КАК В ПЕТЕРБУРГЕ ВОСПИТЫВАЮТ НАУКУ БУДУЩЕГО

Две недели ребята первого года обучения знакомились со структурой и научной базой Горного университета.

Аспиранты первого года обучения Санкт-Петербургского горного университета завершили двухнедельный научно-образовательный курс «Базовые компетенции аспиранта». Впервые знакомство со структурой вуза и его научным потенциалом проходило на базе учебного центра в поселке Солнечное. Эта площадка работает десять лет, однако теперь, после реконструкции, её функционал стал значительно шире. Филиал старейшего технического вуза в оснащен спальными корпусами, в которых могут разместиться 114 человек. Здесь создана вся необходимая инфраструктура как для проведения учебно-ознакомительной практики, так и для досуга.

За две недели будущие ученые прослушали курс вводных лекций, посвященных развитию топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов на основе цифровых технологий. Они также познакомились с основами публикационной деятельности, патентования и защиты интеллектуальной собственности.

Площадка в Солнечном позволила ребятам познакомиться лучше, поскольку многие из них приехали в из других стран, регионов или окончили иные петербургские вузы. Например, аспирант является выпускницей Санкт-Петербургского университета путей сообщения, её научные интересы касаются изучения аэрогазодинамических процессов, которые происходят в тоннеле метрополитена в течение всего его жизненного цикла. В один из заключительных дней курса девушка также решилась выдвинуть свою кандидатуру на должность старосты потока 2021 года обучения. Претенденты на пост кратко познакомили коллег со своей предвыборной программой. Лейтмотивом всех презентаций стал аргументированный рассказ о портрете будущего старосты. В основу фабулы заложили такие черты, как ответственность, коммуникабельность, умение выстраивать диалог, как с педагогами, так и с другими аспирантами, и навыки формирования здоровых отношений в коллективе для плодотворной научной деятельности.

В рамках курса ребятам представили флагманские лаборатории и научные центры вуза, занимающиеся проблемами переработки минеральных и техногенных ресурсов, совершенствованием технологий, применяемых в условиях Крайнего Севера, снижением техногенной нагрузки на экосистемы и рядом других.

«Когда я поступал, такого формата как экспресс-курс в Солнечном не было, но уже тогда началась так называемая новая миссия аспирантов, – отметил аспирант третьего года обучения, научный сотрудник центра «Арктика» . – За последние полтора года в университете появилось много новых лабораторий, расширилась инструментальная база, которая позволяет проводить исследования мирового уровня. В рамках курса я рассказал ребятам про свой опыт участия в конференциях и конкурсах, не только российский, но и международных. И, так как я являюсь научным сотрудником Центра «Арктика», то рассказал про его перспективные направления и научную деятельность».

Как отметили аспиранты старших курсов, обучение базовым компетенциям в Солнечном позволило эргономично использовать выделенное для научной работы время.

«По-доброму завидую ребятам, которые две недели провели в Солнечном, потому что курс действительно уникальный. Они смогли за две недели не только познакомиться со структурой вуза, но и стать настоящей командой. У аспирантов прошлых лет на это ушло около года. Думаю, что такие сборы должны стать ежегодными. Будет здорово, если тематические выезды в Солнечное начнут проводить и для аспирантов старших курсов», – отметила аспирант второго года обучении, представитель потока 2020 года обучения и председатель совета аспирантов .

Аспиранты первого года обучения рассказали о своих предстоящих диссертационных работах.

«Я окончил Горный университет по специальности «Электрификация и автоматизация горного производства» и хочу применить полученные знания для решения научных и практических задач, связанных с бурением глубокой скважины доступа к озеру Восток и его вскрытию. Работа будет выполняться в рамках научного направления «Технологий и техники бурения скважин в условиях станции Восток» и посвящена разработке высокочастотного электротермического скважинного комплекса для вскрытия подледникового озера Восток и поддержания скважины в рабочем состоянии. Экспериментальные исследования планируется проводить в лабораториях Научного центра «Арктика» и на станции Восток в . Для адаптации к условиям станции Восток и получения компетенций, необходимых для проведения буровых и научно-исследовательских работ, я, в составе коллектива сотрудников Горного университета, приму участие в сезонных работах Российской антарктической экспедиции с декабря 2021 года по февраль 2022 года».

«Свою диссертационную работу я планирую посвятить разработке критериев энергоэффективности при проектировании и эксплуатации возобновляемых источников энергии. Эта тема была озвучена ректором на первой нашей встречи в «Горный», как одно из приоритетных направлений. Моя работа будет построена на анализе, в том числе показателя Эрроя. Принцип его в том, что он демонстрирует, насколько текущий энергоресурс в будущем будет выгоден в эксплуатации. Показатель говорить об отношении полученной энергии к затраченной для производства новой. Если говорить про добычу нефти, то можно видеть, что мы все время вкладываемся, чтобы добыть еще, а взглянув на этот показатель, можем понять, куда мы движемся, потому что он не статичен, а меняется. Сделав его анализ, мы можем понять, в какую сторону движемся и сколько у нас есть времени, чтобы перейти на новый источник энергии».

«Начиная с моей магистерской диссертации, я работал с перовскитоподобными соединениями. Их основная функция – выступать в качестве катализаторов окисления. Особенность соединений, как многие говорят, в том, что можно до 90 процентов всей периодической системы Менделеева использовать для получения соединений. Можно очень точно определять их химические и физические свойства. Зачем это нужно? Взять, например, двигатели внутреннего сгорания. В результате сгорания топлива происходит образование большого количества выхлопных газов, это монооксид углерода, диоксид углерода, различные азотсодержащие соединения. Чтобы окислить или избавиться от этих газов в основном используют платину или платиноподобные металлы, но никогда еще не применялись на практике перовскитоподобные соединения. Они гораздо дешевле и способны работать при более высоких температурах, их можно более точно настроить на конкретный двигатель. Моя работа заключается в нахождении наиболее эффективных соединений для дизельных двигателей. Это будет полезно для сельскохозяйственных машин, техники для добычи горных пород и многих других спецмашин».

«Я окончила Белорусский национальный технический университет. Первый раз она посетила Горный в 2019 году, когда принимала участие в Международном форуме-конкурсе молодых учёных «Актуальные проблемы недропользования». Выбрала Горный университет, потому что это один из лучших в мире вузов, где ведётся подготовка специалистов для минерально-сырьевого сектора. В этом году, как и в 2019-м, я выступала на форуме «Актуальные проблемы недропользования», где представила доклад на тему снижения техногенной нагрузки на окружающую среду при складировании отходов калийного производства. Он получил высокую оценку со стороны экспертного жюри, и я стала лауреатом секции «Геоэкология и устойчивое развитие». В основу моей диссертации ляжет тема доклада, а объектом исследования станет предприятие . Работа направлена на создание новых технологий, которые будут минимизировать воздействие калийного производства на экологическую обстановку в горнопромышленных районах».

«Я окончила Санкт-Петербургский университет путей сообщения с красным дипломом и выбрала Горный университет, потому что здесь совершенно иной уровень образования и иные инфраструктурные возможности, которые позволяют максимально эффективно заниматься наукой. Большое внимание также уделяется изучению иностранного языка, а лучшие аспиранты получают шанс защитить учёную степень доктора философии в или . Это может быть очень важно для успешной карьеры в будущем».

Отметим, в этом году на первый курс аспирантуры поступили 119 юношей и девушек. Им предложено более 150 направлений, в рамках которых они могут писать кандидатскую.

Недропользования и горные науки

Уровень образования

Сумма баллов за оценку уровня компетентности и подготовленности по выбранному направлению подготовки поступающего, Оценка за профильный экзамен, Оценка за экзамен по иностранному языку, Средний балл диплома о высшем образовании

Бюджетные места

500000

руб. за

год

Краткая характеристика научной специальности

Технология бурения и освоения скважин – область науки и техники, занимающаяся исследованием, разработкой научных основ, совершенствованием теории и практики бурения и освоения скважин различного назначения – параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных. Решение научных и технических проблем данной специальности направлено на разработку технологий и технических средств для повышения качества и снижения стоимости строительства всех видов скважин.

Ведущие научные направления

– Участие в зарубежных стажировках с выступлением на международных конференциях на условиях конкурсного отбора;

– Получение навыков работы с современными программными комплексами по проектированию скважин различного назначения и лабораторным оборудованием;

– Посещение лекций приглашенных профессоров и зарубежных специалистов;

– Возможность двойной защиты с присуждением степени доктора-инженера.

Известные выпускники

Первый заместитель директора – главный инженер бурения и капитального ремонта скважин

Совместное Вьетнамо-Российское Предприятие «Вьетсовпетро»

С 1996 по 2001 годы обучался на кафедре бурения скважин (ранее кафедра технологии и техники бурения скважин). В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Технология бурения и освоения скважин». Работал в различных регионах Красноярского края и Западной Сибири в должностях главного технолога, начальника ПТО, главного инженера Красноярского филиала АО «Сибирская сервисная компания», заместителя генерального директора по бурению нефтегазодобывающего предприятия АО «Конданефть» (АО «Роснефть»).

В настоящее время руководит и организует работы по бурению скважин на шельфе Вьетнама.

Виктор

Главный эксперт отдела экспертизы объектов морской добычи УВ

В 2004 году закончил Санкт-Петербургский государственный горный институт им Г. В. Плеханова (Технический университет). С 2004 по 2008 год – аспирант кафедры бурения скважин. В 2007 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности 25.00.15 Технология бурения и освоения скважин.

С 2009 по 2014 год – мастер по мониторингу бурения скважин, инженер по обработке данных в Geoservices Shlumberger company. С 2014 г. по настоящее время – главный эксперт отдела экспертизы объектов морской добычи УВ Департамента ПАО «Газпром».

Илья

С 2011 по 2014 год – аспирант кафедры бурения скважин  Национального минерально-сырьевого университета «Горный». В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности 25.00.15 «Технология бурения и освоения скважин».

Специалист в области закачивания скважин, вторичного вскрытия ПЗП, работал в ООО «БашНИПИнефть», Измерон, пр.

В 2015 году основал компанию «Перфобур» занимающуюся разработкой и внедрением новой технологии радиального бурения.

Руслан

Начальник Центра Управления Сервисами

С 2003 по 2006 год – аспирант кафедры технологии и техники бурения скважин Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета) им. Г.В. Плеханова. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности 25.00.15 «Технология бурения и освоения скважин».

С 2006 по 2016 год работал на руководящих должностях в компаниях MI SWACO, ООО «НПО БентоТехнологии», ООО «СБК-ТЕХНОСЕРВИС». С 2016 г. по настоящее время – начальник Центра Управления Сервисами ООО «ТаграС-РемСервис».

Темы наиболее значимых проектов

Кафедра бурения скважин открыта в Ленинградском горном институте (ЛГИ) в 1948 г. с целью подготовки горных инженеров по специальности “Техника разведки месторождений полезных ископаемых” для обеспечения геологической службы высококвалифицированными специалистами, способными возглавить создание и практическое освоение новой эффективной буровой и горнопроходческой техники, столь необходимой в послевоенные годы.

С 1967 г. кафедра совместно с Арктическим и Антарктическим НИИ начала работы по бурению и исследованию скважин в Антарктиде. При активном участии сотрудников кафедры 5 февраля 2012 года на глубине 3769,3 м открыто подледниковое озеро Восток. Отбор пробы воды подтвердило лидерство российской науки и дало импульс целому ряду уникальных открытий. В августе 2012 года вышел президентский указ о награждении участников этих событий государственными наградами.

К настоящему времени сотрудниками кафедры выпущено более 20 учебников, учебных пособий и монографий, нашедших широкое применение в учебном процессе, в подготовке кадров высшей квалификации и получивших признание специалистов не только России и СНГ, но и в странах дальнего зарубежья. Активно ведется подготовка кадров высшей квалификации, научной и педагогической смены. Кафедрой подготовлено более 40 кандидатов наук.

В последние годы сотрудниками кафедры активно проводятся инновационные исследования в рамках госзаданий, грантов и хоздоговорных работ в кооперации с ведущими мировыми учеными и производственными компаниями.

Контакты кафедры

Учебный центр № 1

Молодые учёные, поступившие в аспирантуру Санкт-Петербургского горного университета в нынешнем году, начали своё обучение с двухнедельного научно-образовательного курса «Базовые компетенции аспиранта». « Форпост» решил выяснить, в чём состоит его идея и как он повлияет на качество перспективных исследований.

Основная часть курса проходит на базе научно-учебного центра, расположенного в посёлке Солнечное. Эта площадка работает с 2011 года, однако теперь, после реконструкции, её функционал стал значительно шире. Здесь построены спальные корпуса, рассчитанные на комфортное проживание 114 человек, создана вся необходимая инфраструктура как для проведения учебно-ознакомительной практики, так и для досуга. В частности, работает столовая и тренажёрный зал.

В конгресс-холле Международного академического центра «Гармония», больше похожего на конференц-зал пятизвёздочного отеля, для аспирантов проводятся занятия в рамках программы получения дополнительных профессиональных компетенций. В числе тем: развитие топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов на основе цифровых технологий, основы публикационной деятельности, патентование и защита интеллектуальной собственности, организация научных работ по подготовке диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. То есть, по сути, молодых людей знакомят с новой для них средой, мотивируют к активной исследовательской работе, поясняют, какие задачи стоят перед ними, учитывая, что аспирантура – это не очередная ступень их обучения, а начальный этап становления в качестве учёного.

«Главная задача аспирантов – защитить диссертацию, которая представляет собой решение конкретной инженерной задачи, связанной с прогрессом в том или ином научном направлении, – пояснил проректор по деятельности аспирантуры и докторантуры Горного университета . – Для того чтобы её решить им, прежде всего, нужно получить базовый набор компетенций, необходимый для успешной научной работы и стать частью научно-образовательной среды, созданной в университете. Именно эти цели и преследует наш курс. Кроме того, в его рамках ребята должны выбрать одно из 120 направлений, предложенных в качестве темы для кандидатской, и составить индивидуальный график работы над ней».

По мнению самих аспирантов, курс базовых компетенций не только мотивирует их к тому, чтобы заниматься научными изысканиями, но и является мощным импульсом, позволяющим интенсифицировать научную работу. Сегодня это очень важно, ведь у современных молодых людей нет столько времени «на раскачку», как у их ровесников несколько десятилетий назад. Маятник прогресса двигается всё стремительней, а потому и ожидания бизнеса от исследовательской деятельности учёных становятся всё более высокими.

«Интенсивный курс, в котором мы принимаем участие – это отличный опыт. Здесь, на базе в Солнечном, для нас создана максимально комфортная среда. Это обязательно поможет нам сразу же, «без пробуксовки» включиться в работу. Сфера моих научных интересов – технологии добычи нефти на Ярегском нефтяном месторождении. Это единственное место в , где нефть добывают шахтным способом, поскольку она является сверхвязкой. Уверен, что поступление в аспирантуру Горного позволит мне продолжить свои исследования», – поделился планами .

В аспирантуру Горного университета поступают и молодые учёные, получившие диплом о высшем образовании других вузов. Так, аспирант окончила Санкт-Петербургский университет путей сообщения, её научные интересы касаются изучения аэрогазодинамических процессов, которые происходят в тоннеле метрополитена в течение всего его жизненного цикла.

«Я окончила вуз с красным дипломом и выбрала Горный университет, потому что здесь совершенно иной уровень образования и иные инфраструктурные возможности, которые позволяют максимально эффективно заниматься наукой. Большое внимание также уделяется изучению иностранного языка, а лучшие аспиранты получают шанс защитить учёную степень доктора философии в или . Это может быть очень важно для успешной карьеры в будущем»,- отметила Милана.

Среди аспирантов есть и иностранцы. Например, окончила Белорусский национальный технический университет. Первый раз она посетила Горный в 2019 году, когда принимала участие в Международном форуме-конкурсе молодых учёных «Актуальные проблемы недропользования». Эта площадка за 18 лет существования стала карьерным трамплином для многих талантливых студентов.

«Я выбрала Горный университет, потому что это один из лучших в мире вузов, где ведётся подготовка специалистов для минерально-сырьевого сектора. В этом году, как и в 2019-м, я выступала на форуме «Актуальные проблемы недропользования», где представила доклад на тему снижения техногенной нагрузки на окружающую среду при складировании отходов калийного производства. Он получил высокую оценку со стороны экспертного жюри, и я стала лауреатом секции «Геоэкология и устойчивое развитие». В основу моей диссертации ляжет тема доклада, а объектом исследования станет предприятие . Работа направлена на создание новых технологий, которые будут минимизировать воздействие калийного производства на экологическую обстановку в горнопромышленных районах», – говорит .

Интересны аспирантам старейшего технического вуза и филологические метаморфозы, связанные с минерально-сырьевым комплексом. Аспирантка после окончания Санкт-Петербургского государственного университета решила пойти на кафедру «Русского языка и литературы» Горного:

«Горный университет известен тем, что здесь очень серьёзно относятся к развитию научной и материально-технической базы, постоянно её модернизируют. Тема моей диссертации: «Коннотация лексемы «нефть» в публицистическом дискурсе». Коннотация – это дополнительные значения, которые не входят в словарные определения, но всем известны. Например, термин «нефть» имеет коннотацию «товар». Интересно посмотреть, как она изменилась за последние 70-100 лет».

Одна из задач научно-образовательного курса «Базовые компетенции аспиранта» – знакомство молодых учёных, поступивших в Горный из других высших учебных заведений, с инфраструктурными возможностями университета. Поэтому на следующей неделе они отправятся в , где им будут презентованы флагманские лаборатории и научные центры вуза, занимающиеся проблемами переработки минеральных и техногенных ресурсов, совершенствованием технологий, применяемых в условиях Крайнего Севера, снижением техногенной нагрузки на экосистемы и рядом других.

В Горном университете завершился научно-образовательный курс «Базовые компетенции аспиранта» для молодых учёных из-за рубежа первого года обучения. В нём приняло участие 20 человек из Азербайджана, Афганистана, Вьетнама, Ирана, Кубы, Сирии, Сербии и ряда других стран.

В течение недели они знакомились с инфраструктурой вуза, последними тенденциями в топливно-энергетическом комплексе России и мира, требованиями к организации научно-исследовательских работ, особенностями процедуры защиты диссертации.

«Несмотря на непростую санитарно-эпидемиологическую обстановку, Горный университет не потерял своей привлекательности для иностранцев. Однако многие из них из-за ограничений не смогли прилететь в Россию вовремя. Нам даже пришлось перенести курс на более поздние даты, чем изначально планировалось. Тем не менее, двое ребят из Китая и Мьянмы слушали его онлайн. Остальные – в очном режиме», – рассказал проректор по деятельности аспирантуры и докторантуры Марат Рудаков.

Он выразил надежду на то, что вскоре все молодые люди смогут прибыть в город на Неве и начать полноценную работу над своими кандидатскими. Для каждого из них на кафедрах или в научных центрах уже организовано рабочее место. Кроме того, для зарубежных аспирантов, как и для их российских коллег, разработан индивидуальный план работы, они имеют доступ к соответствующему лабораторному оборудованию, а также осведомлены о возможностях получения грантов на свои изыскания.

«Большинство иностранцев учились в России, поэтому довольно хорошо говорят по-русски. Одна из наших задач – освежить эти знания, что и было сделано в рамках курса. Само собой, их интеграция в научно-образовательную среду Горного на этом не заканчивается. Работа будет продолжена по нескольким направлениям. Таким как участие в семинарах, включение в состав интернациональных исследовательских коллективов и так далее», – отметил декан факультета аспирантуры и докторантуры Владимир Васильев.

Научные интересы гостей северной столицы связаны, в основном, с поиском и разработкой месторождений полезных ископаемых. Так, Людмила Канимбуе из Анголы специализируется на общей и региональной геологии, Антон Красников из Киргизии – на строительстве и эксплуатации нефтегазопроводов, баз и хранилищ, а Ли Юньлун из Китая – на автоматизации и управлении технологическими процессами в металлургии. Все они намерены после окончания аспирантуры вернуться на Родину и применить полученные знания для повышения устойчивости своих национальных экономик.

Отметим, что в завершение научно-образовательного курса «Базовые компетенции аспиранта» все его участники получили соответствующие дипломы.

«Главная задача аспирантов – защитить диссертацию, которая представляет собой решение конкретной инженерной задачи, связанной с прогрессом в том или ином научном направлении, – пояснил проректор по деятельности аспирантуры и докторантуры Горного университета Марат Рудаков. – Для того чтобы её решить им, прежде всего, нужно получить базовый набор компетенций, необходимый для успешной научной работы и стать частью научно-образовательной среды, созданной в университете. Именно эти цели и преследует наш курс. Кроме того, в его рамках ребята должны выбрать одно из 120 направлений, предложенных в качестве темы для кандидатской, и составить индивидуальный график работы над ней».

«Интенсивный курс, в котором мы принимаем участие – это отличный опыт. Здесь, на базе в Солнечном, для нас создана максимально комфортная среда. Это обязательно поможет нам сразу же, «без пробуксовки» включиться в работу. Сфера моих научных интересов – технологии добычи нефти на Ярегском нефтяном месторождении. Это единственное место в России, где нефть добывают шахтным способом, поскольку она является сверхвязкой. Уверен, что поступление в аспирантуру Горного позволит мне продолжить свои исследования», – поделился планами Владислав Мяков.

В аспирантуру Горного университета поступают и молодые учёные, получившие диплом о высшем образовании других вузов. Так, аспирант Милана Крюкова окончила Санкт-Петербургский университет путей сообщения, её научные интересы касаются изучения аэрогазодинамических процессов, которые происходят в тоннеле метрополитена в течение всего его жизненного цикла.

Главная из них – защита диссертации и решение в её рамках конкретной инженерной задачи

«Я окончила вуз с красным дипломом и выбрала Горный университет, потому что здесь совершенно иной уровень образования и иные инфраструктурные возможности, которые позволяют максимально эффективно заниматься наукой. Большое внимание также уделяется изучению иностранного языка, а лучшие аспиранты получают шанс защитить учёную степень доктора философии в Австрии или Германии. Это может быть очень важно для успешной карьеры в будущем»,- отметила Милана.

Среди аспирантов есть и иностранцы. Например, Татьяна Астапенко окончила Белорусский национальный технический университет. Первый раз она посетила Горный в 2019 году, когда принимала участие в Международном форуме-конкурсе молодых учёных «Актуальные проблемы недропользования». Эта площадка за 18 лет существования стала карьерным трамплином для многих талантливых студентов.

«Я выбрала Горный университет, потому что это один из лучших в мире вузов, где ведётся подготовка специалистов для минерально-сырьевого сектора. В этом году, как и в 2019-м, я выступала на форуме «Актуальные проблемы недропользования», где представила доклад на тему снижения техногенной нагрузки на окружающую среду при складировании отходов калийного производства. Он получил высокую оценку со стороны экспертного жюри, и я стала лауреатом секции «Геоэкология и устойчивое развитие». В основу моей диссертации ляжет тема доклада, а объектом исследования станет предприятие «Беларуськалий». Работа направлена на создание новых технологий, которые будут минимизировать воздействие калийного производства на экологическую обстановку в горнопромышленных районах», – говорит Татьяна Астапенко.

Интересны аспирантам старейшего технического вуза России и филологические метаморфозы, связанные с минерально-сырьевым комплексом. Аспирантка Вера Черенцова после окончания Санкт-Петербургского государственного университета решила пойти на кафедру «Русского языка и литературы» Горного:

Одна из задач научно-образовательного курса «Базовые компетенции аспиранта» – знакомство молодых учёных, поступивших в Горный из других высших учебных заведений, с инфраструктурными возможностями университета. Поэтому на следующей неделе они отправятся в Санкт-Петербург, где им будут презентованы флагманские лаборатории и научные центры вуза, занимающиеся проблемами переработки минеральных и техногенных ресурсов, совершенствованием технологий, применяемых в условиях Крайнего Севера, снижением техногенной нагрузки на экосистемы и рядом других.

Семинар организован при содействии Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО.

For two weeks first-year students got acquainted with the structure and scientific base of the Mining University.

First-year postgraduate students of St. Petersburg Mining University completed a two-week scientific and educational course called “Basic Competencies of a Postgraduate.” For the first time acquaintance with the structure of the university and its scientific potential was held at the training centre in Solnechnoye village. This site has been in operation for ten years, but now, after the reconstruction, its functionality has become much wider. The branch of the oldest technical school in Russia in the Resort area of St. Petersburg is equipped with dormitories that can house 114 people. All necessary infrastructure both for educational and acquaintance practice and for leisure time is created here.

For two weeks the future scientists have listened to the course of introductory lectures devoted to the development of fuel and energy and mineral complex based on digital technologies. They also learned the basics of publishing, patenting, and intellectual property protection.

The site in Solnechny allowed the guys to get acquainted better since many of them came to the Northern Capital from other countries and regions of Russia or graduated from other St. Petersburg universities. For example, a postgraduate student Milana Kryukova is a graduate of St. В Санкт-Петербургском университете путей сообщения ее научные интересы посвящены изучению аэрогазодинамических процессов, происходящих в тоннеле метрополитена на протяжении всего его жизненного цикла. В один из заключительных дней курса девушка также решила баллотироваться на должность руководителя потока класса 2021 года. Претенденты кратко представили коллегам программу своей кампании. Лейтмотивом всех выступлений стал аргументированный рассказ о портрете будущего старосты. В основу сюжета заложены такие качества, как ответственность, коммуникабельность, умение строить диалог, как с преподавателями, так и с другими аспирантами, а также навыки формирования здоровых взаимоотношений в коллективе для плодотворной научной деятельности.

В рамках курса студенты были ознакомлены с флагманскими лабораториями и научными центрами университета, занимающимися проблемами переработки минеральных и техногенных ресурсов, совершенствованием технологий, используемых на Крайнем Севере, снижением техногенной нагрузки на экосистемы, а также несколько других.

«Когда я поступил, такого формата, как экспресс-курс в Солнечном, не было, но уже тогда началась так называемая новая миссия аспирантов», — рассказал Дмитрий Сидоров, аспирант третьего курса, научный сотрудник Арктика Центр. «За последние полтора года в университете появилось множество новых лабораторий и расширилась инструментальная база, что позволяет проводить исследования мирового уровня. В рамках курса я рассказал ребятам о своем опыте участия в конференциях и конкурсах, причем не только российских, но и международных. И, поскольку я научный сотрудник Центра «Арктика», я рассказал им о его перспективных направлениях и научной деятельности».

Как отметили старшие аспиранты, базовая компетенционная подготовка в Солнечном позволила им эргономично использовать время, отведенное на научно-исследовательскую работу.

«Я по-доброму завидую ребятам, которые провели две недели в Солнечном, потому что курс действительно уникальный. Они смогли за две недели не только познакомиться со структурой университета, но и стать настоящей командой. У аспирантов предыдущих лет на это уходило около года. Я считаю, что такие встречи должны стать ежегодными. Будет здорово, если тематические выезды в Солнечное будут проводиться и для аспирантов старших курсов», — рассказала аспирантка второго курса, представитель направления подготовки 2020 года, председатель Совета аспирантов Елена Трошина.

Студенты первого курса аспирантуры рассказали о своих предстоящих диссертациях.

«Я окончил Горный университет по специальности «Электрификация и автоматизация горного производства» и хочу применить свои знания для решения научных и практических задач, связанных с бурением глубоководной скважины на озеро Восток и ее вскрытием. Работа будет выполнена в рамках научного направления «Технологии и способы бурения скважин в условиях станции Восток» и посвящена разработке высокочастотного электротермического скважинного комплекса для вскрытия подледникового озера Восток и обслуживания скважины в рабочее состояние. Экспериментальные исследования планируется провести в лабораториях Арктического научного центра и на станции Восток в Антарктиде. Для адаптации к условиям станции Восток и получения компетенций, необходимых для буровых и исследовательских работ, я в составе команды Горного университета приму участие в сезонных работах Российской антарктической экспедиции с декабря 2021 года по февраль 2022 года».

«Свою диссертационную работу я планирую посвятить разработке критериев энергоэффективности при проектировании и эксплуатации возобновляемых источников энергии. Ректор Владимир Литвиненко на нашей первой встрече в МФК «Горный» сформулировал эту тему как одно из приоритетных направлений. Моя работа будет основана на анализе, в том числе на индексе Арройо. Его принцип заключается в том, что он демонстрирует, насколько выгодным будет текущий энергетический ресурс в будущем. Показатель говорит о соотношении полученной энергии к энергии, использованной для производства новой энергии. Если говорить о добыче нефти, то мы видим, что мы продолжаем инвестировать, чтобы добывать больше, и, глядя на этот показатель, мы можем понять, куда мы идем, потому что он не статичен, а меняется. Анализируя его, мы можем понять, куда мы идем и сколько времени у нас есть, чтобы перейти на новый источник энергии».

«После защиты магистерской диссертации я работаю с перовскитоподобными соединениями. Их основная функция – действовать как катализаторы окисления. Особенность соединений, как говорят многие, в том, что для получения соединений можно использовать до 90 процентов всей периодической системы Менделеева. Вы можете очень точно определить их химические и физические свойства. Зачем тебе это нужно? Возьмем, к примеру, двигатели внутреннего сгорания. При сгорании топлива образуется много выхлопных газов, угарного газа, углекислого газа, различных соединений азота. Для окисления или избавления от этих газов в основном используют платину или платиноподобные металлы, но перовскитоподобные соединения на практике никогда не применялись. Они гораздо дешевле, способны работать при более высоких температурах и могут более точно настраиваться под конкретный двигатель. Моя работа – найти наиболее эффективные составы для дизельных двигателей. Это будет полезно для сельскохозяйственных машин, горнодобывающей техники и многих других специальных машин».

«Я окончил Белорусский национальный технический университет. Впервые я посетил Горный университет в 2019 году, когда принял участие в Международном форуме-конкурсе молодых ученых «Актуальные вопросы недропользования». Я выбрал Горный университет, потому что это один из лучших университетов мира, где готовят специалистов для минерально-сырьевой отрасли. В этом году, как и в 2019 году, я выступал на форуме «Актуальные проблемы недропользования», где представил доклад о снижении техногенной нагрузки на окружающую среду при хранении отходов калийного производства. Доклад получил высокую оценку экспертного жюри, а мне была присуждена премия в разделе «Геоэкология и устойчивое развитие». Моя диссертация будет основана на теме моего доклада, а объектом исследования будет предприятие «Беларуськалий». Работа направлена ​​на создание новых технологий, которые позволят минимизировать влияние калийного производства на экологическую ситуацию в горнодобывающих районах.

«Я окончил Санкт-Петербургский университет железнодорожного транспорта с отличием и выбрал Горный университет, потому что здесь совершенно другой уровень образования и другие инфраструктурные возможности, которые позволяют мне заниматься наукой максимально эффективно. Большое внимание также уделяется изучению иностранного языка, а лучшие аспиранты получают возможность защитить дипломы в Австрии или Германии. Это может оказаться очень важным для успешной карьеры в будущем.

Отметим, что на первый курс аспирантуры поступило 99 юношей и девушек. Им предлагается 120 направлений, по которым они могут написать диссертации.

Научный компонент

Закономерности формирования заданной структуры биоматериалов

Исследование аспектов биосовместимости материалов

Компьютерное моделирование материалов и медицинских изделий со сложной архитектурой и моделирование их поведений в условиях эксплуатации

Разработка новых медицинских материалов

Разработка процессов биоматериалов с заданными формованными веществами

Структура и свойства биоматериалов, характер их взаимодействия с клетками/тканями организма

Образовательный компонент

Материаловедение полученных материалов

Базовые дисциплины

История и философия науки

Педагогика высшей школы

Партнеры трека и практики

Средняя заработная плата выпускников

Вы будете уметь

Сразу после выпуска Вы сможете работать инженером-исследователем, средним сотрудником, ассистентом, преподавателем. 3 года Вы сможете занять должность ведущего инженера, руководителя производства, руководителя отдела научно-технического развития, руководителя отдела по научным исследованиям и разработкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *