Какие навыки требуются профессионалы

В июле состоялось обновление перечня компетенций Агентства развития навыков и профессий

Перечень компетенций Агентства развития навыков и профессий дополнили «Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава», «Управление персоналом», «Организация корпоративной волонтерской деятельности» и «Сборка трансформаторов». Всего на сегодняшний день список включает 268 профессиональных компетенций, из которых 101 имеет статус «основная», 76 – «презентационная», 74 – «кандидат в презентационную» и 17 – «корпоративная». 41 направление относится к категории Future Skills, а по 112 проводятся соревнования для юниоров.

Компетенция «Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава», разработанная Центральной дирекцией моторвагонного подвижного состава – филиалом ОАО «РЖД», представлена в статусе «кандидат в презентационную». Специалист в этой отрасли занимается организационным и техническими мероприятиями для поддержания подвижного состава в исправном состоянии. Он обладает высокими практическими навыками для профессионального выполнения работы, связанной с техническим обслуживанием и текущим ремонтом моторвагонного и тягового подвижного состава в строгом соответствии с правилами и нормами технической документации и технологического процесса. Для этого слесарь должен иметь широкие познания особенностей устройств, понимать их различия в зависимости от серии локомотивов, электропоездов и рельсовых автобусов, разбираться в строении механической и экипажной части, электрических и тормозных системах, а также уметь находить и устранять неисправности. Соревнования по компетенции планируется проводить в рамках корпоративной и региональной чемпионатных линеек.

Еще одна компетенция ОАО «РЖД» – «Управление персоналом» – включена в перечень в аналогичном статусе и представляет собой систему знаний, связанных с формированием и прямым воздействием на отдельных сотрудников и трудовой коллектив с целью согласования их интересов с начальством. В своей работе HR-специалист применяет инструменты тайм-менеджмента, управления командами, технологии аналитики и планирования. Такой профессионал обладает сильными коммуникативными навыками и высокой точностью в работе с документами. Соревнования по компетенции ожидаются в рамках региональных, корпоративных и вузовских чемпионатов.

Компетенция «Организация корпоративной волонтерской деятельности», разработчиком которой тоже выступает ОАО «РЖД», дополнила список корпоративных направлений. Организатор корпоративной волонтерской деятельности – специалист, осуществляющий планирование волонтерской активности в рамках корпоративной социальной ответственности компании, координацию мероприятий, работу по подготовке и мотивированию волонтеров. Эффективное развитие добровольческой деятельности базируется на неотъемлемых элементах, среди которых набор и формирование волонтерских групп, обучение волонтеров и их активное включение в деятельность, направленную на помощь людям.

Также июльским новшеством списка корпоративных направлений стала компетенция «Сборка трансформаторов» от АО «Производственный комплекс ХК ЭЛЕКТРОЗАВОД». Специалист в указанной области работает с конструкторской и технологической документацией, осуществляет подготовку деталей и узлов и собирает трансформаторы I-II, III-IV, V-VI габаритов. Он должен знать и соблюдать на практике правила безопасного производства работ, уметь применять средства индивидуальной защиты, обладать глубокими знаниями практик, связанных с технологией сборки трансформаторов, и развитыми навыками коммуникации.

Стоит отметить, что в июле 4 компетенции были повышены до статуса «презентационная». Среди них «Сервис на объектах гостеприимства», «Цифровой электропривод», «Специалист по тестированию игрового программного обеспечения» и «Лечебная деятельность (фельдшер)».

Кадровая служба получает следующие возможности при использовании модели компетенций

База знаний для кадровых служб органов государственного управления.

Модель компетенций используется как основа для разработки интервью с кандидатами на должность, инструментов оценки компетенций, чек-листов оценки/самооценки личностных качеств, системы грейдов, при подготовке алгоритмов и автоматизации подбора участников кадрового резерва и др.

Основа для верификации кандидатов.

Портфолио кандидатов (резюме, самооценка, результаты тестирования и др. ) сравнивается с профилем роли. Модель компетенций упрощает и первичный отбор кандидатов, и принятие окончательного решения о назначении.

Формирование индивидуальных траекторий развития компетенций с учетом выявленных пробелов в знаниях, умениях или навыках (при участии руководителей).

На основе этого составляется дифференцированная образовательная программа, сформированная в соответствии с индивидуальными потребностями и зонами роста конкретного сотрудника.

Основа для разработки инструментария объективной независимой оценки персонала (различных форм измерения компетенций (тестов, опросников, кейсов и пр. ), а также алгоритма и методики проведения оценки компетенций).

Формирование индивидуального цифрового профиля как совокупности цифровых записей о сотруднике, которая должна содержать как актуальные, так и исторические сведения о его компетенциях, опыте работы, образовании.

Модель компетенций позволяет определить критерии для структуры цифрового следа — данных о персональной траектории развития в рамках участия в цифровой трансформации и пр. Оценка исторических данных о движении сотрудника по траектории развития компетенций позволяет, например, делать предположения о потенциале дальнейшего развития сотрудника.

Руководители организации получают следующие выгоды применения модели компетенций

Основа для разработки профилей ролей участников цифровой команды.

В частности, на основе профиля роли можно разрабатывать должностные инструкции участников цифровой команды.

Формирование индивидуального паспорта компетенций сотрудников на основе результатов оценки их компетенций.

Модель компетенций полезна для составления рекомендаций по кадровым назначениям, формирования кадрового резерва, она встраивается в систему управления талантами как ориентир для составления персональных траекторий развития, выбора образовательных программ, разработки инструментов оценки и пр.

Ориентир для разработки специализированных образовательных программ (для руководителей образовательных программ).

Содержание образовательных программ разрабатывается на основе требований к компетенциям конкретной роли.

Документы по оценке компетенций руководителей образовательных организаций (кандидатов на должность руководителя)

В соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») развития механизмов управления качеством образования в Удмуртской Республике на 2022 год (приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 28. 2022 № 134) разработано и утверждено Положение о проведении оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций (приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 22. 2022 № 984).

Оценка профессиональных компетенций проводится в целях:

  • содействия повышению эффективности управления образовательными организациями за счет выявления у руководителей образовательных организаций уровня профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональных функций, и определения приоритетных направлений дальнейшего профессионального развития руководителей образовательных организаций;
  • совершенствования механизмов сопровождения профессионального развития руководителей образовательных организаций на республиканском уровне;
  • обеспечения образовательных организаций квалифицированными руководящими кадрами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *