Какие профессиональные способности необходимы для получения диплома бакалавра?

Библиографическое описание

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования по направлению подготовки 44. 04 Профессиональное обучение (по отраслям)профиль Энергетикапредусматривает требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата в виде сформированности определенных компетенций.

Формирование профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения должно строиться, прежде всего, с учетом структуры и логики основных принципов и понятий педагогики, с одной стороны, с другой – знаний и пониманий структуры энергетического производства в целом и отдельных ее дисциплин.

Под профессиональной компетентностью бакалавра профессионального обучения понимается интегрированное качество личности, проявляющееся в способности решать типичные задачи, отражающие связь в области профессионально-педагогической деятельности, техники и технологии энергетического производства, производственной практики с целями, содержанием и методами обучения.

В понятие профессиональной компетенции, относящейся к предметной области, как педагога профессионального обучения, так и бакалавра в области энергетики, включают теоретические знания общей профессиональной педагогики, а также профессиональные знания в области энергетики.

Профессиональные компетенции, формируемые при обучении можно разделить на три категории:

 специальные когнитивные компетенции, связанные с решением интеллектуальных задач;

 специальные практические компетенции, связанные с работой в производственных лабораториях;

 специальные компетенции, связаны с будущей профессиональной деятельностью бакалавров.

Сущность профессиональных компетенций бакалавра по направлению подготовки 44. 04 Профессиональное обучение (по отраслям)профиль «Энергетика» включает в себя:

 готовность использовать в профессиональной деятельности знаний в вопросах технологической проработки, проектирования и конструирования, монтажа, испытаний, наладки, сервиса и ремонта электрооборудования, автоматизированных электроприводов и систем промышленной автоматики;

 умение проводить анализ определения путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов, использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии, формировать профессиональные компетенции рабочего соответствующего квалификационного уровня;

 способность грамотно организовывать учебно-производственный процесс через производительный труд обучающихся, анализировать и организовывать хозяйственно-экономическую деятельность в учебно-производственных мастерских и на предприятиях;

 умение применять знания о содержании, проведении и организации образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов), об эксплуатации и техническом обслуживании учебно-технологического оборудования;

 способность принятия оптимальных многокритериальных решений об использовании учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих (специалистов).

Профессиональные умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Суть активных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимися таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способом деятельности.

В формировании профессиональной компетенции бакалавра играют значение такие методы обучения, как имитация профессиональной деятельности на лабораторно-практических занятиях, анализ производственных ситуаций, занятия на тренажерах. Использование названных методов в учебном процессе делает обучение активным, деятельностным, контекстным (включенным в профессиональную деятельность).

Анализ производственных ситуаций и задач.

Такой анализ должен выполняться на лабораторных и практических занятиях, на итоговых занятиях, на которых проводятся рубежные контрольные, при защите лабораторных и курсовых проектов, на факультативных занятиях, в ходе проведения учебной, производственной, производственно-технологической и дипломной практик, при решении комплексных производственно-технологических задач. Выполняются задания по анализу производственных ситуаций группами по четыре-шесть человек, а затем обсуждаются намеченные выводы всей группой.

Типовые производственные задачи создаются на основе анализа профессиональных функций специалистов. Так, например, для бакалавра такими типовыми задачами являются, например, разработки технологии ремонта типовых трансформаторных подстанций, техническое задание на проектирование схем электроснабжения и др. Этим типовым задачам должны соответствовать ситуационные учебно-производственные задачи.

Имитация производственной деятельности будущих бакалавров осуществляется на лабораторно-практических занятиях. Методика организации и проведения занятий в учреждениях среднего профессионального образования является достаточно разработанной и эффективной. Тем не менее, в условиях изменяющихся требований к подготовке и профессиональным компетенциям специалистов необходимо учитывать изменения в производстве, технике, технологиях, в том числе педагогических. Так, на лабораторно-практических занятиях по дисциплинам «Теоретические основы электротехники», «Теплотехника», «Электрические машины», «Теоретическая и прикладная механика» мы предлагаем применять на этапе подготовки и допуска к лабораторной работе анализ производственных ситуаций , задания на разработку технологии ремонта детали, узла; на этапе выполнения работы – занятия на тренажерах, использование комплексных инструкционных и технологических карт с применением фото и видео материалов, на этапе проверки и отчета по лабораторно-практическому занятию – различные деловые игры.

Для определения необходимости формируемых профессиональных компетенций и подбора учебных курсов по группам видов деятельности было проведено исследование, которое позволило сформировать уточнённый перечень дисциплин по выбору для эффективной и качественной подготовки студентов по направлению 44. 04 Профессиональное обучение (по отраслям)профиль «Энергетика».

Такая группировка позволила сформировать группы дисциплин учебного плана в соответствии с профессиональными компетенциями рабочего места. Для каждой дисциплины подсчитано количество формируемых профессиональных компетенций и составлен рейтинг важности дисциплин по видам профессиональной деятельности.

Какие профессиональные способности необходимы для получения диплома бакалавра?

Рис. 1 – Процедура проведения экспертного опроса

Проведенный анализ учебного плана позволил составить рейтинг дисциплин с позиции количества формируемых профессиональных компетенций.

  • Столбова, И.Д. Адаптивное управление качеством предметной подготовки в техническом вузе на основе компетентностного подхода: дисс. док. тех. наук / И.Д. Столбова. Пермь, 2012. – 399 с.
  • Столбова, И.Д. Прагматизм как лейтмотив отношений. Формирование компетентностной модели выпускника с учетом требований регионального рынка труда (на основе исследовательских материалов Пермского государственного технического университета) // Аккредитация в образовании. 2015. – №27. С. 58-61.
  • Гузеева, Г.Н. Особенности профессиональной компетентности будущих менеджеров// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, Выпуск№ 4 / – 2014г.
  • Перминова, О.М., Васюткина, И.Н. Траектории формирования профессиональных компетенций по направлению подготовки «Техносферная безопасность»// Математические модели и информационные технологии в организации производства: период. науч.-практ. Журнал. № 2. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2014. – C.129-132

Основные термины (генерируются автоматически): Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, профессиональная компетенция бакалавра, профессиональное образование, учебный план, экспертный опрос, энергетическое производство.

Комплексное изучение страны и способность применять знания о ее основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристиках является одним из условий формирования профессиональных компетенций выпускника языковой специальности. В предлагаемой работе автор на основе результатов тестовых заданий на определение уровня знаний студентов о стране изучаемого языка анализирует показатели развития профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательный стандарт, компетенция, профессиональные компетенции, бакалавр, специалист.

В последние годы система высшего профессионального образования Российской Федерации активно переходит на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО). Их осваивают студенты, поступившие в высшие учебные заведения Российской Федерации в 2010 году и позже, в то время как остальные обучаются согласно государственным образовательным стандартам второго поколения. Последние были излишне ориентированы на освоение предметных знаний, умений и навыков, что не в достаточной степени позволяло выпускникам осваивать профессиональную деятельность.

Так, одним из условий формирования профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности бакалавра по направлению «Востоковедение и африканистика», обучающегося по ФГОС ВПО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 года), является способность применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны. Для формирования данной способности в учебный план бакалавров в профессиональный блок включены такие учебные дисциплины как «Экономика изучаемой страны», «География изучаемой страны», «Этнология изучаемой страны, «Государственный строй изучаемой страны», «Социально-политическая системы изучаемой страны».

В свою очередь, профессиональная деятельность выпускника-бакалавра направления «Востоковедение, африканистика», обучающегося по государственному стандарту второго поколения (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 марта 2000 года), направлена на комплексное изучение соответствующей страны: населения, истории, этнографии, духовных традиций и ценностных ориентаций. Для чего в учебный план данного направления в цикл дисциплины направления включены такие учебные дисциплины как «География изучаемой страны», «Социально-политическая система и экономика изучаемой страны», «Культура и этнография изучаемой страны».

В тестировании приняли участие две группы студентов. Первую группу (12 человек) составили студенты, обучающиеся по направлению «Востоковедение, африканистика» (японский язык). Во вторую группу (13 человек) вошли студенты, обучающиеся по специальности «Иностранный язык: японский». Выбор данных групп был обусловлен следующей причиной. У первой группы, согласно учебному плану подготовки, для формирования способности осуществлять краткосрочное прогнозирование развития восточных сообществ на основе научного анализа тенденций социального, экономического и политического развития страны, читались специальные учебные дисциплины («География изучаемой страны», «Социально-политическая система и экономика изучаемой страны», «Культура и этнография изучаемой страны»). У второй группы, согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования специальности 033200 «Иностранный язык», утвержденного 31 января 2005 года заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А. Свинаренко, применение знаний основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны не являлось обязательным требованием к результатам освоения основных образовательных программ. По этой причине учебным планом специальности указанные выше специальные учебные дисциплины не предусматривались.

Анализ результатов тестирования показал, что студенты обеих групп лучше всего усвоили информацию о географии изучаемой страны («Востоковедение и африканистика»: 60 % правильных ответов; «Иностранный язык»: 64 % правильных ответов); хуже всего усвоена информация об экономике изучаемой страны («Востоковедение и африканистика»: 35 % правильных ответов; «Иностранный язык»: 31 % правильных ответов).

В целом, можно сделать вывод о том, что уровень развития профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности находится у 56 % на среднем уровне, у 44 % на низком уровне («востоковеды»: 42 % — низкий уровень, 58 % — средний уровень; «специалисты»: 46 % — низкий уровень, 57 % — средний уровень). Полученные данные говорят о том, что не все студенты владеют достаточной информацией об основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристиках изучаемой страны. Также, на основе полученных данных, можно утверждать, что большинство студентов находятся на низком уровне владения профессиональными компетенциями, и знания об экономике, географии, демографии и социально-политическом устройстве Японии являются не достаточными.

На основе результатов исследования можно констатировать, что показатель развития профессиональных компетенций у большинства студентов находится на среднем и низком уровнях. К сожалению, участники эксперимента — студенты института экономики и востоковедения, обучающиеся по направлению «Востоковедение и африканистика» (японский язык) и специальности «Иностранный язык: японский», — не знают основные географические, демографические, экономические и социально-политические характеристики страны изучаемого языка. Не обладают достаточными умениями и навыками осуществления краткосрочного прогнозирования развития восточных сообществ на основе научного анализа тенденций социального, экономического и политического развития изучаемой страны независимо от наличия специальной подготовки в процессе обучения.

Следовательно, существующая практика обучения студентов языковых вузов по государственным образовательным стандартам второго поколения не приносит желаемых результатов и не способствует формированию профессиональных компетенций, необходимых для современного квалифицированного и компетентного специалиста в своей области.

Кроме того, для лучшей корректировки учебной работы по изучаемым дисциплинам, необходимо регулярное тестирование. Система специальных тестов как один из способов диагностики профессиональных компетенций позволит быстро внести коррективы в содержание учебных программ и методики обучения, а также поможет преподавателям оперативно определить «профессионально отстающих» студентов, которые показывают низкий уровень знаний и допускают многочисленные ошибки в тестах.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033200 Иностранный язык. — М. , 2005.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 522600 Востоковедение, африканистика. — М. , 2000.

Коряковцева О. Актуальные вопросы перехода российской высшей школы на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения / Коряковцева О. , Плуженская Л. , Тарханова И. , Федорова П. // Учебно-методическое пособие. ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. Ушинского», 2010. Режим доступа:

Середенко, П. Психолого-педагогическое исследование: методология и методы / П. Середенко. — Юж. -Сах. , 2010. 146–150.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика. — М. , 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): Иностранный язык, компетенция, группа студентов, Российская Федерация, учебно-образовательная деятельность, высшее профессиональное образование, Социально-политическая система, уровень развития, японский язык, Востоковедение.

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый этап сформированности профессиональной компетентности имеет свои характеристики и критерии, представленные показатели отражают отношение будущего бакалавра данного направления к профессионализации.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, профессионализм, процесс формирования профессиональной компетентности, компетенции, уровни сформированности.

В современной России полным ходом идет модернизация системы образования и интеграция в Европейское образовательное пространство. Компетентностный подход, как часть процесса модернизации, выступает одним из источников нововведений — он предлагает ориентацию на будущее и направлен на развитие у человека способности эффективно действовать в различных проблемных ситуациях, а также успешность в личной и профессиональной деятельности.

Объектом исследования нашей статьи, в соответствии с тематикой, является процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа». На данный момент теоретические основы процесса формирования профессиональной компетентности бакалавров данного направления недостаточно разработаны — существует необходимость более тщательного изучения процесса профессиональной подготовки, необходимо выделить и охарактеризовать уровни сформированности профессиональной компетентности на основе критериев формируемых компетенций.

Справедливо считать, что судить о профессионализме социального работника можно исходя из того, насколько он компетентен в осуществлении задач своей профессиональной деятельности, т. в данном случае профессионализм определяется понятием профессиональная компетентность, нормами которой в условиях вуза являются: федеральный государственный образовательный стандарт, должностная характеристика и профессиограмма социального работника. Следовательно, успех, достижения или провалы в профессиональной деятельности социального работника в значительной мере зависят от уровня сформированности профессиональной компетентности.

Совершенствование технологий формирования профессиональной компетентности занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития высшей школы.

На наш взгляд, в процессе формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа» можно выделить следующие этапы:

1)                начальный, относится к первому году обучения в вузе. На этом этапе закладывается фундамент профессии «социальный работник» — формируется профессиональная направленность, происходит простое восприятие и усвоение норм профессии. Этот этап соответствует исходному уровню сформированности профессиональной компетентности; критериями которого являются: межпредметность знаний, умений и навыков, но в тоже время ограниченность области применения; знание и понимание этнокультурной среды клиента; готовность к профессиональной деятельности в полиэтнической среде. Основные характеристикиэтого периода:ответственное отношение студента к освоению выбранной профессии, развитию личностных качеств; готовность к профессиональной деятельности; участие в социальных мероприятиях;

2)                базовый, охватывающий период второго и третьего года обучения. Учебно-профессиональная деятельность направлена на развитие инициативности, самостоятельности и творчества студента. Этап соответствует инициативному уровню сформированности профессиональной компетентности; критерии — знания, умения и навыки характеризуются большей сложностью, возможно применение их на практике; применение накопленных ранее знаний, умений, полученного опыта для решения различного рода профессиональных задач; поиск новых методов решения проблем; умение адаптировать профессиональные действия к культурной среде клиента. Характеристики: осознание личной и общественной значимости профессии (принятие норм профессии); закрепление стереотипов профессиональной деятельности; формирование социального опыта; формирование профессионально-жизненных планов; организация социальных мероприятий;

3)                завершающий, соответствует последнему году обучения. Уровень сформированности профессиональной компетентности — профессионально-творческий. Критериями выступают: межпредметность знаний, умений и навыков, которые обусловлены развитием профессионально-творческих способностей: творческое мышление, гибкость, возможность осуществлять анализ и синтез, способность комбинировать, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск решения задач; наличие организаторских и управленческих способностей. Характеристики: раскрытие творческого потенциала; рост профессионального самосознания; творческое отношение к профессионально-личностному развитию; социально-преобразовательная направленность личности; разработка и реализация социальных проектов; стажировка по избранной профессии; проведение научных исследований; проектирование социальной среды.

Таким образом, задачей профессиональной подготовки бакалавров по направлению «социальная работа» является достижение студентом профессионально-творческого уровня сформированности профессиональной компетентности. Уровни, представленные выше, обусловлены совокупностью показателей, которые отражают отношение будущего бакалавра к профессионализации.

Каждому этапу, выделенному в процессе профессиональной подготовки, соответствует свой нормативный (стандартный) уровень сформированности профессиональной компетентности, где профессиональные компетенции имеют свои определенные характеристики.

Оценка уровня сформированности профессиональной компетентности должна производиться с применением технологий педагогического мониторинга посредством квалиметрии компетенций; целесообразно использовать различные диагностические средства: анкеты, опросники, диагностические тесты. Следовательно, появляется возможность анализировать, контролировать и корректировать процесс формирования профессиональной компетентности, в результате чего повышается эффективность и улучшается качество подготовки бакалавров по направлению «социальная работа».

Итак, развитие личности студента в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности — это и есть процесс формирования профессиональной компетентности, что является ядром профессионального становления бакалавра по направлению «социальная работа».

Данный процесс ориентирован на личность студента и целью его является ориентация на активную, преобразующую и профессионально-творческую деятельность бакалавра данного направления, согласующуюся с этическими принципами профессии и общечеловеческими ценностями.

Результаты данного исследования могут быть использованы при проектировании системы непрерывного педагогического мониторинга формирования профессиональной компетентности бакалавров аналогичных и смежных направлений подготовки.

Лебедев, О. Компетентностный подход в образовании / О. Лебедев //Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3–12;

Радугин, А. Социокультурный вектор модернизации российского высшего образования: ценностные основы и методология реализации / А. Радугин // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. — 2008. — № 6. — С. 45–55;

Русинов, Ф. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: учебное пособие / Ф. Русинов, Л. Никулин, Л. Фаткин; ред. Русинов. — М. : ИНФРА-М, 1996. — 350 c

Фирсов, М. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Фирсов, Е. Студенова. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 432 с

Болдина, М. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы / М. Болдина // Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: межвуз. науч. труд. Екатеринбург, 2012 г. — Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. -пед. ун-т», 2012. — С. 60–63;

Валеева, Н. Компетентностный подход к образованию специалистов социальной работы / Н. Валеева, Г. Хасанова // Вестник КГТУ. — 2008. — № 5. — 2008. — С. 5–11.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, социальный работник, профессиональная деятельность, процесс формирования, профессиональная компетентность бакалавров, профессиональная подготовка, направление, социальная работа, умение, уровень.

Глущенко Л. 1

Глущенко Н. 1

Лаптева Н. 1

Петрова А. 1

Ларичева К. 11 ФГБОУ ВП «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»В статье рассматриваются особенности системы, обеспечивающей приобретение студентами прочных профессиональных компетенций, на примере подготовки в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого бакалавров направления «Технология производства сельскохозяйственной продукции». Обоснованы необходимые приобретаемые качества личности, которые студент должен продемонстрировать при защите выпускной квалификационной работы. Показано, что система базируется на принципах междисциплинарной интеграции и разбита на три этапа, которые студенты осваивают, начиная со второго курса. Проведённая авторами работа показала важную роль ранней и систематизированной междисциплинарной интеграции при подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями. Актуальность статьи связана с большим интересом, проявляемым в вузах при решении задач развития и углубления профессиональных компетенций у бакалавров. сформированность профессиональных компетенций1. Гура В. Проблема педагогического измерения профессиональной готовности будущих социальных педагогов // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11 – С. 176–178. Иванов В. Современное состояние и перспективы совершенствования подготовки бакалавров по специальности «Агрономия» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10 – С. 22–23. Камалеева А. Научно-методическая система формирования основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / ГОУВПО «Московский педагогический государственный университет». – М. , 2012. – 546 с. Камалеева А. Совершенствование системы оценивания результатов обучения в высшей школе // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11 – С. 338–342. Овчинников А. Проблемы высшего профессионального образования в условиях современной России // Мат. межд-ой науч. -метод. конф. , 12–14 марта 2014 года. Волгоград. – Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2014. – С. Шаталoва, Н. Кoнcтруктивнoе oбучение: Теoрия и практика. Мoнoграфия. – Барнаул: БГПУ, 2007. – 300 c. Шаталова Н. Проблемы развития навыков самообучения студентов на основе конструктивного подхода // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12 – С. 209–210.

Под компетентностью понимают сформированное качество или совокупность качеств личности студента (знаний, умений и навыков, ценностно-смысловых ориентаций, способностей, опыта), которые обеспечивают и усиливают его готовность успешно выполнять различные функции, связанные с профессиональной деятельностью. В свою очередь, профессиональная компетентность – это сформированная совокупность качеств личности студента, которые в дальнейшем обеспечат его готовность успешно выполнять функции, связанные с будущей профессиональной деятельностью.

Таким образом, выпускник вуза при защите выпускной квалификационной работы должен, демонстрируя владение профессиональными компетенциями, показать и приобретённые качества личности, такие как:

Способность применять знания из различных дисциплин в профессиональной деятельности;

Уверенность в своих возможностях решать задачи профессиональной деятельности, комплексно применяя знания из различных дисциплин;

Готовность к самообучению при изучении дисциплин;

Опыт практического применения междисциплинарных задач в будущей профессиональной деятельности.

При подготовке академических бакалавров по направлению «Технология сельскохозяйственного производства» и специализации «Разработка новых продуктов» на кафедре «Технология переработки сельскохозяйственной продукции» (ТПСП) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ) разработана система приобретения студентами прочных профессиональных компетенций. Система представляет собой выполнение студентами, начиная со второго курса, комплексной междисциплинарной работы, которая заканчивается выпускной квалификационной работой, представляемой для защиты в государственную экзаменационную комиссию.

При разработке системы учитывалось, что основными требованиями при подготовке студентов к профессиональной деятельности являются:

– умение комплексного применения знаний,

– переноса идей и методов из одной науки в другую,

– установление согласованности учебных программ и учебного материала.

Таким образом, разработанная в НовГУ система приобретения студентами прочных профессиональных компетенций при разработке новых продуктов состоит из трёх основных этапов:

– первый этап (2 курс) – выбор темы, обоснование её актуальности, цели и задач;

– второй этап (3 курс) – разработка программы проведения работы, выполнение предварительных исследований (возможно изготовление нового продукта), обоснование методик исследований, подготовка сообщений (публикаций) по результатам работы, выбор конкретного предприятия для внедрения результатов работы;

– третий этап (4 курс) – отработка заданных показателей качества нового продукта, разработка нормативной документации на продукт, согласование с базовым предприятием объёмов производства разработанного продукта, решение вопросов по организации производства разработанного продукта на базовом предприятии (подбор технологического оборудования, размещение его на участке и т. ) и обоснование эффективности этих работ, подготовка материалов для участия в конференциях, публикации в открытой печати.

При выполнении работ используются разнообразные организационные формы для формирования профессиональной компетентности студентов: практические занятия, на которых решаются междисциплинарные задачи, междисциплинарные лабораторные работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, междисциплинарные семинары, диспуты, конференции. Большое значение при выполнении таких заданий имеет самостоятельная работа студентов, которая играет главную роль в приобретении знаний и развитии профессиональных компетенций. Стоит отметить, что изделие, которое студенты изготавливают от начала и до конца собственными руками придает им стимул, и они стремятся сделать его как можно лучше, используя все свои знания и умения, тем самым, развивают свое мышление, проявляют творческую активность, развивают и углубляют профессиональные компетенции.

Целью системы является выполнение студентами всех этапов работы по разработке нового продукта для условий конкретного предприятия, что завершает формирование необходимых профессиональных компетенций бакалавра направления «Технология сельскохозяйственного производства» по специализации «Разработка новых продуктов». Благодаря выполнению заданий всех трёх этапов студент развивает и углубляет профессиональные компетенции, создаёт базу для написания и подготовки к защите выпускной квалификационной работы. А при защите выпускной квалификационной работы студент готов продемонстрировать, как отменное владение профессиональными компетенциями, так и приобретённые качества личности. А так как студенту при выполнении каждого задания требовалось самостоятельно решать многочисленные междисциплинарные задачи, то это, несомненно, значительно повысило уровень овладения профессиональными компетенциями.

Анализ приведённых сведений даёт основание утверждать, что выполнение студентами такой междисциплинарной комплексной работы в рамках системы приобретения студентами прочных профессиональных компетенций, положительно сказывается на общей профессиональной подготовке специалиста. Это подтверждается высокой оценкой уровня подготовки на кафедре ТПСП НовГУ специалистов этого направления целым рядом работодателей Великого Новгорода и Новгородской области. Причём этот уровень повышается из года в год. Всегда при оценивании качества подготовки выпускников, на первый план должны выходить именно потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях.

Библиографическая ссылка

Какие профессиональные способности необходимы для получения диплома бакалавра?

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *