достаточно ответить на вопросы, касающиеся продаж — количество, прирост за каждый месяц, лучшие показатели. Продолжительность тестирования — 15-30 минут.

Поскольку профтестов обычно бывает недостаточно, чтобы получить комплексную картину, к ним добавляют тесты для оценки Soft skills. Такие инструменты нельзя скачивать из соцсетей и развлекательных порталов. Они не проходят длительных испытаний и проверок, поэтому не гарантируют точность оценки. Лучше использовать психодиагностические тесты, которые разрабатывают профессиональные эксперты.

Такие инструменты валидны (оценивают именно те свойства, для измерения которых предназначались), дают достоверный результат, надежны (при повторном тестировании через несколько месяцев результаты останутся примерно на том же уровне). Они минимизируют трудозатраты внутренних экспертов и исключают субъективность оценки.

Методы диагностики профессионализма педагога

Существует несколько методик диагностики компетенций педагогов, позволяющих оценить мастерство учителя.

Мониторинг

Таким образом можно квалифицировать разные составляющие: профессиональную деятельность педагога, условия, процесс или результат обучения и другие моменты.

Мониторинг выступает инструментом управления – это постоянные диагностические и контролирующие действия, позволяющие понять, как растет и движется преподаватель по лестнице профессионального мастерства.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Что учитывает мониторинг управления профессиональной деятельностью учителей:


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Диагностика коллектива подразумевает:

Мониторинг позволяет узнать, на каком уровне педагогического мастерства в данный момент находится учитель, и определить, что поможет ему перейти на следующую ступень, на более высокий уровень профессиональных умений, знаний, навыков, какие возможности преподавателю использовать, по какому пути пойти. Благодаря этим результатам можно на деле оказать учителю конкретное содействие. Также мониторинг способствует совершенствованию внутришкольного контроля.

Педагогический аудит

Сюда относятся помощь в повышении профессионального уровня учителей, независимая экспертиза, развитие у преподавателей навыков анализа результатов тестовых и контрольно-срезовых работ, корректировка своей деятельности с учетом этих результатов.

Педагогический аудит – это контроль качества подготовки воспитанников и преподавателей в учебном заведении. Если в ходе проверки выявлены какие-либо недочёты и недостатки в образовательном процессе, то даются организационно-педагогические рекомендации по их устранению.

Критериально-ориентированные тесты

Позволяют узнать уровень сформированности у преподавателя профессиональных компетенций.

По этой методике:


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Результаты диагностики педагогов с помощью анкет помогают администрации учебного заведения сделать вывод, на каком направлении образовательной активности нужно сконцентрироваться – повышении квалификации или воплощении теоретических идей на практике, а, может быть, на осмыслении теории.

Сегодня цель методической работы – это становление учителя как субъекта профессиональной деятельности и социальной жизни, самореализации, саморазвития, самоорганизации и самоактуализации. Поэтому так важно сейчас постоянное повышение мастерства педагога, ведь это – сущность новых технологий.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Перед тем как организовать какую-либо работу с учителями, обязательно стоит провести диагностику затруднений педагогов, которая поможет понять, с какими проблемами сталкиваются преподаватели. Для их выявления и анализа можно использовать специальный опросник, составленный на базе анкет видных деятелей педагогики П. И. Третьякова и В. И. Зверевой.

Методы оценки компетенций сотрудника

Анализ профессиональных навыков, опыты и знаний сотрудников должен проводиться в широком формате, используемые в оценке способы и приемы могут объединяться. Для того чтобы определить уровень профессионализма, в некоторых случаях применяется метод тестирования, соответствующий компетенциям, требуемым в конкретной сфере деятельности.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Личностные качества можно выявить при собеседовании или интервью, а ещё в процессе выполнения определенных задач. Тестирование и анкетный опрос используют для оценки конкретных характеристик, но для анализа полученных данных необходима специальная подготовка. В ходе оценки компетенций сотрудника методом тестирования могут учитываться латентный потенциал специалиста. Рассмотрим методы проведения такого анализа, применяющиеся чаще всего.

Только до 16.10

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам

Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:

Введите телефон, чтобы получить доступ к документам

Уже скачали 52300

Тестирование

Это основной метод оценки компетенций сотрудников, включающий тесты на профессиональную компетентность, индивидуальные особенности, стрессоустойчивость, статус в коллективе, возможности дальнейшего роста и желание развиваться дальше. Ключевая задача тестирования и его содержание определяются специалистами, которые будут его проводить.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Методы оценки компетенций сотрудника

Интервью

Очень часто применяется в качестве вспомогательных методов для уточнения компетенций или для выявления скрытых способностей. Ключевым способом профессиональной оценки специалистов интервью выступает в редких случаях, так как отличается высокой субъективностью.

Вопросы подбирают заранее согласно с исследуемыми показателями. Чаще всего используются поведенческие компоненты, когда проводится оценка реакции сотрудника в особых ситуациях, имеющих особое значение для работы предприятия.

Аттестация

Систематическая аттестация дает возможность проводить оценку компетенций сотрудника на регулярной основе. Подобный метод определяет профессиональную квалификацию работников, результаты труда, удачные проекты, уровень знаний работника. Как правило, аттестация касается исключительно профессиональных навыков, но иногда в процессе выявляются и характеристики личности, которые могут пригодиться в профессиональной деятельности.

По законодательству, организация имеет полное право проверять знания всех специалистов, исключая беременных сотрудниц, руководителей высшего ранга и тех, кто трудится в компании менее года. Такие проверки можно проводить каждый год, а иногда и чаще – раз в шесть месяцев. Сотрудников, не прошедших аттестацию, организация может устранить от работы.

Деловые игры

Это метод системной оценки компетенций сотрудников, который предполагает использование игровой формы, является одним из наиболее сложных. Тем не менее, он отличается высокой эффективностью. В процессе деловых игр все сотрудники могут оцениваться вместе, учитываются их индивидуальные особенности и поведение в командной работе.

В таких играх довольно просто выявить лидера в коллективе, проследить возможное поведение в сложных ситуациях и получить подробное представление о потенциальном кандидате. Предпочтение деловым играм, как методу оценки, потребует вложения значительных сил. Такие методики требуют много времени на подготовку и дальнейшую оценку результатов.

Есть специализированные фирмы по организации деловых игр для сотрудников. В этом случае нужно будет выложить определенную сумму за работу таких специалистов, но зато вы будете уверены в результате, а главное, сохраните свои ресурсы для принятия решений и оценку всей полученной информации.

Зачем проводить оценку компетенций сотрудника

Оценка компетенций сотрудника — это специальная методика по выявлению профессиональных качеств специалистов. Руководитель, опираясь на ее результаты, может принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности труда и сформировать планы квалификационного развития работников.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Зачем проводить оценку компетенций сотрудника

Оценка компетенций персонала имеет непосредственную связь с большинством элементов в перечне функций по управлению сотрудниками.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Уже скачали 23254

Какие цели достигаются в ходе оценки компетенций сотрудников?

Анкета для изучения спроса и потребностей учителя

Представленная анкета предполагает самоанализ учителя и больше применима к диагностике профессионального развития молодых педагогов. Для каждого из приведенных ниже пунктов нужно выбрать один вариант ответа: 1–владею; 2–частично владею; 3–не владею.

Для каждого из пунктов подчеркните уровень: низкий, чуть выше среднего, средний, выше среднего, высокий, очень высокий.

Оценка психологического климата в педагогическом
коллективе

Здоровый климат в педагогическом коллективе имеет важное значение для эффективной работы и благополучия всех его участников. Обеспечение здорового климата в педагогическом коллективе требует усилий со стороны всех его участников. Это процесс, который должен быть постоянным и систематическим, с учетом потребностей и особенностей конкретного коллектива.

Как обеспечить здоровый климат в педагогическом коллективе:

Обучение по педагогике

По окончании вы получите диплом следующего образца:


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Выводы

Результаты диагностики педагогов помогают выявить проблемные области и потребности учителей, а также определить меры поддержки, обучения и развития, необходимые для повышения их эффективности и благополучия в профессии.

Анкета «Способность к саморазвитию»

Цель анкетирования – выявить у учителя способность к саморазвитию.

Инструкция. Ответьте на вопросы, проставив соответствующие баллы.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Суммируйте свои баллы и читайте расшифровку:

Диагностика цифровых компетенций педагога

В современном образовательном контексте все большую важность приобретают цифровые компетенции педагогов. Целью диагностики цифровых компетенций педагога является определение уровня его готовности и способности эффективно использовать цифровые инструменты в образовательном процессе, а также выявление потребностей в дополнительном обучении и поддержке для развития этих компетенций.

Профессиональные тесты компетенций — разработчик HT Lab

Лаборатория Гуманитарные Технологии (HT Lab) более 30 лет создает психометрические тесты, отвечающие российским стандартам. Профессиональные услуги для оценки Hard skills респондентов:

Примеры тестов от Лаборатории Гуманитарных Технологий (HT Lab)

Разберем несколько тестов из тех, что подходят для оценки компетенций, их список можно найти здесь: https://psytest.ht-lab.ru/katalog-testov/kompetentsii/ .

Большая Пятерка Компетенций (БПК) — оценка Soft skills. Применяют для подбора линейного персонала. Оценивает компетенции, наиболее значимые для большинства профессий, не требующих серьезной профессиональной подготовки:

За 15 минут тестирования работодатель получает детализированную информацию по компетенциям, влияющим на качество работы кандидата на вакансию, и определяет, что мешает проявлению этих компетенций.

Лидерская Пятерка Компетенций — тестирование управленческого потенциала руководителей, ключевых специалистов и персонала. Подходит для:

В среднем, респонденты проходят тест за 15 минут.

FrontStaff — оценка Hard skills. Предназначен для сотрудников колл-центров, операторов, консультантов и других массовых специальностей, ориентированных на работу с людьми. Оценивает понимание текстов, способность респондента к концентрации при работе с текстовой информацией, а также потенциал к базовым компетенциям.

По окончании тестирования для специалиста и респондента автоматически формируются отчеты. Достоверность результата обеспечивает шкала «Социальная желательность» и альтернативный выбор утверждения из пары.

Для простоты работы с тестами и интерпретации результатов продукты Лаборатории поставляются с методическими пособиями.

Все тесты прошли психометрическую проверку, обладают подтвержденной валидностью, надежностью, репрезентативностью тестовых норм.

Можно заказать сборку (кастомизацию) теста под потребности конкретного бизнеса и категории сотрудников.

Комплексная оценка профессиональных компетенций — хорошая возможность определить профессиональные навыки персонала, а также выявить его слабые места, потенциал и способности к развитию, необходимые для продуктивной работы в конкретной должности.

Методики диагностики учителей

Существует несколько методик диагностики учителей, которые помогают оценить их профессиональные навыки, компетенции и эффективность в работе. Основные цели этих методик – обеспечить качество образования, улучшить профессиональное развитие педагогов и повысить результативность образовательного процесса. Вот некоторые из распространенных методик диагностики учителей и этапы их проведения:

Перечень профессиональных стандартов для педагогов

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) является серьезной проблемой среди российских учителей. Многие педагоги испытывают продолжительный профессиональный стресс, который приводит к эмоциональному истощению, физическому утомлению и снижению мотивации. Высокая нагрузка, недостаток ресурсов и сложности взаимодействия с учениками и родителями часто являются факторами, способствующими развитию этого синдрома.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Для проверки наличия в коллективе педагогов с профессиональным выгоранием можно предоставить различные опросники и анкеты. Например, опросник «Профессиональное выгорание», тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания», тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко».

Какие критерии необходимы для оценки сотрудника

Рассмотрим, какие характеристики личности, поведенческие мотивы и профессиональные качества влияют на эффективность работы специалиста. Необходимо применять критерии оценки компетенций сотрудников, позволяющие выявлять особенности выполнения служебных задач в соответствии с требованиями предприятия и ожиданиями клиента.

При формировании мер оценивания рабочего коллектива стоит обратить внимание на особенности деятельности компании, рыночной ниши, где она работает. Следует определить задачи мероприятия по оценке сотрудников с точки зрения целей организации.

Нужно выяснить, какие критерии будут рассматриваться в первую очередь. К примеру, при оценивании основной части коллектива, главным мерилом может выступать качественный уровень работы, соблюдение стандартов сервиса, дисциплинированность, количество выполняемых операций, отсутствие ошибок и др.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Какие критерии необходимы для оценки сотрудника

Требования к выдвигаемым критериям:

Оценочные критерии сотрудников, как правило, делят на два вида.

Оценка компетенций. Здесь будут оцениваться знания и навыки работника, а также то, как он применяет их на практике. Кроме того, будут анализироваться поведенческие характеристики и индивидуальные особенности специалиста. К наиболее показательным методам оценки компетенций сотрудников относят решение ситуационных заданий с учетом основных особенностей должностных обязанностей.

Оценка результативности. Такие критерии базируются на сопоставлении результатов труда определенного специалиста с запланированными показателями для конкретной должности. Для проведения оценки важно подобрать задания, которые могут обеспечить четкость измерений. Результаты работы могут быть представлены в объемах реализации за определенный отрезок времени, численности проработанных проектов, размере полученного дохода, количестве подписанных договоров и т.д.

Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 15 октября

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Формированием оценочных критериев, как правило, занимается менеджер отдела кадров вместе с руководством или с теми сотрудниками, которые имеют соответствующие рабочие обязанности. Это нужно для того, чтобы критерии и оценки сотрудника были понятными и соответствовали специфике работы.

Понятие педагогической диагностики

Термин «педагогическая диагностика» ввел немецкий ученый Карлхайнц Ингенкамп в 1968 г. Он описал это понятие исходя из аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но очевидно, что по сфере применения, преследуемым целям и задачам профессиональная диагностика педагогов уникальна и самостоятельна.

Сюда вкладывается более глубокий смысл, чем простая проверка знаний учащихся. Ведь она лишь фиксирует результаты, никак не объясняя их происхождение. А диагностика деятельности педагогов как раз таки призвана показать, как пришли к этим результатам, каким путем, какие тенденции к ним привели.

Педагогическая диагностика помогает зафиксировать уровень работы учителей, сформированность педагогических компетенций и их устойчивость, что позволяет делать прогнозы и принимать дальнейшие решения.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Диагностике работы педагогов помогают:

Аттестация педагогических работников

Тех педагогов, кто уже в профессии от двух лет и не имеет первой или высшей квалификационной категории, раз в 5 лет аттестуют для подтверждения соответствия занимаемой должности.

Выделяют 3 этапа аттестации:

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Предварительный этап

Руководитель образовательного учреждения должен подготовить на аттестуемого представление, которое включает в себя:

Работник должен ознакомиться с подготовленным представлением и подписать его не ранее, чем за месяц до дня аттестации. Преподаватель может попросить внести в представление сведения о его трудовой деятельности за период после прошлой аттестации; если педагог проходит ее первый раз, то с момента приема его на работу.

Также, если педагог не согласен с мнением руководителя, то он может подать в аттестационную комиссию альтернативное собственноручно составленное представление с обоснованием своей точки зрения.

Аттестуемый должен быть проинформирован о месте и дате проведения квалификационного испытания письменно и не меньше чем за месяц до даты начала.

Письменное квалификационное испытание

Испытание может проводиться выездной комиссией, чтобы аттестуемые чувствовали себя более комфортно. Также оно может проходить после курса повышения квалификации, но при условии, что комиссией будет независимая группа экспертов, созданная здесь именно для аттестации педагогических работников.

Комиссия даёт экспертное заключение по итогам выполненных заданий.

Вынесение решения о соответствии занимаемой должности

Комиссия принимает решение о соответствии занимаемой должности. В комиссию входят также представители профсоюза.

Решение оформляется протоколом, заносится в аттестационный лист педагога.

Вердикт может быть одним из двух:

В случае необходимости в аттестационном листе даются рекомендации работнику совершенствовать профессиональную деятельность, повышать квалификацию с указанием конкретной специализации и др.

Решение аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом органа исполнительной власти в сфере образования.

Далее аттестационный лист и выписка из распорядительного акта направляются руководителю аттестуемого для ознакомления с ним работника под роспись в срок не позднее 30 дней с момента принятия решения. Затем вышеперечисленные документы хранятся в личном деле преподавателя.

Если были сделаны какие-либо замечания в аттестационном листе, то работодатель предоставляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций.

Письменное квалификационное испытание касается вопросов, связанных с профессиональной педагогической деятельностью преподавателя в занимаемой должности. Такая аттестация – это один из способов управления качеством образования. По результатам испытания оценивается квалификация педагога и, если есть необходимость, вырабатывается план мероприятий для дальнейшего профессионального роста.

Есть несколько вариантов определения уровня квалификации учителя. Первый – изучить качество планов уроков этого преподавателя. Второй – посмотреть, насколько хорошо он управляет классом на уроке. И последний вариант, так скажем, экспресс диагностика педагогов – спросить самих учеников, что они думают о конкретном учителе как о профессионале.

Материал основан на следующих источниках:

Методические разработки, презентации и конспекты

Рассмотрим, как работает оценка компетенций на следующих примерах:

Сотрудник числится на должности администратора в цветочном салоне. Несмотря на это, его опыт общения с клиентами недостаточно хороший, и по этой причине магазин часто уходит в убыток. Правильнее было бы уволить такого сотрудника. При проведении оценки компетенций выяснилось, что у него есть неплохой потенциал к грамотному планированию финансов и анализу информации.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Примеры оценки компетенций сотрудника

Как вариант, работника можно не увольнять, а предложить ему другую должность, которая будет полностью соответствовать его способностям. В этой ситуации оценка помогла правильно распределить ресурсы.

Бухгалтер грамотно и безошибочно выполняет свою работу, но в процессе оценивания выяснилось, что у сотрудника имеются навыки в сфере маркетинга и опыт работы в этой области. Как вариант, можно предложить ему новую должность, которая будет совмещаться с основной деятельностью.

Как вариант, время от времени можно привлекать такого специалиста к новым проектам или проведению консультаций. Правильная оценка в данном случае помогла раскрыть потенциал и сократить затраты на одну должность.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Возможно, при оценке компетенций обнаружится, что сотрудник на самом деле не владеет теми качествами, о которых он заявлял в своем резюме. В этой ситуации с нечестным работником стоит попрощаться. Таким образом, вовремя выявленная оценка уберегла фирму от возможных ошибок, которые мог сделать неопытный сотрудник.

Развитие навыков работников напрямую зависит от условий: если специалист имеет потенциал, который может принести прибыль организации, то это нужно использовать. Проводя оценку компетенции сотрудников, вы получите возможность более эффективного использования их способностей.

Этапы проведения оценки

Рассмотрим основные этапы проведения оценки компетенций сотрудников:

Анкета «Какой Вы педагог» (по Овчаровой Р

Чтобы пройти диагностику педагогов в форме анкетирования на выявление профессиональных затруднений, нужно ответить на все вопросы только «да» или «нет».


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Посчитайте итоговую сумму баллов, руководствуясь данной таблицей и читайте результат ниже:

0–5 баллов. К сожалению, вы слабый педагог. Вам сложно работать с детьми. Но все поправимо, если есть желание. Рекомендуется потрудиться и лучше овладеть методикой воспитания и обучения.

6–9 баллов. У вас еще много трудностей в работе с детьми. Перенимайте опыт более мудрых коллег, советуйтесь с ними, интересуйтесь, как поступить в той или иной ситуации. Читайте больше литературы по темам педагогики и психологии детей. Проводите больше коллективных мероприятий и каждое из них анализируйте.

10–14 баллов. У вас все в порядке. Только не берите на себя слишком много и не забываете, что некоторые дела можно также делегировать родителям.

15–18 баллов. Педагог – однозначно ваша профессия! Вы не довольствуетесь работой по шаблону, подходите к процессу обучения творчески. Нередко категоричны по отношению к людям. Возможно, стоит быть более тактичным с представителями администрации и коллегами.

Требования, предъявляемые к личности педагога

К педагогам часто предъявляют ряд достаточно серьезных требований, которые подразделяют на основные (главные) и второстепенные. Также помимо таких двух видов можно оценивать психологические свойства педагога: устойчивые и изменчивые.

Устойчивые свойства – это те, которые присущи учителям всех времен, эпох и народов, а изменчивые, в свою очередь, зависят от того, где и в каком обществе живет и преподает педагог, на каком этапе социально-экономического развития оно находится.


КАК ЧЕРЕЗ ДИАГНОСТИКУ МОЖНО ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА В ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ

Ключевые требования, которые безоговорочно применяются к учителю – профильное образование по специальности, любовь к детям и своей работе, начитанность, эрудированность, высокий уровень интеллекта, культурные и нравственные ценности, профессиональные навыки.

Очевидно, что эти свойства не даны людям с рождения. Педагоги приобретают и развивают их годами упорным трудом и колоссальной работой над собой.

Кроме того, относительно постоянными требованиями к учителю также являются харизматичность, общительность, опрятный и сдержанный внешний вид и другие. Но без некоторых из этих качеств можно вполне обойтись.

Приведем пример: физик-интроверт, но с прекрасным знанием своей науки и преподавательскими способностями, ученики любят и понимают его предмет, имеют высокий уровень компетентности по нему, положительные оценки и занимают призовые места на олимпиадах.

Здесь отсутствие у преподавателя желания общаться отходит на второй план, и без этого качества он может оставаться потрясающим учителем. А можно представить себе противоположный вариант – харизматичного и общительного химика, которому самому явно не хватает знаний предмета и таланта объяснить его другим. Согласитесь, этот человек вряд ли станет хорошим преподавателем.

Результаты проведения оценки компетенций сотрудника

В классическом варианте их заносят в таблицы, но формат представления итогов может быть самым разным:

Количественный: сопоставляются оценки, полученные работниками по каждому отдельному критерию.

Качественный: предполагает подробное описание результатов по всем критериям и создание «профессионального» портрета оцениваемого работника.

Индивидуальный: данные по имеющемуся опыту специалиста, видам деятельности, которые он может осуществлять и реальным навыкам.

Коллективный: описывает взаимоотношения внутри компании или ее отделов, разделение социальных ролей.

В конечном итоге руководитель получает документ оценки с подробной информацией о сотруднике, а также с заключением относительно его пригодности к профессии и дальнейшими рекомендациями. На завершающей стадии принимаются управленческие решения в отношении специалистов, которые проходили оценивание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *