Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней). Инновационная деятельность педагога. Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Аттестация педагогов, повышение квалификацииРазвитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами. Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба. Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы. Методический совет школы – коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)Основные пути развития профессиональнойАктивное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер – классов. Владение современными образовательными технологиями. Овладение информационно – коммуникативными технологиями. Участие в конкурсах, исследовательских работах. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимопосещение уроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока. Поэтому в школе создан банк анализа посещенных уроков. обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного оборудования,принятие идеологии ГОС общего образования,овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ГОС. Качество образовательного процесса зависит от профессионализма, творческого подхода к своей деятельности. Задачами управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов являются:анализ полученной информации;регулирование управления развития профессиональной компетентности учителя. С введением ФГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическими объединениями, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях, во внеклассной работе. В создании системы методической работы важную роль играет диагностика. Следующий важный момент в методической работе – организация методической учебы, цель которой – информационное и методическое сопровождение. Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Этому в полной мере способствует стабильность педагогического коллектива, высокий уровень квалификации кадров, эффективная управленческая поддержка инновационных процессов в школе, достаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов школы по вопросам инновационной деятельности. Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи:
– создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов;
– обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации. Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет более широкую структуру.
Савельева Татьяна Петровна
Мастер производственного обучения
«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Рассмотрим с вами такие понятия как «компетенция» и «профессиональная компетентность».
Компетенция – это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Таким образом, компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Предлагаю вам тест для самооценки, определяющий уровень профессиональной компетентности педагога. (см. Приложение 1).
Если ваш уровень по результатам теста ниже Высокого (меньше 26 баллов) предлагаю пути его повышения.
Пути повышения профессиональной компетенции педагогов.
Развитие педагогических компетенций идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических объединений, б) курсы повышения квалификации и т.
Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога: а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться! В этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия преподавателя и мастера производственного обучения. Самообразование – процесс сознательной познавательной деятельности, который ведёт к повышению ответственности за результаты своего труда.
Самообразование педагога. Примерный план по саморазвитию.
Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого педагога строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование педагога зависит от его умения самосовершенствоваться. Каким бы высоким не был уровень или мастерство педагога, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока педагог стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. Любое развитие грамотного человека должно происходить не спонтанно, а целенаправленно и планомерно. Для этого предлагаю вам примерный план по саморазвитию. План по саморазвитию может составляться педагогом на различные периоды, например на один год, или на 5 лет, от аттестации до следующей аттестации. Структура плана может быть изменена, например можно добавить колонку, где педагог ставит отметки о выполнении определенного пункта. При выполнении такого плана необходимо подвести итог и конечно поставить следующие цели и задачи для саморазвития.
Итак, рассмотрим план саморазвития. (см. Приложение 2).
Внедрение Федерального образовательного стандарта образования требует от педагогов постоянного развития, соответствующего перспективным тенденциям, социальной и творческой активности. В рамках данных перспективных тенденций образование ориентируется на свободные и ответственные отношения между педагогом и обучающимся, педагогом и другим педагогом. А это значит, что интересы личности являются приоритетом, а главная задача образования – реализация возможностей для развития личности.
Главной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие педагога. Так как, с одной стороны, педагог – бесспорно личность, а с другой – педагог – носитель информации, знаний и традиций и в практической деятельности – педагогическая деятельность тесно связана и с процессом социализации и с духовно-нравственным аспектом воспитания. Это означает, что для того чтобы развить нравственно ценностные качества в личности обучающегося – справедливость, гуманность, доброту, благодарность, целеустремлённость, необходимо эти же качества развить и в педагоге. Развитие личности педагога возможно лишь в саморазвитии, а значит, и в профессиональном становлении. Итак, можно сделать вывод – профессионализм педагога тесно связан с саморазвитием.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН.; Российский фонд культуры; – 3-е изд., стереотипное испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.
- Турчинов, А.И.. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 272 с.
- Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.
- Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). — Москва: Издательский дом «Буки-Веди», 2017. — vi, 100 с.
Критерии и показатели оценки компетентности педагогов
№ п/пКритерии компетентностиПоказателиЧастоИногдаНикогда1Применение ИКТ в образовательном процессе2102Использование различных информационных ресурсов (интернет сайты)2103Использование дистанционных технологий обучения учащихся2104Использование разных форм обучения (в том числе дистанционной, электронной, сетевой) для самообразования педагога2105Выступления на семинарах, круглых столах, проведение мастер-классов, проведение занятий, открытых уроков2106Повышение квалификации2107Организация проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности и/или участие в ней2108Публикации различного уровня2109Участие в профессиональных конкурсах21010Учет личностных особенностей, потребностей и интересов участников образовательного процесса. 21011Организация обучающихся для достижения социально-значимых результатов (грамоты, благодарности)21012Учет эмоционального состояние партнеров по общению в процессе межличностного взаимодействия21013Наличие достижений педагога (грамоты, дипломы, благодарности и т. )21014Наличие навыков взаимодействия с коллегами, способность управлять своим поведением, контролировать свои эмоции21015Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся210
Для оценки критериев и показателей компетентности педагогов предлагаю вам методику, которая включает в себя критерии компетентности. В методике оценки критериев и показателей профессиональной компетентности педагогов рассматриваются такие критерии, как ИКТ-компетентность, методическая компетентность, коммуникативная компетентность, всего 15 критериев компетентности.
По результатам теста определите свой уровень педагогических компетенций:
• Уровень I. (15-20 баллов) Базовый. Он предполагает умение решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ), умеет привести примеры из реального педагогического опыта.
• Уровень II. (21-25 баллов) Повышенный. Он означает умение решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в измененной ситуации, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики.
• Уровень III. (26-30 баллов) Высокий. Преподаватель умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в ситуации неопределенности условий задачи, умеет привести соответствующие примеры из реальной жизни.
с 20__ г. по 20__ г.
Формирование профессиональных компетенций учителя
в условиях введения и реализации ФГОС
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя.
Педагог является одним из важнейших источников передачи социального опыта и знаний. Выполнять данную миссию он может только в том случае, если сам способен воспринимать новые идеи, осуществлять самоанализ и рефлексию своей деятельности. Следовательно, развитие учителя есть необходимое условие успешности ученика.
ФГОС регламентирует достижение каждым учеником образовательных результатов трех уровней: личностных, предметных и метапредметных, причем, в приоритете личностные и метапредметные результаты. Обучать предметным знаниям педагоги умеют, а вот управлять личностным развитием школьника – не всегда. Это под силу учителю компетентному, обладающему целым рядом профессиональных компетенций.
До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность», они либо отождествляются, либо дифференцируются, и мы в данном случае не будем дискуссировать о различии и сходстве данных понятий, признавая правомерность различных точек зрения. Компетенции – рассматриваем как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности. Компетентность – владение человеком соответствующими компетенциями.
Независимо от специфики профессии современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность – владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда;
- личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.
Существует несколько наиболее распространенных классификаций профессионально-педагогической компетенции педагога.
Наиболее распространенной является классификация К. Ангеловски, выделяющая структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения.
Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:
Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.
Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др. ); активизации личности школьника, развитие его деятельности; и др.
Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.
Таким образом, в соответствии с ФГОГ, профессионально-педагогическая компетентность учителя не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить уроки или внеклассные мероприятия. Особенность профессионально-педагогической компетентности как готовности учителя к педагогической деятельности заключается в том, что она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в образовательном процессе школы. Компетентность – это не просто обладание знаниями, это скорее, потенциальная готовность учителя разрешать проблемы различного уровня сложности со знанием дела. Таким образом, компетентность включает в себя не только содержательную, но и процессуальную составляющую.
Анализ литературы, посвященной проблеме профессионально-педагогической компетентности (компетенции), показывает, что большинство исследователей выделяют:
1) базовые компетенции, формируемые на основе знаний, умений, способностей, проявляющиеся в определенных видах деятельности;
2) ключевые компетенции, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности (использование информации, проявление социально-правового поведения, владение навыками коммуникации, проявление гражданских качеств);
3) специальные компетенции, отражающие специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности, в последней находят проявление базовые и ключевые компетенции.
Безусловно, все три вида компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно в процессе педагогической деятельности учителя, формируют индивидуальный профессиональный стиль его педагогической деятельности.
В качестве основных компонентов каждого из трех видов профессионально-педагогических компетенций чаще всего выделяются следующие: когнитивный, проектировочно-конструктивный, организационный, информационно-технологический, дидактический, исследовательский, коммуникативный.
Когнитивный компонент связан с познанием и составляет основу профессионально-педагогической компетентности. Овладение знаниями помогает эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. Быть компетентным, по словам П. Вейла, – значит «знать, когда и как действовать».
Проектировочно-конструктивный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения, обеспечивает осознанный переход педагога от абстрактно-модельного представления о траектории движения к результату и от самого результата к описанию конкретных действий (шагов) для достижения результатов.
Прогнозирование ориентировано на четко представленный в сознании педагога – субъекта управления – конечный результат. Основой для целеполагания и поиска возможных путей решения конкретной педагогической задачи выступает анализ педагогической ситуации. Педагогическое прогнозирование, осуществляемое на научно-методологической основе, опирается на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.
Организационный компонент обеспечивает построение педагогом собственной деятельности, а также повышение активности учащихся, включение в различные виды совместной деятельности, превращающей их из объекта в субъект воспитания; способствует соединению всех нитей и направлений процесса обучения в общее коммуникативное (смысловое) пространство.
Информационно-технологический компонент включает информационную грамотность педагога. Владение адекватными способами воздействия на учащихся внешних «потоков» информации позволяет педагогу делать информационные технологии основой для построения процесса обучения как общего информационно-коммуникативного пространства.
Дидактический компонент обусловлен обучающей деятельностью педагога, которая включает:
1) владение содержанием и дидактической его организацией;
2) умение организовать свою деятельность в процессе обучения;
3) способность развернуть учебно-познавательную деятельность учащихся;
4) умение активизировать и мотивировать личность учащегося в процессе обучения;
5) умение организовать структурно-композиционное построение учебного занятия.
Коммуникативный компонент связан с особенностями коммуникативной деятельности педагога, спецификой его взаимодействия с учащимися, родителями, учителями. Отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности, эмоциональное благополучие школьников в процессе обучения.
Исследовательский компонент предполагает: владение педагогом основами исследовательской культуры (определенной системой ценностных ориентиров, знаний, умений, навыков, традиционных и инновационных подходов), способность развивать личностные и профессиональные качества, необходимые для успешного исследовательского поиска. Педагог – исследователь: осознает характер поисковой деятельности как творческой, продуктивной, нацеленной не просто на привлечение информации, а на ее создание и постижение смысла, на поиск эффективных решений.
Мы рассмотрели наиболее распространенные классификации педагогических компетенций учителя. Несмотря на неоднозначность представленных классификаций в современных условиях профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Стиль профессионально компетентного учителя – совместное творчество с учениками. Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей и развивающей среды. Он уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.
Документом, обобщающим перечень профессиональных компетенции учителя в современных условиях, является Профстандарт педагога: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», разработанный Минтруда России.
Основная цель профессиональной деятельности педагога – оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам. Поэтому в Профстандарт педагога включены следующие виды обобщенных трудовых функций:
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП.
В структуре обобщенной трудовой функции, связанной с проектированием и реализацией образовательного процесса, в ОО выделяют следующие трудовые функции:
Содержание каждой трудовой функции представлено в тексте Профстандарта педагога как единство следующих составляющих: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики.
После введения Профстандарта в действие, он будет применяться работодателями в управлении персоналом образовательной организации, при обучении и аттестации педагогов, заключении с ними трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
При переходе к ФГОС нового поколения неизбежны трудности, связанные с профессиональными компетенциями учителя.
Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:
– планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
– синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
– изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
– недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
– слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
– неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности).
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
– сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
– сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя).
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
– психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др
– дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
– организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
– профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.
Специфика педагогической деятельности не позволяет тиражировать компетентность, то есть ее невозможно «передать». Педагогическая компетентность является продуктом образования и самообразования, развития и саморазвития, совершенствования и самосовершенствования учителя.
Профессиональный рост учителя осуществляется двумя путями:
– посредством самообразования;
– за счет осознанного, обязательно добровольного участия в методической работе на уровне школы и города.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах.
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
- Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.
- Трансляция собственного педагогического опыта.
- Использование ИКТ и др.
Этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Каждый из нас должен осознавать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Поэтому основным направлением работы школы нужно считать развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.
Сигоенко Е. АМетодист ГПОАУ АТК
Августовская педагогическая конференция «Актуальные направления развития ГПОАУ «Амурский технический колледж».
«Развитие профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования»
Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
На современном этапе модернизация образования также предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности.
Впервые понятия «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ» стали использоваться в США в сфере бизнеса 70-х годах прошлого века. Это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника (позднее качества стали называть компетенциями). Изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, связанным с конкретной профессиональной деятельностью, т. противопоставлялись понятию «квалификации», компетенции рассматривались как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешную реализацию.
В российской педагогической науке и практике понятиями «компетентность» и «компетенция» стали оперировать лишь в конце 90-х гг. XX в. Исходя из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. » был предусмотрен переход на компетентностный подход в образовании. Главным результатом образование являются уровни компетентностей как предметных, так и широких ключевых.
Компетенция – круг вопросов в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав. Компетенция – это требования.
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем – либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Компетенция – это требования
Компетентность – это проявление этих требований.
В настоящее время проблематика компетенций попала в образование и заняла в нём ведущее место.
Профессиональный стандарт педагога – вступает в силу с 1 января 2017 года. С профессиональным стандартом мы неоднократно знакомились на методических советах и методических объединениях.
Документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.
Основная задумка это:
– инструмент регулирующий стратегию образования в меняющемся мире;
– инструмент повышения качества образования;
– основа для формирования трудового договора, фиксирующий отношения между работником и работодателем;
– объективный измеритель квалификации педагога.
Мир постоянно меняется. Меняются дети, ценности, технологии, сведения и знания. Содержание учебников быстро устаревает. Мир стал не просто миром, а эпохой мощного потока информации. Педагог обязан самостоятельно, не дожидаясь указаний сверху, меняться адекватно ситуации. Новые стандарты призваны не ограничить педагога определёнными табу, а наоборот — расширить его степень свободы, повысить инициативу.
Из опыта работы
Реализация компетентностного подхода в колледже осуществляется через состояние учебных программ и учебных пособий, обновления их содержания с учетом достижения науки и специфики колледжа, компетенции преподавателей и внедрение в педагогический процесс новых технологий.
Задача педагога – обучение через всю жизнь.
К механизмам развития профессиональной компетентности педагога в нашем учебном заведении были выбраны следующие формы:
Так в 2015-2016 учебном году ИРО г. Благовещенска организовали выездные курсы по переподготовки педагогических работников не имеющих педагогического образования. От колледжа прошли обучение 3 человека и работники автошколы РОСТО. Хотелось бы отметить проблему прохождения курсов из- за недобора групп.
Тема по самообразованию педагог выбирается самостоятельно, может быть согласована с единой методической темой, выступая на методических заседаниях и педагогических советах
Мероприятия направленные на формирование профессиональной компетенции педагогов проводятся в колледжа в двух направлениях:
Ежегодно в план работы колледжа включены тематические семинары направленные на формирование профессиональных компетенций педагогов:
– 2016 г. – Совершенствование профессионального роста и методической компетенции педагога;
– 2015 г. – Внеаудиторная самостоятельная работа студентов;
– 2014 г. – Компетентностный подход как условие повышения качества профессионального образования. Мониторниг сформированности общих и профессиональных компетенций студентов;
– 2013 г. – Порядок проведения промежуточной аттестации в условиях реализации ФГОС. Создание комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю. Функции и задачи МК в условиях ФГОС.
В колледже действует Школа молодого педагога, а также временные творческие и проблемные группы.
Организация и проведение колледжем мероприятий для других образовательных организаций области:
Ежегодно с 2012 по 2014 г. – проведение на базе колледжа областным методическим объединением по профессии «Продавец, контролёр-кассир» конференций, семинаров, конкурсов, направленных на формирование профессиональных компетенций педагогов области реализующих ППКРС по профессии «Продавец, контролёр-кассир».
– 2013-2016 г. – Открытые уроки по запросу ГОАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования» в рамках курсов профессиональной переподготовки.
Использование инновационных технологий в образовательном процессе
В образовательном процессе используются следующие инновационные технологии: поисковые, исследовательские, проектные технологии; учебно-игровые технологии; формирование портфолио студентов.
Проведение мониторинга по использованию педагогических технологий при проведении занятий, какие наиболее востребованы, а какие западают, провести анализ, оказать помощь.
Обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций
(Создание сайтов, размещение методических разработок)
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию (1 раз в пять лет)
Аттестация как стимул повышения профессиональной компетентности педагога.
Учебно-воспитательный процесс в ГПОАУ АТК осуществляют 98 руководящих и педагогических работника:
За успешное обучение и воспитание обучающихся 10 педагогических работника имеют почётное звание «Отличник профессионально-технического образования».
Среднее профессиональное образование имеют 29 педагогов (30).
По итогам аттестации 35 (36%) педагогических работников имеют определенную квалификационную категорию:
Высшую – 12 чел. (12%)
Первую – 23 чел. (24%)
Соответствуют занимаемой должности – 39 чел. (40%)
24 педагога (24%) не имеют квалификационной категории по разным причинам: работают по предмету менее двух лет, находятся в декретном отпуске.
Одним из механизмов повышения профессиональных компетенций для педагогов колледжа является стажировки на предприятиях города.
ППКРС 7. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 – 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы, например: анализ образовательной, производственной и финансовой деятельности; изучение системы ведения отчетности; изучение новых педагогических технологий, технологий производства продукции и др.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества профессионального образования в целом.
«Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». Франсуа де Ларошфуко