Какова квалификация учителя для внедрения ФГОС дошкольного образования?

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

  • Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
  • Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
  • Требования к образованию воспитателя по профстандарту
  • Трудовые функции воспитателя по профстандарту
  • Компетенции воспитателя по профстандарту
  • Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», – так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Алла Французова
Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС до

Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, т. введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка – дошкольника. Поэтому в современном обществе предъявляются серьезные требования к воспитателю, к уровню его профессиональной компетентности.

Для определения содержания профессиональной компетентности воспитателя ДОУ, проведем анализ понятий, выделенных исследователями. Профессиональная компетентность – это :

круг вопросов, в которых кто – нибудь хорошо осведомлен, полностью отвечающий требованиям данного производства, данной области деятельности (С. Ожегов);

способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетенции задачи (Д. Савельев);

сумма знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом и необходимых для его успешной деятельности (А. Акимов);

интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально – нравственную позицию личности (А. Гонеев, А. Пашков);

формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования (Б. Гершунский).

Таким образом, можно констатировать, что профессиональная компетентность – это сумма полученных знаний, накопленного опыта и сформированных навыков, позволяющих человеку (педагогу) быстро решать поставленные задачи в профессиональной области.

Для уточнения содержания профессиональной компетентности воспитателя проанализируем документ «Профессиональный стандарт педагога», в котором перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на в дошкольном образовательном учреждении. Согласно этому проекту современный педагог дошкольного образования должен:

знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве, особенности становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте;

уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;

владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;

реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др. ) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями;

участвовать в создании психологически безопасной, современной и комфортной образовательной, развивающей среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации;

владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Перечисленные знания и умения педагога позволяют сделать вывод, что профессиональная компетентность воспитателя это – способность эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, основанная на научном образовании и эмоционально – ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

Мы можем предположить, что повышению профессиональной компетентности воспитателя в условиях ФГОС ДО может способствовать методическая работа, в которую погружается каждый педагог. Одной из форм такой работы является педагогический совет, на котором обсуждаются вопросы образовательной работы с детьми, внедрение в работу коллектива новых современных технологий, достижений в науке и педагогической практике. Одна из эффективных форм общения педагогов конференция – позволяет поставить всех воспитателей в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Самой эффективной формой методической работы остаются семинары, семинары – практикумы и мастер –классы на которых совершенствуются умения педагогов, происходит обмен накопленным педагогическим опытом.

Погружение педагогов в методическую работу, постоянный поиск эффективных и современных технологий, поможет обеспечить повышение профессиональной компетентности воспитателя, так как закрепляет самостоятельно полученные в практической или аналитической работе знания, сформирует необходимые для профессиональной деятельности знания и умения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Манильская средняя школа»

Доклад на тему:

Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС.

Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера.

Современный мир динамичен, изменчив. Меняется всё: научные знания, технологии и технические системы, применяемые не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. Сегодня, в XXI веке, в эпоху глобализации образования, знание становится ключевым ресурсом, а школа в этих условиях – одним из важных источников знаний. Наряду с этим, в школе формируется личность будущего полноценного, конкурентоспособного гражданина государства.

Основная цель современного образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире, и именно изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. его профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность педагога – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы.

Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности, и неотъемлемой частью деятельности педагога становится самообразование и самосовершенствование. Дистервег писал об учителе: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Профессиональное развитие учителя новой формации в значительной степени зависит от мотивации к непрерывному педагогическому образованию и от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Это и система стимулирования сотрудников, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы мотивации позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является специально организованная в школе система методической работы в форме методического объединения учителей, задачей которого, является помощь учителям в анализе своего профессионального мастерства. МО помогает вселить в учителя уверенность в свои силы. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Залогом профессионального успеха также служат полученные знания на курсах повышения квалификации. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его педагогическое мастерство.

Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование – плановый процесс, который строится на основе анализа деятельности. Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога, является распространение собственного педагогического опыта, изучение опыта коллег. Активное участие в различных конференциях, семинарах, вебинарах дают педагогу возможность не только распространять свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвовать в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для объединения возможностей.

Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио -это отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценка педагога и анализ собственного педагогического опыта, осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – это процесс, стимулирующий творчество учителя, хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Таким образом, вышеперечисленная работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

Какова квалификация учителя для внедрения ФГОС дошкольного образования?

Какова квалификация учителя для внедрения ФГОС дошкольного образования?

Победители конкурсаРегламент конкурсаНаграды

Какова квалификация учителя для внедрения ФГОС дошкольного образования?

Учебный центр «Урок» совместно с ведущими специалистами и экспертами организует и проводит обучающие мероприятия: вебинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации, коллективные консультации по широкому кругу тем образовательной проблематики. Разработчики курсов, лекторы и приглашенные консультанты – ведущие отраслевые специалисты-эксперты с обширным профессиональным опытом. Вебинары Учебного центра «Урок» прошли более 1000 педагогов. ПРИЗЫ ДЛЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙНа нашем сайте в открытом доступе выложена большая библиотека вебинаров Учебного центра «Урок» для учителей-предметников, учителей начальных классов, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, преподавателей СПО, методистов, классных руководителей, тьюторов. Победители смогут получить бесплатно электронный сертификат об участии в одном из вебинарах Учебного центра «Урок». ВЕБИНАРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВЧто ещё выбрать в качестве приза? Листайте каталог вебинаров Учебного центра «Урок». Условие получения призаВ течение 24 часов со дня завершения проекта, координатор конкурсов отправит победителям сообщение с промо-кодом, предоставляющим 100 % скидку на оплату Сертификата в любом из вебинаров Учебного центра «Урок». Внимание! Срок действия промо-кода ограничен.

Какова квалификация учителя для внедрения ФГОС дошкольного образования?

Участники конкурса, занявшие призовые места, получают Диплом победителя в электронном виде и +200 баллов к личному рейтингу.

Какова квалификация учителя для внедрения ФГОС дошкольного образования?

Все члены жюри, которые приняли участие в оценивании конкурсных работ, получают электронный Диплом члена жюри и +100 баллов к личному рейтингу.

Какова квалификация учителя для внедрения ФГОС дошкольного образования?

Все участники конкурса, чьи работы будут приняты к участию, но не займут призовые места, получат электронный Сертификат участника и +15 баллов к личному рейтингу. Состав жюри

Лопатина Елена Александровна6336Психолог, Классный руководитель, Учитель, ПреподавательТехнология, Изобразительное искусство, Надомное обучение, Классный час, Иностранный язык, Английский язык

Классный руководитель, Руководитель методического объединения, Учитель русского языка и литературы, Координатор, ТьюторРусский язык и литература

Первухина Мария Николаевна3798Учитель русского языка и литературы, Учитель английского языкаРусский язык и литература, Английский языкСтать членом жюри
Правила отбора в команду судействаДисквалифицированные участники и члены жюриНе принимал участия в оцениванииНе принимал участия в оцениванииНе принимал участия в оцениванииРабота не соответствует регламенту конкурсаРабота не соответствует регламенту конкурсаРабота не соответствует регламенту конкурсаНе отправил конкурсную работу

Не отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работуНе отправил конкурсную работу

Учитель начальных классовДругой предметСеверная Осетия-Алания респ. Не отправил конкурсную работуКонкурсные работы и участникиВсего 10 участников

Воспитатель, Педагог-психолог, Учитель начальных классовВсе предметы

Храменкина Светлана
Профессиональная компетентность педагога в контексте ФГОС дошкольного образования

В последнее время в системе образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на общедоступное и бесплатное образование на каждом его уровне. Кроме того, за последние годы произошли большие изменения и в системе дошкольного образования. Дошкольные учреждения вступили в период глубоких качественных изменений. С вступлением в силу ФЗ от 29. 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования, что, несомненно, является фундаментом всей образовательной системы. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Премьер Министр Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил, что «. Современный стандарт дошкольного образования не должен повторять школьный стандарт. В первую очередь он должен быть нацелен на развитие коммуникативных навыков у детей». Вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поставил перед педагогами новые задачи. Это: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей. Целью дошкольного образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование предпосылок универсальной учебной деятельности. Современный дошкольник должен научиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, быть коммуникативным. Давно затянувшийся период реформирования дошкольного образования, необходимость развития педагогического потенциала и широкий спектр направлений совершенствования образовательной практики дошкольных учреждений требуют ускоренного совершенствования образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования до уровня, соответствующего современному стандарту.

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов в комментариях к ФГОС ДО подчеркнул, что в современном детском саду ребёнка ценят, а не оценивают и дошкольные учреждения должны создавать такие условия, при которых дети полноценно развиваются, им интересно, и в итоге полноценно проживают период дошкольного детства и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу.

Поэтому образовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость таких изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС ДО, который предусматривает урегулирование профессиональных взаимоотношений в сфере дошкольного образования

На первоначальном этапе введения ФГОС ДО существуют определённые затруднения педагогических кадров, связанные с устаревшим традиционным подходом педагогов к профессиональной деятельности и руководителей ДОУ к оценке деятельности педагога. Современный стандарт требует отказа от сложившейся за многие годы устойчивой методики проведения занятий и накопленных методических разработок.

Все выше указанные существенные изменения в системе дошкольного образования повышают требования к личностному и профессиональному развитию педагога.

Проблема введения Федерального государственного образовательного стандарта не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится всё более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.

Необходимо привести качество педагогической деятельности воспитателя в соответствие с высокими стандартами качества образования, способствовать повышению квалификации педагогов и создать такой климат, который рассматривал бы образование как один из основных ресурсов страны.

Становление новой системы дошкольного образования требуют радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать и организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. В условиях реформирования образования кардинально меняется и статус педагога, и его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящее время отмечается, что востребован педагог творческий, креативный, компетентный, способный к формированию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника

Сегодня каждому педагогу необходимо серьёзно работать над повышением своей компетентности, которая позволит ему организовать свою деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде Достижения нового качества дошкольного образования возможно только при этом условии. Успешность профессиональной деятельности педагога зависит от уровня его компетентности, характеристика которой дана в Профессиональном стандарте педагога. Профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего, дать новый импульс профессиональному развитию. Постоянная готовность педагога, т. е его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют профессиональную компетентность педагога, а, следовательно, являются основополагающим фактором качества его профессиональной деятельности.

Современному педагогу должны быть присущи личностные и профессиональные качества, отражающие структуру его профессиональной деятельности. Особое значение приобретает формирование у него умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, и всего педагогического коллектива. Профессиональное развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентноспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ. Таким образом, современному дошкольному образованию необходим педагог, способный организовать «зону ближайшего развития» воспитанников, учитывать в общении с ребёнком особенности детского развития, обладающий профессиональной критичностью, владеющий компетенциями в отношении обоснования программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей.

Профессиональная деятельность в контексте ФГОС ДО определяет параметры современного педагога-дошкольника, к достижениям которых необходимо стремиться:

• мотивационная осознанная готовность к инновационным преобразованиям

• понимание современных приоритетов дошкольного образования

• стремление к личностному и профессиональному развитию

• активизация рефлексии собственной профессиональной деятельности;

• самореализация педагогов в профессиональной деятельности

Успешность профессиональной деятельности на современном этапе зависит, прежде всего, от внутреннего самосознания и потенциала самого педагога.

Нам выпала честь участвовать в реальном преобразовании системы дошкольного образования, ориентированного на саморазвитие и успешную самоактуализацию будущего поколения. А, как известно, будущее начинается сегодня с каждого из нас. Только любящий педагог, истинный воспитатель способен мужественно и целеустремлённо идти к вершинам профессионального мастерства. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую и созидательную личность.

Ирина Устюгова
Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО

С вступлением в силу ФЗ от 29. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, а с другой – повышение требований к дошкольному образованию.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Нормативно-правовая база выдвигает ряд требований к профессиональной компетенции педагога ДОО : умение проектировать и корректировать образовательный процесс исходя из особенностей и интересов воспитанников; умение разрабатывать современные психолого-педагогические технологии, основанные на законах развития личности и поведения в реальной среде; готовность осваивать и внедрять инновации; владение информационно-коммуникативными компетенциями. Следует также отметить такие новые требования к педагогам ДОО, как владение подходами к образованию воспитанников с особыми образовательными потребностями, владение стандартизированными методами диагностики личностных характеристик и возрастных особенностей воспитанников.

Современный специалист ДОО должен быть не только профессионально компетентным, но и находиться в поиске необходимой информации с целью разрешения тех или иных профессиональных проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений.

Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду.

Такая работа направлена на включение педагогов в инновационную деятельность и осознание её необходимости; информирование педагогов о достижениях современной педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения; создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности.

Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции в нашем детском саду используются различные формы методической работы, направленные на развитие компетентности педагогов :

– постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО. Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

– семинары-практикумы. На семинарах предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. На базе нашего детского сада прошли районные семинары «Планирование и организация педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО» и «Развивающая предметная среда как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников»;

– педагогические советы «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС», «Качество педагогического планирования образовательной работы в ДОО», «Обновление системы образования ДОО» и т. Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, аукционы, круглые столы, педагогические гостиные, обеспечивают откровенный обмен мнениями, помогают сплачивать коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога;

– индивидуальные и групповые консультации с целью оказания методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ : «Комплексное сопровождение ребенка в условиях ФГОС» «Профессиональная компетентность воспитателя», «Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности» и т. Такие консультации расширяют кругозор педагогов, помогают преодолеть трудности в работе, знакомят с инновационными материалами и литературой, делают работу творческой;

– мастер-классы «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста», «Организация предметно-развивающей среды в ДОО» повышают профессиональную компетентность педагогов, знакомят с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов, развивают творческие способности;

– проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами района. В октябре провели открытое районное мероприятие по организации педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО;

– педагогические чтения. С целью освоения и накопления психолого-педагогических знаний в сфере развития системы дошкольного образования, научных и практических инноваций в дошкольной педагогике и детской психологии участвовали в районных педагогических чтениях «Инновационный потенциал воспитателя как условие повышения качества образования в рамках внедрения ФГОС ДО», «Развитие образовательных учреждений в условиях введения ФГОС нового поколения : опыт, проблемы, перспективы», «Реализация ФГОС в образовательных учреждениях района»;

– деловые игры. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. Такие игры как «Проектирование в ДОО» помогают педагогам усвоить технологию проведения образовательной деятельности и образовательных мероприятий;

– прохождение курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников с целью развития профессиональной компетентности педагогов для создания условий реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. Все педагоги детского сада прошли курсы повышения квалификации по темам: «Современные стратегии реализации дошкольного образования», «Инновационная деятельность в ДОУ: введение и реализация ФГОС ДО»;

– банк педагогических идей – это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе в ДОО;

– организация деятельности Творческой группы. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Творческой группой составлены рабочие образовательные программы, конспекты непосредственно образовательной деятельности. Созданы электронные образовательные ресурсы : презентации по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, диких и домашних животных, видеоролик «Жизнь замечательных детей».

– участие педагогов в районных методических объединениях и семинарах для выявления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, обмен положительным опытом работы среди педагогов района;

– участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в районном конкурсе «Воспитатель года-2015» заняли 1 место;

– смотры-конкурсы. Для проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции у нас ежегодно проходят конкурсы готовности групп к новому учебному году, на лучшее новогоднее оформление групп, зимних построек из снега;

– самообразование педагогов – расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений.

Также используем и такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций и групповые дискуссии.

Разнообразные формы методической работы обеспечивают индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогают им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, творчески проявить себя в деле.

Таким образом, основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

Трудовые действия
Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;
Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;
Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. );
Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия
Необходимые умения

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;

Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

Организация и проведение педагогического мониторинга освоениядетьми образовательной программы;
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др. ) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;
Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;

Формирование психологической готовности к школьному обучению;

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации  созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;
  • «Менеджмент в дошкольном образовании»;
  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;
  • «ФГОС в дошкольном образовании»;
  • «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС»;
  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
  • «Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС».

Программы профессионального обучения

  • «Младший воспитатель»;
  • «Помощник воспитателя».

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
  • Удобная и понятная система дистанционного обучения – доступ с ПК, смартфона, планшета.
  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
  • Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Профессиональный стандарт воспитателя

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

–  Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *