комплексное формирование профессиональных компетенций

Система СПО нуждается в кардинальных изменениях. Быстрая смена и действующего государственного образовательного стандарта, уже и ФГОС 4+, явно показала их несостоятельность, так как  не получили  желаемого результата.

Активно развивающееся международное некоммерческое движение WorldSkills-  это инструмент для оценки профессиональных стандартов,  это демонстрация технологий будущего,  появляется уникальная возможность ранней профессиональной ориентации

Программа внедрения стандартов WorldSkills предполагает корректировку программ учебных дисциплин, профессиональных модулей и всех видов образовательной деятельности обучающихся для участия их в соответствии со стандартами WorldSkill

Однако мы  увидели некоторые противоречия- затруднения текущего момента:

Оснащение конкурсных мест даже чемпионата страны (мира) принципиально отличается от существующего оснащения лабораторий  Якутского колледжа связи и энергетики и учебных заведений в России, с чем и мы столкнулись. Трудно было составить практическое задание по технологии WorldSkills, не имея должного ресурсного обеспечения, сложность задания превышает требования образовательных стандартов РФ. в профессиональных стандартах WS трудовые функции представлены намного шире, чем виды профессиональной деятельности в ФГОС.

WS,  является одним из немногих эффективных инструментов для формирования профессиональных компетенций, повышения престижа и популяризации рабочих профессий и организации профессиональной подготовки , качеству труда и владению передовыми профессиональными технологиями.

Новые направления в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого.

В материалах ФГОС указано, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и т.

Овладение методами и приемами воспитательной работы со студентами, творческое применение их во внеклассной работе, поиск новых, наиболее рациональных методов воспитания и совершенствование –главная задача каждого куратора, ведь термин кура́тор от лат. curator,—( попечение) — тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом, в нашем случае это работа по созданию у наших студентов благоприятного морально-психологического климата в процессе обучения и развития.

Цель внеурочной деятельности-создание условий для становления компетентной, творческой личности обучающихся, достижения ими необходимых для жизни в обществе социального опыта и навыков. Формирование у обучающихся положительной «Я-концепции»

Условиями эффективности внеурочной работы являются следующие условия:

– добровольность участия;

-сочетание самодеятельности и инициативы студентов с направляющей ролью преподавателя;

– четкая организация и тщательная подготовка мероприятий;

– педагогическое стимулирование активности студентов;

Реализация внеурочной деятельности строится на различных принципах, таких как:

– принцип системности;

– принцип креативности;

– принцип системности и социальной значимости;

Но есть еще один очень важный принцип, опираясь на который, я осуществляю свою внеурочную деятельность. Это принцип гуманистической направленности- предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

Использования гуманистической направленности воспитания, эффективно влияет на развитие у студента рефлексии и саморегуляции; на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости.

В Статье 3 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. )   говорится, что:

«Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

«Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Основные принципы гуманистического подхода являются:

Слово «учить» понимается скорее в том смысле, который вкладывал в это слово Мартин Хайдеггер: «Учить», значит прежде всего «позволять учиться». Поэтому очень важно в первую очередь учитывать интересны своих подопечных, узнать их предпочтения. В педагогике эмоциональная чувствительность к себе и к другим, – необходимый и обязательный инструмент для учителя.

Создание «помогающих отношений».

В современных условиях развития науки и цивилизации происходит постоянное изменение и если мы хотим помочь подросткам выжить и увеличить их шансы прожить счастливую жизнь в постоянно меняющемся мире целью нашего обучения является такой тип, при котором педагог, занимая партнёрскую позицию, способствует развитию учащегося и может, что самое интересное, и сам научиться многому.

Дополнить гуманистическую модель можно еще на таких принципах как:

– Любовь к студентам. Самое важное, что должно присутствовать в учителе – это действительная любовь к детям, которую не сыграешь и не подделаешь. Любящий преподаватель должен проявлять неподдельные заботу и интерес к студентам, стараться больше узнать об их трудностях, успехах, индивидуальных особенностях и опираясь на эти показатели организовывать внеурочную деятельность

– Законная похвала

Похвала является одним из самых сильных инструментов учителя. Поэтому любую хорошую инициативу и заслуги должны быть отмечены преподавателем.

Создание атмосферы, благоприятной для обучения.

Прежде всего, о наличие такой атмосферы в группе можно судить по тому насколько у студентов присутствует ощущение психологической безопасности. Обстановка принятия и теплоты способствует тому, чтобы студенты не боятся сделать ошибку, проявить собственную активность.

Анализ своей внеурочной деятельности и интересы своих студентов я определяю с помощью специальной анкеты, которую мы заполняем после проведенного мероприятия, в которой ребят указывают насколько им понравилось мероприятие и что бы они хотели в дальнейшем.

Если вы когда-либо видели, как любящая мама относится к своему ребенку, вы знаете, что такое гуманистический подход. Для любящей мамы ребенок – это все, это ценность, это божество, он собрание всего лучшего не потому что он такой объективно, а потому что он такой в глазах мамы, которая его любит. Так и для нас каждый наш студент ценный и мы стараемся видеть в нем самое лучшее и воспитываем его, как своего ребенка, отдавая все самое лучшее.

«Профессионализм педагога-залог качественного обучения

Формирование общих компетенций

Батенкова Евгения Андреевна

мастер производственного обучения

Абросимова
С. преподаватель

психолого –
педагогических дисциплин

Роль классного   руководителя  в  
формировании общих и профессиональных компетенций студентов

Когда человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

(из опыта работы)

Современное
образование с вступлением в силу новых образовательных стандартов ориентировано
на формирование профессиональных компетенций. В этом ключе результат
образования рассматривается не как сумма знаний и умений, приобретенных
студентом, а как сложное образование личностных качеств, способностей и
сформированных навыков, позволяющих принимать решения и добиваться успеха в
профессиональной деятельности.

Большую роль в формировании   у студентов  
профессиональных  организаций  общих и профессиональных компетенций  оказывает классный руководитель. Классное
руководство  для российского образования
вид  педагогической деятельности,
который  является формальным и
фактическим носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой
деятельности обучающихся, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и
другом своих воспитанников. Эффективно  запланированная  работа классного руководителя значительно
помогает  формировать у студентов   ряд важных 
компетенций: понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии; проявлять к ней
устойчивый интерес; оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности; работать в коллективе и
команде.

Задачами  в  воспитательной
 работы 
со студентами, согласно плану воспитательной работы нашего
педагогического колледжа, являются: формирование общей  культуры 
студентов, создание условий  для самоопределения
и самореализации. Данные  задачи непосредственно связаны с формированием
у студентов общих компетентностей, решением которых совместно со всей
группой  занимается  классный руководитель.

Планированию
воспитательной  работы  предшествует определение  проблем  
группы, изучение личности каждого студента, их особенностей, более
близкое знакомство  с родителями, ориентирование  на интересы   и потребности группы. Работая со студентами
третьего курса дошкольного отделения, столкнулась с проблемой  нежелания студентов принимать активное участие
в делах группы, колледжа из–за неуверенности в себе, в своих способностях. Передо
мной стояла проблема: раскрыть таланты, дать им возможность проявить себя,
помогать, поддерживать и вести их до тех пор, пока   не
появится потребность расти, развиваться.

На
сегодняшний день существуют самые разнообразные формы организации работы: беседы,
дискуссии, игры, конкурсы, ролевые тренинги и т. Но важно, чтобы выбор
форм  деятельности оставался за  студентами группы. Так, к Дню воспитателя   активом
 студентов   нашей
группы  был организован конкурс – эссэ «Я
–будущий воспитатель!». Основной целью данного 
 мероприятия  стало: обобщение представлений будущих  специалистов о выбранной  профессии. Одним из  дополнительных критериев   в оценивании конкурсных работ было наличие
тезисов известных педагогов, психологов. Впоследствии,  именно идеи  великих педагогов побудили студентов   более осознанно оценить роль  воспитателя в жизни  дошкольников.

Для студентов-первокурссников в нашем
педагогическом колледже существует добрая традиция: совместное ежегодное  проведение шефами  и  
подшефной    группой   мероприятия «Арбузника». Наша группа активно   поддерживает   данную  традицию. На празднике  студенты обмениваются впечатлениями о
прошедших летних каникулах, о предстоящих планах, а также проводятся  интересные 
конкурсы, которые сплачивают коллектив, сближают дистанцию общения. Обязательным
этапом праздника является встреча с представителями СМИ для создания радиопередачи. Такая форма работы развивает у  будущих
воспитателей детей дошкольного возраста навыки делового общения.

Одной из интересных  форм работы является  воплощенная идея  создания групповой газеты. В ее создании
принимали  участие  студенты, владеющие компьютерной программой Microsoft  Publisher, умеющие грамотно    и содержательно писать стать. Один из  номеров газеты вышел 26 июня и был посвящен празднику
последнего звонка. Яркие фотографии, краткая, но самая важная информация, оригинальное
оформление привлекает  внимание  студентов других групп, преподавателей. Газеты
были подарены в торжественной обстановке на празднике последнего  звонка преподавателям нашего педагогического
колледжа и родителям.

Новшеством является и введение Дневника
студента, который   представляет собой  оформленный определенным образом документ. Через данную форму работы классный руководитель поддерживает  связь с  родителями, освещая достижения и  проблемы 
студентов группы  для последующего
совместного  их разрешения.

Классный
руководитель  должен   помнить и 
об индивидуальном  подходе при  работе с одаренными  студентам, создавая для них  соответствующие условия. Они  принимали участие в конкурсах различного
уровня и разной направленности. Увлекательным, интересным и наиболее трудным
стало участие студентки нашей группы  Селюгиной Екатерины во Всероссийском
международном конкурсе «Студент СПО-2017». Данный конкурс проходил в
дистанционной форме и состоял  из трех
этапов. Студенту необходимо было предоставить презентацию о себе, затем
написать эссе: «Почему я выбрал профессию 
воспитателя». На третьем, заключительном этапе – предоставление  видеоролика о своей образовательной
организации  и выбранной профессии. Наша
участница заняла пятое место среди 25 участников.

Для  профессиональных
учебных заведений  важно не только
воспитание высоконравственной личности, но, и как результат всей учебной и
воспитательной деятельности – формирование высококвалифицированного специалиста,
соответствующего требованиям профессионального  стандарта педагога. Чуткий подход,
планирование деятельности исходя из потребностей и интересов студентов,
эффективное взаимодействие с родителями являются  основными критериями успешности деятельности
классного руководителя, а в конечном итоге – выпуска   перспективных  специалистов.

комплексное формирование профессиональных компетенций

комплексное формирование профессиональных компетенций

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

С увеличением спроса на высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов проблемам образования уделяется большое внимание. Встает вопрос о качественном внедрении IT технологий в учебный процесс. В филиале ТюмГНГУ в г. Тобольске проведен анализ внедрения и применения информационных технологий в процесс обучения.

Для выявления этих проблем студенты ВУЗа приняли участие в опросе (рис. Было выявлено, что 100% студентов компьютерные технологии помогают лучше усвоить материал, ускоряют процесс выполнения работы, упрощают процесс поиска нужной информации.

Рис. 1 Результаты опроса обучающихся

Также, на вопрос: «Какое графическое программное средство Вам бы хотелось изучить для достижения успеха в Вашей профессиональной деятельности?» – 64% опрошенных указали AutoCAD.

Каждая система автоматизированного проектирования имеет свои достоинства и недостатки, что позволяет подобрать программный комплекс, исходя из особенностей профиля работы.

Наиболее популярной системой автоматизированного проектирования в настоящее время является AutoCAD. Именно этой системе отдают свое предпочтение проектные отделы различных организаций. По этой причине было принято решение осуществлять изучение инженерной графики в САПР AutoCAD.

Рис. 2 Примеры инженерных решений в САПР AutoCad

Рис. 3 Факторы обуславливающие актуальность разработки

Таким образом, можно с полным основанием считать, что возникает острая необходимость в разработке курса инженерной графики в системе AutoCAD, который позволит сформировать определенный набор профессиональных компетенции (установленные ФГОС), в полной мере удовлетворит потребность обучающихся и работодателей.

Цель работы – сформировать профессиональные компетенции средствами интерактивного электронного учебника «Инженерная графика в AutoCAD».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • На основе анализа литературы определить понятие «интерактивный электронный учебник», его особенности, принципы и этапы создания.
    Определить преимущества использования мультимедийных средств в процессе обучения.
    Выделить основные компетенции, необходимые для формирования по дисциплине: «Инженерная графика».
    В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме подобранный контент.
    Апробировать электронный учебник и проанализировать работу обучающихся с новым представлением информации в сравнении с работой с классическим видом изложения (методические указания).
  • На основе анализа литературы определить понятие «интерактивный электронный учебник», его особенности, принципы и этапы создания.
  • Определить преимущества использования мультимедийных средств в процессе обучения.
  • Выделить основные компетенции, необходимые для формирования по дисциплине: «Инженерная графика».
  • В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме подобранный контент.
  • Апробировать электронный учебник и проанализировать работу обучающихся с новым представлением информации в сравнении с работой с классическим видом изложения (методические указания).

В соответствии с инструкцией Минобразования, электронное издание представляет собой совокупность текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя.

В специальной литературе выделяют такие основные этапы разработки электронных учебных материалов, как: принципы, этапы, средства создания.

Рис. 4 Общепринятые принципы при создании электронных изданий

Интерактивный электронный учебник это:

  • новые технологии в обучении;
  • возможность самостоятельного обучения без поддержки преподавателя в индивидуальном темпе;
  • интерактивность (тесты, модели для экспериментов, имитационные модели);
  • пошаговое построение уроков по принципу «от практики к теории»;

Также можно отметить, что интерактивный электронный учебник имеет ряд наглядных отличий от простого учебника (рис.

Рис. 5 Основные преимущества электронных учебников

Подводя итог вышесказанному, можем заключить, что интерактивные электронные учебники способствуют реализации активного, деятельностного подхода в обучении; раскрывают творческие способности каждого обучающегося и способствуют формированию познавательных потребностей.

Рис. 6 Структура и состав интерактивного электронного учебника

Объединяя в себе упражнения, задачи и справочник, электронный учебник предоставляет обучающемуся: теоретический материал, видео-ролики, методический материал, индивидуальные задания и тесты.

Общекультурные

Общепрофессиональные

Научно-исследовательские

Готовность к саморазвитию, способность приобретать новые знания в области техники и технологии

Обладание навыками работы с компьютером

Умение разрабатывать проекты и проектировать технологические проекты с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства

знать: основные направления современных областей науки, способы получения информации

уметь: приобретать знания по своей профессиональной деятельности и в новых областях

владеть:методами и средствами приобретения знаний

знать: технические и программные средства реализации информационных технологий

уметь: работать в качестве пользователя персонального компьютера

владеть: методами поиска и обмена информацией

знать: принципы физического моделирования процессов

уметь: выполнять и читать чертежи технических изделий и схем технологических процессов, использовать средства компьютерной графики для изготовления чертежей

владеть: навыками проектирования аппаратов ХТП

Средством для разработки интерактивного электронного учебника, явился один из лучших HTML-редакторов Macromedia Dreamweaver, который представляет собой комбинацию средств для создания визуального оформления, функций разработки приложений, поддержку редактирования кода. Для разработки интерактивных обучающих видео-уроков, была использована программа Camtasia Studio 8, которая позволяет осуществить запись видео с монитора.

Интерфейс пользователя интерактивного электронного учебника представлен на рисунке 7. Визуально его можно разделить на три части:

  • Заголовок, определяющий название и состав учебника;
  • Окно для отображения контента.

Рис. 7 Интерфейс интерактивного электронного учебника

В декабре 2014 г. Электронный учебник «Инженерная графика в AutoCad» был апробирован в учебном процессе, в группе заочной формы обучения по направлению подготовки Химическая технология. Был проведен эксперимент на занятии по инженерной графике. При работе в САПР AutoCAD часть группы занималась по методическим указаниям, выданным преподавателем, другая – с использованием обучающих видео-роликов. Анализ показал, что на освоение материала и на выполнение самостоятельных работ обучающимся из второй группы потребовалось в два раза меньше времени. Результаты исследования представлены на рисунке 8.

Рис. 8 Анализ работы с контентом

В заключении можно с уверенностью сказать, что разработанный интерактивныйэлектронный учебник позволяет организовать работу с ресурсом по принципу от «практики» к «теории», тем самым наиболее эффективно усвоить учебный материал с той скоростью и в той последовательности, которая в наилучшей степени соответствует индивидуальным особенностям восприятия обучающегося, т. осуществить возможность самостоятельного обучения без поддержки преподавателя в индивидуальном темпе. Основываясь на теории и результатах пробных занятий, можно смело утверждать, что разработанный интерактивный электронный учебник «Инженерная графика в AutoCad» значительно повысит качество обучения, тем самым повысит конкурентоспособность обучающихся на рынке труда.

На основании научных знаний и технических достижений заново создаются новые принципы действия, способы реализации или конструкции инженерных устройств или их компонентов. Изобретательство стимулируется необходимостью усовершенствования технических объектов (ТО) или создания принципиально новых технических систем (ТС). Изобретательство основано на изменении прототипа рассматриваемого технического устройства. Предполагаемое изменение ТО должно лучшим образом удовлетворять потребностям потребителя. После внесенных изменений работа технического объекта становится более эффективной либо за счет увеличения коэффициента полезного действия, либо за счет более простого способа использования. Увеличение эффективности с точки зрения экономических показателей может быть достигнуто при изменении соотношения цена/качество. Внесенные изменения могут также изменить эстетическое восприятие ТО, что приведет к новым экономическим показателям. Можно сказать, что изобретательство представляет собой воплощение гениальной идеи в опытном образце. Изобретательство, в первую очередь, требует предметнокогнитивной компетенции инженера, то есть требует глубоких профессиональных знаний, прежде всего, в своей предметной области. Кроме того, это означает требование непрерывного совершенствования профессиональных знаний не только из своей предметной области, но и из смежных предметных областей. Для изобретателя необходимо обладать оценочно-аналитической компетенцией, которая позволяет адекватно выделить проблемную задачу. Решение этой задачи может составить суть изобретения. Умение работать с информацией (поиск, выделение, анализ) дает возможность изобретателю найти необходимый прототип, иначе говоря, требует поисковой компетенции изобретателя. Большую помощь в поиске прототипа и другой смежной информации должно оказать владение профессиональным, родным и иностранными языками владение коммуникативной компетенцией. Изобретателю надо владеть информационными и компьютерными компетенциями, которые позволяют работать с различными источниками информации, использовать Интернет, организовывать, преобразовывать, сохранять найденную информацию. Коммуникативная компетенция означает, что изобретатель может грамотно и точно изложить суть своего изобретения на родном языке, используя при этом в случае необходимости профессиональные термины или символические знаки (графическое изображение, математические формулы). К изобретательству относится также процедура выявления скрытых в функционирующей технической системе изобретений. Исходной информацией является либо соответствующая техническая документация, либо сформулированная в виде противоречия потребность (необходимо то-то, а нельзя потому-то). Алгоритмом изобретения можно считать пошаговую процедуру уточнения изобретательской ситуации с  учетом формы «надо» и«нельзя». В процессе работы по этой процедуре происходит выявление технического, а затем физического противоречия и разрешение последнего. Разумеется, важным фактором успеха изобретательства является использование возможностей АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач), ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и межотраслевого фонда эвристических приемов. Сложности в изготовлении, конструировании и техническом обслуживании, а также необходимость создания технических систем, все или некоторые компоненты которых принципиально отличны от существующих, стимулируют производство особого продукта патентов, авторских свидетельств, изобретений и т. Последние имеют, как правило, широкую сферу применения, выходящую за пределы единичного акта инженерной деятельности, и используются в качестве исходного материала при конструировании и изготовлении технических систем. Лишь на первых этапах становления инженерной деятельности изобретательство опирается на эмпирический уровень знания. В условиях же развитой технической науки всякое изобретение основывается на тщательных инженерных исследованиях и сопровождается ими. С развитием массового производства для того, чтобы изобретение попало в промышленность, возникает необходимость его специальной проектно-конструкторской подготовки. Конструирование представляет собой разработку конструкции технической системы, которая состоит из определенным образом связанных стандартных элементов, выпускаемых промышленностью или изобретенных заново, и является общей для целого класса изделий производства. Исходным материалом деятельности изготовления являются материальные ресурсы, из которых создается изделие. Результатом конструирования является готовая конструкция – технический объект (ТО). Конструктор рассчитывает конкретные конструктивно-технические характеристики создаваемого устройства, технологические приемы технологии изготовления. Для успеха конструирования особенно важной является предметно-когнитивная компетенция инженера: ему надо не только хорошо представлять весь ряд подобных конструкций, но «держать руку на пульсе», то есть знать, что делается нового в данной области. Конструкторская компетенция, то есть готовность, возможность и способность превращения в реальное изделие того, что придумал изобретатель и передал конструктору в виде проекта. Конструктор должен обладать прогностической компетенцией, то есть должен обладать способностью предвидеть, как будет выглядеть и функционировать изделие в готовом виде. Прогностическая компетенция позволяет представить, что изменится в окружающей среде в связи с началом эксплуатации данного изделия. К прогностической компетенции непосредственно примыкает экологическая компетенция, которая позволяет создавать экологически безопасные конструкции. Коммуникативная компетенция также важна для конструктора, так как подробный план сборки готового технического устройства излагается в чертежах и описаниях и является «посредником» между инженером-конструктором и рабочим, а также инженером-технологом, который руководит сборкой деталей. Все описания, а также устные объяснения должны быть понятны и точны, что очень важно для общего успеха изготовления заданного технического объекта. Особым видом инженерной деятельности становится конструирование инженерного программного обеспечения. Современный инженер уже не стоит сутками у кульмана. Он может организовать свою работу с использованием инженерной мета-технологии: компьютерного проектирования и компьютерного математического моделирования, инженерных расчетных пакетов (САПР (CAD) система автоматизированного проектирования). Использование САПР позволяет повысить эффективность труда инженеров, включая:•    сокращение трудоемкости проектирования и планирования;•    сокращение сроков проектирования;•    уменьшение   себестоимости   проектирования   и   изготовления,уменьшение затрат на эксплуатацию;•    повышение качества и технико-экономического уровня результатов проектирования;•    сокращение затрат на натурное моделирование и испытания. Достижение этих целей обеспечивается путем:•    автоматизации оформления документации;•           информационной поддержки и автоматизации процесса принятия решений;•    использования технологий параллельного проектирования;•    унификации проектных решений и процессов проектирования;•           повторного использования проектных решений, данных и наработок;•           стратегического проектирования;•           замены натурных испытаний и макетирования математическим моделированием;•           повышения качества управления проектированием;•           применения методов вариантного проектирования и  оптимизации. Назовем некоторые часто используемые программные продукты: SolidWorks (САПР в трёх измерениях, работает под управлением, Autodesk Invertor (3D САПР для создания и изучения поведения цифровых прототипов изделий и деталей в машиностроении), Catia (наиболее известный пример реализации – самолеты компании Boeing), NX (обеспечивает выполнение полного набора инженерных расчетов, включая расчет напряженнодеформированного состояния, собственных частот и форм колебаний, анализ устойчивости, решение задач теплопередачи, исследование установившихся и неустановившихся процессов, нелинейных статических процессов, нелинейных динамических переходных процессов, анализ частотных характеристик, отклика на динамические и случайные воздействия) и др. Примером удачного конструирования нового программного инженерного продукта следует назвать FLEX CAD 7. 0 — российская САПР нового поколения на ядре Parasolid (ядро для сложного 3Dмоделирования). Термин конструирование программного обеспечения описывает детальное создание рабочей программной системы посредством комбинации кодирования, верификации (проверки), модульного тестирования, интеграционного тестирования и отладки. Данная область знаний связана с другими областями. Наиболее сильная связь существует с проектированием и тестированием (для традиционной инженерной деятельности принят термин «инженерные исследования»). Конструирование отталкивается от результатов проектирования, а тестирование (в любой своей форме) предполагает работу с результатами конструирования. Достаточно сложно определить границы между проектированием, конструированием и тестированием, так как все они связаны в единый комплекс процессов жизненного цикла. В процессе конструирования обычно создается большая часть активов программного проекта конфигурационных элементов. Соответственно в реальных проектах деятельность по конструированию неразрывно связана с «конфигурационным управлением» и с использованием инструментов и методов программной инженерии. В результате тестирования выявляется качество создаваемого программного обеспечения. Конструирование программного обеспечения инженерной деятельности связано со всеми видами этой деятельности, начиная от отдельных этапов жизненного цикла технического объекта или технической системы и вплоть до управления большими инженерными проектами (например, создание наукоградов типа «Сколково»). Отметим, что трансдисциплинарность современных видов инженерной деятельности особенно ярко заметна, когда мы говорим о конструировании инженерных программных продуктов. В этом случае необходимы знания не только программирования как такового, но и важны знания отдельного направления инженерной деятельности: очевидно, что кроме общих подходов существуют различия при рассмотрении, например, задач, решаемых при строительстве мостов и при конструировании грузовых автомобилей. Вышеназванные и другие программные продукты объединяют разные отрасли промышленности и не только. Их использование позволяет работать над одной проблемой специалистов в разных местах Земли, благо интернет позволяет соединиться с напарником за считанные секунды. Материал взят из книги Формирование и развитие профессиональных компетенций инженера (Т. Ткачева)

Библиографическое описание

Ключевые
слова: персонал,
мотивация, профессиональная компетентность, развитие профессиональной
компетентности.

В
последнее время приоритетное значение в организации уделяется
теориям мотивации, конкретным методам и принципам стимулирования
работников, активизации их деятельности и повышения
эффективности труда. Здесь мотивационный аспект играет значительную
роль, так как готовность и желание человека работать являются
одними из ключевых факторов успеха функционирования любой
организации. Способы, определяющие целенаправленное и разумное
воздействие на персонал через понимание мотивов его деятельности
и развития творческой инициативы, сегодня являются одной из
сложнейших задач в организации. Все чаще идет речь о создании
действенной модели мотивации, которая способствует повышению
результативности, производительности труда и улучшению качества
работы.

В Российский организациях
значительно повысился интерес к профессиональной компетентности
персонала на основе личностно-мотивационного аспекта управления,
которая помогает руководящему составу организации заинтересовать
сотрудников выполнять свои функциональные обязанности эффективно
в направлении достижения поставленных оперативных, тактических
и стратегических целей. Руководителю сложно добиться мастерства
в стимулировании подчиненных без знания современных
общетеоретических подходов, концепций, практических способов
и механизмов мотивации людей. В связи с этим возможно
предположить, что процесс развития и совершенствования
профессиональной компетентности будет способствовать повышению уровня
мотивационной среды в организации.

Одной из особенностей
управления персоналом является возрастающая роль личности работника,
а именно к его уровню профессиональной компетентности. Одним из факторов, влияющих на уровень мотивации, является процесс
развития профессиональной компетентности персонала. Профессиональная
компетентность персонала это — совокупность
профессиональных знаний, умений, навыков приобретаемых в процессе
трудовой деятельности персонала, которые способствуют выполнению
функциональных обязанностей с высокой продуктивностью. Процесс
ее развития и совершенствования понимается как целенаправленная
деятельность сотрудника по приобретению определенных компетенций
в соответствии с современными условиями труда
и предъявляемыми профессиональными требованиями.

Мотивация и влияющая
на нее развитие профессиональная компетентность персонала
к достижениям результатов служат связующим звеньям, объединяющим
все уровни мотивации в единую систему, способную обеспечить
привлечение и удержание талантливых работников, а также
рациональное использование их личностного и группового
потенциала.

В научных работах
отсутствуют разработки системных программ развития
и совершенствования профессиональной компетентности, не
представлены пути повышения трудового потенциала посредством
мотивационного вмешательства, направленного на развитие
профессиональной компетентности работников организации. Для того
чтобы повысить уровень мотивации посредством развития
профессиональной компетентности, необходимо разработать определенную
систему вознаграждений как материальных, так и нематериальных за
счет профессиональной инициативы персонала в повышении уровня
своего профессионального развития. В данную систему, например,
необходимо будет включить: материальное вознаграждение, карьерное
продвижение и другие способы вознаграждения, в зависимости
от уровня профессиональной компетентности персонала.

Продолжая мысль
мотивационного подхода в развитии профессиональной
компетентности, персонал, рассматривая свою работу, оценивает
возможности раскрыть свой потенциал как всю совокупность имеющихся
у него профессиональных знаний, практического опыта,
интеллектуальных, организаторских и творческих способностей
в организации. В результате положительной оценки
у работника формируется мотивационный настрой на повышение
профессиональной компетентности, что будет являться результатом его
стабильной работы.

Развитие профессиональной
компетентности условно представляется в рамках трех векторов:

комплексное формирование профессиональных компетенций

В
современных организациях проявляется тенденция понижения темпов
развития профессиональной компетентности сотрудников, в отдельных
коллективах усиливаются факторы демотивации. Для более 50 %
работников заработная плата теряет стимулирующие функции. Сотрудники
организации постепенно снижают качество труда, работают ниже своих
возможностей, не проявляют творческой активности, не стремятся
развивать и совершенствовать трудовой процесс, не получают
удовлетворение от процессов трудового взаимодействия. Данные факторы
характеризуются резким снижением мотивационных основ трудовой
деятельности работников. Преодоление выявленных негативных тенденций
можно также связать с неполноценным уровнем профессиональной
компетентности и трудовой незаинтересованности.

Процесс развития
профессиональной компетентности в современных условиях
целенаправленно реализуется посредством технологий обучения, которые
инициируют активную учебно-познавательную деятельность работника,
мотивацию, организационную культуру, профессиональную идентичность,
развивают его личностные качества, позволяют построить индивидуальную
траекторию развития профессиональных компетенций работников.

Современные условия диктуют
необходимость перехода к системной модели программного развития
профессиональной компетентности персонала организаций. Новый
системный подход предусматривает: 1) модернизацию традиционной
системы образовательного развития профессиональной компетентности; 2)
формирование профессионально-адаптивной системы образовательного
коучинга посредством организации комплексного сопровождения трудового
профессионального развития персонала организации, а также
внедрение проектов социально-культурного и мотивационного
развития профессиональной компетентности работников.

Модернизация традиционной
системы образовательного развития профессиональной компетентности
определяет три важнейших направления:

  • Внедрение интегрированного
    механизма взаимосвязи потребностей хозяйственной организации в той
    или иной системе компетенций работников и оптимизации
    образовательных программ формирования профессиональной
    компетентности.
  • Готовность к непрерывному
    поиску нового, экономически актуального знания, грамотному
    осуществлению информационных процессов, что является основой
    профессиональных компетенций работника.
  • Квалифицированная
    профессиональная деятельность предполагает необходимость развития не
    только формальных профессиональных знаний, умений, навыков, но
    и мотивационного потенциала.

Формирование
профессионально-адаптивной системы образовательного коучинга
посредством организации комплексного сопровождения трудового
профессионального развития работников организации включает в себя
три важнейшие подсистемы:

  • Разработка и реализация
    в рамках хозяйственной организации самостоятельного проекта,
    направленного на активизацию процесса усвоения и обновления
    профессионального опыта работника.
  • Формирование социально
    прозрачной системы социальной оценки и перспектив развития
    профессиональной компетентности работников организации.

Таким
образом, можно предположить, что дополнительные пути развития
и совершенствования профессиональной компетентности способствуют
созданию благоприятного образовательного климата организации, который
напрямую влияет на повышение эффективности труда, изменению модели
трудового поведения с экстенсивного в интенсивный, а также
уровню мотивационного фона. Рассматривая значение развития
профессиональной компетентности персонала и самой организации,
позволяет сделать вывод о том, что развитие и совершенствование
профессиональной компетентности является естественной потребностью
персонала и способствует повышению уровня мотивации. Однако для
того, чтобы данная потребность стала у работника ведущей,
требуется создание необходимых организационно-образовательных условий
в организации.

  • Виханский О. С. Менеджмент:
    учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов.- 4-е
    изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. —
    670 с.
  • Мещеряков Д. А. Теория
    компетентности субъектов предпринимательской деятельности: учебн.
    Пособие для вузов / Д. А. Мещеряков. —
    Воронеж.: Центр. — Чернозем. кн. изд-во, 2000. —
    268 с.
  • Соколов Г. Н. Человеческий
    капитал как экономическая категория // Социология, Научный журнал
    РоСА. № 2. М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, профессиональная компетентность персонала, процесс развития, развитие, уровень мотивации, комплексное сопровождение, моральный износ, мотивационный аспект, мотивационный потенциал, образовательное развитие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *