КАК МОЛОДЕЖЬ УЧИТСЯ ЧИТАТЬ ПРАВО И О ЧЕМ МЕЧТАЮТ КОМПАНИИ ЧТО СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСУЕТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ИЗУЧЕНИИ ПРАВА

2 ноября 2022


КАК МОЛОДЕЖЬ УЧИТСЯ ЧИТАТЬ ПРАВО И О ЧЕМ МЕЧТАЮТ КОМПАНИИ ЧТО СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСУЕТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ИЗУЧЕНИИ ПРАВА

Центр новых компетенций «Высшая школа управления и предпринимательства» Института международного бизнеса, экономики и управления открывает набор. За полгода слушатели смогут освоить актуальные компетенции и получить диплом, дающий право на ведение новых видов деятельности.

«Высшая школа управления и предпринимательства» – это дополнительное образование в области экономики, менеджмента, финансов и предпринимательства. Получить его могут не только студенты-старшекурсники ВВГУ, но и все желающие расширить круг своих знаний, перейти на новую должность или сменить род деятельности. Слушателям предлагаются восемь программ профпереподготовки – с полным списком можно ознакомиться  на сайте университета.

– Все программы Центра, представленные в школе, будут интересны и полезны тем, кто готов развиваться. Занятия ведут квалифицированные преподаватели ВВГУ с большим опытом работы, активно применяющие современные образовательные технологии и обладающие практическим опытом, – отмечает директор Института международного бизнеса, экономики и управления   Татьяна Варкулевич. – В отличие от программ повышения квалификации, переподготовка – это большее количество часов и только предметы, связанные со специализацией и позволяющие формировать профессиональные компетенции в той или иной области, обеспечить карьерный рост.

Так программа «Менеджмент организации» может пригодиться будущим экономистам, а «Менеджмент в образовании» – студентам Института педагогики и лингвистики, а также действующим преподавателям, желающим занять руководящие должности в образовательных учреждениях.

Студентов направления «Юриспруденция» заинтересует программа «Приоритетные направления социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочный период». Особенно актуален этот курс для тех, кто хотел бы строить свою карьеру в органах государственной власти.

Первыми к занятиям приступят участники программы «Бухгалтерский учет и контроль хозяйственной деятельности». По словам директора Института Татьяны Варкулевич, она будет полезна студентам направлений  «Менеджмент»,  «Торговое дело»  или  «Бизнес-аналитика», которые ориентированы на запуск собственного бизнеса и готовы взять на себя обязанность управления финансами. Обучение по этому направлению начнется уже 14 ноября. Занятия планируется проводить два раза в неделю в вечернее время, поэтому слушателям будет удобно совмещать их с освоением основных образовательных программ и работой.

– Важно, что по окончании обучения, слушатели получат не только диплом, но и вторую квалификацию. Мы постарались сделать стоимость обучения максимально комфортной и доступной, а также предусмотрели возможность помесячной оплаты. Курс составляет 256 часов и закончится примерно к началу лета, – отмечает Татьяна Варкулевич.

Обучаться по указанным программам могут не только студенты, но и выпускники вузов и колледжей прошлых лет.

Подробная информация о сроках проведения программ будет размещена на сайте университета. Чтобы подать заявку на участие в курсах, перейдите по ссылке.

По всем возникающим вопросам можно обратиться в ВВГУ (Владивосток, ул. Гоголя, 41, ауд. 1531), или позвонить по телефону: 8(423)240 42 27 или 240 41 35.

Как показали новейшие исследования, юристу необходимо прокачать в равной степени и hard skills, и soft skills.

Hard skills – это профессиональные знания и умения. Так, юрист получает профильные знания в вузе и приумножает их в процессе трудовой деятельности. К этой группе навыков можно отнести знание законодательства и умение применять его на практике, владение иностранными языками и т.п.

Soft skills, гибкие навыки, связаны с личностью самого человека, его индивидуальными качествами. К ним, в частности, относятся креативность, коммуникабельность, умение договариваться и пр.

Какие же навыки юриста сегодня наиболее востребованы и хорошо оплачиваются? Рассмотрим 10 наиболее важных по мнению работодателей и аналитиков.

1. Хорошие знания по основным отраслям права и правовым процедурам. Многие правовые вопросы регулируются нормами разных отраслей права. Это обязывает знать на должном уровне основы правового регулирования многих отраслей. Кроме того, важно знать «как система работает» – правила и процедуры документооборота и принятия решений в частных компаниях и госорганах. Отличная возможность приобрести такие знания – учебная практика.

2. Глубокие знания в определенной области юриспруденции. Эксперты в конкретной области всегда высоко ценятся. Особенно востребованы специалисты, например, по интеллектуальной собственности, информационному праву, санкционному законодательству и т.п.

3. Умение решать сложные задачи. Решение рутинных задач, в том числе юридических, все чаще поручается автоматизированным системам. По-настоящему ценится то, что может делать лишь человек: критическое мышление, способность учитывать множество факторов и принимать оптимальные решения в сложных ситуациях.

О важности такого мышления для успешного юриста читайте в интервью

4. Работа с большими объемами данных. Юрист имеет дело с огромным количеством сложной информации, в большинстве случаев написанной специфическим языком. Поэтому навыки отбора, проверки и анализа информации приобретают особую актуальность. Например, анализа позиций судов и госорганов в случаях, когда законодательство не содержит ответ на вопрос.

Подробнее о современных возможностях анализа судебной практики

5. Хорошее владение иностранным языком (прежде всего английским) – конкурентное преимущество и важное условие для достойной оплаты труда.

6. Ораторское искусство и навык публичных выступлений. Помимо выступлений в суде современный юрист выступает на конференциях, саммитах и т.п. Многие из них проводятся онлайн. Такие выступления требуют большей эмоциональности, они должны нравиться аудитории и сопровождаться качественной презентацией.

Как выступать публично

7. Навыки взаимодействия, умение работать в команде. Способность принимать и согласовывать разные точки зрения, достигая общего результата. Навыки координации деятельности различных специалистов и процессов.

Подробнее о работе в команде

Шаш Н. Н. Управление интеллектуальным капиталом развивающейся компании: учеб. пособие. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2014. 368 с.

8. Управление временем (time management). Эффективное выполнение конкретных задач и проектов: планирование, постановка целей, расстановка приоритетов, делегирование задач, умение работать в ограниченные сроки и т.д.

Подробнее про тайм-менеджмент

9. Умение вести переговоры – классический навык любого успешного юриста.

О правилах ведения переговоров

10. Хорошие навыки в сфере информационных технологий включают в себя электронное делопроизводство, работу с различными программными продуктами (офисные приложения, платформы для онлайн-конференций и т.п.), навык работы с отечественными и зарубежными справочными правовыми системами.

Онлайн-курс по системе КонсультантПлюс для юристов

— Сейчас во многих профессиях наблюдается кадровый голод, нехватка квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям времени. Как обстоят с этим дела в юриспруденции?

— Юриспруденция – это так называемая помогающая профессия, поэтому, сколько будет существовать общество и человек, будет оставаться потребность в юристах. Спрос на юридические кадры в целом неизменно высок, хотя в одних отраслях он может падать, в других – расти. Стабильно высок он со стороны государства – нужны юристы для госслужбы, для работы в судах, в правоохранительных органах. Другое дело, что сами выпускники с тем менталитетом, который сейчас есть у молодых людей, не всегда готовы к той четкой организации труда и строгому графику, которые есть в государственных структурах. И не готовы начинать с малого и постепенно двигаться по карьерной лестнице. К сожалению, молодежь ориентируется на другие образы, например, блогеров, которые зарабатывают большие деньги и могут вставать к обеду. Это в некотором смысле упущение государственной политики – престиж госслужбы недостаточно высок.

На спрос влияет появление новых отраслей, различных цифровых сервисов. Вместе с цифровизацией растет спрос на оформление, юридическое сопровождение бизнеса в сфере информационных технологий, а также, к сожалению, появляются новые виды преступлений. Наша задача как вуза – идти в ногу со временем и с теми запросами, которые диктуют рынок труда и время. Сейчас это, например, запросы на банкротство, на защиту прав мобилизованных.

В целом в профессии остается не так много выпускников, как хотелось бы. Кто-то ищет более легкий заработок, кто-то – менее нервный. Юриспруденция предполагает постоянное взаимодействие с людьми и психологическое напряжение, здесь высокий процент выгорания, в том числе и на госслужбе.

— Да, чтобы стать судьей, нужен определенный стаж. Человек без соответствующего профессионального, жизненного опыта вряд ли в состоянии принимать объективные адекватные решения. А ведь за любым судебным актом стоит судьба человека – его свобода, личные права, деньги, имущество. Во многих странах судейство считается венцом юридической карьеры, но у нас, притом, что судьи невероятно загружены, они не являются самыми высокооплачиваемыми юристами.

— А кто является?

— Это по-прежнему топовые юристы, которые обслуживают коммерческий сектор. Там и гонорары успеха, и крупные клиенты. Такие юридические фирмы, как правило, оказывают весь спектр услуг – гражданско-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых, корпоративных – и корпорации за это очень хорошо платят. Судейские зарплаты существенно не дотягивают до тех денег, которые платят крупные компании своим юристам. Поэтому тем, кто после обучения остается в профессии, наиболее интересно попасть именно в этот сектор. Но надо понимать, что юристы, работающие с большими корпорациями, — это специалисты, которые готовы жить в режиме многозадачности, постоянно обучаются и совершенствуются, потому что там требования очень высоки. Как и в любой профессии, в юриспруденции естественный отбор – выживает сильнейший.

— Вы готовите кадры для правоохранительных органов?

— Мы занимаемся подготовкой кадров для всех направлений юриспруденции, которые есть в России. Причем у нас есть несколько уникальных направлений, например, мы обучаем судебных экспертов. Здесь у нас два направления. Первое – это экспертиза веществ и материалов, таких специалистов готовим уже более десяти лет. И второй год мы обучаем специалистов по компьютерно-технической экспертизе — тех, кто занимается выявлением преступлений в сфере компьютерных технологий. Это направление есть всего в трех вузах России, мы развиваем его вместе с Высшей школой электроники и компьютерных наук.

Есть отдельное направление подготовки сотрудников для правоохранительных органов, но львиная доля – это юристы более общего профиля, которые заканчивают бакалавриат, затем идут в магистратуру. Всего мы обучаем порядка 3 тыс. студентов.

— Получают ли они практические навыки уже на этапе обучения, и много ли в преподавательском составе практикующих юристов?

— Достаточно много, причем это не просто практикующие юристы, а люди, которые при этом имеют ученую степень, потому что таковы требования Минобра. Это и судьи в отставке, и адвокаты. Разумеется, когда человек имеет собственный практический опыт, это существенно обогащает обучение, потому что он может дать не только теоретические знания.

Практика начинается с первого курса. Сначала она носит ознакомительный характер, затем уже более глубокое погружение в процесс работы. На практику студентов мы распределяем, как в госорганы, так и в коммерческие организации и правоохранительные структуры.

У нас есть несколько уникальных проектов, связанных с приобретением практических навыков. Один из них мы реализуем вместе с региональным управлением Следственного комитета, он называется «Профессия следователь». Это комплекс дисциплин, которые ведут сотрудники СК, работа с психологами управления, выезды на места происшествий. Все это для того, чтобы студенты могли уже на этапе таких курсов понять, подходит им эта профессия или нет.

Есть образовательный проект с Челябинским областным судом. Уже четвертый год мы проводим так называемый судебно-игровой процесс, называется он Lievschietz Moot Court в честь Юрия Даниловича Лившица, доктора юридических наук, основателя юридической школы ЮУрГУ. Ребята более полугода решают различные кейсы, задачи по уголовному судопроизводству, а финал проходит в областном суде, в зале, где заседают присяжные. Жюри – профессиональные судьи, которые рассматривают уголовные дела. Это всероссийский конкурс, в нем участвует более 30 команд со всей страны. Для студентов это уникальная практика, они учатся выступать в суде, отстаивать свою позицию.

У нас в распоряжении есть база криминалистических лабораторий с учебными программами идентификации личности, почерка, создания портрета преступника по описанию. Для тех, кто учится правоохранительной деятельности, есть тир, кабинет, связанный со специальной техникой.

— Вы также возглавляете региональное отделение Ассоциации юристов России. Как это объединение участвует в подготовке молодого поколения специалистов?

— Ассоциация юристов России – самое крупное и мощное профессиональное объединение в юриспруденции. Одна из ее важных функций – проведение общественной профессиональной аккредитации юридических вузов, которая влияет на получение дальнейшей государственной аккредитации в Минобре. Во многом благодаря работе ассоциации существенно сократилось количество «мусорных» вузов, где готовят юристов. Помните, в 90-е был бум, и юристов обучали все? Это был неизбежный исторический этап, мы должны были его пройти. И вот сейчас всего порядка 500 вузов в стране имеют это направление. И, я думаю, их число продолжит уменьшаться, потому что с каждым годом требования к юридическому образованию все выше.

Ассоциация поддерживает молодых талантливых юристов, проводит много конкурсов, мероприятий, которые направлены на формирование профессионального правосознания. Выгорание, о котором я уже говорила, во многом связано с необходимостью выбирать – поступить по закону или по совести. Нужно признать, что не всегда веление совести совпадает с требованиями закона о справедливости, и то, какой выбор делает юрист, очень важно. Чем чаще студенты соприкасаются с опытными специалистами, с тем, как живет ассоциация, тем больше становится этого правосознания, поэтому мы стараемся как можно больше с ними работать.

Плюс у нас есть юридическая клиника – это обязательное требование и стандарт юридического образования. Это проект, в рамках которого студенты учатся давать консультации, принимать решения, разумеется, под присмотром преподавателей, опытных специалистов. Ассоциация юристов проводит отдельные курсы по юридическим клиникам.

— В ассоциации может состоять только дипломированный юрист?

— Да, в нее может вступить только тот, кто уже получил высшее юридическое образование. Но у нее есть молодежное крыло – это кандидаты в члены объединения, и студенты могут в нем себя проявлять.

— Вернемся к ситуации на рынке труда. Какие сейчас тренды в запросах работодателей к юристам?

— В целом запросы из года в год одни и те же, они стабильны. Это прежде всего глубокое понимание юридических процессов, способность работать с большими объемами информации, многозадачность. Важна мотивация, психологические качества, на которые уже как на основу наращиваются профессиональные навыки. Плюс те новые компетенции, о которых я говорила, связанные с IT-юриспруденцией, обслуживанием цифровых сервисов, новых рынков.

— Насколько важно для уже практикующего юриста продолжать обучение?

— В любой сфере ты хороший профессионал, когда продолжаешь учиться всю жизнь. Например, моя новостная лента в соцсетях и Telegram на 99% состоит из профессиональной информации. Возможно, сейчас мне эта информация не нужна, но из этого состоит моя картина мира, и это расширяет мой профессиональный кругозор. И конечно, требование к профессорско0преподавательскому составу – не только идти в ногу со временем, но и создавать образовательные тренды, генерировать ту самую юридическую науку, которая должна служить обществу, потому что без качественного правового поля нет развития ни в чем – ни в технологиях, ни в безопасности, сервисах или благополучии. Правовые вопросы охватывают все наши действия, будь то переход дороги по светофору или поход в магазин за хлебом. Поэтому «учиться, учиться и еще раз учиться».

— В дополнительном образовании, повышении квалификации есть системность, или здесь каждый ищет новые знания сам? Что здесь может предложить вуз?

— Система дополнительного профессионального образования – это тоже обязательная составляющая работы хорошего вуза. У нас есть центр практической юриспруденции, где мы проводим курсы повышения квалификации, и где постоянно проходит обучение, как наш коллектив, так и сторонние практикующие юристы.

— Какие изменения на фоне происходящих сейчас геополитических событий претерпело обучение международному праву?

— Несмотря на то, что в мире происходят события, направленные на изоляцию нашей страны, у нас сохранились хорошие отношения с европейскими коллегами, с которыми мы сотрудничали раньше. Мы по-прежнему взаимодействуем с профессорами из Бразилии, Индии, добавились ОАЭ, Китай. У нас есть Дни международного права, профессора с переводчиками читают лекции. Сейчас начинаем курс по правовому регулированию ведения бизнеса в ОАЭ, который будут читать профессора и адвокаты из Эмиратов. Это сегодня актуально, потому что многие бизнесы обосновались в дружественных юрисдикциях.

13.00.02 – ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 – ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 – THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 – THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Senior Lecturer, Department of Theory and History of State

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

TECHNOLOGY OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELOR OF LAW STUDENTS AT THE UNIVERSITY

В статье раскрыто содержание технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете посредством системы методов обучения, разработанной В. А. Сластениным. По мнению автора, данная система методов показывает переход методики обучения к технологии обучения. Технология включает профессионально-поисковый, профессионально-моделирующий, профессионально-проектировочный, а также профессионально-преобразующий этапы.

Ключевые слова: технология, бакалавры юриспруденции, методы обучения, компетентность, эффективность.

The article reveals the content of the technology offorming the professional competence of bachelor of Law students at the university through the system of teaching methods developed by V. A. Slastenin. According to the author, this system of methods shows the transition of teaching methods to teaching technology. The technology includes professional search, professional modeling, professional design, and professional transformation stages.

Keywords: technology, bachelor of Law, teaching methods, competence, efficiency.

Демонстрация Россией однозначной позиции в решении сложнейших вопросов современности как на международной арене, так и внутри страны в рамках правового поля, активное развитие правовых институтов в целях эффективного взаимодействия гражданского общества и государства, разработка и внедрение новых правовых механизмов урегулирования общественных отношений, – факторы, определяющие острую необходимость в наличии юристов, способных эффективно решать профессиональные задачи нормотворческого, правоприменительного, правоохранительного и экспертно-консультационного типа. Эта способность юристов в значительной степени оказывает влияние на дальнейшее развитие России в качестве правового государства, определяет уровень доверия граждан всем ветвям власти, проецирует вид поведения, выступающего эталоном для подрастающего поколения. Базой формирования способности эффективно решать профессиональные задачи в сфере разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, оказании правовой помощи физическим и юридическим лицам выступает университет. Реализация компетентностного подхода в образовательной организации высшего образования дает возможность перехода компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция через их присвоение, прохождение через мотивы, индивидуальную систему знаний, личностную деятельность, оценивание по собственной шкале, а также

через призму собственного опыта, в новообразование – профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью бакалавров юриспруденции мы понимаем профессионально-личностное качество выпускника по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция, проявляющееся в способности к эффективному решению профессиональных задач в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной деятельности.

Ученые записки Орловского государственного университета. № 2 (91), 2021 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 – no. 91. 2021

Под профессиональной компетентностью бакалавров юриспруденции понимаем профессионально-личностное качество выпускника по направлению подготовки юриспруденция, проявляющееся в способности к эффективному решению профессиональных задач в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности. Исследуемое новообразование условно включает мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты.

Первый, профессионально-поисковый, этап технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции, ориентирован на формирование профессиональных мотивов, личностных качеств, способствующих успешному освоению будущей профессиональной юридической деятельностью; приобретение способов деятельности по получению, обработке информации, оптимизацию коммуникативных связей; выработку индивидуального стиля деятельности как учебной, так и будущей профессиональной, например, в условиях практики; нахождение методик по самоанализу, эффективности деятельности. Для решения поставленных задач каждой форме организации учебного процесса мы соотнесли способ реализации метода обучения. Так, в методах организации и осуществления учебно-познавательной деятельности на первом этапе технологии лекции соответствует информационная лекция, практическому занятию – работа с книгой, самостоятельной работе – реферирование, научно-исследовательской деятельности – обзор новинок научной литературы.

Второй, профессионально-моделирующий, этап технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете, нацелен на определение способов достижения целей, осознание направленности на успешное овладение компетенциями профессиональной юридической деятельности; углубление правовых знаний и закрепление коммуникативных компетенций, расширение знания о сущности и содержании профессиональной компетентности бакалавра юриспруденции; приобретение алгоритмов решения профессиональных задач, развитие самоанализа; получение опыта коррекции знаний, поведения. В частности, в методах стимулирования и мотивации учения в такой форме организации учебного процесса, как лекция, нами использованы одобрение, похвала, на практических занятиях – соревнования, анализ результатов балльно-рейтинговой системы, в самостоятельной работе – стимулирующее оценивание, в научно-исследовательской деятельности – участие в

конференции по результатам написания научной статьи.

Третий, профессионально-проектировочный, этап технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете направлен на выявление профессиональных интересов в конкретной области профессиональной юридической деятельности, систематизацию правовых знаний, применение знаний организации самостоятельной и научной работы, создание ситуаций, способствующих выходу за рамки алгоритма при решении профессиональных задач, распознавание собственного потенциала в профессиональной юридической деятельности, формирование отношения к профессии. Скажем, в методах контроля и самоконтроля обучения после изложения лекционного материала применимы контрольные работы, в практических занятиях – экспресс-опрос, в самостоятельной работе – «Портфолио», в научно-исследовательской деятельности – качество курсовой работы.

Четвертый, профессионально-преобразующий, этап технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете делегирован на выстраивание системы профессиональных мотивов, внесение определенного личного вклада в механизм укрепления законности и правопорядка, совершенствование системы знания отечественного и международного права, уяснение нормативного обеспечения профессиональной деятельности, применение эффективных способов решения профессиональных задач, самоанализ перспектив собственного профессионально-

го развития. Поскольку данный этап завершает технологию считаем логичным подробно рассмотреть способы реализации методов. Например, в методах организации и осуществления учебно-познавательной деятельности в лекционной форме работы используем проблемную лекцию, в практических занятиях – дебаты, в самостоятельной работе – разработка студентами этической беседы, в научно-исследовательской деятельности – реферированный обзор литературы ВКР. В методах стимулирования и мотивации учения применяем в лекциях – элементы беседы, в практических занятиях – «Пила», в самостоятельной работе – работа в группе с самостоятельным выбором вида работы по теме, в научно-исследовательской деятельности – разработка вопросов интервью для работодателей. В методах контроля и самоконтроля в обучении проверкой усвоения лекционного материала выступает тестирование, в практических занятиях – устный опрос, в самостоятельной работе – контрольная работа, в научно-исследовательской деятельности – качество ВКР

1. Алдошина М. И. Проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности студентов в университете // Образование и общество. 2021. №2 (127). С. 10-16.

2. Вербицкий А. А. Педагогическая технология в контекстном обучении // Педагогика и психология образования. 2009. №3. С. 53-60.

3. Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе Учебное пособие Под ред. В.А. Сластенина. М. Педагогическое общество России. 2005. 192 с.

5. Педагогика: Учеб пособие для студентов пед ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп и перераб. М., Просвещение. 1988. 479 с.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-изд. М.: Школьная Пресса. 2004. 512 с.

7. Пимонов Р. В. Технологический подход к организации дистанционного обучения в условиях повышения квалификации военных специалистов в вузе. Дис. . .канд. пед. наук. Орел, 2007. 225 с.

8. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.

1. Aldoshina M. I. Problems of formation of professional and pedagogical competence of students at the university / / Education and Society. 2021. No. 2 (127). pp. 10-16.

2. VerbitskyA. A. Pedagogical technology in contextual learning / / Pedagogy and Psychology of Education. 2009. No. 3. pp. 53-60.

3. VilenskiyM. Ya., ObraztsovP. I., UmanA. I. Technologies of professionally-oriented training in higher school Textbook Edited by V. A. Slastenin. M. Pedagogical Society of Russia. 2005. 192 p.

5. Pedagogy: Study guide for students of pedagogical institutes / Edited by Yu. K. Babansky. 2nd ed., dop and pererab. M., Prosveshchenie, 1988. 479 p.

6. Pedagogy: A textbook for students of pedagogical educational institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mishchenko, E. N. Shiyanov. 4-ed. Moscow: School Press. 2004. 512 p.

8. Podlasyy I. P. Pedagogika: Ucheb. dlya studentov vysshikh ped. ucheb. Moscow: Prosveshchenie: Humanit. Izd. tsentr VLADOS, 1996. 432 p.

Меняющиеся политические и экономические реалии неизбежно отражаются на правовом регулировании всех сфер общественной жизни. Это, с одной стороны, требует от юристов наличия новых компетенций, с другой – сохранения фундаментальных основ права, которое обеспечивает стабильность. О том, какие практические навыки получают студенты-юристы на этапе обучения, чего ждут от молодых специалистов работодатели, и как профессиональное сообщество участвует в подготовке новых кадров для юридической сферы, рассказала директор Юридического института Южно-Уральского государственного университета, руководитель регионального отделения Ассоциации юристов России Елена Титова.

Студенческая олимпиада «Я — профессионал». Открыта регистрация участников по направлению «Лингвистика»

Санкт-Петербургский университет вновь выступает организатором карьерного проекта и проводит соревнования по четырем дисциплинам: «Географии», «Юриспруденции», «Филологии» и «Лингвистике».

До 15 ноября открыта регистрация, а впереди участников ждет отборочный этап, который пройдет в онлайн-формате и продлится с 18 ноября по 4 декабря. Олимпиада традиционно проводится для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры российских вузов. Здесь можно узнать подробную информацию перед стартом регистрации.

«Я — профессионал» — это важный социальный лифт, который помогает талантливым молодым людям построить карьеру и найти свое призвание. Является одним из флагманских проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей», реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Университет вновь курирует соревнования по языкознанию. В первую очередь это направление подойдет студентам, получающим лингвистическое образование, изучающим лингвистическое страноведение, теоретическую и прикладную лингвистику, новые информационные технологии в лингвистических аспектах, политическую и юридическую лингвистику. Для подготовки к соревнованиям рекомендуем участвовать в вебинарах, которые проводят представители методических комиссий по каждому из направлений.

Лингвист — профессия, которая традиционно в рейтинге востребованных. Еще на стадии обучения студенты не только изучают иностранные языки, но и получают информацию об эволюции языков и диалектов, углубленные знания в сфере феноменов речи, родства и различий языков мира. Тесная связь языкознания с другими науками позволяет лингвистам заниматься исследованиями в самых разных научных областях и выбирать из множества междисциплинарных направлений. Специалисты данной области востребованы в самых разных организациях и структурах.

Олимпиада «Я — профессионал» — масштабное практико-ориентированное соревнование для студентов российских вузов. Задания олимпиады проверяют не только теоретические знания участников, но и прикладные профессиональные компетенции. В числе организаторов олимпиады — 26 ведущих вузов страны и более 300 российских компаний, среди которых Сбербанк России, банк «ВТБ», «Яндекс», «Трубная металлургическая компания», госкорпорация «Росатом» и АО «Россельхозбанк», а также Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей». Задания для участников составляют преподаватели вузов-организаторов совместно с экспертами компаний — партнеров олимпиады.

Дипломанты олимпиады делятся на призеров, победителей и медалистов — в зависимости от того, сколько баллов набрано, и получают преимущества при поступлении в магистратуру, аспирантуру и ординатуру ведущих российских вузов, а также возможность пройти стажировку в ведущих профильных компаниях. Сильнейшие участники олимпиады — бронзовые, серебряные и золотые медалисты — получают крупные денежные премии.

«Я — профессионал» предоставляет студентам также возможности, связанные с карьерным ростом, благодаря проведению образовательных мероприятий, таких как Социогуманитарный форум СПбГУ. Талантливые студенты демонстрируют свои лучшие качества, приобретают ценный опыт от экспертов и специалистов из разных областей, узнают об актуальных трендах на рынке труда.

Минтрудом России разработан проект профессионального стандарта “Юрист”, в котором описываются трудовые функции, трудовые действия и соответствующие им компетенции юристов

Согласно проекту основная цель указанного вида профессиональной деятельности – содействие эффективной реализации прав и свобод граждан, включая право на квалифицированную юридическую помощь; защита прав и законных интересов граждан и их объединений; обеспечение законности деятельности хозяйствующих субъектов; помощь в восстановлении нарушенных прав.

Проект профессионального стандарта включает в себя в числе прочего следующие разделы:

– общие сведения;

– описание трудовых функций, входящих в проект профессионального стандарта (функциональная карта вида профессиональной деятельности);

– характеристика обобщенных трудовых функций.

В проекте профессионального стандарта выделено три квалификационных уровня, соответствующие 5, 6 и 7 квалификационным уровням, установленным Уровнями квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденными Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.

Например, вспомогательная деятельность при оказании профессиональной юридической помощи соответствует 5 уровню, правовое обеспечение деятельности организаций и оказание юридической помощи физическим лицам и их объединениям – 6-му, а оказание профессиональной юридической помощи в ходе ведения дел в суде соответствует 7 уровню квалификации.

По мнению разработчиков проекта, профессиональный стандарт “Юрист” станет для потребителей (как работодателей, так и клиентов, обращающихся к юридическим фирмам и частнопрактикующим юристам) инструментом оценки соответствия компетенции привлекаемых специалистов, позволит повысить профессионализм действующих специалистов в области юриспруденции, снизит затраты работодателей на разработку собственных систем оценки соискателей в сфере юриспруденции.

Дата публикации на сайте: 30.03.2020

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *