Как самообразование учителей влияет на развитие их профессиональных компетенций презентация

НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПЛАН (ПРОЕКТ) ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМОРАЗВИТИЯ»
Понятие «компетентность» является производным
от слова «компетентный». Словарь русского языка
С. Ожегова
истолковывает
понятие
«компетентный» как «знающий, осведомленный в
какой-нибудь области». Шишов полагает, что
компетенция – это общая способность, которая
основана на знаниях, опыте, ценностях личности,
приобретенных в процессе обучения. По мнению
С. Шишова, компетенция – это возможность
установления связи между усвоенными знаниями
и происходящей ситуацией

Алгоритм составления плана по самообразованию

Желательно, чтобы тема самообразования
была связана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его
деятельности. Это позволяет решить две задачи:

·       
Деятельность педагогов процессе
самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;

·       
Педагогам не надо будет распылять свои
усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они
сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем
смогут воспользоваться все педагоги ДОУ

Темы подбираются так же с учетом индивидуального
опыта и профессионального мастерства воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна
быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат будет эффективен
и раскроет творческий потенциал воспитателя.

В случае, если педагог в силу каких-либо
причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования,
необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений.

Реализуя дифференцированный подход в определении
ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно
опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание
    ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и
    развития;
  • Формирование
    основ педагогического мастерства;
  • Развитие
    умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение
    способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью
    повышения его эффективности и качества в условиях вариативного
    образования;
  • Формирование
    умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных
    знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие
    способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте
    тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа
    общества;
  • Проявление
    творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда
    своих достижений;
  • Развитие
    исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение
    методикой работы с детьми;
  • Адаптация
    к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из
    годовых задач ДОУ;
  • проблема,
    которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение
    знаний по уже имеющемуся опыту.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании
напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая
работа необходима воспитателю:

  • в
    определении темы, целей и задач;
  • в
    планировании работы по самообразованию;
  • в ходе
    реализации плана;
  • в
    изучении и анализе результативности своей работы.

Вопросы самообразования включаются в
тематику экспериментальной деятельности.

После определения проблемы, темы
самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема,
определяются этапы, содержание работы на каждом из них. (Примерный
план самообразования: Приложение 3). Предполагаемый результат и формы его
представления. Длительность этапов можно
варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и
практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам,
но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.

На основе индивидуальный планов
составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.

Результативность
этапов работы по самообразованию:

·       
1 этап – организационно –
ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной
проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы
самообразования, составление плана работы, подготовка практического
материала. Формы представления
результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал,
перспективные планы, конспекты занятий, программы.

·       
2 этап – основной. Предполагает
внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов
работы: проведение мероприятий по теме самообразования.

·       
3 этап – заключительный. Предполагает
проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ
педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа проводиться
рефлексия (самоанализ).

Сформированность
определенных личностных качеств:

·       
Активность педагога. Оценивается по
степени его участия в педагогических чтениях, консультациях, педагогических
советах, семинарах по теме самообразования. Можно отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию,
активность педагога резко возрастает. Новые знания, которые находит педагог,
формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического
процесса.

·       
Инициативность. Проявляется в
предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как
педагог приобретет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность
реализовать полученные знания на практике.

·       
Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей,
анализировать конкретные педагогические ситуации, изучать и обобщать свой
педагогический опыт, определять эффективность собственной деятельности.

·       
Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься
поисковой, исследовательской и экспериментальной работой. , творческим поиском
(оценка реализации педагогом потребности в развитии производиться по методике
К. Белой по трем критериям: активное развитие, не сложившееся развитие,
остановившееся развитие.

Повышение профессионального статуса
педагога:

·       
Повышение или подтверждение категории.

·       
Формы успешности педагога (признание
администрации, родителей, коллег).

Современные требования к аттестации и
оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных
методических мероприятиях по теме самообразования.

Таким образом, предлагаемая система работы
по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога    перед
необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и
навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный не
одним поколением педагогов, в-третьих, помогает педагогам постоянно быть в
определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать
атмосферу профессионализма и творчества.

Памятка
для осуществления самоанализа

Оправдал
ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной
темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в
ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?

Чей
педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с
индивидуальной   темой
самообразования?  Этапы проработки
материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная
и др.

Практические
выводы после проработки каждой темы.

Творческое
сотрудничество (с методистом, узкими специалистами. Другими педагогами).

Перечень
вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта
работы. Постановка новых задач.

Информация
для отслеживания результативности работы педагога:

·       
Сведения о самообразовании –
индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования,
конкретных форм отчетности.

·       
Информация об участии педагога в
методической работе.

·       
Сведения о награждениях, поощрениях,
материальном стимулировании с указанием причин поощрения.

·       
Сведения о повышении квалификации
сотрудников.

·       
Сведения об аттестации сотрудников.

·       
Результаты оценки потребности педагогов
в саморазвитии.

Как самообразование учителей влияет на развитие их профессиональных компетенций презентация

Львова Л. Организация работы по
самообразованию педагогов ДОУ\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.

Дальнейшее развитие проекта

ДАЛЬНЕЙШЕЕ
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Седьмой пункт алгоритма – дальнейшее развитие
проекта. Указывается, каким образом предполагается
сохранить и расширить достижения данного проекта
(предусматривается ли продолжение работ по проекту по
окончании срока действия проекта).

телевидение
газеты, журналы
литература
интернет
видео, аудио информация
платные курсы
семинары и конференции
мастер-классы
мероприятия по обмену опытом
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
курсы повышения квалификации
путешествия

Перспективный план работы педагога
над темой самообразования
Этапы
Содержание работы
Сроки
1. Анализ затруднений. Постановка проблемы. Диагностический 3. Изучение литературы, имеющегося
опыта по проблеме. I год работы над
темой
1. Определение цели и задач работы над
темой. Разработка системы мер,
Прогностический
направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. I год работы над
темой

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования

систематический просмотр определенных телепередач
чтение конкретных педагогических периодических
изданий
чтение методической, педагогической и предметной
литературы
обзор в Интернете информации по преподаваемому
предмету, педагогике, психологии, педагогических
технологий
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и
других заданий по своему предмету повышенной
сложности, или нестандартной формы
посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий
коллег

Под самообразованием следует понимать
специально организованную, самодеятельную,
систематическую познавательную
деятельность, направленную на достижение
определенных личностно и общественно
значимых образовательных целей:
удовлетворение познавательных интересов,
общекультурных и профессиональных
запросов и повышение квалификации.

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога Разработали учителя Руднянской БШ Шляжко Т. , Стаскевич Г.

Содержание Определение понятия «самообразование» Цель самообразования Сущность самообразования Формы самообразования Виды самообразования Источники приобретения знаний Алгоритм работы самообразовательной деятельности

Определение Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Цель самообразовани я Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания; Углубление знаний по разным методикам; Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики; Повышение общекультурного уровня педагога.

Сущность самообразования Сущность самообразования заключается в умении самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практических делах, в развитии личности и совершенствовании профессионального мастерства.

Формы самообразования учителя Индивидуальная форма самообразования; Групповые формы самообразования (МО, творческие группы, семинары, практикумы и др

Виды самообразования учителяОперативное Самообразование учителя как необходимое условие педагогической деятельности. Перспективное Самообразование учителя как условие повышения эффективности педагогической деятельности.

Источники приобретения знаний Изучение конкретного опыта школ и отдельных педагогов;

Критический обзор специальной литературы и периодической печати;

Технические средства информации (телевидение, кино, радио, Интернет);

№ слайда 13

№ слайда 14

Алгоритм самообразовательной деятельности Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, затем ставит цель и задачи самообразования, и в письменном виде составляет индивидуальный план – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. Написать индивидуальные планы самообразования можно разными вариантами.

№ слайда 15

Литература 1. Дьяченко М. , Кандыбович Л. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. –Мн. : «Хелтон», 1998. Сайт интернета www. uchoba. com

№ слайда 16

Приложение 1. Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов Руднянской БШ Стаскевич Г.

№ слайда 17

Благодарим за внимание!

Самообразование педагога будет продуктивным,
если:
• в процессе самообразования реализуется потребность
педагога к собственному развитию и саморазвитию;
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа
педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные,
так и негативные моменты своей проф. деятельности;
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии;
• программа профессионального развития учителя
включает в себя возможность исследовательской,
поисковой деятельности;
• педагог обладает готовностью к педагогическому
творчеству;
• осуществляется взаимосвязь личностного и
профессионального
развития и саморазвития.

Мотивы, побуждающие педагога к
самообразованию:
ежедневная работа с информацией
желание творчества
стремительный рост современной науки
изменения, происходящие в жизни общества
конкуренция
общественное мнение
материальное стимулирование
интерес

ПЛАН (ПРОЕКТ) ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ»
Актуальность плана (проекта) профессионального
саморазвития заключается в том, что развитие педагога
достаточно
необходимое
условие
для
профессионального роста как специалиста, как
сотрудника имеющего перспективы для продвижения
службе, имеется в виду карьерный рост и просто для
личной самореализации в любимой сфере деятельности. Поэтому каждый педагог, воспитатель знает или должен
знать, что его профессия требует особого внимания, так
как предполагает работу с маленькими детьми. Воспитатель дает развитие детям, а значит, его знания
педагогики и психологии дошкольного возраста, должны
иметь «глубокие корни»

III. Практический
1. Внедрение ППО, системы мер,
направленных на решение проблемы. Формирование методического
комплекса. Отслеживание процесса, текущих,
промежуточных результатов. Корректировка работы. Подведение итогов. Оформление результатов работы,
IV. Обобщающий
систематизация материалов по теме
самообразования. Представление материалов. Внедренческий
II год
или II – III, II – IV
года
III год или IV – V
года
1. Использование опыта самим педагогом В ходе дальнейшей
в процессе дальнейшей работы. педагогической
2. Распространение опыта работы. деятельности.

Организация работы над темой
по самообразованию
Целью работы над темами самообразования
является систематическое повышение педагогами
своего профессионального уровня. (расширение общепедагогических и
психологических знаний с целью обогащения и
совершенствования методов обучения и воспитания,
углубление знаний по разным методикам,
овладение достижениями
педагогической науки,
передовой педагогической
практики и др

Вторым разделом является постановка проблемы. Кратко описывается, что побудило обратиться к
выполнению данного проекта, почему проект необходим, какую проблему он будет решать. Автор
обосновывает значимость проблемы, подтвердив это фактами. Необходимо описать, стратегию
выполнения проекта, игровую канву, выбранную для решения проблемы проекта. почему проект необходим лично ВАМ?
какую проблему в нехватке профессиональных умений будет проект решать?
Трудовой навык или умение из проф. Область знаний
из дошкольной
стандарта
педагогики или детской психологии
(ориентируемся на тему курсового
исследования)
3. 1
Трудовое
действие
или
необходимое умение
3. 1
Трудовое
действие
необходимое умение
или
3. 2
Трудовое
действие
необходимое умение
или
3. 3
Трудовое
действие
необходимое умение
или

Бюджет проекта

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Восьмой пункт алгоритма – бюджет проекта. Рассчитывается полную стоимость проекта, имеющиеся в
ресурсной организации (включая добровольный труд и
натуральный вклад) и необходимые средства. Бюджет
должен быть составлен подробно и содержать расчет всех
необходимых по проекту затрат.

Составляющие процесса самообразования педагога

изучать и внедрять новые педагогические технологии,
формы, методы и приемы обучения
посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
периодически проводить самоанализ своей
профессиональной деятельности
совершенствовать свои знания в области классической и
современной психологии и педагогики
систематически интересоваться событиями современной
экономической, политической и культурной жизни
повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей
культуры

«Самообразование как средство повышения профессионального мастерства педагога»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Районный центр творчества детей и молодёжи «Спектр»
«Самообразование как средство
повышения профессионального
мастерства педагога»
Тимошенкова А. ,
методист МБУ ДО «РЦТДиМ
«Спектр»

Я верю в свои
возможности. 12
3



8. Я стремлюсь
читать
специальную
литературу. Я осознаю то
влияние, которое
оказывают на меня
окружающие люди. Я управляю
своим
профессиональным
развитием и
получаю
положительные
результаты. Я получаю
удовольствие от
освоения нового. Возрастающая
ответственность не
пугает меня. Я
положительно бы
отнесся (лась) к
моему
продвижению по
службе. 14

1


10
4

1

12
3



10
5



7
5
2

1

Продуктивность процесса самообразования

в процессе самообразования реализуется потребность
педагога к собственному развитию и саморазвитию
педагог владеет способами самопознания и самоанализа
педагогического опыта
педагог обладает развитой способностью к рефлексии
план профессионального развития дает возможность
исследовательской, поисковой деятельности
педагог обладает готовностью к педагогическому
творчеству. осуществляется взаимосвязь личностного и
профессионального развития и саморазвития.

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
изучение современных психологических методик в процессе
интерактивных тренингов
изучение иностранных языков, для чтения информации о
достижениях мировой педагогики
систематическое прохождение курсов повышения квалификации
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
изучение информационно-компьютерных технологий
посещение предметных выставок и тематические экскурсии по
предмету
общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете. ведение здорового образа жизни

Краткая аннотация проекта
2. Постановка проблемы проекта
3. Цель и задачи проекта
4. Стратегия достижения поставленных целей
проекта
5. План мероприятий и ожидаемые результаты
6. Оценка результатов проекта
7. Дальнейшее развитие проекта
8. Бюджет проекта

Классификация проекта

Классификация
(типология)
Доминирующая
деятельность
Проект
в
проекте
Предметно-содержательная область
Характер координации проекта
Характер контактов
исследовательская
межпредметный проект
скрытый (неявный, имитирующий
участника проекта)
среди участников одной дошкольной
образовательной
организации,
города, региона, страны
Количество участников проекта
индивидуальный
Продолжительность выполнения
год
Вид презентации
результатов проекта
Мультимедийная
презентация
портфеля достижений педагога

Задачи:
1) совершенствование теоретических знаний,
педагогического мастерства участников
образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и
приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового
педагогического опыта, новейших достижений
педагогической, психологической и других
специальных наук, новых педагогических
технологий;
4) развитие в школе инновационных процессов.

Вопрос
5 – данное
утверждение
полностью
соответствует
действительност
и
4 – скорее
соответствует, чем
нет
3 – и да, и нет
2 –скорее не
соответствует
1 – не соответствует
1. Я стремлюсь
изучить себя. Я оставляю время
для развития, как
бы ни был (а) занят
(а) работой и
домашними делами. Возникшие
препятствия
стимулируют мою
активность. 13
2



7
7
1


3. Я ищу обратную
связь, так это
помогает узнать и
оценит себя. Я рефлексирую
свою деятельность,
выделяя на это
специальное время. Я анализирую
свои чувства и опыт. 12
2
1


9
3
2
1

11
3
1


6. Я дискутирую по
интересующим меня
вопросам. 13
2


Слайд 7. Особенности современных детей.

Дети 21 века в каком-то
смысле воспитаны Интернетом, поэтому мы можем наблюдать у них особенности
поведения и восприятия информации: практически всю информацию дети получают из
интернета, а потому умеют отлично с ней работать. Виртуальное общение они ставят
выше личных контактов. У них изменилось творчество: ребята умеют делать сайты,
снимают видеоролики, могут создать мир в онлайн-игре.

Личные
качества

Все педагоги замечают
нетерпеливость современных детей, им трудно сосредоточиться на том, что
вызывает у них мало интереса, порой они могут и попросту игнорировать задание,
в котором не заинтересованы. При этом для них важным качеством остается
честность, их трудно обмануть. При этом дети современного мира могут выполнять
много задач одновременно: скачивать фильм или музыку, делать домашнее задание,
выполняя поиск необходимой информации в интернете, обедать и общаться с
друзьями в соцсети и с родными в чате.

Слайд 8. Психические
процессы

Внимание: резко
снизилось время концентрации внимания, теперь 45 минут внимания ребенка – это
ушедший сон, сейчас масса детей не может держать внимание на объекте столь
длительное время.

Мышление стало
«клиповым»: информация перерабатывается короткими фрагментами. Толстые тома
художественной литературы современным детям не осилить, а вот клипы, короткие
тексты в интернете – усваиваются легко и быстро.

Повышенная
подвижность: таких ребят называют гиперактивными, у них процессы
возбуждения преобладают над торможением, а потому длительно быть внимательным
они не могут физически.

Дети часто погружены в
себя, что является защитой от проблем современной жизни.

Слайд 9. Успешное обучение, которое обуславливается высокой
результативностью образовательного процесса, невозможно без обеспечения
активного взаимодействия между всеми его участниками.

Изменились роли участников образовательного процесса. Учитель становится
организатором деятельности учащихся, при которой ученик самостоятельно
осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

Слайд 10. Как учителю работать с современными детьми? Каковы особенности
современного урока?

Динамичный урок с частой сменой
видов деятельности, для решения задачи необходимо давать ограниченное время в
счете на минуты. Урок должно отличать быстрое получение результатов, их анализ
и адекватная реакция на полученный отклик.

Урок должен быть эмоционально
насыщенным, построенным на традиционных методах с применением доски и мела,
но с обязательным использованием новых технологий в обучении.

Задания с использованием
интерактивных дидактических игр очень разнообразят урок и позволяют ребенку
постоянно находиться в позиции активного участника урока.

Каждый урок необходимо привлекать детей
к совместной образовательной деятельности через использование групповой и
парной работы.

Недостаточно опираться на клиповое
сознание. Необходимо расширять границы,  предлагая детям переходить от коротких
текстов к более длинным, при этом включать в работу технологии критического
мышления и разнообразные виды работы с текстом.

Если вы хотите, чтобы на уроке дети
запомнили больше, давайте им избыточную информацию, которая четко
структурирована, логична и последовательна, стройте вместе с детьми систему
знаний, не опирайтесь на фрагментарность. Иллюстрируйте примерами то, о чем
говорите, предлагайте содержание урока с опорой на уже изученное через
взаимосвязь пройденного и нового материала.

Слайд
11. К каким же методам должен прибегнуть педагог, чтобы повести
учеников за собой?

·        
Информационно- коммуникативные технологии (через использование
интерактивных форм обучения)

·        
Проектные методы обучения (через учебный проект, мини-проекты,
практико-ориентированные задачи)

·        
Система информационной оценки «портфолио» (через организацию
дополнительного предметного образования).

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в
два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом
помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами
Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что
позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на
сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных
формах обучения детей.

Сегодня почти в каждой семье дома есть компьютер. Но, к
сожалению, для детей и взрослых это больше игрушка, чем помощник в учебе. А
использование компьютера должно быть направлено на развитие способностей
ребенка, активизацию познавательной деятельности.

Поэтому перед учителем ставится основная задача – показать
компьютер как средство, с помощью которого можно просто, быстро и интересно
обучаться, а полученные знания с помощью компьютера будут более глубокими и
актуальными.

В
связи со сложившейся ситуацией в мире, весной 2020 года  школы перешли на дистанционное
обучение. И в момент чрезвычайной ситуации (в ситуации вынужденной
самоизоляции) дистанционное обучение стало одной из основных форм обучения,
помогающей контролировать процесс обучения и не прерывать его.

Слайд 12. Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение – это способ организации
процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и
телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии
без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Слайд 13. Главная
особенность дистанционного обучения – возможность получения
образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как изучение
предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и
обмена электронными письмами.

Слайд 14. Основными педагогическими задачами являются:

формирование
у обучающихся познавательной самостоятельности и активности;

создание
эффективного образовательного пространства;

развитие
у детей критического мышления;

развитие
у детей способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Слайд 15. Преимущества
дистанционного обучения:

Возможность
определить индивидуальные  сроки и темп обучения

Инновационный подход
к обучению на расстоянии

Мобильность в
образовательном процессе

Решение
психологических проблем учащихся

Проведение
дополнительных занятий с одаренными детьми

Возможность внести
разнообразие в систему обучения за счет включения нестандартных заданий

Онлайн-платформы
для изучения учебного материала

Создание
комфортных условий для творческого самовыражения учащихся

Слайд 16. Отрицательные стороны дистанционного обучения:

Отсутствие очного
общения между учителем и учащимися

Необходимость
технической оснащенности учителей и учащихся

Отсутствие
постоянного контроля над обучающимися

Отсутствие
качественного соединения связи (загруженность сетей Интернет)

Субъективное
ощущение обучающимися перегруженности информацией

В ситуации, когда возникла острая необходимость в
сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, всем учителям
пришлось в кротчайшие сроки искать новые методы и формы работы.

В помощь педагогам, обучающимся и родителям были предложены
многочисленные онлайн-платформы. Ресурсов для работы «на удалёнке» было
достаточно. Многие учителя использовали образовательные платформы российских
разработчиков «Яндекс. Учебник», «Учи. ру», «Российская электронная школа» и др.

Нужно отдать должное более
молодым коллегам, которые, как могли, старались облегчить старшим товарищам
погружение в мир новых цифровых возможностей. Ученики также помогали учителям
адаптироваться в этот период. Немалым подспорьем в этом стали привычные
учителям социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber, которые
иногда становились основными коммуникационными каналами не только с учениками,
но и с родителями.

В этом учебном году новой
реальностью для учителей стал электронный журнал.

Слайд
17. Школьный электронный 
журнал – это комплекс программного обеспечения, созданный для
оптимизации системы учета школьной успеваемости и контроля образовательного
процесса. Это способ организовать совместную работу в содружестве:
учитель – ученик – родитель.

Двойная работа, которую
выполняют учителя (заполнение электронного и бумажного журналов одновременно),
конечно, вызывает разумный негатив.

Но, внедрение электронного
журнала в образовательный процесс школы, на мой взгляд, имеет  одно важное
преимущество – это включение родителей в процесс обучения детей, помощь в
организации быстрой и своевременной связи с родителями.

Слайд
18. Преимущества использования Электронного журнала для родителей


Родители узнают об оценках в день их выставления.


Немедленно информируются о прогулах своих детей.


Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны
все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.


Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью.


Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку.


Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни.


Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям среднего балла.

Конечно же, как и все цифровые
технологии, электронный дневник обладает своими достоинствами и недостатками. Причем каждая из сторон, участвующая в образовательном процессе (дети, родители
и учителя) видит проблему “со своего шестка”.

Однако, со 100% уверенностью сегодня можно смело сказать, что
обучение учащихся на расстоянии с помощью современных технологий нас всех
многому научило.

Да,
изменилась жизнь, изменились люди, изменилось само время.

Роль
учителя существенно изменилась. Если раньше он был источником знаний, то теперь
он стал наставником и проводником.

Слайд 19. У учителя появились новые роли:

– учитель-консультант: помогает ребенку найти пути
решения проблемы;

– учитель-модератор: раскрывает потенциальные
творческие возможности ученика и его способностей;

– учитель-тьютор: осуществляет педагогическое
сопровождение ученика;

– учитель-психолог: учитывает в своей работе
возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

Слайд 20. Учитель современной школы осуществляет различные функции:

– является источником
знаний для учащихся как во время уроков, так и во внеурочной деятельности;

– обеспечивает охрану жизни
и укрепление здоровья детей;

– выполняет управленческую
функцию, организует образовательную деятельность обучающихся;

– создает педагогические
условия для успешного обучения, развития и воспитания детей;

– осуществляет
педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование
воспитательных воздействий семьи и школы;

– выполняет функцию
классного руководителя.

В современных условиях очень часто ожидания учителя не совпадают с реальностью. Выбрав
будущую профессию учителя, человек полон энтузиазма, желания давать знания
детям, делиться с ними жизненным опытом, видеть заинтересованность в детских
глазах. А в реальности учитель встречается с тем, что все дети разные, не все с
радостью идут на его уроки, некоторые учащиеся не хотят учиться и слушать
учителя, мешают вести урок, отвлекают других.

Да и другие моменты из нашей
школьной жизни огорчают.

Видео
«Учитель. Ожидание. Реальность»

Какова бы ни была реальность, настоящий учитель никогда не забывает
о повышении своего профессионального мастерства.

Слайд 21. Пути развития
профессиональной компетентности

  • Самообразование
    педагогов.
  • Аттестация
    педагогических работников на соответствие занимаемой должности и
    квалификационную категорию.
  • Система
    повышения квалификации.
  • Активное
    участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров,
    конференций, мастер-классов.
  • Владение
    современными образовательными технологиями, методическими приемами,
    педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • Овладение
    информационно-коммуникационными технологиями.
  • Участие в
    различных конкурсах, исследовательских работах.
  • Обобщение и
    распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Остановимся на
некоторых пунктах более подробно.

Какие
бы формы и методы в образовательном процессе не избирал педагог, его
эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы, его
самообразованием. Самообразование базируется на высоком уровне развития
сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации.

О роли
самообразования в развитии профессиональной компетентности расскажет молодой
специалист, учитель английского языка.

Мотивируя
учащихся на работу в дистанционном режиме, учитель не должен забывать о том,
что он  является примером в постоянном стремлении к обновлению
знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого,
гуманитарного мышления.

Важнейшей частью
педагогического мастерства  являются профессиональные знания и умения,
компетентность, продуктивность. Профессионализм всегда
нарабатывается опытом. О
своем опыте работы в рамках дистанционного обучения расскажет учитель высшей
категории, учитель географии.

В
настоящее время очно-заочное обучение вызывает множество вопросов и трудностей. Тяжело всем: и учителям, и детям, и родителям. Но  сложнее всего, как мне
кажется, нашим первоклассникам. За первый месяц обучения в школе некоторые из
них ещё не успели понять, что от них хотят и куда они попали. Потом месяц
каникул. А научить читать и писать детей обязательно нужно.

О
своих впечатлениях освоения новых методических горизонтов расскажет учитель
начальных классов.

Воспитательная
система школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся,
родителей, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного
образования, реализацию программ внеурочной деятельности, преемственности
детский сад – школа, экскурсионной и творческой деятельности.

Основная
идея, которой руководствуется педагогический коллектив УВК – идея творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию
и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.

Об инновационных
технологиях в воспитательной работе расскажет заместитель директора по
воспитательной работе.

В настоящее время
мы вынуждены работать в необычном для нас режиме, в условиях очно-заочного
обучения. Кроме того, мы сейчас находимся в состоянии «информационного
заражения», когда люди склонны разжигать тревогу друг в друге. Информация,
поступающая от одних людей к другим, влияет на их психическое состояние, причём
в негативную сторону – усиливает состояние тревоги. Насколько напряжённым будет
этот период и какие повлечет за собой последствия, зависит от нашего
восприятия.

Возникает простой
вопрос: «Можем ли мы изменить ситуацию?». Конечно же, нет. Поэтому мы должны
изменить своё отношение к ней и измениться сами.

Прислушаемся к
советам и рекомендациям школьного психолога.

Да,   время не
стоит на месте. С развитием новых технологий развивается мир. Прогресс приходит
во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование.

Но
пока еще все только начинается, на пути возникает множество вопросов и проблем
в использовании
дистанционных образовательных технологий, которые всем нам предстоит решать.

Подводя итог всему
сказанному, хочется отметить, что дистанционное образование необходимо как
дополнение к очному школьному образованию. При этом оно не исключает друг
друга, а тесно взаимодействует.

Школа должна стать
местом обмена интересной информацией, местом живого общения. Дистанционное же
обучение должно способствовать развитию ребенка и желанию приобретать знания. И
именно
педагог является основной фигурой при реализации на практике основных
нововведений.

Слайд 22. Профессия педагога заслуживает
наибольшего уважения.

Теоретическое изучение проблемы
4. Практическая деятельность (применение знаний,
навыков и умений на практике: изготовление
пособий и атрибутов, организация и проведение
практической работы с детьми). Оценка работы педагога при посещении занятий
и других форм образовательной деятельности,
изучение практических материалов. Подведение итогов самообразования,
оформление результатов самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену опытом;
• организация выставки работ детей или педагога
по теме самообразования;
• оформление обобщения опыта и др.

Самообразование учителя профессиональное –

Самообразование учителя
профессиональное многокомпонентная личностно и профессионально
значимая самостоятельная познавательная
деятельность учителя, включающая в себя
общеобразовательное, предметное, психологопедагогическое и методическое самообразование. Оно способствует формированию индивидуального
стиля профессиональной деятельности, помогает
осмыслению педагогического опыта и собственной
самостоятельной деятельности, является средством
самопознания и самосовершенствования. Педагогический словарь

Седьмой пункт алгоритма – дальнейшее развитие проекта. Указывается, каким образом предполагается сохранить и
расширить достижения данного проекта (предусматривается
ли продолжение работ по проекту по окончании срока
действия проекта).

«Воспитание, полученное человеком,
закончено, достигло своей цели, когда человек
настолько созрел, что обладает силой и волей
самого себя образовывать в течение
дальнейшей жизни и знает способ и средства,
как он это может осуществить в качестве
индивидуума, воздействующего на мир. »
А. Дистервег

Каковы новые возможности?

разработка комплекта электронных занятий, объединенных
предметной тематикой или методикой преподавания. разработка пакета тестового материала в электронном виде. разработка пакета стандартного поурочного планирования
по теме или группе тем. комплект дидактики по предмету
разработка комплекта раздаточного материала по предмету
создание главы или страницы электронного учебника. создание терминологического словаря по предметной теме,
главе. создание сборника предметных кроссвордов.

Шестым разделом становится оценка результатов. Автор
проекта
оценивает
эффективность
проекта
для
благополучателей, возможность достижения цели проекта. Необходимо
осуществить
рефлексию
разнообразия
деятельности, ее содержания, методического оснащения;
качество
предметного
результата
образовательного
взаимодействия, отношение автора проекта, общий стиль
педагогического взаимодействия, осмысленность идеи,
методическую и технологическая подготовленность к
реализации проекта, уровень информационной культуры.

Учитель

Учитель – три
слога.

Не так уж и много,

А сколько умений
вмещает оно!

Уменье мечтать!
Уменье дерзать!

Уменье себя работе
отдавать!

Уменье учить!
Уменье творить!

Уменье детей
беззаветно любить!

Но как это много!

И это призванье
вам Богом дано!

Слайд 23. Решение  педсовета:

Считать
повышение профессиональной компетентности педагогов приоритетной задачей
педагогического коллектива и необходимым условием развития УВК.

Принять к сведению
опыт коллег в работе на цифровых образовательных платформах и отметить их продуктивную инновационную деятельность.

Повышать
профессиональную компетентность педагогов через курсы повышения квалификации, в
том числе в дистанционном режиме, участие в конкурсах педагогического
мастерства, обобщение и распространение опыта работы, активное участие в
методической работе УВК, самообразование.

Создать
условия для эффективного взаимодействия педагогов, учащихся с учетом
профессионального мастерства педагогов, индивидуальных возможностей и
потребностей учащихся, с целью формирования предметных компетенций.

Организовать систему мероприятий, необходимых для
развития профессиональных компетенций педагогов,  педагогического
творчества.

Руководителям
ШМО на заседаниях методических объединений обсудить вопросы совершенствования
профессионального мастерства педагога.

Хочется пожелать
всем присутствующим крепкого здоровья, стабильности, благополучия. Пусть будут
здоровы ваши близкие и родные люди! Счастья вам, позитива, добра и успеха!

Слайд 25. И помните, что на
земле есть 3 незаменимых лекарства:

– природа, которая
помогает жить;

– любовь, которая
помогает выжить;

– чувство юмора,
которое помогает пережить все трудности!

Слайд 26. Спасибо за
работу!

разработка комплекта тематических занятий,
родительских собраний или внеклассных предметных
мероприятий
разработка пакета итогового и тестируемого материала
для подготовки учащегося к зачету. разработка проекта организации и занятий
воспитательной работы. пакет административной документации педагога. база данных методик обучения. пакет материалов по одной из педагогических
технологий

ПЛАН (ПРОЕКТ) ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМОРАЗВИТИЯ»
Методикой
диагностики
уровня
сформированности
профессиональных компетенций может быть лист самоанализа
собственной профессиональной деятельности, профессиональной
компетентности, основанный на положениях Стандарта и критериях,
предложенных в пункте 5 Концепции Стандарта и направленный на
актуализацию педагогами, воспитателями своих профессиональных
умений, знаний, и их соответствие положениям Стандарта. При
заполнении данного листа воспитатель анализирует собственную
профессиональную компетентность в соотнесении с трудовыми
действиями,
необходимыми
умениями
и
знаниями,
регламентированными Стандартом. По итогам самоанализа педагог
формирует
вывод
о
соответствии
их
профессиональной
компетентности требованиям Стандарта. Так же в качестве метода
самодиагностики может быть рассмотрена рефлексия

Восьмой пункт алгоритма – бюджет проекта. Рассчитывается
полную стоимость проекта, имеющиеся в ресурсной
организации (включая добровольный труд и натуральный
вклад) и необходимые средства. Бюджет должен быть
составлен подробно и содержать расчет всех необходимых по
проекту затрат.

проект личной методической веб-страницы. проект веб-страницы педагогического коллектива. проект веб-страницы ОУ. база данных вопросов и задач по предмету, по главам. пакет психолого-педагогических материалов для педагога. пакет сценариев, занятий с применением информационных
технологий. пакет бланков и образцов документов для педагогической
деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т. )
создание электронной библиотеки произведений художественной
литературы, согласно общеобразовательной общеразвивающей
программе.

Стратегия достижения поставленных целей проекта

СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ
ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
ПРОЕКТА
Четвертый раздел, стратегия достижения поставленных целей
отражает выбранный механизм реализации проекта. Автор
проясняет, как достигнуть генеральной цели проекта, какие
тактические задачи необходимо решить, кто будет осуществлять
действия, какие ресурсы будут использованы, как будет
производиться отбор участников учебной программы или
получателей услуг (благополучателем проекта) и т. Этот раздел
может стать одним из самых объемных и подробных разделов
проекта.

Самообразование –

Самообразование целенаправленная познавательная
деятельность, управляемая самой личностью;
приобретение систематических знаний в какойлибо области науки. В основе самообразования – интерес
занимающегося в органичном сочетании с
самостоятельным изучением материала. Педагогический
терминологический словарь

Тема самообразования определяется,
исходя из:
1. единой методической темы ОУ,
темы МО;
2. актуальности и важности темы,
ее научно-теоретического и практического
значения,
3. затруднений педагогов;
4. педагогического стажа;
5. уровня профессиональной
компетентности педагога.

Алгоритм работы по теме самообразования
1. Выявление потребности в
самообразовании, самооценка
подготовленности, осознание
необходимости в знаниях,
постановка целей и задач. Всесторонний анализ
деятельности педагога. Планирование работы
по самообразованию:
• определение содержания работы;
• выбор вопросов для самостоятельного изучения;
• составление плана в зависимости от уровня
профессионализма педагога.

Индивидуальный план самообразования педагога

название темы
цели
задачи
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы
над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе

ПЛАН (ПРОЕКТ) ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМОРАЗВИТИЯ»
В заключении хотелось бы отметить, что подобная
работа – эссе исследовательского характера данной
по теме лично для меня стало полезной. Потому
что
позволило
взглянуть
на
свои
профессиональные компетенции с другой стороны
и определить путь дальнейшего развития и
самосовершенствования

ВЫБОР ТЕМ САМООБРАЗОВАНИЯ

с учетом индивидуального опыта и профессионального
мастерства каждого воспитателя
всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы
хотим изменить) и направлены на достижение
качественно новых результатов работы
одна из годовых задач ДОУ
проблема, которая вызывает у педагога затруднение
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту
желательно, чтобы тема самообразования была связана с
проблемами в ДОУ, с приоритетным направлением его
деятельности

Формы представления наработанного
материала:
• выступления (отчет) на заседании МО, МС,
педсовета, семинара;
• разработанные методические пособия, статьи,
программы, сценарии, исследования;
• разработка дидактических материалов, тестов,
наглядных материалов, пособий;
• проектирование и проведение открытых уроков,
мастер – классов;
• обобщение опыта по теме
самообразования.

Первый раздел, краткая аннотация проекта, содержит классификацию, по несколько предложений обобщающих всю логику и особенности

Краткая аннотация
проекта
•Требования закона «Об образовании» к педагогу
•Требования ФГОС ДО к педагогу (п. 4 и 3. 5)
•Требования профессионального стандарта к
педагогу (трудовая функция 3. 1)
•Пишем как эссе: «Актуальность самообразования
в условиях реформы»
Первый раздел, краткая аннотация проекта, содержит классификацию, по
несколько предложений обобщающих всю логику и особенности
реализации проекта, что получится в результате, как проект будет
выполняться, сколько времени он будет продолжаться, сколько
потребуется денежных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *