коммуникативные навыки это компетенция или профессиональный навык

Что, если бы мы сказали, что вы обладаете множеством полезных для работы навыков, которые вы даже не воспринимаете как свои сильные стороны? Трудно в это поверить, да?

В этом и заключаются профессиональные и коммуникативные навыки: они чрезвычайно важны для работы, но вы не всегда осознаёте, что овладели ими. Вы можете подумать, что у вас просто хорошо развита рабочая этика, а между тем это коммуникативный навык, который вы приобрели с течением времени. Вы можете не воспринимать свою способность с лёгкостью пользоваться специальными рабочими инструментами как нечто особенное, однако это профессиональный навык, на развитие которого вы потратили много времени и усилий.

Профессиональные и коммуникативные навыки отражают тех таланты, которыми вы обладаете. Эти навыки делают вас эффективным работником, и их обязательно нужно указывать в резюме.

Независимо от того, знаете ли вы о профессиональных и коммуникативных навыках, или только хотите разобраться, на что следует обратить внимание в своём развитии, эта статья для вас. Откройте список профессиональных и коммуникативных навыков, а затем ознакомьтесь с примерами использования этих навыков на рабочем месте от 14 сотрудников Asana.

Что такое профессиональные навыки?

Профессиональные навыки — это то, чему вы учились. Это более традиционные умения, к числу которых обычно относятся способности, применяемые для выполнения работы. Такие навыки, как правило, более конкретны и предполагают активную работу для их получения и совершенствования. Профессиональные навыки иногда могут зависеть от выполняемых обязанностей или занимаемой должности.

Примеры профессиональных навыков

Развиваемые профессиональные навыки зависят от выполняемых вами обязанностей и занимаемой должности. Все они обычно входят в перечень обязательных способностей, указываемых в описании той или иной должности. Существует бесчисленное множество профессиональных навыков. Ниже приводится лишь несколько примеров по различным подразделениям:

Профессиональные навыки в области маркетинга и дизайна:

  • Разработка творческих заданий
  • Написание и редактирование текстов
  • Управление маркетинговыми кампаниями
  • Поисковая оптимизация (SEO)

Технические профессиональные навыки:

Профессиональные навыки в области стратегий:

Профессиональные навыки в области разработки продуктов:

  • Стратегии выхода на рынок (GTM)
  • Исследования среди пользователей
  • Проектирование пользовательских интерфейсов

Профессиональные навыки в области финансов:

  • Отчётность по расходам
  • Ведение бухгалтерских книг

Профессиональные навыки в области ИТ:

Общие профессиональные навыки:

  • Владение несколькими языками
  • Специализированные инструменты, такие как Google Analytics или Salesforce

Что такое коммуникативные навыки?

Коммуникативные навыки — это навыки межличностного общения, описывающие то, как вы работаете и взаимодействуете с другими людьми. Возможно, такие умения даже и не рассматриваются как специально наработанные, ведь мы зачастую обретаем их на работе или в рамках повседневного взаимодействия с коллегами. В качестве примера можно назвать способность работать в команде или коммуникабельность. Коммуникативные навыки иногда воспринимают как личностные качества, а не навыки как таковые, но при таком подходе упускается общая картина. На самом деле эти навыки служат фундаментом для успешного командного взаимодействия в рабочих условиях.

Примеры коммуникативных навыков

  • Внимание к деталям
  • Умение разрешать конфликты
  • Навыки работы с людьми
  • Умение решать проблемы

Разница между профессиональными и коммуникативными навыками

В работе одинаково важны как профессиональные, так и коммуникативные навыки. Профессиональные навыки — это то, чему вы научились, например, использовать инструменты и технологии или применять специальные знания. Коммуникативные навыки представляют собой личностные качества, которые вырабатываются у человека с течением времени, такие как коммуникабельность, благонадёжность и отзывчивость. И профессиональные, и коммуникативные способности — это своего рода ваши рабочие инструменты, помогающие достигать поставленных целей.

Как использовать профессиональные и коммуникативные навыки, чтобы быть эффективным работником

Профессиональные и коммуникативные навыки представляют собой набор знаний и умений, которые вы готовы предложить коллективу. Эти навыки имеют решающее значение как для вашей работы, так и для работы с другими людьми.

Но иногда бывает сложно понять, как эти навыки из резюме или сопроводительного письма реализуются в реальной рабочей обстановке. Поэтому мы опросили 14 сотрудников Asana, чтобы узнать, как они используют различные навыки на рабочем месте. Вот что они ответили:

Способность к стратегическому мышлению

Бенсон Перри, менеджер по продуктам Asana: «Как менеджеру по продуктам, мне часто приходится определять, каким функциям и компонентам, которые решают самые разные задачи для наших пользователей, отдать приоритет. Я применяю свои навыки стратегического мышления, чтобы принимать взвешенные и ясные решения. Затем я добавляю всю необходимую информацию для обоснования принятого решения и довожу его до всех членов команды, чтобы привести всех к общему знаменателю. Возможность в любой момент ознакомиться с контекстом этих решений очень помогает, особенно когда нам нужно обратиться к прошлому опыту или ввести в курс дела нового сотрудника».

Интеллектуальная обработка данных

Энни Ли, руководитель отдела проектирования в Asana: «У инженеров всегда больше работы, чем времени на её выполнение, поэтому нам требуется стратегический подход к тому, как мы тратим своё время. Использование данных в управлении процессом принятия решений помогает нам концентрироваться на самом важном. Будь то применение ключевых ориентиров, помогающих определить приоритеты по нашей дорожной карте на более высоком уровне, или анализ сводных данных, позволяющий проследить динамику использования клиентами наших функций и компонентов, данные являются основой всей нашей деятельности».

Майкл А. Армстронг, менеджер по социально значимым программам в Asana: «Организованность для меня заключается в обеспечении небольших достижений на пути к более масштабным целям. Проявляя организованность, я открываю для себя новые возможности и могу делать более значимую работу в будущем, настраиваясь при этом на прогресс, который мне необходимо ощущать, чтобы знать, что день прожит не зря.

Организованность помогает мне определить 4–5 критически важных задач, которые мне нужно доводить до конца каждый день, чтобы выполнять принятые на себя обязательства и обеспечивать прогресс в работе. Постановка каждодневных целей на микроуровне даёт мне возможность целенаправленно и планомерно двигаться вперёд. Мои цели помогают мне поддерживать организованность и концентрацию на повседневной работе, что особенно полезно в условиях бесконечно поступающих электронных писем, срочных задач и вопросов, которые, так или иначе, возникают в моей работе. Хотя все эти задачи могут быть действительно важными, сохранение организованности позволяет мне определять и чётко понимать каждодневные цели, чтобы я не переставал двигаться вперёд».

Разработка творческих заданий

Майкл Чен, менеджер по маркетингу продуктов в Asana: «Творческая команда является одним из основных партнёров группы маркетинга продуктов, и контент, который мы создаём, определяет успех запуска новых продуктов. Творческое задание зачастую является первым элементом, который мы предоставляем писателям и дизайнерам, чтобы рассказать им о том, что нам нужно для запуска.

Для меня важно, чтобы в творческом задании была предельно чётко обозначена стратегическая концепция, основная идея и целевая аудитория — ключевые компоненты, с которыми мы работаем в отделе маркетинга продуктов. С другой стороны, моё творческое задание также должно содержать информацию о том, как в конечном итоге будет выполняться работа, поскольку это самое важное в работе творческого коллектива. Хорошее творческое задание — это возможность начать новые партнёрские отношения, а мощный коллективный старт часто даёт лучшие результаты».

Читать полное руководство по написанию творческих заданий

Скотт Лонардо, консультант по продуктам и маркетингу в Asana: «Для меня коммуникабельность — это ключевой навык в совместной работе. Он подразумевает прямоту и открытость, а также умение слушать, когда другие озвучивают свою точку зрения. Сохраняя открытость и не привязываясь к какой-то одной позиции, каждый участник коллектива может объективно воспринимать информацию и находить наиболее практичные и эффективные решения».

Читать о 10 простых шагах к более эффективной совместной работе

Проектирование пользовательских интерфейсов

Лия Рэйдер, менеджер по исследованиям в области взаимодействия с пользователями в Asana: «Ключевая часть моей работы как исследователя в области взаимодействия с пользователями состоит в том, чтобы определять степень удовлетворённости наших клиентов и использовать эту информацию при принятии решений относительно продуктов, а также при обсуждении направлений развития бизнеса. Навык, которым я пользуюсь чаще всего, — это понимание моей целевой аудитории. Когда я правильно понимаю потребности, приоритеты и мотивацию коллег, я могу обеспечить подачу результатов исследований в наиболее удобной для них форме».

Лилиана Бланко, менеджер программ по обеспечению равных возможностей и сопричастности в Asana: «Поскольку я отвечаю за обеспечение равных возможностей и создание атмосферы сопричастности в Asana, умение поставить себя на место других людей — это неотъемлемая часть моей работы. Понимание чувств и ощущений окружающих — это фундамент, на котором мы выстраиваем свою культурную компетентность. Эта работа начинается с эмпатии.

Когда речь заходит о работе в мультикультурной среде, крайне важно руководствоваться не золотым правилом («обращайтесь с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами»), а платиновым («обращайтесь с другими так, как хотят они»). Эмпатия — это способ вырваться из нашего шаблонного мышления, чтобы примерить и принять другие представления о мире. Развивая навык эмпатии в Asana, мы создаём более крепкую культуру сопричастности в Asana».

Ричард Йи, руководитель отдела проектирования в Asana: «Для меня лидерство — это, прежде всего, создание возможностей. Возможностей для моих коллег, для организации, в которой мы работаем, для наших клиентов, для сообщества, в котором мы живём. Это также подразумевает определение и принятие мер, чтобы не упустить эти прекрасные возможности, которые иногда появляются почти незаметно.

Как лидер, я могу сплотить лучших специалистов, которые будут блестяще выполнять задачи в самых разных повседневных ситуациях. Для этого нужно:

  • Отмечать успехи и поощрять людей, которые их добились.
  • Поддерживать друг друга при возникновении неожиданных ситуаций и наступлении неблагоприятных обстоятельств.
  • Вдохновлять себя и других на дальнейший рост, учитывая при этом свои успехи и неудачи.
  • Поддерживать командное взаимодействие в процессе реализации нашей миссии, концепции и стратегии.
  • Создавать безопасное пространство для экспериментов, принимать обоснованные риски и открыто обмениваться мыслями.
  • Ликвидировать хаос, навести порядок и расставить приоритеты, определив, что важно, а что нет».

Поисковая оптимизация (SEO)

Кельвин Лам, менеджер по поисковой оптимизации: «Поисковая оптимизация на самом деле является воплощением самых разных навыков. Нередко я закапываюсь в цифры и данные, такие как рейтинг ключевых слов, трафик сайтов и отличия от сайтов конкурентов, чтобы понять, что нам нужно сделать в приоритетном порядке. Кроме того, я могу общаться с нашими партнёрами, такими как писатели, дизайнеры или проектировщики, обсуждая стратегию поисковой оптимизации и согласовывая наши цели. В процессе реализации программы поисковой оптимизации приходится часто менять стили работы, и мне нравится, что я каждый день могу совершенствовать свои навыки».

Мэгги Куо, менеджер проектов по цифровому маркетингу в Asana: «Являясь менеджером проектов по цифровому маркетингу, я применяю навыки управления временем, чтобы готовить стратегически важные целевые страницы для крупных проектов запуска новых продуктов Asana в установленные сроки и в рамках бюджета.

Успешное управление временем состоит из пяти основных элементов:

  • Работа с заинтересованными лицами по согласованию объёма проекта.
  • Определение того, что и в какие сроки необходимо сделать, а также возможности параллельного выполнения тех или иных задач.
  • Согласование плана проекта с коллегами из других отделов.
  • Делегирование задач соответствующим специалистам.
  • Регулярное взаимодействие с заинтересованными сторонами проекта с целью сохранения правильного курса.

Asana помогает мне решать все пять задач в одном месте!»

Читать 18 советов и стратегий управления временем, а также о быстрых способах добиться выполнения работы вовремя

Владение несколькими языками

Мария, менеджер проектов по локализации в Asana: «Я специалист группы локализации, и ежедневное взаимодействие с экспертами по языкам со всего мира имеет решающее значение для успешной реализации наших проектов. При этом существуют определённые языковые нюансы, которые можно понять, только если знаешь несколько языков.

Знание языков помогает мне преодолевать языковые барьеры, и я могу проводить совещания как на испанском, так и на английском языках. То, что я говорю на двух языках, также позволяет мне лучше понимать важность межкультурного общения, поскольку я могу общаться с иностранными участниками нашего коллектива, а также с клиентами, для которых английский язык не является родным».

Сэм Айоко, системный инженер в Asana: «Я работаю над множеством проектов и задач за пределами службы поддержки. Для поддержания ответственного отношения к работе я стараюсь оставлять актуальную информацию по каждой задаче, которую необходимо выполнить в тот или иной день. Я хочу, чтобы мои коллеги понимали, на что я трачу время, поэтому я по возможности также отмечаю, что уже сделано, или откладываю работу, которую я не могу выполнить прямо сейчас. Asana позволяет с лёгкостью визуализировать мой рабочий день, что помогает мне распределять своё рабочее время и сохранять ответственный подход».

Развитие навыков управления проектами

Одними из самых важных умений, которые можно развить, являются навыки управления проектами. В них сочетаются профессиональные, коммуникативные и технические компетенции, отражающие ваше умение работать с теми или иными инструментами и программами. Ниже приводятся несколько навыков, которые можно развить в области управления проектами:

Профессиональные навыки управления проектами:

  • Составление дорожных карт проектов
  • Проведение организационных совещаний по проектам

Коммуникативные навыки управления проектами:

  • Совместная работа в команде
  • Коммуникация на рабочем месте

Технические навыки управления проектами:

  • Умение работать с различными средствами визуального управления проектами, такими как диаграммы Ганта и канбан-доски
  • Управление рабочей нагрузкой
  • Управление портфелями проектов

Читать о 25 важных навыках для успешного управления проектами

Качественное развитие навыков, как и всё хорошее, требует времени. Какие-то из этих умений приходят с опытом, а какими-то вы уже обладаете. У вас даже могут быть способности, которые до настоящего времени не считали чем-то важным.

Размер списка навыков может быть пугающим, но не забывайте, что заниматься ими следует по одному. Если сомневаетесь, выберите новую для себя способность и на некоторое время сосредоточьтесь на её развитии. Если вы готовы приступить, узнайте, как работать над умением создавать отчёты о статусе, выполнять удалённую совместную работу и приводить конструктивную критику прямо сейчас.

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  • Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  • Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и её специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

  • Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
  • Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
  • Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
  • Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
  • Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
  • Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
  • Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
  • Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.

Компетенция (управление персоналом)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 февраля 2016 года; проверки требуют 13 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Компетенция.

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенция используется при оценке персонала.

Совокупность видов компетенции; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют Компетентностью (от англ. competence).

Уровни компетенцииПравить

В зависимости от смыслового объема компетенции могут иметь уровни.

Компетенция без уровней – модель, охватывающая виды работ с простыми стандартами поведения. Она имеет один перечень индикаторов для всех видов компетенции. Здесь все поведенческие индикаторы неисключительно относятся ко всем функциональным ролям.

Компетенция по уровням – модель, описывающая широкий спектр работ с различными требованиями к их выполнению. Поведенческие индикаторы в рамках каждой компетенции представляют собой отдельные списки (уровни). Это позволяет под одним заголовком представлять несколько разных видов компетенции, обеспечивая удобство практического использования моделей компетентности при необходимости охвата широкого спектра функциональных ролей. Введение видов компетенции позволяет более адекватно оценивать персональную компетенцию, не усложняя структуру идеальных профилей компетентности.

Виды компетенцииПравить

Различают следующие виды компетенции:

Компетенция в оценке персоналаПравить

Компетенция используется при оценке персонала компании. В этом случае совокупность видов компетенции представляет собой Модель Компетентности, описывающую качества, необходимые персоналу в данной компании, для того, чтобы быть успешными. Можно выделить корпоративную компетенцию — необходимые всем сотрудникам компании, управленческие качества и навыки, необходимые руководителям компании (всем или только определённого уровня), а также специальную (специфическую) компетенцию, необходимую только какой-то определённой категории сотрудников (например: менеджерам по продажам).

На основе Модели Компетентности построен такой метод оценки как ассессмент-центр. Также в практике используются интервью по определению компетенции.

Этика и практика
Проактивность взамен реактивности — таким принципом должен руководствоваться HR-менеджер. Оценивайте компетенцию кандидата не только в настоящий момент, но и то, как она будет проявляться через год-два-три. Например, инновационность — это хорошо или плохо? Все зависит от того, что будет в будущем. Если сотрудник будет все время сталкиваться с инновациями — это хорошо. Если ему предстоит столкнуться с рутиной, он будет демотивирован и уйдет. Практически, нет хороших и плохих кандидатов и сотрудников: есть подходящие и неподходящие. Многие стереотипы в бизнес-практике могут оказаться неверными. Скажем, замечательный, добрый, позитивный человек будет отвратительным ревизором, т. такая работа неизбежно вызовет у него внутренний конфликт. В то же время недалекий или достаточно консервативный человек будет великолепен в роли сотрудника, выполняющего однотипные операции из года в год. А если он будет умным и ориентированным на карьерный рост, то он с этой работы уйдет. Придирчивость, занудство, негативное отношение к людям могут быть прекрасными качествами, допустим, для руководителя службы безопасности. Креативность абсолютно неуместна для кадрового делопроизводителя, но совершенно необходима для бренд-менеджера.

Модель КомпетентностиПравить

Личность – индивидуальность в коммуникации. Развитие информационной цивилизации, сменяющей индустри­альное общество, требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием. Сегодня чрезвычай­ную актуальность приобретает формирование духовной, нравст­венной личности. Это — фундаментальная задача науки и филосо­фии. Социальное самоопределение личности детерминировано не только принципиально новым технологическим способом воспро­изводства всей системы общественных отношений, но и характе­ром формирования и поддержания отношений между людьми.

Коммуникативная компетентность определяется как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (меж­личностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. При этом коммуника­тивная компетентность человека сводится не только к определен­ному состоянию сознания людей, стремящихся понять друг друга, но включает в себя и поведенческий аспект.

Комплекс коммуни­кативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную ком­петентность личности:

-ф- знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др

-ф- высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать инфор­мацию

-ф- понимание невербального языка общения;

-ф- умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозраст­ных, социально-культурных, статусных характеристик;

-ф- умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специ­фику для достижения собственных коммуникативных целей;

-ф- умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

-ф- способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собствен­ную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки

-ф- способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

В целом формирование коммуникативной культуры, компетент­ности специалистов в разных сферах деятельности, в том числе и в области технологий общественных связей, предполагает всесто­ронность, системность знаний — гуманитарных и естественно-науч­ных. Именно поэтому одной из актуальных задач современной выс­шей школы становится введение в образовательный стандарт ком­плекса дисциплин коммуникативного цикла, в первую очередь — основ теории коммуникации. Создание модели целостного, дина­мичного, но противоречивого мира выдвигает повышенные требования к уровню образованности, общей и коммуникативной культу­ры будущего специалиста.

Таким образом, возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности в конечном счете означает:

•ф- рационализацию механизмов управления обществом;

•ф утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения, как единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов»;

•ф формирование нравственной, духовной личности путем расши­рения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.

Современный специалист — это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной об­ласти деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить взаимопонимание и взаимодействие с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, т. обла­дающий высокой культурой коммуникативной деятельности.

Коммуникативные компетенции делового человека.

БЛОК 1. КОММУНИКАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Понятие и структура коммуникативной компетентности.

Ключевые понятия: коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативные умения, коммуникативная личность, коммуникативные барьеры.

Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию. Цель коммуникации – обеспечить понимание полученной и передаваемой информации. Компетентный – надлежащий, знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-то области.

Коммуникативная компетентность – умение общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике. Коммуникативная компетентность определяется как эффективность общения: способность и реальная готовность к речевому общению, адекватная целям, сферам и ситуациям общения, способность к речевому взаимодействию и речевому действию и включает:

– знание речевых норм, функционального использования языка;

– речевые умения и навыки;

– собственно-коммуникативные умения: выбор языковой нормы, сообразно ситуации; навыки речевого общения с учётом того, с кем, когда и с какой целью мы говорим.

Признаки коммуникативной компетентности: 1) быстрая и точная ориентировка во взаимодействии; 2) стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации; 3) установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; 4) уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию; 5) владение ситуацией, готовность проявить инициативу; 6) большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации; 7) умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях.

Коммуникативная компетентность включает в себя:

– языковой компонент (формирование лексических и грамматических навыков);

– речевой компонент (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт);

– учебно-познавательный компонент (умение работать с информацией);

– социокультурный компонент (культура коммуникации в условиях сотрудничества, умение выслушать партнёра, встать на его позицию и сформулировать её);

– этикетный и общекультурный компонент.

Деловая коммуникация – это самый массовый вид взаимодействия людей в обществе в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Деловое общение – это общение с целью расширения соответствующих практических проблем, ситуаций, когда необходимо направить или изменить деятельность других людей, их мнений. Коммуникативно одарён каждый говорящий человек, т. реализующий себя как коммуникативная личность.

«Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью её индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью её индивидуальных свойств и характеристик, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией – умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации». Параметры коммуникативной личности.

Мотивационный – потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию – служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности.

Когнитивный – знание коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздействие на партнёра в соответствии с коммуникативной установкой.

Функциональный – такое свойство личности, которое принято называть коммуникативной (языковой) компетентностью: 1) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; 2) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; 3) построение высказываний в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета. Оценка коммуникативной личности зависит от степени эффективности выполнения функции взаимодействия и функции воздействия.

Коммуникативная компетентность – это совокупность коммуникативныхспособностей, умений и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения. Коммуникативная компетентность в ходе делового общения предполагает три уровня адекватности партнёров:

– коммуникативного – взаимодействия между объектом и субъектом с целью сообщения и обмена информацией и воздействия на индивида или общества в целом в соответствии с определённой целью – установкой;

– интерактивного – взаимодействия объекта и субъекта, предполагающего определённую форму организации совместной деятельности;

– перцептивного – процесс взаимного восприятия и познания объектом и субъектом друг друга, управления как основы их взаимопонимания.

Основные коммуникативные умения – это слушать, понимать, самовыражаться, воздействовать. Человек нарабатывает коммуникативные умения в ходе коммуникации. Коммуникация в человеческом общении – это процесс создания и передачи значимых сообщений в межличностном и групповом взаимодействии, публичном выступлении. Этот процесс включает в себя:

Участники(кто участвует в общении) – отправитель информации и получатель.

Контекст – это физическое (температура, свет, шум, физическое расстояние, время суток и т. ), социальное (заданные социальные роли, социальное взаимодействие), психологическое (те настроения, чувства, которые привносят каждый из участников), социокультурное окружение (ценности, убеждения, особенности восприятия тех или иных событий, особенности восприятия), в котором происходит коммуникация.

Сообщение. Значением нашего сообщения является обратная связь: сочетание значения символа, кода, формы организации информации.

А) Значение – это осознание человеком мыслей и чувств. Значение, существующее в сознании человека не может передаваться вовне само собой, поэтому люди используют символы (слова, звуки, действия);

Б) кодирование – когнитивный процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки, действия; декодирование – перевод звуков, слов в действия.

Канал (вербальный, невербальный) – технический маршрут сообщения и средство его передачи. Все каналы задействованы: осязание, обоняние, слух, зрение, но развиты неодинаково.

Обратная связь – реакция на сообщение. Обратная связь указывает передававшему человеку: как оно было принято, понято.

Шум. Шумом называют то, что мешает передавать нужную информацию, т. любой внешний, внутренний физический, психологический, семантический или иной стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией и влияющий на искажение значения информации (разность образования, восприятия, установочных понятий и т.

Цель. Каждая ситуация (коммуникация) должна иметь цель. Эффективной считается та коммуникация, когда участники считают, что цель выполнена.

Устное выступление характеризуется рядом особенностей, определяющих её сущность:

· Наличие обратной связи (реакция на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать её настроение, отношение к высказанному. По отдельным репликам и вопросам определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

· Устная форма общения. Устное выступление представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы её содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме.

Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Когнитивный компонент связан с познавательными процессами личности, особенностями их развития, формированием специфических и общекультурных знаний, коммуникативных умений и т.

Следующий компонент коммуникативной компетентности – мотивационно-ценностный. В основе мотивации лежит потребность, которую многие считают решающим фактором поведения человека. Мотив может быть осознаваем и неосознаваем в данный момент, но он всегда генетически связан с какими-либо компонентами общения.

Рефлексивный компонент отражает интерес к самоанализу коммуникативной деятельности, к самоисследованию, самопознанию и т. Коммуникативная рефлексия, как известно, отвечает за осознание и рациональное объяснение чувств, эмоций, возникающих при общении.

Функциональная структура коммуникативной компетентности включает следующие компоненты:

Перцептивный компонент коммуникативной компетентности предполагает познание людьми друг друга на основе процесса восприятия, соотнесения обнаруженных характеристик с особенностями собственной личности, оценку ситуации, интерпретацию и прогнозирование на этой основе поступков собеседника. Этот аспект коммуникативной компетентности характеризуется адекватным осмыслением ситуации и адекватным восприятием собеседника.

Речевой компоненткоммуникативной компетентности характеризуется адекватным обменом информацией с учетом соответствующих норм и образцов коммуникативного поведения. Качества, составляющие речевой аспект, – наиболее «видимая» сторона коммуникативной компетентности. В их числе: грамотное оформление речи; адекватное применение средств невербального общения; адекватная эмоциональная насыщенность речи; рациональное использование языковых средств; значимость речевого высказывания для собеседника; выбор языковых средств, доступных для собеседника; связность и логичность высказываний; богатство речи; располагающие манеры общения и голос.

Интерактивно-практический компоненткоммуникативной компетентности раскрывается через следующие характеристики: адекватная постановка целей общения и эффективность их выполнения, соотношение рационального и эмоционального в общении, умение занимать адекватную ролевую позицию, оказывать поддержку, конструктивно разрешать коммуникативные конфликты. Этот аспект отражает взаимодействие людей с учетом имеющихся у них коммуникативных умений, способы непосредственной организации их совместной деятельности.

Осознавая, что подобное выделение коммуникативных качеств не является универсальным при структурировании коммуникативной компетентности личности, подчеркнем, что перечень коммуникативных качеств может варьироваться в том или ином диапазоне в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов.

  • Дайте определение общения. Что входит в его структуру?
  • Опишите процедуру общения по этапам.
  • Перечислите функции общения.
  • Назовите виды общения и типы межличностного общения, охарактеризуйте последние.
  • Какие уровни общения вы знаете?
  • Что такое коммуникативная компетентность? Какие структурные компоненты коммуникативной компетентности выделяются в психологии?

Определение

Коммуникативные навыки — это способность человека адекватно взаимодействовать с другими людьми, социальными группами и обществом в целом.

Навыки общения приобретаются человеком в ходе процесса социализации. Еще на самых первых ступенях — семья, школа, ближнее окружение — одной из основных функций агентов и институтов социализации является наделение формирующейся личности навыками общения. Соответственно, наличие или отсутствие умений взаимодействовать с окружающими прямо зависит от процессов, которые протекали с раннего детства вплоть до периода зрелости личности.

Суть навыков коммуникации заключается в том, что необходимо уметь не только правильно высказывать свои мысли, но и предполагать и прогнозировать, как к вашим словам отнесется собеседник. При полной эгоцентричности в общении невозможно достичь стабильных взаимоотношений.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Коммуникативные навыки делятся на две большие группы — базовые и высокие. Конкретных и общепринятых определений им нет, так как мнения ученых в этой области сильно различаются, однако суть остается примерно одной и той же.

Базовые, или ключевые, навыки общения жизненно необходимы: уметь сообщить о своих потребностях, беспокойствах, воспринять важную информацию от других людей и т. Практически все они прививаются человеку еще в детском и подростковом возрасте.

Высокие же коммуникативные навыки нужны для построения доверительных и более близких взаимоотношений, когда обе (или несколько) стороны общения максимально уважительно относятся к собеседникам и сами чувствуют себя абсолютно комфортно.

Базовые

Список навыков, которыми обязательно должен обладать человек, чтобы налаживать хотя бы простейшие контакты:

  • Ориентирование в определенной ситуации.
    Человек должен понимать цели, роли и мотивы как собственные, так и оппонента, анализировать и прогнозировать возможное развитие беседы.
  • Установление контакта.
    Любая сторона общения должна уметь самостоятельно начинать диалог, а также адекватно воспринимать и отвечать на попытку установления контакта с другой стороны. Кроме того, необходимо уметь и закончить разговор качественно.
  • Самопрезентация.
    Рассказывать о себе или о ситуациях из своей жизни человек должен уметь так, чтобы у собеседника складывалось необходимое впечатление. При изложении любой информации нужно понимать, к чему приведут те или иные слова.
  • Получение информации от собеседника.
    Безусловно, у любого участника диалога есть какие-то цели, которые он желает достичь по завершении беседы. Это может быть и просто получение положительных эмоций (например, повседневная коммуникация друзей), но в большинстве случаев человек хочет добиться какой-то конкретной информации, и умение получить ее — один из базовых навыков.
  • Предоставление информации.
    Еще раз обратимся к четвертому пункту и рассмотрим его не со своей стороны, а со стороны другого человека. Делаем выводы, что собеседник, скорее всего, тоже хочет получить какую-либо информацию, соответственно, ваша задача — эту информацию предоставить.
  • Эмоциональная регуляция беседы.
    Важно также умение направлять диалог в русло с положительной эмоциональной окраской, избегать щекотливых и неприятных собеседнику тем, регулировать собственное эмоциональное состояние и не создавать конфликтные ситуации.
  • Предоставление обратной связи.
    Обратная связь — это не просто предоставление информации о себе в ответ, а реакция и оценка именно той информации, которую предоставил собеседник, то есть отклик, выражение интереса и уважения к тому, что говорит другой человек.
  • Психологическое воздействие.
    Этот навык можно отнести как к базовым, так и к высоким. Дело в том, что иногда человек оказывает психологическое воздействие (убеждение, внушение) и на самого себя не целенаправленно, а на бессознательном уровне, то есть этот навык в нем «зашит». Если же участник диалога специально анализирует психологию разговора и осознанно оказывает воздействие, это уже будет не совсем базовый навык.

Полное взаимопонимание обеих сторон диалога — идеализированное понятие. Человек составляет в своей голове проекцию того образа и той информации, которую его собеседник пытается донести. То есть любая информация пропускается через собственную призму восприятия и так или иначе искажается. Из этого вытекает специфичный коммуникативный навык — умение не делать поспешных выводов и всегда давать скидку на различие между собственным мышлением и мышлением оппонента.

Высокие

К сожалению, высоким уровнем коммуникации владеют не так много людей. Большинство общается на неком среднем уровне, когда зачатки высоких навыков уже есть, однако переход на уровень выше все еще не совершен. Какие же именно навыки считаются высокими и почему так сложно ими овладеть?

Итак, к высоким коммуникативным навыкам относят (примерный список, так как конкретизации этих навыков не существует):

  • способность слушать, перефразировать;
  • гибкость, способность искать компромиссы;
  • эмпатия эмоционального состояния собеседника;
  • способность оценить эмоциональное напряжение, разрядить его.

Кажется, что это обыденные навыки общения и каждый зрелый собеседник пользуется ими в разговоре, но это не совсем так. Современному человеку крайне тяжело сохранять концентрацию в течение долгого времени, соответственно, полностью проследить за мыслью оппонента слушатель не может, отсюда и недостаток эмпатии, невнимание к деталям, неспособность дать обратную связь. Кроме того, концентрация на важности собственной информации и на себе в целом не позволяет современному человеку полностью погрузиться в проблему собеседника. Именно поэтому высокие коммуникативные навыки среди среднестатистических взрослых людей считаются скорее исключением, чем правилом.

Упомянутые навыки — это не какое-то конкретные качества человека, а комплекс способностей, умений, освоенных правил приличия, которые помогают взаимодействовать с окружающими. Вот малый список качеств, которые включают в себя и базовые, и высокие навыки общения:

  • умение не перебивать;
  • умение избегать ненужных возражений, конфликтов;
  • умение пользоваться позитивным переводом, то есть искать положительное даже в негативных ситуациях, например, при обсуждении погоды дождь воспринимать как очищение природы и приятную свежесть, а не неприятные холод и морось;
  • избежание категоричности, способность говорить мягко, подчеркивая, что вы не настаиваете на своей правоте и вам важно услышать мнение партнера;
  • избежание упреков и обвинений;
  • подчеркивание согласия с собеседником, восхищение, комплименты, благодарность;
  • умение реагировать на критику;
  • умение реагировать на провоцирующее поведение собеседника;
  • умение просить;
  • способность отвечать деликатным отказом на чужую просьбу, которая вас не устраивает;
  • правильно принимать сочувствие и поддержку от окружающих людей.

Где применяются навыки общения

Любая сфера деятельности человека требует применения коммуникативных навыков, а профессиональная и творческая сферы чаще всего требует еще и высокого уровня.

Всю деятельность человека, связанную с общением, можно разделить на несколько видов коммуникации:

  • межличностная — обмен информацией между двумя или несколькими людьми, вступивших в определенный вид отношений;
  • межгрупповая — взаимодействие людей, основанное на общении представителей разных социальных групп и категорий населения, межличностные отношения и индивидуальные предпочтения собеседников в данном случае не играют роли;
  • публичная  — институциональное (статусно-ориентированное) общение с публикой, затрагивающее общественные интересы;
  • массовая — систематическое распространение информации, передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории; регулятор динамических процессов общественного сознания, интегратор массовых настроений.

Общение с родственниками, друзьями, коллегами, руководителями, подчиненными, случайными знакомыми, обслуживающим персоналом, клиентами — все эти виды общения невозможны без владения коммуникативными навыками.

В чем разница между навыками и компетенциями?

Компетенция — комбинация знаний и опыта для достижения определенных целей в рабочих условиях. Навык — совокупность приобретенных в процессе обучения и развития способностей или умений, направленных на решение практических задач

Что такое профессиональная компетенция?

Профессиональные компетенции – это набор знаний, умений, особенностей выстраивания взаимоотношений с коллегами и работы над собой и своими задачами, которые проявляются в поведении и предопределяют успешность в выполнении задач и закрытии целей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *