Модуль 4. Индивидуальная проектная деятельность в контексте ФГОС СОО
Индивидуальный проект – это отдельный предмет, самостоятельная работа обучающегося, которая выполняется в 10-11 классах и затем представляется на защиту.
Целью учебного предмета «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:
Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить старшеклассникам широкий перечень тем проектов, обеспечить их ресурсной базой. Проект может быть профориентационным и выполняться в рамках практически любого профиля — технологического, гуманитарного, социально-экономического и других. Школа может организовать преподавание нового предмета силами учителей, а может привлечь социальных партнеров — организации профессионального и дополнительного образования, в том числе кванториумы, научные институты, предприятия из сферы бизнеса.
Важно, что если в основной школе ученики выполняют проекты и исследования, опираясь на учебные предметы, то в старшей школе проекты и исследования становятся межпредметными и полидисциплинарными.
Старшеклассник самостоятельно формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает ресурсы, определяет критерии успешности проекта. Презентацию результатов можно проводить не только в школе, но и в том социально-культурном пространстве, где проект разворачивается, — например, в сообществе деловых людей.
Защита проекта проходит в два этапа. В самом начале нужно защитить тему — проектную идею, а в конце — реализованный проект. На защите темы нужно обсудить ее актуальность, положительные эффекты и возможные риски реализации, материальные и нематериальные ресурсы и другое. На этом этапе возможна корректировка темы, чтобы проект действительно стал реализуемым.
Ребенок может подойти к выбору темы формально, — например, проект под названием «Борьба с алкоголизмом» не имеет смысла. Другое дело, если тема конкретизируется, бороться с алкоголизмом предлагается в рамках конкретной общности, и автор проекта может объяснить, зачем это нужно.
Поскольку в одном классе дети могут выбирать проекты самой разной тематики — как технической, так и гуманитарной, то общие принципы их выполнения учитель может объяснять всему классу одновременно. Если же поток разделен на профили, то индивидуальному проекту можно уделить внимание в рамках профильного предмета. На это выделяется 70 часов в течение двух лет.
Вести курс «Индивидуальный проект» может любой учитель, а также работники социальных партнеров — организации профессионального и дополнительного образования, в том числе кванториумы, научные институты, предприятия из сферы бизнеса. Предполагается, что у каждого выпускника школы в аттестате будет стоять оценка за индивидуальный проект и указана его тематика.
Индивидуальный проект направлен на выполнение требований Федерального закона от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании». Согласно п.3 ст.66 данного закона, среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Исходя из этого индивидуальный проект может быть разной направленности (предметный, межпредметный, творческий, инженерный) по выбору обучающегося. Индивидуальный проект предполагает сформированность всех универсальных учебных действий, которые являются частью метапредметного и личностного результатов.
В основу нормативной базы нового предмета входит Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования и примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
Занятие 2. Индивидуальный проект в структуре основной образовательной программы и в учебном плане
До 23.09.2022 года во ФГОС СОО индивидуальный проект выполнялся обучающимися в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенным учебным планом. Тогда индивидуальный проект представлялся в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.
Как теперь: согласно п. 18.3.1. обновленного ФГОС СОО в учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Но, если у обучающихся 10 класса в учебном плане нет предмета «Индивидуальный проект», то в данный момент в срочном порядке изменения в учебный план вносить не нужно, этот предмет у таких ребят появится в 11 классе.
На уровне среднего общего образования курс «Индивидуальный проект» является обязательным и представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО учебный курс «Индивидуальный проект»:
1) входит в обязательную часть учебного плана среднего общего образования;
2) представлен в части учебного плана, формируемой участниками образовательный отношений (ведется 2 года).
Количество часов, предусмотренное учебным планом среднего общего образования в ПООП СОО на индивидуальный проект, может быть увеличено при соблюдении требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (не более 34 часов при пятидневной неделе) и ФГОС СОО (количество учебных занятий за 2 года обучения на одного обучающегося — не менее 2170 часов и не более 2516 часов).
Занятие 3. Опыт организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе
Татьяна Эдуардовна Мангер и Елена Александровна Белова, преподаватели ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», предлагают следующую схему работы над индивидуальным проектом.
Первый блок: «погружение» в проектную деятельность. Используется рефлексивный прием «Мысли во времени»: обучающиеся в форме свободного письма записывают свои мысли, которые возникли после произнесения фразы «Проектная деятельность». Длительность письма составляет 5 минут. Затем они делятся отрывками текста и обсуждают, что такое проектная деятельность, и какими знаниями и умениями должен обладать учащийся для успешного завершения проекта.
На этом этапе необходимо уделить внимание повторению материала: анализу различных типов проектов, их структуре и содержанию. В завершении блока проводится форсайт-сессия, где на примере известных русских народных сказок в игровой форме учащиеся выявляют проблемы героев и пути их решения, к примеру, предлагают эффективные способы вытягивания ния репки, нестандартные рецепты теста для выпечки Колобка и др.
Второй блок: «погружение» в исследовательскую деятельность. Учащиеся знакомятся со строением и структурой. Как и в первом блоке используется рефлексивный прием «Мысли во времени» после произнесения фразы «Исследовательская деятельность». В завершении блока учащиеся составляют опорную схему сходств и различий проектной и исследовательской деятельности.
Третий блок: развитие поисковой и аналитической деятельности. Первая серия практических работ предполагает знакомство с научной электронной библиотекой elibrary.ru и другими электронными источниками информации, где учащиеся:
Особое внимание уделяется цифровой гигиене.
Целью второй серии является оказание помощи учащимся в поиске тематического поля. Для этого ребята составляют список статей по заданному ключевому слову, проводят анализ их названий, группируют по определенному признаку и делятся предположениями о существующих пробелах, которые, по их мнению, необходимо исследовать в той или иной области.
Эта работа предполагает три уровня деятельности:
Для увеличения продуктивности можно подобрать ключевые слова из близких учащимся областей. К примеру, проанализировав статьи по ключевому запросу «Социальные сети», класс придёт к выводу, что большую часть ученых привлекают вопросы использования той или иной социальной сети в качестве
При этом можно сделать предположение, что стоит уделить внимание не только влиянию обработки фотографий и композиционных приемов на увеличение уровня охвата, но и рассмотреть зависимость уровня доверия посетителей профиля от визуальной составляющей профиля. Кроме того, могут появиться неожиданные вопросы, например: возможно ли повысить уровень подготовки к ЕГЭ по информатике, если регулярно проводить образовательные онлайн-квесты, используя ресурсы социальных сетей?
Четвертый блок: закрепление отличительных характеристик объекта и предмета исследования. Как показала практика, большая часть учащихся не разграничивает данные понятия или испытывает затруднение в их формулировке. Занятия носят комбинированный характер: кроме лекционного формата, используются разнообразные игровые механики в рамках разминки либо закрепление материала.
Например, можно провести серию игр, в которой предложить реальную тему проекта, а учащимся необходимо определить объект и предмет исследования, либо наоборот, когда объект и предмет известен, а учащиеся рассуждают над возможной формулировкой темы. Игровую механику можно реализовать с помощью специальных сервисов kahoot.com и mentimeter.com. Для этого проецируется вопрос на доску и на экраны смартфонов обучающихся, ребята должны либо выбрать подходящий из предложенных вариантов ответ, либо написать ответ самостоятельно. В завершении игры полученные результаты обсуждаются.
Пятый блок: выработка навыков планирования и целеполагания. Первая часть – осмысление проблемы и формирование цели. Учащимся предлагалось подготовить публичное выступление в формате «Вопрос-Ответ» по следующему списку:
1) чего нужно достичь в результате работы над проектом?
2) почему это сделать необходимо? Как это поможет обществу?
3) каков механизм достижения цели?
4) какой планируемый результат?
5) как будет происходить оценка степени достижения целевых показателей/цели?
В ходе обсуждения выявляются следующие распространенные ошибки:
1) постановка невыполнимой цели;
2) отсутствие инструментария для оценки степени достижения целевых показателей.
Вторая часть – визуализация этапов проекта/исследования с наименованием мероприятий на каждом из этапов и ожидаемых результатов по завершении каждого из них с помощью специального сервиса mindmeister.com.
Шестой блок: развитие презентационных и коммуникативных навыков. Учащимся презентуют перед классом тему проекта/исследования. Основные позиции, которые освещаются во время выступления:
После выступления ребята:
Взаимодействие учащихся с докладчиком осуществляется через сервис mentimeter.com. Эта платформа представляет разнообразные возможности для сбора развернутой информации. При этом ответы участников демонстрируются на экране в режиме реального времени. Использование платформы для взаимодействия обосновывается следующим:
Седьмой блок: выработка навыков работы с научной и учебной литературой; академического письма. Учащиеся знакомятся со структурой научных статей, морфологическими, лексическими и синтаксическими особенностями научного стиля, ГОСТом «Реферат и аннотация», особенностями контент-анализа литературы. К основным практическим работам данного этапа относятся:
Восьмой блок: знакомство с организацией и проведением экспериментальной части исследования, проработкой итогового продукта. Учащиеся знакомятся с эмпирическими методами исследования, способами обработки и оформления данных, понятиями «критерий» и «показатель». Первая часть практических работ проходита в формате дискуссий, где учащиеся демонстрируют «карту эксперимента», оформленную на сервисе mindmeister.com. Данная карта включает цель и план проведения экспериментальной части, используемые методы исследования, критерии оценки целевых показателей и методы обработки данных.
Вторая часть практических работ готовит учащихся к публичному выступлению и носит интегрированный характер. Можно провести мастер-класс по ораторскому искусству, познакомить с тенденциями оформления презентаций, полезными сервисами, дать рекомендации по правильному размещению информации и визуализации данных на слайде. В заключительной части можно предложить разбиться на пары и разработать буклеты о правилах оформления презентаций. Итогом данного этапа является апробация полученных результатов на научно-практической конференции.
Девятый блок: доработка исследования/проекта с учетом замечаний и предложений, оформление текста работы, публичная защита перед комиссией и учащимися, подведение итогов и анализ выполненной работы.
На каждом этапе проводятся индивидуальные консультации по возникшим у учащихся вопросам.
Диагностика профдефицитов
На современном этапе нарастающие темпы научно-технического прогресса, цифровизации общества и преобразований в системе образования обуславливают потребность в непрерывном профессиональном развитии.
Чтобы это развитие было результативным, важно в начале определить его ориентиры путем диагностики.
Диагностика профессиональных компетенций рассматривается как комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями.
Диагностика может включать два аспекта: самоанализ и внешняя оценка. Результаты диагностики включают как достижения, так и выявленные профессиональные дефициты.
Профессиональные дефициты – это осознанные или неосознанные ограничения в профессиональной компетентности, которые создают препятствия к эффективному осуществлению профессиональных действий.
Существуют разные возможности для прохождения диагностики профессионального развития.
ПОЛОЖЕНИЕ О ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕНТРЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
На федеральном уровне:
– диагностика федерального уровня;
Оценка компетенций учителей (далее ОКУ) проводится организованно во всех субъектах Российской Федерации и строго в период, указанный в графике, необходима запись через регионального координатора.
В 2022 году диагностику предметных и методических компетенций проходили учителя по следующим учебным предметам: русскому языку, литературе, математике, физике, химии, биологии, истории, обществознанию, географии, информатике, претендующие на вхождение в региональные методические активы и слушатели дополнительных профессиональных программ, реализуемых ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
– диагностика Академии Минпросвещения России;
С 4 апреля по 19 мая 2023 года на платформе Академии Минпросвещения России Цифровая экосистема ДПО проводилась диагностика, нацеленная на определение уровня предметных компетенций педагогов (математика, русский язык, химия, биология, физика), ИКТ-компетенций, а также управленческих компетенций руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций.
Участие в диагностике было добровольным, каждый желающий педагог мог пройти диагностику в личном кабинете, предварительно зарегистрировавшись на сайте https://education.apkpro.ru/.
Результат диагностики доступен в личном кабинете каждого тестируемого на платформе и поможет педагогу определиться с дальнейшим направлением развития, выбрать полезные курсы повышения квалификации и другие мероприятия для профессионального роста.
После обработки и анализа Академией Минпросвещения итоги диагностики в обезличенном виде были направлены в регион.
Всего от Рязанской области в диагностике всех видов приняли участие 341 педагог.
Аналитическая справка по результатам диагностики профессиональных компетенций педагогических работников Рязанской области на платформе Академии Минпросвещения Цифровая экосистема ДПО
На региональном уровне:
– региональная диагностика на портале цнппм62.рф;
Диагностика проводится организованно для слушателей, зачисленных на курсы с построением индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ) по заявкам от муниципальных органов управления образования. Заявки на участие принимаются централизованно в феврале-марте, диагностика и построение ИОМ на учебный год производится в сентябре – октябре. В соответствии с конкретными текущими задачами могут планироваться и другие виды и сроки проведения ИОМ.
Диагностика включает в себя 10 предметных заданий, 10 методических заданий, 10 заданий – психолого-педагогического и коммуникативного содержания, 5 – нормативно-правового содержания и 5 заданий по ИКТ.
Полученные результаты диагностики используются при проектировании индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Полный (расширенный) ИОМ включает в себя несколько этапов:
1. Входная диагностика, анализ дефицитов, выдача рекомендаций на платформе.
2. Прохождение курсов повышения квалификации по модульной оптимизированной программе.
3. Промежуточная диагностика по остаточным знаниям, анализ дефицитов, выдача рекомендаций на платформе.
4. Сравнение и анализ результатов входной и промежуточной диагностики.
5. Рекомендации по участию в вебинарах по тематике, соответствующей выявленным дефицитам (размещаются в личном кабинете на платформе).
6. Участие в дополнительных образовательных мероприятиях по тематике выявленных дефицитов на уровне ОУ.
7. Получение сертификата о полном прохождении ИОМ (формируется на платформе и доступен в личном кабинете слушателя).
– локальная входная диагностика на курсах повышения квалификации;
Входная диагностика на курсах повышения квалификации проводится с целью анализа уровня подготовленности группы к изучению материалов конкретной программы. Предназначена для оптимизации содержания изучаемого материала, деления слушателей на группы и подгруппы по уровню и направлению подготовки и профессиональных компетенций. Результаты входной диагностики помогают педагогу – слушателю курсов определить дальнейшие пути развития профессиональных компетенций.
Аналитический отчет о результатах диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров и реализации ИОМ на платформе «Успех учителя» цнппм62.рф
Другие возможности прохождения профессиональной диагностики:
Интенсив «Я Учитель» Интенсив «Я Учитель» 3.0 (yandex.ru)
– это бесплатные онлайн-диагностики компетенций учителей 1–11 классов.
Диагностика включает 4 онлайн-теста по гибким компетенциям:
– цифровые компетенции педагога (владение цифровыми технологиями и методиками их применения, умение формировать цифровую образовательную среду, навыки цифровой коммуникация и умение ее организовать, понимание, что такое информационная безопасность и цифровая этика)
– компетенции успешного современного учителя (ориентация на результат, анализ своих действий, индивидуальный подход к каждому ученику, умение создавать в классе здоровую атмосферу, умение сотрудничать с коллегами, умение формировать развивающую среду)
– умение формировать у учеников функциональную грамотность (компоненты функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции)
– работа с трудным поведением (выявление трудного поведения, реагирование на проявления трудного поведения, анализ причин трудного поведения, выстраивание стратегии работы с трудным поведением, анализ своей работы с трудным поведением)
Тесты разработаны Яндексом совместно с ведущими экспертами (МГПУ, ЭКОПСИ), задания представлены в виде практических кейсов.
По итогам диагностики выдаются рекомендации и материалы (курсы повышения квалификации по данной теме, вебинары и видеоролики, статьи).