КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Что это? «Эффективная школа» – новый проект в московской системе начального образования. В основе его идея о сокращении срока обучения с четырех до трех лет. Предполагается, что за один год ученики освоят программу за 1-2 класса. В основе лежит традиционный учебник «Школа России».

Для кого подойдет? Перед зачислением дети проходят отбор, состоящий из выполнения заданий и собеседования. Если ребенок умеет читать, считать, размышлять и обгоняет сверстников по развитию, можно рекомендовать родителям выбрать «Эффективную школу».

Актуальность внедрения программы «Эффективная школа»

Каждая ступень средней школы по-своему важна, но именно в начальных классах формируются фундаментальные навыки, от развития которых зависит успешность дальнейшего освоения образовательной программы. Возраст 7-10 лет является временем интенсивного интеллектуального развития ребенка, и оптимальные условия образовательной среды способны существенно ускорить этот процесс.

Одной из задач современной педагогики становится содействие в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, и это касается не только вузов, но даже начальной школы. При этом приоритетом служат интересы и потребности самого ребенка и его семьи.

В настоящее время в нашей стране действует много образовательных проектов, и одним из самых перспективных следует признать «Эффективную начальную школу». Он нацелен на то, чтобы помочь детям быстрее освоить программу начального образования с применением индивидуальных учебных планов. Сейчас этот проект реализуется в Москве и Московской области, и у него есть все возможности для расширения масштаба.


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Индивидуальные особенности, таланты и способности детей начинают отчетливо проявляться уже в детском саду. Поэтому вполне обычна ситуация, когда один ребенок что-то уже давно освоил, и для него это пройденный этап, а другой лишь приобретает необходимые навыки, причем с большим трудом. Чтобы мотивировать лучших, необходимо предлагать им новые, все более сложные задачи, что не всегда достижимо в рамках групповых занятий.

Как известно, поступление в 1 класс на общих основаниях не предполагает каких-либо вступительных испытаний, и муниципальные школы обязаны принимать всех детей, проживающих на закрепленной за образовательным учреждением территории.

Однако, если речь идет о специальной программе, здесь возможен конкурсный отбор, и проект «Эффективная школа» относится к подобной категории. Поскольку образовательный процесс рассчитан на ускоренное изучение содержания предметов начальной школы, это подходит не всем детям.

Инициатива исходит от родителей, у которых полная свобода выбора, на какую программу отдать ребенка – классическую четырехгодичную либо эффективную трехгодичную, но решение принимается по итогам педагогической диагностики, которая призвана оценить способности будущего первоклассника, его перспективы обучения по специальному учебному плану.

Чаще всего в «Эффективную школу» поступают дети, родители которых сами проявляют активность – занимаются с ними, водят в кружки и секции, много времени уделяя подготовке к школе.

«Эффективная школа» как образовательный проект

Программа «Эффективная школа» стартовала в 2018 году в Москве, а затем распространилась и на Подмосковье. Главная особенность проекта – изучение учебных предметов в объеме начальной школы за три года вместо стандартного 4-летнего периода.

Именно по этой причине другое название «Эффективной школы» выглядит как «1-3».


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Учебный план построен таким образом, что за первый год дети осваивают материал первого и второго классов. Соответственно, до Нового года они первоклассники, а после их можно уже называть второклассниками. В последующем программа обучения не отличается от обычной, но ученики «Эффективной школы» начинают изучать темы за 3-4 классы на год раньше, чем их сверстники.

Хотя масштабы проекта растут, далеко не все образовательные учреждения, даже в Москве, являются его участниками. К сожалению, единого сайта типа портала госуслуг, где можно было бы найти всю информацию, в настоящий момент нет, поэтому за сведениями придется обращаться непосредственно в школы. На сайте должно быть указано, участвует ли учебное заведение в проекте и каковы условия набора в первый класс «Эффективной школы».

Нормативная база ускоренного обучения

Разумеется, программа «Эффективная начальная школа» имеет нормативно-правовую основу, и в качестве таковой выступают следующие действующие документы:


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Нормативные документы на уровне образовательной организации

Проект эффективного обучения ориентирован на детей, лучше готовых к школе и обладающих повышенной учебной мотивацией. Они уже умеют читать, писать и считать, поэтому в обычном классе им поначалу может быть неинтересно, что способно негативно повлиять на их желание учиться. Чтобы этого избежать и сохранить мотивацию, и предлагается ускоренное обучение.


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Основные цели программы

Ключевое преимущество обучения в «эффективной начальной школе» – это «экономия» целого года, и, значит, среднее общее образование можно получить за 10 лет вместо 11.

Преимущества

К плюсам можно отнести:


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Недостатки

Если говорить о недостатках данной программы, то прежде всего следует предупредить о повышенной нагрузке. В эффективной школе больше и объем учебных часов (уже в первом классе он может доходить до 23 часов в неделю вместо 19-21 в обычных классах), и материал, который нужно освоить во внеурочное время.

Скажем, «эффективных» первоклашек сразу начинают загружать домашними заданиями, от чего их сверстники из параллельных классов могут быть освобождены. Другие сложности:

Родителям следует тщательно взвесить все за и против, принимая во внимание не только объем знаний и умений ребенка в текущий момент, но и черты его характера, уровень его социализации и т. д. Ведь если он будет испытывать проблемы с изучением ускоренной программы или не сумеет вписаться в коллектив одноклассников, у которых уже в этом возрасте могут проявляться определенные амбиции, ему будет некомфортно учиться.

В этом случае лучше не торопиться и создать ребенку более спокойный и привычный ритм пребывания в школе, отдав его в обычный класс.

Требования к ученикам

Единых требований по приему в «эффективную начальную школу» не существует, и образовательные учреждения вправе сами определять условия конкурсного отбора. Все нормы указываются в материалах, касающихся правил поступления в «эффективный класс».

Обычно внимание обращается на следующее:

Психологическая готовность ребенка к ускоренному обучению

Итак, что же понимается под психологической готовностью к школе?

Это не отдельные знания и умения, а их набор – то, что необходимо для процесса обучения в школе. Формируются эти навыки в ходе пребывания ребенка в детском саду, а также являются результатом воспитания в семье. В образовательном заведении ученику придется соотносить свое поведение с установленными требованиями, нести ответственность, взаимодействовать с учителями и одноклассниками, осваивать учебную программу. Все это принимается во внимание, когда определяется готовность ребенка к школе.

Здесь можно выделить несколько составляющих: мотивационная, волевая и интеллектуальная готовность, а также уровень развития зрительно-моторной координации.


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Мотивационная готовность заключается в осознанном желании учиться в школе

Следует отличать желание пойти в школу и желание учиться, поскольку родители нередко принимают первое за второе, а в дальнейшем выясняется, что ребенок неверно представлял, что от него ждут, начиная испытывать к учебному заведению негативные чувства.

Дети обычно хотят в школу, причем по самым разным причинам, которые взрослым могут показаться незначительными. Скажем, ребенок желает таким способом быстрее стать взрослым, или начал учиться его друг, или его привлекает увиденный им образ первоклассника (с новеньким ранцем, пеналом и прочими школьными принадлежностями). Возможно даже, что он надеется на какой-либо подарок за то, что пошел в школу. Однако из этого не следует, что ребенок действительно хочет учиться. Нередко он лишь желает играть в ученика, чтобы приобрести новый статус.


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Сравнивая себя с теми, кто старше их по возрасту, дети склонны замечать лишь то, чего они лишены. К примеру, они могут завидовать своим братьям и сестрам, что те могут ложиться спать позднее, что у них есть каникулы, чего лишены детсадовцы, что в школе красивая форма и т. п. При этом они не осознают, что получение новых прав неразрывно связано с обязанностями: что нужно посещать уроки, выполнять домашние задания, подчиняться дисциплинарным требованиям.

В итоге после первых дней, проведенных в школе, у некоторых первоклассников вместе с иллюзиями относительно статуса ученика пропадает и желание учиться. Чтобы этого не произошло, следует настраивать ребенка и объяснять, что изменится в его жизни, когда он пойдет в школу, мотивировать его именно к учебе.

Интеллектуальная готовность

Она тоже не выражается в прикладных знаниях и умениях, к примеру умении читать, считать до 100 и т. п., хотя будущие первоклассники «эффективной начальной школы» сдают соответствующие тесты. Интеллектуальная готовность к школе – это, прежде всего, способность запоминать информацию, концентрироваться на какой-либо задаче, проявлять интерес ко всему новому, владение разговорной речью, навыки аналитического мышления и пр.

Если у ребенка присутствуют подобные навыки, обеспечивающие регуляцию внимания, памяти, мышления, то его можно отдавать в школу – дальнейшее обучение вполне ему по силам.


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Волевая готовность

Первоклассники адаптируются к поначалу непривычным для них условиям, и чтобы это проходило быстро и безболезненно, необходима волевая готовность, фундаментом которой является мотивация к учебе.

Ребенок должен уметь подчинять свои желания и побуждения внешним обстоятельствам – слушать объяснение учителя, вникать в содержание излагаемого материала, выполнять предлагаемые задания и следовать иным правилам, действующим в образовательном учреждении.

Отбор в класс «1-3»

В нашей стране право выбора образовательного учреждения, где будет учиться ребенок, остается за родителями, причем гарантирован базовый вариант – по принципу территориального прикрепления. Однако в Москве кроме основного списка по месту регистрации будущего ученика есть и дополнительный, и заявление может быть подано в любую школу.

Прием документов от родителей или законных представителей ребенка начинается с 1 апреля – это производится на портале «Мос.ру».

Зачисление в школу начинается с тех, кто проживает на закрепленном за школой участке, а также льготников, к примеру тех, у кого здесь учатся старшие братья и сестры. Только после этого, если остаются свободные места, возможен прием детей, которые зарегистрированы на территории, не относящейся к данному образовательному учреждению, – этот этап обычно приходится на июль.

Поскольку проект «Эффективная начальная школа» реализуется не во всех учебных учреждениях, то родители, желающие, чтобы их ребенок попал в подобный класс, должны найти организацию, которая участвует в программе, и обратиться в нее. С учетом того, что поступление происходит по результатам конкурсного отбора, потребуется подать заявление на проведение независимой диагностики.

Всю необходимую информацию можно найти на сайте образовательной организации – сроки, список документов, программа диагностики, образцы заданий и прочие полезные сведения. В некоторых школах существует рассылка по электронной почте для родителей – в этом случае заявление можно принести даже в день диагностики.


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Конкурсный отбор включает в себя два этапа

С учетом результатов тестов и мнения психолога принимается окончательное решение, и родители детей, получивших право обучаться в классе «1—3», подают заявление на зачисление первоклассника на данную программу.

Как оценить, потянет ли ребенок программу «Эффективной школы»

Оценка проводится по целому набору признаков. В основном степень готовности детей определяют, тестируя следующие качества и навыки:

Актуальные вопросы о программе «Эффективная школа»

Главное – создать условия для развития личности, способностей ребенка, поддерживать на высоком уровне его учебную мотивацию. Для этого нужно ставить задачи, соответствующие уровню ученика – слишком легкий материал может быть ему неинтересен.

Учебный процесс в начальной школе завязан на фигуре педагога, от усилий которого зависит, раскроется ли ребенок как личность. Обычно в «эффективных классах» работают самые лучшие учителя.


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Конечно, 6 и тем более 7 уроков – непосильная нагрузка для первоклассника, и обычный день включает четыре занятия. Однако в «эффективных классах» детей ожидает более интенсивная работа на уроке и дома, поэтому подключаться придется и родителям.

Нигде – содержание заданий не разглашается, чтобы обеспечить объективность результатов. Однако на сайтах школ можно найти примерные тесты «эффективной школы», например вопросы диагностики прошлых лет.

Следует отличать заявление на зачисление в первый класс и на участие в педагогической диагностике. Первое подается в обычном порядке через портал государственных услуг с 1 апреля. Второе заявление на программу ЭНШ подается после того, как школа согласилась на прием ребенка – обычно это производится в очном виде.


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Учебники для данного проекта выпущены на базе программы «Школа России». Однако образовательное учреждение и даже педагог, ведущий уроки, могут опираться на дополнительные учебные пособия, скажем, где есть задания повышенной сложности.

Да, в любой момент родители могут подать заявление о переводе их ребенка в класс, где обучение ведется по стандартной схеме, рассчитанной на четыре года. При этом какого-либо обоснования не требуется – независимо от того, насколько успешно ученик справляется с ускоренной программой, право выбора остается за семьей школьника.

Отдельный случай – если первоклассник не сумел пройти аттестацию: при неудовлетворительных результатах срок обучения может быть увеличен до показателя, утвержденного государственным образовательным стандартом, то есть до 4 лет. В этом случае решение зависит от администрации школы.

Данный вопрос целиком находится в компетенции школы, но с учетом различий в образовательных программах подобный перевод сложно осуществим. Необходимо, чтобы в эффективном классе было свободное место и чтобы сам ребенок смог освоить пропущенный материал.

Мнение родителей о классе «1-3»

Как и многие другие образовательные проекты, программа «Эффективная начальная школа» вызвала широкий общественный интерес, и отмечаются как ее плюсы, так и минусы. Каково же мнение родителей, среди которых проводились опросы?

Одним из основных был вопрос о том, каковы были исходные ожидания от программы «1-3» и насколько они оправдались. Что касается ответов на первую часть вопроса, то они были весьма разнообразны: высокая мотивация и активность ребенка, интерес к учебе, большая нагрузка, развитие кругозора, ответственности и самостоятельности – именно на это обращало внимание большинство респондентов.

В целом, действительность совпала с предположениями: 60 % участников опроса заявили, что их ожидания оправдались полностью, 14 % – частично, а 25 % родителей даже получили больше чем то, на что они рассчитывали.

Вопрос о том, насколько сложным оказалось обучение по программе «Эффективная начальная школа», тоже дал в основном позитивные ответы. 79 % респондентов не отметили каких-либо проблем, и лишь 21 % выбрали вариант «с переменным успехом».


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Положительный настрой превалирует и в ответах на вопрос, что оказалось самым неожиданным для родителей? Большинство увидело изменения в своих детях в лучшую сторону: «самостоятельно выполняет домашние задания», «глубокие знания» и т. п. Сложности в обучении в основном касались английского языка – так ответили 14 % родителей.

Из плюсов организации обучения по программе «ЭНШ» большинство (72 % участников опроса) отметило организованный режим дня с элементом самоподготовки.

Мнения о минусах разделились почти поровну. Чуть более половины (54 % родителей) не увидели каких-либо недостатков, а остальные отметили две проблемы: слишком быстрый темп обучения в первом классе, а также недостаточная отработка изучаемого материала.

Итоговая оценка проистекала из ответа на вопрос, что сделали бы родители, если бы у них появилась возможность вернуться назад и выбрать программу «1-3» или «1-4»?


КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Подавляющее большинство респондентов не усомнились в правильности своего первоначального решения, и только 11 % изменили свое отношение к «Эффективной начальной школе» и теперь предпочли бы отдать своего ребенка в обычный класс.

Таким образом, опыт внедрения программы «эффективной школы», судя по отзывам учеников и родителей, следует признать удачным, хотя нужно понимать, что такой класс подходит не для всех.

Может показаться, что трехлетнее начальное образование представляет собой возврат к советской системе, где в младших классах тоже учились 3 года, однако это не так. « Эффективная начальная школа» – это современная программа, позволяющая построить индивидуальный маршрут для каждого обучающегося и обеспечить качественное образование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *