КАК ФИЗИЧЕСКИЙ СЕМИНАР МОЖЕТ СЛУЖИТЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ ЭТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМ ВОЗМОЖНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОВОДИТЬ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В РАМКАХ КЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ВНИМАТЕЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УЧАЩИМИСЯ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ

установке, которая находится рядом с компьютером. Результат тестирования фиксируется в журнале дежурным инженером, который допускает или не допускает, если тест не сдан, студента до выполнения эксперимента.

В случае допуска дежурный инженер выдает студенту исходные данные для эксперимента, которые, как правило, для разных студентов являются различными. Возможен вариант, когда данные для работы генерируются компьютером при запуске программы отчета. Далее студент выполняет эксперимент и обрабатывает его результаты. Для предварительных расчетов, черновых записей и пометок возможно использование бумаги и авторучки.

Сдать тест, выполнить и обработать эксперимент студент обязан в лаборатории за отведенное время – 1 час 15 минут. Чем лучше студент подготовлен и чем быстрее он сдаст тест, тем больше времени останется на эксперимент. Далее студент заполняет в электронном виде бланк отчета и сохраняет его (соответствующей кнопкой в программе), посылая тем самым по компьютерной сети тьютору, т.е. на компьютер, который расположен вне лаборатории и выполнят серверные функции. Тьютор обязан сделать сверку времени отправки отчета и времени нахождения данного студента в лаборатории по журналу. Он также проверяет сетевой адрес компьютера, с которого отправлен отчет. Если отчет отправлен в другое время или не с того компьютера, на котором студент должен был работать, то отчет принят не будет

Если отчет отправлен с соблюдением указанных выше правил, тьютор знакомится с ним и принимает решение, зачтена выполненная студентом лабораторная работа или нет. Тьютор может анализировать файлы отчета на серверном компьютере, либо копировать данные файлы и анализировать их в другом месте и в другое время. Для того, чтобы принять обоснованное решение, тьютор должен хорошо знать методические указания к лабораторным работам; кроме этого, каждую работу тьютор должен выполнить самостоятельно заранее. Это необходимо для того, чтобы иметь результаты – образцы, сравнивая с которыми, можно было бы принять обоснованное решение о том, зачтена работа или нет. В том случае, если работа зачтена, тьютор делает об этом отметку в своем журнале (в котором есть список всех курируемых студентов), а затем, в течение модуля, – в индивидуальном Плане-графике студента. Для проставления указанных отметок в Плане-графике тьютором должно быть выделено специальное время, известное студентам. При появлении вопросов по работам необходимо обращаться к разработчикам. Если работа не зачтена, студенту придется выполнять ее заново, повторяя всю процедуру (запись и т.д.) с самого начала.

Необходимым условием аттестации по итогам каждого модуля является выполнение любых трех лабораторных работ из списка девяти лабораторных работ, которые необходимо выполнить за семестр. По итогам работы в семестре в зачетную книжку за лабораторный практикум выставляется .

Тьютору необходимо проводить со студентами регулярную разъяснительную работу, делая акцент на следующих вопросах:

нельзя откладывать выполнение лабораторных работ на конец семестра;

время работы лаборатории строго ограничено;

одновременно в лаборатории может находиться только девять студентов – каждый на своем рабочем месте;

никаким другим способом, кроме указанного выше, лабораторную работу выполнить и сдать нельзя;

во всех учебных физических лабораториях :

строго следовать инструкции по технике безопасности;

выполнять правила внутреннего распорядка ТГУ, одно из которых – соблюдение режима тишины;

подчиняться всем служебным указаниям дежурного инженера, в том числе указанию покинуть лабораторию, например, когда закончилось время, либо студент не сдал тест после двух попыток и т.д.

В процессе преподавания физики самостоятельность и инициатива учащихся наиболее эффективно проявляются при выполнении разнообразных экспериментальных работ. Одним из методов преподавания физика может быть повышение роли самостоятельного эксперимента учащихся. Физический практикум формирует не только умения и навыки; развивает самостоятельность учащихся. Физический практикум формирует не только умения и навыки; развивает самостоятельность учащихся; позволяет проверять практическое умения и навыки; обучать применению знаний. Обзорное повторение крупной темы или раздела на экспериментальной основе возможно только при помощи физического практикума. Практикум является более высокой ступенью самостоятельного эксперимента учащихся. Он позволяет совершенствовать практические умение и навыки, полученные в результате фронтальных работ. Потому для практикума отбираются работы с приборами и установками, иллюстрирующими применение изучаемых физических закономерностей в технике, а также работы с повышенной точностью измерения. К такому виду работ можно отнести следующие: изучение воздушного насоса и действует модели гидравлического пресса (VII класс), изучение устройства и действия трансформатора и генератора; сборку цели с техническим реле, сборку цели с микрофоном и телефоном (ХI класс.) При отбора работ для практикума желательно учитывая такой немаловажный фактор, как интерес к ним учащихся. Этот интерес может быть вызван и оборудованием, и содержанием работ. Таким образом, основные принципы отбора работ для практикума состоят в том, что работа должны а) закреплять и углублять уже первоначально изученные понятия, закономерности и их применение; б) совершенствовать практические умения и навыки; в) вызывать интерес учащихся. Практикум не только является одним из рациональных методов закрепление и углубление знаний формирование практических умений и навыков, но и дает широкие возможности для оценки знаний и в особенности практических умений. Наблюдение в течение всего практикума позволяет получить значительный материал о знаниях и умениях учащихся. К наблюдением учитель получает отчеты учащихся. Эти отчеты проверяются после каждого занятия. При оценки работ имеют знания, выявленные во время беседы с ученикам. Для облегчение проверим отчетов и для повышении ее качества целесообразно заготовить результаты примирений и вычислений по всем работам. Например, в работе 1-, измерение объем мензурками с разной ценой деления. Необходимость измерение объемов с мензурах довольно часто встречается в лабораторной работе. Данная работа поможет усвоить этот ценный навык. Одновременно ставится задача измерения с определенной точностью, которая при пробах равна с условиях зависит от цени умения школа прибора. Роль учителя значительно отличается от той, которую он выполняет на уроках других типов и на фронтальных лабораторных занятиях. Главное-это наблюдение за работой каждого учащегося и помощь тем, кто по каким-либо причинам испытывает затруднение в выполнении работы. При этом учителя легко может выявить тех учащихся, которые выполняют работу самостоятельно и осторожно, и тех, кто не понимает сущность работы или не умеем обращаться с приборами. Одним из достоинств физического практикума как метод обучения является то, что учитель имеет возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся: способности, темы выполнения работы, интерес к предмету, практические умения и навыки. Учитель может предложить кратковременные работы тем учащихся, которые быстрее другие справляются с очередным заданием. В некоторых работах желательно предусмотреть дополнительные, творческие задания для учащихся, особо интересующихся физикой. Например, в работе «Определение веса твердого тела по закону Архимеда» дать дополнительное задание определить удельный вес какой-либо жидкости и т.д. Во время практикума учитель имеет возможность загружать учащихся заданиями с учетом их интереса к физике, успеваемость и тем на работы. Опыт показывает, что выполнение учащимися лабораторных работ практикума способствует более конкретному восприятию учебного материала, повышению интереса к физике, привитию ценных умений и навыков. Практикум является эффективным средством развития самостоятельности учащихся, что благоприятно сказывается на всей из учебной деятельности. Физический практикум – важное средство не только развития экспериментальных умений и навыков учащихся, но и повторение материала, систематизации и обобщение знаний по курсу физики, выявления связи теории с практикой. Для проведения таких занятий я рекомендую делить на две группы, чтобы обеспечить соблюдение правил техники безопасности (ТБ) при проведении физического практикума и получить представление о работе каждого учащегося, его вкладе в работу группа. Уже несколько лет я использую такой прием, суть которого в том, что 8-10 учеников выполняют работу вне кабинета – «на местности» т.е. во дворе напротив окон кабинета физики, на спортплощадке и т.и. В начале урока предъявляется учебная проблема в виде инструкции. Учащихся ее изучают (1,5 мин), и те, кому предложена работа «на местности», расписавшись в журнале по ТБ, уходят для постановки эксперимента. Учитель работает с оставшейся группой, консультирует, реализует индивидуальный подход о время от времени наблюдает за учениками, работающими «на местности» (Рекомендую для сопровождение учеников пригласить лаборанта). За 5-10 мин до конца урока учащиеся возвращаются с улицы и сдают оборудование. Отчеты о работе они оформляют долее. На следующим уроке в этом же классе группа меняются листами. В качестве примера рассмотрим инструкцию одного физического практикума «на местности». Тема. Изучение движения тем, брошенного горизонтально. Теория. Если положить на перекладину рядом два ластика и щелкнуть по одному линейной, оба нагнут двигаться: один полетит горизонтально, второй (от легкого толчка первого) начнет свободно подать с высоты h Время падения найдем из формулы ;

Такое же время будет, находиться в полете и теле, брошенное горизонтально. Упадет оно на расстоянии. от точки бросания.

Задание. Проведя опыт на спортивной площадке школа, убедитесь, что тело, брошенное с некоторой высоты в горизонтальная направлении, движется до земли столько же времени, как если бы оно просто падало с той же высоты вертикально вниз Ход работы: 1. Осуществите 4-5 экспериментов, описанных вами. 2. Измерьте высоту h и дальность полёта тело l, брошенного горизонтально. Вычислите среднее значение: 3. Вычислите начальную скорость горизонтального полёта тела 4. Оформите отчёт Контрольные вопросы 1. По какой траектории движется тело, сброшенное с самолёта, относительно: а) Земли; б) Самолёта? 2. От чего и как зависит дальность полёта тела, брошенного горизонтально?

Федеральное
агентство по образованию

Хакасский
технический институт – филиал

ОБЩАЯ
И СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА

УДК 53 (07)

А. М. Зубакин, канд. физ.-мат. наук,
доц. кафедры «Математика и естественно-научные
дисциплины» ХТИ – филиала КГТУ

Л 50 Общая и
строительная физика. Механика. Акустика:
Методические указания к лабораторным
работам. Издание второе, переизд.
/ Сост. В.Г. Лесникова, Е. Х. Тюдешев.
Красноярск: КГТУ, 2006. 140 с.

Приведены краткие теоретические
сведения и порядок выполнения лабораторных
работ.

Методические указания предназначены
для студентов специальностей 270102.65
«Промышленное и гражданское строительство»
и 270115.65 «Экспертиза и управление
недвижимостью» очной и заочной форм
обучения.

Печатается
по решению редакционно-издательского
совета

Тюдешев Е. Х., 2006

Компьютерный
набор Тюдешев Е. Х.

Подп. в печать
16.02.2006. Формат бумаги 60х84/16. Бумага тип.
№ 1.

Усл. печ. л.
8,75. Уч.-изд. л. 7,0. Тираж 100 экз. Заказ 946.
С. 25

Отпечатано
в ХТИ – филиале КГТУ

655017, Абакан,
ул. Щетинкина, 27

Настоящий
сборник предназначен для студентов
строительного фа­культета (сп.290300 и
сп.291500) и включает лабораторные работы
по курсу «Общая физика» и «Физика в
строительстве» (последние в тексте
отмечены “звездочкой *”).

Физический
практикум в вузе ставит своей целью
помочь студентам понять смысл физических
явлений; уяснить физический смысл
законов, описывающих наблюдаемые
явления, и обратить внимание на область
их применения. Контрольные вопросы,
приведенные в конце каждой лаборатор­ной
работы, указывают на тот
минимум
теоретического и практического материала,
который должен усвоить студент в процессе
проведения физи­ческого эксперимента
и при подготовке к защите лабораторной
работы.

Основные
цели и задачи физического практикума
при изучении кур­са физики в вузе
можно свести к следующим.

1.
Развитие навыков самостоятельной работы
и умения применять теоретические знания
для решения практиче­ских задач.

2.
Знакомство с современными методами и
приемами фи­зических измерений и
приобретение навыков в пользо­вании
основными измерительными приборами.

3.
Приобретение навыков математической
обработки ре­зультатов измерений в
физическом эксперименте и уме­ния
проводить анализ полученных данных.

Студенты
в физической лаборатории ДОЛЖНЫ соблюдать
правила техни­ки безопасности (ТБ), с
которыми их знакомит преподаватель на
первом занятии. Правила ТБ, специфические
для конкретной лабораторной рабо­ты,
обсуждаются со студентами непосредственно
перед выполнением экс­перимента. При
грубом нарушении правил ТБ студент
ОТСТРАНЯЕТСЯ от вы­полнения лабораторной
работы. Он вновь может быть допущен к
заняти­ям после тщательной проработки
правил ТБ и получения “допуска”.

За
умышленную порчу имущества и оборудования
в лаборатории сту­дент несет полную
МАТЕРИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

При
выполнении физического практикума
студент ДОЛЖЕН выполнять общие требования
к выполнению лабораторных работ,
утвержденные ка­федрой. При невыполнении
этих требований студент НЕ ДОПУСКАЕТСЯ
к за­нятиям.

Лабораторные
работы по физике студенты выполняют в
часы занятий по расписанию. В случае
пропусков по уважительной причине
сту­дент может выполнить работу в
другое время, назначенное преподавате­лем.
Если же занятие пропущено без уважительных
причин, то отработка лабораторной работы
– в конце семестра по графику, утвержденному
кафедрой.

1.
К лабораторному занятию студент ОБЯЗАН
готовиться дома. Для этого он ДОЛЖЕН:
а) ознакомиться с теорией вопроса (тема
зара­нее известна), чтобы иметь четкое
представление об изучаемом явлении и
о законах, описывающих это явление, и
суметь предвидеть ожидаемый результат;
б) сделать заготовку бланка отчета для
но­вой работы и оформить отчет по
предыдущей работе. Образец бланка
отчета приведен в приложении 1.

2.
Приступая к выполнению лабораторной
работы, студент ДОЛЖЕН вни­мательно
ознакомиться с рабочим местом и при
обнаружении каких-либо недостатков
(нехватка оборудования, неисправность
установки по внешним признакам и т.п.)
он должен поставить в известность
преподавателя или лаборанта. Включение
установки в сеть и ее запуск производятся
только с РАЗРЕШЕНИЯ преподавателя.

3.
Результаты проведенных экспериментов
студент ОБЯЗАН обсудить с преподавателем
не позднее, чем за 10-15 мин до окончания
занятия. В случае неудовлетворительных
результатов эксперимент следует
повторить, устранив те недостатки, на
которые указал преподаватель. После
этого преподаватель подписывает отчет.

БЕЗ
ПОДПИСИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОТЧЕТ НА ПРОВЕРКУ
НЕ ПРИНИМАЕТСЯ.

4.
По окончании эксперимента рабочее место
студент ДОЛЖЕН при­вести в порядок:
схему разобрать, оборудование оставить
в том виде, в каком оно было перед началом
работы; измерительные приборы сдать
лаборанту.

5.
По каждой лабораторной работе студент
ОБЯЗАН получить зачет. Для успешной
защиты лабораторной работы студент
ДОЛЖЕН еще раз проработать теоретический
материал, ответив на контрольные вопросы.
При подготовке к защите работы студент
ДОЛЖЕН обратить внимание на методику
проведения эксперимента. По каждой
лабораторной работе должен быть проведен
анализ полученных результатов и написан
ис­черпывающий вывод.

СТУДЕНТ,
ВЫПОЛНИВШИЙ ТРИ РАБОТЫ И НЕ ЗАЩИТИВШИЙ
НИ ОДНОЙ ИЗ НИХ, к следующей работе не
допускается.

Студенты,
не проявившие необходимой самостоятельности
и доста­точно твердых знаний, работающие
в течение семестра не систематически,
перед сессией сдают итоговый зачет,
получив дополнительное за­дание.
Работа остальных студентов оценивается
по текущей работе.

в
целях успешного осущ-я политех-го
образования наряду с фронтальными лаб.
работами в старших классах введён в
программу физ. практикум. Это вызвано
тем, что фронт-ый метод проведение лаб-ых
работ, несмотря на его полож. стороны,
даёт лишь начальные экспериментальные
навыки и умения, кот. недостаточны для
учащихся, оканчивающих общеобраз-ую
политех. среднюю школу. Физ. практикум
расширяет и углубляет практические
умения и навыки учащихся.

Отличия
физ. практикума от л/р.

1.
Физ. практикум ставит эксп-ые задачи
более широкие, чем л/р-ы. Эти задачи
связаны или с опред-ым разделом, крупной
темой курса физики, или с углублённым
изучением какого-либо яявл-я. Такая
постановка экспериментальных задач
предоставляет учащимся возможность
приобрести более разносторонние
экспериментальные умения и навыки и
содействует повторению теор. мат-ла.

2.
Фронт-ые л/р-ы выполняются на простых
по своей конструкции приборах, в то
время как экспериментальные задачи
практикума могут быть выполнены на
более сложной физ. аппаратуре, тех-их
приборах и установках.

3.
Проведение фронт-ых л/р-т органически
связано с прохождением опред-ых тем
курса физики, физ. практикум же проводится
преимуществнно или в конце учеб. года,
или в конце полугодий.

4.
Практикум в форме индивидуальных
эксперимент-ых задач повышенной трудности
способствует развитию больше
самостоятельности учащихся, чем фронт-ые
л/р-ы.

5.
Физ. практикум знакомит учащихся с
методами измерений, используемых в
современной физике.

Общая
характеристика и особенности.

Лаб-ый
практикум по физике предст. собой более
высокую форму орг-ции лаб-но – пркт-их
занятий по сравнению с фронтальными
работами. Его отличает, прежде всего,
большая самостоятельность учащихся,
более совершенная и сложная экспериментальная
база.

Практикум
проводится посл изучения какого-либо
раздела курса или, чаще всего, в конце
учебного года с целью повторения или
углубления пройденного, развития
самостоятельности и инициативы учащихся,
их умений и навыков, особенно навыков
политех-ого характера и т.д. По тематике
работы практикума должны дополнять, а
не дублировать фронтальный лаборат-ый
эксперимент. Заключительные практикумы
обязательны лишь в9-11ых классах, хотя
опыт передовых учителей и спец-ые
исслед-я показывают, что небольшие
лаб-ые практикумы возможны и полезны
на 1ой ступени обучения.

Исходя
из основных дидактических задач
практикума, тематика их работ может
быть следующей. В 9 кл. ставятся работы,
содействующие обобщению знаний учащихся
по кинематике и динамике («Изучение
законов кинематики», «Определение
ускорения»). В 10 кл. – работы, знакомящие
учеников с методами исследования
молекулярных явлений («Наблюдение
броуновского движения», «Проверка
уравнения состояния газа»), специи-ми
измерениями в электродинамике
(«Определение ёмкости конденсатора»,
«Снятие температурной характеристики
термистора»). Нек. часть работ должна
способствовать приобретению шк-ками
политех. знаний и умений. В 11 кл. значит.
часть работ посвящена изучению разл.
рода колебаний («Опр-е ск-ти звука»,
«Опр-е длины световой волны»), методу
исследования в оптике («Опр-е зависимости
фототока от освещённости и построение
графика»), физике атомного ядра («Изучение
треков заряженных частиц, полученных
в камере Вильсона»), много работ и
политех-го хар-ра («Изучение устр-ва и
действия трансформатора»).

Решающую
роль в орг-ции практикума играет наличие
необх-го оборудования, рациональное и
безопасное его исп-е. Приобретение и
размещение нужных для проведения
практикума приборов в соотв-ии с
ориентировочным перечнем работ,
определяемым программой, учитель должен
проводить заблаговременно, постепенно
и систематически. Значит-ое число
приборов и приспособлений можно
изготовить в школе, что следует
предусмотреть в плане работы физ-го
кабинета.

Т.к.
ученики должны выполнять работы звеньями,
сост-щими не более чем из 2х человек, на
класс в 35 чел-к необх. 17 раб. мест, а т.к.
для 9 кл. предусмотрено 5 работ практикума,
для 10 кл. – 7, для 11 кл. – 10, то для 9 кл.
необх. иметь 3-4 комплекта оборудования,
в 10 кл. – 2-3 комплекта, в 11 кл. – 1-2. Для
успешного выполнения работ практикума
важно не только подобрать и проверить
необх-ое оборудование, но и рац-но
разместить его в классе, лаборатории,
в зависимости от особенностей каждой
работы.

Так,
раб. место для выполнения задания по
опред-ю мощности электродвигателя
целесообразно организовать в стороне
от других или даже в препараторской,
чтобы шум двигателя не мешал остальным
учащимся; приборы для проверки уравнения
состояния газа можно разместить вблизи
источника воды, укомплектовав их общи
нагревателем воды (для облегчения
учителю контроля за деятельностью
учащихся однотипные работы лучше
располагать поблизости одна от другой);
наблюдение броунского дв-я следует
проводить около окна и т.д. Установив
оборудование, желательно не убирать
его до окончания учащимися всего цикла
работ практикума, кот. проводится по
составленному учителем для каждого
класса расписанию; обычно на выполнения
каждого задания отводится 2 урока.

Эффективность
практикума как одного их важных видов
самост. работы учащихся зависит от их
предыдущей теор. и практ. подготовки,
осущ-ой в теч. всего учеб. года регулярно
в процессе выполнения фрон. эксперимента,
при решении эксперимент-ых задач, во
время демонстраций.

Среди задач, рассм-ых
в классе при прохождении соот-щей темы,
должна быть и эксперимент-ая, при решении
кот. проводятся непосредст. измерения
величин с некоторой степенью точности.
Тогда учащиеся будут иметь возможность
поупражняться в расчётах погрешности:
сначала под руководством учителя, а
затем и самост-но.

Для обеспечения
целенаправленного и эффективного
руководства учебной деятельностью
шк-ков, необх. заранее составить к каждой
работе инструкции, напечатать их в
нужном кол-ве, сделать к ним рисунки и
схемы, подобрать вспомогательную и
справочную лит-ру. Такие письменные
инструкции явл-ся важной частью учеб.
оборудования, и их надо сделать не
наспех, а добротно, аккуратно, лучше
всего вкладывать их в прочные папки с
указанием на них номера и названия
работы. Обычно инструкция вкл-ет:

1.
краткие сведения по теории вопроса,
изложение одного из способов опред-я
искомой величины;

2. перечень приборов
и краткое описание тех из них, кот.
неизвестны ученикам;

3. описание хода
вып-я работы;

4. казания о порядке
записи рез-тов измерений и способов
вычисления погрешностей. В инструкцию
входят контр-ые ?-ы и доп-ые эксперимент-ые
задания и упр-я. В каждом конкретном
случае объём инструкции, степень
детализации описаний зависят от сод-я
работы, применяемого оборудования и
уровня предварительной подготовки
учащихся.

В
ходе физ. практикума, как и при проведении
фронт. лаб. работ, необх. уделять должное
внимание обучению учащихся методам
оценки погрешностей измерений. При
постановке фронт-го эксперимента следует
практиковать такие методы вычисления
и оценки погрешностей: 1. ср-го арифм-го;
2. пределов; 3. оценки рез-та (расчёт
погрешностей по формулам). Начинать
такое обучение нужно уже с 7 и 8 классов,
пользуясь в основном методом среднего
арифметического (там, где его нельзя
применить, можно ограничиться записью
рез-тов с учётом систематических
погрешностей приборов). В 9-11 классах
лучше пользоваться методом пределов,
а в 11 классе ввести и метод вычисления
погрешностей по формулам. Обучение
вычислению размеров погрешностей в
работах практикума должно иметь
завершающий хар-р и предусматривать
высокую самостоятельность учащихся.
Перед выполнением практикума нужно
провести с учащимися вводную беседу
(на протяжении 1-2 уроков) о задачах
практикума, его содержании, об организации
и графике выполнения работ, специальных
правилах поведения во время занятий; в
этой беседе следует дать анализ каждой
работы с указанием специфических условий
её выполнения и спец-ых правил техники
безопасности; рассказать о приёмах
измерений и правилах пользования
измерительными приборами, об анализе
погрешностей и приближённых вычислениях,
форме отчета и сроке его подачи учителю.
В заключении нужно разделить учащихся
на звенья, раздать им согласно графику
инструкции к след. работе и указать
дальнейший порядок обмена инструкциями
между звеньями, объяснить, как следует
готовиться дома к работе, и каковы
требования при доступе к её выполнению.
Отчёт (вып. в спец. тетради) о выполненной
работе должен содержать схематический
рис. установки, с помощью кот. был осущ-ён
эксперимент, описание хода опытов,
рез-ты наблюдений и измерений, обработка
данных эксперимента (вычисление средних
значений величн, погрешностей, заполнение
таблиц, постре-е графиков, запись
конечного рез-та). В него должны вкл-ся
также описания доп-ых заданий и ответы
на контр-ые ?-ы. Отчёт о работе должен
составляться и подаваться учителю для
проверки сразу же после окончания
эксперимента. Следует приучать учеников
тщательно готовиться к работам, а одним
из показателей их готовности к вып-ю
эксперимента должно быть наличие
начатого отчёта о нём – сделанного
схематически рисунка установки, записи
хода опыта, таблиц, формул для вычисления
погрешностей и т.д. Осн. задача учителя
в роцессе выполнения шк-ми практикума
– воспитание их самост-ти, развитие и
закрепление практических навыков.

Тестирование по охране труда в ЕИСОТ. Порядок прохождения и примеры реальных вопросов

Тестирование по охране труда в ЕИСОТ. Порядок прохождения и примеры реальных вопросов

С 1 марта 2023 года все специалисты по охране труда, руководители подразделений и члены внутренней комиссии по обучению охране труда должны пройти обязательное тестирование в единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда. В статье разбираем, из чего состоит тестирование, как получить к нему доступ, сколько попыток дается на сдачу и приводим примеры реальных вопросов теста с правильными ответами по каждой программе.

Руководитель направления охраны труда учебного центра EcoStandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Кто должен проходить тестирование

С 1 марта 2023 года согласно п. 78 постановления Правительства РФ № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (далее — Постановление), руководители и специалисты подразделений охраны труда должны обязательно пройти проверку знания в виде тестирования в Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда (ЕИСОТ). По разъяснению Игоря Цирина, советника генерального директора ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, помимо руководителей и специалистов подразделений охраны труда тестирование должны пройти члены комиссий по внутреннему обучению ОТ.

Нужно ли проходить тестирование в ЕИСОТ членам комиссии по внутреннему обучению требованиям охраны труда? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к подпункту Г пункта 96 Постановления, согласно которому работодатель, проводящий обучение работников требованиям охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, должен иметь комиссию по проверке знания требований охраны труда, сформированную в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил.

Пункт 78 Постановления, который вводит требования к прохождению тестирования, как раз находится в вышеупомянутом разделе VII. Из этого следует однозначный вывод: члены комиссии работодателя также проходят проверку знания требований охраны труда путем тестирования с использованием ЕИСОТ.

Cоветник генерального директора ФГБУ ВНИИ труда Минтруда России

Что проверяют?

В тестирование входит проверка знаний по результатам обучения:

Как получить доступ к тестированию ЕИСОТ

Назначить обучение на портале можно только в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда (далее — учебный центр) и имеющих аккредитацию на данный вид деятельности. Рассмотрим процесс получения доступа для прохождения тестирования.

Для предоставления доступа к тестированию учебный центр запрашивает у вас следующие данные: ФИО, номер СНИЛС, электронную почту, номер телефона и компанию, в которой вы работаете. После получения данных определяется контингент, к которому вы относитесь:

Наличие пункта КТ10 еще раз подтверждает то, что тестирование сдавать необходимо не только специалистам по охране труда и их руководителям, но и всем членам внутренней комиссии по обучению и проверке знания требований ОТ.

После определения контингента учебный центр определяет, по каким программам вы будете проходить тестирование (обо всех программах мы рассказали в предыдущем разделе). В них обязательно войдут программы А, Б и обучение по первой помощи. Если ваши работники носят средства индивидуальной защиты, то обучение по применению СИЗ также будут проверять в рамках тестирования. В случае, если вы входите в комиссию по проверке знаний выполнения работ повышенной опасности, вам нужно будет пройти тестирование по программе В — для этого вы сообщаете учебному центру, какие работы повышенной опасности выполняют работники. В ЕИСОТ 24 программы по работам повышенной опасности:

На каждую из назначенных программ сдается отдельный тест. В итоговый протокол будет записано название программы, по которой пройдена проверка знаний.

Прохождение тестирования

К тестированию нужно приступать в назначенный учебным центром день — пройти до или после этого дня не получится, поэтому рекомендуем заранее согласовать день прохождения тестирования. Приступать к тестированию следует сразу после получения кода доступа, так как код периодически обновляется и может стать недействительным. Тест по каждой программе состоит из 30 вопросов, время на прохождение тестирования — 45 минут.

Если вы не сдадите тест с первого раза, у вас будет бесконечное количество попыток на пересдачу, но каждая из них предоставляется ровно через сутки после неудачного прохождения теста. Данные обо всех попытках учебный центр заносит в реестр обученных по охране труда лиц (в соответствие с пп. А п. 118 Постановления). После успешной сдачи теста учебный центр получает из реестра номер протокола обучения, а вы считаетесь обученным по охране труда в учебном центре.

В конце теста программа покажет процент верных ответов и результат проверки знаний. Тест считается сданным при 80% и более правильных ответов. Программа автоматически формирует выписку с результатами по каждому вопросу.

Пройти обучение по охране труда и другим направлениям вы можете в учебном центре EcoStandard group

Примеры вопросов по всем разделам теста ЕИСОТ

Приведем по 30 реальных вопросов тестирования с правильными ответами из каждого раздела. Мы не стали включать в нашу подборку вопросы с картинками, на которых нужно идентифицировать нарушения требований ОТ, распознать виды кровотечений и т.д., но будьте готовы к тому, что они могут быть в тестировании.

Программа А

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *