компетенции для профессионального самоопределения

Новости

Федеральный институт промышленной собственности: Защита интеллектуальной собственности

Музей Дом сказок «Жили-были». Малышам-ребятам о сказочных зверятах

Моя карьера: Профориентационный дайджест

Экскурсия в Метеорологическую обсерваторию имени В. Михельсона

Московский просветительский проект «Прогулки по музеям онлайн»: «В мире моторов»

Экскурсия на Истринскую сыроварню

Код Безопасности: Работа в сети Интернет без вирусов и атак

Коллекция Музея хлеба

ММП им. Чернышева: Российское авиадвигателестроительное предприятие

Музей Гаража особого назначения ФСО России

Экскурсия в Музей истории шоколада и какао

АО «Мосводоканал»: Путь воды

Авиационный комплекс «Ил»: Ожившая история авиастроения

Профессии мегаполиса: Профессии в транспортной отрасли

Киндер Лига «2050». Катя и Эф открывают дверь в креативность

Клуб Junior Business Skills. Стань участником!

Кейс-чемпионат по музейному туризму «Прогулки по Москве»

Стартует третий сезон Чемпионата по триатлону лидерских компетенций «Soft Skills 2035»

Бизнес-турнир для московских школьников: Новый сезон

Онлайн-встреча для московских педагогов

Музей «Хлебная горница» из города Мурома

Государственный геологический музея им. Вернадского РАН. Земля открывает свои тайны!

Русский царь Иван IV Грозный и его вотчина в Коломенском: от колыбели до опричнины

Мосприрода: профессии в сфере экологии

Профессии мегаполиса: профессии в сфере медицины и фармации

Профессии мегаполиса. Архитектор

Ростово-Ярославский музей-заповедник. Музей ростовского купечества

Российский музей музыки. Загадочные классики

Музей истории района Внуково. Обзорная экскурсия «Здравствуй, МИР Внуково»

Киностудия «Союзмультфильм»: путешествие в мир любимых героев

Музей Дом сказок «Жили-были». У Лукоморья дуб зелёный

Киноконцерн «Мосфильм»: мир кинематографа

Карельский национальный краеведческий музей. Oma Randa. Край Родной» – фестиваль карельской культуры на тверской земле

Города на российских банкнотах и монетах: онлайн-экскурсия по выставке

Тульский областной краеведческий музей. Путешествие в тульскую деревню

Московский клуб «Музейные маршруты». Детские экскурсионные маршруты «Kid Travel»

Московский музей современного искусства. По следам усатых и хвостатых

Виртуальная экскурсия по выставке «Штурмуем великий план!» о Канале имени Москвы

Мероприятия, приуроченные к «Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов»

Московский просветительский проект «Прогулки по музеям онлайн»: «Коллекция Музея «Рыбы и Рыболовства»

ВДНХ: Павильон Нефть

Серпухов – город-крепость. Прогулки по музеям онлайн

Развитие soft skills – качественный вклад в успешное будущее

6 октября 2022Музей истории Рязанского леденца. История рязанского леденца

6 октября 2022Федеральный институт промышленной собственности: Защита интеллектуальной собственности

6 октября 2022Ярославский музей-заповедник. Русский сарафан

6 октября 2022Мосприрода: акварельный мастер-класс «Ботанический эскиз»

5 октября 2022Музей Дом сказок «Жили-были». Малышам-ребятам о сказочных зверятах

5 октября 2022Моя карьера: Профориентационный дайджест

5 октября 2022Экскурсия в Метеорологическую обсерваторию имени В. Михельсона

5 октября 2022Московский просветительский проект «Прогулки по музеям онлайн»: «В мире моторов»

5 октября 2022Экскурсия на Истринскую сыроварню

5 октября 2022Код Безопасности: Работа в сети Интернет без вирусов и атак

4 октября 2022Коллекция Музея хлеба

4 октября 2022ММП им. Чернышева: Российское авиадвигателестроительное предприятие

Календарь 2022-2023Актуальная афиша профориентационных событий

Проекты по профессиональному самоопределению

компетенции для профессионального самоопределения

Проект ГАУ ПО ЦОПП «Азбука профессий» направлен на профессиональную ориентацию молодежи, на формирование готовности к профессиональному самоопределению, активизацию внутренних ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней. Задачи проекта:

  • познакомить с миром профессий в соответствии с перечнем компетенций опережающей профессиональной подготовки в регионе;
  • дать общие сведения о содержании труда разных профессий, требованиях к допрофессиональной и профессиональной подготовке, путях получения профессии;
  • активизировать внутренние ресурсы личности для профессионального самоопределения и самореализации в профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

  • сформированность у молодежи позитивного отношения к профессиональной трудовой деятельности;
  • развитие устойчивого интереса к миру труда и профессий;
  • формирование представлений о многообразии профессий, о роли профессионального образования, современных технологий, производства в жизни человека и общества.

Компетенции опережающей профессиональной подготовки

Успех — это не более чем несколько простых правил, соблюдаемых ежедневно, а неудача — это просто несколько ошибок, ежедневно повторяемых.

Успех — дело чистого случая. Это вам скажет любой неудачник.

Люди чаще капитулируют, чем терпят поражение.

Профессиональное самоопределение субъекта1

Климов понимает профессиональное самоопределение как одно из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его становления в качестве полноценного участника сообщества профессионалов и — более широко — социального сообщества в целом. Выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта, является критерием смысловых и мотивационных поисков и решений человека. В этих решениях кристаллизованы сознательные и подсознательные аспекты, а в самом решении интегрируется предшествующий опыт и цели в будущем.

Важнейшая составляющая самоопределения — формирование профессионального самосознания, общая структура которого такова:

Осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности («мы — токари», «мы — металлисты», «мы — рабочие»).

Знание и оценки своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей («новичок», <юдин из лучших специалистов»).

Знание человека о степени его признания в социальной группе («меня считают хорошим специалистом»).

Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успеха и неудач («здесь требуется терпение»), о своих индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности.

Представление о себе и своей работе в будущем.

Другая важнейшая составляющая профессионального самоопределения — профессиональная пригодность, условия и пути ее формирования.

336 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

няется. На разных стадиях развития (детство, подростковый возраст, ранняя юность и др. ) одни и те же задачи профессионального самоопределения могут решаться по-разному. В целом самоопределение есть не просто выбор профессии из альтернатив, а творческий процесс развития личности.

Основные моменты процесса профессионального самоопределения таковы (по Э. Зееру):

♦ избирательность отношения человека к миру профессий;

♦ осуществление выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;

♦ постоянное самоопределение в течение всей жизни, постоянное рефлексирование своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии;

♦ инициирование и актуализация процесса другими событиями (окончание обучения, изменение места жительства и др

Процессы самоопределения инициируются как внешней экономической ситуацией в регионе, так и самим личностным развитием человека. Так, в частности, для многих молодых людей к 30 годам вопросы профессионального самоопределения вновь становятся актуальными. В зрелости наряду с позитивными процессами формирования профессионально важных качеств, интеграции работника в профессиональную культуру и среду нередко происходят и деструктивные изменения. Часть работников, не удовлетворенная своим профессиональным и должностным статусом, проводят ревизию своей трудовой жизни. При этом груз положительного опыта и достижений может снижать профессиональную мобильность, затруднять профессиональную миграцию. Компенсацией сужения профессионального пространства может быть стремление к приобретению разного рода формальных критериев профессионализма — «добывание» наград, должностей, званий.

В пожилом возрасте у человека нередко появляются сомнения в целесообразности выхода на пенсию, так как он чувствует, что не исчерпал свой профессиональный потенциал, несмотря на профессиональную усталость. Его опыт и профессионально важные качества могут становиться все более социально невостребованными или вое-

приниматься как таковые. Эти негативные моменты ускоряют социальное старение. Позитивный вариант развития профессиональной карьеры — мониторинг (наставничество, разные формы передачи профессионального опыта). На этом этапе вновь возникает проблема самоопределения, но уже более актуальная не в узкопрофессиональной, а в широкой социальной, общественно полезной деятельности. Профессиональное самоопределение, по Э. Зееру, есть утверждение собственной позиции в проблемной ситуации, сопровождающееся конфликтами внутриличностного характера. Факторами, обусловливающими эти конфликты, выступают:

♦ рассогласования составляющих направленности личности (мотивы, самооценки, ценностные ориентации);

♦ несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;

♦ противоречия между направленностью личности на достижение успеха, материальных благ, на карьеру и уровнем развития профессионально важных качеств;

♦ несоответствие представлений о своих профессионально важных качествах и реальных профессиональных возможностях;

Пряжников1 рассматривает обсуждаемую проблему в ряду других смежных проблем. Так, если профориентация предполагает «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии», то профессиональ-

1 Пряжников Николай Сергеевич – доктор наук, профессор МГУ им. Ломоносова, специалист в области психологии труда и профориентации.

338 Глава 1 2. Профессиональное самоопределение субьекта и карьера

Профессиональное, более конкретное, отражаемое формально (дипломы и т. ) самоопределение отличается от личностного самоопределения, более сложного явления. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних условий, а личностное — от самого человека. Понятие «карьера» в американской традиции близко к «жизненному самоопределению» в отечественной. Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, можно рассматривать как решение, ориентированное лишь на ближайшую перспективу человека.

Применительно к деятельности психолога-консультанта можно различать несколько основных групп задач профессионального самоопределения: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические; 3) морально-эмоциональную поддержку клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения. Главная (идеальная) цель такого процесса — постепенное формирование у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного), другими словами — помогать человеку расширять свои возможности в рамках определенного времени, пространства и смысла и претворять их в жизнь.

В качестве ориентиров «психологического пространства профессионального и личностного самоопределения» могут выступать жизненные сценарии и жизненные стратегии (Э. Берн), социальная роль (Д. Мид), социальный стереотип (У. Липман), образ жизни, стиль жизни и др. Можно различать также уровни самоопределения:

Агрессивное неприятие деятельности.

Молчаливое избегание деятельности.

1 2. Профессиональное самоопределение субъекта 339

Реализация стереотипов (деятельности и поведения).

Стремление усовершенствовать отдельные элементы деятельности.

Обобщим имеющийся литературный материал и дадим определения ряду взаимосвязанных понятий, отражающих процессы поиска человеком как субъектом труда смыслов своей жизни в предоставленных ему обществом исторических условиях.

Профессиональное самоопределение человекакак субъекта труда есть процесс его активной ориентации в мире профессий, сопряженный с поиском смысла трудовой деятельности, с внутренними и внешними конфликтами, профессиональными и жизненными кризисами; это — процесс периодически повторяющихся выборов на протяжении всей профессиональной карьеры человека.

Выбор профессииесть определяющий акт, ключевой момент профессионального самоопределения субъекта, конкретизирующий его цели, смыслы бытия, предпочтения, отражающий формы социальной активности человека. Выбор профессии — это, с одной стороны, акт распредмечивания социально-культурной и исторической практики человечества, с другой — акт опредмечивания целей отдельного человека как потенциального субъекта труда, выражающийся в выборе содержания будущей трудовой деятельности.

Профессиональная идентичность— это процесс и результат оптимального и адекватного согласования «внутренних и внешних условий» личности субъекта труда; это процесс преломления «внешних условий через внутренние», проявляющийся в принятии решений, выборах, практических действиях, поступках человека, связанных с его профессиональным и личностным самоопределением как субъекта труда, с процессами социализации — его становления как личности, как профессионала, с процессами интеграции индивидуальных особенностей человека, актуализированных его целями и обстоятельствами среды жизнедеятельности. Это процесс становления «интегральной индивидуальности» (по В. Мерлину), становления стиля жизни, формирования личностных новообразований (самоактуализации, самоэффективности и др. ), предполагающих оптимальные согла-

340 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

Проблемы становления профессионального самосознания1

Бунд, Е. Климов, Д. Эльконин и многие другие ученые выделяют роль социокультурных традиций формирования профессионалов, которые по-разному проявляются в разные исторические эпохи и у разных народов. Возникновение культовых ритуалов закрепляло именно те постепенно найденные формы воздействия на людей, которые позволяли более эффективно создавать у них восприимчивое состояние сознания, управлять их памятью и вниманием, направленно воспитывать в людях требуемые полезные для кол-

1 Вопросы становления субъекта труда как профессионала в российской субкультуре обстоятельно рассматриваются в монографиях В. Бодрова, Е. Зесра, Е. Климова, А. Марковой, Н. Пряжнпкова и др. Вдумчивый читатель многое обретет, обратившись к работам вышеназванных авторов.

Исследователи различают соотнесенность субъекта с представителями конкретной профессии и соотнесенность с данной социально-профессиональной группой. Соотнесенность с социальной группой предполагает видение себя в качестве носителя определенных ценностей и образа жизни, не всегда связанных с самой профессиональной деятельностью, с соответствующими следствиями (ориентация на престижность профессии, организации и пр.

Актуальным вопросом формирования профессионального самосознания является баланс предшествующего обучения и особенностей самой работы, определяющий социальную позицию субъекта (например, «бывший студент», «вечный» в душе студент, «бывший отличник» учебы, выполняемая в настоящем профессиональная роль и т.

Актуальным является вопрос противоречий становления профессионализма субъекта труда:

♦ противоречие между саморазвитием и самосохранением в профессии;

342 Глава 1 2. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

♦ противостояние ориентации на результаты и на процессы труда;

♦ несовпадение предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями;

♦ несогласованность становления различных видов компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной);

♦ рассогласование темпов развития мотивационной и операциональной сфер профессиональной деятельности;

♦ несогласованность роли и степени выраженности процессов развития и компенсации у разных людей, а также у одного человека на разных этапах развития;

♦ неравномерность освоения отдельных действий и целостной структуры профессиональной деятельности;

♦ противоречие в сознании человека между стремлением к узкой специализации и потребностью в широкой компетентности, в знаниях о смежных профессиях, в желании быть «универсалом»;

♦ несогласованность «ценностного отношения к себе в труде и труду в себе» (например, «любить искусство в себе или себя в искусстве»);

Итак, в психологии труда исследователи выделяют различные механизмы и условия, способствующие или осложняющие полноценное формирование и развитие самосознания субъекта. Нужно признать,, что проблема профессионального самосознания является комплексной, многоаспектной, что исключает возможность ее полноценной разработки вне анализа других проблем, связанных с развитием субъекта труда.

Изменения, происходящие в системе образования являются отражением общемировых процессов, и привели к тому, что на смену единообразной школе пришла личностно-ориентированная профильная школа. Формирование инициативной, творческой, профессионально мобильной, функционально грамотной личности начинается в школе.

Целью профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, которая соответствовала бы личностным особенностям и запросам рынка труда. Если рассматривать профориентацию как систему взаимодействия личности и общества, в свою очередь, предполагается определенный характер этого взаимодействия.

Такая идея о равноправном взаимодействии личности и общественных структур в длительном процессе ее профессионального самоопределения предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой – создают адекватное представление о тех, социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые потребуется решать в будущем.

Таким образом, личность, будучи объектом профориентационных взаимодействий является одновременно субъектом профессионального самоопределения. Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие как количественную, так и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним. Способность к осознанному и уверенному выбору профессии тесно связана с формированием такого психологического качества, как образ “Я”.

Рассматривая профессиональное самоопределение как важнейший жизненный процесс, необходимо прослеживать его динамику, осуществлять регулирование, коррекцию и прогноз.

В ходе развития профессионального самоопределения личность школьника выступает в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности.

Основой оценки готовности быть субъектом выбора является представление о трех компонентах “ОБРАЗА “Я”:

  • когнитивном – “Я знаю”
  • эмоционально-оценочном – “Я отношусь”
  • поведенческом – “Я действую”.

Когнитивный компонент ” образа ” Я ” определяется уровнем личностной психологической компетентности, умением использовать психологические знания для понимания окружающей действительности и собственного поведения, своих индивидуальных особенностей, важных в избираемой профессиональной деятельности.

Эмоционально-оценочный компонент “образа Я” проявляется в способности оценить присущие ему психологические особенности, связанные с профессиональной деятельностью, проанализировать выбираемую профессию с точки зрения адекватности ее для себя.

Поведенческий компонент “образа Я” проявляется в программе самовоспитания и профессионального саморазвития личности, уровне ее сложности, продуманности соотнести ее с требованиями избираемой профессии.

Именно в школе формируются интересы и склонности обучающегося, определяется путь продолжения образования. Осознанно выбранный им профессиональный путь в старших классах является важным условием самореализации в будущем.

В качестве основного фактора обновления образования,

исходя из «Концепции модернизации российского образования» выступают запросы развития экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.

За последние годы взгляд на профессиональное самоопределение школьников несколько изменился, и изменения эти связаны с тем, что новая концепция предполагает введение уже основной

предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования. Переход к профильной школе позволяет рассматривать процесс профессионального самоопределения старших школьников поэтапно:

  • ВЫБОР ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
  • ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
  • ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

Формирование профессионального самоопределения старших школьников мы рассматриваем как организацию их деятельности на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения, в процессе которых каждый старший школьник осуществляет профессиональное самоопределение (через формирование профильных и профессиональных интересов ), выбор профиля обучения, а, в последствии, и выбор профессии. В подобном подходе рассмотрения процесса профессионального самоопределения приоритетные позиции занимает личность, ее планы, связанные со способностями, интересами, потребностями.

С другой стороны, этот процесс характеризуется двуплановостью: включает развитие способности старших школьников выбирать профиль обучения и будущую профессию путем самоанализа, анализа профессий, прохождение профессиональных проб и

одновременно предполагает оценку результатов выбора профиля обучения будущей профессии. Таким образом, профессиональное самоопределение старших школьников в процессе профильного обучения на современном этапе развития общества рассматривается нами, как целостный, долговременный процесс определения позиций личности в профессиональной деятельности на основе собственного желания, включающий в себя избирательно – положительное отношение личности к определенному профилю обучения и учебных, профильных и профессиональных интересов.

Формирование профессионального самоопределения старших школьников представляет собой совокупность последовательных операций, направленных на получение ими

  • знаний о человеке
  • о мире профессионального труда
  • соотнесение знаний о себе
  • знаний о профессиональной деятельности

и включает в себя несколько этапов:

  • изучение интереса старшеклассников к будущему профилю обучения
  • формирование представлений о себе и мире профессий
  • приобретение знаний, способствующих овладению выбранной профессией
  • соотнесение себя с профессией

Следует отметить, что социум, в котором формируется и реализуется профессиональные планы старших школьников, неодинаков. Воздействие мировых Экологических, демографических, экономических, военно-политических процессов отражается на их сознании, поведении и отношении к действительности. Поэтому необходимо отметить группы факторов, влияющих на формирование профессионального самоопределение личности: объективные и субъективные.

В качестве объективных факторов мы выделили: социально-экономические условия жизни людей, духовную культуру общества, средства массовой информации, наличие промышленных предприятий, сеть высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, средства массовой коммуникации.

В группу субъективных факторов мы отнесли: желание школьников получить высшее образование, мотивы выбора профиля обучения и профессии, интерес к профессии, способности, склонности, потребности, ценностные ориентации, сознательную потребность в получении знаний, их потребность в самопознании, самоутверждении, внутреннее побуждение старшеклассников к самореализации, определению жизненных перспектив, осознание личностью своих возможностей в достижении поставленных целей, направленность на будущую профессию.

На группу объективных факторов мы повлиять не можем, но их необходимо учитывать при формировании самоопределения старших школьников. Субъективные же факторы необходимо использовать для корректирования воспитательно-образовательного процесса школы, в целях повышения вероятности более осознанного выбора школьниками профиля обучения.

Как показало исследование, выбор профессии школьники считают важным этапом в становлении своих жизненных планов, поэтому, на наш взгляд, они положительно оценивают введение в школьном образовании предпрофильной подготовки профильного обучения.

Все это им поможет в выборе будущей профессии и получении высшего образования, которое является основным направлением в реализации их профессиональных планов.

В ходе эксперимента мы выяснили мнения учащихся о том, насколько они информированы о профессиях, о требованиях, предъявляемых профессией к человеку, о своих личностных качествах. Результаты изучения старшеклассников показали, что 30% не удовлетворены информацией о выбираемой профессии, но только 25% из них хотели бы получить дополнительную информацию, 45% школьников удовлетворены информацией о будущей профессии. С требованиями, которые профессия предъявляет к человеку, незнакомы 70% школьников (из них только 50% старшеклассников хотели бы с этими требованиями познакомиться), 30% такой информацией владеют.

Анализируя теорию и практику формирования профессионального самоопределения старшеклассников мы выделили 3 группы требований, которые могут обеспечивать формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения:

  • дидактические (создание учебной базы для проведения занятий и самостоятельной работы школьников )
  • организационные (к взаимосвязи учебных дисциплин на методическом уровне и формирование принципов личностно-деятельностного подхода )
  • методические (к разработке содержания внеурочной деятельности, к моделированию профессиональных ситуаций, в которых и формируется профессиональное самоопределение старших школьников).

Таким образом, формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения будет результативным, если определены педагогические условия.

  • моделирование формирования профессионального самоопределения
  • организация урочной и внеурочной деятельности
  • использование результатов исследования для корректирования
  • формирования личного профессионального плана.

Данные педагогические условия позволяют так организовать работу с учащимися, что возрастет интерес к учебным предметам, повышается ответственность как выбора профиля обучения так и профессии, а урочная и внеурочная деятельность по формированию профессионального самоопределения школьников приносит им удовлетворение, в результате чего старшеклассники составляют обоснованный личный профессиональный план и запасные варианты выбора профессии.

Профилизация старшей школы сегодня ставит перед учеником проблему раннего выбора пути продолжения образования, а перед школой встает задача педагогического сопровождения, поддержки подростка в принятии непростого решения, в становлении личностной готовности к выбору.

Таким образом можно предположить, что содержание каждого компонента профориентационнозначимой компетенции включает опыт деятельности и личностные качества, определяющие развитие и сформированность личности старшего школьника.

Это компетенции, которые относятся к самому человеку как к личности, к субъекту деятельности, общения, социальному взаимодействию человека, а также деятельности человека во всех ее типах и формах.

И в заключение хотелось бы вспомнить слова известного поэта-барда В. Высоцкого. В одном из его произведений есть очень хорошая мысль: главное в жизни – это выбрать свою «колею». И нет ничего хуже, если всю жизнь придется ехать, идти, плестись по чужой колее. Почти не сомневаюсь, что каждый молодой человек явно или тайно мечтает, что уж он-то сможет выбрать для себя ту жизнь, о которой он мечтал в детстве и юности. И у него все получится и в семейной жизни, и с выбором профессионального пути, если он попадет, как писал поэт, в свою «колею».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *