КАК ПОВЛИЯЕТ НА КОММУНИКАТИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЧИНЕНИЕ

Эссе   «Профессиональная  компетентность педагога»

«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь,

выдвигает новые требования к квалификации педагога»

В современном мире всё чаще поднимаются вопросы о профессиональной компетентности. Так что же такое профессионализм и профессиональная компетенция?Считаю, что под профессионализмом понимается умение людей самостоятельно ставить профессиональные цели, по своей инициативе развивать способности, иметь высокий уровень мотивации и саморегуляции. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Необходимой составляющей профессионализма является профессиональная компетентность.

– осведомленность, авторитетность, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

– совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Профессиональные качества педагога

это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельность, общения, личности педагога)

Профессиональное самовоспитание, самообразование- это основные условия для формирования компетентности и авторитета педагога.

Я считаю, что профессионально – компетентный педагог это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, достигает хороших результатов в обучении и воспитании детей.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Требования и компоненты коммуникативной компетенции

Каждая из них обладает своей системой требований и включает определенные компоненты. Без них нельзя сформировать коммуникативную компетенцию. Компоненты коммуникативной компетенции:

Способы развития коммуникативной компетенции

Навыки общения необходимо развивать комплексно. Необходимо регулярное познание нового и пополнение своего лексикона. Для запоминания сложных слов можно рисовать их изображение или печатать готовые картинки. Многие дети запоминают новое лучше визуально. Необходимо также развивать грамотность, как письменную, так и устную.

Для формирования коммуникативной компетенции у школьников важно привить любовь к знаниям и пробудить желание учиться. Широкий кругозор и начитанность повышают словарный запас, способствуют формированию чистой и красивой речи, подвигают ребенка к размышлениям и анализу.

Коммуникативная компетенция значительно улучшается у детей, проходящих курсы актерского мастерства, участвующих в театральных постановках и концертах.

Благоприятной средой для развития навыков общения служат школьные уроки литературы.

Коммуникативная компетентность учителя как профессионально значимое явление

Профессия учителя – одна из самых сложных профессий. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения, представления о том, как должно осуществляться воспитание, часто не дает конкретных ответов на вопросы повседневной практики. Поэтому будущему учителю необходимо научиться самостоятельно находить решения в различных педагогических ситуациях, формировать профессиональные компетенции. Характер коммуникативной направленности учителя в определенной степени определяет его профессиональную компетентность и компетентность, общий стиль и уровень, на котором осуществляется педагогическое общение, результаты общения, понимаемые как степень достижения поставленных целей.

Многие исследователи проблем профессионально-педагогической деятельности отдают приоритет ее коммуникативной составляющей, а эффективность педагогического общения в образовательном плане связана с определенными свойствами, мотивами, позициями, направленностью личности учителя.

В учебном процессе педагог передает детям полученные знания, организует деятельность учеников. Эта формализованная, унифицированная часть профессиональной деятельности осуществляется на фоне и в пространстве эмоционально-ценностных переживаний и взаимоотношений учителя. Именно они формируют у школьников соответствующее отношение к фактам действительности, отношение к миру, к другим людям, к себе, формируют системы ценностей и личностные смыслы учащихся, вносят (или не вносят) в процесс познания лично значительный.

Определенные надежды на улучшение подготовки будущих учителей в области социально-коммуникативной компетентности возлагались на гуманизацию высшего образования, в частности, на внедрение цикла гуманитарных дисциплин в учебный процесс. Но на практике на аудиторные работы по этим дисциплинам отводится очень небольшое количество часов, и преподавание в большинстве случаев осуществляется в виде потоковых лекций. В таких условиях обучение становится направленным в первую очередь на получение студентами теоретических знаний, которые являются результатом осмысления определенных фактов и информации по этим дисциплинам и могут быть расширены; и совершенно не ориентирован на овладение практическими навыками, которые помогут будущим учителям решать задачи в коммуникативной сфере. Кроме того, при формировании коммуникативных навыков не учитываются особенности общения с младшими школьниками. Результатом низкого уровня практических знаний в области коммуникаций является то, что у участников взаимодействия вырабатываются стереотипы высказываний и комфортного поведения.

Итак, большинство учителей начальных классов предпочитают авторитарный стиль общения, который в самых негативных формах может проявляться в склонности навязывать свои мысли и волю другим, в агрессивности, принципиальной неспособности к диалогу. И наоборот, социально-коммуникативная компетентность учителя позволяет оптимально реализовать возможности и способности, помогает ощутить радость общения, уверенность в себе.

Поэтому проблема интенсификации развития социально-коммуникативной компетентности будущих учителей как гармоничного сочетания теоретических и практических знаний в области социальных коммуникаций в контексте профессиональной подготовки актуальна для высшего образования.

Коммуникативный аспект занимает значительное место в деятельности учителя, но коммуникативная компетентность – это не только и не столько успех будущего учителя в общении, сколько успешность реализации целей и задач обучения.

Коммуникативная компетентность обычно относится к способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетенции входит определенный набор знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Этот вид компетенции предполагает способность расширять (или сужать) круг общения и способность варьировать его глубину (способность общаться на разных уровнях доверия), понимать и быть понятыми партнерами по общению.

Коммуникативная компетентность – это развивающийся и во многом осознанный опыт общения между людьми, который формируется и активируется в контексте прямого человеческого взаимодействия. Между тем межличностный опыт, формируемый и реализуемый коллективно, индивидуален. Столь же неправильно представлять коммуникативную компетенцию как закрытый индивидуальный опыт, игнорируя социальную природу этого социально-психологического качества.

Коммуникативную компетентность нельзя считать конечной характеристикой человека. Приобретение коммуникативной компетенции – это движение от интер к интра, от актуального мира личных событий к результатам осознания этих событий, которое фиксируется в когнитивных структурах психики в виде навыков и умений. и служит человеку для дальнейших контактов с другими. Способность к обучению в коммуникативных ситуациях возрастает по мере усвоения человеком культурных, в том числе идеологических и моральных норм и моделей общественной жизни.

Прозова в своем исследовании, определяя коммуникативную компетенцию как образование, которое функционирует и развивается в определенных условиях, считает, что будущий учитель должен иметь три блока знаний. Первый блок – это фактическое знание особенностей общения в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей детей, понимание механизмов общения, знание ролевых предписаний и ожиданий, знание этикета и т. Второй блок составляют процедурные и технологические знания. К ним относятся знания о механизмах восприятия, правилах слушания, способах удержания внимания, саморегуляции и т. Третий блок включает концептуальные знания о сущности гуманизма, ведущих педагогических идеях, структуре отношений, общей теории общения. , так далее.

Конечно, будущий учитель должен научиться использовать коммуникативные знания для текущей ситуации, уровней общения (вербальный – невербальный, управляющий – личностный, диалогический – монолог, манипулятивный – адаптивный), диагностировать свои коммуникативные способности. Проблема в том, что многие студенты педагогических вузов хорошо владеют методикой преподавания и знают методы внеклассной воспитательной работы, но слабы в установлении и поддержании отношений со студентами и другими участниками педагогического взаимодействия. В учебном процессе важная роль отводится межличностным отношениям, общению, психологическим аспектам взаимодействия учителя и ученика. Недостаточная подготовка будущих учителей права выражается в том, что у студентов часто отсутствует контакт со студентами, доверительные отношения, они не могут нормально выйти из конфликтных ситуаций, вести индивидуальную работу со студентами, сотрудничать с преподавателями. Причин тому множество, главная из них – в педагогическом учебном заведении преподают методику преподавания предмета, мало внимания уделяется психологии общения, развитию коммуникативных навыков у будущих учителей.

Профессионально-педагогическое общение выходит за рамки контакта учитель-ученик и предполагает взаимодействие учителя с другими субъектами педагогического процесса. Профессиональное педагогическое общение – это взаимодействие педагога-воспитателя со своими коллегами, учениками и их родителями, с представителями органов образования и общественности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности.

Следующим не менее важным аспектом деятельности учителя является вопрос об обучающих способностях и личностных качествах. Педагогические способности определяются как черты личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. От природы человеку наделены задатки – его личные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут перерасти в способность к той или иной деятельности. К предпосылкам, являющимся условиями развития педагогических способностей, можно отнести такие черты характера, как такт, требовательность, справедливость, понимание другого человека, разносторонность интересов, целеустремленность, целеустремленность, любовь к детям, отзывчивость, наблюдательность.

Учителя в своей профессиональной деятельности полагаются не только на общепедагогические, но и на специальные способности (например, специальные способности по предмету, который они преподают, или, наоборот, специальные способности, которые на самом деле не являются педагогическими и не связаны с учебным предметом, но помогают осуществлять педагогическую деятельность – артистизм, творчество и др.

Выделяют основные группы педагогических способностей:

В совокупности задатки важны не как предпосылка успешного овладения профессией, а как психологические и физиологические условия компенсаторных возможностей человека для развития индивидуального стиля деятельности.

Условиями эффективной профессиональной деятельности учителей являются:

Таким образом, компетентностный подход в образовании предполагает, что профессиональное развитие учителя включает такие компоненты, как профессиональная компетентность, самореализация и самоактуализация. И учитель в системе образования – это не аморфный человек, оторванный от реальности бытия, а саморазвивающийся человек, который с помощью постоянной работы над собой улучшает свои профессиональные и личностные качества, цель и смысл которых заключается в том, чтобы научиться быть лучшим человеком, осознающим гармонию отношений между собой и миром через достижение высших экзистенциальных и профессиональных ценностей, тем самым способствуя развитию и формированию образованных.

Коммуникация как обмен информацией, выражение мыслей, идей, знаний является причиной и основой формирования новых представлений, знаний, сознания и культуры человека. Коммуникативная компетентность учителя – это такой уровень обучения взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, который необходим для адекватного выполнения профессиональных функций в рамках их способностей и социального статуса.

Развитие коммуникативной компетенции в школе

Среднее образование – это фундамент необходимых знаний о жизни в обществе. Школьники обучаются по определенной системе, при использовании которой, развиваются коммуникативные компетенции учащихся, позволяющие им взаимодействовать с членами общества и быть успешными в разнообразных социальных средах. Развитие коммуникативной компетенции дает школьникам возможность чувствовать себя более уверенными. Поэтому формирование коммуникативной компетенции является первостепенной задачей в обучении.

Следует отметить, что на этапе начального образования формируются личностные качества школьников. Поэтому для формирования коммуникативной компетенции первые годы обучения должны быть особенно продуктивными. На этом этапе школьники должны заинтересоваться изучаемыми дисциплинами, научиться слушать и слышать, уважать старших людей и сверстников, уметь правильно излагать свои мысли.

Важную роль в начальной школе играют групповые мероприятия и занятия, игры. Они помогают детям адаптироваться в обществе и почувствовать себя важной частью социальной среды. Такие занятия делают детей более раскованными и общительными. Также важны внеклассные занятия детей в различных кружках и секциях, где каждому ребенку педагог будет уделять особое внимание. Важно в развитии данной компетенции общение между ребенком и взрослыми, построенное на дружелюбии, уважении и открытости.

Иноязычная коммуникативная компетенция

В век глобализации всех процессов важную роль играет знание иностранных языков. Иноязычная коммуникативная компетенция подразумевает не просто использование основного лексикона, а также знание профессиональных, разговорных слов и фраз, культуру, законы и особенности поведения других народов. Иноязычная коммуникативная компетенция сегодня востребована во многих областях профессиональной деятельности. В связи с этим особое внимание в образовательных учреждениях необходимо уделять изучению иностранных языков и культуре разных народов.

“Формирование коммуникативной компетентности”

Учитель русского языка и литературы

Доклад на тему “Формирование коммуникативной компетентности” был представлен на педагогическом совете, посвященному компетенциям на уроках. Являясь учителем русского языка и литературы, коммуникативная компетентность на моем предмете остается главной для ее развития, поэтому была предложена именно эта тема. Целью является – формирование и развитие коммуникативной компетенции на моих предметах. Доклад раскрывает применение компетентного подхода в обучении, пути реализации коммуникативной компетенции учащихся.

Министерство образования и науки Российской Федерации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЗЛАГОДА»

Доклад на тему:

«Формирование коммуникативной компетентности»

Подготовлен учителем русского

Дубининой Натальей Александровной

г. Симферополь 2016

Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

ЦЕЛЬ: формирование и развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Овладение учащимися обще учебными навыками и умениями, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого предмета.

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

Развитие коммуникативной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

«Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу». Бенджамин Франклин

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Особенность «человеческой» коммуникации – когда информация не только передается, но и «формируется, уточняется, развивается». Речь идет о взаимодействии двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S –S), или «субъект-субъектное отношение». Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем.

Для эффективной коммуникации характерно: 1) Достижение взаимопонимания партнеров; 2) Лучшее понимание ситуации и предмета общения. Процесс достижения большей определенности в понимании ситуации, способствующий разрешению проблем, обеспечивающий достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов принято называть коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность равна коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.

Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин “коммуникативное языковое умение” и включает следующие ключевые компетенции: • языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы); • дискурсную (связанность, логичность, организация); • прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом); • разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм); • социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, “знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере”) • стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения); • речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).

Итак, успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе – один из путей решения данной проблемы.

В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.

Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.

Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможностиобучающихся данного возраста.

При определении учебных возможностей учащихся учитываются два параметра: обучаемость и учебная работоспособность. Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяется в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливается общий уровень обучаемости каждого ученика. Уровень учебной работоспособности определяется путем наблюдения за физической работоспособностью учащихся, сформированностью положительного отношения к учению. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливаются учебные возможности каждого.

Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема “Развитие речи” реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся.

Пути реализациикоммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. А дискуссия по результатам сочинений дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить.

Ученые считают, что в 10–11 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес ребенка не будет удовлетворен, то он угаснет.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

Какова же роль предмета “Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого и необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.

Так взяв учеников в 5 классе, учителя-предметники совместно с администрацией школы проводят диагностику учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д.

На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.

Работать над “развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Так, в 5 классе: это текст, тема текста, идея. В 6 классе: стили, виды стиля и особенности, особенности прямой и косвенной речи и т.д.

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология “критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию

Все виды пересказа

Все формы учебного диалога Доклады и сообщенияРолевые и деловые игры Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов Обсуждение, дискуссия, диспут Выступления в качестве ведущих на мероприятиях

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию

-Сочинения и изложения

– Подготовка заметок и статей в СМИ -Телекоммуникационные тексты, сообщения – Участие в конкурсах сочинений

Критерии оценки ожидаемых результатов Результаты. 2-3 ступень

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Диагностический инструментарий методы: социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации); моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования.

Самым главным критерием является внешняя оценка. Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Результаты ЕГЭ 2009. Достаточно слабый класс. Результаты выполнения части С превысили «коридор ожидаемой решаемости» по десяти критериям из двенадцати (кроме К7 и К8, орфографическая и пунктуационная грамотность).

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/210985-doklad-na-temu-formirovanie-kommunikativnoj-k

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Роль этики в формировании коммуникативной компетенции

Одним из важных компонентов для развития у ребенка навыков общения является этика, в частности этикет общения. Ребенку необходимо объяснить какое поведение приемлемо, а какое недопустимо, как общаться в определенной среде. Важно, чтобы до поступления в школу над этим поработали родители.

Эссе. Коммуникативная культура учителя.

Дудкова Елена Юрьевна.

Вечерняя школа №12 с. Заозерное

Учители истории и английского языка

Эссе Коммуникативная культура учителя.

Я конечно же не призываю вернуться в далёкое прошлое. Было другое время, а в этом времени другие учащиеся, менее грамотные, менее изощрённые, менее информированные.

Профессия учителя постоянно находится на виду, именно она является связующим звеном между подрастающим поколением и обществом в которое приходится «втискиваться» юному созданию. В связи с этим возрастают и требования к учителю. Мало быть добрым, отзывчивым и любить детей. Необходимо соответствовать требованиям времен. Грамотная речь, умение себя преподнести, владение в совершенстве предметом, умение быть независимой от внешних обстоятельств и в частности от родителей.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) “Об образовании в Российской Федерации” в Статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»  говорит:

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

Семь пунктов статьи и всё о коммуникативной культуре учителя.

Так всё же что такое коммуникация? Коммуникация – это (отлат.commuriicatio — сообщение,передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями ит. д.; передача того или иного содержания от одного сознания(коллективногоилииндивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Какнауч. коммуникация, так и коммуникация в других сферах(напр.,вискусстве,литературе,бытовыхилипроизводств.отношениях) представляет собой социальный процесс, отражающий обществ. структуру и выполняющий в ней связующую функцию. Но при этом должна быть и культура общения и передачи информации. Мы с детства знали на бытовом уровне, что когда мама или папа в плохом настроении желательно не подходить с сиюминутными проблемами или человека желательно подготовить к плохой или хорошей информации.

Иосиф Абрамович Стернин определил коммуникативную культуру личности как наличие у человека одновременно языковой и коммуникативной грамотности. Коммуникативная культура – важный показатель развития конкретной личности, уровня ее развития в современном обществе. Формирование коммуникативной культуры личности должно стать важнейшим предметом заботы общества. Большая работа по формированию культуры общения предоставляется учителям и педагогам, что обусловливает необходимость педагогу быть образцом коммуникативной культуры.

Профессиональнаякультура педагога имеет свою специфику. Любому педагогу надо быть готовым не только передавать знания, воспитывать, но и создавать благоприятную обстановку, развивать у учащихся потребность в успешной познавательной и преобразовательной деятельности. Главное для педагога –умение общаться, коммуникация. Культура педагога должна определяться   чувством долга, адекватной самооценкой, эстетическим вкусом, способностью к самоконтролю и рефлексии, его кругозором.

Как много требований к коммуникативной культуре педагога! На каком этапе своей профессиональной карьеры он этому всему может научиться? Или это входит в понятие педагогический дар?

Как много поступало раньше в педагогические Вузы, помнится на некоторые факультеты были конкурсы. Все проходили практику в школах и постоянно учились в течении студенческой жизни коммуникативной культуре, гордясь своими оценками за педагогическую практику.

А разве не пример коммуникативной культуры учитель истории из фильма «Доживём до понедельника»? И опять: знание предмета, достоинство, чёткая не торопливая речь, убеждённость в своих действиях, гарантированная огромным жизненным опытом, умением ценить человеческую жизнь.

Как никакая сфера жизнедеятельности, образование испытывает на себе все перипетии в судьбе страны. Царская Россия, приход к власти большевиков. 30-е годы, период «волюнтаризма» Хрущёва и реформ Брежнева, «перестройка» и «забытьё» огромной страны на 20 лет. И в каждый период были свои талантливые учащиеся, которые черпали вдохновение и познание мира от своих, обладающих коммуникативной культурой учителей.

Вот и сейчас, когда страна стала перед выбором ответов на вызовы истории Владимир Путин на заседании Госсовета по вопросам общего образования 23 декабря 2015 года поставил цель сделать российскую школу одной из лучших в мире.

“Мы должны учитывать тенденции глобального развития, а это практически взрывное развитие технологий, переход к новому технологическому укладу. И школа тоже должна идти в ногу со временем, а где-то опережать его. Чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни. Учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования. При этом нельзя забывать о базовых, не приходящих вещах, гуманитарной, воспитательной составляющей. Важно сохранить, передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России, историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях. В этом сила страны, способность нации отвечать на любые вызовы. И задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики”, – сказал Президент.

И во главе этого стоит – учитель, который в большей степени общается с учеником, готовя его к вызовам как личностного характера так и общественного. Успешность педагогического общения зависит от уровня коммуникативной культуры учителя. Её формирование является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

Общительность как свойство личности, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность педагогического общения. Правомерно рассматривать общительность как единство трех компонентов: потребности в общении, хорошего эмоционального самочувствия до, во время и после общения, коммуникативных навыков и умений. В данной трактовке наиболее четко обозначены собственно профессионально-творческие аспекты общения, хотя потребность в общении – общечеловеческое свойство.

А. В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, влияющие на общительность; особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (напр., интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения – ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации.

Компоненты профессионально-педагогической общительности, на которые должен ориентироваться учитель:

1. Наличие устойчивой потребности в систематическом общении с детьми в самых различных сферах.

2. Органичное взаимодействие общечеловеческих и профессиональных показателей общительности.

3. Эмоциональное благополучие на всех этапах общения.

4. Продуктивное влияние общения на остальные компоненты педагогической деятельности.

5. Наличие способностей к осуществлению педагогической коммуникации.

6. Наличие коммуникативных навыков и умений.

Органичное единство данных компонентов образует профессионально-педагогический уровень общительности личности.

Для продуктивного коммуникативного самовоспитания важно разобраться в особенностях собственной общительности, осмыслить, в какой мере это качество сформировалось у вас как профессионально-личностное. Мне очень понравились работы А. В. Мудрикова:

О воспитании старшеклассников. Изд. 1-е. М., 1977. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. 8 п.л.

Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. 10 п.л.

Социализация и «смутное время». М., 1991. 4 п.л.

Социализация и воспитание. М., 1997. 5 п.л.

Общение в процессе воспитания. М., 2001. 17 п.л.

Они помогают молодым коллегам проверить себя, как можно больше узнать о профессиональной деятельности и подготовке к ней.

В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение им коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. Имеются в виду умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, а также наблюдательность и переключаемость внимания, социальная перцепция и др.

Различают вербальные и невербальные способы педагогического взаимодействия. Основная часть профессионально значимой и необходимой нагрузки – вербальная коммуникация.

Однако, эффективность педагогического взаимодействия зависит и от того, насколько учитель владеет невербальной коммуникацией.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него экспрессивных (выразительность речи, жестов, мимики, внешнего вида) и перцептивных способностей.

В наши дни существует такой психологический совет; «если вам человек не приятен исключите общение с ним или сведите до минимума». Учитель не может себе этого позволить, так как это его профессия. Поэтому общество и государство должно обладать такими рычагами, которые смогут защитить учителя и помочь достойно осуществлять свою коммуникативную, а это значит и профессиональную культуру.

Необходимо повысить значимость этой профессии и статусность. Необходимо , чтобы учитель достойно отвечал на вызовы времени, а не приспосабливался к ним.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/185475-jesse-kommunikativnaja-kultura-uchitelja

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *