Должностная инструкция по специальности «Производитель работ (прораб)»
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
организационно – правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное
утверждать должностную инструкцию)
ПРОИЗВОДИТЕЛЯ РАБОТ (ПРОРАБА)
Данная должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности производителя работ (прораба)_____________________ (далее – «предприятие»).
Производитель работ (прораб) относится к категории руководителей.
Лицо, назначаемое на должность производителя работ (прораба) должно иметь высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.
Назначение на должность производителя работ (прораба) и освобождение от неё осуществляется на основании приказа директора предприятия по представлению
Подчиняется производитель работ (прораб) непосредственно
Если производитель работ (прораб) отсутствует, то временно его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.
В своей деятельности производитель работ (прораб) руководствуется:
- уставом предприятия и настоящей должностной инструкцией;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- организационно-распорядительными документами и нормативными материалами вышестоящих и других органов, касающимися производственно-хозяйственной деятельности участка (объекта);
- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
- приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);
- законодательными и нормативными правовыми актами по оплате труда.
Производитель работ (прораб) должен знать:
- проектно-сметную документацию на строящиеся объекты;
- строительные нормы и правила, технические условия на производство и приемку строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- формы и методы производственно-хозяйственной деятельности на участке (объекте);
- нормы и расценки на выполняемые работы;
- организационно-распорядительные документы и нормативные материалы вышестоящих и других органов, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности участка (объекта);
- организацию и технологию строительного производства;
- порядок хозяйственных и финансовых взаимоотношений подрядной организации с заказчиками и субподрядчиками;
- правила внутреннего трудового распорядка, а так же правила и нормы охраны труда;
- основы экономики, организации производства, труда и управления, законодательства о труде;
- систему производственно-технологической комплектации и диспетчеризации строительной организации;
- научно-технические достижения и опыт организации строительного производства;
- законодательные и нормативные правовые акты по оплате труда.
На производителя работ (прораба) возлагаются следующие функции:
Обеспечение получения технической документации на строительство объектов.
Обеспечение выполнения производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки.
Руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка.
Ведение учета выполненных работ.
Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда.
Принятие участия в сдаче законченных строительством объектов.
Представление установленной отчетности.
III. Должностные обязанности
Производитель работ (прораб) исполняет следующие должностные обязанности:
– за соблюдением норм переноски тяжестей, чистотыи порядка на рабочих местах,в проходах и на подъездных путях;
– заправильным содержанием и эксплуатацией подкрановых путей;
– заобеспечением рабочих мест знаками безопасности;
– за состоянием техники безопасности и принимать меры к устранению выявленных недостатков,нарушений правил производственной санитарии;
– за соблюдением рабочими инструкций по охране труда.
Руководит производственно-хозяйственной деятельностью участка.
Обеспечивает выполнение производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям с соблюдением проектов производства работ.
Принимает участие в сдаче заказчику законченных строительством объектов,отдельных этапов и комплексов работпо вводимым в строй объектам.
Готовит фронт работ для субподрядных(специализированных) организаций, а так же участвует в приемке от них выполненных работ.
Оформляет допуски на право производства работ в охранных зонах.
Устанавливает мастерам производственные задания по объемам строительно-монтажных и пусконаладочных работ, следит за их выполнением.
Организует производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями и другими нормативными документами.
Обеспечивает соблюдение технологической последовательности производства строительно-монтажных работ на участке.
Проводит мероприятия по повышению уровня механизации работ,внедрению новой техники,совершенствованию организации труда,снижению стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, экономному расходованию материалов.
Осуществляет работу по распространению передовых приемов и методов труда.
Обеспечиваетполучение технической документации на строительство объектов.
Оформляет заявкина строительные материалы,транспорт,средства механизации,материалы,конструкции,детали,инструмент,инвентарь иобеспечивает их эффективное использование.
Проводит инструктаж рабочих непосредственно на рабочем месте по безопасным методам выполнения работ.
Обеспечивает применение технологической оснастки (лесов, подмостей, защитных приспособлений,креплений стенок котлованов и траншей,подкосов, кондукторов и других устройств),строительных машин,энергетических установок, транспортных средств и средств защиты работающих.
Организует приобъектное складское хозяйство и охрану материальных ценностей.
Помогает рационализаторам.
Организует работу по повышению квалификации рабочих.
Проводит воспитательную работу в коллективе.
Обеспечивает соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, обращается с предложениями о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей.
Ведет учет выполненныхработ.
Занимается оформлением технической документации.
Агент торговый имеет право:
Обращаться к руководству предприятия:
– с требованиями оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав;
– cпредложениями по совершенствованию работы предприятияпо соответствующим вопросам.
Знакомиться с проектами решений руководства предприятия по вопросам его деятельности.
Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
Приостанавливать выполнение работ если оборудование неисправно, используются сырье и материалы ненадлежащего качества до устранения обнаруженных недостатков.
Производитель работ (прораб)несет ответственность:
В случае причинения материального ущерба, в пределах, которые определены уголовным, гражданским, трудовым законодательством РФ.
В случае совершения в процессе осуществления своей деятельности правонарушения, в пределах, которые определены уголовным, гражданским, административным законодательством РФ.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, которые предусмотрены настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством РФ.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Чарикова И. 11 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»Система характеристик и квалификационных требований к профессиональному облику будущих инженеров постоянно изменяется под воздействием механизма государственного регулирования, призванного обеспечить стране приток квалифицированных специалистов. В основе принятых образовательных стандартов остаются квалификационные характеристики обобщенных трудовых функций специалиста, которые позволяют сформировать у будущих инженеров необходимые для профессиональной деятельности компетенции. Профессиональная компетенция характеризует и описывает профессиональную роль инженера. Это вектор, максимально приближенный к эталону специалиста на конкретном витке развития промышленного производства. Вместе с тем динамизм в мире инженерных профессий и специфика современной инженерной деятельности требуют, на наш взгляд, обратиться к еще одному значимому вектору развития инженерного образования – образовательной проектности как совокупности профессионально-личностных качеств будущего инженера, обеспечивающих становление профессиональной компетенции и способности личности к самоорганизации, самопроектированию, саморазвитию как «проекта самого себя». Цель данной статьи заключается в обосновании педагогического содержания профессиональной компетенции и образовательной проектности будущих инженеров как двух взаимосвязанных и взаимообусловленных векторов развития инженерного образования. Предметом обсуждения многих педагогических исследований, посвященных модернизации и совершенствованию системы профессионального образования на основе компетентностного подхода, является вопрос: как достичь результата, когда будущий инженер будет испытывать потребность к самосовершенствованию на протяжении всей своей профессиональной деятельности? В статье излагается авторская позиция по данному вопросу. Сделан вывод о том, что только дуальность процесса развития профессиональных и личностных качеств будущих инженеров удовлетворит потребность современного общества в становлении креативного класса инженеров с активно-преобразующим отношением к техносфере. Смирнов С. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии. : Академия, 2000. 512 с. Атлас новых профессий 3. / Под ред. Варламовой, Д. Судакова. : Альпина ПРО, 2021. 472 с. Ильин Г. Проективное образование как работа с информацией // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). 88–94. Ажибекова К. , Ермаханов М. Проблемы инженерного образования в контексте реализации компетентностного подхода // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1. 391–394. Эльконин Б. Идентичность, потенциал и перспектива человека в реальности образования / От 15-ти и старше: новое поколение образовательных технологий. , 2006. 206–213. Щукина М. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. 7–22. Чарикова И. Научно-исследовательская деятельность как фактор развития образовательной проектности будущих инженеров // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. 149–153.
Процесс развития общества обусловлен сегодня прорывными достижениями инженерной деятельности, приемлемости, структурной и этической совместимости создаваемой техники и технологий с системой общечеловеческих ценностей. Для современного общества с его глобальными проблемами, цифровизацией и технологическими прорывами нужен инженер не только информационный, но и познающий и, что важно, осознающий, осмысливающий результаты своей деятельности. В этом процессе важны и личностные качества будущих инженеров, такие как гибкость, умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям, позитивное восприятие изменений в профессии, инициативность, самоорганизация и коммуникабельность. Только дуальность процесса развития профессиональных и личностных качеств будущих инженеров обеспечит эффективность обучения профессии в вузе.
Цель исследования заключается в обосновании педагогического содержания профессиональной компетенции и образовательной проектности будущих инженеров как двух взаимосвязанных и взаимообусловленных векторов развития инженерного образования. Мы понимаем, что дело, конечно, не только в терминологии, но и в реальных перспективах стратегического развития инженерного образования, определяемого данными терминами.
Материалы и методы исследования
Сегодня, как и ранее, механизм государственного регулирования в профессиональном образовании направлен на разработку новых и модернизацию существующих образовательных и профессиональных стандартов, с целью развития системы подготовки инженерных кадров, что в конечном счете обеспечит стране приток квалифицированных специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики. В основе принятых стандартов (в исследовании мы ориентируемся на профессиональный стандарт № 1460 от 21. 22 и федеральный образовательный стандарт по направлению подготовки 08. 01 «Строительство» № 481 от 31. 17) остаются прежние квалификационные характеристики обобщенных трудовых функций специалиста, которые позволяют сформировать у будущих инженеров необходимые для профессиональной деятельности компетенции.
Так, во ФГОС 3++ бакалавров по направлению подготовки 08. 01 «Строительство» универсальная компетенция УК-6 предусматривает способность студента управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Действующий ФГОС магистратуры по направлению подготовки 08. 01 «Строительство», также отражая необходимость самоорганизации и саморазвития обучающихся, включает профессиональную компетенцию по развитию способности будущего инженера осуществлять исследования объектов и процессов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства и, кроме этого, необходимость реализации научно-исследовательской работы при прохождении учебной и производственной практик.
Результаты исследования и их обсуждение
Обратимся к обоснованию содержательных характеристик дефиниции образовательная проектность как интеграции сложных понятий «проектность» и «образовательная», находящихся в определенном соотношении между собой, но имеющих свою специфику и логику собственного развития.
Термин «образовательный» в широком смысле понимается как предназначенный для образования, способствующий получению образования. В узком смысле мы рассматриваем это центральное педагогическое понятие исходя из его многоаспектной природы как результата, процесса, системы, культуры. Поскольку по отношению к конкретному студенту образование можно трактовать как процесс и результат его развития, воспитания, обучения, как культуру индивида, а проектность понимается нами как личностное качество, то позволим себе утверждать, что образовательная проектность, рассматриваемая в контексте когнитивного развития личности, представляет собой специфическое интегративное личностное качество. Его специфика проявляется в плоскости содержательно-смысловых трансформаций личности, обеспечивающих ее личностное и профессиональное саморазвитие, направленность когнитивных устремлений, ориентацию на развитие и реализацию креативных ресурсов, способности человека производить проектные взаимообусловленные изменения во внешнем мире и себе самом.
Образовательная проектность опосредует связь идеального и материального, их движение и неразделимость. Она выражает активность личности, причем активность новую, связанную с сознанием, процессом познания и творческими способностями человека. Сопоставляя два вектора развития инженерного образования, отметим, что образовательная проектность будущего инженера, в отличие от профессиональной компетенции, характеризует субъективные особенности отражаемой человеком картины мира, раскрывает личностный смысл профессионального мастерства.
Образовательная проектность – это особый уровень индивидуального (личностного) сознания, в то время как компетенция – это уровень соответствия внешнего заказа на совокупность знаний, умений, навыков и опыта деятельности студентов по отношению к реально существующему уровню развития техники и технологий в определенном временном промежутке эволюции.
В сравнении с профессиональной компетенцией динамизм образовательной проектности обусловлен влиянием особенностей индивидуального опыта, побуждений, системы личностных смыслов человека.
Компетенция сопряжена с требованием образовательных стандартов и квалификационных требований и максимально приближена к эталону специалиста на каждом витке развития промышленного производства.
В этой связи развитие образовательной проектности сопряжено с осмыслением новых личностных ориентиров, с самоорганизацией в процессе практической реализации профессиональных знаний и личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность. Для успешного становления в современном изменяющемся мире он призван жизненными обстоятельствами, личными и профессиональными запросами быть способным самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, добывать и творчески применять знания.
Процесс развития образовательной проектности рассмотрен нами как процесс самоорганизации будущих инженеров средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации. В качестве внутренних ресурсов развития образовательной проектности мы выделяем: личностные смыслы получаемых знаний; восхождение к личностным и профессиональным ценностям; поиск вариантов реализации смыслопорождения собственной проектной деятельности будущего инженера. В то время как компетенция – это внешний предприниматель (заказчик) предстоящей профессиональной деятельности.
В качестве обобщающего вывода обозначим следующие позиции по теме исследования. Целесообразность обращения к понятию образовательная проектность будущих инженеров определяется в большей степени тем, что профессиональное образование в современных условиях должно быть ориентировано не столько на передачу готовых знаний и обучению конкретным технологиям профессиональной деятельности под конкретные профессиональные формализованные ситуации, сколько развитию способности создавать новые инженерные проекты в условиях появления новых знаний и технологий. Следуя этой логике, одна из ведущих задач современного профессионального образования может быть определена как развитие способности будущего инженера чувствовать образ меняющегося мира и себя как части этого мира, готовности создавать продуктивные ответы на зачастую непредсказуемые проектные ситуации. Это влечет за собой развитие личностных качеств будущих инженеров, умения находить знания за пределами норм и стандартов, сковывающих мышление, готовности к встрече с неожиданностями и умения ответить на новые встречи инновационной проектной деятельностью. Педагогическое содержание понятия «образовательная проектность будущих инженеров» определяет направленность когнитивных устремлений личности на самопроектирование профессиональной жизнедеятельности и перспективность развития профессионально значимых качеств; обеспечивает конкурентное преимущество в освоении профессиональных компетенций; проявляется в профессиональном развитии и саморазвитии, в активно-преобразующем отношении к научным исследованиям. По нашему мнению, образовательная проектность будущего инженера связана с идеей опережающего «впередброскового» вектора развития личности в опыте проектной деятельности.
Мы убеждены, что реальные перспективы стратегического развития инженерного образования обуславливает взаимосвязь и дуальность векторов развития: профессиональной компетенции и образовательной проектности будущих инженеров. Вектор осознания личной проектной цели стать конкурентоспособным инженером, по нашему мнению, задает направление и определяет успешность вектора освоения профессиональных компетенций в пространстве университетского образования.
Библиографическая ссылка
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Профессия производитель работ пользуется спросом. Специалист этого профиля является неким связующим звеном между персоналом, непосредственно строителями и руководством строительной организации. Должность относится к управленческому аппарату. Вследствие этого человек, претендующий на такую должность, должен обладать определенным уровнем образования, иметь знания в области проведения строительных работ, разбираться в схемах и рабочих чертежах, что необходимо отобразить в резюме прораба.
Историческая справка
Искусство возведения зданий и сооружений зародилась в далекие времена. В те времена обучение строительной специальности происходило непосредственно на площадке мастерами, которые уже имели опыт в проведении данного вида работ.
В России, при правлении Петра І, было создано несколько архитектурных групп. В таких командах опытные архитекторы и строители обучали молодых людей основам черчения, арифметике и рисованию. Также проводились практические занятия. Если ученик успешно проходил обучение, то его возводили в ранг сержанта. Должность позволяла самостоятельно проектировать и возводить здания. После этого можно было дослужиться до должности гелеи, то есть производителя работ.
На сегодняшний день существует множество учебных заведений, подготавливающих строителей разных направлений. Чтобы стать в будущем прорабом, потребуется окончить среднее техническое заведение или строительную академию, институт с соответствующим направлением обучения.
Инструкция по составлению резюме прораба
Прежде всего претендент на должность прораба должен тщательно изучить требования работодателя к будущему сотруднику. Необходимо ознакомиться с общими правилами составления резюме.
На сегодняшний день резюме – это предварительная самопрезентация кандидата на работу. Рекомендуется просмотреть выложенные в интернете резюме прораба в строительстве. Образец всегда можно найти на сайтах с объявлениями о трудоустройстве. Ниже представлен один из примеров:
Опыт работы и образование
Даже отсутствие опыта работы не должно препятствовать составлению резюме. Наличие специального профильного образования – огромный плюс для претендента. Возможно, будет предложена первоначально должность мастера, с дальнейшей перспективой перевода на должность прораба.
Если опыт работы в области строительства есть, то обязательно следует его описать в резюме прораба. Начинать описание опыта работы следует с последнего места работы. Например:
Резюме прораба должно содержать не только стандартные должностные обязанности, к примеру, проверка строительной документации, составление графика проведения работ. Укажите другие, нестандартные функции, которые востребованы во многих строительных организациях. Это может быть умение работы на компьютере в специальных архитектурных и строительных программах, знание основ бухгалтерского учета.
Основные функции производителя работ
Если не знаете, как правильно сформулировать свои должностные обязанности, ознакомьтесь с образцами резюме прораба в строительстве. Как правило, выделяют следующие навыки:
- умение читать техническую документацию;
- организацию строительного процесса с соблюдением технологической последовательности проведения работ;
- составление актов на скрытые работы;
- постановку задач для мастеров и персонала;
- контроль за качеством материалов и проводимыми работами;
- проведение инструктажа для персонала;
- контроль за соблюдением персоналом правил охраны труда и техники безопасности, в особенности при проведении особо опасных и высотных работ;
- участие в подборе персонала на строительный объект;
- обеспечение строителей необходимыми материалами, оборудованием и техникой;
- подготовка документации для введения в эксплуатацию построенного объекта.
Достижения на прежних местах работы
Рекомендуется дополнить образец резюме прораба общестроительных работ достижениями, которые были на прежних местах работы. К примеру, за период возведения многоэтажного дома на предприятии ЧП «Строитель-2» было сэкономлено материалов на 7 % без утраты качества проведенных работ. Можно описать, что объект на конкретном предприятии был введен в эксплуатацию без каких-либо замечаний со стороны комиссии.
Дополнительное образование и навыки
Очень часто образец резюме прораба на работу содержит информацию об участии в выставках и конференциях, посвященных новым технологиям и материалам в сфере строительства. Если есть такая практика, то это следует обязательно указать.
Личная информация
Очень часто соискатели пренебрегают этим пунктом в своем резюме, а совершенно зря. Для многих профессий, включая и производителя работ, есть определенные навыки и умения, которые помогают построить карьеру. Для прораба важные следующие качества:
- умение улаживать конфликты, как с заказчиками, так и внутри трудового коллектива;
- настойчивость и стремление достичь поставленной цели;
- стремление к самообучению;
- требовательность к себе и своему персоналу;
- ответственность.
В заключение
Обязательно проверьте ошибки во всем тексте составленного резюме. Текст должен легко читаться и быть составленным стилистически правильно.
Не стоит верить стереотипам. Резюме прораба можно отправлять не только в строительные организации. Профессионалы в этой сфере нужны в архитектурных бюро и сметных организациях. По сути, прораб не только организует процесс на строительной площадке, но и может выполнять функции снабженца по обеспечению строительными материалами, проводить финансовые расчеты между подрядчиком и заказчиком, проверять выполненные работы подрядной организацией, соответствие сметы фактически выполненным работам.
Производитель работ может также заниматься индивидуальными работами, точнее искать самостоятельно заказчиков, к примеру для выполнения ремонта или возведения частного дома, с последующим наймом бригады строителей и подсобников.
Преимущества экзаменации
- Подтверждение своей профессиональной квалификации по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями.
- Успешно прошедшие экзаменацию мастера вносятся в базу данных профессионалов, доступ к которому предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям.
- После прохождения сертификации вы сможете пройти практику или найти работу как в России, так и зарубежом. Стандарты качества Worldskills приняты в 85 странах мира.
Экзамены проводятся для специальностей
Электрик
Модули экзамена:
Организация рабочего места. Коммуникации и межперсональные отношения. Решение проблем, инновации и креативность. Планирование и дизайн. Монтаж. Тестирование, отчет и ввод в эксплуатацию. Техническое обслуживание, поиск неисправностей, ремонт.
Сантехник
Модули экзамена:
Организация и управление работой. Компетенции общения и межличностных отношений. Планировать и адаптировать системы данной установки. Устанавливать кронштейны и изготавливать сборочные узлы. Подключать, проводить испытания и вводить в эксплуатацию узлы и приборы.
Плиточник
Модули экзамена:
Организация труда и самоорганизация
Решение проблем, инновационность и креативность
Установка и измерения
Подготовка
Закрепление
Маляр
Модули экзамена:
Организация труда и самоорганизация
Решение проблем, инновационность и креативность
Создание и понимание планов и технических чертежей
Наложение красок кистью и валиком
Оклеивание обоями
Отделка
Нанесение знаков/надписей
Мастер сухого строительства
Модули экзамена:
Организация труда и самоорганизация
Планирование
Сборка конструкции
Изоляция
Отделка гипсокартонных плит
Штукатурные работы
Создание и установка элементов декоративной лепки
Модули экзамена:
Организация труда и самоорганизация
Планирование
Решение проблем, инновационность и креативность
Создание и понимание планов и технических чертежей
Технологии и процессы
Геодезические приборы и инструменты трудовая дисциплина
Технадзор
Модули экзамена:
Организация труда и самоорганизация
Решение проблем, инновационность и креативность
Планирование
Проверка качества материалов
Нормы охраны труда и пожарной безопасности
Технические рекламенты
Отчетные документы
Укладчик напольных покрытий
Модули экзамена:
Организация труда и самоорганизация
Решение проблем, инновационность и креативность
Планирование
Подготовка
Особенности покрытий
Работа с де
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 мая 2022 года; проверки требует 1 правка.
Прораб (сокращение от «производитель работ») — должность руководителя среднего звена на стройке.
Должностные права и обязанностиПравить
Прораб осуществляет руководство строительством на своём участке или объекте. Он обеспечивает выполнение заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки, организует производство, обеспечивает соблюдение норм и правил техники безопасности и технологии производства, ведёт учёт выполненных работ, оформляет техническую документацию, участвует в сдаче объектов в эксплуатацию, устанавливает мастерам производственные задания по объёмам строительно-монтажных и пусконаладочных работ, контролирует их выполнение. Также в некоторых случаях прораб занимается закупкой стройматериалов, распределением и выплатой зарплат, взаимодействием с субподрядчиками.
На должность производителя работ (прораба) чаще назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.
На постсоветском пространстве, включая Россию, отличительным знаком прораба является белая каска. Его подчинённые, как правило, носят оранжевые, синие или жёлтые каски.
* Строительная площадка.
Должностные обязанности. Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка. Обеспечивает выполнение производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям с соблюдением проектов производства работ. Организует производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями и другими нормативными документами. Обеспечивает соблюдение технологической последовательности производства строительно-монтажных работ на участке. Осуществляет мероприятия по повышению уровня механизации работ, внедрению новой техники, совершенствованию организации труда, снижению стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, экономному расходованию материалов. Проводит работу по распространению передовых приемов и методов труда. Обеспечивает получение технической документации на строительство объектов. Составляет заявки на строительные машины, транспорт, средства механизации, материалы, конструкции, детали, инструмент, инвентарь и обеспечивает их эффективное использование. Ведет учет выполненных работ, оформляет техническую документацию. Участвует в сдаче заказчикам законченных строительством объектов, отдельных этапов и комплексов работ по вводимым в строй объектам. Приготавливает фронт работ для субподрядных (специализированных) организаций и участвует в приемке от них выполненных работ. Оформляет допуски на право производства работ в охранных зонах. Устанавливает мастерам производственные задания по объемам строительно-монтажных и пусконаладочных работ, контролирует их выполнение. Инструктирует рабочих непосредственно на рабочем месте по безопасным методам выполнения работ. Обеспечивает применение технологической оснастки (лесов, подмостей, защитных приспособлений, креплений стенок котлованов и траншей, подкосов, кондукторов и других устройств), строительных машин, энергетических установок, транспортных средств и средств защиты работающих. Следит за соблюдением норм переноски тяжестей, чистоты и порядка на рабочих местах, в проходах и на подъездных путях, правильным содержанием и эксплуатацией подкрановых путей, обеспечением рабочих мест знаками безопасности. Организует приобъектное складское хозяйство и охрану материальных ценностей. Контролирует состояние техники безопасности и принимает меры к устранению выявленных недостатков, нарушений правил производственной санитарии, соблюдение рабочими инструкций по охране труда. Обеспечивает соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей. Оказывает помощь рационализаторам. Организует работу по повышению квалификации рабочих и проводит воспитательную работу в коллективе.
Должен знать: организационно-распорядительные документы и нормативные материалы вышестоящих и других органов, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности участка (объекта); организацию и технологию строительного производства; проектно-сметную документацию на строящиеся объекты; строительные нормы и правила, технические условия на производство и приемку строительно-монтажных и пусконаладочных работ; формы и методы производственно-хозяйственной деятельности на участке (объекте); нормы и расценки на выполняемые работы; законодательные и нормативные правовые акты по оплате труда; порядок хозяйственных и финансовых взаимоотношений подрядной организации с заказчиками и субподрядчиками; систему производственно-технологической комплектации и диспетчеризации строительной организации; научно-технические достижения и опыт организации строительного производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.
Обязанности мастера участка включают в себя:
- руководство производственным подразделением;
- соблюдение сроков и объемов выполнения производственного задания, технологических процессов, устранение отклонений и нарушений;
- внедрение технологических процессов и передовых методов труда;
- контроль выполненных работ, оценку, производственный инструктаж рабочих по технике безопасности и правилам охраны труда.
Кто может быть мастером участка
Каждый утвержденный профстандарт отраслевого специалиста по организации производства (разработаны и утверждены для основных сфер экономики) в качестве начального профессионально-квалификационного звена содержит должностную позицию «мастер участка». Возможные названия штатной единицы и должностные обязанности мастера участка на производстве отражают отраслевую специфику. Должность организатора сварочного производства (профстандарт 40. 115) на этом уровне — прораб и начальник (участка, смены).
В производстве строительных работ (16. 025) они следующие:
Третий раздел приведенных в качестве примера профстандартов в самом начале содержит информацию, кто может исполнять обязанности мастера на производстве, — подпункт 3. 1 содержит профессионально-квалификационные требования к специалисту. Они приведены в табличной форме. В сварочном производстве более сложные условия допуска.
В строительстве требования чуть ниже — для выполнения должностных обязанностей мастера смены на производстве работ понадобится следующее:
Важно. В 2022 году ЕКСД используют, если нет разработанных профстандартов. Не все работодатели обязаны применять профстандарты. Они самостоятельно определяют название должностей в штатном расписании и перечень обязанностей, которые они делегируют работнику, кроме случаев, отдельно оговоренных в ФЗ РФ и отраслевых НПА (Письмо Минтруда России от 04. 2016 № 14-0/10/В-2253).
Справка. Действующее правило: если требования к квалификации, необходимой для выполнения определенной трудовой функции, обязанностей по должности, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами, работодатели обязаны пользоваться профессиональными стандартами (ФЗ-122).
Основная задача специалиста на позиции определяет, что входит в обязанности мастера участка, — сформулирована она в общих сведениях каждого профстандарта (первый раздел). Для наших примеров они следующие:
- сварочное производство — изготовление, монтаж, ремонт, реконструкция сварных конструкций (изделий, продукции) в соответствии с установленными требованиями к качеству;
- строительство — обеспечение соответствия результатов выполняемых видов строительных работ требованиям технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов, проектной и технологической документации.
Функции мастера участка
Участок на производстве любого вида — это подразделение, часть процесса, которое объединяет рабочие места по двум из принципов:
- технологическому — размещено однотипное оборудование;
- предметно-замкнутому — оборудование разнотипно, но размещено по ходу процесса.
Комбинация обязанностей старшего мастера на производстве (мастера участка) зависит от отрасли и специфики организации участка, его интегрированности в цех. Обязанности на участке фиксируются в инструкции. ДИ готовится и оформляется с учетом:
- положения гл. 43 ТК РФ;
- требования профстандарта;
- устава предприятия;
- локальных актов компании;
- ГОСТ Р 7.0.97-2016.
ДИ на основе профстандарта имеет особенность — трудовые функции, выполняемые специалистом, выделяются в отдельный раздел. Необходимые знания и умения, перечисленные в каждом трудовом действии (аналог обязанностей в привычном варианте ДИ), размещены в первом разделе или описываются внутри каждой трудовой функции.
Обязанности мастера участка по ведению работ в строительстве на основе профстандарта 16. 025 очень обширны — содержат семь трудовых функций (раздел III стандарта).
Для сварочного предприятия у мастера участка две функции, и выглядит это следующим образом.
Права и ответственность мастера участка
Для успешного выполнения должностных обязанностей мастера на предприятии специалист в любой сфере производства наделяется достаточными правами и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Они прописаны в заключительных разделах ДИ. Там же содержатся информация об использованных ЛНА, реквизиты профстандарта и порядок ознакомления сотрудника с документом.
Мастер строительного участка имеет право:
Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
Распоряжаться вверенными ему материальными средствами в пределах компетенции.
Инициировать и проводить совещания по вопросам организации производственной деятельности.
Запрашивать и получать от работников необходимую информацию, документы.
Инициировать и проводить совещания по производственно-хозяйственным вопросам.
Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.
Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т. ), соблюдения установленных норм; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценка качества исполнения своих трудовых функций.
Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.
Мастер строительного участка привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе исполнения обязанностей, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией и обязанностями осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Профессия прораб
Источник фото master1305/freepik
Любой производственный коллектив нуждается в грамотном руководстве. Особенно если речь идет о строительстве крупного объекта, над которым трудятся сотни специалистов. Грамотно распределить обязанности, наладить поставки стройматериала, составить графики, продумать логистику подвоза грузов, уладить споры и конфликты — это как раз то, что делает прораб. Именно под его руководством выполняется вся работа.
Что должен знать и уметь прораб?
Должен знать : организационно-распорядительные документы и нормативные материалы вышестоящих и других органов, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности участка (объекта), организацию и технологию строительного производства, проектно-сметную документацию на строящиеся объекты, строительные нормы и правила,
Какие обязанности у прораба?
Прораб (сокращение от « производитель работ ») — должность руководителя среднего звена на стройке