Как вы развиваете свою профессиональную компетентность и компетентность?

Библиографическое описание

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор статьи раскрывает основные составляющие рассматриваемой проблемы, акцентируя внимание на то, что подготовка квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного специалиста-офицера, который на высоком уровне овладел профессией во время обучения и готов к активной деятельности на пути профессионального роста должна быть проведена на надлежащем уровне.

Ключевые слова: профессиональная компетентность военнослужащих, образовательный процесс, военное образование.

Keywords:

professional competence of military personnel, educational process, military education.

Актуальность исследования обусловлена научным поиском педагогических основ повышения качества профессиональной подготовки будущих военных. Анализ современных научных исследований теории и практики развития профессионального мастерства офицерских кадров, системы их подготовки по новым стандартам, в том числе с применением современных информационно-коммуникационных технологий, позволил определить технологию имитационного моделирования для формирования профессиональной компетентности будущих военных специалистов.

Анализ отзывов из войск о прохождении службы молодыми офицерами в течение первого года показывает, что вчерашние выпускники военных вузов часто не обладают достаточным уровнем необходимых военно-профессиональных качеств. Исследователи проблем высшего военного образования приходят к выводу, что конструктивным путем решения этой проблемы является повышение уровня развития профессиональных качеств у курсантов вузов как необходимой предпосылки компетентности и профессиональной подготовленности будущего офицера.

Практическая подготовка военного специалиста — одна из важнейших составляющих педагогической системы, где осуществляется учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование военно-профессиональной компетентности и мастерства будущего офицера. Военно-профессиональное мастерство ученые рассматривают как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности на основе рефлексии. Компетентность военного специалиста — это специфическая интегральная способность, включающая в себя общевойсковые, военно-специальные и педагогические компоненты, обеспечивающие успех военно-образовательной деятельности офицера.

Постоянно возрастающие требования к будущим военным специалистам обуславливают изменение приоритетов в организации образовательного процесса в военных вузах, его направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, обеспечение условий для раскрытия его потенциала и непрерывное формирование профессиональной компетентности. На сегодняшний день в процессе подготовки военнослужащих (в т. офицеров запаса) преимущественно усваиваются знания, но не формируется целостный военно-профессиональный опыт.

Основой указанной готовности являются практические умения использования теоретического материала в реальном опыте человеческого общения, публичных выступлениях, работы в качестве руководителя, система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном кругу ситуаций личностного взаимодействия. Эффективное формирование коммуникативной компетентности будущих военных специалистов будет обеспечивать целенаправленная воспитательная деятельность командиров, педагогов, офицеров-воспитателей, направленная на развитие у курсантов способности к эффективному взаимодействию, конструктивному выходу из конфликтных ситуаций. Указанная деятельность предусматривает, прежде всего, организацию продуктивного взаимодействия между субъектами учебно-воспитательной среды, внедрение тренинговых программ по развитию коммуникативных навыков в процессе выполнения коллективных творческих дел, общественно полезной деятельности.

Как итог, отмечаем, что под военно-профессиональной компетентностью понимаем интегративное качество офицеров, которая представляет собой совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность эффективно решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях военной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

Учитывая это, раскроем особенности компетентностного подхода в образовательной подготовке будущих офицеров на военной кафедре, поскольку он определяет обеспечение подготовленности студентов вузов и граждан к будущей профессиональной деятельности в военных формированиях РФ.

При этом тесно переплетаются социальное и индивидуальное. С одной стороны, в военно-профессиональной компетентности выделяются социально оговоренные требования — система регламентации военной деятельности, военно-профессиональные принципы и нормы, базирующиеся на требованиях закона и морали. Не считая того, это собственные рвения личности военнослужащего, его личные потребности и интересы.

Оценивая уровень сформированности каждого структурного компонента, приходим к выводу, что профессиональная компетентность проявляется в военной деятельности, воплощается в ее результатах.

Модернизация и обновление содержания высшего военного образования предполагает как основное требование времени — подготовку квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного специалиста-офицера, который на высоком уровне овладел профессией во время обучения и готов к активной деятельности на пути профессионального роста.

Таким образом, можно утверждать, что в современных условиях высшее военное образование является важной составляющей высшего образования РФ. Произошедшие в образовательной отрасли изменения требуют от вузов разработки новых концептуальных подходов к реальной, а не формальной оптимизации военно-образовательной сферы с учетом современных реалий. В настоящее время необходимо кардинальное переосмысление места вузов как в образовательной, так и в социальной и культурной среде. Существенным признаком современного состояния реформирования военных формирований РФ является переход к оптимизации их структуры и численности, не только в соответствии с социально-экономическими перспективами развития государства. Как следствие, значительно возросли требования к системе военного образования, которая является неотъемлемой составляющей военной организации государства. Реалии современности требуют от вузов разработки теоретико-методологических основ, способствующих совершенствованию общей профессиональной компетентности в целом и военно-специальной, в частности, еще во время обучения.

  • Боленко Ю. В., Динамика готовности к профессиональной деятельности у курсантов военизированных вузов / Ю. В. Боленко Р. Д. Санжаева //Вестник Бурятского государственного университета. Серия Психология. Социальная работа. 2014. № 5 (2). С. 37–43.
  • Карпова Е. В., К вопросу о методологической основе формирования компетентностей // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научно-практической заочной конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. 266 с. С. 19–23.

Основные термины (генерируются автоматически): военно-профессиональная компетентность, будущий офицер, военная деятельность, время обучения, высшее военное образование, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность военнослужащих, активная деятельность, военное образование, военный специалист.

Необходимость формирования и развития профессиональной компетентности военнослужащих определяется требованиями социального заказа по гарантированной защите Отечества, обеспечению военной безопасности, решению задач реформирования Вооруженных Сил России.

Одним из основных противоречий современного военно-педагогического процесса является несоответствие между требуемым и реальным уровнем подготовки военнослужащих. В ее процессе преимущественно осваиваются знания, но не формируется целостный военно-профессиональный опыт. Таким образом, основными причинами перехода при подготовке военных специалистов к формированию у них военно-профессиональной компетентности следует считать следующие.

Интенсивные изменения современного общества; высокие темпы его социально-экономического развития вызывают непрерывно нарастающий поток социальной и профессиональной информации, что усложняет процесс усвоения профессиональных знаний. Приобретаемые в процессе подготовки военно-профессиональные знания порой устаревают быстрее, чем военнослужащие будут готовы к исполнению функциональных обязанностей.

Задачи модернизации военно-профессионального образования, требующие учета запросов личности военнослужащего и потребностей общества в высокопрофессиональных военных специалистах.

Повышение значимости активности, самостоятельности, готовности военнослужащих к выполнению служебных обязанностей, умения мобилизовать свой личностный потенциал для успешного решения разнообразных задач воинской деятельности. Необходимо готовить военного профессионала, который не будет ждать инструкций, а с первых дней службы в должности станет успешно исполнять ее, проявляя творчество и разумную инициативу.

Решение задач подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям, возможно через формирование у военнослужащих военно-профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения функциональных обязанностей и различных задач военной службы и основанной на приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте, готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Поэтому для эффективного осуществления воинской деятельности становится важным наличие у военнослужащих сформированной военно-профессиональной компетентности как его способности к успешному решению своих профессиональных задач.

Сущность военно-профессиональной компетентности выражается в сформированности у военнослужащих комплекса качеств, отвечающих требованиям воинского труда.

Содержание военно-профессиональной компетентность определяется целями, задачами и характером воинской деятельности, имеющей ряд специфических особенностей: обусловленность ее целей и задач социальным заказом общества и их правовое закрепление в законах, воинских уставах и приказах; многосторонность задач воинской деятельности и их экстремальный характер; направленность результатов воинского труда на укрепление обороноспособности нашей страны и др.

Под военно-профессиональной компетентностьюпонимается интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

Компетентность военнослужащих как военных профессионалов образуется системой ключевых, базовых (общих) и специальных компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности.

В общем понимании военно-профессиональная компетентность – это военно-профессиональная подготовленность и способность отдельного военнослужащего или воинского подразделения к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы.

Здесь тесно переплетаются социальное и индивидуальное. С одной стороны, в военно-профессиональной компетентности выделяются социально обусловленные требования – система регламентации воинской деятельности, военно-профессиональные принципы и нормы, базирующиеся на требованиях закона и морали. С другой стороны, это собственные устремления личности военнослужащего, его личностные потребности, стремления и интересы. От степени осознания и интеграции в личности военнослужащего внешних и внутренних компонентов во многом зависит уровень сформированности его морально-психологических качеств, среди которых – нравственная ответственность, самоотверженность, готовность к самостоятельной деятельности, беспристрастность отношения, творчество и инициатива при реализации должностных функций и др.

Понятие военно-профессиональной компетентности сложное и многоаспектное, поскольку разносторонней является и сама воинская деятельность. В ней выделяются взаимосвязанные, объединенные социальными целями и задачами стороны: учебно-боевая (боевая) профессиональная и служебная деятельность, повседневные отношения, в которых осуществляется развитие конкретного военнослужащего и воинских коллективов и достигаются результаты воинского труда – боеготовность, морально-психологическое состояние воинов, дисциплина и др. Все они отражают процессуальный и результирующий аспекты воинского труда, в котором офицер выступает главным организатором.

Различные виды воинской деятельности имеют общие и отличительные признаки. Ее психологически полная структура включает мотивационно-ориентировочное звено, целостный ансамбль профессиональных действий и аналитический контрольно-оценочный элемент. В общем виде алгоритм этого процесса предполагает уяснение целей и задач военной службы, изучение обстановки и принятие решения; планирование работы по реализации решения и организации его исполнения; анализ результатов и коррекция военно-профессиональной деятельности.

023 с.

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО  ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Киселев Евгений Александрович, СПб ГБПОУ «Реставрационный колледж «Кировский», преподаватель

В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки выпускников, позволяющий эффективно решать профессиональные задачи.

Таким образом, образовательный процесс в учреждениях СПО строится в соответствии со спецификой его содержания и организации. Тем не менее, набор современных педагогических средств является исходным постулатам, который определяет результат образовательного процесса. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процессом, выбор технологий определяется преподавателем и мастером производственного обучения учебного заведения. Преподавание дисциплин профессионального цикла происходит с использованием современных педагогических средств обучения, без которых невозможно преподавание ни одной учебной дисциплины. Использование современных педагогических средств – основа успеха образовательной деятельности студентов.

Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях. Современная практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от преподавателей и  мастеров производственного обучения применения новых методов, приемов и форм работы.

В процессе преподавания специальных дисциплин с помощью использования современных средств обучения формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности студента, развитие мотивации студентов, подготовка обучающихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности. Именно современные педагогические средства являются таким посредником, который позволяет преподавателю создавать учебно-педагогические ситуации на основе различного предметного и междисциплинарного содержания.

Знание приобретает конкретное содержание благодаря профессиональному образованию, несущему информацию о конкретных производственных процессах.

Для того чтобы общеобразовательные  и общепрофессиональные дисциплины приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны  носить профессиональную направленностью. Такое преподавание должно способствовать развитию у обучающихся способностей, необходимых для овладения  профессиональными навыками, профессиональным опытом.

Наше учебное заведение, можно сказать, единственное  из профессиональных образовательных учреждений СПО в городе Санкт-Петербурге, которое ведет подготовку обучающихся по профессии «Резчик», с присвоением квалификации «Резчик по камню» 4 разряда. Резчик по камню – одна из древнейших профессий человека, которая является интересной, но в то же время очень трудоемкой.

Великое множество памятников архитектуры, прикладного и изобразительного искусства старого времени выполнено в камне. Нужен камень и современному человеку, не обойтись без него и в будущем. Область применения камня все расширяется. Однако камень оживает лишь под рукой мастера-резчика по камню.

Практически с первых занятий обучения резьбы по камню можно понять уникальность профессии, а уникальна она тем, что содержит много разных по характеру специальностей: каменотёс, резчик по камню, мозаичник, реставратор каменного зодчества, скульптор и т. Особенности профессии в её переплетении творческого и ремесленного подхода к работе.

В ходе изучения МДК. 01 «Технология резьбы по камню» обучающиеся получают теоретические знания по обработке камня, а также знакомятся с современным оборудованием и различными достижениями индустрии камнеобработки. Прогресс в обработке камня идёт полным ходом. Так на ежегодных выставках МАРМОМАК (Италия) представляются новое оборудование для обработки натурального камня, инструменты и приспособления, химические средства для ухода и обработки камня, новые породы камня с только что открытых месторождений и т. Некоторые современные технологические принципы по безотходному производству (например в 2015 году:  из обрезков камня создаются облицовка, декор интерьера) использует мастер производственного обучения на занятиях по учебной практике.

Чтобы уверенно обрабатывать камень, необходимо кроме практических навыков получить теоретические знания и наоборот. Программа обучения МДК. 01 «Технология резьбы по камню» составлена с учётом получения этих навыков по средствам практических и лабораторных работ по окончании пройденной темы. Особенность этих работ отражена в их сути выполнения «вместо тысячи слов», где путём проб и ошибок постигается каждая операция по обработке камня. От простого к сложному.

Не менее важна взаимосвязь теоретического обучения с учебной практикой. В этом случае мастер производственного обучения совместно с преподавателем технологии резьбы по камню работают с группой синхронно по одной теме. Процесс обучения в такой связке плодотворный т. обучающийся получает поддержку от двух специалистов одновременно.

Мастер производственного обучения по возможности посещает уроки технологии резьбы по камню, с целью прослушивания лекции, комментариев и мнения со стороны, а преподаватель технологии приходит на учебную практику с целью определить наиболее проблемные моменты в конкретных операциях обработки камня, увидеть популярные ошибки учащихся, выявить трудные по исполнению приёмы резьбы по камню, требующие особого внимания. Также мастер п/о посещает лабораторные работы и участвует в них в качестве консультанта.

Один из способов получения отличных результатов по профессиональной подготовке обучающихся – это совместная работа мастера п/о и преподавателя технологии.

Целесообразно использовать разнообразные формы организации обучения, обеспечивающие функции межпредметных связей: работа с опорным конспектом, урок-лекция, проблемный урок.

Работа с опорным конспектом позволяет обучающимся:

– глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельными положениями конспекта, и с помощью преподавателя до конца понять данный материал;

– легче запомнить изучаемый материал;

– используя опорный конспект при ответе, грамотно, точно изложить материал;

– использовать конспект на учебной и производственной практике;

– приводить в систему полученные знания, особенно при осмыслении.

Опорный конспект помогает преподавателю:

– сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах того изучаемого материала, который надо «твердо знать и уметь»;

– быстро, эффективно и экономя время, проверить, как обучающиеся поняли изучаемый материал.

Опорный конспект помогает мастеру п/о:

– быстро  подготовить обучающихся к выполнению практико-ориентированного задания

– закрепить теоретические знания на практике и дать понять обучающимся значимость теории при выполнении практических заданий.

Лекционное занятие предусматривает такие структурные элементы, как самостоятельную работу слушателей со справочной литературой, реферативные сообщения, эвристическую беседу и др.

Составной частью лекции может стать учебная дискуссия как один из методов проблемного обучения. К данному виду работ на уроке теоретического обучения также желательно привлекать мастера п/о, так как это позволит преподавателю и мастеру п/о предложить для дискуссии  две точки зрения, касающиеся той или иной проблемы, слушателям же потребуется выбрать и обосновать свою позицию. Анализ выбранной позиции, правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и закрепить в сознании обучаемых основные теоретические положения с точки зрения практической значимости и выводы.

Исходным материалом для дискуссии могут быть, например, статьи, публикуемые в печати, выражающие различные и противоположные мнения по обсуждаемой проблеме, обзор профессиональных выставок. Дискуссию можно проводить перед изучением нового материала, но также она может являться завершающим звеном в изучении темы.

Практическая направленность обучения отслеживается также при проведении экзаменов по профессиональному модулю. Для успешного проведения такого экзамена большая совместная работа проводится преподавателем и мастером производственного обучения. Мною, как преподавателем МДК совместно с мастером п/о разрабатываются комплекты контрольно-оценочных средств по модулям, куда входят образцы тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации по междисциплинарному курсу и образцы вариантов практико-ориентированных заданий на экзамен квалификационный. Задания составлены таким образом, что охватывают все общие и профессиональные компетенции, прописанные в стандарте к данному профессиональному модулю.

Выделение в курсах специальных дисциплин и междисциплинарных курсов материала, применяющегося на занятиях по учебной практике, насыщение занятий задачами, примерами, проблемными вопросами и ситуациями производственного характера способствует воспитанию у обучающихся ценностного  отношения к своей профессии. Каждый предмет должен сохранять свою самостоятельность; связь должна быть систематической, пронизывающей весь учебно-воспитательный процесс; она призвана содействовать углублению и закреплению ранее полученных знаний обучающихся, развитию их познавательных интересов и активности  мыслительной деятельности, умению комплексно применять знания различных предметов в процессе теоретического обучения и учебной практики.

Практическая направленность обучения позволяет выпускать из колледжа профессиональных рабочих, в полной мере подготовленных к работе на предприятиях города и востребованных на рынке труда.

Формирование профессиональных компетенций руководителя образовательной организации в условиях введения профстандарта

Formation of professional competences of educational organizations in conditions of implementation of professional standards

Калимуллина Светлана Анатольевна

Kalimullina Svetlana Anatolyevna

доцент кафедры образовательного менеджмента

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», г. Москва

Аннотация. В статье рассмотрены основные требования, предъявляемые к руководителям образовательных организаций профессиональным стандартом, а также пути профессионального развития и формирования необходимых компетенций в условиях введения профессионального стандарта.

Abstract. the article describes the main requirements for the heads of educational institutions of professional standard, as well as ways of professional development and formation of necessary competences in the conditions of introduction of the professional standard.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, профессиональное развитие, руководители образовательных организаций Московской области.

Keywords: professional standards, professional competence, professional development, heads of educational institutions of Moscow region.

Модернизация российского образования обусловлена теми вызовами современности, которые стоят перед нашей страной и миром в целом. Изменения в науке, технологиях, которые стремительно входят в нашу жизнь, ставят перед образованием все новые и новые задачи, требующие быстрого и компетентного решения. Современная школа должна быть устремлена в будущее, понимать, что она готовит человека нового мира. Таких масштабных задач школа ещё не решала. К этому добавляется огромный разрыв поколений учителей и учеников. Дети лучше учителя ориентируются в цифровом мире, они окружены небывалым ранее массивом информации. Учитель потерял свою прерогативу быть единственным источником знания. Современные школьники и их родители нацелены в первую очередь на самореализацию, формирование необходимых современному человеку компетенций, которые помогут ему быть конкурентоспособным на рынке труда. Вырастает роль креативности, творческих способностей, умения работать в команде, наличие сформированного критического мышления. Необходимо «посмотреть на мир глазами будущего выпускника», увидеть его потребности, которые мы должны удовлетворить уже сейчас. Современная школа как никогда должна уже сегодня закладывать фундамент будущего. Возникают вопросы: кто же может руководить такой школой, какими компетенциями должен обладать руководитель образовательной организации? Если когда-то считали, что директор школы в первую очередь должен быть хорошим учителем, то теперь все чаще говорят, что директор школы должен быть эффективным менеджером. Кто же такой эффективный менеджер? Это тот, кто управляет процессами и является лидером для подчинённых. Современный руководитель –  это не тот лидер, который подавляет своим авторитетом, заставляет людей поступать так или иначе, а тот, кто является вдохновляющими лидером, то есть способствует вовлеченности своих подчиненных в процесс, приводящий к достижению цели. Руководитель школы должен создать для подготовки будущего выпускника все необходимые условия, организовать образовательный процесс, отвечающий современным требованиям и формирующий все компетенции школьника, которые ему будут необходимы в дальнейшей жизни. На руководителе лежит задача формирования команды педагогических работников, заинтересованных в достижении необходимого результата. Руководитель и сам должен обладать соответствующими компетенциями.

В соответствии с профессиональным стандартом руководитель образовательной организации должен обладать необходимыми профессиональными компетенциями. Профессиональные компетенции обеспечивают способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Выделяют также  специальные профессиональные компетенции, которые необходимые руководителю для решения вопросов, составляющих содержание процессов и функций, за которые он ответственен. То есть руководитель образовательной организации должен хорошо разбираться в особенностях образовательного процесса. Важными на современном этапе являются и финансово-экономические компетенции, они включают в себя системный анализ ситуации, принятие стратегических решений, привлечение внешних и внутренних ресурсов. Руководитель образовательной организации должен иметь и правовые компетенции, благодаря которым, руководитель выстраивает свою профессиональную деятельность в рамках российского законодательства. Важной представляются и компетенции управления, которые отражают способность работать с информацией, управлять информационными потоками, процессами обучения и развития в организации. Компетенции управления знаниями включают в себя такие навыки, как поиск информации, концептуальное, аналитическое мышление, решение проблем, понимание сущности процессов организационного развития, обеспечение процесса приобретения сотрудниками новых знаний и навыков. Как уже упоминалось ранее руководитель должен лидером. Поэтому ему необходимо обладать лидерскими компетенциями. Данные компетенции относятся к сфере руководства и управления людьми. Лидер направляет деятельность подчиненных в нужное русло для решения задач организации. Социальные, или межличностные компетенции относятся к способности строить и поддерживать оптимальные отношения с людьми (общественностью, государственными органами и другими заинтересованными сторонами). Хороший руководитель обладает социальными навыками, умеет мотивировать людей и предотвращает конфликты.

Формирование необходимых для руководителя компетенций в соответствии с профессиональным стандартом может идти разными путями. В первую очередь, руководитель должен провести самоанализ своей деятельности, выявить свои способности и недостатки, построить траекторию своего развития. Важным условием формирования профессионального развития является самообразование руководителя. Однако и в этом случае руководителю не лишней будет помощь преподавателей дополнительного профессионального образования. Преподавателями кафедры образовательного менеджмента государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» были проанализированы запросы руководителей московской области на оказание консультативно-методической помощи. Данные опроса показали, что руководители остро нуждаются в такого рода помощи со стороны специалистов и готовы на тесное сотрудничество. Особенно руководителей волнуют вопросы финансового, правового, методического характера. С целью оказания научно-методической поддержки руководителям образовательных организаций Московской области на кафедре разработан и реализуется инициативный проект «Школа современного руководителя Подмосковья».

В рамках данного проекта был проведен круглый стол «Развитие профессионально-образовательной среды руководителей в условиях введения профессионального стандарта» для административно-педагогических работников образовательных организаций. На круглом столе обсуждались вопросы введения профессионального стандарта руководителя, был разработан совместный план работы кафедры образовательного менеджмента и руководителей образовательных организаций по созданию и развитию профессионально-образовательной среды руководителей в условиях введения профессионального стандарта. План работы предусматривает обучающие семинары, вебинары. Планируется проведение совместных с преподавателями кафедры конференций и круглых столов. В рамках проекта на кафедре действует в дистанционном режиме консультационный центр «Навигатор руководителя», на форуме которого руководители могут задать интересующий их вопрос по своей профессиональной деятельности и получить квалифицированный ответ специалиста. На основе запросов руководителей на кафедре разработаны новые программы курсов повышения квалификации, которые будут способствовать формированию профессиональных компетенций руководителей: правовой, финансовой, методической, по работе с проектами, формированию команд и других. Все большую популярность приобретают курсы дистанционные, а также в форме виртуальных стажировок. В рамках проекта планируется разработать и апробировать модель формирования профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций Московской области.

В статье анализируются сущность и содержание компетентностного подхода при подготовке солдат запаса в образовательных организациях высшего образования как современной педагогической парадигмы, раскрываются базовые компетенции солдат запаса: социальные, общевоенные и военно-специальные, результатом формирования которых должен стать солдат запаса, обладающий высокой военно-профессиональной компетентностью, выступающей как базовое, интегральное качество личности солдата запаса.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, базовые компетенции, компетентность, солдат запаса

This article analyzes the nature and content of the competence-based method in the in reserve soldiers training in educational institutions of higher education as a modern pedagogical paradigms, revealed the basic competences of reserve soldiers: social, basic-military and military-specific, resulting in the formation of which should the reserve soldiers be, which has high professional military competence, serving as a base, the integral quality of the individual soldier.

Key words: competence method, competences, basic competences, competence, reserve soldiers

Актуальное состояние геополитической обстановки, поступление в войска современных образцов вооружения, военной и специальной техники, превышение количества военнослужащих по контракту по сравнению с призывниками, повысили требования к качеству подготовки запаса Вооруженных Сил России.

Одной из возможностей повышения качества подготовки граждан, пребывающих в запасе является подготовка солдат запаса на факультете военного обучения в гражданском вузе. При это понимается, что солдат — состав военнослужащих, имеющих воинские звания «рядовой», «ефрейтор» (для сухопутных войск) и «матрос», «старший матрос» (для сил военно-морского флота).

С 1 сентября 2014 года в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск) приступили к военной подготовке студентов по нескольким военно-учетным специальностям солдат запаса.

Военная подготовка по программе солдат запаса проводится на основании договора об обучении, заключаемого между Минобороны России и студентом гражданского вуза в добровольном порядке. Основная цель такой подготовки — обеспечить накопление в запасе военно-обученных граждан. Вместе с тем молодым людям, получающим высшее образование в образовательных организациях высшего образования, предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ исполнения конституционного долга по защите Родины: по призыву по окончании вуза либо получить военно-профессиональную подготовку непосредственно в вузе.

Изучение гражданами военно-профессиональных дисциплин осуществляется на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения гражданской специальности по образовательной программе, необходимой для получения высшего образования — бакалавриата или специалитета.

При подготовке солдат запаса в гражданском вузе предлагается использовать в качестве базового подхода — компетентностный. Это представляется целесообразным в виду наличия следующих факторов:

 возрастанием требований к военным специалистам в связи с быстрыми темпами внедрения в войска новой военной техники и вооружения;

 необходимостью большей практической направленности в обучении в связи с ограниченным количеством учебного времени, выделяемого на изучение военных дисциплин;

 отсутствием алгоритма конкретного решения задач и проблемных ситуаций в реализации на практике сформированных в процессе подготовки знаний, умений и навыков.

Методологической основой нашего исследования явились работы И. Будик, Д. Иванова, М. Одинцовой, А. Новикова, С. Санниковой.

Исходя из такого понимания концепта «компетенция», мы подходим к разработке в нашем исследовании базовых компетенций солдат запаса.

Разработанные в нашем исследовании базовые компетенции состоят из трех основных компонентов: социальные, общевоенные, военно-специальные.

Компонент «Социальные компетенции» содержит такие направления субъективности личности солдата запаса, как развитие мыслительных способностей; расширение возможностей саморегуляции и самосовершенствования; направленность на достижение успеха в бою; мобильность и находчивость в боевой обстановке.

Компонент «Общевоенные компетенции» направлен на глубокое знание и умелое владение штатным оружием, профессиональное использование средств связи, средств защиты от оружия массового поражения, умение вести разведку, знание и овладение навыками тактики ведения современного боя.

Компонент «Военно-специальные компетенции» включает такие направления подготовки, как прочное усвоение назначения, общего устройства и правил эксплуатации штатной техники; умение готовить штатную технику к боевому применению; твердое знание характерных неисправностей техники и методов их устранения; умелое владение навыками обслуживания и ремонта техники.

Когнитивной базой формирования военно-профессиональной компетентности явилась система социальных, общевоенных и военно-специальных знаний, отбор которых определялся нами на основе требований Минобороны России к уровню подготовки солдат запаса.

Здесь будем иметь в виду, что только определенная часть военно-специальных знаний, умений и навыков охватывается данным содержанием компетенций, которые могут быть сформированы у солдат запаса в вузе в пределах нормативно установленного объема учебного времени.

Главным направлением подготовки солдат запаса в гражданском вузе должно стать повышение содержания изучаемых общевоенных и военно-специальных дисциплин. В данных дисциплинах должны найти отражение новейшие достижения в способах ведения боевых действий и усложнении военной техники. При этом ориентация должна быть не на предметно-дисциплинарную и содержательную сторону, а на конечный результат образования — сформированные компетенции.

Таким образом, проблема подготовки компетентного солдата запаса в гражданских вузах является одной из важных на современном этапе реформирования армии и, соответственно, связана с реформированием системы образования, с внедрением компетентностного подхода в подготовке солдат запаса. Эта современная педагогическая парадигма основной целью военно-профессиональной подготовки выдвигает формирование компетенций и компетентности, предполагающих подготовку солдат запаса как военных специалистов, обладающих не только прочными знаниями, умениями и навыками, но и способными умело применять их в военном деле.

  • Азаров, В. М. Во имя России / В. М. Азаров. — М.: Изд-во АМЛИКС, 2001. — 360 с.
  • Будик, И. Б. Компетентностная модель профессиональной подготовки специалистов в условиях колледжа/И. Б. Будик// Современная мысль, 2007. — № 4. –С. 50 -52.
  • Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании, Проблемы, понятие, инструментарий: учебно-методическое пособие// Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. С. Соколов. — М.: АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
  • Одинцова, М. А. Компетентностный подход как целеполагающий фактор организации обучения в вузе/ М. А. Одинцова //Вестник педагогической инновации. — 2012. — № 2 (30). — С. 24–29.
  • Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования / А. М. Новиков // Педагогика. — 2011. — № 6. — С. 3–14.
  • Санникова, С. В. Компетентностная модель специалиста в системе профессиональной подготовки / С. В. Санникова // Вестник ЮУр. ГУ. — 2012. — № 4. — С. 65–69.
  • Соколова, И. Ю., Кабанов, Г. П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технология обучения /И. Ю. Соколов, Г. П. Кабанов. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 203 с.
  • Долманюк, Л. В. Формирование военно-профессиональной компетенции в процессе обучения в военно-учебных заведениях/ Л. В. Долманюк// Казань: Казанский педагогический журнал. -2010. — № 5–6. — С. 29–35.

Основные термины (генерируются автоматически): подготовка солдат запаса, высшее образование, гражданский вуз, военно-профессиональная компетентность, знание, компетенция, подход, солдат запаса, военная подготовка, военная техника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *