конкурсное движение в доу как фактор повышения профессиональной компетенции педагога

Профессиональные компетенции менеджеров и разработчиков образовательных продуктов ДПО

Совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в области организации процессов при реализации программ дополнительного профессионального образования

Программа включает

  • Очные интерактивные занятия, мастер-классы, дискуссии, решение кейсов
  • Электронный учебный курс на платформе iSpring Learn: вебинары, видеолекции, интерактивные задания
  • Сессии Q&A по современным трендам в образовании/ДПО с экспертами
  • Тренинг на развитие эмпатии, дизайн-мышления и клиентоцентричности
  • Тест DISC и командообразование
  • Выпускные проекты по повышению эффективности бизнес-процессов ДПО НИУ ВШЭ
  • знаниями, умениями и навыками для системы ДПО как бизнеса в образовании
  • процессов разработки, продвижения и реализации программ/образовательных решений уровня ДПО
  • базовых современных концепций и навыков работы в команде с коллегами, внутренними и внешними клиентами
  • Продвинутые знания и умения в организации и эффективной реализации операционных процессов ДПО: управление на основе данных, правовые основы, экономика ДПО (в России, в целом, и в НИУ ВШЭ, в частности), ИТ-системы

Формат обучения

  • Продолжительность общая в часах
  • Для работников подразделений НИУ ВШЭ, реализующих программы ДПО, имеющих высшее образовании, прошедших отбор по конкурсу портфолио
  • Нормативная численность группы 32 человека
  • предусмотрено 3 очных модуля по 2 дня, которые будут организованы 1 раз в месяц
  • зачет в форме индивидуального теста и защиты группового выпускного проекта

Преподаватели

Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов является конкурсное движение. Участие педагогов в конкурсах способствует выявлению передового педагогического опыта и обновлению содержания дошкольного образования.

Повышение профессиональной компетентности педагогов – это один из факторов эффективности внедрения ФГОС. Формирование новых подходов к образованию невозможно без изменения самого педагога, его мобильности, без его постоянного профессионального роста.

Участие в различных конкурсах позволяет педагогам проявить себя, развить свои таланты, творческие способности и получить определенный опыт в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности.

конкурсное движение в доу как фактор повышения профессиональной компетенции педагога

конкурсное движение в доу как фактор повышения профессиональной компетенции педагога

В «Детском саду «Теремок» повышению профессиональной компетентности педагогов и конкурсному движению придается огромное значение. Все педагоги  принимают активное  участие в семинарах и конференциях, участвуют в вебинарах  и, конечно же, принимают самое активное участие в конкурсах различного уровня и направленности.

По итогам учебного года самым активным участником конкурсного движения  стала воспитатель Елена Николаевна Семёнова. Она представила свой педагогический опыт на многих  конкурсах и стала неоднократным победителем:

– Международный профессиональный конкурс «Надежды России» – номинация «Экологическое воспитание в ДОУ» – 1 место;

-Международный  конкурс «Безопасная среда» – 1 место;

-Международный  конкурс «Дети и книги», номинация «Программа развития» – Диплом 1 степени;

– Международный  конкурс « Я работаю с детьми!», номинация  «Эссе» – Диплом 1 степени;

– IV Всероссийский педагогический конкурс «Вектор Развития». Конкурсная работа соответствует требованиям ФГОС, прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы. 1 место;

– Всероссийский конкурс «Открытое занятие в ДОУ», «Уроки безопасности на воде» – Диплом 1 степени;

– Всероссийский конкурс « Лига талантов», номинация «Методическая разработка» – 1 место.

конкурсное движение в доу как фактор повышения профессиональной компетенции педагога

конкурсное движение в доу как фактор повышения профессиональной компетенции педагога

И это лишь часть конкурсов, в которых приняла участие Елена Николаевна. За распространение педагогического опыта педагог получила Свидетельство образовательного портала «МААМ. ru». Педагог имеет большое количество Свидетельств о публикации её материалов на образовательных интернет-порталах и  Справку о принятии статьи на публикацию в печатном издании. Семёнова Е. приняла активное участие в деятельности экспертного совета Международного педагогического портала «Солнечный свет», работала в составе жюри международного педагогического конкурса на образовательном портале «МААМ. ru».

Мы поздравляем Елену Николаевну Семёнову с плодотворным окончанием учебного года и желаем ей дальнейших творческих и педагогических успехов.

Марина Денисенко
Участие педагогов в конкурсном движении как один из показателей эффективности работы и инновационного развития ДОО

Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий.

Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы становятся действенным средством развития творческого потенциала, профессионального роста.

Опыт участия в различных конкурсах профессионального мастерства позволяет говорить его участникам о том, что конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.

Желание быть лучшим возникает у каждого на том или ином этапе профессиональной деятельности. Победа придает силы для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

Приняв решение участвовать в профессиональном конкурсе, педагог должен проделать колоссальную работу :

-установить контакт с методистом-куратором конкурса;

-ознакомиться с документами конкурса;

-изучить опыт участия в конкурсе победителей и лауреатов прошлых лет;

-взвешенно оценить собственные возможности участия : не преувеличивать их, но и не умалять;

-выбрать номинацию, оценить необходимость повышения педагогического мастерства по выбранной теме номинации;

-продумать оптимальное распределение времени и сил в процессе конкурса;

-систематизировать свои методические материалы, необходимые для участия, выделив из них авторские и творческие находки;

– попытаться привлечь коллег к знакомству со своим педагогическим опытом : их мнения и суждения (особенно критические) помогут посмотреть на себя со стороны;

– продумать состав команды поддержки, найти тех, кто оказал бы помощь в оформлении методических и других материалов.

Конечно, участие в любом конкурсе – это и значительные расходы времени, которого всегда не хватает, и естественные затраты нервной энергии.

Поэтому, наверное, первым вопросом, на который должен ответить педагог, прежде чем согласиться с предложением руководства принять участие в конкурс, это вопрос, который стоит задать самому себе, – о мотивации такого поступка: зачем мне это надо? Есть масса вполне разумных аргументов, чтобы отказаться от участия в конкурсе,

Проблема мотивации поступков человека, как известно, одна из сложнейших проблем психологии. Мотивация – это не компьютерная программа, которую можно заложить в мозг человека, и заставить его действовать именно так, а не иначе.

Но в то же время не только наука, но и простой здравый смысл свидетельствуют о том, что в любой профессии человек нуждается во внешнем признании, что такое признание – важнейший стимул для работы и в то же время один из источников достижения внутренней гармонии, осознания собственной индивидуальности, профессионального и личностного самоутверждения.

Поэтому хотелось бы обратить внимание на несколько моментов, которые, возможно, стимулируют вашу мотивацию на участие в конкурсе.

Во-вторых, самим фактом участия в конкурсе, пусть даже, если вы и не пройдёте дальше его первого этапа, вы демонстрируете и самому себе, и окружающим собственную профессиональную состоятельность, уверенность в том, что вы работаете на уровне, дающем основания претендовать на большее.

Опыт проведения предыдущих конкурсов свидетельствует, что некоторые участники, не дошедшие до финала в первый раз, вновь участвуют в конкурсе на следующий год и достигают успеха. При этом основным мотивом такой настойчивости становится именно уверенность в собственной состоятельности как профессионала.

Татьяна Побединская
Консультация «Самообразование, участие в конкурсном движении как один из путей повышения мастерства педагогов»

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку, становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная компетентность» – ключевым.

Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального уровня педагога, что достигается посредством организации инновационной деятельности. Современный педагог должен постоянно повышать свой профессиональный уровень через самообразование, педагогические сообщества, конкурсы. В решении этой задачи большую роль играют конкурсы профессионального мастерства. Главные цели конкурса – пропаганда и повышение престижа педагогической профессии.

Конкурс решает следующие задачи:

•выявляет лучших педагогов;

•оценивает профессионализм участников;

•стимулирует развитие системы образования;

•создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде авторских идей по обновлению содержания и технологий профессиональной деятельности педагогических работников.

Участвуя в конкурсах, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют свои творческие интересы, приучают к самостоятельной работе, проявлению лидерских качеств, развивают инициативу. Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство. Участие в мероприятии требует от участников тщательной подготовки, в процессе которого педагоги становятся исследователями собственного педагогического опыта, приобретают знания о новых педагогических технологиях, знакомятся с научными разработками в области педагогики и психологии, используют диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта.

Конкурсная деятельность в целом – один из способов мотивации учителя к активному творческому развитию, которое немыслимо без повышения профессиональной компетенции.

Конкурсы профессионального мастерства являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии.

Педагоги – народ креативный и образованный, а потому прекрасно понимают профессиональную и социальную значимость таких престижных мероприятий. Они грамотно используют каждую возможность привлечь общественное внимание к своей профессии. Ощутить в себе, получив от других, и передать дальше импульс к профессиональному развитию – вот сокровенный смысл проведения таких конкурсов! Может быть, это и есть то главное, что дает Конкурс каждому, кто к нему причастен – не только участнику, но и зрителю.

Конкурсное движение помогает не только опытным педагогам, но и начинающим педагогам выйти на более высокий уровень профессионального мастерства. Участие в конкурсах способствует изучению и освоению педагогического опыта, широкому профессиональному общению определению своего места в профессиональном социуме, получению оценки собственной деятельности возможности заявить о себе, развить свои таланты, способствует созданию имиджа учреждения в педагогическом сообществе в условиях существующей здоровой конкуренции.

Один из способов проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, демонстрации и оценки творческих достижений педагога выявляет конкурс, который предполагает возможность оценивать свои результаты путем сравнения своих способностей с другими. Несомненно, участие педагогов в конкурсе обеспечивает профессиональный рост и совершенствование мастерства по всем показателям деятельности педагога.

Для того чтобы повысить свой творческий уровень, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, но и создать вокруг себя такие организационно-педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной работы, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Эти показатели доказывают, что если педагог пожелает и начнет работать над собой, он непременно повлияет и на процессы, которые определяют качество и результативность, станет «двигателем» нового и интересного, будет активно проявлять свои способности и творчество. Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов, является сейчас неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества труда является результативность педагога в конкурсном движении.

Для того чтобы конкурсное движение развивалось, необходимо поддерживать педагогов, которые во многом определяют перспективы завтрашнего дня, стремятся к новым достижениям и доказывают это реальными делами и результатами. Педагоги недолжны останавливаться на достигнутом, должны чувствовать в себе силы и желание двигаться вперед, новым победам. Сегодня весьма актуален афоризм: не идти вперед -значит идти назад.

Двадцать первый век внёс масштабные изменения в систему образования. Поток информации, получаемый детьми, требует повышения кругозора и роста педагогических знаний со стороны их педагогов. Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоёмкий, но педагог, находящийся в постоянном творческом поиске, занимающийся самообразованием, вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. Истинное знание – это индивидуальное знание, которое формируется из опыта собственной деятельности. Любое дело требует некоторого уровня компетентности. Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов является конкурсное движение. Участие в конкурсе способствует выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания дошкольного образования и стимулирования труда педагогических работников.

В нашем дошкольном учреждении конкурсному движению придается огромное значение. С внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов создание условий для развития ребенка дошкольника стало приоритетным в развитии учреждения. В Программе развития учреждения, принятой в 2014 году, отмечалось, что миссией учреждения является создание единого образовательного пространства при условии повышения педагогической компетентности педагогов и создании среды, ориентированной на ребенка. В 2014 году мы подготовили педагогический проект «Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО», который был реализован за 2014-2017 годы. В рамках реализации данного проекта было проведено огромное количество мероприятий, направленных на изменение условий пребываний ребенка в детском саду. Наиболее эффективным и интересным для педагогов стало конкурсное движение, как внутри детского сада, так и вне. Ежегодно в детском саду проводятся смотры-конкурсы уголков, центров активности, создаются пособия и наглядные средства, которые решают ту или иную годовую задачу. Совместно с методическим советом мы прорабатывает положения о конкурсе, критерии оценивания, памятки по содержанию центров активности.

конкурсное движение в доу как фактор повышения профессиональной компетенции педагога

Как привлечь педагога к участию в конкурсах? Для педагогов участие в конкурсе – дополнительные умственные, физические и психологические, а подчас и материальные нагрузки.

Анкетирование педагогов показало, что наибольшее затруднение у педагогов вызывает процесс подготовки к конкурсу, поэтому для педагогов в течение года проводится ряд мероприятий:

– семинары-практикумы «Изготовление дидактических пособий в совместной деятельности с детьми», «Вторая жизнь игрушки»;

– мастер-классы «Изготовление лэпбуков», «Создание сенсорной коробки», «Пособия из бросового материала»;

– «круглый» стол «Формирование профессионального мастерства педагогов через организацию конкурсного движения в детском саду»;

– Школа молодого педагога и наставничество, где педагоги-стажисты рассказывают, как комфортно организовать среду для ребенка.

конкурсное движение в доу как фактор повышения профессиональной компетенции педагога

конкурсное движение в доу как фактор повышения профессиональной компетенции педагога

При подготовке к смотру-конкурсу педагоги анализируют предметно-развивающую среду, просматривают критерии оценивания конкурса и в соответствии с этим создают методические и наглядные пособия, игры, картотеки по определенной тематике. Особое внимание при подготовке к конкурсу обращается на создание игр в совместной деятельности с детьми и родителями и индивидуализации образовательного пространства. При подготовке к конкурсу педагоги вносят изменения и в пространство группы, исходя из принципов построения развивающей среды: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность. Каждый педагог учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы.

конкурсное движение в доу как фактор повышения профессиональной компетенции педагога

Самые интересные находки педагоги могут прорекламировать на Ярмарке педагогических идей, которые проходят на педагогическом совете. Во время презентации педагоги представляют свои пособия, обращают внимание на изготовление и применение их в совместной и самостоятельной деятельности детей. Методические пособия, которые педагоги разработали к конкурсу в учреждении, в дальнейшем мы представляем на конкурсах других уровней и получаем призовые места. Таким образом, конкурсное движение не заканчивается получением диплома в детском саду, а имеет дальнейшее развитие.

Подготовить педагогов к конкурсам – это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность, которая складывается из умения находить информацию, адекватно её передавать, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей. Роль руководителя и состоит в том, чтобы разглядеть эту команду, скоординировать её взаимодействие на всех этапах и при наличии специальной подготовки и опыта быть наставником и первым экспертом. Как показал опыт работы, признание собственных заслуг тоже повышает тонус – ведь помочь одерживать маленькую победу педагогу руководителям очень даже по силам.

конкурсное движение в доу как фактор повышения профессиональной компетенции педагога

Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Ведь именно благодаря родителям и их участию предметно-пространственная среда в группе может стать качественной и эстетичной. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Опыт реализации проекта по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ показывает, что конкурсное движение помогает не только опытным педагогам, но и начинающим воспитателям выйти на более высокий уровень профессионального мастерства. Участие в конкурсах способствует изучению и освоению педагогического опыта, широкому профессиональному общению определению своего места в профессиональном социуме, получению оценки собственной деятельности возможности заявить о себе, развить свои таланты, но и способствует созданию имиджа учреждения в педагогическом сообществе в условиях реально существующей здоровой конкуренции.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней). Инновационная деятельность педагога. Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Аттестация педагогов, повышение квалификацииРазвитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами. Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба. Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы. Методический совет школы – коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)Основные пути развития профессиональнойАктивное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер – классов. Владение современными образовательными технологиями. Овладение информационно – коммуникативными технологиями. Участие в конкурсах, исследовательских работах. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимопосещение уроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока. Поэтому в школе создан банк анализа посещенных уроков. обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного оборудования,принятие идеологии ГОС общего образования,овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ГОС. Качество образовательного процесса зависит от профессионализма, творческого подхода к своей деятельности. Задачами управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов являются:анализ полученной информации;регулирование управления развития профессиональной компетентности учителя. С введением ФГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическими объединениями, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях, во внеклассной работе. В создании системы методической работы важную роль играет диагностика. Следующий важный момент в методической работе – организация методической учебы, цель которой – информационное и методическое сопровождение. Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Этому в полной мере способствует стабильность педагогического коллектива, высокий уровень квалификации кадров, эффективная управленческая поддержка инновационных процессов в школе, достаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов школы по вопросам инновационной деятельности. Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи:
– создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов;
– обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации. Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет более широкую структуру.

ольга ханжина
Конкурсы как инновационная форма развития профессиональной компетентности педагога

В современных условиях, когда на государственном уровне признаются приоритетными процессы выявления, поддержки и распространения наиболее ценных содержательных инициатив педагогов и общеобразовательных организаций, конкурсы педагогического мастерства приобретают особый смысл в качестве важнейшего источника модернизации современного образования.

Неразрывно связанные с инновационными процессами в образовании и направленные на пропаганду педагогических идей и достижений, профессиональные конкурсы способствуют открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества, повышению социального статуса и профессионализма работников образования, становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

Существенное значение имеет тот факт, что в настоящее время профессиональные конкурсы являются важной составляющей в профессиональном развитии педагога в части приобретения способности к системному видению педагогической реальности, понимания необходимости владения современными образовательными технологиями, формирования готовности к диссеминации инновационного педагогического опыта. В связи с этим конкурсное движение представляет собой особую инновационную форму повышения квалификации, средство развития профессиональной компетентности педагога.

Значимость профессиональных конкурсов особенно проявляется в контексте возрастающей потребности в раскрытии творческого потенциала личности педагога, что в свою очередь, является одним из условий становления современного качества образования.

Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению молодых специалистов.

Конкурсные соревнования – это место встреч, расширение возможностей для профессионального общения, получения новой информации. В программу конкурсов могут быть включены круглые столы, дискуссии на педагогические темы, встречи с учителями-новаторами, поездки в другие города и регионы на встречи с коллегами и др. Эти мероприятия, создающие хороший настрой на сам конкурс, как правило, приурочены к его открытию или закрытию.

Цель ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ конкурсОВ (ИЛИ Цель конкурсного движения педагогических работников) – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.

Конкурс (профессионального мастерства) решает свои конкретные задачи :

– выявляет лучших педагогов;

– оценивает профессионализм участников;

– стимулирует развитие системы образования;

– создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде наиболее востребованных и популярных идей.

Профессиональные конкурсы «Учитель года» стали уже традицией, проводятся ежегодно и представляются как праздники. Чествование лучших учителей и является, по существу, праздником, который сплачивает профессиональное сообщество, рождает чувство причастности и гордости за профессию.

Конкурс – это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. все то, что присуще состязанию – может быть подумать над этой фразой). В этом массовом мероприятии участвуют не только педагогические коллективы, но и нередко дети, их родители. Конкурс – это своеобразный ритуал единения профессионального сообщества и коллективов ОУ. Каждый из его гостей и участников может испытать чувство гордости за учреждение, в котором работает, город, систему образования. Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, люди, которых ситуация достижений) не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, педагоги, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, разряд и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.

В то же время намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, педагог, стремится доказать свою состоятельность, участвуя в конкурсах внутри учреждения, в районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи.

Конкурс – это публичное выступление человека перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачуОни не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность – стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие люди тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким педагогам следует помнить – если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внутренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.

Основную проблему профессиональных педагогических конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство человека, если он работает «за закрытыми дверями»? Обычно для этих целей организуются «Дни открытых дверей». Однако именно необходимость давать такие занятия зачастую и служит причиной нежелания педагога участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному мероприятию, не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых занятий, которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы воспитателя в детском саду. Как же решить эту проблему?

Если исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения занятия, а целая система работы воспитателя, то и презентовать нужно систему. Помимо изучения открытых мероприятий, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают педагогические разработки : авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, а также планирование, конспекты занятий и сценарии, разработки для детей. Можно снять фильм о мастерстве педагога, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.

Творческий отчет – это претендующая на новизну и оригинальность формы и результата демонстрация педагогического опыта, позволяющая комплексно оценить целостную систему деятельности педагога.

Результатом деятельности в данном направлении можно считать активность участия педагогов в конкурсах разного уровня (т. в конкурс муниципального и регионального уровня проходят победители районных конкурсов) и их результативность на муниципальном и. К результативности по качественным показателям можно отнести такие критерии: готовность педагогов решать задачи, поставленные перед дошкольным учреждением; владение новыми знаниями и применение их на практике; способность к профессиональному саморазвитию; повышение компетентности педагогов; повышение мотивации педагогов, укрепление уверенности в себе, снижение эмоционального выгорания и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *