КАК УЧИТЕЛЮ ОБЩАТЬСЯ СО СВОИМИ УЧЕНИКАМИ В ИНТЕРНЕТЕ

Балан Учитель-ученик: взаимоотношение, взаимодействие, сотрудничество

«Учитель – ученик : взаимоотношение,

Учитель начальных классов

Балан Валентина Николаевна

«Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во – первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперёк и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие»

Д. И. Писарев

Нина Митрофанова Взаимодействие учителя и учащихся на уроке как основа эффективного обучения

Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников) между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении. Вопрос взаимодействия педагога и ученика представляется мне одним из важнейших. Как правило, в процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя.

Правила общения в чате сохраняются и при беседе тет-а-тет: ограничьте время, в которое вам можно писать, и темы, на которые вы готовы общаться.

Не игнорируйте сообщения учеников. Если вы создадите дружеские отношения, ученик будет проявлять к вам больше уважения, сможет доверять и даже может начать лучше учиться. Особенно важно давать развёрнутые ответы детям, которые никогда не подходят к вам лично с вопросами, потому что стесняются или боятся показаться глупыми.

Мессенджеры или социальные сети — единственная возможность для них пообщаться с вами. Часто у таких детей есть проблемы в общении — вы можете помочь преодолеть их.

Если вы видите, что ученик написал депрессивный пост или регулярно постит печальные картинки, мягко обсудите это с ребёнком в личных сообщениях. Возможно, сейчас ему тяжело, и вы можете помочь. Также стоит сообщить о состоянии ребёнка родителям.

Ученик может добавиться в друзья к вам, а затем опубликовать неэтичный пост о вас. Например, видео, в котором он записал, как вы оговорились. Поговорите об этом с учеником один на один: объясните ему, какие чувства у вас вызвал этот пост — это настроит на доверительный лад.

Затем спросите, зачем он это сделал и как можно было поступить по-другому. Также можете напомнить о том, что человек несёт ответственность за свои действия, и посты в интернете могут обижать других людей.

Причины конфликтов учащихся и учителей

Поводом для ссоры может быть что угодно, но можно выделить несколько ситуаций, которые чаще других становятся яблоком раздора.

Низкая успеваемость

Если учителю кажется, что класс недостаточно старается, он может высказывать это, не подбирая слов: «Тупицы, как вы будете экзамены сдавать?!». Неаккуратно поданная критика воспринимается детьми болезненно.

Одарённость

Когда ребёнку скучно на уроках, он отвлекается сам и отвлекает других, спорит с учителем и критикует его методы. Порой преподаватель в ответ не сдерживает эмоции, и возникнет взаимная неприязнь: «Если ты такой умный, выйди к доске и сам расскажи тему урока».

Отношение к правилам‍

Отношение к правилам. Учителя, которым важна субординация, часто недолюбливают учеников, пренебрегающих правилами. А свободолюбивые подростки воспринимают требования дисциплины как ущемление своих прав.

Несоответствие учебной программы возможностям школьника

Некоторые дети требуют специального подхода в обучении, но несмотря на это, они посещают обычную школу, и учителя вынуждены предъявлять к ним требования, которые те не в состоянии выполнить. Рано или поздно это приводит к конфликту.

«Ребёнок сСДВГ заперся в туалете и ни с кем не хотел говорить, ругался. Мы писали ему письма на листочках и просовывали под дверь. Рисовали на листках солнышки. Вскоре ребёнок вышел и продолжил нормально общаться с группой и преподавателями».

Алина Чекмарёва, преподаватель английского языка

Субъективные причины

Например, ребёнку не нравится предмет или учитель, и он не видит причин это скрывать. Либо учителя раздражает что-то в ученике — внешний вид, манеры или другие особенности. Квалифицированный преподаватель должен уметь справляться с эмоциями, но не всегда это удаётся.

Борьба за авторитет

В отдельных случаях школьники с яркими лидерскими качествами вступают в противостояние с преподавателями, пытаясь завоевать уважение класса. Например, подбивают одноклассников сорвать урок.

«Были ситуации на грани конфликта: подросток стремится найти любой изъян в работе преподавателя. Не так говорит (неважно при этом, что именно), а вот у того исследователя иначе, с какой стати после этого вам верить?! Из этих ситуаций удавалось выйти, приглашая ученика к сотрудничеству. Он же явно стремится получить внимание, утвердиться в собственной значимости».

Ольга Евсеева, преподаватель литературы

Проблемы в семье

Если у ребёнка напряжённая ситуация дома, он может транслировать негативные эмоции на учителей. Порой это выражается в агрессии: он может хамить, нарываться на ссору, не зная, как ещё можно справиться со стрессом. Не каждый учитель способен увидеть в таких действиях призыв о помощи. Многие начинают вести себя агрессивно в ответ.

«Однажды случился мини-конфликт прямо на уроке. Девочка просто подняла руку и спросила меня, за что я её так не люблю. Самое страшное было то, что этот вопрос прозвучал при всём классе и стал для всех полнейшей неожиданностью. На тот момент у меня не было никаких конфликтов с этой девчушкой. Тогда я просто попросила Дашу остаться после урока и всё обсудить. Оказалось, что она так думала из-за плохих отметок, которые я ей ставила. Пришлось объяснить ей, что её отметки и её личность, характер никак не связаны друг с другом. Что она мне симпатична, что она хороший друг, активная и так далее. А когда я познакомилась с её родителями, мне стало ясно, почему у неё возник такой вопрос. Просто папа не стеснялся в выражениях своего отношения к дочери. И у ребёнка просто была низкая самооценка. А отметки это только усугубляли. А потом помогла похвала на уроке, разговоры на перемене при встрече, интерес к её жизни. Важно дать ребёнку понять, что он может попросить о помощи».

Ирина Кирсанова, преподаватель русского языка

Необходимые условия для эффективного взаимодействия учителей и обучающихся

Условия, отрицательно влияющие на взаимоотношения «ученик» – «учитель» (со стороны учителя) – зависимость отношения учителя к ученику (классу) от настроения учителя – частое повышение голоса (крик) учителя в ответ на нарушение дисциплины в классе – отсутствие (редкое применение) дифференцированного подхода к «трудным» ученикам (учащимся из неблагополучных семей, с девиантным поведением, низкой успеваемостью или учебной дисциплиной, а также к «избалованным» детям) – частое нежелание «понять» ученика, выяснить причину низкой успеваемости или дисциплины. Принятие сразу «репрессивных» мер: «2», вызов родителей, «чтение нотаций» в некорректной форме – неоправданная затрата времени в начале урока (или по ходу урока) на долгие нравоучения по поводу плохой дисциплины или опоздания на урок – часто используемый авторитарный стиль взаимоотношений с учениками -наличие у учителей «любимчиков» и «изгоев» – не одинаковое, субъективное , предвзятое отношение к некоторым ученикам

Действия, отрицательно влияющие на взаимоотношения «ученик » – «учитель» (со стороны ученика) – нарушение дисциплины, невыполнение требований учителя, классного руководителя, приводимое к конфликтным ситуациям – провоцирование (в большинстве случаев) конфликтной ситуации – равнодушие к труду учителя, его состоянию, его просьбам или требованиям

Положительные признаки во взаимоотношениях « ученик» – «учитель» (со стороны учителя) в большинстве своем положительное, доброжелательное отношение к ученикам желание учителей дать как можно больше знаний учащимся использование разнообразных форм работы на уроке для того, чтобы повысить учебную мотивацию положительная работа части классных руководителей со своим классом по вопросам межличностных отношений, взаимоотношений учеников с учителем признают , что бывают несправедливы в отношении к ученику

Положительное во взаимоотношениях «ученик» – «учитель» (со стороны ученика) – в большинстве своем положительное, доброжелательное отношение к учителям – желание «завоевать» доверие, расположение, хорошее отношение со стороны учителя – выполнение требований учителя, классного руководителя – доброта, уважение – хорошо развиты коммуникативные навыки

Опрос обучающихся 4-11 классов. 2. Какими должны быть взаимоотношения между учителем и учениками ?

« Надо одинаково любить и шалуна и послушного, и сообразительного и тугодума, и ленивого и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволяет грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство. Амонашвили Шалва Александрович

« Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и – это особенно важно – обращенным к совести живого, конкретного человека, чтобы не было обесценивания слов, чтобы цена слова постоянно возрастала. Пусть каждое слово, произнесенное в школе, дает плод, а не остается пустоцветом». Сухомлинский Василий Александрович

«Учитель должен заботиться, не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления.» Шацкий Станислав Теофилович

Для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником, классом необходимо повышать уровень культуры педагогического общения, проявлять уважение и заинтересованность к личности ребёнка. Задача учителя: найти подход к каждому ученику, учитывая индивидуальные особенности каждого. В этом и заключается педагогическое мастерство.

Правила педагогического общения п роявлять педагогический такт. по внешним признакам определять состояние ребенка; выслушивать с вниманием и уважением; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять своим состоянием, чувствами (установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций); поддерживать в ребенке веру в себя, свои силы.

Система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися

Сорокина Оксана Павловна,

МАОУ «Обдорская гимназия»,

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь  его не может быть ни достойной, ни счастливою.

(К. Д. Ушинский)

Учитель и ученик – это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Наверняка, каждый молодой педагог, закончивший институт, и ещё не забывший свои школьные годы и взаимоотношений с учителями, мечтает о том, что придя в школу, он постарается стать лучшим другом для своих учеников, будет их понимать, поддерживать, направлять. Но переступив порог школы и проработав какое-то время, молодой педагог понимает, что не так-то легко осуществить свои мечты, а порой он сталкивается с рядом проблем, которые очень быстро разрушают его мечту и желание работать в школе. И это не только проблемы, связанные с преподаванием предмета, заполнением всякого рода документации, дисциплиной на уроках, а очень часто это проблемы, связанные с неумением правильно выстроить общение с учениками, а иногда и с учителями-стажистами.

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен без общения.

обучения и воспитания лежит через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.

При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.

Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль их выполнения. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации – наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния, осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

Что касается демократического стиля, то здесь, в первую очередь, оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А. С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми». Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А. В. Петровский и В. В. Шпалинский отмечают, что «в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника».

Общение – устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Общение – это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную.

Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.

Профессионально-важные качества педагогического общения

Качества учителя, которым отдают предпочтение ученики.

Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.

– справедливость, последовательность, честность, уважение других.

– полезность, демократичность, умение заинтересовать.

Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

Отрицательные качества учителей:

Особую роль в общении учителя с учениками имеет преподаваемый учителем учебный предмет. Нельзя забывать, что урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом. Но урок должен одновременно быть и деловым общением учителя с каждым учеником. Советский психолог А. Н. Леонтьев писал, что проблема обучения – это, прежде всего, проблема психологии общения. Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех учащихся класса и в то же время как бы адресовалось каждому ученику отдельно, хоть и сложно, но возможно.

Для формирования устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету, учителю необходимо уделять внимание, прежде всего качеству подготовки к уроку и методике преподавания. Любой школьный предмет может быть для школьника интересен, если интересно представлены идеи, темы, смысл обучения.

Для поддержания интереса к уроку, учителю необходимо разнообразить формы урока. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя. Дети должны быть заняты весь урок.

Речь учителя должна быть не только правильной, но и искренней. Если в речи учителя много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, а изложение страдает сухостью и отдает схематизмом, то у учащихся быстро наступает апатия. Быстро надоедает и то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется. Урок – это всегда “езда в незнаемое”, даже если он посвящен повторению, закреплению пройденного материала. Он должен формировать потреб

Как решить конфликт ученика и учителя

Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Конфликт с учителем в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. В то время как помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем.

По какой бы причине ни возник конфликт, необходимо как можно скорее найти решение. Любая межличностная проблема требует взгляда со стороны. Для разрешения противоречий может потребоваться помощь школьного психолога, другого педагога или родителей. Если, конечно, они сами смогут не вовлекаться в ситуацию эмоционально. Елена Петрусенко, психолог Домашней школы «Фоксфорда»

Шаг 1. Разговор с ребёнком

Вести беседу лучше дома, в спокойной обстановке. Нужно спросить, с чего всё началось. Как, по мнению школьника, выглядит ситуация глазами учителя, как можно уладить конфликт и готов ребёнок к компромиссу.

Если родители узнали о конфликте от учителя, нужно спокойно рассказать об этом школьнику. Фразы для начала разговора:

«Если ребёнок отказывается говорить с вами, попросите выяснить причину конфликта других членов семьи. Возможно, с братом или сестрой, бабушкой или дедушкой у школьника более открытый контакт».

Необходимо дать ребёнку выговориться. Не критикуйте учителя. Реплика вроде «Да что эта училка себе позволяет!» окончательно уничтожит авторитет педагога. Вместо этого следует узнать, что думают об этом учителе другие дети. Возможно, кто-то из них подстрекает ребёнка, или конфликт был попыткой завоевать уважение одноклассников.

Не стоит впадать и в другую крайность — обвинять в случившемся школьника: «Сам виноват, старших нужно уважать!». Так вы рискуете потерять доверие ребёнка.

«Хорошо, когда ребёнок легко идёт на контакт и может объяснить или сочинить причины конфликта. Всегда поддерживайте его — ребёнок должен видеть в вас авторитет, опору, безопасность. Даже если он неправ — не спешите его ругать, сейчас ему требуется ваша помощь».

К какому бы выводу ни пришли родители, до поры свои мысли стоит держать при себе. Главное на этом этапе — убедить ребёнка, что разрешить конфликт необходимо.

Шаг 2. Разговор с учителем

По возможности нужно посетить школу и поговорить с преподавателем лично. Ребёнка при этом не должно быть рядом.

Не стоит сразу привлекать к решению проблемы школьное руководство. Обращение к учителю напрямую — знак того, что родитель пришёл разобраться в ситуации, а не скандалить.

«Важен первоначальный посыл. Вы идёте не на разборки. Вы идёте узнать, что происходит. Заранее уточните удобное время для встречи и подготовьте вопросы. Если необходимо, обратитесь к школьному психологу или соцпедагогу за рекомендациями».

Сохраняя доброжелательный тон, нужно расспросить учителя о причинах конфликта. Важно, чтобы разговор строился на фактах. Если преподаватель говорит, что ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, нужно поинтересоваться, почему он сделал такие выводы. Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало.

Нужно постараться сохранить спокойствие, даже услышав обвинения в плохом воспитании: «Совсем ребёнком не занимаетесь!». Ведь цель разговора с преподавателем — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Если разговор зашёл в тупик, нужно просто спросить, какой выход из ситуации видит учитель.

Шаг 3. Урегулирование конфликта

Редко бывают ситуации, когда подросток целенаправленно и умышленно начинает конфликт, когда им руководит осмысленная озлобленность. Чаще он идёт на поводу временных эмоций, необдуманно. И завтра ему будет самому неудобно, он захочет забыть ситуацию, но как выйти из неё, он не знает. Так бывает и со своими детьми, и с учениками. Мы же не знаем, что произошло у ученика, как начался его день, что там у него стряслось. Первый выход, который чаще всего работает, и этого бывает достаточно — превратить в шутку, прокомментировать неконфликтно, то есть посмотреть на ситуацию с позиции взрослого (не в том смысле, что «я взрослый, и все меня должны меня уважать за это», а с позиции «я взрослый и понимаю, что творится у тебя внутри, и вижу, как сложно тебе справляться с эмоциями»). Это проходят все, и я, учитель, это наблюдаю каждый год. Главное — не акцентировать внимание. Подбадривать, когда такой ученик включается в работу. Помнить только хорошее, а плохому дать шанс стереться! Ольга Шинкарёва, преподаватель обществознания

Шаг 4. Контроль ситуации

Важно, чтобы родители и после разрешения конфликта интересовались успехами школьника, время от времени заглядывали в школу и общались с учителями. Зачастую это помогает избежать конфликтов с педагогами.

Если уладить конфликт не удалось

Большинство конфликтов между учеником и учителем легко уладить конструктивным диалогом. Но если одна из сторон преступает закон, требуется вмешательство руководства школы.

Права учителя и ученика определяются законом «Об образовании в Российской Федерации» и закрепляются в локальных нормативных актах школы и договоре об образовании.

Учитель не имеет права:

«Если учитель использует методы воспитания, связанные с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, то в соответствии со статьёй 336 ТК РФ трудовой договор с таким педагогом может быть расторгнут. При этом применение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения его к другим видам юридической ответственности. Например, если преподаватель испортил вещи ученика, то вы вправе требовать возмещения ущерба. Если же учитель своими действиями причинил ребёнку физические или нравственные страдания — выплаты компенсации морального вреда. Помимо этого учителя можно привлечь и к административной ответственности за побои (ст. 6.1.1. КоАП РФ) или оскорбление (ст. 5.61. КоАП РФ)».

Юлия Сидорова, юрист

Ученики также обязаны соблюдать нормы закона. Поэтому запрет на физическое и психическое насилие, а также нанесение вреда имуществу, в том числе школьному, распространяется и на них.

Если разговор с учителем не привёл к миру, родители могут обратиться к администрации школы. Но важно понимать, что выговор от директора точно не улучшит отношения учителя с учеником. Поэтому данную меру нужно использовать только в критических ситуациях.

Если ничего не помогло, и учитель с учеником отказываются идти на контакт, возможно, придётся сменить школу или форму обучения. На семейном образовании родители могут выбирать преподавателей для ребёнка исходя из его симпатий, и вероятность конфликта между учителем и учеником существенно снижается.

Взаимоотношение, взаимодействие, сотрудничество» размещена в разделах

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

Отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддержать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого учителю необходимо постоянно изучать особенности учеников.

«Знаете ли вы своего ученика?» Странный вопрос. А действительно, всё ли мы знаем о возможностях ребёнка, его индивидуальных и возрастных особенностей, как помочь ребёнку справиться со всем комплексом учебных и внеучебных нагрузок.

Конечно, можно не видеть и не знать всю многозначность проблемы. Опыт показывает, что есть учителя, которые часто самоустраняются от решения названных вопросов.

Что учитель считает главным при обучении в школе? 61 % считает основным успешность, трудолюбие, дисциплинированность. 20 % выделяют способности ребёнка. Учителя не назвали, как цель выпустить здорового, воспитанного ребёнка, индивидуальную личность.

При таком отношении неудивительно, что появилась проблема охраны здоровья ученика, которая сейчас рассматривается на самом высоком уровне. В нашей школе мы тоже стали больше внимания уделять здоровью ребёнка.

Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессиональности. Он говорил, если учитель говорит о детях, их психологии, индивидуальности, а не о программах, о требованиях начальства, то это хороший педагог. Подавляющий интерес к методикам, программам, когда сам ребёнок, его возможности и особенности как бы исключены из сферы внимания и привёл к печальной ситуации в школе.

Именно поэтому воскресла идея педагогики сотрудничества, идея гуманного отношения к ученику на основе учёта его индивидуальности, его особенностей, педагогика доброго, человечного, понимающего учителя и воспитателя, но понимающего и принимающего ребёнка не только сердцем, но и умом, а значит знающего его.

Часто задают вопрос: может ли один педагог, даже очень хорошо знающий и любящий детей, своё дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из 30 – ти учеников? На этот вопрос всегда трудно ответить, потому, что единственный ответ – «должен».

Что же лежит в основе индивидуального подхода к ребёнку? Прежде всего, необходимо знать состояние здоровья ребёнка, психическое здоровье, социальное благополучие и социальную адаптированность, учитывать степень готовности ребёнка к обучению, его темперамент, интеллект, память.

А трудно ли учиться? Опросы, проведённые среди родителей, показывают, что половина считает учёбу, особенно в начальных классах совсем нетрудной, лёгкой. Другая половина считают, что учебная нагрузка очень большая, а самое главное, обязательно сопровождается утомлением и даже переутомлением.

А исторический опыт свидетельствует, что во все времена учёба была трудным делом. Лёгкой учёба не бывает, а вот сделать её радостной мы можем.

Пытаясь облегчить программы, мы неизбежно будем скатываться к поверхностным знаниям. В. А. Сухомлинский говорил: «Я решительно заявляю, что перегрузки в программах средней школы нет. Перегрузки в наших методах преподавания». Повышая эмоциональную составляющую учебного процесса (каждого урока) можно существенно повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Безделье на уроке самый опасный для здоровья детей вид перегрузки.

В связи с этим очень интересен опыт Л. П. Толстого. Знакомство со школой в Ясной Поляне начиналось со свободного выбора книг по интересам, затем, постепенно учитывая склонности детей, корректировался учебный план и содержание школьных предметов. Учебный день соответствовал умственным и физическим возможностям детей. Когда дети были утомленны, занятия сокращались, дети шли домой. Если было видно, что дети увлечены, им интересно занятия иногда проводились до самого вечера.

П. Г. Чернышевский писал о школе Л. Н. Толстого: «Часов в 8 по утру звонят в школе, сзывая учеников деревни. Они идут – и посмотрите на них, вы увидите замечательную черту: с собой никто ничего не несёт ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Ученика не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несёт только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как и вчера».

Да, учёбу можно сделать весёлой, радостной, когда учитываются, в организации учебного процесса, все факторы о которых говорили: возрастные возможности, особенности развития, состояние здоровья, гигиенические требования к режиму учебных занятий и др. Известный советский гигиенист М. С. Тромбах писал: «Задача учителя в том, чтобы сделать трудное – привычным, привычное – лёгким, лёгкое приятным, и тогда учёба будет доставлять радость».

Всё начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. В. А. Сухомлинский считал, что «учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость общения с ними».

Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Даже ученик, который учится на 2 и 3 и тот критически оценивает качества учителя, как педагога и человека. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям учеников отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учащимися. В тех случаях, когда действие педагога в чём – то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. Характер общения педагога обусловлен и предметной подготовленностью. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности.

Я с моими детьми много беседую о спорте (люблю зимние виды спорта, об Олимпийских играх, о войне, о политике, об открытиях, о событиях, происходящих в мире. Им очень интересно и нравится, когда мы на продлёнке проводим рубрику «А знаешь ли ты?». У нас в классе политическая карта мира, к которой мы часто обращаемся. Детям нравится слушать новую информацию, обсуждать интересные факты.

Что помогает учителю снятию барьеров между им и учениками?

1 . Это оперативность начало контакта;

2. Формирование основа демократизации – чувства «мы»;

3. Демонстрации собственной расположенности;

4. Передачи учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния;

5. Организовать цельный контакт с классом;

6. Изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

Как показывают исследования, у педагога со стабильным эмоционально положительным отношением к детям, деловой реакции на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении – школьники раскованы, общительны, доверчивы.

Современный учитель кроме вековых проблем воспитания в наше время сталкивается с последствиями усиливающейся криминализацией общества (взрывы, захваты, похищения, возраставшей волной передач на ТV с показом картин насилия, жестокости, кровопролития, последствий природных катаклизмов. Это вывод многих исследователей социально психологических явлений новейшего времени.

Детям начальной школы был задан вопрос «Чтобы я попросил у золотой рыбки?» 42 % детей попросили материальных ценностей, 21 % – нравственные ценности («чтоб мама не болела», «чтобы родители не ругались», здоровья, дружбы и другое, 15 % – успехов в школе, 4 % – животных, 3 % – просьбы, связанные с понятием «Родина», 3 % – себе здоровья («чтобы не болели зубы»). Всего 2 ученика попросили «книгу». Результаты показывают – насколько тяжело педагогу влиять на современных детей.

Так что же нужно для плодотворного, успешного сотрудничества?

Во – первых, и всегда только во – первых – любовь к детям. Учитель должен любить своих учеников – умных и не очень, богатых и бедных, смелых и робких – всех.

Во – вторых, учитель должен знать и учитывать все возрастные особенности, физическое, психическое состояние ребёнка, социальное благополучие, а так же индивидуальные особенности.

В – третьих, нужно выбрать правильный, свой, индивидуальный стиль педагогического общения.

В – четвёртых, любить свой предмет и быть профессионалом своего дела, чтобы учить не только словом, но и своим личным примером.

В – пятых, быть постоянно в поиске новых форм, подходов в установлении взаимоотношений с учениками. И для этого не должно быть никаких причин.

В – шестых, учитель как никто другой, не имеет право на ошибки. Поэтому мы всегда должны контролировать свои слова и поступки. Наши недостатки, плохое настроение, личные проблемы, домашние заботы не должны сказываться на учениках. А ведь очень часто бывает наоборот. Это избитые фразы, но в них суть нашей профессии.

Формы работы учителя и ученика – это вся школьная жизнь, это уроки, внеурочные и внеклассные мероприятия.

Вот некоторые формы работы, которые нравятся моим ученикам:

2. М ФО – метод фокальных обьектов. Мои дети с удовольствием играют, выбирая свойства предметов, а потом, объясняя где и как можно применить необычные свойства предметов. Очень интересный и продуктивный метод работы.

3. Мнемотаблицы. Я их использую часто на уроках чтения, окружающего мира. Либо дети прочитывают подготовленную мной мнемотаблицу, либо дети сами её составляют. Это может быть коллективная работа, либо самостоятельная. Это реально помогает в запоминании текста, информации, представлении картинок при чтении текста.

4. Игры. Без них никуда. Они вносят разнообразие, дают возможность участвовать и сильным, и слабым детям, повышают интерес к уроку. Вот некоторые любимые детьми: «Объяснялки» (ребенок описывает предмет, начиная с незначительных свойств, постепенно добавляя конкретики, «Найди лишнее слово», «Дорисуй», «Продолжи ряд», «Антивремя» и мн. др.

5. Портфолио. Скажу, что это не очень лёгкая работа для учителя. Требует много предварительной работы, контроля, помощи слабым детям. Но какая радость в глазах, когда папка увеличивается в размерах и ребенок имеет возможность гордиться своими достижениями.

6. Много с детьми сочиняем. И стихи, и буриме, и лимерики. А как интересны «Сказки из мешочка». И ведь все равны, нет двоек и пятёрок. Может проявить себя любой.

7. Экскурсии и поездки очень сплачивают детей. Мы были в драматическом театре, в музей ПГУ, в ботаническом саду, на Мемориале Славы и в городских музеях.

8. Внеурочная деятельность – огоньки к 23 Февраля, 8 Марта, инсценирование сказок, Неделя Науки и мн. др.

Новые формы и методы показывают, что учителя постоянно в поиске нового с в работе с учениками.

Итак, педагогика сотрудничества – это когда между учителем и учеником устанавливается доброжелательное, дружеское

взаимопонимание, вызывающее у ученика положительные эмоции, уверенность, когда неудачи не кажутся непреодолимыми, нет чувства страха, отчуждённости, когда не вырастают запуганные «невротики», ненавидящие школу и учёбу.

А. П. Блонский говорил: «. Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они смогут делать». Да! Тяжело. А кто сказал, что быть учителем легко. Ведь не зря слово «Учитель» пишется с большой буквы.

Проект «Домашний детский журнал»

Участие в Республиканском фестивале «Юность. Творчество. Талант»

Первые самостоятельные работы – закладки для книг.

1. Идёт-приходит к нам весна

И зелень чудная видна

Вот тут подснежник, там тюльпан

Приносят радости всем нам. Ксения В.

2. В школу нашу я хожу

Очень я её люблю.

В класс я быстро захожу,

«С добрым утром» говорю. Денис С.

3. Зима, зимушка-зима,

Снегом всё укутала.

Дороги все запутала. Коля Д.

4. Пришёл новый Новый год.

Мы все ждали целый год.

Летом лагерь посещали,

Осенью с дождём играли.

Наконец, пришла зима,

И подарки принесла. Валерия Ц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *