компетенция применительно к профессиональному образованию это

Проектирование от задач

В отличие от популярного способа разработки курсов от целей, где содержание программы подбирается под желаемый результат, в программах с матрицами компетенций проектирование происходит от задач. Этот способ позволяет обеспечить достаточную детализацию содержания программы.

Для этого разработчики курса собирают перечень задач, которые должен выполнять специалист. А затем определяют, какие знания и навыки необходимы для выполнения каждой из них. Например, навык продакт-менеджера «Продуктовый дизайн» выражается в умении выполнять следующие задачи: строить Customer Journey Map (CJM, или карту пути пользователя), составлять техническое задание для продуктового дизайнера, выстраивать с ним эффективную коммуникацию и других.

А поскольку компетенции предполагают практическое применение каждого навыка, то в таком курсе нет сухой теории. Каждый теоретический материал подкрепляется практикой. Так, для отработки задачи на построение CJM студент сначала изучает, что означает это понятие и как строится такая карта, а затем проходит практическое занятие, где под руководством преподавателя учится самостоятельно ее составлять.

Сфера применения уровней профстандартов

Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12. 2013 № 148н.

Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».

Уровни квалификации очерчивают круг требований:

  • к знаниям, навыкам и умениям сотрудников;
  • квалификационному уровню в зависимости от должностной ответственности и полномочий каждого сотрудника.

Модули и оценка компетенций

Как правило, профессиональное обучение — сложный и длительный процесс. Когда материалов, занятий и преподавателей много, легко запутаться. А по окончании бывает непросто собрать воедино все знания и сформулировать свои умения.

Модульный подход позволяет создать удобную и понятную структуру программы. Когда каждая компетенция в профессии на определенном уровне равна отдельному модулю курса, становится проще составить полную картину осваиваемых знаний.

А чтобы убедиться, что все необходимые знания освоены, на курсе есть паспорт компетенций. В нем учащийся оценивает владение каждым изученным навыком и в результате получает общий балл за каждую компетенцию. А итоговый результат может сопоставить с целевыми показателями по профессии на нужном уровне. Например, создание продукта — профильная компетенция продакт-менеджера и должна быть развита достаточно высоко. Целевой балл по ней — 50. Он складывается из оценок за умение составлять SWOT-анализ, проверять успешность MVP и других навыков. Оценив каждый из них, учащийся получит точный показатель своего уровня.

компетенция применительно к профессиональному образованию это

компетенция применительно к профессиональному образованию это

В результате выпускник курса получает подробный список своих умений и может использовать их при трудоустройстве. Может точно перечислить свои навыки в резюме, подобрать на их основе подходящие вакансии и предметно рассказывать о своих умениях на собеседовании.

Чем хороши компетенции

Компетенция — это универсальное понятие для рынка труда. Его используют в вузах для составления образовательных программ, в компаниях для найма и оценки персонала, а специалисты для планирования собственного профессионального и карьерного роста.

Компетенция подразумевает способность применять знания, навыки и личностные качества для работы в конкретной области.

Например, компетенциями продакт-менеджера будет исследование аудитории, работа с аналитикой, применение методологий проектного управления и многие другие. Весь набор компетенций специалиста объединяется в матрице или модели компетенций. И современные компании все чаще их используют. С их помощью оценивают уровень сотрудников по отдельным должностям, обучают необходимым навыкам и предлагают возможные пути карьерного развития.

Матрица позволяет составить подробный список компетенций специалиста, разложить их на конкретные действия и сформулировать точные критерии оценки его умений. Поэтому она отлично подходит для целей профессионального обучения.

компетенция применительно к профессиональному образованию это

A−
A=
A+

Квалификация и ее уровни – важные элементы сопряжения сфер труда и профессионального образования

компетенция применительно к профессиональному образованию это

УДК 331. 102. 323

ЭКОНОМИЧЕНСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Economic Policy of the State

КВАЛИФИКАЦИЯ И ЕЕ УРОВНИ – ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

СОПРЯЖЕНИЯ СФЕР ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

THE QUALIFICATION AND ITS LEVELS ARE IMPORTANT ELEMENTS PAIRING THE AREAS OF EMPLOYMENT AND PROFESSIONAL EDUCATION

Волошина И. , кандидат психологических наук, директор по развитию системы профессиональных квалификаций, Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минтруда России

Новиков П. , доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Центр методологии бухгалтерского учета, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России

Irina A. Voloshina

Research institute of labour and social insurance, Moscow, Russian Federation

Petr N. Novikov

Scientific and research financial institute, Moscow, Russian Federation

Тема. Для развития рынка труда, как системы социально-экономических отношений при формировании и реализации спроса и предложения на рабочую силу различной квалификации, весьма актуальным является четкое понимание трактовки, объема и содержания таких понятий как «квалификация», «уровень квалификации», применяемых в сфере труда и профессионального образования.

Цели. Показать наличие и развитие возможностей, связанных с процессами разработки профессиональных стандартов, квалификаций и их официального признания, в целях формирования Национальной системы квалификаций, комплексной оценки востребованности выпускников образовательных организаций определенной квалификации, а также последующего обоснования бюджетных средств, выделяемых на их профессиональное образование.

Методология. В настоящей работе с помощью метода системного анализа, структурно-аналитического метода, метода экспертных оценок рассмотрены различные аспекты категории квалификация, понятия уровня квалификации, предложены подходы к возможным направлениям более эффективного сопряжения сферы труда и непрерывного профессионального образования, повышения степени их гармонизации.

Результаты. Раскрыты объем и содержание понятий квалификации и уровня квалификации, основанных на профессиональных стандартах. Показаны различия между квалификациями выпускников образовательных организаций и квалификациями работников. Предложены соответствующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Выводы и значимость. Сделанные выводы направлены на совершенствование нормативной правовой базы в части понятий квалификации и ее уровней, на более четкие требования к профессиональным квалификациям при их оценке (сертификации), на снижение диспропорций между квалификациями, требуемыми работодателями, рынком труда, и имеющимися у выпускников образовательных организаций, работников. Это является одним из приоритетных направлений в сфере национальных интересов.

Theme. For the development of the labour market, as a system of socio-economic relations in the formation and implementation of supply and demand for labour with different qualifications, it is highly relevant is a clear understanding of the interpretation, the scope and content of such concepts as “qualification”, “skill level” used in the field of labour and professional education. Objectives. Show availability and development opportunities associated with the development processes of occupational standards, qualifications and their official recognition, in order to form a National system of qualifications, a comprehensive assessment of the demand for graduates of educational organizations with specific skills, as well as subsequent justification of budget funds allocated for their professional education.

Methodology. In this paper, by using the method of system analysis, structural-analytical method, method of expert evaluations considered various aspects of the qualification categories, the concepts of qualifications, proposed approaches to possible directions of more effective conjugation of the workplace and continuous professional education, increasing degree of harmonisation.

Results. Disclosed the scope and content of the concepts of skills and qualifications based on occupational standards. Shows the differences between the qualifications of graduates of educational institutions and qualifications of employees. Proposed appropriate changes to the Labour code of the Russian Federation.

Conclusions and significance. The conclusions are aimed at improving the legal framework in terms of qualification and its levels, clearer requirements for professional qualifications in their assessment (certification), to reduce imbalances between the qualifications required by employers, the labour market, and graduates of educational institutions, employees. This is one of the priority directions in the sphere of national interests.

Ключевые слова: квалификация, профессиональная квалификация, уровни квалификации, сфера труда, профессиональное образование, профессиональный стандарт.

Keywords: qualification, professional qualification, qualification levels, employment, vocational education, professional standard.

Квалификация в английском языке трактуется как guality – качество, в смысле степени проявления достоинств; в ср. латинском языке – gualificatio от латинского gualis – какой, какого качества, + facere – делать.

В научной и методической литературе, различных словарях подходов к пониманию квалификации, как важнейшей социально-экономической характеристики человека, как характеристики его профессиональной деятельности или подготовленности к ней, соответствующих определений этого понятий достаточно много. Приведем только некоторые из них, где квалификация рассматривается в формальном (уровневом), содержательном и оценочном ракурсах.

Приведем ряд словарных определений рассматриваемого понятия квалификации:

Как видно, приведенные определения характеризуют, в основном, квалификацию работника. Поэтому, с точки зрения содержания, это понятие в большинстве из перечисленных выше словарных изданий трактуется и как синоним профессии, включая составляющие ее трудовые функции, умения, знания.

В самой системе профессионального образования дополнительная проблема возникает при одновременном использовании в документах разных пониманий термина «квалификация». В перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования и перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования указаны, например, следующие квалификации: академический бакалавр, прикладной бакалавр, преподаватель, магистр, инженер-строитель, специалист по защите информации; техник, техник-технолог, техник-спасатель; маляр строительный, облицовщик-плиточник и т. В перечне профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, в графе «квалификация» для профессий рабочих указаны квалификационные разряды, для должностей служащих – категории, классы квалификации.

Анализ различий в двух  приведенных официальных определениях подтверждает сделанный ранее вывод о некотором различии в объектах применения и направленности квалификации выпускника и работника. Это дает основание говорить о различии и в содержании уровней их квалификации. К уровню квалификации мы еще вернемся, здесь же только заметим, что, во-первых, употребление этого словосочетания вызывает определенные логические вопросы, поскольку это звучит как уровень уровня знаний, умений, навыков и т. , а, во-вторых, его использование в паре с термином «квалификация» приводит к пониманию последней только как содержательной (качественной) характеристики.

Рассмотрим следующее понятие – «профессиональная квалификация», которое и раньше использовалось в нашей стране, а в последнее время употребляется все чаще. Так, это понятие уже фигурирует в ряде проектов нормативных правовых актов, в части в проекте закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», хотя и здесь во главу угла поставлены знания, умения, навыки, а не уровень профессиональной деятельности. То же относится к определению понятия профессиональной квалификации, данному в документах, утвержденных Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (Протокол № 10 от 20. 2015 г. ): знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы физического лица, необходимые для выполнения определенной трудовой функции. В любом случае профессиональная квалификация выпускника, работника, другого физического лица может быть получена в результате профессионального обучения и(или) профессионального образования (основного и(или) дополнительного и(или) опыта работы, а ее подтверждение планируется осуществлять в ходе специального профессионального экзамена.

При этом профессиональные квалификации, как обобщенные единицы сертификации, должны четко «вытекать» из профстандартов. Это необходимо для определения набора трудовых функций, выполнение которых подлежит сертификации (оценке), и он может быть различным для разных профессиональных квалификаций.

Показатель «Полномочия и ответственность» должен определяться степенью самостоятельности профессиональной деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства. Нам представляется, что этот показатель, включающий в себя в вышеназванном документе в зависимости от уровня квалификации либо индивидуальную ответственность, либо ответственность за решение поставленных задач, за результат деятельности группы работников подразделения, организации, крупной организации, отрасли, на национальном или международном уровнях, может быть дополнен (хотя бы на высших, восьмом и девятом, уровнях) параметром ответственности за последствия принимаемых решений.

Квалификация всегда является, как отмечалось, результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта. Основные пути достижения уровня квалификации представляют типичные для современной России образовательные траектории, ведущие к определенной квалификации. Практический опыт может быть получен как в процессе освоения различных образовательных программ, так и в процессе трудовой и жизненной деятельности человека.

Будучи обобщенным описанием, рассматриваемые уровни квалификаций нацелены на обеспечение межотраслевой сопоставимости квалификаций. В то же время единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфика различных видов профессиональной деятельности, выявленной на основе структурно-функционального анализа. Это может быть осуществлено с помощью рамок квалификаций областей профессиональной деятельности (отраслевых рамок квалификаций – ОРК). Этот вопрос сейчас также активно прорабатывается. Приведем один из подходов.

Под отраслевой рамкой квалификации понимается документ, обеспечивающий определение и систематизацию перечня профессиональных квалификаций, относящихся к конкретной области профессиональной деятельности, и формирование характеристики профессиональных квалификаций (профессионального(ых) стандарта(ов)) в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности. Предлагаемый макет ОРК состоит из трех разделов: реестр профессиональных квалификаций области профессиональной деятельности; профессионально-квалификационная структура области профессиональной деятельности; описание уровней (подуровней) профессиональной квалификации. Каждый из разделов детально структурирован. Разработку и ведение ОРК целесообразно осуществлять советам по профессиональным квалификациям в соответствующей области профессиональной деятельности под общей эгидой Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

На основе изложенного материала приведем следующие основные выводы.

Изменяющиеся потребности общественной практики вызывают необходимость в улучшении адаптации квалификаций и их уровней, как сложных объектов, через

Как работает матрица компетенций в обучении

Образовательная программа, построенная с помощью матрицы, состоит из набора компетенций, необходимых в конкретной профессии. Например, курс продакт-менеджера включает: обучение методологиям гибкого управления проектами, созданию продукта, проведению продуктовых исследований и другим компетенциям.

компетенция применительно к профессиональному образованию это

Каждая компетенция раскладывается на отдельные навыки. Так, создание продукта предполагает описание идеи, формулировку цели, анализ аудитории, рынка и конкурентов, применение инструментов Lean Startup.

компетенция применительно к профессиональному образованию это

Каждый навык в свою очередь состоит из конкретных задач, которые специалист должен выполнять в своей работе. Например, одна из задач при анализе рынка — составить SWOT-анализ. А уже каждой задаче соответствуют необходимые для овладения ей теоретические материалы и практические задания.

Чтобы создать понятную структуру курса, мы добавили к матрицам модульный подход. Так что каждая компетенция упаковывается в один модуль. Навыки внутри него становятся занятиями, а задачи — отдельными заданиями.

Кем и как могут разрабатываться профстандарты

В соответствии со ст. 195. 1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.

Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.

Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22. 2013 № 23.

Обязательно применять профстандарты? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта с ссылками на нормативную базу.

Что получает учащийся по матрице компетенций

В результате на курсе с применением матрицы компетенций учащийся получает:

  • Только актуальные знания. Он не тратит время на освоение устаревших методик и редко используемых инструментов, а изучает только то, что пригодится на рынке труда.
  • Применимые в работе навыки. Студент не изучает теорию ради теории. А учится на основе реальных рабочих задач и понимает, зачем нужен каждый конкретный навык.
  • Структурированные знания. Учащийся получает четкий список навыков, которые необходимо освоить, и понимает, как они связаны между собой. А после обучения может оценить, в какой степени ими овладел, и презентовать их работодателю.

Чтобы этого добиться, при разработке программы применяется несколько подходов.

компетенция применительно к профессиональному образованию это

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *